Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Девственницы по обету (Албания)


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
2 ответов в этой теме

#1
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Девственницы по обету

Традиция обета девственности уходит корнями в Кодекс Лека Дукаджина – кодекс поведения, который передавался из уст в уста среди кланов северной Албании на протяжении пяти веков. В Албании, преимущественно мусульманской стране, кодексу следовали и мусульмане, и христиане, хотя турки-оттоманы и правительства одно за другим пытались снизить его влияние. Согласно кодексу, роль женщины жестко ограничена заботой о детях и доме. Цена женской жизни составляет половину мужской, в то время как цена жизни девственницы равна мужской – 12 быков.

Обет девственности был обусловлен социальной необходимостью в сельских регионах, охваченных войнами и смертями. Если глава погибал и не оставлял после себя наследников мужского пола, влияние могли получить незамужние женщины. Принося клятву девственности, женщины могли взять на себя мужскую роль главы семейства, носить оружие, владеть собственностью и иметь свободу передвижений.

Фа'афафины или "девственницы по обету" отказывались от своего пола и от сопряженных с ним условностей. Они переставали быть женщинами в исконном биологическом смысле - не могли уже выйти замуж и родить детей. Но помимо того, эти женщины переставали носить женскую одежду и вели себя как мужчины. Взамен они получали от общества полноценные мужские права - руководства, наследования, раздавания люлей всем, вне зависимости от пола. Правда, и работали они исключительно на мужских работах, требующих изрядной физической силы. К ним прислушивались, как к мужчинам, их мнение принималось, как мнение сильнейшего. Более того, сами мужчины относились к этим людям с большим уважением, ибо "обет девственности" считался "высшей жертвой".

Ни малейшего сексуально-девиантного подтекста в этой традиции не было. "Девственницы по обету" не вступали в интимные отношения ни с кем. Данное явление было продиктовано исключительно определенными социальными факторами. Чаще всего таким образом девушки могли избежать нежелательного брака или же стать главой семьи, в которой не осталось мужчин.
В настоящий момент таких людей осталось не больше десятка. За полвека коммунистического режима в Албании эта традиция была полностью искоренена по понятным причинам. А самое удивительное, что ныне живущие фа'aфафины в один голос утверждают, что совершенно не жалеют о том, как сложилась их судьба.

Некоторые женщины также приносили эту клятву, чтобы избежать насильственного брака. Были и такие, кто решал сохранять девственность с тем, чтобы выразить свою независимость.

"Отказаться от сексуальности, поклявшись сохранять девственность, было способом вести общественную жизнь для женщин в сегрегированном обществе, где господствовали мужчины, – говорит Линда Гусиа, профессор гендерных исследований в Университете Приштины в Косово. – Задачей было выжить в мире, где правят мужчины".
Принесение клятвы сохранять девственность не следует уравнивать с гомосексуальностью, предостерегают социологи. Гомосексуализм в сельской Албании издавна был табуирован. Принесшие клятву женщины не делают пластических операций по смене пола. В северной сельской Албании, по данным исследователей, изучающих этот обычай, проживает около 40 женщин, давших обет девственности.

Паше Кеки вспоминает тот день 60 лет назад, когда она решила стать мужчиной. Она отрезала свои длинные черные кудри, сменила платье на отцовские мешковатые брюки, вооружилась охотничьим ружьем и поклялась никогда не выходить замуж, не иметь детей и не спать с мужчиной.
Если бы она родилась в сегодняшней Албании, говорит 78-летяя девственница, которая дала обет безбрачия в обмен на право жить и руководить своей семьей как мужчина, она предпочла бы остаться женщиной.
"Но тогда быть мужчиной было лучше, потому что тогда считалось – что женщина, что животное – все одно, – рассказывает Кеки, обладательница резковатого баритона. Она сидит, расставив ноги, как мужчина, попивает раки и курит сигареты. – Сегодня у албанских женщин равные права с мужчинами, и они даже более влиятельны. Думаю, сегодня быть женщиной – это хорошо".

Кеки, которую в ее семье называют "Паша", говорит, что решила стать "мужчиной" в возрасте 20 лет, когда в кровавой схватке погиб ее отец. Четверо братьев Кеки выступали против коммунистического режима Энвера Ходжи, который правил Албанией на протяжении 40 лет до своей смерти в 1985 году, и либо сидели в тюрьме, либо были убиты. Стать мужчиной, по ее словам, было единственным способом поддержать ее мать, четырех жен братьев и их пятерых детей.
Командуя своей большой семьей в скромном доме в Тиране, где ее племянницы подносили ей бренди, пока она раздавала приказы, Кеки рассказала, что жизнь в роли мужчины дала ей свободу, в которой было отказано другим женщинам. Она могла работать на стройке и молиться в мечети вместе с другими мужчинами. Даже сегодня, говорят ее племянники, они не смеют жениться без разрешения своего "дяди".
По словам Кеки, то, что она все-таки женщина, делает ее более сострадательной. "Если другие мужчины проявляли неуважение к женщинам, я велела им прекратить это". Она считает, что лишение половой жизни было необходимой жертвой. Ее не печалит то, что у нее нет детей, добавляет она, потому что ее всегда окружали племянники и племянницы. "Я приняла решение на все 100%, и мне хватило сил не повернуть назад".

После того как она стала мужчиной в доме, на нее легло обязательство отомстить за смерть отца, говорит она. Согласно кодексу, за пролитую кровь нужно отомстить пролитой кровью. Когда 5 лет назад из тюрьмы освободили убийцу ее отца, которому тогда было 80 лет, Кеки приказала своему 15-летнему племяннику убить его. Затем семья этого мужчины отомстила, убив племянника.
"Я всегда мечтала отомстить за смерть отца. Мои братья пытались это сделать, но им не повезло. Конечно, я сожалею, что убили моего племянника. Но, если вы убили меня, я должна убить вас".

"Сегодня женщины и мужчины занимают почти одинаковое положение, – говорит Кака Фикири, тетя которой, 88-летняя Камиль Стема, является последней женщиной, принесшей клятву девственности в их поселке. – Мы сильно уважаем принесших клятву и считаем их мужчинами из-за их великой жертвы. Однако стереотипов насчет того, что в доме нет мужчины, больше нет".
Однако в однокомнатном доме в поселке Барганеш сомнений в том, кто носит штаны, нет. Там в недавний день "дядя" Камиль сидела в окружении своих родных, одетая в келеше – традиционный белый головной убор албанских мужчин. Ее единственная уступка женской части ее существа – розовые шлепанцы.

Указывая на старую черно-белую фотографию, висящую у входа – на ней запечатлен симпатичный молодой человек в расцвете лет – Стема говорит, что принесла клятву девственности в возрасте 20 лет, когда умер ее отец и она осталась старшей из сестер.
Став мужчиной, Стема смогла покинуть дом и рубить лес вместе с другими мужчинами. Она носила оружие. На свадьбах сидела вместе с мужчинами. Стоило ей заговорить с женщинами, вспоминает она, как они начинали смущаться.
По словам Стемы, клятва была необходимостью. И жертвой. "Правда в том, что порой я чувствую себя одиноко. Все мои сестры умерли, и я живу одна. Но я никогда не хотела замуж. Некоторые мои родственники пытались заставить меня сменить одежду и носить платья, но, когда они увидели, что я стала мужчиной, они оставили меня в покое".

Этот ритуал был возможностью расширить свои возможности для сельских женщин, которые жили в крайне бедной стране, где господствовали мужчины; при сталинистской диктатуре она на протяжении десятилетий была отрезанной от основной Европы. Но сегодня в Албании, где есть интернет и MTV, этот обычай исчезает. Девочки больше не хотят становиться мужчинами.




Сообщение изменено: xena, 22 Январь 2013 - 09:24.


#2
Trakiec

Trakiec

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 71 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Тракийски българин
  • Фенотип: балкански медитеранид
  • Вероисповедание:Восточное Православие
В общем, даже для нас, остальные балканские народы, албанцы всегда были несколько загадочными и непонятными до некоторой степени.

Сообщение изменено: Trakiec, 30 Январь 2013 - 05:28.


#3
daster

daster

    Qvos ego!

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 860 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:georgian
  • Фенотип: iberian
  • Y-ДНК:G2a2b
  • мтДНК:...
  • Вероисповедание:georgian church
Ета патриахальность архаическая черта или следствие обшей деградации обшественной жызни автохтонов в османской империи?

  • "Спасибо" сказали: Tora_sama и КОВАЛЬ ЛЮДОТА


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей