Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Язык орнамента в латышской культуре (свастика). С. И. Рыжакова.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
20 ответов в этой теме

#1
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
Голан А. Миф и символ. М., 1993, с. 119-122
(др.-инд. svastika, от su, букв. "связанное с благом"), один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света.



Свастика с древнейших времен весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Встречается в традиционной символике Китая, Древнего Египта, Передней Азии, особенно Ирана, Европы, Крита. Значительно расширился ареал распространения свастики в эпоху бронзы. Во 2-1 тыс. до н.э. она часто фигурирует в археологических памятниках Центральной и Восточной Европы, Кавказа, Западной Сибири, Средней Азии; обильны свастики среди материалов раскопок Трои. В то же время она отсутствовала у скифов и на крайнем Западе Европы. В Древнем Египте свастика встречается крайне редко. Семиты во все периоды их истории этот символ не применяли. В Индии он был известен с эпохи неолита; затем, будучи традиционной религиозной эмблемой, свастика здесь была воспринята буддизмом и вместе с последним попала в Китай и Японию.

Свастика не дошла до Африки, Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии. Но она была известна доколумбовой Америке. Сравнительно часто встречается знак свастики в памятниках античности. В раннем христианстве встречается т.н. "гаммированный крест", но затем эта форма свастики была вытеснена крестом. В русской народной орнаментике свастика была одной из обычных фигур до конца XIX в.

Распространено суждение о том, что свастика изображает инструмент, посредством которого в древности добывали огонь, и поэтому он стал символом огня, а также символом небесного огня - солнца. В древнеиндийских текстах говорится о том, как следует добывать священный огонь, зажигаемый перед алтарем божества Агни. Деревянную свастику клали плашмя на землю, затем вставляли в углубление, имевшееся в центре свастики, вертикальный стержень и вращали его до появления огня. Ясно, что форма свастики в данном случае не определена процессом добывания огня: деталь с углублением, в которое вставлялся стержень, могла иметь любую форму. Вид свастики ей придавали не с практической целью, а потому, что свастика была символом, связанным с культом божества, в честь которого добывался священный огонь.

Первые свастические рисунки появились на раннем этапе сложения символики переднеазиатских неолитических культур. Свастикоподобная фигура 7 тыс. до н.э. из Малой Азии состоит из четырех крестообразных завитков, т.е. знаков растительности, и, очевидно, представляет собой один из вариантов идеограммы понятия "четыре стороны света". Воспоминание о том, что свастика когда-то символизировала четыре стороны света, зафиксировано в средневековых мусульманских рукописях, а также сохранилось до нашего времени у американских индейцев. Другая свастикоподобная фигура, относящаяся к ранней стадии малоазийского неолита, состоит из знака Земли (квадрат с точкой) и примыкающих к нему четырех растениевидных придатков. В такого рода композициях и следует, как представляется, видеть происхождение свастики - в частности, ее варианта с закругленными концами. Последнее подтверждается, например, древнекритской свастикой, скомпанованной с четырьмя растительными элементами.



Свастические композиции 2 тыс. до н.э. составлены из изображений рогатого змея. Скомпонованные со свастикой стрелы или полумесяцы являются символами неолитического бога земли. У саамов (лопарей) свастика считалась знаком молнии. В языческой Скандинавии свастика была символом молнии и эмблемой Тора.

В Индии считается, что свастика, как и спираль, покровительствует деторождению. Это понятно, потому что оба этих знака в свое время были символами бога, который мыслился воплощением мужской способности оплодотворения.

Иногда свастика имеет в середине не крест (символ земли), а символ неба - кольцо. Значит, одни свастики символизировали понятие "четыре стороны света", относимое к земному миру, другие - к небесному. Из этого можно заключить, что представление о мужских и женских свастиках, отраженное в древнеиндийских текстах, восходит еще к неолитической символике. Нужно, однако, отметить, что "женские" неолитические свастики встречаются относительно редко, а "мужские" преобладают.



В памятниках Индии свастика символизирует Солнце, а Солнце представлялось птицей. Согласно одному из мнений, индийское слово свастика происходит от сочетания слов Су - имя солнечной птицы и Астика - имя божества, олицетворявшего две половины года, теплую и холодную. Знак свастики с загибом концов креста влево ("женский") символизировал полет солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо ("мужской") - весной и летом на юг. Эти данные согласуются с оппозициями "левый-правый" и "женский-мужской" и с гипотезой о соотнесении четырех времен года с двумя женскими и двумя мужскими божествами.



В русской традиции правая и левая свастики толкуются несколько иначе: одна обозначает движение по солнцу и символизирует добро, другая - движение против солнца и считается недобрым знаком (в данном случае оппозиция "добрый-недобрый" соотносится с "мужской-женский"). В древностях разных континентов известны сочетания обоих этих видов свастики. Они, видимо, символизировали два полугодовых состояния солнца1.







С. И. Рыжакова



РыжаковаС. И. Язык орнамента в латышской культуре. М.: Индрик, 2002, с.106-113.





Свастика (Ugunskrusts)


1. Образ и наименования


Этот орнаментальный знак получил в латышской мифологической школе названия «огненный крест» (ugunskrusts), «крест с крючками» (kāšukrusts), «крест Перконса», или «грозовой (громовой) крест» (Рērkona krusts). Эти названия бытовали в народной терминологии орнамента, но не были устойчиво закреплены за определенной графемой, что установилось в 1920-30-е гг.


Артис Букс, трактуя этот знак как свастику, то есть восходящий к санскритскому представлению о счастье («су асти!» — благопожелание человеку), делает вывод о том, что название знака должно быть — «крест Лаймы» (Лайма в латышской мифологии и фольклоре — божество счастья165)166.


Э. Брастыньш полагал, что «свастика», «огненный крест», вариантами которого он считает и т. н. «знак ужа», и «знак Юмиса», это символы одного из «сыновей Диевса» — Перконса.Е. Бине разделял знаки «крест Перконса» (крест с крючками,собственно свастику) и «огненный крест» (четырехконечныйкрест с пересеченными концами). В. Клетниекс выделял двегруппы: Kš — «кресты с крючками, знаки Юмиса и Мартына», и и — «огненные кресты, свастика». Г. Земитис в качестве одного из вариантов начертания свастики приводит плетенку, Д. Краукле — крест в круге.
-------------------------------
165 Рыжакова С. И. Лайма и Лакшми — богини счастья у латышей и индийцев // Мифология и повседневность. СПб., 1998. С. 120.
166 Buks A. Kāda hipotēze par dažiem latviešг ornamenta un mitologijas saskarsmes aspektiem // Literatura un Māksla . 10. 01. 1992. 6.1рр.


107
В. И. Кулаков, исследовавший формы и семантику знаков группы «свастика» в древностях различных народов Европы, использует название «Сегнерово колесо» — по аналогии с прибором в форме свастики, изобретенным в 1750 г. ученым Я. А. Сегнером 167.


К свастическому кругу следует отнести, прежде всего, знак в форме прямого или косого креста с отростками на концах, рас- положенными под прямым углом к основным штангам. Разнообразные формы свастики отражают различные версии развития движения схемы «крест в круге», которая является исходной для всех вариантов свастики (Таб. XVIII, 1, 14, 15).


2. Бытование знака на территории Латвии


Свастика известна в мировой орнаментике с эпохи позднего палеолита. В. И. Кулаков относит к символам типа свастики костяные прорезные диски, увенчивавшие деревянные копья из могильников стоянки Сунгирь (Владимирская область) 23 тысячелетия до н. э., которые, возможно, символизировали диски солнца.


В неолите и энеолите свастические формы получили особенно широкое распространение в Передней Азии и Иране. Будучи одним из наиболее почитаемых священных символов в индуизме и буддизме, свастика из Индии распространилась на территории Китая, Тибета, Юго-Восточной Азии, Японии.


В Европе свастические мотивы известны начиная с неолита и энеолита, первоначально в южных и частично восточных районах, но получили широкое распространение в период позднемикенского бронзового века. В эпоху бронзы свастика изредка встречается в Центральной и Западной Европе, на Кавказе, в Западной Сибири и Средней Азии. Она занимает значимое место в орнаменте предметов, найденных при раскопках Трои. При этом свастика крайне редко встречается в искусстве Древнего Египта, отсутствует в памятниках Финикии, Палестины, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, а также на территории Африки, Австралии, Океании. Разные модификации символа «крест в круге»/свастика широко представлены на днищах ритуальной керамики Европы 168.
-----------------------------------

167 Кулаков В. И. Знак «Сегнерова колеса» в древностях Европы//Гербовед. Издаваемый Русской Геральдической Коллегией. Москвa. 1997. №23. 11. С. 59-67.
168 Массой В. М., Мерперт Н. Я., Мунчаев Р. М., Черныш Е. М. Энеолит СССР. М., 1982. С. 191, 250.


108
В этой связи сложилось мнение, что распространение свастическо-меандровых орнаментов — «своеобразный указатель путей подвижек восточноевропейского индоевропейского населения на новые территории обитания» 169. Едва ли можно безоговорочно согласиться с этим, если учесть наличие свастических знаков у народов Сибири, у финно-угорских и тюркских народов Поволжья, Русского Севера, индейцев Америки.


В. И. Кулаков отмечает, что символ «Сегнерова колеса» появляется в артефатах индоевропейских народов во второй четверти II тысячелетия до н. э., прежде всего, в орнаменте бронзовых накладок, импортированных из Средиземноморья, из областей обитания микенских (то есть неиндоевропейских) племен. На юго-востоке Европы распространились иные формы этого знака: отростки креста шли не под прямым углом и не во множестве, но одиночно и дугообразно, и направлены были как вправо, так и влево от центра композиции 170. В древностях Европы на рубеже смены эр свастика постепенно теряет круговое или квадратное (замена круга в технике ткачества) обрамление. В древностях германских племен (где этот знак наиболее популярен, встречается уже не только на керамике, но и на металлических изделиях, на оружии и украшениях, прежде всего на подвесках) свастика обретает квадратные очертания.


В Латвии свастика впервые зафиксирована в виде узора ажурных сакт и цепедержателя III—IV вв. н.э., найденных в Трикате и Муру-Раунас (Центральная Видземе, Таб. XVIII, 1,2). В раннем железном веке свастика известна у всех балтских народов и у ливов. Г. Земитис связывает распространенный тип знака с образцами Гольштадской культуры. Возможно, первоначально свастика действительно появилась у балтийских народов как германский импорт. Однако весьма быстро этот знак контаминировался со «знаком ужа» и «угловатым крестом» — мотивами, известными в тканье древних латышских народов эпохи викингов.
--------------------------

169 Жарникова С. В. Архаические мотивы северорусской орнаментики. Автореферат дис... канд. ист. наук. М., 1988.
170 Кулаков В. И. Знак «Сегнерова колеса» в древностях Европы. С. 60.


109
Важно отметить, что в раннем и среднем железном веке на балтском материале сохраняется характерная близость знаков свастики, креста и круга (см. Таб. XIV, 47; XVIII, 1, 14-16).


В позднем железном веке свастика становится гораздо более популярной, распространяется в украшении металлических изделий и ткани. Предметы, на которые нанесена свастика, обыч-но отличаются особо богатым украшением, большими размерами и тяжестью, их находят в богатых погребениях.


Появляются предметы, на которых знак свастики повторяется по многу раз и в нескольких вариантах. Например, на виллайне из Стамериене (Видземе), датируемой XII в., изображено 37 знаков свастики в 20 вариантах (см. Таб. XVIII, 17). На поясе из Мачулан (волость Калдабрунас, обл. Илуксте, Аугшземе) — 49 знаков свастики в 36 вариантах.


С эпохи позднего железного века появляются разнообразные усложнения основной лексемы знака свастики «крючками», «гребенками» и другими элементами.


Предметные источники XIV—XVIII вв. малочисленны, но по известным нам видно, что свастика оставалась в употреблении, в особенности при украшении женских и девичьих праздничных костюмов.


В XVIII — 1-й половине XIX вв. свастика сохраняется в украшениях латгальских, селонских и куршских областей, особенно в поясах и подвязках Лиелварде, Крустпилс, Восточной Видземе, Латгале и Аугшземе, в вышивке виллайне и рубах Южной Курземе. Со второй половины XIX в. степень использования свастики понижается, исчезают ее усложненные варианты. Практически полностью она исчезает в ливских областях Видземе и Курземе.


Наряду со «знаком Юмиса», свастика встречается в Латвии выдолбленной на священных камнях — следовиках.


Многократно повторенная свастика — это орнамент на тканых детских поясах; ее рисовали и над дверью жилого дома («от молнии»).


В Южной Курземе записан обычай: при рождении ребенка на конец стропил дома вешали вырезанный из дерева знак свастики, который снимали только тогда, когда человек, которому он был посвящен, умирал 171.
--------------------------
171 Kraukle D. Ornaments. Riga, 1994.49.1рр.

110
Появление свастики в прикладном искусстве и графике Латвии в XX в. связано в первую очередь с исследовательской и популяризаторской работой неоязычников — диевтуров в области древнего латышского орнамента. Это происходило благодаря появлению и обнародованию археологических материалов древних балтов, в которых свастика действительно занимала видное место.
А. Букс, наблюдая значительное разнообразие форм свастики в латышском и литовском народном искусстве, и исходя из теории Э. Сепира о происхождении языка из места максимального разнообразия диалектных различий, выдвигает гипотезу, что именно у балтских народов первоначально возник этот графический символ. Далее он делает еще более парадоксальный и ничем не доказывемый вывод: «заимствовав символ, остальные этносы заимствовали и его значение» (имея в виду мотив двух сплетшихся ужей, образующих свастику)172.


В. И. Кулаков отмечает, что разные варианты свастики возникали у многих народов Европы в эпоху бронзы. Однако древнейшие и столь разнообразные формы этого знака дошли до наших дней в этнографическом материале только некоторых народов, и прежде всего — балтов.


3. Этимология знака


Существует множество версий происхождения знака свастики. Согласно гипотезе археолога К. Штейнена, сделанной на материале культур бронзового века 173, свастика — это стилизация изображения фигуры животного. Близка к этому версия А. Бобринского, согласно которому свастика (а также и крест) первоначально были изображением птицы (аиста) на лету, позднее стали символами солнца, свастика же стала обозначать «бога богов, возрождение, дождь и плодородие, гром и молнию, лотос, фаллос, женщину» 174.


Роберт Форрер реконструировал прибор для добычи огня, из силуэта которого, по его мнению, произошла свастика 175. Распространены также мнения, что свастика — знак двух перекрещенных ручных орудий для добычи огня или же форма наконечника доисторической стрелы, копья и топора.
----------------------------

172 Buks A. Kāda hipotēze par dažiem latviešu ornamenta. 6. 1pp.
173 Stemen K. Prahistorische Zeichen und Omamente// Festschrift fur A. Bastian. Berlin, 1896.
174 Бобринский А. А. О некоторых символических знаках... С. 9.
175 Skitters G. Par ugunskrustu. Cikaga, 1987.


111
Е. Клетнова полагает, что свастика— это скрещение двух зигзагов — знаков молнии 176. В. Даркевич пишет, что свастика произошла от символа солнца — круга или креста в круге: круг постепенно размывался, оставались только «крючки» креста 177. Это же мнение высказывал И.Лехлер: «Свастика— символ круговорота солнца, возрождения жизни, бесконечности» 178.


Часто свастику интерпретируют как вариант креста или перекрещение линий меандра. М. Гимбутас писала о свастике как о кресте с закругленными концами — четырьмя полумесяцами, означающими четыре фазы луны 179. А. Голан полагает, что свастика — знак земли (она близка ромбу и кресту) и ее плодородия («крючки» суть растительные побеги), а неолитическая свастика идентична неолитическому кресту 180.


Технологическое происхождение свастики как изображения вращающегося горящего креста подчеркивает Г.Джоубс 181. Широко распространено мнение, что свастика произошла от техники тканья и плетения — крестообразного перекручивания нитей.


Знак свастики имеет различные традиции бытования. Свастика графически выполняется обычно на основе креста, но известны такие примеры начертания, которые трудно однозначно отнести к кресту или свастике. В Латвии встречаются также свастико-спирали, которые известны главным образом на Северо-Восточном Кавказе, в Западной Европе и доколумбовой Америке 182. Важно, что свастика почти никогда не образует орнаментальное поле и не организует вокруг себя другие знаки, выступая знаком третьего уровня. Видимо, она долгое время сохраняла статус идеограммы, самостоятельного знака-символа, занимая в композициях центральное место.
-----------------------

176 Клетнова Е. Н. Символика народных украс Смоленского края. Смоленск, 1924.
177 Даркевич В. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская археология. 1960. № 4. С. 56-67.
178 Lechler Jorg. Vom Hackenkreuz. Die Geschichte eines Symbols. Leipzig, 1934.
179 Gimbutas M. The Gods and godesses of Old Europe. 1974.
180 Голан А. Миф и символ. С. 121.
181 Jobes G. Dictionary of mythology. Folklore and symbols. Vol. 1-2. New York, 1962. P. 1517.
182 Голан А. Миф и символ. С. 120.

112

4. Семантика знака


В балто-славянском регионе известно представление о правонаправленных («мужских») свастиках как «благих», и левонаправленных («женских») как «вредоносных». Правонаправленные знаки при этом отображают движение «по солнцу» и являются образцом для всякого кругового движения (танца, сбивания масла, меления зерна ручными жерновами), левонаправленные — «против солнца», входят в арсенал магических, колдовских действий, чаще всего связанных с похищением добра и нанесением вреда 183.


Свастика с закругленными концами и с тройным загибом концов, возможно, является стилизованным изображением ростков.


Так называемая «оперенная свастика» — учетверенный знак гребенки (символа дождя) — по А. Голану, символ Богини неолита, на что, в частности, указывает нанесенный знак свастики на женские .фигуры с распущенными волосами).


А. Голан выделил следующие эпохи значений свастики: во-первых, как знака земного плодородия (символ земли и ростков); во-вторых, как знака небесного плодородия (символ дождя); в-третьих, как знака «солнечной» или «грозовой» «птицы» — атрибута солнца, что появляется в конце неолита — начале бронзового века 184.


У латышей известны сочетания право- и левосторонней свастик: они могли символизировать два полугодовых состояния солнца, «восходящее» и «нисходящее».


Связь свастики с божествами отчетливо выявляется в орнаментальной символике балтов. Знак «угловатого креста» называется «крестом Перконса», связывается со стихиями этого бога — огнем и молнией.


Примечательно использование знака свастики в новейшей истории Латвии. В. И. Кулаков пишет: «Уже в начале 1918 г. янтарная свастика в иконографии западных германцев 4—5 вв. н. э. становится эмблемой Студенческой роты латышей-добровольцев. За оборону Риги в октябре 1919 г. от Западной Добровольческой Армии генерала П. М. Бермонта-Авалова бойцы этой роты получили нагрудный знак с белой эмалевой свастикой (со штангами, расширенными по типу „мальтийского креста"). Именно этот вариант „Сегнерова колеса" с 11 ноября 1919 г. стал ведущей эмблемой в наградной системе Латвии и расположился в центре знака Военного ордена „Лачплесис"» 185 (см. илл, 1, № 4).



Важно отметить и то обстоятельство, что в традиционной знаковой символике балтийских народов сохранилось позитивное отношение к знакам круга свастики. Использованиеданного символа Национал-социалистической рабочей партией в фашистской Германии, безусловно, запятнало знак свастики. В возрождении современной орнаментальной символики латыши стараются дистанцироваться от варианта эмблемы НСДАП.
-------------------------

183 В этом смысле свастика приближается к знаку круга; см. подробнее статью о круге.
184 Голан А. Миф и символ. С. 132.
185 Кулаков В.И. Знак "Сегнерова колеса" в древностях Европы. С. 62.


http://ec-dejavu.ru/...astika.html#lat

#2
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!


#3
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!





http://valoda.ailab....ltura/orn11.htm

#4
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!


#5
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Спасибо.
Нет ни у кого расшифровки старинных литовских/латышских символов?
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#6
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Цитата(Volgost @ 3.5.2009, 19:25) (смотреть оригинал)
Нет ни у кого расшифровки старинных литовских/латышских символов?


http://astro-stream....u/magic/lat.htm

#7
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Цитата(Volgost @ 3.5.2009, 16:25) (смотреть оригинал)
Спасибо.
Нет ни у кого расшифровки старинных литовских/латышских символов?


На балтской ветке форума я выложил pdf' ку про литовские орнаментальные и другие знаки, однако она на литовском. Переводить эту книгу я браться не хотел бы. Однако ели Вы её скачаете, и у вас возникнут вопросы насчет каких то то символических иллюстраций, то некоторые места я перевести или хотя бы пояснить смог бы.
Для ОБТ я когда то перевел из той книги раздел про балтскую символику свастики. Могу выложить.

#8
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Цитата(Weissthorr @ 3.5.2009, 18:24) (смотреть оригинал)
На балтской ветке форума я выложил pdf' ку про литовские орнаментальные и другие знаки, однако она на литовском. Переводить эту книгу я браться не хотел бы. Однако ели Вы её скачаете, и у вас возникнут вопросы насчет каких то то символических иллюстраций, то некоторые места я перевести или хотя бы пояснить смог бы.
Для ОБТ я когда то перевел из той книги раздел про балтскую символику свастики. Могу выложить.


За книгу благодарю.
Думаю потом смогу прочесть хоть немного т.к. сейчас начал учить литовский smile.gif
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#9
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Свастика в искусстве и мировоззрении древних балтов

Представим себе - Творитель "заставил" Крест вращаться. Пусть Всеобщая Целостность соединяется и разделяется. Пусть Небо и Земля развиваются, меняются и дополняют друг друга. Пусть Свет мелькает и сияет, заменяя Тьму. Пусть Ночь наступит после завершения Дня, а во Мраке рождается Заря. Пусть Волна Океана затопит Вулканы и Горы, а Молния зажжет Огонь. Пусть умрет старик, а родится младенец. Пусть молодой юноша возьмет за руки девушку и пусть закружатся они в своем танце.

Взглянем на Свастику- Крест во Вращении (1, 2).

Линии Креста, разшатанные энергетические потоки Вселенной, "сломались" и обрели форму Вихря - нового энергетическо-силового образа (3, 4).

Это показывает направление движения по кругу и некоторое смысловое сходство с символом Круга. Наклоненная Свастика выражает большую силовою нагрузку на Центр пересечения линий и сильнейшую степень своей динамичности. В балтском ареале чаще встречается наклоненная Свастика, а на Востоке - статичная.



Если отдельные Вихри соединить по другому, то мы получим новые интересные формы (5, 6). В простом народе их называют "вывернутым" Крестом Огня, крестом крюков и т.д. Хоть эти символы и можно возпроизвести от Свастики, однако, формируя собою ромбы и треугольники они уже приобретают несколько иной смысл, которого уже нелья назвать тут рассматриваемым символизмом Свастики. Можно только сказать, что в балтской символике часто встречаются подобные циклические узоры трансформации определенной энергии (7). Два соединенных противоположных энергетических Вихря также формируют Восьмерку - известный символ Вечности.

В санскрите корень "su" связываем с "хорошими пожеланиями", светом и божественной благодатью. У балтов это корень "sv", от которого можно произвести слова "важный", "светлый", "чистый", "сияющий", "святой". Важно отметить, что корень "su" ("sv") - по истине древний индоевропейский синоним Божественного Света, блага и счастья.

Это Молот, выбивающий пламенные искры из Очага космического пространства и эти искры становятся новыми Мирами - планетами и звёздами. В древних аллегорических сказах "зажечь огонь" и "сотворить мир" это одно и то же, потому Огненный Молот это и Молот Творения, который показывает Вечное Вращение в Циклах времени. Это Карта Мира и четыре Реки, проистекающие из мистического центра Силы. Это четыре сокровенных входа в Дворец Мирозадания.

У балтских народов (пруссов, литовцев и латышей) свастика встречается повсеместно. Ее строгали, рисовали и вышивали. Здесь ее называют Крестом Огня, Крестом Перкуна, Крестом Лаймы, Крестом крюков, Крестом веток. В Латвии найден головной платок (ХII век) на котором вышиты 42 свастики (20 разных вариантов свастик). На найденных древних фибулах также красуется множество Крестиков Огня.

Известный французский традиционалист Рене Генон в своей работе "Идея центра в древних традициях" пишет: "В Литве и Курляндии крестьяне еще чертят его (Свастику) в своих домах; разумеется, они уже не знают его значения и видят в нем лишь разновидность охранительного талисмана. Но особенно любопытно, что они называют его санскритским словом: свастика". Охранительные аспекты Свастики можно обьяснить в том аспекте, что древние жители видели в Свастике частицу Солнца, которая своим светом поражает всякое неблагожелательное воздействие.

Часто на балтских украшениях концы Свастики украшаются стилизированными головами ужей, которые у балтов означали примерно то же самое как и змея на Востоке ("kundala"- жизненые силы земли). Это спиральная, "змеиная" сила, которая может поднять человека как на вершины совершенства, так и "закрутить", ввергнуть в самую мрачную пропасть, если человек окажется не способным управлять этой могущественной силой.


Перевод с литовского WTS-Lietuva
Источники:
R. Abraziejienė "Ženklai. Įvaizdiniai. Simboliai"
Рене Генон "Идея центра в древних традициях"

#10
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Может немного не в тему, но...
Русские названия свастики:

Русские названия свастики:
«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#11
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Тринкунас из "Ромувы" писал, что в Литве часто называли свастику sūkūrėlis, т.е. "вихрёк". Существуют некоторые прдположения что имя прусского солнечного и огненного божества Swaistyx, это исковерканное слово, подобное литовскому švaistiklis (švaistytis - бросатся, кидатся). Т.е. это слово может пойти от заженного на Летнее солнцестояние деревянного колеса, которое вертится и кидается огнём. Но последнее утверждение лишь гипотеза некоторых исследователей.

Volgost, а в России не отождествляли свастику с солнечным зайчиком? Где то давно читал что то подобное, но честно говоря не помню, - толи про славян, толи про балтов писали.. smile.gif

#12
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Цитата
а в России не отождествляли свастику с солнечным зайчиком? Где то давно читал что то подобное, но честно говоря не помню, - толи про славян, толи про балтов писали..


К сожалению не знаю sad.gif
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#13
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Литовский свастичный орнамент. Из какой книги, к сожалению, не знаю.



#14
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
[quote name='Skalagrim' date='3.5.2009, 13:42' post='3992']
Skalagrim, подскажите, пожалуйста, из какой книги взяты иллюстрации с лиелвардскими поясами? Сколько ищу - нигде не видела таких роскошных фотографий... а текста толкового про лиелвардские пояса юосты, имеющего содержание кроме общих восторженных словес, и вовсе не могу нигде найти.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#15
mike117

mike117

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 856 сообщений
Свастика по своей сути - это комплексная экспонента, она же - собственная функция операторов импульса, координаты, времени, и энергии (затрудняюсь проще объяснить). С ней вся квантовая механика и работает. Максимальное приближение - квантовая электродинамика Фейнмана.
Попытаюсь пояснить, в свастике заложена идея диференцирования, рожки свастики - это дифференцирование комплекной экспоненты. Наверно, подумают, что Майк совсем рехнулся.

#16
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата(Ингигерда @ 11.12.2009, 0:22) (смотреть оригинал)
Skalagrim, подскажите, пожалуйста, из какой книги взяты иллюстрации с лиелвардскими поясами? Сколько ищу - нигде не видела таких роскошных фотографий... а текста толкового про лиелвардские пояса юосты, имеющего содержание кроме общих восторженных словес, и вовсе не могу нигде найти.

http://lv.wikipedia....ielvārdes_josta

Введите в поисковик Lielvardes josta , найдёте изобржения


http://taina-lv.blog...-post_8719.html

#17
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Цитата(mike117 @ 11.12.2009, 1:35) (смотреть оригинал)
Наверно, подумают, что Майк совсем рехнулся.


Ну я так не подумал, но буду врать, если скажу, что всё понял smile.gif

#18
mike117

mike117

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 856 сообщений
Цитата
Ну я так не подумал, но буду врать, если скажу, что всё понял smile.gif

Weissthorr, спасибо, в нашем контексте (антропологически-лингвистическом) я бы вспомнил о буддистском "Колесе всего Сущего", принцип устройства мира. А вникать тут нелегко (сам, то понимаю, то не понимаю smile.gif )

#19
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Цитата(mike117 @ 11.12.2009, 19:28) (смотреть оригинал)
Weissthorr, спасибо, в нашем контексте (антропологически-лингвистическом) я бы вспомнил о буддистском "Колесе всего Сущего", принцип устройства мира. А вникать тут нелегко (сам, то понимаю, то не понимаю smile.gif )


Ну хотя бы на этом спасибо smile.gif

#20
mike117

mike117

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 856 сообщений
Цитата
Ну хотя бы на этом спасибо smile.gif

черт, рано я это выложил, уж извините smile.gif

#21
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Сегодня нашла ссылку. Раз эта книга уже цитируется здесь, добавлю сюда smile.gif

Скачать:
ifolder.ru
Доступно до 11.04.2011 г.
Торрент:
rutracker.org
Источник:
bolesmir.ru
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей