А я вот покопался в кривичах.
Все же любопытна связь Русь = Кривия. У Багрянородного кривичи строят лодки русам. Связь их имелась видимо очень давно, вероятно связь религиозная.
Корни религии кривичей полюбому можно проследить от пруссов. Кривичам свойственен валдайский тип, который связывает их так же с балтами.
В итоге, я пришел к выводу, что привязка Кривии к Руси связана с религиозным доминированием кривичей в Руси. и до христианизации, вероятно русы исповедовали эту кривичскую балто-славянскую религию.
приведу сюда немного фактов:
1.
-
Кривичи (народ, VI—X вв., кривичи произошли от полочан (IX в.)(ПВЛ), валдайский тип), хотя тут есть противоречия с этим "Летописи говорят о происхождении кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Беларуси племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках." Выходит, нечто вроде "белые хорваты(6 в.)=>полочане(9 в.)=>кривичи(6-9 в.)". Т.е., непонятно, что первично к чему было.
Цитата
В. Ластовский, ссылаясь на свидетельства древних исторических источников, замечал: “Взаимоотношения Кривичей и Литвинов уходят корнями глубоко в доисторическое прошлое. Согласно Адаму Бременскому, Кривичи, перед принятием христианства, ездили в Курляндию и Самогитию на поклонение тамошним святыням, а значит, имели общих богов. Карамзин говорит: ‘наименование Кривичи дает право думать, что кривское племя также как и литовское признавало первосвященника Крыве — главой своей веры’” (Ластовский В. История белорусской (кривской) книги: Попытка пояснительной книгописи от Х до начала ХIХ ст. Kaunas, 1926. С. 79
"
Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в
980 году"
Крещение Руси
"Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году [2] и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 [1][3][4][5] или 991 году[5])."
Т.е.,
последний кривичский князь был убит как раз перед крещением. Разве это не любопытное совпадение?
Но затем, сами "кривичи" ещё упоминаются, видимо уже без князя: "В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами." как это обьяснить, как не религией?
Помимо этого:
"Племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца
XVII века)"
Вот от сюда и ассоциация Кривии с Русью, имхо.
-
Кривайтисы (жрецы, Видевут , совместно с Брутеном I, ок. 503 года н. э) - "Кривайтисы происходят от пришедших видивариев на земли эстиев (зап. балтов) в 6 в.н.э." (Кулаков)
Цитата
Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра - в середине XII века, Ромува же держалась до конца XIII века, причем жречество Ромувы “функционировало” - пусть и на новом месте, в Вильно, в течение еще двух столетий после захвата Семланда крестоносцами.
"
1414 г. - Гинтовт, 74ый (последний) кривайтис умер"
3.
латыш. Krievija - Русь
"кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград (К.Багрянородный)"
"В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде."
"Валдайский (деснянский) тип: Обобщенная характеристика его такова: несколько выше среднего рост, брахикефалия, умеренная пигментация волос и преимущественно светлая – глаз, среднее или ниже среднего развитие бороды и несколько ослабленный рост волос на груди, довольно широкое и невысокое лицо со средней профилировкой, среднеширокий нос; процент вогнутых спинок носа колеблется в пределах 5-15, процент выпуклых несколько превышает его, кончик носа горизонтальный или приподнятый, верхняя губа средневысокая, ортохейличная.
Наиболее характерные представители этого комплекса – белорусы и литовцы. Е.М. Чепурковский выделил тип - светлоглазый брахикефал (широкоголовый), населяющий Валдай и дающий ответвления в сторону Вологды и Костромы. Западный великорус по своим антропологическим чертам сходен с белорусами, некоторыми литовскими и польскими группами и, по мнению Чепурковского, связан с позднейшими пришельцами с запада.
Чепурковский выдвинул гипотезу, согласно которой валдаец - потомок славянского племени кривичей."
Исходя из связи эстии/видиварии, можно предположить, что видиварии - это как раз и есть готы, среди которых могли быть и нашы русы. И их проникновение было религиозным. И имхо религиозная консолидация выглядит вполне возможной, как для обоснования создания полиэтнический языческой Руси, где признавалась религиозная власть кривичей/кривайтисов.
По другой версии, русы - это готы, которые перешли на сторону гуннов и славян против других готов, ради контроля Днепра и Крыма. Именно контроль над Крымом и Днепром мог бы сделать готов успешными в торговле и в других сферах.
Но это все гипотезы.
В любом случае, любопытно, что в религии пруссов разрешалось три жены. Интересно, узнать, был ли подобный устав у славян Руси и тех же кривичей.
Кстати, "полочане" звучит близко к "поляне", тут есть один корень - "(с)палы", как раз того племени, которое готы на Днепре покорили. И возможно, по этой причине эти полочане и стали кривичами, сменив религию.
Хотя, сам по себе Перкунас, был у славян и до кривайтисов, у тех же антов. Но троица балто-готских славян, включала и Велеса и Перкунаса. Про богов водных стихий у славян нам увы мало известно.
Особняков стоит Стрибог и Даждьбог. Даждьбог по мифам является предком русов и сербов. И вот как раз сербы, а точнее сорбы в ареале вендов, если у них был Даждьбог позволили бы реконструировать миф. так как у сербов дажбьюог ещё и с приставкой "кривой, хромой" и т.д. этим можно было бы его связать с Кривом, возможно первым Кривайстисом, от которого бы пошли и кривайтисы и кривичи.
Но опять же, это все догадки. Но прусскую мифологию по Кулакову можно достаточно хорошо реконструаировать, а с неё можно уже и видеть эволюцию божеств у славян и балтов. Кроме Даждьбога, Стрибога...