Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Водь


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
10 ответов в этой теме

#1
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#2
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#3
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Группа детей. Водь. 20-е гг.

My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#4
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм

My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#5
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Подавляющее преобладание различных балтидных и остбалтидных сочетаний, вот пиршество для Майка-народ всего с 2 морфотипами smile.gif
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#6
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата(Приднестровец @ 17.5.2010, 10:09) (смотреть оригинал)
Подавляющее преобладание различных балтидных и остбалтидных сочетаний, вот пиршество для Майка-народ всего с 2 морфотипами smile.gif


https://www.balto-sl...p...ost&p=37134

Какие разнообразные эти балтиды

#7
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Самоназвания води - вадьялайн, вадьякко; vaddalajzхd (ваддялайзыд).
Водь — малочисленный финно-угорский народ в Российской Федерации,проживает в основном на севере Кингисеппского района Ленинградской области, а также на северо-востоке Эстонии. В русских летописях водь упоминается наряду с другими племенами прибалтийско-финской языковой группы под общим названием чудь, с XI века появляется этноним водь.
Этноним водь через промежуточные формы vad~ja, vagja восходит к древней форме vakja со значением "клин". Это слово - заимствование в прибалтийско-финских языках из балтийских языков (лит.vagis "деревянный крюк", латыш.vadzis "клин", сравни вод. vadd~a vaaja, эст. vai, кар.voakie, лив.vaIga). Слово «ваддя» переводится ещё как «большой кол, крепко вбитый в землю».
В качестве этнонима слово могло употребляться в связи с тем, что некоторые группы прибалтийских финнов украшали одежду кусочком ткани в виде клина или треугольника, служившего, вероятно, отличительным знаком или амулетом. Сами вожане в конце XVIII века употребляли это слово в значении «старожилы».
В прошлом — достаточно многочисленный народ, давший название Водской пятине Новгородской земли (южный берег Финского залива). Следовательно, в середине XII века водь входит в состав Новгорода. Главный населённый пункт проживания — деревня Краколье (Jхgхperд /Йыгыперя/).

Формирование води относится к I тысячелетию нашей эры, когда произошло отделение води от древнеэстонских племён. Территория води являлась частью Новгородских земель, в составе которых водская пятина выделялась как административно-территориальная единица.
В конце XV века территория води вошла в состав Русского государства.

По переписи населения 2002 года численность води составила 73 человека. Водский язык, по данным исследований 1995 года, знали лишь 55 человек. По данным переписи 2002 года владеющих водским языком оказалось значительно больше - 774 человека.

Водский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Наиболее близок северо-восточному диалекту эстонского. К водскому языку относят вымерший в первой половине XIX века язык кревинов, живших в Латвии. В течение 350 лет они существовали в окружении латышскоязычного населения, которое и дало им название кревинов, что по-латышски означает 'русские'.

Традиционно выделяется четыре основных диалекта:
западно-водский - охватывавший в прошлом территорию от устья реки Луга до окрестностей деревни Котлы;
восточно-водский - несколько деревень в окрестностях Копорья;
смешанный куровицкий диалект (деревня Куровицы) - испытал значительное влияние ижорского языка (похож на смешанный (водско-ижорский) язык, некоторые даже считают, что водский там давно вымер, но некоторые еще в начале XX века давали тексты на этой идиоме в образцах водской речи);
кревинский диалект - потомки води, переселённой в XVI веке крестоносцами; в окрестностях города Бауска в Латвии.
В настоящее время живыми водскими диалектами являются только говоры деревень Краколье, Пески и Лужицы в устье реки Луга (западная часть западно-водского диалекта), а также диалект деревни Куровицы. Кревинский диалект вымер ещё в XIX веке, восточноводский и часть говоров западноводского — во второй половине ХХ века.
Водский язык бесписьменный: функционирует как средство устного общения представителей старшего поколения, владеющих также русским и ижорским языками, причём, согласно Красной книге языков народов России (1994), на водском в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.
Язык находится под серьёзной угрозой исчезновения (к концу 1980-х языком владели несколько десятков человек пожилого возраста). Язык внесён Красную книгу языков народов России. С начала 1990-х годов предпринимаются попытки возрождения языка — курсы по изучению языка в Санкт-Петербурге, издаются учебники. С начала XXI века в деревне Краколье впервые введено обучение водскому языку в школе.

Водь — православные. Долгое время сохранялись пережитки язычества. К XVI веку относятся сведения о распространении в водской земле идолопоклонничества и о жрецах, которых называли арбуи. Несмотря на сравнительно раннее принятие христианства, в быту и в различных праздничных ритуалах сохранялись пережитки дохристианских верований. Известно, что древняя водь поклонялась источникам, деревьям и камням. Почитание священных рощ, деревьев, жертвенных камней сохранялось до XX века

Национальная символика


Водский флаг был создан Александром Гуриновым в 2002 году. Флаг представляет собой белый треугольник на синем фоне, обращенный острием вниз, на белом поле изображен красный крест. По форме крест напоминает каменные кресты на старых кладбищах в Западной Ингерманландии.
Белое поле на нём символизирует Водскую землю/Ватландию, синие треугольники - воды Чудского озера и Финского залива, между которыми заключалась Водская земля, красный крест - память о предках, вечность, героизм, символ связи поколений.
Первый неофициальный флаг води создан Ференцом Валоши (Valoczy Ferenc) для сайта "Virtual Votia".
Синий цвет на флаге символизирует финские корни води, зелёный цвет использован как и в национальных флагах других балто-финских народов - вепсов, карел, ливонцев.



Источник: http://www.finnougor...?SECTION_ID=342

Сообщение изменено: xena, 03 Январь 2012 - 20:45.


#8
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
кревины, криевини, этнографическая группа в Южной Латвии, в районе города Бауска. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы. Говорят на латыш. яз., исповедуют православие и лютеранство. К.— потомки води, захваченной в плен нем. рыцарями в ходе военной кампании 1444—47 и поселённой в Курляндии. Уже к сер. 19 в. были почти полностью ассимилированы латышами-земгалами. До кон. 19 в. у К. сохранялась одежда типа аануа, характерная для Ингерманландии

http://soyuzkniga.ru...ent_238901.html




Информация о водских переселенцах в Латвии, к сожалению на английском
http://www.roots-sak...s/Vots/vots.htm
Цитата
I bet you have never heard of such an ethnicity as Vots (Votians). This is a small Finno-Ugrian tribe that lives in what is called now Leningrad oblast but a long time ago was called Ingermanland. The number of the people decreases quite fast, and soon the tribe will dissolve in the neighboring people, if it has not happened yet. Some centuries ago there were more Vots, but to my knowledge the tribe never was very numerous.

The history of Vots in Latvia is rather obscure. The historical sources inform that about 1445 the Livonian Order captured many people in Ingermanland and moved them to Bauska, where working force was needed to built a castle. After the castle was built, the Vots did not go back but were settled in the vicinities of Bauska and became farmers. Gradually they forgot their own language and customs and were assimilated in neighboring Latvians. This process was not very fast - it is estimated that about 1000 Vots could yet be counted there 400 years later in the middle of the 19th century.

Surrounding Latvians named the people "krieviņi" what is just the diminutive of the word "krievs" - Russian. Obviously, Latvians had no idea about the real ethnicity of this people neither they knew what the country they came from, and both the Russian and the Votian languages were equally foreign for them. The linguists have found not so few farm names "Krieviņi" in the Bauska region and it is only reasonable to suppose that these farms once belonged to Vots. As farm names frequently became the names of the families that lived there, you may consider the possibility that you were of Votian origin, if the name Krieviņš was discovered in your family tree.

Recently I have read biographical information about one of the leading actors in Latvia - Uldis Dumpis. He informed that his grandmother name was Krieviņš, and she has descended from Vots. Additionally he asserted that all Vots obtained the name Krieviņš, what I do not believe to. You have no reasons to think that all Krieviņš from your family tree should be former Vots, because there are a lot of other reasons for having the name.

To tell the truth, I decided to include the information on Vots on this Site just because I came across a paper of Kārlis Dziļleja published in the monthly review "Domas" (Thoughts) Nr. 5, 1929. The paper dealt with the genealogy of the greatest Latvian poet Jānis Rainis (his real name was J.Pliekšāns), and his Votian roots were discovered. At least the author asserted that such roots existed. In the paper all sources on Vots in Latvia were also analyzed, and even some poetry of Finnish epos Kalevala was discussed. I have planned to put the paper on the Web (in Latvian), although I am not sure the author is always right in his linguistic guesses.


http://www.roots-sak...s/Vots/vots.htm
Цитата
Kreevins were Votes who lived in Latvian town of Bauska. Kreevins spoke the Votic dialect. Kreevins disappeared in the middle of the 19th century when they merged with local Latvians[1]. They preserved many arcahic parts of Votic culture, making them important source of knowledge about early Votic culture. The name krieviņi means "Russian" in Latvian language. Latvian poet Janis Rainis had some Kreevin roots[2].

History

Bauska Castle

Ancestors of Kreevins were Votes who originally lived in Ingria. Vincke von Overbeg of Teutonic Order took about 3,000 Votic prisoners of war during his attack to Ingria in 1444–1447. They were transferred to town of Bauska to be used as labour to build Bauska Castle. Before this plague had killed many of the original inhabitants of the area. When the castle was finished, Votes settled to area and became farmers. The first written mention of them is from year 1636.[3] In 1805 there were estimated 1,200 Kreevins in Bauska and its surroundings, but according to local priest Karl Lutzau five years later in 1810, there were only 12–15 persons who could still speak the Votic language, all of whom were elders. Anders Johan Sjцgren made a research trip to area in 1846, and made conclusion that Votic language had almost disappeared from the region. After this there are no records from living Kreevins. First one to proof the link between Votes and Kreevins was Ferdinand Johan Wiedemann in 1871.[4]

Culture

Kreevin couple in their national dresses, drawn by M. de Pauly

Many early ethnologists noted the different clothing of Kreevins. Many of the clothing types used by Kreevins were also in use in Ingria. Mens suit (kiut, kiuting) had embroidery made with blue and red thread. Mens shirt didn't have buttons, and it was fastenned with ribbon. Mens also used jacket (viita, viite, viiten) made of woolen fabric, it was possibly copied from Estonian immigrants who also lived in area. Typical Latvian clothing was also used. Kreevin women used headscarfes similar to those used by Votes and Izhorians in Ingria. Decorated scarf was often used on top of headscarf. Younger girls had their hair plaited.[5]

Language

Language sample[6]
Lords Prayer
Meģģi ise taiwвs!
jadku elka śiwu śenna
tulap meģģi tiwi śivu riikki!
Śiwu meelle se iggau ka kui taiwвs ni kans ma bēli!
Meģģi arma leipe anna meli tennawa.
Ġedde meggi padudd, kui me jattim umili nisi meli jad!
Elas meite kurja sad.
Śewon wodse kurģe miusse erre
Jo siula kalpap śiwu kikki śiwu appi un śiwu ьwiwi śewonśe śewonśe.
Amen!



Kreevin couple in their national dresses, drawn by M. de Pauly


Тут об антропологии криевиньшей (вернее их потомков) на латышском:
https://www.balto-sl...?showtopic=7311

#9
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Последняя перепись учла 64 представителя данного этноса.
В том числе 33 в Ленобласти и 12 в Петербурге.
По сути основа этноса-30 стариков в деревнях Лужицы и Краколье, все еще говорящих на своем языке.
Это печально.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#10
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм



My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#11
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Дмитрий Цветков
"Немного расскажу о води"

http://www.vatland.r...ory/zvetkov.php
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей