
Заселение территории современной Смоленщины человеком относится к верхнему палеолиту, хронологические рамки которого определяются временем от 40—35 до 12—10 тыс. до н.э. (Григорьев Г.П. 1970). Этот период совпадает с завершающей фазой ледникового периода. Материковый лед прочно занимал тогда весь Север и Северо-Запад Восточной Европы, что обусловило суровость климата всей рассматриваемой территории. Растительность Верхнего Поднепровья носила тогда тундровый характер с элементами сухих степей. Фауна отличалась наличием ныне вымерших мамонта, шерстистого носорога, дикой лошади, пещерного медведя и др. (Гричук В.П. 1952). Остатки этих животных обнаружены на территории области в нескольких десятках пунктов (Салов И.Н. 1957). Скопление целых и расколотых костей шерстистого носорога, выявленное у с. Гамково в Краснинском р-не, первоначально рассматривалось как остатки древнейшего на Смоленщине поселения человека (Лявданский А.Н. 1927), однако раскопки там опровергли это предположение (Поликарпович К.М. 1957. С. 61). По-видимому, это было своеобразное кладбище ископаемых живот¬ных, возникшее без участия человека (Громов В.И. 1948. С. 164). Археологические памятники верхнего палеолита на Смоленщине редки, широким раскопкам не подвергались. Таковы, например, стоянка Сертея 7 близ д. Рудня или стоянки 1 и 8 у д. Сертея в Велижском р-не, на которых найдены характерные кремневые скребла на массивных отщепах, ножи, отщепы с микроретушью и др. орудия верхнепалеолитического облика. Малочисленность таких памятников и недостаточная их изученность не позволяют пока дать сколько-нибудь развернутую характеристику позднего палеолита Смоленщины. Основываясь на материалах соседних территории, следует отметить, что поздний палеолит — время окончательного формирования человека современного вида, сложения раннепервобытной родовой общины (История первобытного общества... 1986. С 171—226). В этот период достигли совершенства приемы коллективной охоты на мамонта, шерстистого носорога, дикую лошадь и др. крупных животных. Появляется первобытное искусство, замечательные образцы которого обнаружены, в частности, на памятниках соседней Брянской обл.
Следующая за палеолитом эпоха — мезолит (средний каменный век), относящийся уже к послеледниковому периоду, большинством исследователей на рассматриваемой территории датируется 9—6-м тыс. до н.э. Климат в центральной части Русской равнины стал в то время теплее, чем в верхнем палеолите, но оставался холоднее современного. Хотя кое-где сохранялись реликтовые ландшафты холодных степей, ведущую роль в естественной растительности стали занимать леса таежного типа, преимущественно смешанные (Нейштадт М.И. 1957).
Мезолитические памятники представлены на Смоленщине стоянками — следами поселений, а также остатками кремнеобрабатывающих мастерских, располагавшихся вблизи выходов кремня. Они известны в различных частях региона, но изучены пока недостаточно. Таковы, например, стоянки 9—13 у пос. Катынь и у д. Ладыжицы на оз. Купринское в Смоленском р-не, несколько стоянок на р. Сертея (левый приток р. Западная Двина) в Велижском р-не, стоянка у д. Дубровка на р. Десна (левый приток р. Днепр) в Рославльском р-не. Кремнеобрабатывающие мастерские зафиксированы на левом берегу Днепра близ д. Аносово в Новодугинском р-не. Ранним мезолитом датированы кремнеобрабатывающая мастерская, расположенная напротив пос. Аносовский Льнозавод в Новодугинском р-не, и стоянка Устье Зуд. Настасьино в Сычевском р-не. Большинство других мезолитических памятников Смоленщины относится к позднему периоду этой эпохи. Основ находки на мезолитических памятниках — кремневые орудия, в т. ч. наконечники стрел, скребки, острия, скобели, вкладыши для составных орудий, основа которых изготовлялась из дерева, кости или рога, грубо оббитые тесловидные и топоровидные орудия. Встречаются изделия из кости. В кремневой индустрии наблюдается ряд черт, характерных для мезолита в целом: преобладание среди заготовок для орудий пластин правильной геометрической формы и небольших пластинчатых отщепов; частое использование пластин в качестве орудий без дополнительной обработки; преимущественно односторонняя обработка орудий; близкие формы резцов на углу сломанной заготовки, т.е. пластины или отщепа.
Есть определенные основания предполагать, что мезолит Смоленщины в культурном отношении неоднороден. Так, среди находок со стоянки Ладыжицы и катынских мезолитических памятников имеются так называемые «постсвидерские» наконечники стрел из пластин, преобладают концевые скребки на пластинах и вкладыши из сечений пластин. Эти особенности сближают названные стоянки с памятниками неманской мезолитической культуры на территории Литвы и Беларуси, и бутовской культурой в Волго-Окском междуречье (Кольцов Л.В. 1976. С. 21—26; 1977. С. 95—119). В то же время на др. мезолитических памятниках области преобладают орудия на отщепах, встречаются асимметричные наконечники стрел с боковой выемкой, широко распространены скребки, а резцы, наоборот, сравнительно малочисленны, причем большая часть их изготовлена небрежно. Эти особенности могут быть сопоставлены с чертами, характерными для мезолитических стоянок Посожья и Могилевского Поднепровья, а также для памятников иеневской мезолитической культуры Волго-Окского междуречья (Александренков Э.Г., Жилин М.Г. 1982).