Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

О висло-одерской гипотезе происхождения славян


  • Эта тема закрыта Тема закрыта
75 ответов в этой теме

#1
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
aectann:
Цитата
Как уже отмечалось, во второй четверти I тысячелетия нашей эры на Валдае проживали прибалтийско-финские племена. С ними и произошла встреча первых славянских пришельцев на рубеже V-VI веков. Как установили исследователи, славяне пришли на Северо-запад с территории современного Польского Поморья. Преодолев огромные пространства, они осели на территории современных Псковской, Новгородской, Тверской, Вологодской областей."


Сколько-нибудь определённых свидетельств об обитании славян на территории Польши в первой половине I тыс. н. э. в соответствующих античных письменных источниках обнаружить невозможно, как невозможно и установить это археологически.

Откуда появился этот миф?

Владимир Еременко:

Почему же столь живуч "автохтонный миф"? Ответ на него неприятен, но очевиден: этот миф имеет вненаучное происхождение и появился одновременно с широким распространением теории автохтонности народов, населявших ВСЮ Восточную Европу - точнее, вненаучной части этой теории, порожденной очевидным «государственным геополитическим заказом».

История вопроса такова: в результате послевоенного передела границ Польша по делегированному ей СССР и союзниками «праву победителя» получила примерно половину своей нынешней территории, ранее принадлежавшей Германии, в том числе Силезию, Западную Пруссию, Померанию. Требовалось как-то «научно обосновать» право на присоединенные земли, и уже в конце 1940-х гг. польский лингвист Т. Лер-Сплавинский выдвинул висло-одерскую гипотезу происхождения славян, что раньше никому не приходило в голову, т.к. в славянском языке отсутствуют слова, обозначающие море и горы. Тем не менее, гипотеза была поддержана польскими, а затем и советскими лингвистами, историками, а затем и археологами. К тому же она выглядела "научнее" и "приличнее", чем, скажем, скифская или трипольская (если кто забыл - весьма в свое время популярные среди киевских, да и московских коллег)

Началось соревнование, «кто больший автохтонист», в результате которого в славянские оказались «записаны» зарубинецкая и черняховская культуры и все близкие им памятники. Конкретные археологические источники отчаянно «сопротивлялись», датирующий материал однозначно свидетельствовал о хиатусах между звеньями «последовательно сменяющих друг друга славянских археологических культур». С этим надо было что-то делать – и появился устойчивый миф о «переживании» остаточного поморского населения до зарубинецкого времени, зарубинецкого – до черняховского, и т.п. Соответственно был придуман и тезис о «запаздывании» бытования заимствованных европейских типов вещей чуть ли не на столетия. Постепенно такой подход, позволяющий искусственно «растягивать» хронологические рамки археологических культур, стал доминирующим и повсеместным, но, к счастью, не единственным.

Археологи давно уже забыли, с чего все началось, но в силу инерционности научной традиции продолжают бездоказательно постулировать умозрительно выведенную "автохтонную аксиому". В постсоветской археологии все еще продолжается «переживание» старых автохтонных идей времен послевоенной разрухи, порожденных совершенно вненаучными факторами и не выдерживающих «сопротивления» конкретного археологического материала.

Владимир Еременко:

Эта дискуссия закончилась 30 лет назад, когда сторонники славянской принадлежности ЗБК из числа специалистов-археологов (Максимов, Пачкова, Поболь и др.) исчерпали все мыслимые и немыслимые аргументы в ее пользу. С начала 90-х гг. ни Максимов, и Пачкова не отрицают принадлежностьи ЗБК бастарнам. Также для специалистов совершенно очевидно и то, что ЗБК - не "подклошевая", "постскифская" или еще какая-нибудь автохтонная по происхождению культура, а именно КУЛЬТУРА ЯСТОРФСКОГО КРУГА
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#2
aectann

aectann

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 844 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия, Одинцово
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Y-ДНК:E1b1b1a1b
  • мтДНК:H
Евгений, а как насчет этого http://rjgg.molgen.o...icle/view/15/27 ? Это тоже миф?

Цитата
....Полученные генетические данные позволяют рассматривать псковско-новгородское русское население в качестве отдельной славянской группировки в составе современных
восточных славян. Генетическое сходство псковско-новгородского населения с польско-литовским населением Северо-Восточной Польши (Сувалки) свидетельствует о западных истоках генофонда северо-западных русских

Помни кто ты и откуда ты

http://i055.radikal....1995e86e9c7.png (обновлено 05.09.2011)
http://s42.radikal.r...928faf4eb18.png

#3
Білінгв

Білінгв

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 282 сообщений
  • Национальность:Белорус
  • Фенотип: Восточный балтид/нордид
  • Вероисповедание:Православный
ну меня учили такими мифами. дескать, складывалась в своё время северорусская народность с возможными примесями лехитской крови.

#4
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата
Генетическое сходство псковско-новгородского населения с польско-литовским населением Северо-Восточной Польши (Сувалки) свидетельствует о западных истоках генофонда северо-западных русских


Александр, на чем основан вывод о западных истоках? Только на генетическом сходстве, не маловато ли? И почему о восточных истоках в Польше ничего нет?

Вопрос о западных истоках не находит удовлетворительного объяснения с позиций современных археологических данных. Да, определенная генетическая близость есть, но это еще не повод делать выводы о поморском следе.

Какую примерно ретроспективную цепочку выстаивали сторонники Седова:
Лужицкая культура 12-4 вв. до н.э. (кельты, германцы, иллирийцы?)+поморская 6-2 вв. до н.э.(балты)----культура подклешевых погребений 5-6 вв. до н.э.(ранние славяне)+ Зарубинецкая культура 3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.----подавляет милоградскую 7-1 вв. н.э.(балты, праславяне)----черняховская культура 2-4 вв. н.э. (полиэтнична- славяне, фракийцы, сарматы, готы, даки, геты, гепиды)--- киевская 3-5 вв. н.э. (славяне)-пеньковская 6-8 вв. н.э.(славяне) и пражско-корчакская 5-7 вв. н.э. (славяне).

Далее цитирую Еременко:

Но, во-первых, "подклешевая"- это культура ясторфского круга, этот факт общепризнан, как и общепризнан факт «бастарнской» зарубинецкой культуры. Как было три сомнительных «подклошевых» комплекса, хоть как-то стыкующихся по времени с ЗБК-ППЛ, так и осталось - со времени выхода из печати монографии Терезы Домбровской в 1988 г. ничего не изменилось. А ясторфских комплексов, синхронных времени сложения ЗБК-ППЛ, известны тясячи, если уже не десятки тысяч. Относительная и абсолютная хронология эпохи латена и позднего предримского времени также существенно не менялась с 1990-х гг., за исключением не принципиальных уточнений, сделанных Еременко.

Во-вторых, НИ О КАКИХ СЛАВЯНСКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ на рубеже эр и тем более до н.э. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ - для этого попросту нет оснований, т.е. упоминаний в письменных источниках. Любые рассуждения о славянских археологических памятниках задолго до их упоминаний в письменных источниках являются псевдоисторическими спекуляциями - и только.

Теперь о миграции- где-то во второй половине I в. н.э вследствие проникновения носителей группы Одры-Венсеры к югу вплоть до района Познани, произошел отток части пшеворцев из пограничных с образующейся общностью областей к югу и юго-востоку вплоть до Верхнего Поднестровья, и, быть может, нападение лугиев на Ванния тоже как-то связано с этим процессом.

В то же время закладываются новые вельбаркские могильники и к востоку от нижнего течения Вислы в Ольштынско-Илавском поозерье Мазурии, в пограничье с культурой западных балтов. А в среде последних тоже наблюдается сдвиг на восток.

Вот, что пишет Терпиловский о миграции раннеславянских культур:
В движении на Запад участвовало в основном население пражской культуры. Еще раньше, в 4-5 вв., возможно, имело место проникновение небольших славянских групп на территорию Словакии (памятники прешовского типа) и на юго-восток Паннонии. С некоторым участием местного населения в 6 в. на территории Румынии складывались ипотешти-кындештская, а на территории Польши- дзедзинская культура. Однако их ядром послужили в первом случае пражско-пеньковские, а во втором- пражские памятники. Таким образом, экспансия носителей пражской и пеньковской культур была направлена на запад и юго-запад, в Среднюю Европу и Подунавье, а колочинских племен- на север.

Цитата из работы Малярчука:
Цитата
На основании археологических
и антропологических материалов и данных
лингвистики (главным образом, переводов
берестяных грамот) показано, что балтийские
славяне продвинулись на восток и стали се-
литься, начиная с V-VI вв., в северной части
Восточно-Европейской равнины (Псковско-
Ильменском крае, Полоцком Подвинье, Смо-
ленском Поднепровье) среди местного балт-
ского и угро-финского населения (Седов,
2003).Исследования происхождения древне-
новгородского диалекта позволили предполо-
жить, что он был привнесен большой группой
славян, пришедших с территории Польского
Поморья (Зализняк, 1995).


Александр, предлагаю Вам ознакомиться с критикой:
http://community.liv...rus/270658.html
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#5
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Действительно, кто такие Малярчуки и академики Зализняки, если их теории не вписываются в общую парадигму?

Сообщение изменено: Маджус, 20 Июнь 2011 - 18:28.


#6
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 20.6.2011, 22:21) (смотреть оригинал)
Действительно, кто такой Малярчук, не много ли на себя берет? dolf_ru_325.gif
Еременко ж сказал нет, значит нет. Мало ли что академика Зализняка часто цитируют на форуме как глыбу в лингвистике? Есть ведь критика его работ Крысько, вот ей и нужно верить.

И что конкретнее скажете или смайликами обоидетесь?

Может Вы объясните как подклошевый вариант поморской культуры хронологически стыкуется с ранними комплексами ЗБК и ППЛ, в отличие от многочисленных памятников ясторфской периферии? Или объясните каким чудом из трех "подклошевых" хуторов высыпало 140 тыс. бастарнов Клондика, участвовавших в походах на Балканы?
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#7
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
А смысл что-то объяснять? Вы ведь для себя все доказали - Родина славянства Россия и никаких славянских миграций с запада быть не могло (немного утрирую, но где-то рядом). Ваше право, обидно только что вы походя отметаете работы российских генетиков и лингвистов, не вписывающиеся в вашу концепцию

#8
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 20.6.2011, 22:37) (смотреть оригинал)
Вы ведь для себя все доказали - Родина славянства Россия

Где я это для себя доказал? Оставьте, пожалуйста, при себе ваши выдумки.

Цитата
никаких славянских миграций с запада быть не могло (немного утрирую, но где-то рядом)

Какие конкретно славянские арх. культуры/миграции с запада?

Цитата
Ваше право, обидно только что вы походя отметаете работы российских генетиков и лингвистов, не вписывающиеся в вашу концепцию


Я отметаю? На 11 маркерах в работе Малярчука делать такие выводы, вам не кажется это слишком смелым? Нельзя же верить всему, что опубликовано, любые выводы археологов/лингвистов/генетиков нужно проверять, смотреть критически , не попадая под их обаяние.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#9
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Где я это для себя доказал? Оставьте, пожалуйста, при себе ваши выдумки.

То есть я неправильно понял(ну или выдумал если угодно) и вы все же считаете, что славянство зародилось где-то западнее России(например в Польше или Западной Украине-Белоруссии) и только потом славянские племена мигрировали на ее территорию?

#10
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 20.6.2011, 23:06) (смотреть оригинал)
То есть я неправильно понял(ну или выдумал если угодно) и вы все же считаете, что славянство зародилось где-то западнее России(например в Польше или Западной Украине-Белоруссии) и только потом славянские племена мигрировали на ее территорию?

Знаете, мне по большому счету малоинтересно отыскивать "славянскую обезьяну", слишком сложными были этногенетические процессы на рубеже н.э. в Центральной и Восточной Европе. Попытки же отыскать славянские археологические культуры на рубеже эр и тем более до н.э. считаю,по большей части, спекулятивными. И если славяне сформировались не на рубеже н. э., а позже - они от этого хуже стали или их это как-то унижает?
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#11
aectann

aectann

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 844 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия, Одинцово
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Y-ДНК:E1b1b1a1b
  • мтДНК:H
Цитата
Александр, на чем основан вывод о западных истоках? Только на генетическом сходстве, не маловато ли?

Как мне кажется этого вполне достаточно. Ведь согласитесь, споры о том откуда пришли ильменские словене и северо-западные кривичи велись задолго до самой возможности производить какие либо-генетические тесты, но тем не менее версия о исходе словен и части кривичей из Польши существовала уже тогда. Возьмите меня, 80% известных мне предков по линии матери родом из Новгородчины вплоть до XV в, и где же я оказываюсь на этнплоте? Среди русских? Как бы не так, подавляющее большинство соседов поляки и белорусы. Как вы объясните наличие характерных польских имен в новгородской среде? Да ,у этих теорий есть недостатки и пробелы как у любых теорий. Но не кажется ли Вам ,что все завязывать исключительно на археологических данных не совсем верно? Тем более Вы прекрасно понимаете,что спор вокруг археологических культур все еще идет и окончательная точка еще не поставлена.
Помни кто ты и откуда ты

http://i055.radikal....1995e86e9c7.png (обновлено 05.09.2011)
http://s42.radikal.r...928faf4eb18.png

#12
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата(eugene-march @ 20.6.2011, 22:19) (смотреть оригинал)
Знаете, мне по большому счету малоинтересно отыскивать "славянскую обезьяну", слишком сложными были этногенетические процессы на рубеже н.э. в Центральной и Восточной Европе. Попытки же отыскать славянские археологические культуры на рубеже эр и тем более до н.э. считаю,по большей части, спекулятивными. И если славяне сформировались не на рубеже н. э., а позже - они от этого хуже стали или их это как-то унижает?

Ну сформироваться на пустом месте ни один этнос не в состоянии, а славянскому языку уж никак не 1500 лет. Но в общем то речь была не о времени, а о месте. Так я все -таки выдумал и вы место возникновения славянства помещаете за пределы России(например западнее или юго-западнее) или это вы погорячились со своим высказыванием о моих выдумках?

#13
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 20.6.2011, 23:47) (смотреть оригинал)
Так я все -таки выдумал и вы место возникновения славянства помещаете за пределы России(например западнее или юго-западнее)

Как у вас все просто. Что значит "место возникновения славянства"?

Если условно принимать пражскую, пеньковскую и колочинскую культуры, как "славянские", то см. рисунок:




Цитата
или это вы погорячились со своим высказыванием о моих выдумках?

Нет, не погорячился. Играете словами?
И на предыдущие вопросы отвечать будем?:

-Может Вы объясните как подклошевый вариант поморской культуры хронологически стыкуется с ранними комплексами ЗБК и ППЛ, в отличие от многочисленных памятников ясторфской периферии?

-Или объясните каким чудом из трех "подклошевых" хуторов высыпало 140 тыс. бастарнов Клондика, участвовавших в походах на Балканы?

-Какие конкретно славянские арх. культуры/миграции с запада?
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#14
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(aectann @ 20.6.2011, 23:29) (смотреть оригинал)
Как мне кажется этого вполне достаточно.

Но если этого достаточно:
Цитата
Анализ структуры митохон-
дриального генофонда популяций Великого
Новгорода, Пскова и Сувалок показал нали-
чие лишь одного генетического компонента –
гаплогруппы U5a,
которая распространена в
этих популяциях с более высокой частотой (в
среднем, 16%), чем в соседних славянских,
балтских и угро-финских популяциях, где ее
частота, в среднем, составляет 7%. Интерес-
ной особенностью генофондов популяций Ве-
ликого Новгорода, Пскова и Сувалок являет-
ся также присутствие (в среднем, с частотой
2.2%) гаплотипов митохондриальных групп
R1 и R2, которые крайне редки в соседних
популяциях.


Чтобы сделать такой вывод:
Цитата
Генетическое сходство
псковско-новгородского населения с польско-
литовским населением Северо-Восточной
Польши (Сувалки) свидетельствует о запад-
ных истоках генофонда северо-западных рус-
ских
.


то, дискуссия, как мне кажется, бесполезна. Сходство говорит о западной миграции? Странный вывод.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#15
aectann

aectann

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 844 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия, Одинцово
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Y-ДНК:E1b1b1a1b
  • мтДНК:H
Цитата
дискуссия, как мне кажется, бесполезна

По всей видимости так и получается. Хочется Вам стоять на своем, игнорируя исследования Седова, Алексеева, Зимина и данные современной генетики и строя свои теории исключительно на археологичсеких и частично краниологических данных, что ж, Ваше право.

Сообщение изменено: aectann, 20 Июнь 2011 - 21:03.

Помни кто ты и откуда ты

http://i055.radikal....1995e86e9c7.png (обновлено 05.09.2011)
http://s42.radikal.r...928faf4eb18.png

#16
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Как у вас все просто. Что значит "место возникновения славянства"?

Если условно принимать пражскую, пеньковскую и колочинскую культуры, как "славянские"


Почему условно? У вас есть сомнения в славянстве пражской или остальных?

Цитата
Нет, не погорячился. Играете словами?

Не погорячились? Ну так решитесь наконец -скажите что-нибудь конкретное. Ведь даже школьнику понятно что вполне сформировавшиеся вышеперечисленные культуры не возникли на пустом месте, так откуда они пошли? Ну не развивались же эти славянские культуры независимо друг от друга? Был ведь какой-то ареал из которого они и вышли, безусловно еще не славяне в полном смысле слова, пусть праславяне. Давайте о нем, ну и о более поздних временах, летописных вятичах, радимичах, словенах и т.д.
Я без обширных цитат могу высказать свою точку зрения - на земли России пришли с запада и юго-запада, как в праславянский период так и позднее некоторые славянские племена. Может и у вас получится одним предложением, хочется увидеть, что же я там навыдумывал.

Цитата
И на предыдущие вопросы отвечать будем?

Не буду. "140 000 бастарнов", ну давайте поговорим о пятимиллионной персидской армии у Геродота или трехстах тысяч монголов. Из той же серии..
Каким боком подклошевая культура к бастарнам? Как комментировать что она принадлежит ясторфскому кругу и это "признано всеми"? Поморская тогда тоже? Вопросы некорректны.

#17
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата(aectann @ 20.6.2011, 23:58) (смотреть оригинал)
По всей видимости так и получается. Хочется Вам стоять на своем, игнорируя исследования Седова, Алексеева, Зимина и данные современной генетики и строя свои теории исключительно на археологичсеких и частично краниологических данных, что ж, Ваше право.

И Зализняком «В целом древненовгородский диалект предстает как сильно обособленный славянский диалект, отличия которого от других восточнославянских диалектов в части случаев восходит к праславянской эпохе. Ряд изоглосс ... связывают его с западнославянскими (особенно с севернолехитскими) и/или с южнославянскими (особенно со словенским)»

Алексеевой - "Восточные славяне"



#18
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 21.6.2011, 1:43) (смотреть оригинал)
Ну так решитесь наконец -скажите что-нибудь конкретное.

Хорошо, скажу кратко и конкретно, по пунктам. Постарайтесь ответить , по возможности, детально, а не плести чушь про школьников и пр. (Каким боком подклошевая культура к бастарнам? Как комментировать что она принадлежит ясторфскому кругу и это "признано всеми"? Поморская тогда тоже? Вопросы некорректны)

1) Зарубеницкая культура не была славянской, это культура бастарнов.
Доказательства:

1.1) Образованию зарубинецкой и родственной поянешть-лукашевской культур предшествовало проникновение населения губинской группы из междуречья Одера-Нейсе, группы, представляющей собой сплав поморской культуры Польши и ясторфской Германии. Ясторфские и губинские элементы обнаруживаются на ранних стадиях обеих культур. Выходцы с запада появляются в Северном Причерноморье на рубеже III-II вв. до н.э., как раз в то время, когда письменные источники фиксируют здесь появление “бастарнов-пришельцев”.

1.2) Носители формирующейся зарубинецкой культуры явно побывали на Балканах, потому что только там можно найти прототипы характерных “зарубинецких” фибул. Носители зарубинецкой культуры, очевидно, были участниками бастарнских походов на Балканы в 179-168 гг до н.э., достаточно подробно описанных Титом Ливием.

1.3) Страбон, описывая ситуацию в Причерноморье на рубеже II-I вв до н.э., то есть времени расцвета зарубинецкой и поянештской культур, размещает между Истром-Дунаем и Борисфеном-Днепром “в глубине материка” две группировки бастарнов. Никаких других культурных общностей, которые могли лучше соответствовать бастарнам Страбона, кроме Поянешть-Лукашевской и зарубинецкой, пока не выявлено.

1.4) Обе культуры по своему облику и структуре очень близки культурам среднеевропейским. Они “мисочные”, у них разнообразная лощено-хроповатая керамика, обилие фибул, большие могильники с трупосожжениями. Обе общности, наряду с пшеворской, оксывской и ясторфской, включающей в себя и губинскую группу, составляют единый круг культур “латенизированных”, находившихся под сильным культурным воздействием кельтов. По структуре они резко отличаются от местных “горшечных” культур Восточной Европы — скифской, милоградской, юхновской, гетской.


2) Спор об этническом лице бастарнов, пожалуй, не имеет смысла. Бастарны были бастарнами.


3) Около середины I в. н.э., где-то в интервале 40-70 гг., прекращаются захоронения на всех крупнейших могильниках зарубеницкой культуры. Полесье полностью запустевает, а в Среднем Поднепровье сохранившееся население меняет места обитания, спустившись с открытых холмов в болотистые и заросшие кустарниками поймы, труднодоступные для конников. Южные пограничные крепости-городища носителей этой культуры в районе Канева погибают в пожарах, в слоях разрушений найдены характерные сарматские стрелы. На территориях, занятых прежде зарубинецкой культурой в Среднем Поднепровье, появляются сарматские могильники и курганы, достигающие почти что широты Киева.


4) Носители зарубеницкой культуры разбегаются:
4.1) Спасения от сарматских набегов носители зарубинецкой культуры — бастарны ищут не только в Поднепровских поймах, защищавших, вероятно, не слишком надежно, но и разбегаясь в более отдаленные районы. Часть населения Полесской группы ушла, возможно, на запад, на Волынь, где, в смеси с подходящими постепенно сюда же носителями пшеворской культуры, они образовали зубрецкую постзарубинецкую группу горизонта Рахны-Почеп.

В Верхнем Поднестровье в 40-70-е годы уже существовала особая пшеворско-дакийско-сарматская Звенигородская группа (иногда ее, как кажется, без особых оснований, относят к липицкой культуре): сильно вооруженная, имеющая, судя по находкам бронзовой импортной посуды, контакты с римлянами. Не исключено, что именно люди из Колоколина-Звенигорода-Чижикова представляли тех бастарнов, с которыми имел дело Плавтий Сильван, когда в 62 г. “подавил, начавшиеся было, волнения сарматов” (сарматов Фарзоя?) и вернул бастарнам заложников. Под прикрытие щитов своих родственников и бежали, возможно, бастарны-зарубинцы, сохранявшие затем в зубрецкой группе свой язык и самосознание вплоть до конца III века.

4.2) Не исключено также, что сарматы-кочевники, постоянно нуждающиеся и в продуктах земледелия, депортировали часть завоеванного зарубинецкого населения на земли, где эксплуатация его была облегчена. Так можно было бы объяснить появление пост-зарубинецкой группы Рахны на Южном Буге, памятников этого же облика под Воронежем, на Хопре и даже в Самарском Поволжье.

4.3) Основная же масса зарубинецкого населения бежала на восток — в верховья Псла, Сулы и Сейма с их обширными поймами, или на северо-восток — в Подесенье и Брянские леса и дальше на север. Всем им, вероятно, вскоре пришлось утратить и свой язык, и свое бастарнское самосознание.

Не без их воздействия просходит в это же время трансформация Днепро-Двинской культуры в среднетушемлинскую, появляется небольшая примесь чернолощеной керамики и сосуды с насечками по венчику, что характерно для “памятников киевского типа”. Местные днепро-двинские традиции, впрочем, тоже сохраняются.


5) Варианты, кто такие венеты Тацита:
5.1) Таким образом, разбегающиеся под сарматской угрозой носители культуры постзарубинецких групп ко времени Тацита находились в “бродячем” состоянии, и встает вопрос, не их ли он имел в виду, говоря о венетах, бродящих ради грабежа между бастарнами и феннами. Очень может быть, но точно мы знать не можем, возможны и другие варианты.

5.2) Может быть, информаторы Тацита имели в виду и все население этой зоны, тогда под понятие венетов попадут, кроме упомянутых групп, и жители Днепро-Двинских городищ, и носители культуры штрихованой керамики. К сожалению, точнее и определеннее сказать пока ничего нельзя.


6) Второй поток – с севера:
6.1) В это же время, где-то во второй половине I в. н.э. или в 70-80-х годах этого столетия на пустовавших прежде землях центральной части Польского Поморья, в Кашубско-Краенском поозерье, появляется новая группа памятников, типа Одры-Венсеры, с одной стороны, явно входящая с состав вельбаркской культуры, а с другой стороны, концентрирующая элементы, указывающие на непосредственные связи со Скандинавией. Выглядит очень соблазнительным видеть в этих пришельцах ту группу готов, легенду о переселении которой из-за моря записал Иордан. В результате выходцы из-за моря и из Ютландии усилились, что не замедлило сказаться и на окружающем Поморье населении. Замечено проникновение носителей группы Одры-Венсеры к югу вплоть до района Познани, что, возможно, вызвало отток части пшеворцев из пограничных с образующейся общностью областей к югу и юго-востоку вплоть до Верхнего Поднестровья, и, быть может, нападение лугиев на Ванния тоже как-то связано с этим процессом (Щукин 1986). В то же время закладываются новые вельбаркские могильники и к востоку от нижнего течения Вислы в Ольштынско-Илавском поозерье Мазурии, в пограничье с культурой западных балтов. А в среде последних тоже наблюдается сдвиг на восток. Появляются в Литве новые группы памятников — курганы жемайтийского типа, плоские могильники группы Сергеняй-Выршвяй и другие. Они оказываются либо в пограничье с культурой штрихованой керамики, либо непосредственно на ее территории.

6.2) Около середины I в. н.э. происходят какие-то события и в пределах культуры штрихованой керамики Белоруссии: горит ряд городищ, некоторые из них отстраиваются заново, с более мощной системой укреплений, но обитатели их пользуются несколько иными, чем ранее, формами сосудов, ребристыми, аналогии которым можно найти или в керамике западных балтов, или в западных областях расселения “штриховиков” (Щукин 1995). Замечено и проникновение последних к востоку, на Смоленщину, в зону расселения Днепро-Двинских и среднетушемлинских племен — городище Церковище (Седов 1964). Наблюдается усиление фортификации среднетушемлинских городищ (Фурасьев 1993: 13). Все это имеет место в пределах хронологического горизонта бытования глазчатых фибул “прусской серии” второй половины I — начала II вв. н.э.


7) Два потока каких-то бурных событий и подвижек населения, вызванные двумя внешними толчками — с Востока и из Скандинавии — замыкаются, таким образом, в Днепро-Двинском междуречье, в Верхнем Поднестровье и в Среднем Подунавье.

В результате возникшего круговорота событий и начались, возможно, процессы перераспределения изоглоссных областей в балто-славянском континууме диалектов, приведшие к выделению тех из них, которым через некоторое время предстояло стать славянскими. Существенную роль при этом могли сыграть потомки бастарнов, носителей неизвестного нам, несохранившегося языка, сходного, быть может, в равной степени и с кельтскими, и с германскими, принесшим в балто-славянскую среду тот кентумный элемент, который отличает балтские языки от славянских.

Волей случая балто-славянский континуум в целом получил от соседних народов имя венетов. Зачатки же собственного славянского самосознания могли зародиться, скорее всего, в рамках того социального единства, которое нашло свое археологическое выражение в виде киевской культуры.

Два названных потока движений, а они не были одноразовыми и осуществлялись народами и с более развитым этническим самосознанием, и с более сильной политической организацией, образовали как бы стенки некоего “венетского котла” лесной зоны, где и происходили предполагаемые, тоже достаточно бурные, процессы. Гуннское нашествие разбило южную стенку этого котла, а передел мира после Недао разрушил его полностью. Содержимое выплеснулось на освободившиеся пространства.

Окончательное же оформление славянского самосознания произошло еще позже, во время активных действий на Дунае, возвращения оттуда после неудач с волохами в 593-602 и 658 годах и под давлением орд болгар Аспаруха в 680 г. (Мачинский 1981; Приходнюк 1996), с реконкистой лесной зоны, где возвращающиеся славяне постепенно асимилировали своих прежних балтских и балто-славянских родичей и встретились в Ладоге с варягами.


8) Складывание Киевской культуры, отличной от Черняховской:
при участии и при перетасовке различных групп постзарубинецкого населения, представителей так называемого горизонта Рахны-Почеп — Почепской группы на Десне и Судости, Лютежской в Среднем Поднепровье, Рахны в среднем течении Южного Буга, Картамышево-Терновка в верховьях Сейма, Псла, Донца и Оскола.

Время - Сложнее определить время, когда происходило это движение с севера, слишком бедны датирующие материалы. В Гринях найден фрагмент краснолаковой чашечки конца I — II вв., а в Вовках — обломок фибулы Альмгрен 84, конца II — начала III в. (Горюнов 1981: рис.13,3). Других данных нет.

Доказательства:
8.1) При наличии определенной преемственности с собственно зарубинецкой культурой и даже нового проникновения некоторых западных элементов, вновь образовавшиеся группы представляют собой явления специфические, не сводящиеся только к зарубинецким традициям. Присутствуют здесь и некоторые северные элементы, проявляющиеся, например, в находках черепков штрихованой керамики.

8.2) Керамика группы Грини-Вовки зачастую покрыта расчесами или штриховкой, и А.М.Обломский подметил сходство памятников типа Грини-Вовки с еще одной недавно открытой и пока слабо исследованой группой — Кистени-Чечерск в междуречье Березины и Сожа. Ее иногда считают одним из вариантов зарубинецкой культуры, но скорее это какое-то специфическое явление пограничной полосы между культурой штрихованой керамики и Верхнеднепровским вариантом зарубинецкой. Во всяком случае, обитатели поселений типа Грини-Вовки, составившие затем и существенную часть носителей киевской культуры, были выходцами с севера, из южной части лесной зоны.

8.3) И еще один фактор мог оказать определенное побочное влияние на формирование киевской культуры, заставив представителей рассеянных групп теснее сплотиться и выработать поэтому больше общих форм. Это те же события и процессы начала III в., что привели к сложению в более юго-западных районах черняховской культуры, а именно, переселение готов из Польского Поморья-Готискандзы в страну Ойум, бывшую Скифию. Вельбаркские памятники появляются в Мазовии и Подлясье, а также и далее к юго-востоку, на Волыни (Wolagiewicz 1981). Они достигают Молдовы и среднего течения Южного Буга (Ionita 1979; Хавлюк 1988). Самые южные и самые восточные — еще дальше: захоронение около Мангалии в Добрудже (Iconomu 1968: fig.36, p.251) и погребение в Пересыпках на Сейме около Путивля (Кухаренко 1970). Так что на территорию, где шел процесс формирования киевской культуры, вельбаркцы тоже проникали.

8.4) Различны направления культурных связей черняховцев и носителей киевской культуры и ее предшественников. Первая явно тяготеет к Империи, к Подунайскому лимесу и к Скандинавии, что маркируется распространением амфор, стеклянных кубков, общими формами фибул, пряжек и прочим, а вторые, вместе с культурами лесной зоны и странами Балтии, образуют иной блок взаимных культурных связей, характеризующийся прежде всего распространеием вещей, зачастую ажурных, украшенных красной выемчатой эмалью.


9) По своему облику и по своей структуре раннеславянские культуры ближе всего к более ранним культурам лесной зоны Восточной Европы, к Днепро-Двинской и тушемлинской на Смоленщине, к культуре штрихованой керамики Белоруссии и восточной Литвы. Здесь тоже исключительно грубая лепная керамика и почти исключительно банковидные слабопрофилированные горшки. Также редки находки металлических изделий на поселениях. В быту жители лесной зоны, как и славяне, были явно непритяза-тельны, а это означает, добавим, и сходство специфики менталитета тех и других, отличного от всех окружающих народов.

Возражение: Названные культуры находятся в зоне распространения балтской топонимики, обстоятельно изученной для Верхнего Поднепровья В.И.Топоровым и О.Н.Трубачевым (1962). Эти культуры традиционно приписывались балтам.

Объяснение: облик исторических летто-литовцев, предки которых представлены, в частности, культурой восточно-литовских курганов, заметно отличался от своих восточных соседей в Белоруссии, на Псковщине и на Смоленщине обилием бронзовых украшений, оружием в погребениях и прочим. Они, будучи по языку восточными балтами, по культуре ближе западным балтам, обитателям Мазурии, Самбийского полуострова и западного побережья Литвы. Процесс постепенного их продвижения на восток и вытеснения носителей культуры штрихованой керамики прослеживается и литовскими археологами. Если все это так, то носители культуры штрихованой керамики, Днепро-Двинской и тушемлинской культур суть какие-то иные балты, отличающиеся по своим психологическим установкам и, соответственно, по структуре культуры, от своих более западных сородичей. Поэтому и возникает, вероятно, тенденция называть их не столько восточными, сколько Приднепровскими балтами, особой группой. А не могла ли эта группа быть не столько балтской, сколько балто-славянской? По отношению к топонимам Верхнего Поднепровья такую трактовку уже предлагал Г.Бирнбаум (Birnbaum 1973).

Подтверждение
9.1) Отношения балтских и славянских языков рассматриваются теперь лингвистами не как отношения двух братьев, происходящих от единого индоевропейского предка, и даже не как отношения старшего, балтского, брата к младшему славянскому, а скорее как отношения отца к сыну (Топоров 1978).


10) Киевская культура имеет черты «северных соседей»:

10.1) керамика: признак “расчесанности”, характерен для Днепро-Двинской и для киевской культур.

10.2) керамика: формы горшков киевской и колочинской керамики, выделенные Е.А.Горюновым в виды IV, V и VIII, а О.М.Приходнюком в тип V для посуды пеньковской (Горюнов 1981: рис.3; Приходнюк 1980: рис.9), вполне сопоставимы с днепро-двинскими и тушемлинскими.

10.3) пряслица с большим отверстием, отсутствующие в черняховской культуре и в древностях Центральной Европы.

10.4) железные булавки типа “пастушеского посоха”


11) На базе киевской культуры сложились две культуры: на базе памятников, входивших в зону киевско-черняховской чересполосицы, возникла пеньковская культура, отсюда и, оказавшееся в конечном итоге ложным, впечатление некоторых исследователей о ее черняховской подоснове, а колочинская культура развивалась севернее, в местах расселения носителей “чистой” киевской культуры. Впрочем, последние исследования заставляют специалистов больше склоняться к мысли, что и пеньковская культура складывается за счет продвижения к югу носителей верхнесейменского и деснянского вариантов киевской культуры и происходит это еще в рамках IV в. или конца этого столетия. Возможно, на базе киевской культуры – и пражская.

Подтверждения черняховско-киевской чересполосицы:
Собственно киевская культура охватывает Среднее Поднепровье по обоим берегам его вплоть до устья Березины, Среднее и Нижнее Подесенье, весь бассейн Сейма, на юге простирается вплоть до устья Роси и среднего течения Псла и Сулы (Терпиловский, Абашина 1992; Терпиловский 1994: 75), а на востоке достигает Курска, верховьев Северского Донца и даже Дона.

Значительная часть этой же территории в то же самое время (III-IV вв.) занята и памятниками черняховской культуры, охватывающей более широкий ареал приблизительно от Клужа в Румынии до Курска, а на Правобережье Днепра от линии Луцк-Киев вплоть до побережья Черного моря.

11.1) В зоне пересечения этих культур на Левобережье наблюдается, однако, весьма любопытное явление: они сосуществуют, имеют некоторые контакты, на киевских памятниках есть иногда примесь черняховской гончарной керамики, а на черняховских — лепной киевской, но слияния не происходит, поскольку каждая из культур занимает свою экологическую нишу. Черняховские тяготеют к черноземам, а большинство киевских располагается на песчаных дюнах в поймах рек.

11.2) Есть, впрочем, и исключения, отношения носителей двух культур не всегда складывались однозначно. Например, на поселении Глеваха под Киевом слой киевской культуры перекрыт черняховско-вельбаркским, первые, вероятно, были вытеснены вторыми. Наблюдается и общий процесс некоторого сдвига населения в северном направлении (Терпиловский 1989). Происходило все где-то в пределах III-IV века, для более точной датировки пока маловато данных. Не исключено, что это связано с описаными Иорданом действиями Германариха против венетов.

11.3) На поселении киевской культуры Александровка в Подесенье, наоборот, выявлен момент кооперации носителей двух культур. Жители поселка в массовом порядке нарезали из рогов лосей и оленей пластинки, которые служили заготовками-полуфабрикатами для изготовления знаменитых черняховских гребней. Нет, однако, ни одной пластинки, где бы были уже пропилены зубцы или просверлены отверстия для скрепляющих штифтов. Эти достаточно сложные по технологии операции, как и сборка гребней, осуществлялись, вероятно, уже черняховскими мастерами. Мастерские, где можно наблюдать весь процесс, в черняховской культуре известны (Терпиловский, Шекун 1996: 32).

Про Протопражскую культуру:
11.4) Возможно, Протопражские памятники Полесья, юга Житомирской и севера Винницкой области, некий Правобережный вариант киевской культуры просто-напросто еще не выявлен.
Подтверждения:

11.5) находки на черняховском поселении Лепесовка в верховьях Горыни, довольно далеко от западной границы киевской культуры. Оказалось, что около 10% от имеющейся здесь лепной керамики составляет киевская, с типичными “расчесами” (Щукин 1989а). B том числе два целых сосуда выявлены при таких стратиграфических обстоятельствах, что не остается сомнений — они были в употреблении в момент пожара длинного черняховского дома. Причем, если один из горшков напоминает своей биконичностью пеньковскую керамику, то второй, безусловно, является одним из наиболее выразительных прототипов пражского типа (Щукин 1988).

11.6) в зоне “белого пятна”, на реке Стыри под Пинском, обнаружено поселение с остатками трех полуземлянок, с керамикой “предпражского” облика, покрытой “киевскими расчесами”. Находка на этом поселении в урочище “Марфинец” фибулы позднеримского времени позволяет подозревать датировку не позже конца IV в. н.э. (Егорейченко 1991: 61-82; Щукин 1994)

11.7) выявление на берегах озер Кагул и Ялпух, примыкающих к низовьям Дуная, а затем и в Среднем Поднестровье, и в Буджаке вплоть до Котлабуха, поселений типа Этулия (Щербакова 1981; 1982; 1983; Паламарчук 1982; Фокеев 1982; Щербакова, Кашуба 1990), по структуре близких киевской куль-туре (рис. 8), а в формах керамики перекликающихся иногда и с зубрецкой группой Волыни, и с посудой “позднескифских городищ” Низового Днепра, заставляет предполагать, что еще не все аналогичные группы открыты.


12) Колочинская культура – венеты, пражско-корчакскую – склавины, пеньковская – анты.

12.1) Попытку же приписать Иордановским венетам суковско-дзядзицкую группу памятников северо-западной Польши и северо-восточной Германии вряд ли следует признать удачной. В силу того, что нет особых оснований датировать ее ранее рубежа VI-VII вв., то есть она позже времени написания “Гетики” Иорданом.

12.2) Что касается раннеславянских памятников территории Румынии, типа Ипотешть-Кындешть-Чурел, которые, казалось бы, могли быть эталонными, поскольку именно с этих территорий к северу от Дуная должны были бы совершать свои набеги на Империю склавины и анты, то их, при наличии структурного сходства и отдельных форм горшков, трудно причислить к той или иной из раннеславянских культур, что не снимает, однако, возможности славянской атрибуции этих памятников Румынии. Дело в том, что на этих территориях достаточно устойчивыми оказались традиции позднеримского-ранневизантийского времени, в частности, продолжалось, хотя и в сильно сокращенных масштабах, производство кружальной кухонной посуды. Формы ее зачастую воспроизводились и в сосудах, сделанных от руки. Этническая специфика форм горшков здесь оказалась в результате утраченной.

Цитата
Был ведь какой-то ареал из которого они и вышли, безусловно еще не славяне в полном смысле слова, пусть праславяне. Давайте о нем, ну и о более поздних временах, летописных вятичах, радимичах, словенах и т.д.
Я без обширных цитат могу высказать свою точку зрения - на земли России пришли с запада и юго-запада, как в праславянский период так и позднее некоторые славянские племена.

Третий раз спрашиваю- так откуда они пришли? Какие арх. культуры?


Цитата
Тем более Вы прекрасно понимаете,что спор вокруг археологических культур все еще идет и окончательная точка еще не поставлена.

Подобные споры только на форумах. Среди специалистов они закончены и давно (см. первое сообщение).

Цитата
Хочется Вам стоять на своем, игнорируя исследования Седова, Алексеева, Зимина и данные современной генетики и строя свои теории исключительно на археологичсеких и частично краниологических данных, что ж, Ваше право.


Какие свои теории? Поясните, пожалуйста.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#19
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Хорошо, скажу кратко и конкретно,

Мама дорогая, если ЭТО кратко и конкретно, я боюсь у вас интересоваться подробностями.
Вы стесняетесь своей точки зрения? Зачем такие обширные цитаты? Все это есть в других ваших темах на форуме. Вы обвинили меня в том что я что-то выдумал, так докажите это или опровергните. Всего-то. Одним предложением.
Цитата
Подобные споры только на форумах. Среди специалистов они закончены и давно (см. первое сообщение).

Неправда. Только часть специалистов разделяет ваши взгляды(или вы их).

И алаверды. Спор считаю бессмысленным, для меня существенен один вопрос - смотрите начало поста.

#20
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 992 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата(Маджус @ 21.6.2011, 9:27) (смотреть оригинал)
Мама дорогая, если ЭТО кратко и конкретно, я боюсь у вас интересоваться подробностями.
Вы стесняетесь своей точки зрения? Зачем такие обширные цитаты? Все это есть в других ваших темах на форуме. Вы обвинили меня в том что я что-то выдумал, так докажите это или опровергните. Всего-то. Одним предложением.

Неправда. Только часть специалистов разделяет ваши взгляды(или вы их).

И алаверды. Спор считаю бессмысленным, для меня существенен один вопрос - смотрите начало поста.


Прошу прощения. Произошел какой-то сбой в сети и мое спасибо, адресованное eugen-march, оказалось в совершенно ином месте - у его оппонента. Прошу считать недоразумением. Спасибо недействительно.Вызывает уважение, eugen-march, что Вы хорошо знаете предмет дискуссии.

Сообщение изменено: профессор Перзеев, 21 Июнь 2011 - 05:51.

Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#21
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата
НИ О КАКИХ СЛАВЯНСКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ на рубеже эр и тем более до н.э. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ - для этого попросту нет оснований, т.е. упоминаний в письменных источниках. Любые рассуждения о славянских археологических памятниках задолго до их упоминаний в письменных источниках являются псевдоисторическими спекуляциями - и только.

Таким образом упоминания о кельтских культурах до похода Брина на Рим, а о германских-до кимвров и тевтонов-тоже псевдоисторические спекуляции?
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#22
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Далее цитирую Еременко:

Но, во-первых, "подклешевая"- это культура ясторфского круга, этот факт общепризнан, как и общепризнан факт «бастарнской» зарубинецкой культуры.
1) Зарубеницкая культура не была славянской, это культура бастарнов.

Ну да, только бастарнов и никого кроме них...
Российская академия наук, Институт археологии "Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э Москва 2007" Отвентственные редакторы Гавритухин, Лопатин, Обломский

"Верхнеднепровские и деснинские группы киевской культуры, в конечном итоге восходящие к традициям зарубинецкой археологической общности, стали носителями славянизации огромной территории от северной части лесостепного Поднепровья до Северо-Запада России и Верхней Волги."

Из диссертации Обломского:

"Проблема происхождения и дальнейших судеб Верхнеднепровского варианта зарубинецкой-культуры подробно рассматриваются в ІІІ части приложения I. Основные выводы, полученные в этом разделе диссертации, сводятся к следующему.
Происхождение памятников типа Горшков-Чаплин связано с передвижением на территорию Верхнего Поднепровья части населения поморско-подклошевой культуры Мазовии и Подкляшья (бассейнов средней Вислы и Западного Буга). В древностях I фазы подклошево-поморский компонент преобладает. Вторым основным компонентом являются традиции милоградской культуры. На территории Верхне-днепровского варианта зарубинецкой культуры памятники типа Горшков-Чаплин сменяют милоградские. Перерыва в заселении территории между исчезновением милоградской культуры и появлением зарубинецкой, видимо, не было: милоградские традиции являются одним из компонентов, на котором формируются памятники типа Горшков-Чапаин, чего не могло бы быть, если бы между ними лежала хронологическая лакуна. Милоградские и подклошевые традиции уже на I фазе находятся в синтезе: практически невозможно выделить комплексы с преобладающими чертами подклошево-поморской или милоградской культур, и керамический комплекс I фазы, и набор украшений, и погребальный обряд являются едиными. Учитывая это, а также характер развития памятников типа Горшков-Чаплин можно заключить, что они становятся моноэтничными уже на I фазе и остаются таковыми вплоть до их исчезновения. Дальнейшие судьбы населения этой группы пока не ясны. Возможно, оно приняло участие в формировании почепской культуры.
Памятники типа Чечерск-Кистени, насколько можно судить при современном состоянии источников, формируются на основе памятников типе Горшков-Чаплин, под влиянием традиций культуры штриховой керамики. Во ІІ в. н.э. племена - носители традиций памятников типа Чечерск-Кистени расселяются в южном направлении, вследствие чего на Украине появляются поселения типа Гриней. Традиции жителей этих поселений явились одним из компонентов, участвовавшим в сложении киевской культуры Ш-У вв."

И т.д. То есть Обломский, Терпиловский Приходнюк, Козак, Горюнов, Пачкова считающие что зарубинецкая культура включала в себя в том числе и праславянские элементы - это так, массовка.
Сказано ведь - бастарны(и никто кроме них) общепризнанное мнение и точка.

#23
киевлянин

киевлянин

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 366 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Киев
  • Национальность:украинец, русский, чех, поляк
  • Фенотип: горид
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Сказано ведь - бастарны(и никто кроме них) общепризнанное мнение и точка.
да, черезчур категорично...
http://anthrohistory.ipb.su

Український форум iсторiї та антропологiї

#24
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(Маджус @ 21.6.2011, 12:32) (смотреть оригинал)
"Проблема происхождения и дальнейших судеб Верхнеднепровского варианта зарубинецкой-культуры подробно рассматриваются в ІІІ части приложения I. Основные выводы, полученные в этом разделе диссертации, сводятся к следующему.
Происхождение памятников типа Горшков-Чаплин связано с передвижением на территорию Верхнего Поднепровья части населения поморско-подклошевой культуры Мазовии и Подкляшья (бассейнов средней Вислы и Западного Буга). В древностях I фазы подклошево-поморский компонент преобладает.


Повторяю еще раз доступным языком: подклошевый вариант поморской культуры практически НЕ СТЫКУЕТСЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИ с ранними комплексами ЗБК и ППЛ, в отличие от многочисленных памятников ясторфской периферии. Бастарнская принадлежность ЗБК и ППЛ ОЧЕВИДНА, т.к. бастарны и соотв. арх. памятники СИНХРОННЫ. А славяне появятся ЧЕРЕЗ ПОЛТЫСЯЧИ ЛЕТ после описываемых событий и соответственно с ЗБК и ППЛ не могут быть связаны никаким боком - их просто еще не было. Неужели не ясно?

Цитата
То есть Обломский, Терпиловский Приходнюк, Козак, Горюнов, Пачкова считающие что зарубинецкая культура включала в себя в том числе и праславянские элементы - это так, массовка. Сказано ведь - бастарны(и никто кроме них) общепризнанное мнение и точка.


Да они ВЫНУЖДЕНЫ понимать под латенизацией не то, что есть на самом деле, а хоть чуть-чуть другое, чтобы сохранить лицо. Нельзя же 30-40-50 лет доказывать, что ЗБК и ППЛ - это местное население, а потом в одночасье начать писать прямо противоположное.

Александр Симоненко - профессиональный археолог, один из ведущих сарматоведов:
Кроме того, я же рассказал о "славянской презумпции" изучения зарубинецкой культуры в Киеве. Поверьте, я тут живу и работаю и немного разбираюсь в ситуации. Тогда была установка партии - найти славян везде, а германцев не было в природе! И эту установку выполняли - кому ж охота была без работы остаться! А потом задний ход давать уже было поздно. Почитайте Клейна или Формозова.
Нужно учитывать, что киевские археологи моего и предыдущих поколений (в т.ч. глубоко мною уважаемые Е.В. Максимов и С.П. Пачкова) всю жизнь доказывали славянство зарубинецкой культуры, и на склоне лет им просто трудно признать, что всю жизнь они ошибались (во всяком случае, так говорил мне покойный Е.В. Максимов). Совсем недавно на защите докторской Л.В. Вакуленко после заключительного вывода о принадлежности культуры карпатских курганов тайфалам прозвучал бестактный вопрос молодой коллеги: "А как же Вы всю жизнь доказывали, что носители ККК - славяне?" Очень неловко получилось...


По зарубинецкой "классике" перечисленные вами авторы базируются на тех же источниках, что и Максимов, и Пачкова.

Владимир Еременко:
ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНЫЕ новые археологические комплексы уже раскопаны, но еще не опубликованы . И ничего хорошего в этих коплексах для «автохтонистов» нет – сплошные бастарны с дунайскими импортами и ясторфскими горшками. Да еще и давно ожидаемые пшеворские военизированные черты «полезли» валом.


Дальнейшую дискуссию считаю бесполезной, т.к. вы не владеете в должной мере опубликованными археологическими источниками (и письменными тоже), не знаете хронологических методов этих исследований, равно как не имеете ни малейшего представления о тех комплексах, которые принципиально важны для понимания этногенетических процессов конца I тыс. до н.э.

Вам остается лишь выбирать одну из уже озвученных "древних" т.зр. или гипотез, что вы и делаете – имеете право. А я имею право не спорить с эпигонами.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#25
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Цитата(профессор Перзеев @ 21.6.2011, 9:46) (смотреть оригинал)
Прошу прощения. Произошел какой-то сбой в сети и мое спасибо, адресованное eugen-march, оказалось в совершенно ином месте - у его оппонента. Прошу считать недоразумением. Спасибо недействительно.Вызывает уважение, eugen-march, что Вы хорошо знаете предмет дискуссии.

Спасибо. Просто поражает бычье упорство некоторых. Если так дальше поидет, долго мы будем "впереди планеты всей" в области гуманитарных дисциплин.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#26
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 992 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата(eugene-march @ 21.6.2011, 14:18) (смотреть оригинал)
Спасибо. Просто поражает бычье упорство некоторых. Если так дальше поидет, долго мы будем "впереди планеты всей" в области гуманитарных дисциплин.

Извиняюсь за оффтоп. Чтобы заниматься высшей математикой, неплохо бы вначале освоить таблицу умножения.
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#27
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата
Повторяю еще раз доступным языком: подклошевый вариант поморской культуры практически НЕ СТЫКУЕТСЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКИ с ранними комплексами ЗБК и ППЛ, в отличие от многочисленных памятников ясторфской периферии. Бастарнская принадлежность ЗБК и ППЛ ОЧЕВИДНА, т.к. бастарны и соотв. арх. памятники СИНХРОННЫ.

да не нужно так напрягаться. И оставьте свой менторский тон - я не видел вашей фамилии среди тех людей с чьим мнением следовало бы безусловно считаться в затрагиваемых вами вопросах, вы как и прочие всего лишь любитель, "с бычьим упрямством" и пеной у рта доказывающий правоту единственно верной (по-вашему) теории.
Цитата
А славяне появятся ЧЕРЕЗ ПОЛТЫСЯЧИ ЛЕТ после описываемых событий и соответственно с ЗБК и ППЛ не могут быть связаны никаким боком - их просто еще не было. Неужели не ясно?

Нет не ясно. Великороссы появились только в 14-15 веке, то есть по вашей логике они никоим образом не могут быть связаны ни с вятичами, ни с кривичами, ни с другими, так как это произошло " ЧЕРЕЗ ПОЛТЫСЯЧИ ЛЕТ" ( буковки именно так выделить нужно?) "их просто еще не было. Неужели не ясно?"
Цитата
Просто поражает бычье упорство некоторых. Если так дальше поидет, долго мы будем "впереди планеты всей" в области гуманитарных дисциплин.

Вы будете в том месте о котором вспомнили, если будете с рвением Лысенко отстаивать "единственно правильную" точку зрения и реагировать как быке на тряпку на несогласие с генеральной линией партии, начисто игнорировать под теми или иными предлогами работы неугодных, не вписывающихся в вашу концепцию специалистов .
И дело не в том, что наши взгляды по генезису тех или иных культур расходятся, дело в том, что я признаю за оппонентом право на его мнение, для вас же несогласие с вашими доводами приравнивается чуть ли не к личному оскорблению и на несогласного сыплются громы и молнии. Выпейте успокоительного и смиритесь что кто-то может думать не так как вы.

#28
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(Маджус @ 21.6.2011, 16:56) (смотреть оригинал)
Вы будете в том месте о котором вспомнили, если будете с рвением Лысенко отстаивать "единственно правильную" точку зрения и реагировать как быке на тряпку на несогласие с генеральной линией партии, начисто игнорировать под теми или иными предлогами работы неугодных, не вписывающихся в вашу концепцию специалистов .
И дело не в том, что наши взгляды по генезису тех или иных культур расходятся, дело в том, что я признаю за оппонентом право на его мнение, для вас же несогласие с вашими доводами приравнивается чуть ли не к личному оскорблению и на несогласного сыплются громы и молнии. Выпейте успокоительного и смиритесь что кто-то может думать не так как вы.

О-о, спокойнее, то же самое можно сказать другим тоном и другими словами.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#29
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата
В результате возникшего круговорота событий и начались, возможно, процессы перераспределения изоглоссных областей в балто-славянском континууме диалектов, приведшие к выделению тех из них, которым через некоторое время предстояло стать славянскими. Существенную роль при этом могли сыграть потомки бастарнов, носителей неизвестного нам, несохранившегося языка, сходного, быть может, в равной степени и с кельтскими, и с германскими, принесшим в балто-славянскую среду тот кентумный элемент, который отличает балтские языки от славянских.

Волей случая балто-славянский континуум в целом получил от соседних народов имя венетов. Зачатки же собственного славянского самосознания могли зародиться, скорее всего, в рамках того социального единства, которое нашло свое археологическое выражение в виде киевской культуры.

Два названных потока движений, а они не были одноразовыми и осуществлялись народами и с более развитым этническим самосознанием, и с более сильной политической организацией, образовали как бы стенки некоего “венетского котла” лесной зоны, где и происходили предполагаемые, тоже достаточно бурные, процессы. Гуннское нашествие разбило южную стенку этого котла, а передел мира после Недао разрушил его полностью. Содержимое выплеснулось на освободившиеся пространства.

Окончательное же оформление славянского самосознания произошло еще позже, во время активных действий на Дунае, возвращения оттуда после неудач с волохами в 593-602 и 658 годах и под давлением орд болгар Аспаруха в 680 г. (Мачинский 1981; Приходнюк 1996), с реконкистой лесной зоны, где возвращающиеся славяне постепенно асимилировали своих прежних балтских и балто-славянских родичей и встретились в Ладоге с варягами.

В данном случае интересно не формирование славянского самосознание(превалирующим в любом случае составалось племенное и родовое), а именно -с какими культурами можно сопоставить первых носителей обособляющегося праславянского языка.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#30
Маджус

Маджус

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 698 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ???
  • Y-ДНК:I2a2a1c1a
  • мтДНК:T2a1a
  • Вероисповедание:православный
Цитата(Приднестровец @ 21.6.2011, 14:05) (смотреть оригинал)
О-о, спокойнее, то же самое можно сказать другим тоном и другими словами.

Согласен, конечно можно.Но это всего лишь использование лексики оппонента
Цитата
Просто поражает бычье упорство некоторых.Если так дальше поидет, долго мы будем "впереди планеты всей" в области гуманитарных дисциплин.

И реакция на злоупотребление заглавными буквами, в интеренет общении заменяющими переход на крик.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей