ИСТОРИЯ
Ливы – одни из древних коренных жителей Прибалтики. В настоящее время они получили статус “второго коренного народа Латвии”. Их язык, хозяйство, история и культура в последнее время всё больше привлекают внимание языковедов, этнологов и антропологов. Становится понятным, что изучение наследия ливов даёт уникальный материал по этнокультурной истории Прибалтики.
Кто же такие ливы? Каково их происхождение? Какое место они занимали раньше и занимают сейчас в культуре Латвии?
Есть народы, существование которых в историческом пространстве подобно движению кометы. Они появляются в отдаленном прошлом, исчезают и внезапно возникают опять. Судьба ливского народа – особенно яркий тому пример. Создаётся такое впечатление, что ливы имеют несколько разных, не очень-то совпадающих друг с другом “историй”: археологическую, антропологическую, лингвистическую, хозяйственную, культурно-мифологическую.
В Х1Х-нач.ХХ вв. появилось несколько теорий происхождения ливов. Некоторые из них противоречили друг другу. Пастор Август Биленштейн полагал, что ливы переселились на территорию Латвии из-за моря, и к Х111 в., оттеснив балтов в прибрежные части страны, стали здесь верховодить (1). Русский археолог С. Богоявленский, напротив, считал, что ливы пришли с востока, из земель Псковской и Витебской губерний (2). Латвийские археологи Ф.Балодис, Э. Штурмс, Э.Шноре, опираясь на данные раскопок 1920-30-ых гг., выводили ливов из западной области Латвии Курземе (3).
Эстонские археологи Х.Моора и Э.Тыниссон пришли к выводу, что ливы сформировались там, где были обнаружены в Х-Х111 в. и где жили до ХХ в., в результате сложных этнических процессов (4). Эта версия мне представляется наиболее вероятной. В этой связи особого внимания заслуживают обстоятельства формирования прибалтийско-финской языковой (а вероятно, и этнокультурной) группы. Х.Моора подчёркивал, что причины её сложения лежат во взаимодействии двух субстратов – балтского и финно-угорского. Возможно, тот и другой периодически становились друг для друга адстратами, то есть относительно поздними включениями? На этот вопрос мы пока не можем ответить однозначно.
В российской этнографической науке Х1Х- начала ХХ вв. этническое происхождение латышей было самым загадочным среди всех народов Прибалтики. Финский лингвист А.Кетунен назвал латышей Mischvolk – “смешанным народом”, появившимся в результате слияния балтов и прибалтийских финнов. Куршей одни исследователи (А.И. Шегрен, Ф. Видеман, А. Биленштейн) относили к финно-уграм, другие (Я. Эндзелин) - к балтам. Это было не случайно. В Северной Курземе тесно соединились прибалтийско-финская и западно-балтская этнические культуры; постепенно на этой основе сложился т.н. тамниекский диалект латышского языка. Немалую долю финно-угорский субстрат занимает, очевидно, и в Видземе, и в Северной Латгале.
Чтобы разобраться в вопросах происхождения ливов, необходимо обратиться к древнейшей истории Прибалтики. Начнём с того, что история людей начинается здесь примерно с 1Х тысячелетия до н.э. (5). К тому времени с юго-востока сюда пришли охотники на северного оленя и рыбаки. Судить об этнолингвистической принадлежности древних обитателей Прибалтики вплоть до 111 тыс до н.э. мы не можем – слишком мало сведений о них дошло до нас. Однако мы знаем, что после 1Х тысячелетия до н.э. на земли Прибалтики переселялись люди и с северо-востока, из современной Пярнуской области (об этом свидетельствуют археологические материалы поселения Звейниеки около озера Буртниеку). Антропологи свидетельствуют, что всё древнейшее население Прибалтики было европеоидным. На территории Латвии, в частности, в Латгале, в то время существовал - и сохранился до сих пор! – весьма архаический антропологический тип, возможно, палеолитический европейский.
К 111 тыс до н.э. на территории современной Эстонии, Латвии и частично Литвы распространяется новая культура – т.н. гребёнчато-ямочная. Её носители, часто полагают, были финно-уграми (6). При этом на ряду с существовавшим здесь массивным европеоидным антропологическим типом появляется второй – метисный, сочетающий основные европеоидные черты с некоторыми монголоидными признаками. Известный латвийский антрополог Раиса Денисова утверждает, что носители гребёнчато-ямочной керамики были широколицыми; на их основе сформировались антропологические типы эстонцев и финнов, в которых наблюдаются некоторые черты, хотя и сильно сглаженные, но весьма близкие современным якутам и бурятам (7). Однако в хозяйственном отношении до конца 111- начала 11 тыс. до н.э. глобальных изменений не происходило: преобладали охота и рыболовство. Эти народы не знали кузнечества, не имели обработки металла.
Перемены начались с распространением на территории Прибалтики с юга и юго-запада культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Очевидно, это были балтские народы; они занимались скотоводством, знали земледелие, обрабатывали металл (8).
При взаимодействии народов, существовавших здесь до 111 тыс. до н.э. (возможно, палеоевропейцев, или народов другого происхождения, а также финно-угров народы) и появившихся в 111-11 тыс. индоевропейских (балтских, возможно также и иных) народов и возникали средневековые народы Прибалтики.
Согласно одним исследованиям (преимущественно лингвистическим), ливы – один из древнейших народов Прибалтики, по языку относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорской языковой семьи, населявший территорию Латвии в 3 тыс. до н.э., а возможно и ранее. Однако самые ранние археологические памятники ливской культуры датируются Х в. Первое краткое письменное свидетельство о ливах (либь, любь) мы находим в “Повести временных лет” Нестора (Х1 в.), более пространное – в “Хронике Латвии” Генриха Латвийского (начало Х111 в.) (9). По этим свидетельствам и археологическим памятникам, ливы в Х11-Х111 вв. населяли преимущественно центральную часть Латвии – Видземе, и жили в бассейнах трёх рек – Даугавы (правый берег), Гауи и Салацы. Письменные источники Х1У в. и недавно открытые археологические памятники свидетельствуют о том, что ливы жили и в приморских районах Курземе, и на левом берегу Даугавы (10).
Как же нам выявить в столь странных временных и фактологических конфигурациях собственно “ливов”?
Встаёт вопрос: были ли ливы или их предки пришлыми для основного массива населения Прибалтики? Антропологи и археологи отвечают на него по-разному. Р. Гравере приводит данные, свидетельствующие о сильном отличии ливского антропологического типа Видземе от распространённого здесь в древности. Ливы Видземе, согласно её мнению, антропологически близки финно-угорским народам Северо-западной России (в частности, карелам), и возможно предположить их появление на территории Латвии оттуда (11). Согласно другим данным (полученным в результате исследования состава и показателей крови и др.; о них доложила Р. Денисова на Чтениях “Ливы и Рига” 11-12 сентября 1998 г.), прибалтийско-финские народы чрезвычайно сильно восприняли балтийский тип; ливы не пришлый для Латвии народ, но тесно связанный с другими соседними народами - латышами, эстонцами, водью. Нередко ливов довольно сложно выделить антропологически и археологически на фоне балтов. Главный, нередко единственный признак, по которому можно отличить балтский памятник от ливского, это ориентация погребения. Ливы хоронили покойных головой на север, восточные балты – на запад или восток (западные балты преимущественно сжигали покойных).
Ливы были первым народом, с которым столкнулись немецкие купцы и христианские миссионеры Прибалтики. Ливонией, то есть “землей ливов” они назвали в Х11-Х111 в. район устья Даугавы, где жили даугавские ливы, и где происходили первые контакты с ними. Позднее этот топоним значительно “расширился”: он был распространён на земли ливов бассейнов Гауи и Салацы, латгалов, куршей, земгалов, селов, частично эстов.
К началу Х111 в. ливы населяли четыре области центральной Латвии – Видземе (эти сведения мы имеем из Хроники Ливонии Генриха), и, очевидно, приморскую часть северной Курземе. Наиболее многочисленными были даугавские ливы. В Хронике их первоначально называют Veinalenses, от ливского названия р. Даугавы – Vena, позднее – Dunenses (р. Даугава=Двина=лат.Duna). Они жили преимущественно на правом берегу Даугавы от устья до Айзкраукле. Бассейн Гауи населяли гауйские, или турайдские ливы (Thoredenses – от названия их важнейшего центра, Турайда). К ним непосредственно примыкали ливы Идумеи, и несколько к северу, в бассейне р.Салацы проживали немногочисленные ливы Метсеполе. Однако дисперсно ливы жили и вне этих областей (известны ливы Цесиса, Трикаты).
Были ли ливы тогда единым народом? Археологи, антропологи, языковеды по-разному отвечают и на этот вопрос. Археолог Я. Граудонис полагает, что да; антропологи Р.Гравере и Р. Денисова - что нет, даже в отношение видземских ливов Х-Х111 вв. Иногда ливов Видземе характеризуют как народ этнически многосоставный, подобно викингам, связанный с водной культурой, контролировавший важнейшие речные пути.
К югу и востоку от ливов, во многом смешанно с ними обитали балтские народы – латгалы, земгалы, селы, курши. В Х1-Х11 в. через Полоцкое княжество они познакомились с православием. Ливы жили в поселках, хотя были, возможно, и хутора.
Когда точно ливы появились в северной Курземе, точно неизвестно. Достоверные сведения о ливах в том районе у нас имеются только с Х1У в. Однако в бассейне р. Ирбе и вдоль Рижского залива от Овишей до Рагациемса, возможно, был довольно однородный ливский этнический состав. Но там не везде проводились регулярные археологические раскопки.
В период позднего железа в районах Вентспилса, Талси и северной Кулдиги фиксируется культура куронизированных (то есть адаптированных куршами) ливов. Интересно, что зона её распространения в Х111-Х1У вв. совпадает с границами тамниекского диалекта, сохранившегося до нашего времени. В Х111-Х1У вв. там складывается особый тип погребения – трупоположения головой на запад, в могилах глубиной 0,5-1.0 м, с богатым инвентарём – оружием, хозяйственными инструментами и украшениями отчётливо куршского типа (орнаментированными лентовидными бронзовыми браслетами, щитовидными перстнями, витыми из трёх проволок гривнами). Могилы засыпали песком, смешанным с пеплом и углями. О том, что погребённые не были куршами, свидетельствуют найденные в Курземе места кремаций (курши, как и другие западные балты, обычно сжигали покойных) (12).
Янис Граудонис полагает, что ливы – народ единого происхождения, возникший в Курземе на основе прибалтийско-финского субстрата, но с мощным балтским, а возможно и некоторым скандинавским влиянием, и позднее распространившийся на восточные районы Латвии (13).
Раиса Денисова, напротив, утверждает, что если видземские ливы культурно близки другим финно-угорским народам (марийцам, мордве, мере, муроме), то курземские – сильно от них и от балтов отличаются, но по антропологическим показателям сближаются с германцами, особенно шведами.
До сих пор не вполне понятна этническая принадлежность неких вендов. “Хроника Ливонии” повествует о них: “Венды в то время были унижены и бедны. Они были выгнаны из бассейна реки Венты в Курсе, и поселились на Древнем холме, рядом с которым в настоящее время был воздвигнут город Рига. Отсюда их опять выгнали курши, многих при этом уничтожили; прочие убежали к летам (т.е. латгалам), и жили с ними (в районе г.Цесис) (14). Латвийский этнограф С.Цимерманис полагает, что культура предметного мира вендов была очень близка курземским ливам (15). Но, появившись в Вендене-Цесисе, они, должно быть, утратили эти черты (там не обнаружено столь характерных для куронизированных ливов типов погребений).
Топонимические исследования показывают, что в Курземе, Земгале, юго-восточной Латгале древнейшие названия мест, имеющие прибалтийско-финское происхождение, представляют собой адстраты (то есть включениями в балтскую основу), а в северной и западной Видземе – возможно, субстраты. То есть первыми в Северной Курземе появились курши, позднее – сначала вдоль морского побережья, затем и вдоль рек начали расселяться ливы или их предки. Примечательно, что в областях, обжитых ливами, встречается много топонимов эстонского и финского, но не ливского происхождения (В. Дамбе полагает, что Колка происходит от эстонского “край, оконечность, окраина”, Турайда – от эстонского “торе” – “чудесный” и “аэд” – “сад, усадьба”).
(Dambe V. Valodu kontakti Latvijas PSR toponīmija // Baltu valodas senāk un tagad. Rīga, 1985. 95096.lpp.)
К Х111 в. на территории современной Риги существовали поселения разных народов. Два крупнейших из них принадлежали ливам – одно даугавским, другое – куронизированным (16). Языки их, видимо, были довольно близки: хронист Генрих не различает местных обитателей по внешнему облику, происхождению и обычаям. Однако, видимо, такие различия имели место. При образовании города Риги, ливы составили некоторую (не слишком значительную) часть его населения. Историк Фридрих Бенингхофен в 1961 г. выявил 35 ливов, записанных в Рижских долговых книгах: Бертхольдус Ливо (запись 1287 г.), Хеннеке Ливо (1292 г.), Якоб Ливо (1286-1304 гг.). Некоторые фамилии атрибутированы по названиям ливских поселений: Каге из Роденпуа, Хенце из Икшкиле, Герман из Имекиле и др. Ряд имён могут быть возведены к тем или иным словам ливского происхождения: Элмеде (возможно, от ливского elmed, мн.ч., “янтарь”), Хербордус Питтекелейбе (pitka - “длинный”, lēbe/leibe “хлеб”), Юваге (juva - “хорошо”). Известно, что ещё в Х1У в. некоторые ливы арендовали рижскую городскую землю под пасеки (17). “Ненемцы” - и латыши, и ливы, - могли работать в Риге как кузнецы и брадобреи, ткачи, рыбаки, носильщики пива, а также заниматься внегильдейскими профессиями. Наверняка, они были извозчиками, обрабатывали камни, мостили улицы, работали как подмастерья у ювелиров и обработчиков янтаря. “Ненемецкие” девушки составляли основной контингент почти официальной проституции средневековой Риги.
Ливы г.Вендена (Цесиса) были единственными “ненемцами”, имевшими статус граждан города. Там существовали улицы и площадь ливов, в церкви они имели место и колокол. Возможно, это были те самые венды, поддержавшие немцев против латышей.
Предполагается, что в Х11-Х111 в. на территории Латвии проживало ок. 20 000 ливов (18). Судя по хозяйству, археологи и некоторые этнографы полагают, что в это время балты и ливы не слишком сильно отличались друг от друга. И те, и другие занимались земледелием и скотоводством. Однако возможно, что в 1 тыс. до н.э. соотношение между этими областями хозяйства было разным: балты были преимущественно скотоводами, прибалтийские финны – преимущественно земледельцами. Те и другие занимались бортничеством, собирательством, рыболовством и охотой. Однако мы можем предположить, что существенно различались представления о пространстве и способ взаимоотношения со средой (что было унаследованно из гораздо более ранней истории обоих народов).
Отношения ливов с немецкими миссионерами складывались по-разному; это отражено в “Хронике Ливонии”. Часто принятие ливами христанства было только формальным предлогом для перемирия. Большинство ливов отчаянно боролось с завоевателями, хотя некоторые – в частности, знаменитый старейшина турайдских ливов Каупо, - встали на сторону немцев. Известно, что ливы участвовали в военных походах против латгалов, эстов, земгалов (19).
Даугавские ливы – некогда самые многочисленные, имевшие крупные поселения, крепости – исчезли первыми. Большей частью это была, конечно, ассимиляция в балтской среде. Причин такого быстрого и бесповоротного исчезновения было несколько. Ливы первыми подверглись насильственной христианизации и просто уничтожению со стороны немецких миссионеров. Некоторые из них вставали на сторону завоевателей, воевали против своего народа и против балтов – нередко при этом погибали и сами (20). Через Видземе проходили крупные торговые пути, ведущие в земли современных Эстонии и России. Возможно, это тоже косвенно способствовало процессам этнического размывания ливов Видземе (в Курземе таких дорог не было).
Однако, по подсчётам эстонского историка Энна Тарвела, к середине ХУ1 в. в Видземе местами была ещё значительная доля ливского населения. В области Салаце – до 40%, в Вайнижи – 30%, в Лимбажи – 25%, в Турайде – 15% (21).
Археолог Э. Мугуревич заключает, что краниологический материал Х111-ХУ11 вв. показывает довольно большую антропологическую неоднородность населения Латвии. Финно-угорские антропологические черты характерны для жителей Курземе, Видземе и Северной Латгале (22).
Ещё в конце ХУ в., в 1498 г. Рижское архиепископство было поделено на две части – восточную “латышскую” (Lettische side) и западную приморскую „ливскую“ (Liwische side), между которыми проходил „коридор“ орденского государственного образования. Однако это не означало внутреннюю этническую однородность: ливы жили на орденской земле, к северу от оз.Буртниеку, и к югу до Айзкраукле около Даугавы. В конце Х1У в. упоминаются „ливская волость“ около Страупе, „ливская деревня“ около Даугавпилса ( 23).
На ливскую принадлежность прямо указывают данные топономастики Северной Виздеме и Курземе. Многие реки и озёра Видземе имели двойные названия – прибалтийско-финские и балтские. Река Даугава – Вена/Вейна (Vena/Veina), Гауя – Койва (Coiwa), Огре – Вога (Voga), озеро Буртниеку – Астигерве (Astige?ˇrwe). Литовский языковед А.Ванагас полагает, что и на севере Литвы фиксируется около 30 гидронимов финно-угорского происхождения.
Известны бытовавшие в Х111-ХУ1 вв. (нередко и позднее) обозначения мест, содержащие прибалтийско-финские элементы -mois (эст. и лив.“господский дом”), -küll (лив. “деревня”), -maa (эст. “земля”), -mets, mots (эст.”лес”), -lamm (эст. “гладкий, ровный”).
При образовании в ХУ в. немецких поместий начали исчезать многие местные ливские топонимы, вместо них появлялись немецкие или латышские названия. В Х1У-ХУ вв. в результате неинтенсивных, но постоянных внутренних миграций в ливских областях в нижнем течении Гауи и Даугавы наблюдюдается уже значительная доля балтов. Балты ассимилировали и эстонцев, живших ещё в ХУ в. южнее сегодняшней границы. Историк Паул Йохансен отмечает, что латыши появились в первоначально эстонской области Руйена только в ХУ в. В ХУ111 в. эта область, а также соседние Мазсалаца и Лимбажи уже значительно летонизировались (24). Надо полагать, что в период позднего средневековья передвижения латгалов на запад и север, на земли ливских и эстонских поселений были единственными ощутимыми внутренними миграциями во всей Ливонии (25).
Если в исторических документах Х1У в. ещё различаются разные народы Ливонии – курши, ливы, земгалы, латгалы, эстонцы, - то в ХУ в. уже нет. В официальном канцелярском языке Ливонии в широкое употребление входит появившийся ещё в Х1У в. в Риге термин undeusch “ненемцы”. В неофициальном обращении местных жителей обозначали “люди”, “крестьяне”, “сельчане”.
Видземские ливы сохранились до ХУ111-Х1Х вв. только в низовьях реки Салацы, в Светциемской и Вецсалацской волостях. Много латышей и ливов погибли в войнах ХУ1-ХУ11 вв. Особенно ужасным временем для жителей Прибалтики оказалась первая четверть ХУ111 в. Северная война и произошедшее в её ходе страшное разорение Видземе войсками Б.П.Шереметева, а также последовавшая за этим эпидемия чумы, поставили жителей Лифляндии на грань катастрофы. Согласно подсчётам историка Я.Берзиня, в различных областях Видземе за небольшой период времени погибло от 30 до 90% населения (Адажи – 76,5%, Икшкиле – 84,7%, Кримулда – 75,7%, Ропажи – 86,7%, Саласпилс – 93,7%, Умурга – 84,18%) (26). Как мы видим, особенно пострадали области, где издревле обитали ливы. В 1710 г. эпидемия чумы случилась и в Курземе. На памятных камнях в Мазирбе была выбита надпись, что после этого на всём побережье от Яунциемса до Жоцене осталось в живых только 10 человек (правда, эта цифра сильно занижена по сравнению с реальной).
К концу Х1Х в. видземские ливы почти полностью растворились в окружающей их латышской среде. Собственно говоря, сведения об их исчезновении обнаруживаются уже с ХУ11 в. Курземский суперинтендант Пауль Эйнхорн в 1649 г. отмечает, что “в районе Риги на других языках, кроме латышского, не говорят” (27). В 1769 г. рижский пастор Эсенс писал о Видземе: “В настоящем понимании ливов больше нет, так как крестьяне, которые живут в тех областях, где раньше обитали ливы, так смешаны с латышами, что их скорее можно назвать латышами, нежели ливами” (28). Правда, А.В.Гупель в 1774 г. писал, что около Салацы ещё остались более или менее настоящие ливы, говорящие на своём языке в домашнем обиходе, но не в школах, усадьбах или церквях. Он отмечает, что “из-за их языка и некоторых сохранённых древних обычаев многие считают ливов колдунами” (29). Экспедиции А.И.Шегрена, работавшие в 1846 и 1852 гг., и Ф.И.Видемана 1858 г. зафиксировали, что в Видземе в районе Салацы осталось только 22 человека (в основном, пожилых людей), говорящих по-ливски (30). Правда, в свою очередь именно эти экспедиции способствовали последовавшему ливскому национально-культурному возрождению.
Курземские ливы были постепенно оттеснены куршами в район узкой прибрежной полосы вдоль Балтийского моря (или, как говорят ливы, Sūr mer – “Большого моря”) и Рижского залива (Piski mer – “Малого моря”).
Ревельский пастор Балтазар Русов в своей “Хронике Ливонии” 1577 г., описывая Курсу (Курземе, и, видимо Земгале – одну из провинций Ливонии), сообщает, что там говорят на куршском, ливском, и местами на литовском языках (31). Однако, в 1630-ых гг. курземский суперинтендант П.Эйнхорн не замечает уже этнической неоднородности местного населения. Тем не менее, ливы в Курземе были. Они проживали в рыбацких посёлках на отрезке от Овижи до Жоцене, весьма изолировано, постепенно сливались с латышами. В отличие от ливов северной и западной Видземе, они сохранили свой язык и обычаи до наших дней. На это прямо указывают топонимы Северной Курземе (за редким исключением, они прибалтийско-финские по происхождению). В 50-ых гг. Х1Х в. в северной Курземе проживало более двух тысяч ливов (согласно данным А.Шегрена - 2324, согласно ревизии 1850 г. – возможно, более точные сведения – 2180).
ХХ век принёс значительные изменения в жизнь ливов. Во время первой мировой войны им пришлось покинуть взморье: там долгое время размещались немецкие войска, затем проходили военные действия. Посёлки были сильно разрушены; после войны многие ливы не вернулись в родные места.
Однако оживление в ливской культурной жизни принесло образование 2 апреля 1923 г. “Союза ливов”, который сыграл тогда значительную роль в сохранении и развитии культуры ливов. Инициаторами и деятелями этого Союза стали сами ливы, которых в то время насчитывалось около 850 человек.
Среди них были выдающиеся люди, о жизни и творчестве которых сейчас появляются публикации (32). Прежде всего, это семья поэтов, переводчиков, замечательных знатоков ливской культуры: Янис Принцис (Старший) (1796-1868) – служивший церковным причетником в Пизе (Микельторнис), и два его сына – Янис Принцис (Младший) (1821-1904) и Петерис Принцис (1831-1889) (33). В 1945 г. в Митаве (Елгаве) вышла их книга “Священные песни и молитвы моряков” (второй в латышской литературе сборник профессиональной поэзии), а в 1863 г. в Лондоне – перевод евангелия от Матфея на западноливский диалект. Это была первая печатная книга на ливском языке. Янис Принцис Старший собрал материалы для первого латышско-ливского словаря. Многие его статьи публиковались в “Петербургас Авизес” – газете, выходившей в Петербурге на латышском языке. Семья Принцисов стала одним из важнейших источников информации о ливском языке и культуре для академика А.И.Шегрена во время его экспедиции в Северную Курземе в 1852 г.
Ник Палманис (1823-1903) – школьный учитель в Колке и Кошраге, фактический инициатор создания в будущем “Союза ливов”.
Карлис Сталте (1870-1947) – учитель, церковный причетник, органист, поэт и публицист. В 1933-1939 гг. он был редактором ливской ежемесячной газеты “Ливли”.
Петерис Дамбергс (1909-1987) – учитель, поэт, переводчик, редактор газеты “Ливли” в 1931-1933 гг. Он был одним из лучших знатоков и исследователей ливской культуры и языка, составил несколько хрестоматий и словарей по ливскому языку. Особенно значима его “Книга для чтения на родном языке в школе и дома” (Jemakīel lugdobrāntoz skūol ja kuod pierast), вышедшая в 1935 г. в Хельсинки. Правда, с ней вышел казус: вскоре после выхода она была запрещена для использования в морской школе на побережье, и запрет действовал вплоть до 1939 г., когда её дополнили текстом гимна Латвии. Сам составитель вот как объяснял причину такого странного на первый взгляд обстоятельства. “Там был такой разговор, сын спрашивает отца: “Что такое родина, что такое отчизна?” – “Отчизна – все наши дома. У меня маленький дом, но я люблю его больше, чем все другие на свете. Отчизну никогда нельзя забывать”. И тогда мальчик спрашивает: “А где же эта отчизна?” Отец отвечает: “Это всё, что ты видишь. Вот, я поднимусь повыше на лестницу, и увижу ещё дальше”. “И там – отчизна?” “Да, там тоже. Отчизна – она и за лесом, и ещё дальше”. Так вот, это было нехорошо, что я как будто бы хотел присвоить себе всю Латвию. Я как бы говорил, что моя отчизна – не только моё побережье, но и дальше, за лесом. Не знаю, это ли было серьёзной причиной. Заключение было таково: книга не разрешается для использования в школах Латвии, из-за характера, полностью противоположного жизни и идеям Латвии” (34).
Следовало бы назвать ещё многих замечательных людей, связанных с первым ливским возрождением. Это единственный в 1920-30-ые гг. на побережье учитель ливского языка Мартыньш Лепсте. Крупнейший собиратель и знаток ливского фольклора, эстонский учёный Оскар Лоритс. А также многиедругие люди, подвижники, нередко рыбаки – одновременно писатели и поэты: Альфон Бертхольд, Петерис и Янис Капберги.