Коллективное погребение фатьяновской культуры.
В конце 50-х годов 20 в. при исследовании многослойной неолитической стоянки Николо-Перевоз-I у д. Сущево Талдомского р-на Московской обл., было обнаружено коллективное фатьяновское погребение.
Нужно отметить, что фатьяновские погребения на неолитических стоянках к настоящему времени не такая уже и редкость. Но все они, как правило, не связаны со временем функционирования основного поселения. Можно предположить, что выбором таких захоронений послужило удобное расположение места.
Иное дело погребение на Николо-Перевозе. Здесь могильная яма прорезала слой волосовской неолитической культуры ( по нашим представлениям синхронной фатьяновской в Волго-Окском междуречье)и перекрывалась более поздними культурными напластованиями, содержащими «сетчатую « керамику.
В могиле 9 мужских костяков. Между позвоночными и реберными костями некоторых погребенных были обнаружены кремневые наконечники стрел, типичные для волосовской неолитической культуры. Один из каменных сверленных боевых топоров, положенных в могилу, оказался разбитым у просверленного отверстия, причем его фрагменты не все присутствовали в захоронении. Можно предположить, что топор оказался разбитым в момент конфликта , и, в последствии, часть осколков просто затерялась и не могла быть найдена «соплеменниками» убитых. С другой стороны, возникает вопрос: чем же в данном случае оборонялся кто-то из участников конфликта – ведь даже при ударе о крепкое дерево (примитивная дубина) каменный топор не разобьется…Можно предположить, что таким «орудием обороны» явился большой булыжник или каменная шлифовальная плита…
Интересно и то, что верхние горизонты культурного слоя, содержащие волосовскую неолитическую керамику , практически на всей исследованной площади поселения, содержат некоторое количество собственно фатьяновской керамики, что говорит о том, что фатьяновцы прибывали какое-то время на данном поселении, после изгнания аборигенов.
Представляется совершенно справедливой точка зрения о том, что данное погребение отражает конфликт между пришлыми фатьяновцами и представителями именно волосовской неолитической культуры.
При всем моем уважении к такому крупному исследователю фатьяновской культуры как Д.А.Крайнов ( ныне ,к сожалению уже покойным) нельзя согласиться с его мнением, высказанным в ряде публикаций о том, что отношения фатьяновсцев и волосовцев были «добрососедскими», поскольку и те и другие были «индоевропейцами», связанными общностью происхождения, а возникающие конфликтные ситуации, подобной на на поселении Николо-Перевоз, следует относить на счет «чуждых» фатьяновцам носителей «сетчатой» керамики.
Не вдаваясь в подробности о происхождении вышеуказанной культуры «сетчатой» керамики, по нашему мнению, более поздней, чем фатьяновская культура, следует отметить, что Д.А. Крайнов здесь несколько увлекся и не придал должного внимания стратиграфии поселения, из которой четко следует что горизонт, содержащий артефакты фатьяновской культуры сопряжен исключительно с волосовскими напластованиями, а вышележащие горизонты не содяржат таких артефактов in situ.
Иными словами здесь мы имеем именно конфликт между местным волосовским населением и пришлым фатьяновским.
Погребение на стоянке Николо-Перезов ( из личных архивов)

Вход
Зарегистрироваться

Наверх
