судя по отсутствию языковых германо - финно-угорских контактов на Волге, лингвистическая атрибуция уже в исходном ареале постзарубинцев была балто-славянская.
Этнолингвистическая ситуация в Среднем Поволжье на рубеже Средневековья была несколько сложнее, чем было принято представлять до недавнего времени. В III веке в ареал будущей именьковской культуры переселяются три разнокультурных группы населения.
Окская культурная провинция (различные позднедьяковские группы, мощинская культура, культура рязано-окских могильников) выбрасывает в Среднее Поволжье свой дериват в виде раннеименьковских древностей. По мнению А. В. Расторопова этот тип древностей сложился на территории археологического «белого пятна», расположенного в Нижнем Поочье и прилегающем районе Поволжья, включая низовья Суры [1]. Наличие раннеименьковского населения в Посурье в рамках IV века определила ещё Г. И. Матвеева (материалы городища Ош-Пандо). Появление ранних именьковских памятников на Самарской Луке Д. А. Сташенков относит к этому же времени, не исключая, впрочем, и III век («…по радиоуглеродной дате Новинковского I селища и наблюдениям по отдельным формам сосудов Выползовского селища, а также особенностям бус…» [2]).
В последнее время сначала в бассейне р. Б.Черемшан на севере Самарской области, а затем и на территории Ульяновской области и Татарстана было открыто более 20 памятников типа Сиделькино-Тимяшево, относящихся к киевской культурно-исторической общности и датируемых III-V веками [3]. В это же число были включены и памятники т. н. «славкинского типа», выделенного ранее Г. И. Матвеевой. По мнению Д. А. Сташенкова и Л. А. Вязова древности типа Сиделькино-Тимяшево не оказали существенного влияния на сложение классической именьковской культуры, хотя и повлияли на своеобразие её южного варианта, располагавшегося в районе Самарской Луки [4].
III – началом V века датируются памятники типа Лбище на Самарской Луке. В древностях этого типа сочетаются позднезарубинецкие и пшеворские черты. Исходным регионом миграции лбищенского населения С. Е. Рассадин считает восток днепровского Левобережья и бассейн Северского Донца [5]. В середине/третьей четверти I – конце II вв. (по А. М. Обломскому) там существовали позднезарубинецкие памятники типа Картамышево-2 – Терновка-2, в формировании которых приняли участие небольшие группы южнопшеворского населения [6]. Недавно В. М. Горюнова и М. В. Любичев выразили сомнение в столь широкой датировке картамышевских древностей и ограничили период их бытования серединой II – началом III в. По их мнению, датировки позднезарубинецких памятников в регионе и раннекиевских (тип Шишино-5 – Шмырево) перекрывают друг друга и последние не образуют четко выделенного хронологического этапа [7].
Древности картамышевского происхождения были также обнаружены в Прихоперье (тип Инясево) и в Саратовском Поволжье (тип городищ Чардымское-2 – Алексеевское) [8]. Таким образом был очерчен маршрут, по которому лбищенское население попало на Самарскую Луку. Мы видим, что позднезарубинецкие и киевские памятники могли существовать синхронно как в водоразделе Днепра и Дона (типы Картамышево-2 – Терновка-2 и Шишино-5 – Шмырево), так и на Волге (типы Лбище и Сиделькино-Тимяшево), поэтому говорить об утрате данными позднезарубинецкими группами своего германского самосознания нет достаточных оснований.
Отсутствие германо - финно-угорских языковых контактов на Волге объясняется тем, что поселения типа Лбище не достигали ареалов финно-угорских культур. При этом языковые контакты между балто-славянским и финно-угорским населением в Среднем Поволжье, которые В. В. Напольских относит ко времени ок. 500 г. [9], не обязательно должны возводиться к роли раннеславянского сиделькинского населения – оно ненадолго переживает лбищенцев. Наиболее вероятными носителем балто-славянских диалектов в Среднем Поволжье было, по-моему мнению, население позднедьяковского ареала – один из основных компонентов именьковской культуры, в её классическом северном варианте.
[1]
Расторопов А. В. К вопросу об ареале именьковской культуры // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2010. - №1 (13). – С. 20.
[2]
Сташенков Д. А. О хронологическом соотношении памятников лбищенского типа и ранних памятников именьковской культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. - 2010. - №6. – С. 274.
[3]
Сташенков Д. А. О ранней дате именьковской культуры // 40 лет Средневолжской археологической экспедиции: Краеведческие записки. Выпуск XV. – Самара: ООО «Офорт», 2010. – С. 111.
[4]
Вязов Л. А. Социально-экономическое развитие населения Среднего Поволжья в середине I тысячелетия н. э. (по материалам именьковской культуры): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Казань, 2011. – С. 19-20.
[5]
Рассадин С. Е. Первые славяне: Славяногенез. - Изд. 2-е. - Мн.: Белорусская православная церковь, 2009. - С. 204-207.
[6]
Обломский А. М. Памятники типа Картамышево-2 и Терновки-2 // Раннеславянский мир: Археология славян и их соседей. Вып. 12. – М. : ИА РАН, 2010. - С. 62-63.
[7]
Любичев М. В. О хронологии позднезарубинецких – раннекиевских памятников в области днепродонецкого водораздела // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. Сер.: Історія. – 2011. - №965. – С. 26.
[8]
Хреков А. А. Этнокультурная ситуация в правобережных районах Саратовского Поволжья в первой половине I тыс. н. э. // Археология Восточно-Европейской степи. Вып. 4. - Саратов: Научная книга, 2006. – С. 151-154.
[9]
Напольских В. В. Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в середине I тыс. н. э. // Славяноведение. - 2006. - № 2. - С. 3–19.