М.А. Юшкова
Металлические изделия эпохи бронзы на Северо-Западе России. Известия Самарского научного центра РАН, т.12, №2, 2010
в формате pdf здесь: https://disk.yandex..../2xNVoUbIEe98jg
Работа посвящена характеристике металлических изделий и металлопроизводства во II – первой половине I тыс.до н.э. на Северо-Западе России.
Выдержки:
Сведения о местном бронзолитейном производстве эпохи бронзы получены при раскопках поселений культуры сетчатой керамики , которая была распространена от Среднего Поволжья до Карелии, Финляндии, Скандинавии и Эстонии во II- начале I тыс.л. до н.э.
На памятниках этой культуры северозападного региона ( Усть Рыбежна 2, Изсады, Под Сопкой) найдены тигли, льячки, капли и куски меди. Сырьем, скорее всего, служили лом изделий или слитки. Судя по типологии еденичных находок, металл мог поступать на эту территорию как из Скандинавии, так и, особенно, из Волго-Камского центра металлопроизводства.
Первое появление предметов из бронзы на рассматриваемой территории гипотетически связано с распространением изделий сейминско-турбинского типа. Они встречены на огромном пространстве от Южной Сибири до Финляндии.
В Восточной Европе сейминско-турбинские могильники расположены в Среднем Поволжье, нижнем течении Оки и Прикамье. Еденичные находки к западу от основного ареала распространения известны в Архангельской области, на Белом озере, в Финляндии и Прибалтике. Они представлены наконечниками копий, кельтами, ножами, чеканами. Анализ распределения этих находок показывает, что Северо-Западная Россия являлась транзитной территорией для их распространения из Поволжья в Восточную Прибалтику и Финляндию.
Хронология рассматриваемых древностей в настоящее время основывается на радиоуглеродных датах самих сейминско-турбинских памятников ( 4 даты) и синхронных материалах других культур.
Радиоуглеродные даты из Усть-Ветлужского и Елунинского могильников показывают, что на пространстве от Среднего Поволжья до Оби сейминско-турбинские древности существовали практически одновременно в XX-XVII вв. до н.э.
Следующая хронологическая группа металлических находок на Северо-Западе России представлена изделиями североевропейского происхождения.
Присутствие изделий североевропейского происхождения середины II тыс. до н.э. - начала I тыс. до н.э. на Северо-Западе России свидетельствует о существовании торновых, культурных или иных связей. Вполне вероятно, что контакты были прямыми, через Балтийское море. Ядром территории происхождения изделий этого типа являются Южная Щвеция, Северная Германия, периферийной зоной — побережье Балтийского моря ( Швеция, Финляндия, Эстония), прибрежная зона Норвегии южнее Полярного круга, Восточная Прибалтика, а также Северо-Западная часть России ( Приильменье и Поволховье).
Изделия, характерные для ананьинской культурно-исторической общности, представлены кельтом и биметаллическим кинжалом.
Кельты ананьинского типа и формы для их производства распространены на обширных территориях к северо-западу от основного ареала ананьинской культуры вплоть до Швеции и Финлянди. На территории западной и южной части бассейна Белого моря, в Приильменье, Карелии, Финляндии и Швеции найдено 12 ананьинских кельтов и 21 литейная форма для их производства. Концентрация находок литейных форм ( 12 экз.) отмечена в северной Финляндии, где они обнаружены на поселении Сяряисниеми 2 ( с керамикой типа лууконсаари и др.). Рассматриваемые изделия характерны для всего периода развития ананьинской культурно-исторической общности — от первой половины IX в. до н.э. до V в. до н.э.
Еще одной находкой, которая связана одновременно и с ананьинской культурно-исторической общностью и североевропейскими культурами эпохи бронзы является меларский кельт.
Дискуссия о месте происхождения этого типа изделий ведется уже много десятилетий. Одни исследователи полагают, что он возник в Средней Швеции ( А.М. Тальгрен, К.Ф. Мейнандер), другие- что в Среднем Поволжье ( А.Х.Халиков, В.С.Патрушев, Е.Н.Черных, С.В. Кузьминых.). С.В. Кузьминых считает, что кельты меларского типа возникли в ареале культуры сетчатой керамики, откуда они распространились вплоть до Средней Швеции.
Рассматривая карту распространения кельтов и литейных форм меларского и ананьинского типов ( см. рис.2), можно заметить, что ареалы распространения этих изделий совпадают лишь частично. В основном они накладываются друг на друга в Волго-Камском регионе.Зона распространения ананьинских кельтов к западу от Волго-Камья охватывает северные регионы ( Карелия, Финляндия, Северная Швеция) , а меларских кельтов — более южные. Существует довольно значительная зона, в которой зафиксированы обе категории находок ( восточное побережье Средней Швеции, прибрежная Финляндия, Карельский перешеек, Приильменье).
Находки меларских кельтов связаны с культурой сетчатой керамики на позднем этапе, днепро-двинской, верхнеокской, штрихованной керамики ; ананьинских- с позднекаргопольской культурой, лууконсаари и лругими культурными группами Сяряисниеми 2.
Ареал распространения кельтов меларского типа и форм для их отливки в западной части совпадает с территорией распространения единичных находок североевропейской культуры эпохи бронзы. Западное Подвинье, Прибалтика, территория Белоруссии и Северо-Запада России находились в сфере влияния этой культуры начиная с первой половины II тыс. до н.э. С историкогеографической точки зрения логичнее предположить, что происхождение найденных здесь меларских кельтов скорее связано с влиянием Скандинавского центра их производства, чем Волго-Камского.
Можно констатировать, что весь период бронзового века на Северо-Запде России без значительных хронологических лакун заполнен находками, связанными с изготовлением и использованием металлических изделий. Эти находки говорят как о наличии металлообработки, так и о влиянии Волго-Уральского и Скандинавского центров металлопроизводства.
М.А. Юшкова
Эпоха бронзы и ранний железный век на Северо-Западе России Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук
СПб 2011.
в формате pdf здесь: https://disk.yandex..../9GhOcbGVA_xhtQ
Заключение
На протяжении более двух тысяч лет на Северо-Западе России происходило развитие культур
пришлого и местного населения, поддерживались определенные культурно-торговые связи с
окружающими и отдаленными территориями вплоть до Волго-Камья и Северной Европы.
Появление культур эпохи бронзы в изучаемом регионе связано с древностями фатьяновской культуры (2850-1780 гг.до н.э.). Периодом 2300-1680 гг. до н.э. датируются памятники с так называемой фатьяноидной керамикой. Памятники с посудой этого типа на наш взгляд явились генетическими предшественниками культуры сетчатой керамики. Переходной формой является фатьяноидная посуда с сетчатыми отпечатками. Она найдена на поселениях Усть-Рыбежна 2, Сяберская 3 и других.
Наличие на ранних памятниках культуры сетчатой керамики сосудов с примесью органики, а также сосудов с отогнутым профилированным (блюдцевидным) венчиком является наследием сосудов фатьяноидного типа.
Культура сетчатой керамики на Северо-Западе России представлена в основном памятниками южного Приладожья. Расцвет культуры в рассматриваемом регионе, а также в Карелии и Финляндии происходит в середине — второй половине II тыс.до н.э. , в это время функционируют такие крупные поселения как Усть-Рыбежна 2 и3, Ристина Китулансуо, Суомусалми Калмосярка, Йоенсу Вараслампи, Келка 3, Охтома 3.
На многих поселениях зафиксированы следы бронзолитейного производства, появление которого можно связать с влиянием сейминско-турбинской металлургии. Хозяйство населения основано на охоте и рыболовстве, возможно наличие земледелия, имевшего вспомогательный характер.
К югу от ареала культуры сетчатой керамики, в Приильменье, к рассматриваемому периоду (середина-вторая половина II тыс. до н.э.) относятся единичные находки изделий североевропейского происхождения.
Древности культуры сетчатой керамики на рассматриваемой территории сменяются сформировавшимися на ее основе памятниками волховского типа, а севернее — культуры лууконсаари.
Основной ареал памятников волховского типа охватывает Поволховье и Приильменье. Они распространены также на Карельском перешейке и юго-восточной Финляндии, где их называют группой «калмистомяки».
К югу и западу от основного ареала расположены поселения с керамикой напоминающую посуду волховского типа, однако, отличающейся определенным своеобразием. К ним относятся некоторые памятники в верховьях Ловати и Западной Двины, а также поселения типа морбю, расположенные в Эстонии и прибрежной Финляндии.
На поселениях волховского типа зафиксированы единичные бронзовые изделия, а также следы их изготовления, но нет никаких данных о производстве железных орудий.
Хозяйство базировалось на скотоводстве, охоте и рыбной ловле. Возможно, население было знакомо с земледелием. Основным периодом существования памятников волховского типа является IX-VI вв. до н.э. В это время в Приильменье и Поволховье появляются еденичные металлические находки, связанные с Волго-Камским и Североевропейским центрами металлопроизводства.
Ареал памятников волховского типа совпадает с территорией культуры сетчатой керамики лишь в нижнем Поволховье. Заселение территории от Ладоги до верховьев Ловати показывает освоение водных коммуникаций, которые позднее станут частью осевого водного пути Восточной Европы. Его освоение началось после окончания Ладожской трансгрессии, образовании р. Нева и установления современного вида ладожской водной системы. По этому же пути — Волхову вплоть до Приильменья продвигаются и отдельные группы населения культуры лууконсаари, основной ареал которой находится в Карелии и Финляндии.
В раннем железном веке на значительной части Северо-Запада происходит, судя по имеющимся данным, демографический спад, отразившийся в уменьшении количества поселений. Материальная культура известных памятников достаточно своеобразна, однако, имеет большое сходство с дьяковскими и днепро-двинскими древностями. Неразработанность хронологии поселений железного века не позволяет однозначно решить вопрос об их соотношении с предшествующими древностями. Преемственности керамической традиции от памятников волховского типа не выявлено.
Древности раннего железного века Поволховья, Приильменья и Полужья могут быть отнесены к двум хронологическим горизонтам. В керамическом наборе поселений раннего периода наблюдается существенное сходство с материалами днепро-двинского региона. Посуда позднего периода имеет определенные параллели с позднедьяковским керамическим комплексом. Однако, говорить о расширении ареала дьяковской культуры к западу от Валдайской возвышенности пока нет оснований.
В этот период еще, возможно, существует население с керамикой лууконсаари, типичной для более северных территорий.
Материалы раннего железного века найдены на селищах и городищах. Однако, определить время создания укрепленных поселений на основе имеющихся материалов не представляется возможным.
На Ижорской возвышенности найдены памятники культуры каменных могильников с оградками. Эти древности оставлены населением, которое было единым в культурном отношении с жителями Восточной Прибалтики. Оно принадлежало предкам прибалтийско-финских народностей, известных со средневековья.
Важной задачей является изучение развития местных традиций, роли миграций и культурных влияний.
Развитие местных культур эпохи бронзы Северо-Запада России начинается с памятников фатьяноидного типа. Они имели широкий ареал распространения, охватывающий Волго-Окское междуречье, Верхнее Поволжье, южную часть бассейна Белого моря и явились предшественниками культуры сетчатой керамики.
Памятники культуры сетчатой керамики изучаемого региона являются частью культурного единства, распространенного на территории от Волго-Окского междуречья до Карелии и Финляндии.
На основе этой культуры в Поволховье и Приильменье возникают памятники волховского типа, обладающие своеобразной материальной культурой.
В раннем железном веке, эта протяженная линия развития местных культур, видимо, прерывается. Отсутствие преемственности с предшествующей эпохой проявилось как в типологии керамики, так и в технологии ее изготовления. Переход к использованию железа, изделия из которого встречены на рассматриваемых поселениях, не привел к демографическому росту и подъему экономики местного населения.
Памятники раннего железного века местного населения Поволховья, Приильменья и Полужья немногочислены, в их материалах заметно инокультурное влияние. Наиболее яркие находки получены с периферии исследуемой территории, они принадлежат культурам, основной ареал которых расположен в соседних регионах.
Изучаемый регион расположен между двумя крупными очагами металлопроизводства бронзового и начала железного веков -Североевропейским и Волго-Камским.
В начале бронзового века ( конец III — первая треть II тыс.до н.э.) Северо-Запад России стал транзитной территорией при распространении изделий сейминско-турбинского типа в западном направлении.
Позднее с середины II до начала I тыс.до н.э. этот регион является переферией ареала распространения еденичных металлических предметов североевропейского производства.
В первой половине I тыс. до н.э. на рассматриваемой территории появляются кельты меларского типа, находки которых известны от Северной Европы до Урала. В это же время от Волго-Камского региона до Фенноскандии распространяются предметы, характерные для ананьинской культурно-исторической общности, отдельные находки которых отмечены в Северо-Западном регионе.
В раннем железном веке Приильменье, Поволховье, южноее Приладожье и Полужье оказывается в окружении нескольких культур: каменных могильников с оградками с запада, дьяковской с востока, лууконсаари с севера и днепро-двинской с юга.
Все они оказывали определенное влияние на древности изучаемого региона. Еденичные керамические находки позволяют говорить о переселении в Поволховье и Приильменье отдельных групп носителей культуры лууконсаари. Сходство материальной культуры некоторых поселений южного Приильменьья с памятниками днепро-двинского междуречья может быть связано с переселением на север части населения этого региона.В данной работе проведено изучение Северо-Запада России на протяжении эпохи бронзы и раннего железного века, построена культурно-хронологическая колонка развития региона.По мере появления новых данных данная схема должна быть усовершенствована и дополнена.
В отдельной разработке нуждаются вопросы соотношения определенных археологических единств с реконструируемыми этапами развития прибалтийско-финской этноязыковой общности. Для решения этой проблемы требуется привлечение археологических данных с более широких территорий. Одной из основных задач будущих исследований является расширение источниковедческой базы-проведение новых археологических раскопок, получение новых радиоуглеродных датировок.
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Эпоха бронзы и ранний железный век Северо-Запада России
Started By
профессор Перзеев
, марта 24 2013 10:52
#1
Опубликовано 24 Март 2013 - 10:52

- "Спасибо" сказали: Srkz
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм
Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей