Материалом основного исследования послужили 11 черепов взрослых и длинные кости 6 скелетов; те и другие очень плохо сохранились. Большая часть черепов была раздавлена на множество мелких фрагментов; отдельные участки черепов подверглись полному разрушению. Потребовалась значительная реставрация, с реконструкцией недостающих частей. В результате получено 5 мужских и б женских черепов, пригодных для изучения. Степень сохранности черепов мужской и женской групп примерно одинакова: в первой — 3 полных черепа и 2 черепных коробки, во второй — 4 полных черепа и 2 черепных коробки. Средний возраст мужской группы — приблизительно 50 лет, женской — 37 лет.
Основные краниологические признаки приведены в табл.

Отметим значительный параллелизм в выраженности большинства признаков в обеих половых группах. И мужские, и женские черепа относятся к категории «средних» по наклону лба и выраженности рельефа, по высоте лица и лицевому указателю. Как мужские, так и женские черепа низко- или очень низкоорбитны (и абсолютно, и по указателям). Лицо ортогнатно. Горизонтальная профилировка лица, указатели высоты переносья и угол выступания носа — значительны.
Мужские черепа суммарно долихокранны со средним продольным, очень малым поперечным и средним высотным диаметрами и малой шириной лица. Женские черепа суммарно мезокранны с крупным продольным, средним поперечным и большим высотным диаметрами и с шириной лица, близкой к большой. Пользуясь межгрупповыми аналогиями, мы обнаруживаем, что и в межгрупповом масштабе различия значительны настолько, что пренебречь ими и анализировать одну группу без учета другой невозможно. Достаточно сказать, что такие отличия позволяют сравнивать мужские средние размеры с группами, считающимися «классическими» средиземноморскими (современные сардинцы) , тогда как женская группа черепов находит довольно близкое сходство с сериями, обнаруживающими черты смягченного протоевропейского типа (серии катакомбной, срубно-хвалынской культуры.
Сравнение средних размеров мужских и женских черепов Выхватинского могильника

Согласно археологическим наблюдениям, могильник использовался на протяжении жизни нескольких поколений, и выявленные морфологические комбинации должны были бы равномерно распределиться между полами продолжительно существовавшей группы. Правда, можно предположить, по аналогии с этнографическими данными, существование определенной системы брачных связей, которая обусловила постоянный приток представителей или представительниц иной морфологической группы. При наличии поблизости такой группы и при свидетельствах о культурно-исторических взаимоотношениях трипольцев с окружавшими их племенами намечающийся путь анализа представляется тем более заманчивым.
Но, при всей увлекательности такого пути, основания для него должны быть более вескими, чем те, которыми мы располагаем, — данными лишь по 11 черепам. Более обоснованно будет видеть в совпадении различий с распределением по полу простую случайность, обусловленную малочисленностью доступной исследованию серии. В численно большей серии соотношения между мужскими и женскими средними были бы, очевидно, обычными, так как черепа более крупные (попавшие в рассматриваемой серии преимущественно в женскую группу) и менее крупные (мужская группа) распределились бы более равномерно. Однако можно ли считать такую серию однородной и составляющие ее более крупный и более грацильный элементы — выражением нормальной изменчивости, или же она будет представлять смесь двух различных антропологических типов?
Географическое положение Выхватинского могильника в зоне, пограничной между ареалами протоевропейских и «грацильньих» узколицых форм в эпоху неолита, увеличивает теоретически вероятность антропологической разнородности и оправдывает необходимость постановки такого вопроса. К тому же для позднего этапа Триполья, к которому относится Выхватинский могильник, отмечено усиление контакта с племенами эпохи бронзы междуречья Днепра и Днестра; это также делает закономерным анализ на однородность . Наконец, рассматриваемый вопрос особо интересен еще потому, что все предыдущие находки черепов позволяли как будто говорить о разнородности носителей трипольской культуры (это, может быть, и не вполне оправдано, так как основывается только на единичных находках).
При решении поставленного вопроса мы произвели статистическое взвешивание расхождений, обнаруженных между мужской и женской группами, приняв эти группы в качестве представляющих различные морфологические варианты — более крупноголовый и широколицый и более грацильный. Были также определены отклонения высчитанных для группы в целом средних квадратических уклонений (как возможных показателей степени однородности) от соответствующих стандартных значений .
Статистически надежными (с вероятностью Р≥95) оказались расхождения средних по поперечному диаметру и высоте порион — брегма (ро—b); на грани надежных — по скуловому (Р =0, 94) и продольному (Р=0, 88) диаметрам. Существенно отличаются от стандартных средние квадратические уклонения поперечного и высотного диаметров. Эти результаты подтверждают, что наблюдаемые различия в большинстве случаев не могут быть объяснены малочисленностью группы.
Таким образом, больше оснований считать, что в выхватинской серии мы имеем дело с разными морфологическими типами, а не с крайними вариантами одного. Соответственно этому серия должна рассматриваться, скорее, как механически смешанная, чем как морфологически промежуточная. Тем не менее вопрос о том, являло ли позднетрипольское население Выхватинцев картину механического смешения, или же было продуктом длительного взаимодействия обоих морфологических типов (равно как и вопрос о распределении их по полам), — на данном уровне изучения палеоантропологии Триполья еще преждевременен и не может быть поставлен в полном объеме. Поэтому ниже мы продолжаем рассматривать материалы Выхватинского могильника как единую серию, сложившуюся при участии двух отмеченных выше компонентов.
Считается, что даже в заведомо смешанной группе полезно использовать средние арифметические, поскольку они отражают направление отличий, а это не менее важно, чем их количественная оценка . В данном случае для характеристики всех особенностей серии в целом мы также применяем средние арифметические, вычисленные для всех 11 черепов. Понятно, что использование таких средних возможно лишь при условии половой однородности группы. Поэтому средние арифметические признаков женской группы с помощью стандартных коэффициентов полового диморфизма были предварительно пересчитаны в соответствующие им по нормальному соотношению значения мужской группы (способ, предложенный Г. Ф. Дебецем). Объединенная на этой основе серия, фигурирующая в дальнейшем анализе, совмещает в себе особенности обеих половых групп.
Исходя из полученных таким образом средних, охарактеризуем антропологический тип населения, оставившего Выхватинский могильник, как долихокранный, с относительно крупными размерами мозгового черепа и средними размерами лицевого, с низкими абсолютно и по указателям орбитами, средне широким носом, средне наклонным лбом и средне выраженным рельефом.