Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Стилизация народного костюма


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
25 ответов в этой теме

#1
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Предлагаю в этой теме размещать информацию и свои мысли об удачных или наоборот, не очень удачных интерпретациях народных костюмов.
Для начала несколько фотографий костюмов по мотивам эрзянской и мокшанской народной вышивки.


На съемках в Саранске.

Национальный костюм - красноречивое повествование о народе, его истории, психологии, идеале, душе. Многосложный красочный мордовский народный костюм - это вклад народов эрзи и мокши в мировую художественную культуру.

Воидя в анналы истории мордвы как уникальное явление, национальный костюм и самобытные приемы его декора находят выход в культуру XXI столетия. Необычайная красочность, эмоциональная насыщенность национального костюма обладают той притягательной мощью, которая привлекает художников декоративно-прикладного искусства и модельеров, являясь неиссякаемым источником творческого вдохновения.

Смелостью художественного замысла, новаторским решением отмечены работы выпускников Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова. Для молодых мастеров национальная традиция становится ключом к созданию современной модели. Принципы народного моделирования проявляются в особенностях кроя, конструкциях элементов, расположении декора новой современной вещи. Эмоционально-образная сторона доминирует в творческом процессе, большое внимание уделяется ручной отделке, разнообразным традиционным приемам украшения костюма, орнаментации деталей. В этом взаимодействии народных традиций и современности воплощена благородная задача - показать богатство и разнообразие национального костюма, сохранить различные техники и технологии мордовского народного искусства (вышивки, низания и шитья бисером, плетения и аппликации). Поиск художественных принципов, оригинальных форм заставляет молодых мастеров изучать локальные особенности народного костюма, выявлять и творчески переосмысливать историко-художественное наследие.

Моделирование одежды - одно из потенциальных направлений возрождения традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства и перспективный путь формирования и утверждения самобытного национального направления в современной культуре.


Молодежное платье с воротником по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Сценический костюм по мотивам эрзянской вышивки Самарской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежное платье с нагрудным и поясным украшением по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежный комплект по мотивам мокшанской вышивки.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Женский ансамбль с сумкой по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Брючный ансамбль с поясом но мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Брючный ансамбль с пулаем по мотивам эрзянской вышивки Пензенской губ.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Молодежное платье с капюшоном по мотивам вышивки финно-угорских народов.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.


Брючный ансамбль с шарфом и палантином по мотивам мокшанской вышивки Зубово-Полянского района Республики Мордовия.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.

Из книги Народный костюм Пензенской губернии конца XIX - начала XX века
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#2
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
На мой взгляд, очень удачные и красивые стилизации.
А девушки до чего красивы!

#3
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Пример современного наряда с элементами стилизации под чувашский костюм.
Из книги "Чувашский костюм".


#4
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Цитата
Пример современного наряда с элементами стилизации под чувашский костюм.
Из книги "Чувашский костюм".


Модель чувашка?

#5
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Цитата(xena @ 5.12.2011, 3:02) (смотреть оригинал)
Модель чувашка?

Скорее всего, да.
На самом деле, достаточно распространённый типаж.

#6
Лысый

Лысый

    опытный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 838 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:украинский русский
  • Фенотип: Балтид-уралид
Маджус недавно выкладывал трусы-вышыванку
Лучше не будет - будет иначе.

Если жизнь не удалася - подавайся в свидорасы.

#7
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Лысый @ 5.12.2011, 20:50) (смотреть оригинал)
Маджус недавно выкладывал трусы-вышыванку

Выкладывал... и какое Ваше мнение по этому вопросу? smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#8
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата
Многосложный красочный мордовский народный костюм


Костюмы дрянь, видимо это и есть изобретенный мордовский народный(?) костюм. ag.gif

#9
makc

makc

    Ушел на пенсию

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 085 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:~ : {
  • Фенотип: горид
  • Y-ДНК:R1a1a
  • Вероисповедание:Православие
Hot ethnic clothes? dolf_ru_244.gif Выглядят как персонажи компьютерных игр :о)

#10
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Пастор_Шлаг @ 5.12.2011, 23:30) (смотреть оригинал)
Костюмы дрянь, видимо это и есть изобретенный мордовский народный(?) костюм. ag.gif

Буду рада, если приведёте пример удачной на Ваш взгляд стилизации smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#11
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Цитата(Ингигерда @ 6.12.2011, 8:34) (смотреть оригинал)
Буду рада, если приведёте пример удачной на Ваш взгляд стилизации smile.gif

Имхо, я бы не сказала, что костюмы — дрянь.
Дело в том, что народные костюмы окраины Восточной Европы очень трудны для стилизации. Это же не Скандинавия или Центральная Европа с их традициями городской жизни. Поволжье — особый мир. Мир сельской общины, леса, рек, болот. Эпоха народных костюмов там не имела городского периода. Когда марийцы, чуваши, удмурты, эрзяне, мокшане стали массово жить в городах, то народный костюм уже переставали носить. Правда, вот мама рассказывала, что когда она работала в Инсаре (Мордовия), то там прямо по городу ходили в народных костюмах, народные костюмы продавались в магазинах. Не знаю, одобрил ли бы их Пастор, но маме они безумно нравились. Она застала и ношение народных костюмов в Чебоксарах. Но это было непродолжительное время, вскоре все уже перешли на "гражданскую" одежду. А у скандинавов, как мне представляется, успел сложиться городской народный костюм, приспособленный к городской жизни и городскому миропониманию. А что такое костюм вологодских, тверских, инсарских, нижегородских, марийских, чувашских крестьян? Как его стилизовать так, чтобы он стал годен для современного эстета и при этом остался самим собой? Ведь все эти костюмы очень богаты деталями и вышивкой, каждый элемент, каждый узор имеют свой глубокий смысл. Возьмём чувашский аутентичный костюм: богатейшая и сложнейшая вышивка! И возьмём те современные адаптации, в которых наши дамы появляются на праздниках: вышивка заменена убогими аппликациями, что сразу же абсолютно меняет восприятие костюма, делая его похожим скорее на костюмы степняков, нежели на традиционный наряд чуваша-земледельца, где каждый буквально элемент вышивки был связан с древними земледельческими культами, имел глубокий сакральный смысл. На Акатуй чуваши-земледельцы обязательно выходили только в специальных светлых одеждах, иначе — мать-Земля перестанет рожать. Правда и сейчас для Акатуев наши мужчины имеют светлые костюмы. Прийти на Акатуй в тёмном — моветон.
Короче, девицы из Саранска — молодцы и красавицы. А если кто не понимает, что они красавицы, тот вообще не понимает. dolf_ru_937.gif

#12
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата(Ингигерда @ 6.12.2011, 7:34) (смотреть оригинал)
Буду рада, если приведёте пример удачной на Ваш взгляд стилизации smile.gif


Для меня народный костюм это что-то сакральное наверно, каждая деталь формировалась сотнями лет, а тут какие-то бесформенные непонятные ...

#13
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата(hirundo @ 6.12.2011, 18:23) (смотреть оригинал)
Имхо, я бы не сказала, что костюмы — дрянь.


Ей Богу, дрянь.

Цитата(hirundo @ 6.12.2011, 18:23) (смотреть оригинал)
Когда марийцы, чуваши, удмурты, эрзяне, мокшане стали массово жить в городах, то народный костюм уже переставали носить. Правда, вот мама рассказывала, что когда она работала в Инсаре (Мордовия), то там прямо по городу ходили в народных костюмах, народные костюмы продавались в магазинах. Не знаю, одобрил ли бы их Пастор, но маме они безумно нравились.


Был в Инсаре, сейчас уже не носят. У мокшан много различных региональных вариантов костюма, какие-то нравятся, какие-то не очень. Вообще мне эстетически мокшанские костюмы нравятся меньше, чем эрзянские. Не люблю когда женщины ходят в штанах к примеру.

Цитата(hirundo @ 6.12.2011, 18:23) (смотреть оригинал)
Короче, девицы из Саранска — молодцы и красавицы. А если кто не понимает, что они красавицы, тот вообще не понимает.


Ага, вообще не понял это костюмы или пугала.

#14
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата
по мотивам мокшанской вышивки.


Улет. От режиссера костюмов "мама не бойся это я", "вы что я местная" и "ну что папка кнут убрал?"

#15
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Цитата(Пастор_Шлаг @ 6.12.2011, 19:34) (смотреть оригинал)
Для меня народный костюм это что-то сакральное наверно, каждая деталь формировалась сотнями лет, а тут какие-то бесформенные непонятные ...

Так в том-то и дело, что стилизовать все эти сакральные древнейшие детали практически невозможно, на выходе и будут дрянь и бред. Но стилизовать-то хочется.
Цитата
Ей Богу, дрянь.

Да вижу, согласна. Но как им быть-то? Там, если честно, в аутентичных костюмах нельзя трогать вообще ничего! Но девчонки-то старались, шили-вышивали.
Сейчас фактически утеряны все эти древние смыслы, знаковые системы предков для нас непонятны. Пытаются, конечно, всё это как-то толковать. Но, увы, новоделы такие новоделы.
Костюмы стали портить ещё в советскую эпоху во всех этих ансамблях песни-пляски. Взять хоть татарский костюм. Лет двадцать назад ансамбли плясали в костюмах напоминающих подозрительно казахские. Сейчас у татарских артистов, кажется, в моде Кавказ. Костюмы стали похожи у танцоров на кавказские.
А в конце 18 века татарский костюм выглядел так:

Сейчас бы сказали, что так ходят чувашки.
А вот как татарский костюм выглядел уже в 19 веке:

Вот такая вот стилизация сто лет спустя. А уж как поменялся татарский костюм за советское и постсоветское время... smile.gif
Получается, что стилизовать русские и поволжские народные костюмы практически невозможно. На выходе так и будет дрянь. smile.gif
Хотя, может, что-то и получится у кого-то интересное. Традиция прервана, а современная традиция не выработана. smile.gif

#16
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
С одной стороны обидно, что костюм умирает. Но еще два поколения назад мои предки ходили в таких костюмах. Маслова Г.С. кстати застала умирание народного костюма моих деревень, а Лебедева Н.И. была уверена, что нужно срочно организовывать экспедиции в деревни моих предков, чтобы спасти народный костюм, хотя бы в коллекциях. Кое-что удалось сохранить.

#17
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
На Юлии Тимошенко часто можно было видеть стилизации украинского народного костюма. Какие-то раздражали, но некоторые были очень даже ничего...



#18
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Белорусский орнамент в современной одежде:

6xdQ8nct_l0.jpg

pN4On0CAsFw.jpg

2Ius0Ng-ghM.jpg

1WygOHRQw4w.jpg

Apx6hmP0-Uo.jpg

zZf-osNy8nY.jpg

NtOM9uNo3Bs.jpg

S6lPjx8-FQo.jpg

Lh3OHilqiJs.jpg

rrKYN3KViKs.jpg

xwk9ttzeYBc.jpg

tT5w2Syt064.jpg
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#19
makc

makc

    Ушел на пенсию

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 085 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:~ : {
  • Фенотип: горид
  • Y-ДНК:R1a1a
  • Вероисповедание:Православие
Цитата(Ravnur @ 22.11.2014, 21:14) (смотреть оригинал)

Чыкенс dolf_ru_517.gif .Ублюдство

#20
Eligvara

Eligvara

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 447 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Москва
  • Национальность:русская
  • Фенотип: нордид+понтид
  • Вероисповедание:____________
На мой взгляд, стилизация любого народного костюма, трансформация его орнаментов в чисто декоративную составляющую современной одежды неизбежно ведёт к потере и эстетической стороны. Чем сложнее оригинал, тем более пёстро и эклектично будет выглядеть стилизация, сильнее бросаться в глаза противоречие с современным кроем.
А вот варианты белорусских орнаментов понравились. Особенно органичны они на льняной одежде, хорошо сочетаются с ней.

#21
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Ещё мне нравится как на бабочках смотрится:


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#22
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Белорусские дизайнеры размышляют над вариантами школьной формы:




Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#23
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Купился на рождественскую рекламу с фотками красивых белорусских девок и заказал себе свитер с шарфом и шапкой smile.gif Знают маркетологи на что давить smile.gif


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#24
Eligvara

Eligvara

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 447 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Москва
  • Национальность:русская
  • Фенотип: нордид+понтид
  • Вероисповедание:____________
Ну, тут явно тот случай, когда и товар хорош, и красиво подан, так что реклама не в ущерб. На меня обычно реклама обратно своей цели действует, или вовсе не действует.
Один из плюсов зимних холодов — повод носить красивые вязаные вещи. Меня засадили за вязание шарфов, да свитеров. Только с такой погодой не будет даже повода их надеть...

Сообщение изменено: Eligvara, 25 Декабрь 2015 - 08:35.


#25
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Понравилась юбка:

 

GNk7zRzsukc.jpg


  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#26
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 819 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Rīga
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: нордид
  • Y-ДНК:R-M417
  • мтДНК:HV
  • Вероисповедание:православный, лютеранин, католик




Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей