Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала.
Сборник научных трудов, ч.1, Челябинск 2010
Содержание:
Марсодолов Л.С.
Аркаим и Аржан как модели мира
Пьянков И.В.
Аркаим и индоиранская вара
Кириллов А.К., Румянцнв А.Ю.
Сарым -Саклы: опыт исследования укрепленных поселений аркаимско-синташтинского типа
с позиций археоастрономии
Хованский А.И.
Внутренняя хронология Синташтинского культурного комплекса
Берсенев А.Г., Епимахов А.В., Зданович Д.Г.
Синташтинский лук: археологические материалы и варианты реконструкции
Гайдученко Л.Л.
Биологические остатки из укрепленных поселений «Страны Городов» Южного Зауралья
Гайдученко Л.Л., Зданович Г.Б., Малютина Т.С.
Особенности обеспечения мясной пищей населения укрепленного поселения Аландское на ранних этапах его обитания
К. Джоун-Блейк
Индоевропейский погребальный обряд, Ригведа и Авеста
Зданович Д.Г., Куприянова Е.В.
Лошади и близнецы: к «археологии ритуала» Центральной Евразии эпохи бронзы
Зданович Д.Г.
Княжеские курганы: точка на археологической карте
Малютина Т.С., Зданович Г.Б., Гаврилюк А.Г.
Некрополи укрепленного поселения Аркаим: Александровский 4. Захоронения патриархов Аркаимской долины.
Петров Ф.Н.
Каменный пест с зооморфным навершием с поселения эпохи бронзы Хрустальное-3
В формате pdf: https://yadi.sk/i/A5_BrC_KmmyJz
Аркаим-Синташта: древнее наследие Южного Урала.
Сборник научных трудов, ч.2, Челябинск 2010
Содержание:
Богданов С.В.
Проблема участия древнеямной традици в генезисе культуры синташтинских памятников
Виноградов Н.Б.
Проблема происхождения памятников синташтинского типа в Южном Зауралье ( перспективы взаимопонимания)
Горунов В.С., Горбунов Ю.В.
О некоторых проблемах культурогенеза населения Южного Урала в эпоху бронзы
Григорьев С.А.
Ближневосточные компоненты в формировани синташтинской культуры и ее хронология
Епимахов А.В.
Синташтинская радиокарбонная хронология
Косинцев П.А.
Проблемы изучения хозяйства синташтинской культуры
Кузнецов П.Ф.
Очерк к вопросу о происхождении синташтинской культуры
Кузьмина Е.Е.
Синташтинский тип памятников и их этническая атрибутация
Мочалов О.Д.
Дискуссионные вопросы происхождения керамических традиций синташтинских памятнтков
Нелин Д.В.
О роли военных факторов в формировании синташтинской культуры
Ткачев В.В.
К проблеме синташтинского культурогенеза
Халяпин М.В.
К вопросу о хронологическом соотношени абашевских и синташтинских памятников (историографический аспект)
Хохлов А.А.
О происхождении и дальнейшем развитии физического типа носителей синташтинско-потаповского круга культур
Происхождение и хронология синташтинской культуры (материалы заседания круглого стола, г. Челябинск, сентябрь 2005)
В формате pdf: https://yadi.sk/i/22o-i2s_mmyZs
Войти Создать учётную запись

Синташта
#1
Опубликовано 10 Январь 2016 - 13:45

#2
Опубликовано 07 Февраль 2016 - 18:27

АРКАИМ И «СТРАНА ГОРОДОВ»: Археологические очерки. Г.Б.Зданович, Д.Г.Зданович, Е.В.Куприянова, А.К.Кириллов. Челябинск. 2003г.
Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; Сост. Н.О.Иванова .- Челябинск: Творч. об-ние «Каменный пояс», 1995 г.
Зданович Г.Б. Вместо введения
Иванов И.В. Аркаим - ландшафтно-исторический заповедник. Проблемы и феномены
Зданович Г.Б. Аркаим. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация
Зданович Д.Г. Могильник Болыпекараганский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев Урало-Казахстанских степей
Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов» - укрепленные поселения эпохи бронзы ХVIII-ХVII вв.до н.э. на Южном Урале
Любчанский И.Э., Таиров АД. Аркаимская долина в раннем железном веке
Батанина И.М. Физико-географические условия и ландшафты заповедника Аркаим
Зайков В.В. «Каменная летопись Аркаима и Страны городов»...
Моисеев Д.Г. Краткий очерк растительного покрова ландшафтно-исторического заповедника Аркаим
Рыбалко А.А. История и быт казаков Новолинейного района. (Этнографический очерк)
Гутков А.И. Техника и технология изготовления керамики поселения Аркаим
Григорьев С.А., Русанов ИА. Экспериментальная реконструкция древнего металлургического производства
Батанина И.М., Иванова И.О. Археологическая карта заповедника
Аркаим. История исследования археологических памятников
Приложение «Из истории создания заповедника Аркаим»
КЕРАМИКА СИНТАШТИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. В.В. Ткачев, А.И. Хаванский, РАН, ОРСК - Самара. 2006г.
Южное Зауралье в период средней бронзы. Епимахов А.В. Челябинск. 2002.
Синташта. В.Ф.Генинг, Г.Б.Зданович, В.В.Генинг. Челябинск, 1992г.
СИНТАШТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ "КВАЗИГОРОДСКОЙ" КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ ЭПОХИ СРЕДНЕЙ БРОНЗЫ. Д.Г.Зданович. Челябинск, 1997г.
Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Васильев И.Б. (отв. ред.). Самара. 1995.
Памятники потаповского типа в лесостепном Поволжье. (Краткое изложение концепции). И.Б.Васильев, П.Ф.Кузнецов, А.П.Семенова.
АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ: ИСТОКИ, РАЗВИТИЕ, НАСЛЕДИЕ. Материалы международной научной конференции. Чебоксары, 2003.
Кузьмина Е.Е. Абашево, Синташта и происхождение индоиранцев.
Васильев И.Б. Вольск-Лбище – новая культурная группа эпохи средней бронзы в Волго-Уралье.
Пятых Г.Г. К проблеме принадлежности Потаповского могильника к «синташтинской культуре».
#3
Опубликовано 14 Февраль 2016 - 17:37

Аркаим.
Исследования. Поиски. Открытия.
Челябинск 1995
Содержание:
Зданович Г.Б. Вместо введения
Иванов И.В. Аркаим - ландшафтно-исторический заповедник. Проблемы и феномены.
Зданович Г.Б. Аркаим. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация
Зданович Д.Г. Могильник Большекараганский (Аркаим) и мир древних индоевропейцев Урало-Казахстанских степей
Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов» - укрепленные поселения эпохи бронзы ХVIII-ХVII вв.до н.э. на Южном Урале
Любчанский И.Э., Таиров А.Д. Аркаимская долина в раннем железном веке
Батанина И.М. Физико-географические условия и ландшафты заповедника Аркаим
Зайков В.В. «Каменная летопись Аркаима и Страны городов»
Моисеев Д.Г. Краткий очерк растительного покрова ландшафтно-исторического заповедника Аркаим
Рыбалко А.А. История и быт казаков Новолинейного района (Этнографический очерк)
Гутков А.И. Техника и технология изготовления керамики поселения Аркаим
Григорьев С.А., Русанов ИА. Экспериментальная реконструкция древнего металлургического производства
Батанина И.М., Иванова И.О. Археологическая карта заповедника Аркаим. История исследования археологических памятников .
Приложение.Из истории создания заповедника Аркаим
В формате pdf : https://yadi.sk/i/Dxhqj1nHoqBKF
Аркаим: некрополь
(по материалам кургана 25 Большекароаганского могильника). Книга 1
Челябинск 2002
Содержание:
Введение ( Д.Г. Зданович)
Раздел 1. Археология кургана 25 Большекараганского могильника ( Д.Г. Зданович)
Планиграфия и стратиграфия памятника
Погребения
Жертвенные ямы
Погребальный обряд и инвентарь погребений
Заключение
Приложение 1. Данные археоастрономии к реконструкции пространственно-временной
модели, обряда и абсолютных дат кургана 25 Большекараганского могильника ( Д.Г. Зданович, А.К. Кирилов)
Приложение 2. Охранные раскопки в зоне Большнкараганского карьера ( Д.Г. Зданович)
Раздел 2. Исследование культуры и погребального инвентаря.
Техника и технология изготовления керамики кургана 25 Большекараганского могильника (таблицы) ( А.И. Гутков)
Объемы сосудов 25 кургана Большекараганского могильника (Ф.Н. Петров)
Пищевые пригары на сосудах из кургана 25 Большекарагинского могильника ( Л.Л. Гайдученко, Д.Г. Зданович)
“Use life” глиняной посуды и динамика стилевых изменений ( по поводу публикации материалов кургана 25 Большекараганского могильника) ( Д.Г. Зданович, Е.В. Куприянова)
Металлические предметы из кургана 25 Большекараганского могильника ( А.Ф. Бушмакин)
Изделия из камня, кости, дерева в погребениях кургана 25 Большекараганского могильника ( Д.Г. Зданович)
Горный хрусталь из кургана 25 Большекараганского могильника ( В.А. Попов)
Раздел 3. Антропология
Anthropological characteristics of the population of the Bolshekaragansky cemetery kurgan 25 (R.W. Lindstrom)
Погребение ребенка ( № 16) в кургане 25 Большекараганского могильника: палеоантропологическое описание ( М.Б. Медникова)
Приложение. Preliminary report of palaeodietary analisys of human and faunal remains from Bolshekaragansky kurgan 25 (Karen Privat)
Раздел 4. Некоторые биологические характеристики животных из жеривенных комплексов кургана 25 Большекараганского могильника ( Л.Л. Гайдученко)
Приложение. Определение конституционного и хозяйственного типа лошади по археологическим останкам ( Л.Л. Гайдученко)
Библиография
Сокращение названий археологических памятников
В формате pdf : https://yadi.sk/i/1xZZMzSeoqCgc
Аркаим и «Страна городов» : археологические очерки
(материалы к экскурсии)
Челябинск 2003
Содержание:
Г.Б. Зданович Аркаим и «Страна городов»: диалог культур
Г.Б. Зданович. Ландшафтная археология «Страны городов»
Д.Г. Зданович, А. К. Кириллов.Аркаим: археоастрономические исследования и картина мира
Е.В. Куприянова. Миры Аркаима: мужчины, женщины, дети
Д.Г. Зданович. Искусство вещи. Мир вещей
В формате pdf : https://yadi.sk/i/J6d6MLRCoqDPB
Д.Г. Зданович
Синташтинское общество:
социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы
Челябинск 1997
Содержание:
Введение
Среднемасштабные общества и проблема вождества
Синташтинские поселенческие структуры и синташтинское общество
Синташтинский погребальный обряд и синташтинское общество
Теоретические проблемы социальной интерпретации погребального обряда
Типы синташтинского погребального обряда
Пространственная организация погребальных комплексов
Численность погребенных в «элитных» ямахи некоторые характеристики обряда
Погребальные сооружения
Погребальный инвентарь
Некоторые выводы
Функции и положение «элиты» в синташтинском обществе
«Синташтинский протополис»
Заключение
В формате pdf : https://yadi.sk/i/raiIJnjkoqE3p
В.В. Ткачев, А.И. Хованский
Керамика синташтинской культуры
Орск-Самара 2006
Содержание:
От редактора
Введение
Глава 1. Теоретические положения и методика
Глава 2. Типология керамики синташтинской культуры
Морфологическая характеристика синташтинской керамики
Система орнаментации синташтинской керамики
Глава 3. Соотношение керамических комплексов рубежа эпох средней и поздней бронзы Волго-Уралья
Морфология
Орнаментация
Глава 4. Проблема генезиса синташтинских керамических традиций
Заключение
В формате pdf : https://yadi.sk/i/thtw82j4oqEbL
Аркаим
Поселение эпохи бронзы
Древнейшие индоевропейцы в степях Урала
Каталог выставки
Челябинск 2011
В формате pdf : https://yadi.sk/i/ad08CbtcoqF3m
А.В. Епимахов.
Южное Зауралье в эпоху средней бронзы
Челябинск 2002
Содержание:
Введение
Глава1. Основные проблемы изучения синташтинских памятников.
История изучения памятников синташтинского типа
Историография синташтинской проблематики
Хронология синташтинских памятников
Глава 2. Погребальная обрядность в системе культуры этноса
Глава 3. Синташтинские погребальные памятники ( источники и анализ)
Обзор источников
Методы анализа источников
Анализ погребальной обрядности синташтинского населения
Глава 4. Некоторые вопросы интерпретации погребальной обрядности и культурогенеза синташтинского населения
Социологическая модель синташтинского общества
Семантические аспекты погребальной обрядности синташтинского населения
Генезис и исторические судьбы синташтинского населения
Заключение
В формате pdf : https://yadi.sk/i/e6l2Gm_QoqFPP
#5
Опубликовано 16 Февраль 2016 - 18:44

Не видел там связей с Кавказом, если не считать гипотезы об связях с волго-донскими группами катакомбников - весьма спорные. Связей с предшествующими эпохами из Средней Азии нет никаких, если опять таки не считать голословные гипотезы, которые просто исходят из того что такие связи должны быть, их просто предстоит найти хотя ищут уже очень долго.
#6
Опубликовано 16 Февраль 2016 - 20:03

Вот еще что поразило: в 1996 году из 57 публикаций, посвященных синташтинской культуре, только 12 были научными, а в 1997 - из 41 публикации - только 10 можно отнести к научным. Грустно.
#7
Опубликовано 16 Февраль 2016 - 20:44

Назвать абашевскую культуру степной наверное нельзя. Эта культура явно связанна с культурами шнуровой керамики и боевых топоров. Да и свиноводы они.
Вообще, их связь традиционно устанавливается из примата того что абашевская культура значительно древнее синташтинской, хотя по последним данным они практически синхронны, абашевская может на век-два древнее синташтинской. Сейчас и синташтинскую культуру тоже связывают с культурами шнуровой керамики и боевых топоров, конечно, уже очень сильно эволюционировавшей через многие стадии и влияния.
Аркаим будоражит умы.
#9
Опубликовано 16 Февраль 2016 - 21:39

Несомненно сходство есть. Абашевская влияла на синташтинскую, синташтинская влияла на абашевскую, ареал-то общий, контакты общие. К тому же корни у них общие, но не степные.
Почему-то в работе по керамике не рассматривают более ранние культуры, а в других работах рассматривают и выясняют настоящие корни синташтинской культуры которые относятся, к кроме абашевской, к вольско-лбищенской культуре (хотя авторы работы по керамике упоминают о тех же самых меандрах и елочках в вольско-лбищенской культуре, что и в синташтинской).
См. Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Васильев И.Б. (отв. ред.). Самара. 1995. Памятники потаповского типа в лесостепном Поволжье. (Краткое изложение концепции). И.Б.Васильев, П.Ф.Кузнецов, А.П.Семенова.
См.АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ: ИСТОКИ, РАЗВИТИЕ, НАСЛЕДИЕ. Материалы международной научной конференции. Чебоксары, 2003.
Васильев И.Б. Вольск-Лбище – новая культурная группа эпохи средней бронзы в Волго-Уралье.
посуды всех известных к настоящему времени в Волго-Уралье археологических культур.
Наиболее характерные ее черты – обильная примесь раковины; разнообразные формы
утолщенных венчиков («воротнички», грибовидные утолщенные валики с широкими же-
лобками между ними; треугольно скошенные срезы венчиков); орнамент, нанесенный
гребенчатым штампом в виде зигзагов, рядов наклонных и горизонтальных отпечатков
штампа, «елочки» с разделителями, меандра, «бахромы»
шевскому населению более северных районов, о чем свидетельствуют отдельные близкие
черты в керамике – примесь раковины, штриховая зачистка поверхности, отдельные эле-
менты орнамента, а также находки мелких очковидных подвесок и близких по форме же-
лобчатых подвесок в полтора оборота на абашевских и вольско-лбищенских памятниках.
Так, на дюне «Человечья голова» найдены фрагменты вольско-лбищенской керамики и
крупные очковидные подвески, не характерные для абашевской культуры, а также подобные
подвески средних и небольших размеров, которые можно считать типично абашевскими.
Кроме того, там обнаружены серебряные желобчатые подвески в полтора оборота и другие
украшения абашевского типа.
Кузьмина Е.Е. Абашево, Синташта и происхождение индоиранцев.
Пятых Г.Г. К проблеме принадлежности Потаповского могильника к «синташтинской культуре».
#10
Опубликовано 17 Февраль 2016 - 05:23

Была такая довольно авторитетная точка зрения ( Кузьминых, Кузьмина) о "шнуровом начале" в Абашевской культуре, впоследствии также достаточно аргументированно раскритикованная. В настоящее время все-таки больше говорят о контактах Средневолжской группы Абашевской общности с общностью Фатьяновско-Балановской в результате которых и появились культурные элементы последних у Абашевцев. Мне лично это представляется более вероятным еще и по по причине фактора фатьяноидных Чирковских древностей (обратное влияние), где схожесть с Абашевской культурой настолько близка, что еще в середине 80-х гг. 20 века один из ведущих специалистов в области археологи неолита/бронзы лесной зоны Восточной Европы В.Сидоров, считал эти Чирковские древности Абашевскими, по крайней мере для Верхневолжья.
Вы все-таки поосторожнее обращайтесь с публикациями. Не стоит самому домысливать за авторов. Таких утверждений никто не делает. Схожесть орнаментальных мотивов и т.п., какая-то генетическая составляющая и т.д.- все это вполне объяснимо и с более правдоподобных позиций.
#11
Опубликовано 17 Февраль 2016 - 10:44

Наиболее частая версия связывать обашевскую культуру со среднеднепровской культурой, конечно же не фатьяновской, это понятно. В общем-то не встречал в современности особых утверждений о том что абашевская не происходит из шнуровых культур.
Я не домысливаю. Как раз там так написано.
основном северо-западные культурные связи, находилось в постоянном контакте с на-
селением ямно-полтавкинского и катакомбного мира, которое имело в целом несколько
иную – юго-западную – культурную ориентацию. Их органичное взаимодействие и взаи-
мообогащение культурными достижениями, смешение с местными племенами в благопри-
ятных лесостепных природных условиях, на основе богатых местных медных рудных
источников привело к формированию ярких культур следующего хронологического
горизонта – позднеабашевской и синташтинско-потаповской, которые в свою очередь
явились основой срубной и алакульской общностей степной и лесостепной зон Евразии.
могильнике (Сальников К.В., 1967). В отличие от вольско-лбищенского типа памятников
в материалах данного могильника мы можем наблюдать свидетельства прямого прорыва
на восток, в Приуралье, носителей «шнуровых культур». К.В.Сальников совершенно верно
указывал на фатьяновские аналогии украшениям Северо-Бирского могильника, а также на
другие параллели с культурами шнуровой керамики Западной Украины. Наиболее близкие
аналогии он видел в унетицкой культуре Словакии (Сальников К.В., 1967. С.120). В то же
время он допускал их местное производство (там же). Этот вопрос довольно сложен. Здесь
важно отметить, что наличие Северо-Бирского могильника является несомненным свиде-
тельством процесса продвижения групп населения западного круга культур: фатьяновско-
балановской и, по-видимому, среднеднепровской на восток, на территорию волосовской,
гаринской, бельской и других энеолитических групп населения Поволжья и Приуралья.
тьяновской (Крайнов Д.А., 1972), балановской (Бадер О.Н., 1963; Бадер О.Н., Халиков А.Х.,
1987) и далее на запад – среднеднепровской (Березанська С.С., 1971; Свешников Т.Ю.,
1974; Мовша Т.Г., 1957; Артеменко И.И., 1987) и унетицкой культурах, т.е. в кругу культур
шнуровой керамики. В датировке этих культур имеются некоторые разногласия, но в целом
они датируются второй половиной III – первой половиной II тысячелетия до н.э.
Близкие аналогии медных изделий вольско-лбищенских памятников именно в мате-
риалах фатьяновско-балановских памятников и более западных культур шнуровой керамики,
в первую очередь среднеднепровской, имеют неслучайный характер. Это специфичные
вещи – крупные, очковидные подвески (Алексеевский могильник, дюна «Человечья
Голова», пещера Братьев Греве), спиральные подвески с раскованным иволистным концом,
лунницы, плоские бляшки и т.д. Такие изделия не характерны для других культур.
Ранее уже было сделано предположение о сложении вольско-лбищенского культур-
ного типа под влиянием западных культур шнуровой керамики (Васильев И.Б., 1999).
Собственно, наиболее яркие особенности в орнаментации синташтинской керамики это елочки и меандры из вольско-лбишенской культуры. Некоторые виды оружия синташтинской культуры из вольско-лбищенской культуры. Вполне возможно, что много из того что считается абашевским компонентом в синташтинской культуре на самом деле есть развитие вольско-лбищенских традиций, ведь вольско-лбищенская и раннеабашевская имеют много похожего, хотя они разные. Учитывая что вольско-лбищенская керамика присутствует во многих местах в полтавкинской культуре, а обратного нету, то понятно как эти пришельцы начали захватывать территории и из этих контактов и была образована позднее синташтинско-потаповская культура, уже естественно на местной основе. Обратите внимание что вольско-лбищенцы жили в укрепленных городищах, которые надо рассматривать как ранние варианты будущей "страны городов". Синташтинские города находят свои прототипы в круговых городах Центральной Европы более раннего времени, трипольских, болгарских, которые в конечном счете восходят к анатолийским прототипам. Это естественно, ведь ранние андроновцы жили оседло-кочевным способом
Е.Е. КУЗЬМИНА ОТКУДА ПРИШЛИ ИНДОАРИИ? 1994г.
лым, что подтверждается долговременностью поселков с монументальными до-
мами. Зимой скот содержался в поселке. Андроновцы практиковали стойловое
содержание скота, о чем свидетельствуют выявленные на Алексеевском и дру-
гих поселениях специальные ограды и хозяйственные пристройки. Во многих
андроновских жилищах прослежена внутренняя перегородка, пол за которой
менее углублен и покрыт органическими остатками. Весьма вероятно, что эта
часть дома предназначалась для содержания скота, особенно молодняка, в зим-
нее время, чему есть многочисленные этнографические параллели.
Именно такой способ жизни в мощных укрепленных городищах/городах при скотоводческо-пастушечьем хозяйстве с использованием подвижных колесниц и обеспечил им захват всей Степи и подчинение местных племен (которые ничего этого не имели), для которых их города были неприступны, что позволило спокойно развивать армию с колесницами, производить селекцию коней и верблюдов. Что в конечном счете привело к безнаказанному контролю всей Степи и ее ценных рудных источников типа Каргалы.
#12
Опубликовано 17 Февраль 2016 - 21:35

Спасибо за обширные цитаты, придется ответить тоже большими цитатами.
Да. Такие предположения тоже высказывались,.Но доказательная база кака и в случае с Фатьяновско-Балановской общностью тоже слабая. Гораздо больше аргументов у сторонников Доно-Волжского очага генезиса культуры.
Нет, уважаемый, вы именно домысливаете. Вы писали
У И.Б. Васильева, на которого вы ссылаетесь выводы достаточно осторожней и корректней.
Теперь по существу процитированной вами статьи И.Б. Васильева «Вольско-Лбище-новая культурная группа в Волго-Уралье».
Эту работу я читал и раньше. При всем моем уважении к автору, статья вызвала у меня скептическое отношение. Сегодня перечитал ее снова. Доказательств у автора не нашел, все аргументы представляется слишком натянутыми. К примеру
( И.Б. Васильев, стр. 108).
Булава катакомбного типа никаких возражений не вызывает, а что касается топора, то вот его рисунок.
Прежде всего это не топор , а его заготовка. При этом это т. н. «дегенеративная» форма топора и отнести его к типам каменных сверленных боевых топоров Фатьяновско-Балановской общности можно только при изрядной доли фантазии. Возможно это заготовка и не топора совсем, а чего-то типа клевца.
Что касается Вольско-Лбищенской керамики
утолщенных венчиков («воротнички», грибовидные утолщенные валики с широкими же-
лобками между ними; треугольно скошенные срезы венчиков); орнамент, нанесенный
гребенчатым штампом в виде зигзагов, рядов наклонных и горизонтальных отпечатков
штампа, «елочки» с разделителями, меандра, «бахромы»
( И.Б. Васильев, стр.107-108)
Да вот все дело в том, что такая керамика не характерна для Фатьяновско-Балановской общности и вообще для КШК в целом. Впрочем и сам автор согласен с этим!
чительно отличается от глиняной посуды фатьяновской, балановской или среднеднепров-
ской культур. Можно было бы допустить, что тонкостенная изящная посуда имеет только
погребальный характер, а вольско-лбищенская керамика – это фатьяновско-балановская
поселенческая посуда. Однако к настоящему времени хорошо известна поселенческая фатья-
новская и балановская керамика, и она практически не отличается от погребальной. Она
тонкостенная, лощеная, с иным, отличным от вольско-лбищенской керамики, орнаментом
(Степанов П.Д., 1950; Бадер О.Н., 1963; Крайнов Д.А. 1972). Отдельные фрагменты такой
керамики встречены на поселении у Моечного озера в Самарской области, на Пензенской
стоянке и ряде других памятников. Такому предположению противоречат и такие факты,
как довольно обширная территория находок вольско-лбищенского типа, различия в составе
погребального инвентаря, отсутствие фатьяновско-балановской керамики в Алексеевском
и Тамар-Уткульском могильниках
(И.Б. Васильев, стр.108-109)
Вот так поворот! Правда?
керамики, следует отметить, что прямые параллели наблюдаются в погребальном обряде
( И.Б. Васильев, стр.108)
Для погребального обряда Фатьяновско-Балановской общности характерно наличие внутримогильных погребальных сооружений, присутствие каменных сверленых боевых топоров почти в каждом мужском захоронении, а клиновидных рабочих почти во всех захоронениях, как правило дифференцированное положение покойников по полу. Ничего схожего, за исключением скорченной позы погребенного, из публикации не усматривается. Скорченная поза погребенного наиболее характерная поза для множества культур эпохи бронзы, поэтому выводить здесь какие-то параллели бессмысленно.
лелях с чирковско-сейминской (Халиков А.Х., 1969) или чирковской (Соловьев Б.С., 1985;
1991; 1994) культурой. Особенно близка чирковской валиковая керамика Гундоровской
стоянки в Самарской области (в печати) ( И.Б. Васильев стр. 110)
( И.Б. Васильев, стр.110)
А вот это представляется ближе к истине, только несколько в отличном от мнения автора ракурсе, а в плане влияния примокшанских, ивановобугорских и, вероятно, вольско-лбищенских древностей на формирование Чирковской фатьяноидной культуры, впрочем как-то так это сейчас и рассматривается.
Наконец есть и совершенно иная точка зрения на происхождение самой Вольско-Лбищенской культуры без всяких «шнуровых начал».
(В.В. Ставицкий . Неолит, энеолит и ранний бронзовый век Сурско-Окского междуречья и Верхнего Прихоперья. Динамика взаимодействия культур севера и юга в лесостепной зоне. Автореферат докторской диссертации. Ижевск 2006, стр.39-40)
Что касается сходства металлических изделий вольско-лбищенской культуры с фатьяновскими, то все эти колечки и привески это не аргумент, тип изделий характерен для европейского металла. Более подробно об этом можно прочесть у Е.Н. Черных. Кстати на рис.2. 1-4 в статье И.Б. Васильева представлены ножи и долота вовсе не характерные для Фатьяновско-Балановской общности. Впрочем и Д.А. Крайнов еще в 1972 г. указывал, что фатьновские металлические изделия имеют широкие аналогии в других культурах за исключением нескольких типов не встречающихся больше нигде ( Д.А. Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М.1972, стр. 166) Последние в Вольско-Лбищенской культуре не известны.
Еще раз хочу сказать, что при всем уважении к автору удивил список использованной литературы, точнее годы ее выпуска 1956-1994 за исключением работы самого И.Б. Васильева от 1999, а это в 2003!
#13
Опубликовано 17 Февраль 2016 - 22:28

Да вот все дело в том, что такая керамика не характерна для Фатьяновско-Балановской общности
Для погребального обряда Фатьяновско-Балановской общности
Кстати на рис.2. 1-4 в статье И.Б. Васильева представлены ножи и долота вовсе не характерные для Фатьяновско-Балановской общности.
На весь Ваш большой ответ можно сразу заметить одну странность. Почему-то вы спорите об происхождении вольско-лбищенской культуры из фатьяновской культуры когда вот как раз этого никто не утверждал! Получается, что Вы спорите не с тем что утверждается.
Про вольско-лбищенскую керамику, как раз замечается что из нее произошла орнаментация керамики синташтинско-потаповского типа. А ее строение родственно раннеабашевской культуре. Происхождение же всякой постшнуровой керамики это дискуссионный вопрос. Например, дресва и шамот использовались как в синташтинской культуре так и в КИО шнуровой керамики в подкарпадской культуре (которая ,к слову, весьма недалеко от унетицкой культуры).
Про оружие - в синташтинской культуре выделяются типы вольско-лбищенских копий. Про металл - есть факт связи с Центральной Европой и надо какие-то аргументы чтоб так просто это отрицать.
Еще Малютина, Зданович, 2004г. утверждали что в синташтинской культуре есть сосуды использующие веревочный штамп, то есть шнуровая.
В общем, связи вольско-лбищенской и синташтинской культуры тянут далеко на запад, конечно как все постшнуровые културы они уже очень далеко отошли от собственно шнуровой керамики.
Приведите это большинство.
См. И.Б.Васильев, П.Ф.Кузнецов, А.П.Семенова. Памятники потаповского типа в лесостепном Поволжье. (Краткое изложение концепции). Древние индоиранские культуры Волго-Уралья (II тыс. до н.э.). Васильев И.Б. (отв. ред.). Самара. 1995.
Он не утверждает что вольско-лбищенская не постшнуровая и что она происходит из катакомбных культур, он пишет о том что на конкретно этих поселениях по его мнению есть влияние катакомбных племен в керамике. Ну а иванобургские древности вообще близки вольско-лбищенским.
#14
Опубликовано 18 Февраль 2016 - 05:34

Фатьяновско-Балановская общность это наиболее территориально близкий и типичный пример. Сходными признаками обладают все восточные КШК. С одной стороны никаких иных культур КШК кроме относящихся к указанной общности в сопредельных регионах не наблюдается (правда С. Большов предлагал выделение атликасинского этапа Балановской кульуры по- А. Халикову в отдельную культуру, но в данном случае это не принципиально). С другой стороны перечисленные признаки погребального обряда характерны и для других восточных КШК. Так что не получается включить Вольско-Лбищенскую культуру в круг КШК.
Спасибо кеп!
А еще дресва часто использовалась, к примеру, в глиняном тесте ямочно-гребенчатой керамики! Да можно насчитать десятки культур, где в качестве примеси применялась дресва и шамот на территории от Синташты до Карпат и от Синташты до Байкала.

А вы прочтите вначале статью К.П. Бунятина "Подкарпатская культура шнуровой керамики", где автор подробно описывает критику Я. Махником принципов ее выделения ( Археологія, 2010, № 2). Хотя упор делается в основном на хронологические аспекты, понятно, что в т.н. Подкарпатскую культуру искусственно объеденены разновременные древности и с различиями в генезисе. А причем здесь Подкарпатская культура то вообще? Уж тогда в контексте нужно говорить о Межановицкой!
Да. Как и в случае с Чирковской. Вот только Абашевская культура не относится к кругу культур шнуровой керамики.
Да вы что?

А потрудитесь прочесть сами работы Пряхина, Синюка и др. авторов. Да и нас на БС есть небольшая подборка по Абашевской культуре в соответствующем разделе Археологи.
Чтобы рассуждать о металле нужно иметь хотя бы базовые представления о самом предмете дискуссии. Прочтите для начала работу Е. Черных "Степной пояс Евразии: феномен кочевых культур". На БС она выложена.
В сети вы можете легко найти работы В. Ставицкого. Ознакомьтесь хоть поверхостно с его концепциями, кстати довольно интересными, прежде чем делать выводы что имел ввиду В. Ставицкий.
#15
Опубликовано 18 Февраль 2016 - 12:32

Еще как получается. Вы просто заранее ограничили круг кандидатов на происхождение вольско-лбищенской только из соседних культур ("сопредельных регионах"), что в корне не верно. Вы отрицаете саму возможность миграции, а данная культура как и синташтинская это совершенно точно мигрантская культура. И нет никаких оснований отрицать что она могла прийти из далека.
ным культурам шнуровой керамики, на значительной территории лесной, лесостепной и
степной зон Поволжья и Приуралья.
При сравнении материалов вольско-лбищенского типа с известными культурами шну-
ровой керамики и боевых топоров, приходишь к, казалось бы, парадоксальному выводу о
том, что они ближе к поздней среднеднепровской культуре, чем к рядом расположенной
фатьяновско-балановской культуре.

К тому, что это еще раз показатель что протосинташтинская вполне могла прийти из далека, с запада. Я вообще не помню чтобы на просторах степной восточной Европы дресва использовалась, это вообще больше характеристика региона Центральной Европы.
Понимаете ли, очень многие совершают типичную ошибку когда начинают утверждать для новой малоизвестной культуры что она произошла из хорошо известной просто потому что некоторые элементы малоизвестной культуры есть в хорошо известной.
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ СТЕПИ. Выпуск 9. Саратов, 2012
является наиболее архаичной. Последними исследованиями эти комплексы
синхронизированы с памятниками полтавкинско-катакомбного времени [Ва-
сильев, 2003. С. 113–115; Малов и др., 2009. С. 30]. Но высказывалось также
мнение о неоднородности и неодновременности вольско-лбищенского ком-
плекса [Лопатин, 2010-а. С. 132]. Эта проблема требует тщательной проработ-
ки, прежде всего сравнительного анализа керамических комплексов Попова
Блюдечка и Лбища, которые, вероятно, отражают два последовательных эта-
па в развитии.
В этой группе сосуды со сложными профилями выявлены в материалах
поволжских городищ – Ахматского (рис. 6, 2, 4)1, Вольского (рис. 7, 4, 14–18)
[Малов и др., 2009. С. 36, рис. 3, 3; С. 40, рис. 7, 3; С. 38, рис. 5, 7; С. 35, рис. 2, 6;
С. 39, рис. 6, 16; С. 37, рис. 4, 9], Лбищенского (рис. 7, 8–11) [Васильев, 2003.
С. 113, рис. 1, 5, 6, 9, 10], Алексеевского (рис. 7, 3, 12, 13) [Малышев, 2008. С. 314,
рис. 3, 14, 15, 17], Даниловского (рис. 7, 5) [Лапшин, 2003. С. 261, рис. 4, 4]; на
поселениях Мартышкино (рис. 6, 5, 6) [Лопатин, 1992. Рис. 25, 5; Он же, 1993.
Рис. 36, 3; Он же, 2005. Рис. 224, 8], Сосновка (рис. 7, 1) [Малов и др., 2010. С. 56,
рис. 2, 14]; в кургане Владимировка-II (рис. 7, 19) [Скарбовенко, 2006. С. 289,
рис. 3, 3].
Венчики сосудов разнообразны: как правило, прикрытые, ломаного
профиля, иногда с внешними утолщениями типа воротничков, нередко ско-
шенные наружу. Дополнительной и очень важной спецификой этой керами-
ки, кроме характерного профиля, является орнаментация, позволяющая
идентифицировать ее именно как «вольскую». Элементы декора – короткие
оттиски зубчатого или гладкого штампа, построенные частыми горизонталь-
ными рядами, иногда с разделительными линиями. Они составляют сложные
«ковровые» композиции, включающие зигзаги (простые, штрихованные, с
«бахромой»), косые «лесенки», «елочки». На некоторых фрагментах отмече-
ны горизонтальные ряды пальцевых защипов (рис. 7, 14, 15), но это представ-
ляется инородным элементом, более характерным для орнаментального ар-
сенала воронежской керамики.
Финальнокатакомбная группа сосудов невелика, в контексте нашего во-
проса она привлекается, прежде всего, в связи с соответствием искомому при-
знаку показателей форм, но характерно также, что их орнаментация чрезвы-
чайно близка вольской традиции. Это сосуды небольших размеров из
грунтового могильника Белогорское-I (рис. 7, 20, 21) [Дремов, 1996. С. 105,
рис. 4, 3; С. 108, рис. 6, 2], кургана у поселка Советское (рис. 7, 22) [Баринов,
1996. С. 92, рис. 3, 4], а также фрагмент сосуда из Сосновки (рис. 7, 2) [Малов и
др., 2010. С. 56, рис. 2, 13], украшенного оттисками крученого шнура, но в
манере, близкой вольскому узкозональному принципу организации декора
(ряды коротких отрезков с разделительными линиями).
Как видите, именно вольско-лбищенская керамика является более архаичной чем данная катакомбная, так что влияние могло идти от вольско-лбищенцев к катакомбникам, а то что казалось якобы наоборот (вольско-лбищенская "выводилась" из катакомбной), так это аберрация отношения малоизвестной и хорошоизвестной культур.
#16
Опубликовано 18 Февраль 2016 - 19:42

Возвращаюсь только к основной теме обсуждения, все остальное в данном контексте уже лишнее.
Итак еще раз: нет никаких оснований для отнесения Вольско-Лбищенских древностей к кругу культур шнуровой керамики. Основными общими критериями для всей КИО КШК являются: каменные сверленые боевые топоры специфических типов, клиновидные полированные рабочие топоры, широкое распространение каменных или деревянных внутримогильных сооружений т.н. "домиков мертвых". Ничего из перечисленного на памятниках Вольско-Лбищенского типа нет. Примесь толченой раковины и органики, характерная для вольско-лбищенской керамики, для КШК тоже не свойственна.
И не надо мне в очередной раз цитировать статью И.Б. Васильева ( Вольск-Лбище – новая культурная группа эпохи средней бронзы в Волго-Уралье. В сб. Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие. Чебоксары 2003). Статью я читал. Свое критическое отношение уже высказал ранее. Повторяюсь: никаких из вышеперечисленных культурообразующих признаков КИО КШК на памятниках Вольско-Лбищенского типа автор не приводит по причине их отсутствия. Точка.
П.С. Мне не известно, изменил ли впоследствии свою точку зрения о возможности отнесения Вольско-Лбищенских древностей к кругу КШК, но интересно то, что за два-три года до написания вышеуказанной статьи, выходит еще одна его работа в соавторстве с П.Ф.Кузнецовым о Вольско-Лбищенских древностях (И.Б. Васильев, П.Ф. Кузнецов. Памятники Вольско-Лбищенского типа. В сб. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Самара 2000, стр.65-84) где ни о каком пусть гипотетическом отнесении данных древностей к кругу КШК речь не идет. Возможно причиной явилось соавторство. Совершенно естественно, профильные специалистов по бронзе, КШК и т.д. такаю экзотическую гипотезу просто обходят вниманием.
#17
Опубликовано 18 Февраль 2016 - 20:49

Итак еще раз: нет никаких оснований для отнесения Вольско-Лбищенских древностей к кругу культур шнуровой керамики.
Это некорректная постановка вопроса. Никто не писал что вольско-лбищенская культура входит в культуры шнуровой керамики, она постшнуровая культура, что все и утверждают. То есть возникла так же как и все остальные культуры на месте после культур шнуровой курамики. Как всякая культура, шнуравая тоже конечная, и мода на шнуровой орнамент выходит повсеместно, но это не значит что эти новые культуры не возникли из культур шнуровой керамики. Все культуры шнуровой керамики исчезают рано или поздно, все эволюционирует. У вольско-люищенской культуры четкие западные связи из мира культур шнуровой керамики и в мир синташтинско-потаповской культуры.
Тут ситуация такая же как и с абашевской культурой
А.В.Кияшко К ВОПРОСУ О КАТАКОМБНО-АБАШЕВСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
ров, распространяются по зоне широколиственных лесов с запада на восток, и лишь на
позднем этапе своего развития выходят в Волго-Уральскую лесостепь
культур боевых топоров и шнуровой керамики, абашевские племена, как и их фатьяновско-
балановские предки, продолжали масштабное продвижение с запада на восток.
О.В.Кузьмина К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОПОРОВ АБАШЕВСКОГО ТИПА
Это дуговидно изогнутый клин, косо срезанный обух. Кроме того, поздние фатьяновские
топоры имеют широкую спинку, что определяет сечение клина в виде тяжелой капли.
Близкую форму сечения имеют абашевские топоры с так называемым каплевидным се-
чением. Территория абашевских топоров с отдельными фатьяновскими чертами наклады-
вается на территорию распространения фатьяновских топоров (Чувашия, Казанское По-
волжье, Вятка). Таким образом, можно предположить, что фатьяновские традиции по из-
готовлению втульчатого топора лежат в основе формирования традиций изготовления
абашевского топора.
7. Абашевские топоры делались на более высоком технологическом уровне, чем
фатьяновские. Во-первых, для их литья использовалась уже закрытая литейная форма
(рис. 2, 3) со специально сформованным литником, расположенным со стороны спинки
топора (Халиков А.Х. и др., 1966). Во-вторых, при изготовлении абашевского топора ковка
имеет не формообразующее значение, а подсобное. Ковкой лишь затачивают лезвие и уби-
рают лишний металл, проковывая литейные швы. Сама же форма топора задается литейной
формой. Абашевские топоры имеют не только выделенный, но и опущенный – «вислый»
обух, а так же овальное сечение втулки, что принципиально различает абашевские и фатья-
новские топоры
На самом деле автор данной гипотезы Вы, авторы пишут совсем о другом, о том что она пришла с запада и имеет отношение к миру КШК также как и любая другая постшнуровая культура, такая же оригинальная и не относится к ряду местных культур.
Что касается данного текста, так он описательный.
штампа, перевитого шнура и ямками. Преобладает гребенчатая орнаментация.
Основными элементами орнамента являются наклонные, горизонтальные и
вертикальные отпечатки зубчатого или шнурового штампа, а также насечки.
о том, что вольско-лбищенские комплексы не относятся к неолитической
и энеолитической эпохам. Данное предположение подтверждается и
стратиграфическими наблюдениями Н.М.Малова на Хлопковом Городище,
где керамика, аналогичная вольско-лбищенской, зафиксирована в слое эпохи
бронзы, перекрывающем энеолитические погребения (Малов Н.М.).
Следует отметить, что вольско-лбищенская керамика не находит аналогий ни
в неолитических, ни в энеолитических материалах Поволжья или других территорий.
Нет аналогий в форме и орнаментации и с керамикой репинского
типа Прикаспия (Барынкин П.П.) или Подонья (Синюк А.Т.)
сходных композиций, как ряды наклонных отпечатков зубчатого штампа, горизонтальные
ряды, выполненные шнуровой и гребенчатой техникой нанесения,
композиции из рядов ямочных вдавлений.
типа - это наличие естественно укрепленных поселений, которые, возможно,
дополнялись искусственными оборонительными сооружениями. Укрепленные
поселения прочих культур эпохи бронзы в степном и лесостепном Поволжье
неизвестны.
#18
Опубликовано 19 Февраль 2016 - 05:19

Даже так!

параллели наблюдаются в погребальном обряде
Если бы речь шла о Вольско-Лбищенских древностях как постшнуровой культуре, то с оговорками такая гипотеза в качестве рабочей вполне приемлема. Однако именно вам принадлежит утверждение
Теперь вы изворачиваетесь
Вопрос второй.
Что там у нас со статьей А.В. Кияшко?
В вашей интерпретации это редставлено так:
А в оригинале это выглядит следующим образом:
лесов с запада на восток, и лишь на позднем этапе своего развития выходят в Волго-Уральскую лесостепь (Кузьмина О.В., 2000, б)
Так вот это называется мошенничеством. Разница есть если автор делает свои выводы или автор ссылается на работу О.В.Кузьминой. Это именно та Кузьмина о которой я упоминал в #10 в связи с критикой концепции происхождения Абашевской культуры. Казалось бы не указать ссылку-какая мелочь, а как от этого меняется весь контекст и каким убедительным становится!
Так вот вы мошенник Conan. И понятны все ваши выверты выше. И теперь я понимаю, что совершенно правильно о вас написали в соседней ветке
#19
Опубликовано 19 Февраль 2016 - 11:11

Просто вел выделение как получилось. Вы не обратили внимание на вторую цитату, которая принадлежит прямо Кияшко, а первая также его, он полностью поддерживает данную позицию.
Ну и ладно, поскольку вам по существу ответить нечего, вы ничего не доказали, только подтвердили что ваши оппоненты правы во всем без исключения; вы то на извращении содержания множество раз были пойманы, вот вы и перешли на личности. Поскольку, вам сказать существенного нечего, вы даже свою концепцию происхождения абашевской культуры не потрудились изложить, написали только то что там якобы больше аргументов, поэтому, дискутировать просто не с кем, вы нетерпимы к мало мальски отличающемуся от вашего мнению, так что можете радоваться, я сам себя отправляю в бан.
P.S. Я сейчас понял почему данный форум закрытый! (он не виден для не участников) Потому что это не место для дискуссии (автор данного выражения не я), это место для господства одного человека. Признаю свою вину в том что влез не туда.
#22
Опубликовано 10 Март 2017 - 19:21

В 1960-е годы одна из крупнейших в СССР археологических экспедиций под управлением археолога В. Ф. Генинга работала на Южном Урале, в Брединском районе Челябинской области. Поводом для проведения работ стало строительство плотины на степной реке Синташта. Поскольку человек во все времена активно осваивал прибрежные участки суши, в зоне затопления оказалось множество разнообразных археологических объектов, которые и принято называть памятниками.
Знаменитой реку Синташта сделал лишь один комплекс памятников, объединяющий укрепленное поселение и могильник бронзового века. В первой половине 1970-х годов был изучен могильник, давший богатейшие материалы по военному делу эпохи бронзы, яркие иллюстрации практики жертвоприношений животных и многое другое. Особая известность некрополя связана с обнаружением частей деревянных колесниц, претендующих на звание древнейших в археологии Северной Евразии, и псалиев (деталей конской упряжи). Колеса со спицами оказались вкопаны примерно на одну треть в дно могильных ям. Именно эти части, в отличие от остальных, прекрасно сохранились.


В течение довольно долгого времени Синташта не имела прямых аналогов и воспринималась как «единичный феномен», который широко обсуждался в научной литературе и даже вошёл в энциклопедические издания. Осмыслить археологический комплекс Синташты действительно было непросто. На Южном Урале были найдены отдельные погребения со схожими признаками (могильники Новокумакский, Герасимовский II), но они имели очевидно менее «богатые» материалы и первоначально не были расценены исследователями как родственные синташтинским (Смирнов, Кузьмина, 1977).(...)
Следующими памятниками синташтинского типа, исследования которых опередили открытие Аркаима, оказались поселение Устье I (Карталинский район Челябинской области) и могильник Кривое Озеро (Троицкий район). (...)
Поверх синташтинского слоя на поселении залегал слой петровской археологической культуры, которая впоследствии была признана учёными родственной, наследующей синташтинские черты.
Важнейшие исследования были проведены геологом И. М. Батаниной. Ею был разработан метод сплошного дешифрования аэрофотоснимков, который с 1986 г. значительно пополнил арсенал разведочной археологии. Использование старой государственной съемки (начиная с 1947 г.) помогло увидеть то, что было сильно повреждено и даже уничтожено в период освоения целины. Данный метода в последующие десятилетия позволил обнаружить и реконструировать без проведения раскопок облик двадцати двух синташтинских поселений, включая Аркаим (Зданович, Батанина, 2007).

Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности. Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении, и это обстоятельство позволило оценить важность открытия. (...)
По ряду исторически сложившихся причин, борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. (...)
Большинство исследователей сходится во мнении, что первоначальным импульсом для формирования памятников синташтинского типа стала миграция индоиранских скотоводческим племен из степи и лесостепи Восточной Европы в Южное Зауралье. В качестве исходных ареалов миграции, рассматриваются территории распространения катакомбной, абашевской и других культур. Причины миграции, вероятно, имели комплексный характер: возможные военные конфликты, демографический фактор, поиск новых пастбищ, освоение зауральских меднорудных ресурсов вследствие упадка циркумпонтийской металлургической провинции. Неоднородные по культурному и антропологическому составу мигранты стали расселяться на территории Южного Зауралья, где смешивались с местным населением. Антропологи фиксируют пеструю картину синташтинской популяции, которая состояла из нескольких антропологических типов: вариантов «степных» европеоидов, частично южного европеоидного компонента, предположительно из причерноморских степей, а также существуют единичные находки метисного европеоидно-уралоидного антропологического типа (Китов, 2011; Хохлов, 2010 и др.).



«Синташтинцы» имели развитое металлургическое производство, горняками разрабатывались медные месторождения (лазурит, малахит), металлурги выплавляли мышьяковую бронзу, из которой отливались и ковались украшения, разнообразный инструмент и специализированное вооружение. Археологические находки демонстрируют высокий уровень мастерства в обработке дерева и кости. Неолитические технологии сложной обработки камня для производства ряда изделий также продолжали применяться. «Синташтинцы» знали ткачество и выделку кожи.Их одежда состояла из конопляного текстиля, шерсти, кожи и меха. Для женского костюма были характерны кольца, браслеты, височные подвески, богато декорированные бронзовые накосники. Изредка в погребениях встречаются ювелирные украшения из золота и серебра.




Миграция индоиранских племен в Южное Зауралье спровоцировала большое количество сложных культурно-исторических и даже экологических процессов. Освоение новых географических пространств выступило катализатором повышения роли племенной элиты, причиной постройки большого количества укреплённых поселений. Несмотря на всю сложность и великолепие данного «культурного взрыва», археологические данные однозначно свидетельствуют, что урбанистический путь развития не мог быть реализован в рамках технологий бронзового века. Признаки этого стали отчетливо видны людям (по разным оценкам) по прошествии от одного до трёх веков. Естественный демографический рост населения и, возможно, приток новых волн мигрантов вынуждал «синташтинцев» достраивать поселения, что фиксируется археологически. Оседлая модель скотоводства, предполагающая отгонный выпас скота в округе поселения, истощила ресурсы степи и вызвала нарастающий экономический кризис. Как следствие, на позднем этапе развития синташтинских памятников возникают отдельные небольшие неукреплённые поселки.

В рамках круга поселений синташтинского типа, Аркаим уникален своей сохранностью. И на момент обнаружения, и сегодня на поверхности четко читается рельеф, маркирующий положение системы укреплений и жилищных впадин. Планировка поселения великолепно видна с воздуха. Вторым ценным для археологии признаком является однослойность Аркаима: всю свою историю он был заселен только представителями синташтинских племен.
В комплексе памятник составляют укреплённое поселение и два некрополя. Аркаим имеет в плане округлую форму, радиальная схема его строений включает две круглые линии стен, заключенные одна в другую. Внутреннее кольцо является самой ранней, изначальной частью поселения, позже из-за демографического роста поселение было расширено и к нему пристроили ещё четыре укреплённых сегмента. К обеим кольцевым стенам примыкали помещения, трапециевидная форма которых вписана в круговой сектор. Стены жилищ примыкают друг к другу.

Среди синташтинских древностей обнаруживаются находки и целые комплексы, связывающие Южный Урал с очень отдаленными частями Евразии (Балканы, Кавказ, Алтай, Ближний Восток). Вопреки стереотипам о примитивных «доисторических временах», эпоха бронзы была временем глобализации, распространения технологий (прежде всего металлургии и колесничного транспорта), масштабных миграций. Часть жителей индоиранских племен Южного Урала и Северного Казахстана бронзового века, несомненно, оставила свой след в генофонде людей последующих эпох и современности. Тем не менее, данные антропологии и археологии указывают, что популяции людей на протяжении эпохи бронзы продолжали миграции из рассматриваемой территории. В поисках более выгодной экологической и экономической ниши они отправлялись дальше и, скорее всего, в самых разных направлениях.(...)
Сегодня можно констатировать, что синташтинская социально-экономическая модель (базирующаяся на оседлости в сочетании с комплексным животноводством и металлургией) совершенно оригинальна и не имеет прямых аналогий в истории и этнографии. Сформировавшись на рубеже III−II тыс. до н. э., она доказала свою жизнеспособность и без больших трансформаций просуществовала вплоть до появления кочевничества в раннем железном веке (скифо-сакский мир). В отличие от экономического аспекта, концентрация населения в условиях степной экосистемы оказалась нерациональна. Крупные поселения, как и элитные некрополи, навсегда исчезают с карт степного бронзового века. Период «бури и натиска» сменился временем стабильности, эпохой поздней бронзы. В это время население окончательно переходит к широкому освоению степных пространств, строительству небольших посёлков и расширению территории пастбищ. (...)
Многие исследователи считают исторические народы раннего железного века − скифов и сарматов − прямыми потомками ираноязычных синташтинцев. Они переняли от предков не только скотоводческий уклад, но и основы военного искусства.(...)
Некоторые учёные выдвигают гипотезу, что синташтинское население являлось ариями, вторгшимися в Гиндукуш и создавшими ведическую цивилизацию Индии, однако предполагаемая миграция потомков Синташты – андроновской культурно-исторической общности − надежно прослеживается археологами только до Средней Азии.
Знаменитые шахтные гробницы Микен изначально использовались для датировки синташтинских памятников, так как там были обнаружены типологически сходные псалии, но теперь доказано, что синташтинские материалы значительно старше. Выделяя сходство в микенском типе псалий, орнаменте и особенностях погребального обряда с синташтинскими материалами некоторые исследователи, в частности Л. С. Клейн и Е. В. Куприянова, предполагают, что эти гробницы могли оставить видоизменившиеся по пути на Балканы потомки синташтинцев.
- "Спасибо" сказали: grego
#24
Опубликовано 28 Июнь 2017 - 20:23

Тоже самое, от этого же автора, но только текстом и более развернуто https://naked-scienc...mify-ob-arkaime
- "Спасибо" сказали: tanya17
Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое. (Т. Кун)
#26
Опубликовано 04 Сентябрь 2017 - 17:17

Второй сезон раскопок поселения Левобережное (Синташта II, Комсомольское) в Брединском районе Челябинской области. 2017 год
Рассказ о результатах раскопок: https://dubna-petrov...com/120521.html
(Автор журнала - Федор Петров, археолог, научный сотрудник музейного отдела Челябинского государственного историко-культурного заповедника "Аркаим", директор по науке Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие")
- "Спасибо" сказали: Indiana Jones, Краки Нифлунг и профессор Перзеев
#27
Опубликовано 06 Март 2018 - 07:30

А кто именно связывает Синташту с с культурами шнуровой керамики и боевых топоров ?
Цитата(lana @ 16.2.2016, 23:03) (смотреть оригинал)Читаю помаленьку эти книги. Все-таки основные связи со степными сообществами - абашевцами и им подобными.
Назвать абашевскую культуру степной наверное нельзя. Эта культура явно связанна с культурами шнуровой керамики и боевых топоров. Да и свиноводы они.
Вообще, их связь традиционно устанавливается из примата того что абашевская культура значительно древнее синташтинской, хотя по последним данным они практически синхронны, абашевская может на век-два древнее синташтинской. Сейчас и синташтинскую культуру тоже связывают с культурами шнуровой керамики и боевых топоров, конечно, уже очень сильно эволюционировавшей через многие стадии и влияния.ЦитатаВот еще что поразило: в 1996 году из 57 публикаций, посвященных синташтинской культуре, только 12 были научными, а в 1997 - из 41 публикации - только 10 можно отнести к научным. Грустно.
Аркаим будоражит умы.
- "Спасибо" сказали: Ruotsi
#28
Опубликовано 06 Март 2018 - 07:47

А кто именно связывает Синташту с с культурами шнуровой керамики и боевых топоров ?
Это на википедию даже попало: https://en.wikipedia...ntashta_culture
#30
Опубликовано 24 Октябрь 2019 - 17:15

Запомни профессор Мерзеев. Ты лгущий мошенник, ты постоянно лжешь. Ты дурак, абсолютный дурак, много ума не надо чтобы выдергивать цитаты из текстов.
Ты обманщик, поэтому любая правда для тебя низкого мерзавца это смертельный враг. Ты Гитлеровская морда помешанная на фашисткой власти диктатора, которая страдает что весь мир не воспринимает твой обман и поэтому ты на смертном одре будешь до конца своей мусорной жизни вспоминать о том как стер мои сообщения, хоть один раз затормозил правду, величайшее достижение лжеца-Гимлера.
Цензор хренов, инквизитор что сжег Джордано Бруно! Чем единственным и гордишься.
24 октября 2019 года в 12:00 - 26 лунный день. Сложный, критический день. Постарайтесь воздержаться от любой активной деятельности абсолютно во всех областях. Лучше сохранить жизненные силы, нежели растратить их на пустую болтовню.
Посвятите себя посту, воздержанию. Освободитесь от ненужных контактов и посмотрите на жизнь трезвым взглядом.
Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей