Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Московская Русь и Астраханское ханство


В этой теме нет ответов

#1
Рус14

Рус14

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 222 сообщений
  • Город:Сибирь
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: балтид с нордической примесью
  • Вероисповедание:Православный
Во второй половине 60-х годов XV века, в результате продолжившегося распада бывшего «Улуса Джучи», образовалось ещё одно самостоятельное татарское ханство – Астраханское. Возникновение этого государства в некоторой степени было связано с борьбой Московской Руси и Большой Орды. Как повествует Никоновская летопись, в 1465 году большеордынский хан Махмуд «со всею Ордою» двинулся на Русь. Очевидно, что этот поход был вызван прекращением выплаты дани и имел цель принудить Ивана III к возобновлению даннических отношений. Однако планам хана не суждено было сбыться: ордынское войско подверглось внезапному нападению крымских татар и было разбито: «Того же лета поиде безбожный царь Махмутъ на Русскую землю со всею Ордою и бысть на Дону. Божиею же милостию и Его Пречистые Матери прииде на него царь Азигирей и би его и Орду взя. И начаша воеватися промежь себе, и тако Богъ избави Русскую землю отъ поганыхъ» (Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 12, стр. 116-117). Так было сорвано очередное крупномасштабное нашествие татар на Русь, а сам Махмуд вскоре был свергнут своим братом Ахматом и обосновался в Астрахани, явившись основателем и первым правителем этого государственного образования.
Первоначально отношения Москвы с Астраханским ханством складывались мирно, между двумя государствами существовали торговые отношения: «Ежегодно люди из Москвы плывут на своих судах в Астрахань за солью» (Барбаро и Контарини о России. М. Наука. 1971 http://www.vostlit.i...frametext.htm.). Ситуация изменилась в 1480 году, когда правитель Большой Орды Ахмат предпринял попытку восстановить зависимость Руси от Орды. Готовясь к решительному столкновению с Русью, Ахмат к 1480 году подчинил Ногайскую орду, Узбекское и Астраханское ханства, войска которого приняли участие в нашествии на Русь, закончившемся знаменитым «стоянием на Угре». «Того же лета безбожныи царь Ахмуть Болшея орды поиде на православное христианство на Русь, святыя церкви и на великого князя, похваляся разорити святыя церкви и все православие пленити и самого великого князя, якоже и при Батыи было, а слышавъ, что братиа отступиша отъ великого князя; а король съ царемъ съдиначилися, и послы королевы тогда у царя беша и советъ учиниша приити на великого князя царю отъ себе полемъ, а королю отъ себе. А съ царемъ вся орда и братаничь его царь Касымъ, да шесть сыновъ царевыхъ и безчисленое множество Татаръ съ ними.» (Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18, стр. 267). http://psrl.csu.ru/toms/Tom_18.shtml
Однако, на протяжении последующих лет о каких-либо враждебных действиях Астрахани по отношению к Руси источники не сообщают. Дело было естественно не в «миролюбии» астраханских ханов, а в объективных причинах, затрудняющих прямое военное столкновение двух государств: прежде всего Астраханское ханство было отделено от Руси владениями иных татарских ханств, к тому же после падения Большой Орды, занимавшее выгодное геополитическое положение, но в то же время наиболее слабое из всех татарских государств, Астраханское ханство само становится объектом притязаний правителей Крыма и Ногайской орды, пытавшихся подчинить это государственное образование путём утверждения на астраханском престоле своих ставленников. Так что астраханским правителям было не до набегов на далёкую Русь, что впрочем не мешало и астраханцам иметь некоторое отношение к русско-татарскому противостоянию и извлекать из него определённую выгоду. Например, после крупномасштабного крымско-литовско-казанского нашествия на Московскую Русь в 1521 году, по сообщению Сигизмунда Герберштейна «Казанский царь Сагиб-Гирей всех захваченных им в Московии пленников продал татарам на рынке в Астрахани, расположенной близ устья Волги». http://www.vostlit.i.../frametext7.htm. И вплоть до падения Астраханской орды на его территории находилось большое количество русских пленников. Имеются сведения и об участии астраханских войск в русско-казанских войнах. Так в 1530 году во время очередного Русского похода на Казань на стороне казанцев были и союзные им астраханские татары: «И месяца Июля въ 10, в неделю призва Бога на помощь и поидоша къ граду х Казани со многими людьми. И царь Казанский Сафа-Кирей со всеми Казанскими людми, къ нимъ же приде на помощь изъ Ногай Мамай, Мырзинъ сын болшей, со многими людми да Яглычъ князь со многими людми и Азтороканские люди… (ПСРЛ т. 13 Никоновская летопись стр. 47).
В целом же до начала 50-х годов XVI в. отношения Московской Руси и Астрахани были мирными, более того угроза со стороны Крыма заставила часть астраханской «элиты» искать союза с Русью и в 1533 г. между Москвой и Астраханью был заключён союзный договор: «Того же лета, Августа, прииде къ великому князю Василью Ивановичу всея Руси на Москву из Азторокани отъ царя Абдыл-Рохмана Кудалыяръ з грамотою о дружбе и о любве, и князь великий с ним во дружбе учинился…» (ПСРЛ т. 13 Никоновская летопись стр. 72). В 1537-1541гг. году между Русью и Астраханью неоднократно имели место обмены посольствами и подтверждения договора «о братстве и о крепкой дружбе». Тем не менее, в 1541 году несмотря на наличие мирного договора, астраханские отряды неожиданно приняли участие в организованном крымским ханом нашествии на Московскую Русь: «А царь (крымский) забылъ своей правды и дружбы, нача наряжатися на Русь и съ своим сыномъ чаревичемъ Менгиреемъ, и всю орду съ собою поведе, а остави въ орде стара да мала; да съ царемъ же князь Семенъ Белской, и многыхъ ордъ люди, Турского царя люди, и съ пушками и съ пищалми, да из Нагай Бакий князь съ многими людми, да Кафинцы, и Азтороканцы, и Азовцы и Белогородци, идет на Русь съ великою похвалою, хотя потребити христианство…» (Никоновская летопись ПСРЛ т.13 стр. 100-101). Вероятно на некоторое время «крымская партия» при дворе Абдул-Рахмана одержала верх над «московской», или же в нашествии крымского хана приняли участия какие-то неподконтрольные астраханскому хану отряды. Как бы то ни было, но в следующем году в Москву прибыл посол «о крепкой дружбе» и на протяжении 40-х годов между двумя государствами сохранялся мир. Однако, как показали события 1480, 1530 и 1541 годов, было очевидно, что при определённых условиях и от Астраханской орды, в случае её нахождения в союзных или зависимых отношениях с иными, враждебными Москве татарскими ханствами, могла исходить некоторая угроза Руси, что естественно требовало от московского правительства принятия мер для её нейтрализации…
Геополитическая ситуация в Восточной Европе резко изменилась после разгрома в 1552 году Казанского ханства (последним правителем которого кстати был выходец из Астрахани), одним из результатов победы над Казанью было то, что владения Москвы непосредственно приблизились к владениям Астраханских ханов. И хотя Астраханское ханство по сравнению с Крымом и ногайцами было наиболее слабым в военном отношении, и само по себе не представляло какой-либо существенной угрозы для Московской Руси, тем не менее, подчинение в той или иной форме Астрахани враждебным Москве татарским государствам, приводило к усилению последних, юго-восточные рубежи Руси подвергались ещё большей опасности. Кроме того, Астрахань занимала выгодное геополитическое положение, контролируя плодородные территории Нижнего Поволжья и являясь одним из центров торговли, замыкающим Волжский торговый путь. Следовательно, перед усилившимся и растущим Русским государством неизбежно встал вопрос о мерах по дальнейшему обеспечению безопасности южных рубежей и продолжении расширения подвластной территории и сфер влияния на плодородные, стратегически и экономически важные территории Нижнего Поволжья.
В свою очередь и Крымское ханство не собиралось отказываться от подчинения Астрахани и к 1552 году астраханский престол занял ставленник Крыма Ямгурчей, который «обеты своя изменив и посла ограбив», разорвал союз с Русью. Утверждение в Астрахани прокрымского хана заставило московское правительство решительно действовать. Заключив союз с враждебной Ямгурчею ногайской знатью во главе с мурзой Исмаилом, Иоанн IV в 1554 году организовал военный поход на Астрахань, поставив перед своими воеводами задачу свергнуть Ямгурчея и посадить на астраханский престол, в то время лояльного Москве Дервиша-Али. «Того же лета, Октября, пришли к государю послы изъ Нагай от Смаил-мырзы и отъ ыныхъ мырзъ, Темиръ съ товарыщи, а били челом от Смаилъ-мырзы и от ыных мырзъ, чтобы их царь и великий князь пожаловалъ, оборонил отъ Емгурчиа царя Астороканьского, отпустилъ бы на Астрахань Дербыша-царя да рать свою послал и посадилъ бы на ней Дербыша-царя; а Исмаил и с ыными мырзами его царево дело учнутъ делати, какъ имъ царь и великий князь велитъ… И царь и великий князь уповая на всемогущаго Бога и великие Его щедроты и на Пречистую Его Богоматерь и великыхъ чудотворцовъ молитву, и за свою обиду и срамоту, яже царь Ямгурчей обеты своя изменилъ и посла ограбилъ, и по Ногайскых мурзъ челобитию умыслил послать рать свою на Азстрахань» (ПСРЛ т.13. Никоновская летопись, стр. 235-236).
В мае 1554 года русские войска под командованием воевод Юрия Ивановича Пронского-Шемякина, Михаила Петровича Головина, Игнатия Михайловича Вешнякова, Ширяя Кобякова, Степана Григорьева Сидорова, Андрея Булгака Борятинского и Александра Ивановича Вяземского выступили в поход, достигнув через месяц низовий Волги. 27 июня под Чёрным Яром состоялось сражение русских и астраханских войск, окончившееся разгромом передовых отрядов Ямгурчея. 2 июля 1554 года русские войска без боя заняли Астрахань, после чего Ямгурчей, находившийся до того с остатками своего войска в низовьях Волги, бросил свой гарем и бежал в Азов. Преследуя Ямгурчея и его беспорядочно отступающие войска «июля в 7 день, князь Юрий Иванович съ товарыщи, вверхъ Уского Мочаку на Карайбулаке и Божиимъ милосердиемъ, а царевым великого князя счастиемъ, многих людей побили, а иных живых поимали. И Азстороханьские люди пошли на поле конные и пешие, и воеводы пошли за ними на поле и дошли ихъ у Белого-озера и тутъ многых людей побили и полону Русского много отполонили» (Никоновская летопись, ПСРЛ т.13 стр. 244).
Таким образом, первый Русский поход на Астраханское ханство был успешно завершён. Задачи поставленные царём перед воеводами были полностью выполнены: «крымский» правитель Астрахани был разбит и свергнут, на его место посажен московский ставленник Дервиш-Али, большая часть астраханской знати «правду царю и великому князю дали на томъ, что имъ царю великому князю и Дербыш-Алею царю служити прямо», и Астраханское ханство попало в вассальную зависимость от Московской Руси. По условиям нового мирного договора хан обязался освободить всех, находившихся на тот момент на территории Астраханского ханства Русских пленных, устанавливалась ежегодная дань Русскому государству в размере 40000 алтын и 3000 рыб. В случае смерти хана, решение вопроса о наследнике астраханского престола предоставлялось Русскому царю. Также, русским предоставлялось право беспошлинной рыбной ловли во владениях астраханского хана, а в самой Астрахани на постоянной основе располагался русский военный отряд.
Успешное завершение похода 1554 года не привело к окончательному решению «астраханского вопроса», борьба за Астрахань была ещё далека от завершения. В следующем 1555 году Ямгурчей при поддержке крымского хана и враждебных Руси ногайских мурз предпринял неудачную попытку вернуть себе Астрахань. Также и Дервиш-Али отнюдь не собирался довольствоваться вассальными отношениями с Москвой, отразив нападение Ямгурчея, он установил союзнические отношения с крымским ханом, приславшим в Астрахань отряд воинов. Весной 1555 года Дервиш-Али попытался выслать из Астрахани Русского посла Петра Тургенева, но на пути в Москву посол был встречен направляющимся в Астрахань стрелецким головой Григорием Кафтыревым, который «Петра воротил и сам погрёбъ в Асторохань съ стрельцы и со всеми казаки». При приближении к Астрахани отряда Кафтырева хан бежал из города, но на этот раз Москва не намерена была идти на обострение отношений с астраханским ханом, и конфликт был улажен миром: Астрахань была освобождена на один год от уплаты дани, а «царь Дерьбыш и з детьми и вся земля пришли во Асторохань и государю въ холопстве учинилися» (Никоновская летопись ПСРЛ т.13 стр. 258). Несмотря на столь значительную уступку со стороны Москвы, Дервиш-Али не отказался от прокрымской ориентации и вскоре, опираясь на поддержку Крыма и своих ногайских союзников, изгнал из Астрахани московского посла и сопровождавший его воинский отряд, окончательно разорвав тем самым вассальные отношения с Русским государством: «Дербышъ-царь въ Асторохани царю и великому князю изменилъ, сложился с Крымским царёмъ и съ Нагайскими мырзами, с Ысуфовыми детми и с ыными мырзами, которые выбиты изъ Нагай, посла Леонтия Мансурова выбилъ изъ Асторохани» (Никоновская летопись ПСРЛ т.13 стр. 265).
Таким образом, как и в случае с Казанью, попытка установления с Астраханской ордой мирных вассальных отношений окончилась полной неудачей, следовательно «астраханскую проблему» можно было решить только путём ликвидации Астрахани как самостоятельного государства. С этой целью был организован второй поход, весной 1556 года в направлении к Астрахани выдвинулись отряды стрельцов Ивана Черемисинова и Тимофея Тетерина, волжские и донские казаки Ляпуна Филимонова и Михаила Колупаева, а также вятское ополчение под командованием Фёдора Писемского. Первыми к Астрахани подошли казаки Филимонова и нанесли поражение защищавшему город татарскому войску, а подошедшие вскоре главные Русские силы, взяли оставленную ханом Астрахань. В дальнейшем, после нескольких столкновений русских войск, а также союзных Москве ногайцев с отступившими в дельту Волги татарами, бывший астраханский хан бежал в Азов, затем в Мекку, а его бывшие владения были включены в состав Московской Руси: «А писали из Асторохани головы (стрелецкие): пришли они в Асторохань, а город пустъ, царь и люди выбежали; и головы в городе въ Асторохани сели и город зделали крепокъ и, утвердивъ совсемъ, ходили за царёмъ пять денъ отъ Асторокани въ Мачакы къ морю; и нашли суды все Астороханские, посекли и пожьгли, а людей не дошли: пошли на берег далече; а въ другой ходили плавные головы Федоръ Писемский да Тимофей Тетеринъ и сошли царя отъ берегу верстъ з дватцать, и пришли ночью на царя и побили въ улусахъ у него многыхъ людей: и на утро събрався Дербышъ-царь съ мурзами Нагайскыми и съ Крымцы и со всеми Астороханцы, и билися съ ними, до Волгы идучи, весь день, и отошли головы со всеми людми, далъ Богъ, здорово; а прежде их приходилъ н царя Ляпунъ отоманъ съ товарищы и поималъ многие улусы, княгини и девкы, жонкы и робята, а людей побилъ многыхъ: потому Астороханьцы выбежали изъ города…
И укрепилися въ городе головы, какъ безстрашно сидеть, и по Волге казаковъ и стрелцовъ розставили и отняли всю волю у Нагай и у Астороханцовъ рыбные ловли и перевозы все…
…и Дербыш побежалъ въ Азовъ, а оттоле къ Мекки; а чёрные люди Астороханцы приходятъ к Ивану и къ Михайлу и биютъ челомъ и правду царю государю даютъ, чтобъ ихъ государь пожаловалъ, велелъ житии по-старому у города у Асторохани и дань давати»
(Никоновская летопись ПСРЛ т.13 стр. 274-277). http://psrl.csu.ru/toms/Tom_13.shtml
Так был ликвидирован ещё один осколок Золотой Орды - Астраханское ханство. Включение Нижнего Поволжья в состав Руси имело огромное, как экономическое, так и военно-политическое значение. В результате присоединения к Руси сама Астрахань значительно усилилась экономически и вновь превратилась в один из крупнейших центров международной торговли: «Читракан—область не очень большая, прежде — царство, заимствует [свое] имя от города того же [имени], находящегося у устьев Волги. В прошлом она была общим рынком всех и северных и южных народов, до тех пор пока европейские купцы посещали город Тану, куда привозились пряности и разные другие товары из Индии и иных южных стран. Но после того как по разным причинам венецианские и генуэзские купцы перестали торговать в Тане, Читракан стал мало посещаться персами и другими им соседними народами. Поэтому с прекращением торговли, область в большей части и почти целиком потеряла прежнюю славу и величие, пока, наконец, не была покорена татарами. Однако, потом, после того как она попала под власть московитов, открылось плавание по Волге, до тех пор очень затрудненное, а поэтому персы и армяне снова стали возить пряности и другие товары, которые оттуда переправляют дальше вверх по Волге, Оке и Моско в Моску» (Франческо Тьеполо Рассуждение о делах московских // Исторический Архив, Том III. М.-Л. 1940 http://www.vostlit.i.../frametext.htm). Кроме того, Русское государство, укрепив безопасность степных рубежей, значительно расширило свою территорию в юго-восточном направлении до естественных границ на Каспийском море, Астраханская крепость стала неприступным форпостом Руси на юге, а Волга на всём своём протяжении стала Русской рекой, что означало установление полного контроля Руси над волжским торговым путём. Присоединение Поволжья также открывало возможности для хозяйственного освоения плодородных степных территорий и дальнейшего расширение сфер влияния Русского государства в южном и восточном направлении.

Сообщение изменено: Рус14, 01 Сентябрь 2011 - 16:49.

Россия превыше всего!



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей