Что-то тема давно не обновлялась.
Представляю вниманию участников форума монографию Э.Б. Зальцмана « Поселения шнуровой керамики на территории
Юго-Восточной Прибалтики. М.2010
В формате pdf здесь:
http://files.mail.ru/MQMBSQГлава II .Приморская (жуцевская культура). Краткая характеристика.
Рассматривая керамику, орнаментальные мотивы, изделия из камня и пр., характерные для висло-неманской (жуцевской) культуры, автор, на наш взгляд, уделяет выборочное внимание поиску соответствующих аналогий с культурами шнуровой керамики как с сопредельных территорий, так и в пределах всей культурно-исторической общности.
Непонятно почему автор отдает приоритет в сравнениях артефактов висло-неманской культуры именно саксо-тюрингской культуре шнуровой керамике (в частности что
касается сосудов амфорного типа). При таком подходе, остаются как бы за скобками, глобальные процессы, происходившие в масштабах всей культурно-исторической
общности.Что касается собственно саксо-тюрингской культуры, то представляется, что в ее формировании (как и в случае со всеми другими культурами данной общности)
имеются свои локальные особенности. Складывается впечатление, что ее развитие происходило при очень сильном влиянии культуры шаровидных амфор, нельзя не
учитывать в данном процессе и роль местных неолитических культур. Это первое.
Второе: и сам Э.Б.Зальцман ( Указ. соч. стр.26) отрицает роль саксо-тюрингской культуры шнуровой керамики как основного фактора в сложении висло-неманской
и разделяет мнение об отсутствии хронологического приоритета центральноевропейских культур (замечу, что это совершенно справедливо в масштабах всей общности культуры боевых топоров и шнуровой керамики). Так что, несмотря на то, что саксо-тюрингская культура шнуровой керамики была названа Г.Чайлдом «классической», она не более
и не менее «классическая», чем и все другие культуры общности боевых топоров и шнуровой керамики.
Третье: с нашей точки зрения в данном контексте , имело бы смысл уделить намного больше внимания культурам территориально непосредственно соприкасавшимся с
висло-неманской культурой, таким как культура одиночных погребений Северной Европы, культурам боевых топоров и шнуровой Центральной и Восточной Польши и
среднеднепровской культуры (хотя нельзя исключать в будущем выделения в ее северо-западном ареале самостоятельных культур.). В случае с культурой одиночных погребений
Э.Б.Зальцман (Указ. соч. стр.27) отмечает, что « более точная культурная идентификация в этом вопросе не всегда возможна, так как целый ряд образцов посуды в культуре
одиночных погребений содержит элементы ранней КШК». Ну так и должно быть. Только позиция Э.Б. Зальцмана в этом вопросе непонятна. Разве ранние элементы культуры шнуровой керамики не присутствуют в висло-неманской культуре на ее ранних этапах? Разве все эти культуры не связаны общим происхождением?С нашей точки зрения именно здесь и открывается широкое поле для исследований, гипотез, выводов о ранних стадиях культуры шнуровой керамики в целом. Почему Э.Б. Зальцман некритически принимает точку зрения Я.Махника о прямом проникновении культуры одиночных погребений в Юго-Восточную Прибалтику? Посторения Я. Махника далеко не безупречны , особенно
если учесть данные абсолютной хронологии. Представляется, что элементам сходства висло-неманской культуры и культуры одиночных погребений можно дать и иное
объяснение, в рамках ранней стадии общности культур шнуровой керамики. Дальнейшее же формирование и развитие висло-неманской культуры точно такой же процесс с
его локальными особенностями, как и дальнейшее развитие и других культур культурно-исторической общности с их локальными особенностями.
Все это, в совокупности, придает некую незаконченность общей картины в обзоре Э.Б. Зальцмана.Вопрос о т. н. «общеевропейском горизонте шнуровой керамики» рассмотрим чуть далее. Теперь, что касается непосредственно о связях висло-неманской и среднеднепровской культуры. Как уже отмечалось выше,этот вопрос рассмотрен недостаточно.
Допустим, когда Э.Б.Зальцман говорит о погребальных ссоружениях в висло-неманской культуре (Указ.соч. стр.18), он отмечает их сходство с центральноевропейскими.
И это правильно. Но очень близкие описанным погребальным сооружениям известны и в среднеднепровской культуре. Отмечая их сходство с одними культурами нельзя обходить вниманием точно такое же сходство и с другими культурами. Помимо аналогий в орнаментике керамики, наблюдается много общего, даже тождественного в
сосудах амфорного типа висло-неманской культуры (Указ. соч. стр. 260, рис.127; стр.290, рис.157) к примеру из Циммербурде (Светлый), из Стелау и др. с амфорами, происходящими с территории среднеднепровской культуры , в частности из Грищанцов ( И.И. Артеменко. Культуры шнуровой керамики: среднеднепровская, подкарпатская,
городокско-здолбицкая, стжижовская, стр. 188, рис.12. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.1987). Вообще же представляется, что происхождение
хронология и распространение сосудов амфорного типа в культурах шнуровой керамики — вопрос отдельный; почти тождественные или более-менее близкие формы
наблюдаются почти в пределах всей общности.Правда тут еще не все ясно с хронологией.На сегодняшний день удовлетворительного решения этих данных вопросов нет.
Отмечая очень многие черты сходства висло-неманской культуры с культурой Злота ( Э.Б. Зальцман. Указ. соч. стр.26,27), нельзя незамечать точно такие же черты сходства
со среднеднепровской культурой, а у последней, в свою очередь также с культурой Злота или наоборот и т. д.. Думаю, ход моих мыслей понятен.
Нельзя полностью согласится с Э.Б. Зальцманом (Указ. соч. стр.26), что черты сходства с висло-неманской культурой начинают проявляться в среднеднепровской культуре
только начиная со среднего и позднего этапов ее развития. Исследователями неоднократно отмечалась острая необходимость пересмотра периодизации среднеднепровской культуры. Все наши представления о среднеднепровской культуре в основном базируются на очень старых публикациях И.И. Артеменко, И.К. Свешникова, Т.С Пассек др.- это с одной стороны. С другой стороны, несмотря на всю расплывчатость и даже противоречивость определения такого понятия, как «общеевропейский горизонт шнуровой керамики», его составляющие элементы встречаются повсеместно на ранних этапах развития культур шнуровой керамики, в том числе и в висло-неманской культуре и в среднеднепровской. Так что данная проблема на сегодняшний день остается открытой. Тем не менее интересна мысль автора, о возможном влиянии висло-неманской культуры на среднеднепровскую (Указ. соч. стр.26). На сегодняшний момент, учитывая ранние датировки висло-неманской культуры, такое направление исследований кажется очень интересным и перспективным.
Представляется неправильным, что Э.Б. Зальцман параллели в висло-неманской и среднеднепровской культуры трактует только «торговыми связями». Такие «связи» конечно
были.Но проблема значительно глубже и сложнее. Она в большей степени заключается в общности возникновения, общих тенденциях развития и тесных связях в рамках всей общности носителей культуры боевых топоров и шнуровой керамики. На сегодняшний день, в работах современных исследователей, к сожалению, этим общим глобальным тенденциям уделяется недостаточно внимания.
В целом же в данной главе дается достаточно краткая, но емкая характеристика висло-неманской культуры, во вскяком случае в ее приморском варианте.
Глава III. Проблема выделения памятников вальдбургского типа. Глава IV. Хронология и периодизация памятников вальдбургского
типа и культуры шнуровой керамики в Юго-Восточной Прибалтики.
Очень интересным моментом и большой заслугой автора является выделение памятников т. н. «вальдбургского типа», которые ранее относили к вариантам висло-неманской
культуры боевых топоров и шнуровой керамики. С одной стороны данная группа памятников действительно схожа с висло-неманской культурой (формы сосудов, шнуровая
шнуровая орнаментация, сосуды амфорного типа и пр.), а с другой имеет и специфические отличия, не позволяющие ее ассоциировать с кругом культур боевых топоров и шнуровой керамики (не везде присутствуют каменные сверленные топоры, своеобразные типы керамики, приемы домостроительства и т. д.). Об этом же свидетельствует и ранняя начальная датировка памятников «вальдбургского типа» - 3300-3250 BC cal. (Указ. соч. стр.77).
Происхождение памятников указанного типа Э.Б. Зальцман считает результатом взаимодействия культуры шаровидных амфор и местных неолитических племен. В какой-то
степени можно допускать в их сложении и участие европейских неолитических культур.Очень важным моментом представляется появление в данном регионе появление шнуровой орнаментации на керамике,причем уже на ранних этапах ( в частности треугольников из оттисков шнура -sic!- орнамент типичный и для ранних этапов развития культуры шнуровой керамики, например той же среднеднепровской культуры), а также производящих форм хозяйства, все это появляется здесь еще до проникновения групп носителей культуры шнуровой керамики ( по Э.Б.Зальцману).
Вообще, в связи с выделением памятников «вальдбургского типа»,вопрос о роли культуры шаровидных амфор в генезисе культур шнуровой керамики встает еще более остро.
Что касается культуры шнуровой керамики , то ее начало в Восточной Прибалтике Э.Б. Зальцманом (Указ. соч.стр.80) определяется 2900-2800 ВС. Саl.
Автор также приводит абсолютные датировки для некоторых вариантов ранней стадии культуры шнуровой керамики:
Для Швейцарии наиболее ранние материалы культуры шнуровой керамики датируются по Э.Б. Зальцману 2719-2709 ВС cal.(Указ. соч. стр.82)
Наиболее ранние даты по культуре одиночных погребений Дании не выходят за рамки 2900-2800 ВC cal. (Указ. соч. стр. 82)
Начало культуры шнуровой керамики Средней Германии примерно 2900 BC cal.(Указ. соч.стр.82)
Ранние этапы культуры шнуровой керамики в Юго-Восточной и Центральной Польше (Куявия) 3000-2800 BC cal. (Указ. соч. стр.82)
В целом же Э.Б. Зальцман разделяет мнение некоторых исследователей, что каллиброванные даты по ранней шнуровой керамике в Европе укладываются в диапазон 2900-2800
ВС.cal. (Указ. соч. стр.82).
При этом автором обозначена одна очень существенная проблема, убедительного объяснения которой, на наш взгляд, Э.Б. Зальцман предложить не может.
Дело в том, что имеется ряд достаточно ранних дат по С14 по начальным этапам культуры шнуровой керамики : три даты из Жуцева в диапазоне 3300-3000 BC cal. (Указ.
соч. стр. 82), дата из Ниде 3360-2920 BC cal. (Указ. соч. стр.82), дата из Шарнале (Западная Литва) 2970-2700 BC. cal. (Указ. соч. стр.82), имеются две достаточно ранние даты и с поселения Дактаришке ( Западная Литва) 2830-2460 и 2870-2618 BC. cal.(Указ. соч. стр.83).
Э.Б. Зальцман считает, что даты происходящие из Жуцева для ранней фазы культуры шнуровой керамики «выглядят слишком ранними и противоречат общераспространенным
представлениям о начале КШК в Европе.» (Указ. соч. стр. 82). На наш взгляд, как раз основной проблемой автора является то, что собственные выводы он ставит в большую
зависимость от этих самых «общераспространенных представлений».
Нельзя однозначно связывать ранние даты из Ниде с нарвской культурой, поскольку сам Э.Б. Зальцман (Указ. соч. стр.82) отмечает, что уголь для анализа получен из очага,
где нарвская керамика отсутствовала (sic!).
Нет внятного объяснения и дате для ранней стадии шнуровой керамики из Шарнале. То, что здесь присутствуют материалы и последующих стадий развития культуры шнуровой керамики никем и не оспаривается, но и аргументом не является, поскольку имеются и соответственно более поздние абсолютные даты ( Указ. соч. стр. 82). Уделяя внимание
поселению Шарнале, автор,на наш взгляд, опять же слишком привержен «общераспространенному представлению», в частности о т. н. А-горизонте культуры шнуровой керамики
иными словами «общеевропейскому горизонту шнуровой керамики» (Указ. соч. стр.82) К этому вопросу о т. н. «общеевропейском горизонте» мы вернемся несколько позже.
Сейчас же хотелось бы рассмотреть вопрос о т. н. топоре типа «А» или А-топоре, поскольку в том числе и в рассматриваемой работе и в ряде других исследований именно
ему придается большое значение, как якобы очень ранней форме боевого топора в пределах всей культурно-исторической общности. Могло ли быть это в действительности?
В работе Э.Б. Зальцмана топоры указанных форм представлены на стр. 290 рис.157 и на стр. 292 рис.159.
Данная классификация боевого топора (А) была предложена в свое время еще П.Глобом. По классификации Д.А. Крайнова ( Д.А. Крайнов. Древнейшая история Волго-
Окского междуречья, стр. 55-57, М.1972) топоры такой формы называются «обушковые коротколопастные топоры». Как отмечает Д.А. Крайнов (Д.А.Крайнов. Указ. соч. стр.56)
топоры коротколопастного типа распространены от Дании до Казани и от Швеции до Карпат. Мы совершенно согласны с утверждением Д.А.Крайнова ( Д.А.Крайнов. Указ.
соч. стр.57), что в Ютландии и Швеции топоры данного типа, возможно, и будут представлять самый ранний тип топора, но в отношении общего развития форм боевых
топоров этот тип топора не будет самым ранним. Представляется справедливым и мнение Д.А.Крайнова ( Д. А. Крайнов. Указ. соч. стр. 255-256), что таким достаточно
сложным формам боевых топоров, должны предшествовать более простые формы, в частности клиновидные и колунообразные сверленные топоры и пр..Картографирование
же находок топоров простейших типов показывает, что их наибольшая массовость (буквально тысячи экземпляров)приходится на ареал между Вислой, Неманом и Средним Днепром.
Лично мне вышеуказанные ранние даты по начальной стадии культуры шнуровой керамики в регионе, в отличии от Э.Б. Залцмана, не кажутся сомнительными, а наоборот,
дающими повод для размышления. И вот почему. Если посмотреть с точки зрения абсолютных датировок на всю культурно-историческую общность шнуровой керамики вцелом,
(для ее ранних этапов) то получится следующая картина: саксо-тюрингская культура (Средняя Германия) 2900 BC cal., культура одиночных погребений (Дания) 2900-2800 BC. сal.
Восточная Прибалтика 2900-2800 BC cal., подкарпатская культура (Предкарпатье и Подолия) 2900-2850 BC cal..Абсолютных датировок по фатьяновской культуре недостаточно,
наиболее ранняя дата происходит из Тургиновского могильника — примерно 2600 BC. cаl.. Данный могильник для фатьяновской культуры конечно же ранний, но на его фоне
типологически выделяются еще более ранние памятники, для которых, по нашему мнению, вполне справедливой может казаться дата 2800 B.C.cal..В этом случае получается,
что в период 2900-2800 BC.cal. культура шнуровой керамики в сформировавшемся виде уже распространена на огромной территории от Верхней Волги и Москвы реки до Средней Германии и от Ютландии до Прикарпатья и Подолии.Так не бывает: ей что-то должно предшествовать и это что-то должно было иметь более компактный исходный регион. Вероянее всего этот гипотетически исходный регион следует искать в центре от окраинных ареалов культуры: в этом случае опять же получается район приблизительно
между Вислой, Неманом и Средним Днепром. Именно на этот район и выпадает самое большое количество простейших типов боевых топоров, именно из этого региона и
происходят наиболее ранние даты (вызывающие сомнение у Э.Б.Зальцмана) по шнуровой керамики. Но и это еще не все. Большим упущением Э.Б. Зальцмана является то, что
в своей работе он практически не рассматривает среднеднепровкую культуру шнуровой керамики.При этом имеются основания датировать начало среднеднепровской культуры в пределах 3200-3000 BC cal. Итак получается цепочка: Средний Днепр 3200-3000 BC cal. - Куявия 3000 BC cal. -Жуцево и Нида 3360-2990 BC.cal.- Западная Литва 2970-2700 BC
cal.. Иными словами создается впечатление, что начало шнуровой керамики в ее данном гипотетически исходном регионе можно датировать в пределах 3200-3000 BC. cal.
Конечно данная схема далеко небезупречна и не претендует на истину в конечной инстанции. Например существует мнение и о происхождении культуры шнуровой керамики от михельсбергской культуры. Однако, учитывая все вышеизложенное ( ранние абсолютные даты, ранние формы топоров, ранее проявление шнуровой орнаментации в регионе и
т. д.) специальное исследование именно в этом направлении представлялось бы очень перспективным.
Наконец нельзя обойти вниманием и проблему т. н. «общеевропейского горизонта шнуровой керамики ( глава V .Указ. соч.)
Э.Б. Зальцман (Указ. соч. стр.86) рассматривает концепцию общеевропейского горизонта шнуровой керамики (как наиболее раннего этапа существования культуры), предложенную П. Глобом и К. Струве, которая сводится к тому, что ранней стадии развития шнуровой керамики соответствуют т. н. боевые топоры типа «А», простые кубки,
орнаментированные шнуровыми отпечатками ( А-кубки) и так называемые амфоры тюрингского типа ( А-амфоры). Основным недостатком данной концепции, на наш взгляд,
является то, что указанные авторы строили свою концепцию «общеевропейского горизонта»,опираясь на материалы из Ютландии, Швейцарии и Восточной Пруссии. О боевом
топоре типа «А» он же по классификации Д.А. Крайнова «обушковый коротколопастный» я уже писал выше. Повторюсь: возможно для Ютландии и Швейцарии эта форма и
будет являться достаточно ранней, но не для всей общности культуры шнуровой керамики вцелом. Что касается Восточной Пруссии, то К. Струве свои исследования проводил,
опираясь на материалы еще довоенных исследований. В настоящее время из сопредельных районов происходит огромное количество более простых форм боевых топоров,
которые могли явиться прототипами для топора типа «А», собственно об этом я также упоминал ранее. Это первое. Второе: сам по себе коротколопастной топор имеет широкое
распространение во времени.Например в культуре Злота он присутствует не только на ранних, но и на поздних ее этапах, а для фатьяновской культуры характерен на всем
протяжении ее развития во всех ее локальных вариантах. Так что, скорее всего, это дальнейшая форма развития более простых форм боевых топоров и для каких-то территорий
она будет действительно являться ранней, а на каких-то территориях будут присутствовать и типологически более ранние прототипы.Нужно отметить, что в той же Ютландии в культуре одиночных погребений известны находки и более простых форм боевых топоров — сверленных клиновидных, но этот вопрос пока не нашел должного отражения в соответствующей литературе.
Клиновидный топор. Культура одиночных погребений. Ютландия.

Относительно «простых кубков» со шнуровой орнаментацией. Речь идет о сосудах с т. н. «S-овидным профилем». Сейчас к этому вопросу также нужно подходить менее
категорично. В частности не все ясно с ранней стадией среднеднепровской культуры, да и с подкарпатской культурой шнуровой керамики, несмотря на работы Я. Махника,
пока только понятно, что она не является древнейшей в кругу культур шнуровой керамики. Поэтому на сегодняшний день данный вопрос возможно трактовать следующим образом: для ранней стадии культуры шнуровой керамики в целом, в большей степени характерно присутствие сосудов с «S-овидным профилем» и шнуровой орнаментацией.
Что касается амфор т. н. «тюрингского» типа, то, вероятно сами сосуды амфорного типа появляются в саксо-тюрингской культуре шнуровой керамики при влияни культуры
шаровидных амфор. Культура шаровидных амфор древнее саксо-тюрингской культуры шнуровой керамики и территория ее распространение гораздо шире первой. Свое влияние на различные варианты культур шнуровой керамики, культура шаровидных амфор оказывала непосредственно и в каждом отдельном случае со своими особенностями. Поэтому
говорить об амфорах «тюрингского типа» не всегда корректно. Да и сами сосуды амфорного типа не вседа характерны для ранних стадий всех культур культурно-исторической общности шнуровой керамики. Я сейчас не хочу касаться среднеднепровской культуры, поскольку ее хронология нуждается в явном пересмотре, но вот для ранних стадий фатьяновской культуры сосуд амфорного типа известен всего лишь один из Кузьминского могильника, при этом он имеет некое своеобразие, да и сам могильник, вероятно, не является наиболее ранним в числе фатьяновских памятников. Вообще, что касается распространения сосудов амфорного типа в культурах шнуровой керамики, это представляется отдельной темой, требующей дополнительного и очень глубокого изучения.
Все это показывает, что критерии т. н. «общеевропейского горизонта шнуровой керамики», предложенные П.Глобом и К. Струве (топор А, кубок А, амфора А) невозможно распространить на всю культурно-историческую общность вцелом, но от этого ее ранние локальные варианты не перестают оставаться ранними.
Можно согласиться с мнением М.Бухвальдека, которое приводит Э.Б. Зальцман (Указ.соч. стр.86),что в ряде регионов распространения культуры боевых топоров и шнуровой керамики производство основных вещей из т. н. «общеевропейского горизонта» продолжалось еще очень долгое время.
Я совершенно согласен с точкой зрения Х.Штрамма, приводимую Э.Б. Зальцманом (Указ. соч. стр.86), который с большой долей осторожности воспринимал концепцию т. н.
«общеевропейского горизонта шнуровой керамики» и указывал на крайне редкое сочетание всех его элементов в одном комплексе (sic! -это даже в пределах Центральной и
Северной Европы), а также с предложением Р. Римантене (Указ.соч.стр.86), рассматривать это как некую условно приемлимую модель.
Нельзя согласиться с С.Березанской, точки зрения которой, как ни странно, придерживается и Э.Б.Зальцман (Указ.соч. стр.86), что для территории Восточной Европы в большинстве культур шнуровой керамики обнаружены лишь разрозненные элементы общеевропейского горизонта, причем, по ее мнению, лишь в единичных экземплярах (конкретно данное утверждение оставляю без комментариев, как явно не соответствующее имеющимся фактам) и они могли попасть сюда в результате культурного обмена.
Работа С.Березанской вышла в 1971 г., ее представления о культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики и на тот момент воспринимались критически, на сегодняшний день эта работа представляет интерес только с точки зрения историографии. Непонятно почему и на основании чего с ней солидаризируется и Э.Б.Зальцман. После десятков работ советских, российских и зарубежных исследователей с введением в научный оборот понятия о культурно-исторической общности боевых топоров и шнуровой керамики, со всеми элементами объединяющими данную общность ( и прежде всего общее происхождение) такая точка зрения на проблему безусловно
является тремя шагами назад.
М.Гимбутас ( М. Гимбутас. Цивилизация Великой Богини: Мир древней Европы. стр.433-439, РОССПЭН, М.2006) приводит такую характеристику ранней стадии культуры
шнуровой керамики ( общеевропейский горизонт): кубки и горшки со шнуровым орнаментом вокруг горловины, шаровидные амфоры с радиальнымии узорами по плечикам,
кремневые топоры ( имеются ввиду кремневые рабочие клиновидные топоры с прямоугольным сечением — прим. мое), боевые топоры типа А, удивительное сходство захоронений в деревянных или каменных «домиках мертвых», датировать этот период, по ее мнению, можно в пределах 3000-2600 BC cal.
Учитывая все вышеизложенное можно было бы так охарактеризовать общеевропейский горизонт шнуровой керамики: это некая условно-приемлимая модель ранней стадии развития культурно-исторической общности шнуровой керамики, укладывающаяся в хронологический диапазон 3200/3000-2600 BC. cal., общей характеристикой которой является значительное присутствие сосудов с «S-овидным профилем» и шнуровой орнаментацией, наличие клиновидных рабочих топоров с прямоугольным сечением, наличие каменных или деревянных погребальных сооружений, началом широкого распространения обушковых коротколопастных топоров (тип А), а также присутствие в некотрых локальных вариантах данной культуры сосудов амфорного типа с радиальным орнаментом по плечикам; при этом, несмотря на общую схожесть каждый локальный вариант данной культурно-исторической общности имеет и свои отличия, проявляющиеся уже на ранних этапах.
Сопоставлению ранних памятников фатьяновской культуры с т. н. «общеевропейским горизонтом шнуровой керамики» можно будет посвятить отдельную тему в соответствующем разделе форума Археология. Фатьяновская культура.
Фатьяновская культура. Ранний этап. Чем не «общеевропейский горизонт»?

В целом же работа Э.Б. Зальцмана содержит хороший иллюстративный и описательный материал и несомненно будет интересна всем, кого занимает проблемы культур шаровидных амфор и шнуровой керамики.
Литература:
И.И.Артеменко. Культуры шнуровой керамики: среднеднепровская, подкарпатская, городокско-здолбицкая, стжижовская. Археология СССР.
Бронзовый век лесной полосы СССР. М. 1987
Д.А.Крайнов. Древнейшая история Волго-Окского междуречья. М.1972
М. Гимбутас. Цивилизация Великой Богини: Мир древней Европы. РОССПЭН. М.2006