Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Бойки


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
30 ответов в этой теме

#1
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Фото западных бойков перед их депортацией из Польши в 1951г. Это в километрах от деревни в которой я родился.











Бойки из г. Турка встречают Ющенка





Старый Самбор:


Бывший глава Львовского обласного совета, мой дальний родственник по бабушке отца Сендак М. Д.

Сообщение изменено: galychanyn, 18 Январь 2010 - 21:39.


#2
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-


#3
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
деревня Терло
Размещение на карте Старосамборского района:


Еще в 18 веке, как и деревня в которой я родился (Росохи), была полностью шляхетской (валашский? герб Сас).












Мои односельчане:

Моя мать из той же деревни и ее родня(двоюродные)(также шляхта):



Сообщение изменено: galychanyn, 03 Февраль 2010 - 22:59.


#4
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Я.Ф. Головацкий. Этнографическая карта Галичины,
северо-восточной Угрии и Буковины


8 Горцы, называемые Бойками Непосредственные соседи Гуцулов с запада, это Горяне и Подгоряне, называемые Бойки. Это название придается Русскому народу северного Карпатского склона, начиная от реки Ломницы к западу до истоков Днестра; следовательно, бойки занимают погорье Стрыйского и Самборского Уездов.
…Итого в 1874г. считалось Горцев Бойков 75.937
…Замечательно, что сам народ никогда не назовет себя Бойком, а каждый отказывается от него с негодованием, на отрез, считая его обидным именем: Бойкнуло бы тобе в черев! Який я Бойко? Я такий же Русин, як и ты.
…Остается вопрос: по чему народ не хочет себя называть Бойком, когда он не должен бы вовсе обижаться, если бы он в самом деле происходил от исторических Боев или от слова бойкий (как утверждает Вагилевич)? Для разьяснения этого надлежит допустить предположение, что название Бойков относится к остаткам того племени, которое, после незаписанных историей поражений, народных смут и потерь, низошло, вероятно, до положения рабов, или бедных праздношатающихся отребьев у возрастающего и господствующего Славяно-русского народа, может быть в стране, которую Константин Багрянородный называл Бойки жили когда-то и Кельтские Бои; но они выселились, перешли в другие страны, или истребились в войнах. А после них осталась между Славянскими поселенцами какая ни будь невольная челядь, или чернь, которая, шатаясь между господствующим народом, своими соседями называема была Бойки, пока совсем не перевелась и на слилась с народом, а ославянившись, не оставила свое прозвище Русскому народу, который по этой причине и чуждается его. Должно быть Славяно-Русское население всегда враждебно относилось к этим Боям, когда до сих пор народ с презрением ругается им в виде поговорки: Бойко жовточеревый, и в насмешку припевает:
Ой Гуцулы, Гуцуленьки, де сьте Бойка дели?
Цы вы его испеклисте, цы сырого зьели? -
Ни мы его испеклисмо, ни сырого зьели,
Ино ишов через гору, та го Вовки зьели.

2 Горяне и Верховинцы
Книжного названия Карпаты народ вовсе не знает, называя весь Карпатский Хребет общим именем Горы. Так говорится по обеим сторонам Карпат: жити в Горах, ехати в Горы, ити за Гору. В народных песнях выражение Горы, высокие Горы, принимается в том же значении:
Ой, у Горах снеги впали, Горы побелели
(Песн. II, 270).
Кобы нам ся та бук розвив
Та подемо в Горы;
Вынесено молодицям
Шовку на заборы
(Песн. II, 398).
Ой, нема, де, в Горах добра, та й, ведай, не буде
Доки ся в нас по Немцеви заваждати буде
(Песн. II, 300).
Точно в таком же значении употреблялось слово Горы в древних летописях Русских…Впрочем, самые высокие горы Коломийского Уезда, называются иногда Чорногоры, о них поется в нар. Песне I, 154
Ты, Иване, Салагорский
Бери мене по леденьски,
Занеси мя в Чорногоры,
До нашой бай, коморы!
В Чорногоры занесет мя,
На дробный мак посечет мя,
Най ся ляхи не збыткуют,
Мое тело не чвертуют!
От того жители Гор называют себя Горяне, Горене. Начав с Самборского Уезда к западу, в общем употреблении название гор Бескид или Бескиды, значит ити в Угрию, в Угорщину (Венгрию):
Червона ружа, белый квет:
Ой пусть мя, мямцю, за Бескид:
Не долго я там побуду,
Пока о миленьком забуду
(Песн. II, 236).
Не смотря на то, выражение Бескидяне - вовсе нет, хотя употребляются выражения: Подделяне, Заделяне (от слова дел, гора, водный раздел), Подгоряне, Загоряне. Вся полоса северного склона Карпат и верхних их отрогов слывет под именем Подгорья (это название было известно в старину и употребляемо нашими летописцами: Сам Данило воева около Люблина, а Василько по (р.) Изволи и по Ладе, около (м.) Белое, дворскый же Ондрей по Сяну, а Вышата воеда Подгорье) и народ охотно себя называет Подгорянами (Подгорене). В Перемышльском погорье, называвшемся в древности Горняя страна, жители называются Горняками (Горняк, жен. Горнячка, Горянка). Сверх того у горских жителей различают Верховину и Верховинцев. Самое высшее погорье, с его альпийскими пастбищами Стрыйского Уезда, называет народ Верховиной. От истоков реки Стрыя и его быстрого притока Опора к востоку Карпатские горы значительно повышаются, разветвления главного хребта становятся значительнее, и связываясь в горные узлы, тянутся исполинскими грядами в разных направлениях, и по этой причине гористая полоса делается шире, образуя среди гор поперечные долины. Вся страна наполнена иглистыми лесами, отчего и географы назвали эту полосу гор Иглистыми Карпатами, а у народа страна называется Чорным Лесом. Главное место Галицкой Верховины простирается от верховьев Стрыя до истоков Свеги, занимая долины притоков: Оревы, Опора и Верхней Мизуни. Народ слывет под именем Верховинцев, хотя, впрочем, и горцы Станиславского и Коломыйского Уездов, охотно себя называют тем же именем.
На противуположной стороне, за Карпатами, известно также название Верховина. В Угорском управлении отмечается особый Уезд Марамарошского Комитата под именем Верховины (districtus Verchovinensis, Werchowinaer Bezirk), чем и определяется его историческое значение. Угорская Верховина представляет трехугольную котловину подполонинской страны с особенным характером. Она с трех сторон окаймлена громадными горами, и только на южном склоне доступ открыт по течению двух рек: с запада окружают Верховину горы Фруял, Кигерана, Водица, Волосянка, Кук, Минчул, Камень, Ломовата Кичера, Обачин, конически торщащий Стог и наконец исполинская горная гряда Боржавая Полонина на севере соединяет свою цепь с главным Карпатским Хребтом, в котором опять отличаются своею высотою верхи: Чорная Рыпа, Вышковский Горгань, Меглы, Тиговый, Широкий Погар, Попадья, наконец с восточной стороны обнимает Верховину не менее высокие горы: Задняя, Средняя и Передняя Стремеуши, Матьяшин, Ионаш и Красная Гора. Вся страна - дикая, гористая глушь, две реки, Великий Аг и Талабор, стремительно прорезывают поперек целую область, и они, сближаясь на юге друг к другу, прорываются узкими провалами, первая у горы Бойкованы, выше с. Быстра, вторая же помежду скалистыми утесами Ольшаны и Буганы, и за тем опять отдаляясь одна от другой, на равнине вливаются в Тису: Вел. Аг у города Хуста, Талабор же двумя раменами (Вел. и Малый Талабор, Nagy es Kis-Talabor), между местечками Вышковом (Visk) и Тягевым (Tecso).
Древнее название Верховины сохранилось, впрочем, и в Епархияльном распределении Благочиний. В Мукачевской Епархии различаются до сих пор Верхне-Верховенское и Нижнее-Верховенское Благочиния (districtus Felso-Verchovinacusis et Also-Verchovinacusis), Верховина мало заселена: во всей Верховине нет ни одного города, ни одного местечка. А только большие села: Воловое (Okormezo), впрочем, в песне народной Воловое называется местом (городом):
Воловое здоровое
Воловое место,
А в Воловом девчатина
Як пшеничное тесто
(Песн. II, 414),
Синий Вирь (Szinever), Студеное (Stided Patak) и пр., считающие от 1000 до 1400 душ. Народ весьма привязан к своим диким горам и дремучим лесам: он прославляет в песнях родную страну:
Верховина веселая, Верховина красна,
Про одну лишь Верховина горевку несчастна!


http://www.kirsoft.c.../KSNews_240.htm

Сообщение изменено: Алексей555, 09 Февраль 2011 - 08:19.


#5
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный




















#6
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный


#7
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Большая советская энциклопедия
Бойки

Бойки, устаревшее название одной из групп верховинцев (см. также ст. Украинцы). Живут в горных районах Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей УССР. Сохраняют некоторые диалектальные и культурно-бытовые особенности.

http://slovari.yande...


Верховинцы


Верховинцы, название украинцев, живущих на обоих склонах Карпат в пределах УССР и частично в Чехословакии. Основные занятия — горное скотоводство, земледелие, садоводство, лесные промыслы

http://slovari.yande...

#8
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Бойки
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Самоназвание: верховинцы, бойки
Расселение: Украина, Словакия
Язык: украинский, словацкий
Религия: грекокатолики, православные
Входит в: украинцы



Бо́йки — этническая общность украинцев, проживающая на западной Украине и официально рассматриваемая властями Украины, а также советскими и украинскими этнографами, лингвистами, филологами как этнографическая группа украинцев. Часть этнической территории бойков расположена на территории Польши, откуда они в ходе операции «Висла» были выселены в СССР и другие области Польши.
Содержание
[убрать]



География расселения и численность

Большинство бойков проживает на своей исторической территории, которая расположена на северных и южных склонах Карпат между реками Уж и Сан на западе и Лимница и Тересва на востоке. Бойки, которые проживали на территории современной восточной Польши, выселены со своих исторических территорий.

На Украине расселенные в горных районах Украинских Карпат и Закарпатье (Болехов, Долинский район и часть Рожнятивского района Ивано-Франковской области, Сколевский, Турковский, части Стрыйского, Дрогобычского, Самборского и Старосамборского районов Львовской области, Воловецкий и части Межгорского и Великоберезнянского районов Закарпатской области [1]. (см. Бойковщина)

В Словакии проживают на востоке и северо-востоке Снинского района[2], где населяют Подгородскую, Русскую, Ублянскую и Уличскую долины.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890—1907), Новом энциклопедическом словаре (1911—1916) и первом издании МСЭ (1931) численность бойков оценивалась в 100 тыс. человек. [3]

В 1951 году в связи с обменом участками государственных территорий между СССР и Польшей из Нижне-Устрицкого, Стрелковского и Хыровского районов Дрогобычской области было выселено более 32 тысяч бойков. Они были направлены в различные колхозы двадцати одного района Одесской, Сталинской, Херсонской и Николаевской областей.[4]

По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года, 131 человек указали свою принадлежность к этнографической группе бойки. [5].

Язык

Говорят на бойковском диалекте (северокарпатский) украинского языка.

Впервые название «бойки» употребил священник Иосиф Левицкий в предисловии к «Грамматике» (1831) от употребления в их языке частицы «бо є» («только»), в отличие от лемков, говоривших «лем», и «лишаков», говоривших «лише», «лишень». В дальнейшем это название распространили А. Торонский, В. Хиляк и другие. В Словакии бойков называют «пуйдяками» (словацк. Pujďák), так как они говорят «пуйдемо» в отличие от лемковского «пійдемо».

История

Константин VII Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (948—952 гг), (глава 32) слово «Боики» (греч. Βοικι) употребляет в качестве родины белых сербов (предков современных сербов), соседей белых хорватов, расположенной за Венгрией (по отношению к Византии)[6]. Некоторые исследователи [7], считают белых сербов предками хорватов и современных украинцев Галиции и Закарпатья. Шафарик относил прародину хорватов к востоку от Чехии, к Висле и далее в область восточной Галиции, прародину сербов — от средней Лабы через Польшу вплоть до Буга и Минска, а землю Боики называл землей карпатских бойков у Стрия и Самбора.[8]
[править] Примечания

1. ↑ «Історія України. Бойки.» (укр.), В. А. Войналович. Институт истории Украины НАН Украины.
2. ↑ NP Poloniny
3. ↑ Бойки //ЭНЭ
4. ↑ Докладная записка зам. Главы Совета Министров УССР секретарю ЦК ВП(б)У о завершении отселения от 26 октября 1951 г.: «…С участка, отошедшего Польше, отселено 7167 семей, в них 32066 человек, в том числе: семей колхозников 5995, рабочих и служащих 1172…». ЦДАГОУ. Фонд 1, опись 24, дело 868, стр.1-2.
5. ↑ Численность лиц отдельных этнографических групп украинского этноса и их родной язык
6. ↑ Константин VII, «Об управлении империей», гл.32: «…сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также „белыми“ и живущих по ту сторону Туркии (Венгрии) в местности, именуемой ими Боики. С ними граничит Франгия, а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также Белой. Там-то и живут с самого начала эти сербы».
7. ↑ Кобычев В. П., «В поисках прародины славян»: «О том, что в древности понятие „Сербия“ было весьма широким, свидетельствует также чешская рифмованная хроника начала XIII в., в которой говорится о „хорватах из земли сербов“.»
8. ↑ Нидерле Л, «Славянские древности», книга 1, часть 1, глава VIII,

http://ru.wikipedia.....org/wiki/Бойки

#9
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Бойки
Материал из ЭНЭ
Версия от 10:24, 19 февраля 2010; EvgBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Бойки

— русское племя, живущее в Галиции около Перемышля и Жидачева, между верховьями Сана и Ломницей, населяют около 150 деревень в числе около 100000 человек; самих себя они называют не бойками, а верховинцами и считают себя родственными гуцулам. Главное их занятие составляет скотоводство и торговля венгерскими фруктами; женщины прядут лен и шерсть; Б. отличаются смелостью и военной храбростью, оттого, быть может, произошло их имя, которое многие выводят от слова «бойкий».

О них писали: Коперницкий, «О góralach ruskich w Galicji» (Краков, 1889); Витвицкий, «О Hucułach» (Львов, 1874); Шафарик, «Starožitnosti» (II, 206); его же, «О zemimě nované Bojky» (Č. Č. Mus., 1837); Haóмович, «О Галицкой Руси» («Слав. сборник», 1876).

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Текст статьи "Бойки" из 7 го тома Нового энциклопедического словаря, стр 174


Бойки — одно из горных племен галицких русин, являющихся ветвью южно-русского племени; заселяет гористую часть Стрыйского и Самборского окр. Галиции (Австрия), между истоками Днестра и Сана и р. Ломницей, в количестве до 100000 душ. «Бойко», «Бойкиня», «Бойко жовточеревый» — насмешливо называютъ их соседи, жители равнины; сами же себя бойки называют «верховинцами». Земледелие среди Б. развито слабо; главным их занятием является торговля скотом, который они выращивают на горных пастбищах. В их руках находится также разносная торговля — сыром, фруктами и пр. Быт этого племени представляет много интересных переживаний в области материальной культуры и фольклора, делающих его изучение очень ценным для малорусской этнографии. Бойки, по данным, собранным Ф. К. Волковым имеют головной показатель несколько выше 84 (брахицефалы), рост ниже среднего, цвет волос и глаз преобладающий темный. Эти и другие особенности их типа, указывая, по-видимому, на несколько меньшую чистоту племенного состава, чем у гуцул (см.), вполне, однако, объединяют их с ближайшими соседями — гуцулами и лемками (см.).

В статье воспроизведен материал из Нового энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона.

Бойки, украинцы, живущие на сев. склоне Карпат, между pp. Саном и Ломницей (часть Западн. Украины, подвластной Польше). Численность бойков около 100.000 человек.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

http://wiki.laser.ru/?oldid=28678

#10
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный


Карта русинских субэтносов Пола Магочего

#11
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Западные соседи гуцулов

Западные соседи гуцулов - бойки - заселяют северные и южные склоны Карпат от реки Ломница на востоке и до рек Сан и Уж на западе.

Села бойков расположены в долинах вдоль рек и ручьев и повторяют их причудливую конфигурацию. Некоторые села, преимущественно на востоке региона, имеют и «прысилки», но более компактные, чем у гуцулов.

Бойки и гуцулы нередко создавали смешанные браки.

Перпендикулярно ручью, вдоль склонов, тянулись полоски наделов, часто настолько узкие, что трудно было развернуться на них повозкой. Сеяли преимущественно овес, рожь, лен, бобы, высаживали картофель, капусту, лук. Ржаную солому употребляли для кровель, поэтому бойковские постройки покрыты в основном соломой. В некоторых высокогорных местностях для кровель применяют «драньщи».

Основным же занятием населения было скотоводство. Обособленность жизни в горах, тяжелая эксплуатация и отсталость в прошлом определяли архаичность культуры и быта бойков. Даже в начале XX в., например, в селах Бойковщины преобладали курные хаты. Это сейчас люди могут жить где они хотят, а раньше, жизнь проходила в основном в той местности, где человек был рожден.

Здесь были распространены два типа планировки усадеб: на востоке и в центральной части постройки преимущественно размещались отдельно, на западе преобладал однорядный двор, в котором жилище и хозяйственные постройки объединены общей крышей.
В экспозиции представлена усадьба из восточной Бойковщины, включающая хату, «стайню», погреб с «шопой».
Центральную часть региона представляет хата 1909 года из с. Тухолька Сколевского района Львовской области, состоящая из двух «хат», сеней и кладовой. Такая планировка, а также большие окна, галерея с резными столбами, вход на галерею в форме арки и резьба были распространены в жилище зажиточных крестьян в конце XIX - начале XX в. В состав усадьбы входят также большая «стайня» (два хлева с током между ними), «шпыхйр» и другие хозяйственные постройки.*

http://www.arcua.org/sojristirsel/zsg

Типичный интерьер бойковского курного жилища

Невдалеке установлена хата из с. Либохора Сколевского района Львовской области, построенная в 1822 г. мастером Андрусом Палеем, характерная для более раннего периода развития бойковской народной архитектуры. Планировка ее (сени-)- «хата» +к ладовая) типична для центральной Бойковщины. Стены хаты сложены из массивных колотых и протесанных еловых пластин, элементы окон и дверей также массивные, вместо галереи - большой вынос крыши. Поражает внушительная высота помещений - характерная особенность бойковских курных хат (во время топки печи дым стоял выше роста человека). Значительная часть стены хаты снаружи закрыта свесом крутой крыши с развитым «гребнем» - коньком, что придает сооружению особые, присущие бойковской народной архитектуре пропорции. Монолитность стен с небольшими оконными проемами, скупость декоративных элементов создают впечатление суровой простоты и монументальности.

В хате воспроизведен типичный интерьер бойковского курного жилища первой половины XIX века.
Слева от дороги формируется экспозиция памятников народной архитектуры низинных районов Львовщины.
Однорядная бойковская усадьба «довга хата» - длинная хата - перевезена в музей из с. Гусный Великоберезнянского района Закарпатской области. Под одной крышей размещены собственно «хата», сени, «хыжа» - кладовая и «стайня», отделенные друг от друга «боищем» - током. Крыша покрыта «кытыцями», мягко очерчивающими сооружение по всей длине. Интерьер курной хаты очень простой.
В музее представлена также народная архитектура лемков, заселяющих северные и южные склоны восточных Бескидов между реками Сан и Уж на востоке и рекой Попрад на западе. Здесь выделяется несколько районов с местными особенностями строительства. Особой декоративностью отличаются постройки в долине реки Ослава. Вокруг окон# дверей, на самих дверях и воротах расписывались орнаменты, преимущественно растительные - «дерево жизни», венки, солярные знаки.*

http://www.arcua.org/sojristirsel/tibk


Лемковские церкви

Венцы сруба пропитывались отходами нефти и были черного цвета, а швы забеливались и часто красились в ярко-синий цвет.

Лемковские церкви по архитектурно-планировочным и конструктивным решениям в целом соответствуют карпатским культовым сооружениям, но имеют над «бабынцэм» - притвором высокие башни-колокольни.

Под влиянием лемковской культовой архитектуры подобные церкви строились и в западных районах Закарпатья. Одна из них перевезена в музей из с. Канора (сейчас входит в черту г. Воловца Закарпатской области). Церковь построена в 1 792 г. в с. Плоское

Свалявского района, в 1926 г. перевезена в с. Канора. Это один из лучших храмов лемковского типа.

Далее в экспозиции представлены образцы бойковского народного строительства в Закарпатье, где сравнительно долго сохранялись архаические формы. Этим отличается хата из с. Рекиты Межгорского района Закарпатской области. В плане - это общеукраинский тип («хата» сени «комбра»), в отличие от распространенного на Бойковщине варианта с «хатой» посредине постройки (сени «хата» + «комбра»), возникшего, очевидно, позже. Постройка возведена из массивных еловых пластин, элементы окон, дверей и консоли украшены фигурными вырезами и розетками. Возле хаты установлен «пчолынок» - пчельник, а в нем - оригинальные, плетенные из соломы ульи и нехитрые приспособления пасечника. В хате воссоздан типичный интерьер бойковской хаты и представлен один из характерных для этого региона промыслов - производство «гунь» - верхней шерстяной одежды с большим начесом.

По соседству установлена типичная для начала XX в. усадьба крестьянина-середняка, состоящая из хаты (сени-)- «хыжа» -+- «комбра»), «стайни» с «бби-щем» и «оборога».

http://www.arcua.org...stirsel/lemcrkv


Культовая архитектура

Ниже по ручью установлена плотина и возле нее - водяная мельница из с. Пилипец Межгорского района, построенная в конце XIX - начале XX в. Планировка ее (мельница -«хыжа») несет древнюю традицию соединения жилых и производственных или хозяйственных помещений. На Бойковщине было распространено устройство вместо сеней тока, маслобойни, «тартака» - лесопилки.

На холме за мельницей возвышается сооружение, которое уже издали впечатляет массивностью форм. Это хата из с. Синевирская Поляна Межгорского района, расположенного по соседству с селом Коло-чава - родиной опрышка (повстанца) Миколы Шугая. Легенда рассказывает, что хата построена на месте «пралйса» - древнего леса, из срубленных там деревьев. Этому нельзя не верить, увидев стены, рубленные из широких пластин. Брусы нижнего венца, доски дверей достигают в сечении 60 см. Из таких же пластин устроен потолок, пол в сенях и «комбре». Пластины заходили в пазы в стенах, и после постройки сооружения образовывался прочный монолит. Владение материалом, умение подчеркнуть его конструктивные и художественные качества всегда были присущи народной архитектуре и выявляются здесь вполне. Простота и суровость форм смягчаются деликатным применением декора - арочных проемов дверей с мелкой геометрической резьбой, фигурных вырезов консолей, обрамления окон.

Равнины и предгорья Закарпатья отличаются разнообразием и богатством этнографических явлений.

Предгорье представлено комплексом построек из бассейнов рек Турья, Латорица и Уж. Здесь, как и на Бойковщине, распространены два типа планировки усадеб: в первом случае постройки размещены свободно и отдельно каждая, во втором - в виде однорядного двора под общей крышей. Усадьба из с. Медведевцы Мукачевского района принадлежит к первому типу: хата, «стайня», «комбра», «пыв-ньщя» с «шбпой» над ней почти повторяют планировку усадьбы в селе, из которого сооружения перевезены в музей. В усадьбе экспонируются всевозможные орудия труда виноградарей.

http://www.arcua.org/sojristirsel/kark

Сообщение изменено: Алексей555, 09 Февраль 2011 - 12:08.


#12
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный




Столица Бойковщины- Турка


Турківська районна державна адміністрація
Офіційний сайт http://trda.lv.ukrtel.net/index.html

Сообщение изменено: Алексей555, 24 Март 2011 - 13:25.


#13
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный


#14
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Польская бойковщина

http://picasaweb.goo...Bojkowszczyzna#

#15
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный


Одежда бойков.
Модели скорее всего не бойки.

Сообщение изменено: Алексей555, 24 Март 2011 - 12:39.


#16
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
ГАЛИЧИНА и еи РУССКИ ЖИТЕЛИ.
ГРИГОРIЙ КУПЧАНКО


Бойки.

Въ сосЪдствЪ съ Подолянами и Гуцулами жіютъ Бойки, [ 5) Отки походитъ названіе Бойко, то трудно сказати. Одни учени ведутъ то названіе отъ русского слова бой, т. е. бойка, битва або война, други отъ русского слова бойкій, т. е. отважный або смЪливый, трети отъ названія стародавного народа Бои або Богемы и т. д. НайвЪроятнЪйше, що названіе Бойко походитъ отъ русского слова бойкій, т.е. отважный або смЪливый, бо Бойки дЪйствительно отличаются въ своемъ поведенью такою отважностью и смЪливостью, що ихъ русски сосЪди Подоляне и Гуцулы называютъ ихъ просто влазливыми и безстыдными , говорячи : „Бойко-Наливайко съЪлъ джуръ *) та ще каже: „Дайко!" *) Джуромъ або журомъ называется чиръ, киселица або похлебка изъ овсяной муки. ] и то головно въ стрыйскомъ и самборскомъ округахъ, въ ГаличинЪ. Такъ якъ сторона, въ которой жіютъ Бойки, есть гориста, то Бойки называютъ себе Верховинцами, Горянами або Подгорянами и стыдаются названія „Бойки". Но въ своихъ народныхъ пЪсняхъ и они называютъ себе Бойками, якъ то видно изъ сей пЪсеньки:

Ой поиду я межы горы,

Тамъ, где жiютъ Бойки;

Тамъ музыка дробно грае,

Скачутъ полегойки.6)

[ 6)Бойковско-русске слово намЪстъ слова полегоньки або полегоньку.]

СосЪди-же Бойковъ Гуцулы такъ отзываются о Бойкахъ въ одной изъ своихъ народныхъ пЪсень:

Ой бЪдойко, 7) умеръ Бойко,

Бойкови дзвонили;

А Бойко ся схопивъ съ лавы, —

Ледви 'го словили.

[7) Бойковско-русске слово намЪстъ слова бЪдонько.]

На таки и подобни остроты своихъ русскихъ сосЪдовъ Бойки отповЪдаютъ межи инымъ такъ :

Ой Гуцулы, Гуцуленъки,

Де-сте Бойка дЪли?

Цы вы его испекли-сте,

Ци сырого съЪли?

Ни мы его не испекли,

Ни сырого съЪли, —

Ино ишовъ черезъ гору,

Та 'го вовки съЪли.

http://www.ukrstor.c...zhytgal.html#47

#17
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Конкурс "Княгиня Бойківщини"

Княгинею стала 18-річнасколівчанка Лілія Юрченко, студентка Львівського інституту банківської справи.





#18
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
І-й фестиваль мистецтв «Карпатські зорі» в місті Косові

Маленькие бойки




Сообщение изменено: Алексей555, 24 Март 2011 - 13:33.


#19
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Турка

Как здесь часто бывает, город или село расположены на нескольких уровнях: Турка Верхняя, Нижняя и Средняя, приселки. И если бы не зашла в народный музей «Бойковщина», многое бы потеряла, ведь не познакомилась бы с Верой Бончук, его основательницей.

Вера Алексеевна — чрезвычайно интересная собеседница. Поводила меня по таким местам в Турке, куда бы я сама даже нос не сунула. Ей хотелось показать и подземные ходы, которыми испещрена Турка, и колодец ХVІІ века у синагоги, и возвышенность, где стоял княжеский дворец. Исследовательница популяризирует среди земляков труды историков, знаменитых выходцев из Турковщины. Из этих краев родом Стефан Яворский, выдающийся ученый, философ, церковный деятель, чью 350-ю годовщину со дня рождения отметили несколько лет назад.

А я тут же вспоминаю других выдающихся выходцев с Бойковщины: Юрия Дрогобыча, ректора университета в Болонье, художника и поэта Святослава Гординского, художницу Елену Кульчицкую, нашего современника — мецената Петра Яцика, в конце концов, Ивана Франко.

Короткая справка о Бойковщине и бойках. Это этническая группа украинцев-верховинцев, исторически заселявших Карпаты. Существует несколько версий по поводу происхождения. Бойки — якобы потомки древнего славянского племени белых хорватов. Константин Багрянородный, византийский император, еще в Х в. упоминает место Бойки, исторически являющиеся Бойковщиной. Кто-то связывал название «бойки» с кельтским племенем. Часто в качестве самоназвания бойки употребляли слово «верховинцы».

Историко-этнографическая Бойковщина охватывает горные районы современных Львовской и Ивано-Франковской областей между верховьем рек Сан и Лимница и Закарпатье между речками Уж и Торец. Но четко очерченных границ Бойковщина не имеет. Бойков отличал от гуцулов, например, говор, одежда, обычаи. Существовал своеобразный тип бойковского дома и трехкупольных деревянных церквей. (Приезжайте в Дрогобыч: церковь Св. Юра даст полное представление.) Многие предания и легенды свидетельствуют об участии выходцев с Бойковщины в общеукраинских исторических процессах — вспомните хотя бы Сагайдачного и тех, кто с ним оборонял Хотин или ходил на Москву.

Через Бойковщину проходил главный военный и торговый путь из Украины в Западную Европу. Раньше бойки возили соль в Галичину и Волынь. Потом торговали овощами: доходили до Петербурга и французской Ривьеры. Бойки были хорошими предпринимателями, из их круга вышло немало украинской интеллигенции. Радует, что традиции просвещенности и энтузиазма оживают в наши времена.

http://www.zn.ua/art...tion=newspaper#

#20
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Цитата
в місті Косові

Это уже гуцулы smile.gif Даже по одежде узнать можно, бойки - пуритане в этом отношении.

#21
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Цитата(galychanyn @ 2.4.2011, 19:53) (смотреть оригинал)
Это уже гуцулы smile.gif Даже по одежде узнать можно, бойки - пуритане в этом отношении.

За что купил за то и продаю. Это фото с какого то форума посвященного фестиваю, под фото был комментарий "молодые бойки порвали всех". Одежда меня конечно смутила. Если это точно гуцулы, могу переместить в соседнюю тему. Вы точно уверены в том, что это гуцулы, а не бойки?

Вот ссылка на источник с фото: http://www.kosivart....hp?topic=674.15

Сообщение изменено: Алексей555, 02 Апрель 2011 - 16:19.


#22
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный

Сообщение изменено: Алексей555, 08 Апрель 2011 - 19:32.


#23
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный



Сообщение изменено: Алексей555, 08 Апрель 2011 - 19:23.


#24
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Молодые люди из деревень отца и матери:
Деревня отца:














Деревня матери:


Сообщение изменено: galychanyn, 16 Июль 2011 - 16:47.


#25
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Деревня отца в 50-е (второй слева - дедушка):

Сообщение изменено: galychanyn, 23 Сентябрь 2011 - 15:15.


#26
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-


#27
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Хотелось бы высказать несколько слов по мтДнк бойков, которые стоят особо от других карпатских популяций. Большая часть гаплогрупп бойков в той или иной мере присутствовала в разных пропорциях как в охотников-собирателей, так и в неолитических земледельцев: T,K,J.


Поэтому представляется трудным выявить долю мезолитических и неолитических гаплогрупп исходя из результатов анализа. Но все же настораживает очень низкая доля неолитической гаплогруппы H на фоне других смежных популяций, что говорит скорее в пользу мезолитического варианта.



#28
Брут

Брут

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 299 сообщений
  • Национальность:...
  • Фенотип: ...
Тот случай, когда визуально не отличишь - зап. балтид или фалид (сорри за плохое качество):



#29
Брут

Брут

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 299 сообщений
  • Национальность:...
  • Фенотип: ...



Юрий Франц Кульчицкий (нем. Georg Franz Kolschitzky, пол. Jerzy Franciszek Kulczycki), родился в 1640 году в с. Кульчицы, Самборского района, умер в 1694 году в Вене. Кульчицкий - украинский купец, солдат, переводчик, отыгравшим ключевую роль в снятии осады Вены османскими войсками в 1683 г.

За это Кульчицкий был награжден титулом «Царский переводчик», постоянным жалованьем, большими запасами трофейного турецкого кофе, правом открыть кофейню в Вене и жильем (домом в городе, где и открыл первую Венскую кофейню).
12 сентября 1883 г., на честь годовщины памятного сражения, в Вене, на пересечении улицы Фаворитен и проулка Кольшицки открыли памятник Кульчицкому, где он изображен с подносом и кофейником в руках. Кульчицкий считается хранителем Венских кофеен.

Биография

Родился в с. Кульчицы-Шляхотские возле Самбора. С молодых лет пошел в козаки на Запорожскую Сечь. Во время одного из походов попал в плен, где хорошо выучил турецкий язык и обычаи (в том числе и обычай пить кофе). Немного позже стал работать в качестве переводчика для Акерманского отделения венской Восточно-Торговой Компании. На этой должности заработал достаточно денег, чтобы основать собственную торговую компанию в Вене и переехать жить туда.

Во время Венского отпора в 1683 г. Решился выйти за границы взятого в осаду и голодного города, чтобы связаться с союзником, герцогом Лотаринзким Калом V. Вместе со своим слугой, сербом Юрием Михайловичем покинул город в турецкой одежде и сумел пройти османские линии, напевая турецкие песни. Связавшись с герцогом, сумел вернуться в город с обещанием военной поддержки. Именно благодаря этим новостям городской совет принял решение не сдаваться турецкой армии паши Кары Мустафы, а продолжать борьбу.

12 сентабря осада была снята войском европейских союзников, в главе с польским королем Яном III Собеским. Кульчицкий был признан героем, городской совет наградил его большим количеством денег, а бюргеры – домом в городском районе Леопольдштадт. Польский король Ян III Собеский наградил Кульчицкого 300 мешками кофе, который нашли в разбитом лагере паши Кары Мустафы.

Умер Кульчицкий в 1694 году. К тому времени его книга мемуаров стала бестселлером, его именем назвали улицу. Похоронен Юрий-Франц Кульчицкий был с почестями на центральном кладбище Вены, близ собора св. Стефана.

Первая кофейня

Кульчицкий открыл кофейню Hof zur Blauen Flasche («Двор под голубой бутылкой») в Вене в портном ряду возле собора. Благодаря Кульчицкому кофе стал известным в Австрии, а со временем его кофейня превратилась в одно из самых популярных мест в городе. Кульчицкий лично обслуживал посетителей, подавая кофе в турецком наряде. Он также придумал подавать кофе с молоком и сахаром, что не делали турки, но что очень понравилось жителям Вены.

Кофейня Кульчикого, открыта в 1683 году была первой в Вене и одной из первых в Европе. На то время кофе еще не был известен Восточной и Центральной Европе, хотя и был достаточно распространен на Западе: несколько кофеен работали в Париже, Лондоне, Оксфорде и Бостоне.

Популяризация кофе Кульчицким

На то время кофе употребляли в основном, в качестве лекарства. Лишь очень немногие кофеманы, в том числе с Кульчицким, пили его ради удовольствия. Тогда Кульчицкий прибегает к своего рода «рекламной компании». Он ходит по улицам Вены с подносом, уставленном кувшинчиками с кофе, и предлагает жителям города бесплатную дегустацию. Он изменяет традиционный турецкий рецепт, добавляя в кофе сахар, а после молоко и мед – так возник знаменитый Венский кофе. Также Кульчицкий придумывает оригинальную закуску: круассан, выпечку в виде полумесяца (одного из символов ислама). Поедание такого печенья символизировало победу над турками.

#30
sashahappy

sashahappy

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский, украинец
  • Фенотип: понтид
  • Вероисповедание:дзэн
Бойки з Ясенева, Східна Бойківщина


Бойки з Літовищ, Ліський повіт, Західна Бойківщина


Бойки Рожнятівщини, Східна Бойківщина


Бойко з Розлуча на Турківщині


Бойко зі Скільської Верховини, Центральна Бойківщина


Бойко-верховинець з Ужка, Закарпатська Бойківщина



Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей