Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Восточноевропейская раса


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
В этой теме нет ответов

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Восточноевропейская раса характерна для большей части русских групп, а также валдайских литовцев и белорусов. Судя по всему, ее изменчивость в наиболее чистом виде укладывается от валдайских групп до сурского типа мордвы. 
Из Дерябина.

"Подобных затруднений позволяет избежать третья возможность определения расовой принадлежности русских. Она может основываться на традиции, опирающейся на выделе-нии И.Деникером (Deniker,1900) особой восточной расы, распространенной в населении Восточной Европы. Позже аналогичные расовые подразделения неоднократно выявля-лись другими зарубежными исследователями. Так, Е.Эйкштедт (Eickstedt, 1934) выделил его как восточно-европидную (восточно-балтийскую) расу, К.Кун с соавторами (Coon et al., 1950) - как восточно-европейскую группу популяций. Сходные антропологические варианты выделялись и отечественными антропологами. Н.Н.Чебоксаров говорил о восточноевропейской группе антропологических типов, распространенных среди восточнославянских, угро-финских и тюркских народов (Чебоксаров, 1951; Витов и др., 1959). Аналогичным образом В.В.Бунак (1965а) в качестве антропологической основы для русских и восточно-европейских финских народов называл восточноевропейский тип. Кроме этого при разработке схемы человеческих рас этот исследователь наряду с балтийской - выделял и центральную восточноевропейскую расу (Бунак, 1980). Для обширной территории расселения русских Т.И.Алексеева (1965, 1973) выделила восточноевропейский морфологический комплекс признаков. Центрально-восточноевропейскую группу популяций выделял и В.П.Алексеев (1974).

     Принятие возможности выделения на территории Восточной Европы особой одно-именной малой расы или обширной группы однородных антропологических типов позво-ляет избежать логических затруднений, сопровождающих первые две точки зрения. Дей-ствительно, в этом случае наличие во всех сравнительных рассмотрениях компактного кластера выборок русских (рис.102, 108, 127) или центральных точек выделенных для них областных типов (рис. 120) может считаться не просто отражением антропологического единства этого народа, но также соответствовать наличию восточно-европейского расово-го варианта. Кроме русских к нему относятся также валдайские и полесские белорусы и юго-западные литовцы валдайского типа.
      Аналогичным образом, к восточно-европейскому  единству антропологических вари-антов естественным образом принадлежат группы мордвы-эрзи сурского типа, которые во многих наших рассмотрениях демонстрировали значительную близость к нижне-окским русским. При проведении специального рассмотрения современного населения балтских, финских и тюркских народов Восточной Европы (Дерябин, 1998, 1998а) также было обна-ружено определенное сходство мезенско-печорского, сурского и мокшанского антрополо-гических вариантов. Они проявляется в мезокефалии, относительно узком лице, в среднем (а для мокшанского варианта - темном) для рассматриваемого населения уровне пигмента-ции глаз и волос, отсутствием существенного ослабления роста бороды и горизонтальной профилировки лица, малой встречаемостью или отсутствием эпикантуса. Для мокшанско-го варианта также наблюдалось ощутимое присутствие в его составе понтийского компо-нента. Одна из групп северо-западных коми (удорские), входящая в состав мезенско-печорского варианта демонстрировала особенно заметное сходство с группами мордвы-эрзя."

Кроме того, ряд антропологических типов имеет в основе восточноевропейскую расу с заметным влиянием других рас. 
 
     "Все эти антропологические варианты, выделенные для восточно-финских групп, были нами (Дерябин, 1998) объединены под названием восточно-европейского типа. После про-веденного рассмотрения и признания целесообразности выделения одноименной ма-лой расы или крупной группы антропологических типов сурской, мезенско-печорский и
- 224 -
и мокшанский типы, представленные у мордвы и коми, также могут быть отнесены к ней. Правда, для большинства групп мезенско-печорцев можно отметить кроме восточно-евро-пейской основы присутствие небольшого уралоидного компонента, а для мокшанцев - понтийского.
     Присутствие восточно-европейской расовой основы в сочетании с другими антрополо-гическими компонентами можно найти и для других вариантов населения Восточной Ев-ропы. Так, вычегодский тип, объединяющий группы западных, восточных и южных коми, обнаруживал (Дерябин, 1998) по отношению к сурскому и мезенско-печорскому типам присутствие заметной уралоидной примеси, что проявлялось в отсутствии отчетливой де-пигментации, заметном ослаблении роста бороды, проявлении некоторой уплощенности относительно низкого лица. Поэтому, его статус можно определить как сочетание восточ-но-европейской антропологической основы и этого дополнительного уралоидного компо-нента.
     Для камского типа (Дерябин, 1998), к которому относятся группы коми-пермяков, сме-щение по отношению к восточно-европейским сурскому и мезенско-печорскому типам направлено в сторону дальнейшего усиления уралоидной примеси, что проявляется в увеличении встречаемости эпикантуса, еще большем потемнении цвета глаз и особенно - волос. Волжско-камский тип смещен (Дерябин, 1998) по отношению к восточно-евро-пейскому - также в сторону присутствия заметного уралоидного компонента, который со-четается у южных его вариантов с возможным участием и некоторой небольшой южно-европеоидной примеси понтийского облика, что проявляется в дальнейшем потемнении пигментации и увеличении встречаемости опущенного кончика носа. Наконец, для расо-вых вариантов степного облика, можно отметить заметное смещение от  восточно-евро-пейского типа в направлении сочетания черт понтицев с присутствием некоторой монго-лоидной примеси южносибирского облика. 
      Для ижорцев и ингерманландцев проведенный нами анализ (Дерябин, 1998) позволил выявить особый ижорский антропологический вариант. Он обнаруживает наибольшее сходство с беломоро-балтийским типом, являясь одним из его вариантов. Вместе с тем от сурского и мезенско-печорского типов он отличается практически только брахикефалией и посветлением пигментации глаз. Поэтому, ижорский антропологический вариант может расцениваться как до некоторой степени - промежуточный между восточно-европейским и беломоро-балтийским типами. "

Антрологический тип балтов и эстонцев другой. Он близок восточноевропейскому, но выглядит как промежуточный между ним и атланто-балтийской расой.  Дерябиным он назван восточно-балтийский, но это не остбалты типологической концепции. 
 
     "На территории северной и центральной зон Восточной Прибалтики распространен спе-цифический для нее восточно-балтийский антропологический тип (в нашем понимании термина), в состав которого входит ряд вариантов (Дерябин, 1998). Наиболее характерны-ми для этого типа являются западно-эстонский и курземский варианты. Восточно-эстонский и земгальско-видземский варианты при их рассмотрении в масштабе антропо-логической вариации, характерной для населения Восточной Европы, оказываются (рис.120, 121) весьма близкими к ним. По-видимому, для восточно-балтийского типа, в целом, можно констатировать определенную промежуточность между территориально со-седними вариантами атланто-балтийской и восточно-европейской малых рас. Латгаль-ский вариант обнаруживает заметное смещение от восточно-балтийских вариантов к валдайским литовцам, белорусам и русским, демонстрируя наряду с восточно-балтийскими чертами также - некоторую восточно-европейскую примесь.  В  южной  зоне  Восточной 
- 225 -
Прибалтики среди основной массы групп литовцев распространен неманский вариант, обнаруживающий еще большую близость к кругу восточно-европейских расовых вариантов."

Для украинцев характерно промежуточное сочетание восточноевропейского и карпатского типов с разной долей участия.
 
     "Наконец, расовый состав украинцев может быть охарактеризован как сочетание восточно-европейских и альпо-памирских (в карпатском варианте) черт. Для полесских, приднепровских и нижне-днепровских украинцев, образующих центральноукраинское единство, больший удельный вес составляет восточно-европейская основа, тогда как для украинцев карпатской зоны, она  - невелика. Присутствие в составе украинцев в той или иной степени выраженного карпатского антропологического компонента обусловливает  их вхождение контактную в центрально-европейскую группу типов. Группы украинцев могут считаться локализованными на крайней, наиболее восточной оконечности ее ареа-ла."

Еще о влияниях
 
     "Кроме присутствия свойств восточно-европейской расы среди многих территориально смежных иных антропологических вариантов, для многих групп населения, принадлежа-щих к этой расе, в свою очередь можно обнаружить также влияние этих вариантов. Так, для русских севера Восточной Европы, принадлежащих к беломорско-онежскому и севе-ро-двинскому типам, обнаруживается значительное присутствие беломоро-балтийских свойств. Аналогичным образом, русские вятско-камской зоны несут очень небольшую уралоидную субстратную примесь. Участие более заметного уралоидного компонента на мезенско-печорский и вычегодский типы мы выше уже отмечали. Наконец, для западно-валдайских русских, валдайских белорусов и литовцев можно отметить некоторое восточ-но-балтийское (в нашем понимании термина) влияние.
     Сложнее дело обстоит с присутствием в составе русского населения заметного понтий-ского компонента. Мнения в пользу представленности этого компонента в южно-русском населении высказывались неоднократно (Дебец, 1933; Бунак, 1965). Так, Г.Ф.Дебец кон-статировал наличие понтийских черт у "восточного великоросса", а  В.В.Бунак находил его отчетливое присутствие для верхне-окского типа. Однако, по результатам проведен-ных рассмотрений (рис. 102, 104, 108, 120) можно видеть, что как выборки русских, так и центральные точки выделенных для них областных типов, находятся весьма далеко от тех групп населения, для которых понтийская принадлежность или участие понтийского ком-понента наиболее вероятны. Так, все выборки адыгейцев, принадлежащие среднекубан-скому варианту понтийев, на графике канонического анализа (рис.102) располагаются весьма далеко от кластера, объединяющего русских. То же самое характерно и для цен-тральных точек соответствующих антропологических вариантов (рис.120). Аналогичная картина наблюдается (рис.102, 108, 120) и для прутского или степного типов, выборки ко-торых так же весьма значительно отклоняются от групп русских, но обнаруживают замет-ную взаимную близость друг с другом и с адыгейцами (рис.104). Поэтому, результаты проведенных рассмотрений не подтверждают мнение о сколько-нибудь заметном участии понтийского типа в составе русских. Разумеется, это относится только к тем вариантам понтийцев, черты которых можно проследить в современном населении."
 

  • "Спасибо" сказали: Tora_sama


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей