Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Освоение коми-ижемцами территории Северного зауралья по данным метрических книг церквей Берёзовского округа


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
1 ответов в этой теме

#1
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Начальный этап освоения коми-ижемцами территории Северного Зауралья
по данным метрических книг церквей Березовского округа
(конец 1830-х — начало 1860-х гг.).

Н. А. Повод


Вопрос о начальном этапе освоения коми-ижемцами территории Северного Зауралья неоднократно поднимался в этнографической и исторической литературе. Отмечается, что переселение коми-ижемцев за Урал началось в первой половине XIX в. в связи с необходимостью расширения пастбищных угодий и развитием торгово-обменной деятельности. С середины XIX в. регистрируется их постоянное проживание в населенных пунктах севера Тобольской губернии [Алквист, 1999, с. 46–105, 107; Бартенев, 1998, с. 117, 136; Дунин-Горкавич, 1996, с. 112; Жеребцов Л. Н., 1982, с. 180; Жеребцов И. Л., 1998, с. 95–98; Конаков, Котов, 1991, с. 49–51; Перевалова, 2000, с. 347; Филатова, 1994, с. 96–97].

Реконструкция некоторых подробностей процесса переселения коми-ижемцев и их проживания в Северном Зауралье возможна с привлечением массовых архивных материалов — брачных сысков, метрических книг и исповедных росписей. Корпус наиболее ранних источников представлен в материалах метрических книг г. Березова и уезда фонда Тобольской духовной консистории [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20], где отражены факты участия коми-ижемцев в различных церковных обрядах — крещения, бракосочетания и отпевания. Сохранились метрики всех церквей Березовского края с 1730 по 1762 г. и Троицкой церкви с. Кушеват за 1875 г.

Для анализа были использованы материалы метрических книг фонда Тобольской духовной консистории за период с 1839 по 1862 г. [ТФ ГАТО. Ф. 156. Д. 743–766-I]. Метрические книги содержат разделы «О родившихся», «О бракосочетавшихся» и «Об умерших». В разделе «О родившихся» указывается дата рождения коми-зырянских детей, приводятся сведения о родителях, их сословном положении и месте приписки; кроме того, при фиксации крещения приводится имя, сословное положение и место приписки воспреемников. В разделе «О бракосочетавшихся» содержатся сведения о количестве зарегистрированных браков у коми-зырян, в записи о регистрации указывается возраст жениха и невесты, сословное положение, у невесты даются сведения о родителях и месте их приписки, у жениха — сведения о месте приписки, иногда даны сведения о родителях. Коми-зырянские фамилии часто упоминаются в сведениях о поручителях за жениха и невесту как коми-зырян, так и коренного населения Тобольской и Архангельской губерний. В разделе «Об умерших» представлена информация о возрасте умерших, причине смерти, месте погребения, в случае смерти детей указываются сведения о родителях, их сословии и месте приписки.

Выборка и анализ всех записей участия коми-зырян в церковных обрядах позволяет выявить фамильный состав коми-ижемцев, первыми начавших осваивать Северное Зауралье; сроки появления различных семей на территории Березовского края; место их приписки, маршруты и сроки их передвижения по округу; проследить рождаемость, смертность, способы имянаречения новорожденных; определить некоторые аспекты взаимоотношений коми-зырян, русского и коренного населения края.

Реконструкция численности коми-ижемцев.

В метрических книгах церкви во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
с. Обдорского за период с 1839 по 1862 г. зафиксировано 235 случаев участия коми-зырян в 95 записях церковных обрядов. В церкви Михаила Архангела с. Мужевского с 1840 по 1862 г. выявлено 645 случаев участия в 266 обрядах, что составляет почти 62 % от записей коми-зырянских фамилий в исследованном источнике. В метрических книгах церкви Святой Троицы с. Кушеват коми-зырянские фамилии зарегистрированы в 1840, 1842, 1848, 1850, 1853, 1859–1862 гг., отмечено 63 случая участия коми-зырян в 29 записях обрядов. Фиксация коми-зырян в метрических книгах церкви Рождества Богородицы в г. Березове начинается с 1841 г., Воскресенского собора г. Березова — с 1843 г.; в 1841, 1843–1846, 1848, 1852, 1856, 1858, 1860–1862 гг. в г. Березове отмечены 23 случая участия коми в 21 записи обряда. Обращения коми-зырян в церковь во имя Рождества Христова с. Сосьвинского (Сартынья) отмечены в 1845, 1847 и 1852–1861 гг., всего выявлено 73 случая участия коми-зырян в 24 обрядах.



Рис. 1. Распределение количества коми-зырян в Березовском округе по приходам и годам.

Анализ встречающихся коми фамилий и имен позволяет определить количество человек (включая регистрацию умерших), зафиксированных в разные годы в метрических книгах разных приходов (рис. 1). Эти даннные не являются отражением динамики численности коми-зырянского населения в Березовском округе, так как при подсчете не учитывался состав семьи, к тому же люди могли участвовать в нескольких церковных обрядах разных приходов. Материалы анализа показывают, что территорией приоритетного освоения коми-ижемцами в Северном Зауралье были Куноватская и Обдорская волости (район с. Мужи и с. Обдорск), где отмечается увеличение количества коми-зырян, особенно с конца 1850-х гг.; в Сосьвинской и Ляпинской волостях и в г. Березове их численность увеличивалась незначительно; в Подгородной волости коми-зыряне спорадически фиксируются в с. Кушеват и единственный раз — в с. Полноват.

Для определения общего количества коми-ижемского населения в Березовском крае в различные годы исследуемого периода и реконструкции динамики численности были составлены таблицы, отражающие посемейный состав с фиксацией даты рождения членов семьи. В результате этого стало возможным выявить изменение численности семьи по годам. На основании записи в метрических книгах одного из членов семьи определялось количество человек, которые могли пребывать на территории определенного прихода в данном году. В ряде случаев семейные связи установить не удалось, поэтому учитывался только факт единичной записи. Чтобы не было двойного учета, выявлялись также случаи записей членов одной семьи в метрических книгах разных приходов за один год. К сожалению, данные церковного учета не отражают действительную численность населения, так как некоторые семьи могли не участвовать в церковных обрядах и, следовательно, их возможное пребывание на территории Березовского края оставалось незафиксированным. Полученные данные показывают, что численность коми-ижемского населения в крае возрастала с 11 человек в 1839 г. до 169 человек в 1862 г. (рис. 2).



Рис. 2. Реконструкция динамики численности коми-ижемского населения.

Сословное положение и место приписки.

Все отмеченные коми-ижемцы являлись государственными крестьянами, приписанными к населенным пунктам Архангельской губернии (за исключением Рочева Ф. З. и Рочева С. Ф., которые с 1857 г. были приписаны к Мужевскому сельскому обществу [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20. Д. 761. Л. 508об., 525об.]). Место приписки и административное деление в записях метрических книг не всегда указывалось точно: одна и та же деревня оказывалась в ведении то Мохченской, то Ижемской волости, Ижемская волость называлась Ижемской слободкой, Ижемским ведомством, в некоторых случаях указывался приход (Вознесенский приход, Петропавловская церковь и пр.), наблюдаются расхождения в написании названий населенных пунктов (к примеру: с. Мохченское, Мокчурская деревня, Моксюнская, Мохшенская, д. Букуринская, д. Мукуринская и пр.), в некоторых случаях место приписки не указывалось, в нескольких случаях не было определено из-за неразборчивого почерка. Местом приписки коми-зырян, отмеченных в 1839–1862 гг. в Березовском крае, (у 20 семей) в 20 случаях указывалась Архангельская губерния, в 8 случаях — Мезенский уезд, в 18 — Мохченская волость, в 72 — Ижемская волость, в 47 — с. Мохченское, в 19 — д. Злобская, в 16 — д. Ластинская, в 16 — д. Букуринская, в 14 — с. Ижемское, в 10 — д. Сизябская, в 5 — д. Кожвинская, в 3 — д. Красноборская, в 2 — д. Гамская, в 2 — д. Ворышская, в 1 — Устюжская волость, в 1 — Пустозерская волость.

Фамильный состав и сроки появления первых семей.

Регулярные записи коми-ижемских фамилий появились в метрической книге церкви во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла с. Обдорского в 1839 г. [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20. Д. 743]. В разные годы отмечены следующие коми-ижемские фамилии: Ануфриевы — 2 семьи, Артеевы — 2, Вокуевы — 1, Витязевы — 2, Истомины — 5, Каневы — 2, Коневы — 4, Кожевины — 4, Поповы — 7, Рочевы — 17, Сметанины — 1, Самодуровы — 1, Семяшкины — 1, Терентьевы — 6, Филипповы — 6, Хозяиновы — 2, Чупровы — 1. Члены некоторых семей представленных фамилий зафиксированы также и в метрических книгах церквей сел Мужи и Сосьва. Первыми в Обдорске отмечены семьи крестьян Злобской деревни Мезенского уезда Архангельской губернии: братьев Артеевых Фатея и Феофана (1839 и 1841 гг.), братьев Рочева Кузьмы Феодорова (1839 и 1844 гг. — в Обдорске, 1842 и 1848 гг. — в Кушевате, 1851 г. — в Мужах) и Рочева Андрея (Андрона, Андроника) Феодорова (1839, 1844, 1853 гг. — в Обдорске, 1845, 1846, 1855 гг. — в Мужах).

В 1850-х гг. появляются регулярные записи членов семей Ануфриева Герасима Филиппова (Сизябск), Истомина Феодора Фомина (Ижемская волость), Канева Гавриила Феодорова (Ижемская волость), Коневых Стахия Мелентьева (Ижемская волость) и Никиты Иванова (Сизябск), Поповых Стефана Елизариева (Ижемская волость) и Григория Яковлева (Мохченское), Рочевых Ильи Кузьмина (д. Злобская), Фаддея Григорьева и Алексея Григорьева (Ижемская волость), Сметанина Ивана Трофимова (с. Красноборское), Терентьева Герасима Акиндикова из д. Букура (в 1841 г. было зафиксировано его пребывание в Мужах, в 1848 г. — в Кушевате, с 1854 г. — в Обдорске), Филиппова Ивана Кириллова (Ижемская волость). В 1860-х гг. появляются записи членов семей Витязевых Матфея Симеонова и Василия Симеонова (с. Мохченское), Дьячкова Ивана Матфеева (Ижемская волость) и Кожевина Онисифора Григорьева (Ижемская волость).

В с. Мужи в разные годы, начиная с 1840 г., фиксируются следующие фамилии: Ануфриевы — 8 семей, Артеевы — 15, Бабиковы — 1, Батмановы — 1, Бакурины — 1, Вокуевы — 3, Дьячковы — 10, Истомины — 2, Каневы — 5, Кожевины — 1, Кожевниковы — 1, Коневы — 41, Поповы — 16, Рочевы — 13 семей, Семяшкины — 4, Сметанины — 5, Терентьевы — 11, Филипповы — 8, Хозяиновы — 4, Чупровы — 7. Некоторые представители этих фамилий отмечены также в метрических книгах церквей других населенных пунктов: в 1840-х гг. — в с. Кушеват (20 семей) и г. Березове (3 семьи), в 1850–1860-х гг. — в с. Обдорск (14 семей) и в с. Сосьва (4 семьи), в 1842 г. — в с. Куноват (Рочев К. Ф.), в 1855 г. — в с. Полноват (Филиппов И. С.).

В церковных метрических книгах с. Мужи первыми отмечены члены семей Дьячковых из Мохченского села: с 1840 г. и по 1860-е гг. здесь числились члены семей Дьячковых Артемия Иванова, Акима Иванова, Никона Александрова, Григория Александрова, с 1855 г. появляется Дьячков Петр Александров. Среди Ануфриевых (Онуфриевых), которые числились как крестьяне с. Мохченского (Мохченской волости), в первой половине 1840-х гг. отмечен Евлампий Захаров, с конца 1840-х гг. — Ксенофонт Алексеев, с конца 1850-х гг. — Евфимий Фаддеев. Артеевы появляются с 1842 г. (1 случай), в 1849 г. отмечено пребывание 4 семей, с 1855 г. появляются регулярные записи участия в обрядах членов семей Артеева Ивана Фотеева (Мохченская волость), с 1856 г. — Артеева Иосифа Акакова (Сизябск). С 1849 г. в Мужах ежегодно фиксируется пребывание семьи Вокуева (Вокоева, Вакуева, Выкулова, Вукулова) Никифора Иванова (д. Злобская), с 1858 г. — Вокуева Романа Трофимова (д. Злобская).

В конце 1857 г. и в 1858 г. отмечены 2 семьи Истоминых из Мохченского села; в 1849–1851 гг. — 5 семей Каневых из Ижмы, Ластинской деревни и Устюжской волости. С 1848 г. в метрических книгах Мужевской церкви появляется фамилия Конев; практически ежегодно участвовали в церковных обрядах члены семей Коневых Стефана Савватеева и Гавриила Феодулова (д. Ластинская), Конева Семена Екимова (д. Злобская), Коневых Василия Павлова (Варыш, Сизябск), Петра Павлова и Егора Епифанова (Ижемская волость). В 1842–1850-х гг. отмечены члены семьи Попова Ивана (Иокима) Нифантова (Мохча), в 1843–1848 гг. — Попова Моисея Нифантова (Мезенский уезд), с 1846 г. — Попова Феодора Павлова (Мохченская волость) и Попова Ивана Иванова (с. Ижма), с 1851 г. — Андрея Иовлева (Мохча). Фамилия Рочевы появляется в Мужах с 1843 г., с этого времени в метрических книгах постоянно встречаются записи членов семьи Рочева Филимона Зосимова, который был записан как крестьянин Гамской деревни (в нескольких случаях — Злобской деревни), с 1857 г. местом его приписки указывается Мужевское село Куноватской волости Березовского округа.

С 1850 г. ежегодно (кроме 1852–1854 гг.) отмечается семья Рочева Аникия (Аника) Иовлева (д. Злобская). В 1854 г. появляются записи членов семьи Семяшкина Ивана Степанова (Красноборская волость). С 1843 г. отмечаются единичные случаи участия в церковных обрядах Терентьевых, приписанных к с. Мохченскому (или д. Букуринской). С 1846 до 1855 г. фиксируется регулярное пребывание в Мужах семьи Филиппова Тимофея Сидорова (д. Букур), единичные случаи участия в обрядах членов других семей Филипповых отмечены в 1849–1851, 1855 и 1858–1861 гг. Со второй половины 1840-х гг. выявлено пребывание Филипповых, приписанных к с. Мохченскому, д. Букуринской, д. Злобской и Ижемской волости. В 1849, 1855, 1858 и 1861 гг. сделаны единичные записи 4 семей Хозяиновых, приписанных к д. Ластинской (Мохченской волости). С 1840-х гг. появляются Чупровы; отмечены регулярные записи членов семей Чупровых из Мохченской волости: Василия Петрова (с 1842 г.) и Константина Петрова (с 1849 г.).

Большинство коми-зырянских фамилий, отмеченных в метрических книгах церкви Святой Троицы с. Кушеват, зафиксированы также в метрических книгах других церквей. Записей, в которых регулярно фиксировались бы члены одной семьи, нет; наибольшее количество записей сделано в 1848 г. — 37 человек (включая новорожденных).

В метрических книгах церквей г. Березова были сделаны регулярные записи членов семьи Истомина Ермолая Иванова (1841–1848 гг., д. Злобская), Филиппова Ивана Семенова (1852–1861 гг., Мохченская волость), Дьячковых Петра Григорьева и Алексея Григорьева (1860, 1861 гг., с. Мохченское).

В метрических книгах церкви во имя Рождества Христова с. Сосьвинского в 1845 и 1847 гг. отмечен Кожевин Зотик Антипов (с. Мохченское), в 1841 г. он также был зафиксирован в г. Березове. В 1850-х гг. сделаны записи членов 9 семей Артеевых: Леонтия Денисова и Ивана Денисова (Кожвинский приход), Архипа Иванова и Семена Иванова (д. Кожвинская), Василия Елиферьева и Степана Елиферьева (Архангельская губерния), Григория Фокеева (с. Ижма), Трифона, Петра и Зосима (Ижемская волость). В 1856–1861 гг. записаны члены семьи Вокуева Павла Максимова (с. Мохченское), также зафиксированы 2 семьи Филипповых (Ижма), 2 семьи Поповых (Ижма), 1 семья Истомина (Ижма), а также Архипов, Макашов, Куштволев. Почти все переселенцы из д. Кожвинской были отмечены в с. Сосьвинском.

В 1855 г. в церкви Успения Пресвятой Богородицы с. Полноват зафиксировано пребывание семьи Филиппова Ивана Семенова (Мохченская волость), который с 1852 г. числился в метрических книгах церквей г. Березова.

Фамилии семей коми переселенцев, отмеченных в Березовском крае, соответствуют фамильному составу коми-ижемцев Ижмо-Печорского региона первой половины XIX в. [Соловьев, 1985, с. 102].

Сроки и маршруты передвижения по округу.

Наибольшее количество церковных обрядов, в которых участвовали коми-ижемцы, приходится на зимний период — с октября по апрель, меньше записей фиксируется в мае и сентябре, и единичные случаи — в летние месяцы (рис. 3). В г. Березове сезонные периоды наплыва коми-ижемцев не выделяются; в с. Сосьвинском (Сартынье) участие коми-ижемцев в церковных обрядах не отмечено в июне, июле, сентябре, ноябре и декабре, в остальные месяцы распределяется от 7 (в январе) до 1 (в феврале) случая в месяц. В Кушевате приток ижемцев отмечался в феврале-марте; в Обдорске и Мужах — в период с октября по апрель.



Рис. 3. Распределение случаев участия коми-зырян в церковных обрядах по месяцам.

Косвенным подтверждением тому, что большинство коми-ижемцев находились в районе Обдорска и Мужей только в зимнее время, служат также факты крещения детей, родившихся в летнее время, только в октябре-ноябре. В Кушевате (1848, 1959 гг.), Обдорске и Мужах отмечаются также факты задержки крещения детей, родившихся в январе-феврале, их крестили в феврале-марте, в некоторых случаях — в апреле. Вероятно, увеличение притока коми-ижемцев в зимние месяцы в Нижнем Приобье связано с распространением маятниковых миграций, обусловленных особенностями оленеводческого цикла и участием в Обдорской ярмарке.

Оленеводство оставалось одной из основных отраслей хозяйства ижемских переселенцев в Северном Зауралье [Алквист, 1999, с. 105–106]. Известен маршрут передвижений коми-ижемцев, сложившийся к концу XIX в.: летние месяцы они проводили со своими стадами на Урале; в сентябре-октябре переходили на место зимовки, большая часть оленеводов оставалась на зимовку с ноября по март между реками Ляпином и Сыней, часть направлялась в бассейн Сыни и к Оби, переходили ее в октябре или ноябре, за Обью находились между Полуем и Куноватом, доходили на востоке до верховьев Полуя, в некоторых случаях — до р. Надым; обратный переход начинался в марте [Дунин-Горкавич, 1995, с. 120; Козьмин, 1990, с. 73]. Возможно, отдельные семьи ижемцев оленеводов, отмеченные в с. Мужи, переходили Обь, останавливаясь в Кушевате; в декабре-январе кочевали в междуречье рек Куноват и Полуй, в феврале-марте возвращались обратно в сторону с. Мужи, опять останавливаясь в с. Кушеват.

С начала 1850-х гг. отмечен значительный рост случаев обращения ижемцев в Петропавловскую церковь с. Обдорска, где встречались также фамилии представителей семей коми, отмеченных в метрических книгах с. Мужи. С этого времени отмечается активизация участия коми в Обдорской ярмарке (январь) и ярмарке с. Мужи (октябрь-ноябрь) [Алквист, 1999, с. 46; Перевалова, 2000, с. 346]. В середине 1850-х гг. на ярмарку в Обдорск приезжало от 40 до 60 коми-зырян, в 1858 г. коми-зырян насчитывалось более 205 человек, кроме детей и женщин [ТФ ГАТО. Ф. 417. Оп. 1. Д. 638. Л. 15]. Основное количество товаров на ярмарку привозилось из Архангельской губернии [Там же. Л. 14]. Причинами значительного наплыва коми-зырян указывались нехватка продовольствия в Мезенском уезде и благоприятное отношение местного начальства в Обдорске, которое оказывало им «в торговле и во всем прочем покровительство» [Там же. Л. 15–15об.].

С конца 1840-х гг. отдельные семьи коми-ижемцев стали находиться в Березовском крае круглый год, с этого времени ижемские фамилии фиксируются в метрических книгах сел Мужи, Обдорска, г. Березова и в летние месяцы. В июле 1843 г. отмечена в г. Березове семья Рочева Филимона Зосимова [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20. Д. 747. Л. 8об.–9]. В 1848 г. он проживал в с. Мужи, где имел дом [Конаков, 1993, с. 73]. С 1847 и по 1862 г. в летние месяцы отмечаются члены его семьи и члены семей трех его замужних дочерей, причем с 1857 г. и он, и его сын Сергей Филимонов Рочев становятся приписанными к с. Мужевскому Куноватской волости. С 1850 г. в летние месяцы практически ежегодно отмечается участие в церковных обрядах членов семьи Вокуева Никифора Иванова (д. Злобская).

Количество коми-зырянских семей, члены которых участвовали в церковных обрядах в летние месяцы, стало увеличиваться с начала 1850-х гг., к примеру, в августе 1852 г. отмечено пребывание в с. Мужи членов семьи Дьячкова Григория Александрова, в сентябре 1854 г. — Семяшкина Ивана, в мае, июне и сентябре 1855 г. — Чупрова Феодора Константинова, Артеева Савватея, Рочева Ивана Иовлева, в августе 1858 г. — Попова Феодора Ефимова, в июне, августе 1858 г. — Артеева Семена Иванова, Семяшкина Абрама Степанова, Рочева Феодора Андреева, в июле 1859 г. — Филиппова Якова Степанова, в июне 1861 г. — Конева Петра Павлова, в мае, июне, августе 1862 г. — Семяшкина Ивана, Терентьева Макара Наумова, Конева Егора Ефимова и пр.

В Обдорске коми-зыряне в летние месяцы стали фиксироваться только с конца 1850-х гг.: к примеру, летом 1857 и 1861 гг. отмечены семьи Конева Никиты Иванова, Филиппова Григория Фокина; в июне 1860 г. — Попова Стефана Елизариева; в июне, августе 1861 г. — семьи Истомина Феодора Фомина, Ануфриева Герасима Филиппова, в июле 1862 г. — Терентьева Ивана Мартынова и др.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#2
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Этнодемографические процессы.

За исследуемый период отмечено 12 случаев бракосочетания у коми-ижемцев, из них 6 браков мононациональных и 6 браков коми с русскими. Браки трех коми мужчин с русскими женщинами были зарегистрированы в г. Березове, трое женщин коми вступили в брак с русскими мужчинами в с. Мужи. Кроме того, зафиксированы браки с представительницами коренного населения (Архангельской губернии и Сосьвинской волости) двух мужчин с коми фамилиями (Канев, Артеев), один из которых был отмечен как «ясашный» Архангельской губернии Устюжской волости, а второй — «инородец» Резамовых юрт (в Подгородной волости были Резимовы юрты [Соколова, 1983, с. 196], в Казымской волости — Резанские юрты [Там же, с. 179]).

По данным метрических книг, отмечено рождение 256 детей коми-зырян, из них в 5 случаях — рождения близнецов. Все дети родились в полных семьях, зафиксирован только один случай появления незаконнорожденного ребенка [ТФ ГАТО. Оп. 20. Д. 749. Л. 355об.–356]. Мальчиков родилось больше, чем девочек (144 и 112 соответственно). В нескольких случаях дата рождения детей не была указана. В отмеченных случаях подавляющее количество дней рождений приходилось на зимние время (с октября по март): 188 детей против 65, родившихся в летние месяцы — с апреля по сентябрь (рис. 4).

Эти данные расходятся с общими показателями рождаемости в Тобольской губернии и Сибири в целом в конце XIX в., где в летне-осеннее время увеличивалась интенсивность рождаемости по сравнению с зимне-весенним периодом [Зверев, 2001, с. 135]. Вероятно, фактически детей рождалось больше, чем зафиксировано в метрических книгах, так как часть из них могли крестить в Архангельской губернии, некоторые дети могли умереть вскоре после рождения некрещеными (к примеру, из-за отдаленности церковного прихода). Возможно, что на биологические циклы женщин в обществах с оленеводческим хозяйством, определяющим производственные сезоны, действовали иные факторы, чем в крестьянской культуре.

Дата крещения детей, вероятно, зависела от миграционной подвижности коми-ижемцев и была обусловлена возможностью обращения в церковный приход для выполнения требы: в зимнее время отмечено 214 случаев крещения, в летнее — всего 42 (см. рис. 4). Крещение детей обычно производилось в течение недели после их рождения; в случае рождения детей в условиях удаленности от церковного прихода крещение откладывалось на несколько месяцев. В нескольких случаях крещение детей проводили через несколько лет после их рождения.

Имянаречение ребенка было обусловлено датой крещения и определялось в большинстве случаев «каноническими» святцами, т. е. списками имен, расположенными в календарном порядке [Перпер, 1984, с. 33–35; Православный календарь, 1998, с. 72–99]. Так, в 5 коми-зырянских семьях были дети с одинаковыми именами. Обычно бралось ближайшее ко дню крещения имя, иногда имя выбирали в соответствии с датой рождения. В редких случаях ребенка называли, вероятно, по имени одного из родственников либо воспреемника. Вследствие этого репертуар имен был ограничен. В 1840–1860-х гг. среди коми-зырянских детей выявлено бытование 55 мужских имен и 35 женских. Среди мужских наиболее распространенными были имена Василий (17 детей), Феодор (17), Иоанн (13), Михаил (12), Николай (7), Алексей (6); среди женских — Евдокия (20), Мария (14), Анна (10), Матрена (10), Дарья (6), Ульяна (6).



Рис. 4. Распределение случаев рождения и крещения детей по месяцам.

В исследуемый период выделяется всего 22 семьи, пребывание которых в крае отмечалось на протяжении не менее 5 лет. Среди них в одной семье фиксируется один ребенок (возможно, это связано с периодом длительного вдовства мужчины), в трех семьях — по 2 ребенка, в семи семьях отмечается по 3 ребенка; в двух семьях по 4 ребенка, в трех семьях — по 5 детей, в трех семьях — по 6, в двух — по 7, в одной — 8 детей.

Рождаемость у ижемского населения Березовского округа значительно превышала смертность. В исследуемый период у коми-зырян отмечено 50 случаев летального исхода, из них 30 — у лиц мужского пола, 20 — женского. Очень высокой была детская смертность: в возрасте до 1 мес. умерло 4 мальчика и 9 девочек, в возрасте до 1 г. — 7 мальчиков и 6 девочек, до 15 лет — 9 мальчиков и 4 девочки, после 15 лет — 10 мужчин и 1 женщина. Почти все смертные случаи относятся к периоду с сентября по май, в четырех случаях — к летним месяцам. Очевидно, что некоторые смертные случаи среди изучаемого населения, особенно произошедшие в летние месяцы, не были отмечены; к примеру, в 1848 г. заключен брак Конева Василия Павлова и Евлампии Филимоновой, в 1858 г. она отмечена как вдова [ТФ ГАТО. Д. 762. Л. 567об.–568] и выходит замуж за Дьячкова Артемия Иванова [ТФ ГАТО. Д. 750. Л. 338об.–339], который также вступает в брак второй раз, и смерть его жены в метрических книгах не зафиксирована.

В отмеченных случаях женская смертность превышала мужскую только в перинатальный период, в последующем мужская смертность преобладает, особенно среди взрослых. Причиной смерти детей указывается в основном понос, горячка и родимец, а также оспа, недоношенность, слабость и пр. У взрослых — тифозная горячка, в одном случае чахотка, и одна женщина умерла от родов. Погребение умерших производилось на второй-третий день после смерти, в трех случаях отмечены задержки погребения от недели до 10 дней. Хоронили умерших на церковноприходском кладбище.

По данным раздела «Об умерших» в метрических книгах можно выявить распространение и характер эпидемий, а также их влияние на увеличение смертности коми-зырянского населения. В начале второй половины XIX в. отмечается несколько эпидемий, повлиявших на увеличение смертности коми-зырян: в 1855 г. («горячка») и в 1862 г. (возможно, дифтерия — «гортанная болезнь», «опухоль горла»). Смертность коми-зырян была гораздо ниже, чем коренного населения. Так, в 1855 г. в с. Мужи всего умерло 103 человека, из них коми-зырян — 10, в Обдорске всего умерло 235 человек, из них коми-зырян — 5, в Сосьве умерло 135 человек, у коми-зырян умерших не было. В 1862 г. смертность была гораздо ниже по сравнению с 1855 г., в основном смертные случаи со сходными признаками болезни отмечены среди русского и коми-зырянского населения: по Мужевскому приходу умерло всего 19 человек, из них коми-зырян — 6, в приходе Обдорской Петропавловской церкви 24, из них коми-зырян — 1.

Взаимоотношения.

Данные метрических книг могут свидетельствовать о взаимодействии коми с населением округа. Частота контактов, отраженная при записи воспреемников в обряде крещения и поручителей при бракосочетании, выявляет приоритеты взаимоотношений коми с представителями различных этнических групп.

Воспреемниками при обряде крещения могли быть 1 или 2 человека, в нескольких записях воспреемники не указаны. В 256 случаях в обряде крещения детей принимали участие коми-зыряне, из них в 120 случаях — мужчины. Воспреемниками иногда становились дети в возрасте 9–10 лет и старше, всего выявлено около 30 таких случаев. В 134 случаях воспреемниками у детей коми-зырян были русские, из них 57 раз воспреемниками были церковнослужители и члены их семей. В остальных случаях это были жители того населенного пункта, где производилось крещение; либо члены семей, имевшие дружеские или родственные отношения с коми-зырянами в результате межэтнических браков (к примеру, Даниловы, Лапотниковы, Старковы, Первовы и др.), либо, в единичных случаях, люди, имевшие «высокий» социальный статус (купцы, чиновники, служилые и пр.). Представители местного коренного населения были воспре-емниками при крещении детей коми-зырян только в одном случае: в 1858 г. в с. Мужи воспреемницей была жена ясашного Куноватской волости Мужевских юрт М. П. Талызина [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20. Д. 762. Л. 548об.]. Сами коми-зыряне были воспреемниками при крещении де-тей в семье русских также только в одном случае: в 1860 г. в г. Березове в семье крестьянина К. А. Первова [ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп. 20. Д. 764. Л. 8об.].

Воспреемниками при крещении принимавших христианскую религию самоедов Архангельской губернии были коми-зыряне либо русские (служители церкви или прихожане), в редких случаях — представители коренного населения Березовского округа. Рост обращения в христианство архангельских самоедов на территории Березовского округа наблюдается со второй половины 1850-х гг., возможно, под влиянием деятельности Обдорской духовной миссии [Мавлютова, 2001, с. 62]. Всего зафиксирован 101 коми-зырянин, участвовавший в обряде крещения в качестве воспреемника у представителей коренного населения Европейского Севера. 83 коми-зырянина стали воспреемниками у представителей местного коренного населения: 2 человека — у самоедов Кондинского отделения (1855 г.), 40 человек — у «инородцев» Куноватской волости (конец 1840-х — начало 1860-х гг.), 16 человек — у самоедов («инородцев») Обдорской волости (1849–1861 гг.), 2 человека — у «инородцев» Казымской волости (1850, 1857 гг.), 20 человек — у «инородцев» Ляпинской волости (1846, 1850-е гг.) и 3 человека — у «инородцев» Сосьвинской волости (1850-е гг.).

Поручителями за жениха и невесту при бракосочетании обычно было 4 человека, иногда больше или меньше, поручителями всегда выступали мужчины. В 13 случаях брака у коми-зырян в качестве поручителей выступил 51 коми-зырянин. В большинстве случаев они были земляками с родителями жениха или невесты. 12 человек русских выступали поручителями на свадьбе в 5 случаях бракосочетания коми-зырян с русскими. Некоторые фамилии этих поручителей встречались также и среди имен воспреемников (к примеру, Бешкильцев, Булатников, Щепеткин, Кокоулин). В одном случае русский выступил поручителем на свадьбе Артеева, «инородца Резамовых юрт» и дочери «инородца Сосьвинского прихода» (1862 г., Березов). Поручителями на свадьбе у коми-зырян представители местного коренного населения не были ни разу.

Поручителями за жениха или невесту при бракосочетании русских были 2 коми-зырянина: в 1846 г. в с. Мужи по жениху Булатникову А. В., в 1861 г. в Обдорске по невесте Чечуровой Ф. М. Поручителями при бракосочетании архангельских самоедов выступали 18 коми-зырян. В 1850-е гг. поручителями при бракосочетании коренных жителей Обдорской волости выступило 4 коми-зырянина, Куноватской волости — 10, Ляпинской волости — 6 коми-зырян.

Выводы.

Таким образом, миграционные процессы представителей ижемской группы коми-зырян в Северное Зауралье начинаются уже с конца 1830-х гг. По данным метрических книг отмечается большое количество как единичных, так и регулярных записей на протяжении многих лет (в том числе и в летние месяцы) коми-зырянских фамилий. Эти факты свидетельствуют о распространении маятниковых миграций и оседании некоторых ижемских семей на территории севера Тобольской губернии.

Увеличение численности коми-ижемцев на территории Зауралья было обусловлено естественным и механическим приростом населения. Естественный прирост был обусловлен высоким уровнем рождаемости, в несколько раз превышающим смертность, что можно квалифицировать как демографический взрыв [Боярский и др., 1980, с. 194–195]. В Коми крае в XIX в. ижемцы показали самые высокие темпы прироста населения по сравнению с другими группами коми: в 1785 г. их насчитывалось немногим более 2000 человек, в конце XIX в. — свыше 15 000 человек [Лашук, 1972, с. 237]. Эта тенденция сохранялась и у мигрантов в Северо-Западной Сибири.

В середине XIX в. основным центром формирования коми-зырянской диаспоры в Березовском крае было с. Мужи; начинали складываться локальные группы в бассейне р. Ляпин (с центром в Саранпауле), в Обдорске и Березове. Для ранних переселенцев были характерны регулярные передвижения по округу, что подтверждается обращением в приходы разных церквей.

Полученные количественные данные, характеризующие контакты коми-зырян с окружающим населением в Березовском крае в середине XIX в., могут свидетельствовать о высоком чувстве групповой солидарности, сохранении земляческих традиций, свободной интеграции с местным населением. По данным участия иноэтнического населения в качестве воспреемников и поручителей в семьях коми-зырян, несмотря на их открытость для всех групп, прослеживается ориентация на приоритетные контакты с русскими.

Литература:

1. Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Пер. с нем. и публ. д-ра ист. наук Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 179 с.
2. Бартенев В. В. На крайнем Северо-Западе Сибири. Очерки Обдорского края // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала XX века. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1998. С. 114–217.
3. Боярский А. Я., Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. М.: Статистика, 1980. 295 с.
4. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 1. Общий обзор страны, ее естественных богатств и промышленной деятельности населения. М.: Либерея, 1995. 376 с.
5. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. В 3 т. Т. 3. Этнографический очерк местных инородцев. М.: Либерея, 1996. 208 с.
6. Жеребцов И. Л. Коми край в XVIII — середине XIX века: территория и население. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 1998. 176 с.
7. Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. X — начало XX в. М.: Наука, 1982. 224 с.
8. Зверев В. А. Семейный демографический календарь: годовой цикл свадеб, рождений и смертей в селениях Сибири (вторая половина XIX — начало XX в.) // Семья в ракурсе социального знания: Сб. науч. ст. Барнаул: Азбука, 2001. С. 127–145.
9. Козьмин В. А. Оленеводство коми-ижемцев в Западной Сибири // Антропология и историческая этнография Сибири. Омск: Изд-во Омск. ун-та, 1990. С. 73–83.
10. Конаков Н. Д. Социокультурная адаптация коми переселенцев в бассейне Нижней Оби // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Материалы к конф. Ч. 3. Этнография и изучение культурных процессов и явлений. СПб., 1993. С. 71–76.
11. Конаков Н. Д., Котов О. В. Этноареальные группы коми: формирование и современное этнокультурное состояние. М.: Наука, 1991. 232 с.
12. Лашук Л. П. Формирование народности коми. М.: Наука, 1972. 290 с.
13. Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX — начало XX века). Тюмень: Изд-во Тюм. ун-та, 2001. 180 с.
14. Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. М.: ИЭА РАН, 1998. 236 с.
15. Перевалова Е. В. Ямал в Российской империи // Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард: Артвуд, СПб.: Русская коллекция, 2000. С. 329–443.
16. Перпер М. И. Хронологический справочник (XIX и XX века). Л.: Наука, 1984. 38 с.
17. Православный календарь. 1999. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998. 112 с.
18. Соколова З. П. Социальная организация хантов и манси в XVIII–XIX вв. Проблемы фратрии и рода. М.: Наука, 1983. 326 с.
19. Соловьев В. В. Семейно-родственные группы у коми // Проблемы этногенеза народа коми. Тр. ИЯЛИ. Вып. 36. Сыктывкар, 1985. С. 92–108.
20. Филатова Н. В. Освоение коми районов Восточного Зауралья // ЭО. 1994. № 5. С. 93–103.

Тюмень, ИПОС СО РАН

Источник http://www.ipdn.ru/r...c0/DD/3-pov.htm
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей