Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Шокша


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
28 ответов в этой теме

#1
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Шо́кша — фи́нно-уго́рский народ. Язык — шокшинский диалект эрзя́нского языка финно-волжской подгруппы уральской семьи.

Шокша проживает в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нараватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и в 5 Торобеевского района (Дракино, Кажлодка, Майский, Федоровка, Якстере Теште). Общая численность составляет около 10 000 человек.

Находясь длительное время в близком соседстве с мокшей, указанная группа эрзян подвреглась значительному её влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но влияние это оказалось не настолько сильным, чтобы привести к утрате эрзянского самосознания. Судя по материалам посемейного обследования жителей Шокша, проведенного в 1979 учеными во главе с Н.Ф. Мокшиным, сами они относят себя к эрзя.


Студенты МГУ в костюмах шокши.



#2
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-

Стандрово. Темниковский уезд. Женщина с детьми.

#3
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Антиресно, а может ли что-то связывать шокшу-эрзя и веппское село шокша?

Шо́кша (вепсск. Šokš) — село в Прионежском районе Республики Карелия. В сходит в состав Шокшинского вепсского сельского поселения (несмотря на название, административным центром Шокшинского вепсского сельского поселения является посёлок Кварцитный). Впервые село упоминается в 1563 году. До 2006 года входило в состав ныне ликвидированной Вепсской национальной волости.

Ulysses:

Из Чебоксарова:
В пределах СССР особенности северного типа отчетливо выражены у северных карел, у кемских и архангельских помор, у мордвы-эрзи Лукояновского района Горьковской области, у русских низовьев Ветлуги и Шунгенского района Ярославской области.

#4
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Цитата(Пастор_Шлаг @ 22.6.2009, 22:34) (смотреть оригинал)
Интересно, а может ли что-то связывать шокшу-эрзя и веппское село шокша?

Шо́кша (вепсск. Šokš) — село в Прионежском районе Республики Карелия. В сходит в состав Шокшинского вепсского сельского поселения (несмотря на название, административным центром Шокшинского вепсского сельского поселения является посёлок Кварцитный). Впервые село упоминается в 1563 году. До 2006 года входило в состав ныне ликвидированной Вепсской национальной волости.


Может быть "шокша" в финских языках что-то означает ? В таком случае это был бы случай культурной диффузии. Не более.
”In hoc signo vinces”

#5
lelya

lelya

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 116 сообщений
  • Город:Москва
  • Национальность:русская
  • Фенотип: Альпинид
от этого человека я впервые услышала этноним шокша, по его словам деревня его предков просто вымерла.


#6
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.



#7
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#8
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#9
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Дарькин.



#10
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Овечкин А. (мать шокша)



Овечкина (Кабаева) Т.Н. (шокша)



#11
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Еще про Овечкина:

Can you reveal your main secret-why do you play better that all the rest?
"I don't even know" (laughs). "My main principle is to never stop, to work and to improve every day. Mordvinian obstinacy has been a great help to me. (laughs). And another one of my rules is that it is never a shame to study."

Are your victories this year dedicated to anybody?
"I really wish that my late brother could have been at the awards ceremony. (His brother Sergei was tragically killed in a car accident when Alexander was 10 years old- ed.) Also, this year my grandfather passed away. (Nikolai Mikhailovich Kabaev, born in the village of Shoksha in the Tengushevsky region, passed away at 84 years of age in November of last year-ed,) I dedicated the Lester Pearson MVP Award to their memory. It also meant a lot that the prize was awarded to me by Vladimir Konstantinov and Igor Larionov. I idolized their game when I was a kid."

I did more digging on Wikipedia. What I have found is that Mordvins are actually of two ethnicities, Erzyans and Mokshans. I couldn't find who Ovechkins belong to and then I dig this: "Nikolai Mikhailovich Kabaev, born in the village of Shoksha in the Tengushevsky region". According to Russian version of Wikipedia Shoksha people consider themselves Erzya. Whew, that was some piece of work. I even added Ovechkin's Mom to Wikipedia as famous Erzya. Maybe even Alex himself doesn't know that.

http://alexovetjkin....s-ovechkin.html

#12
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Керамические сосуды. Рязано-окская культура. VII - X вв.
Шокшинский могильник. Теньгушевский район. Республика Мордовия.
http://www.mrkm.ru/?...cat=part1&sub=5



#13
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Из коллекции археологии. Привески с шумящими подвесками. Бронза. Шокшинский могильник. VII – XI вв.
http://www.erzia-mus...dpi_galery.html



Из коллекции археологии. Комплекс нагрудных украшений. Бронза. Шокшинский могильник. VIII – XI вв.



Четвертый период (V - начало VIII вв.) знаменуется активным воздействием рязанско-окских импульсов на керамические традиции присурского и поволжско-тешского очагов. Внутри рязанско-окского очага переход к четвертому периоду происходит без потрясений. В ходе поступательного развития здесь наблюдаются лишь важные изменения в динамике удельных весов ведущих типов и исчезновение характерных для раннего времени сосудов. В наиболее "чистом" виде традиции рязанско-окского очага наблюдаются непосредственно в материалах среднеокских могильников, а также в ранней керамике Шокшинского могильника, что безусловно свидетельствует об их прямом генетическом родстве.

#14
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Пастор_Шлаг, благодарю за ссылки на музейные сайты! Очень любопытно... dolf_ru_618.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#15
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(Пастор_Шлаг @ 26.9.2010, 22:48) (смотреть оригинал)
Дубовые кресты в два, а то и в три человеческих роста ставили на кладбище жители сел Большая Шокша и Малая Шокша Теньгушевского района Республики Мордовия на протяжении веков. Высота крестов должна была соответствовать размерам деяний, совершенных при жизни, и продолжительности памяти об умершем среди родственников и знакомых.


Аналогичная традиция была у поморов-староверов, правда особенностью старообрядческих крестов были навесы над крестами.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#16
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


Кузовок для ягод. Эрзя (шокша). Конец XIX в.
Тамбовская губерния. Темниковский уезд. Село Шокша.
Береста, лыко. 15х16х9.

Кузов для грибов. Эрзя (шокша). 1946.
Республика Мордовия. Большеберезниковский район.
Село Старые Найманы. Береста, лыко. 33х29х23.Э



Ковш ритуальный. Эрзя (шокша). XIX в.
Дерево, долбление, резьба. 6,5х18.
Ковш ритуальный с монетой на цепочке. Эрзя (шокша). XIX в.
Дерево, долбление. 7х14,5.

Братина. Эрзя (шокша). XIX в.
Тамбовская губерния. Темниковский уезд. Село Дудниково.
Дерево, долбление. 29х32.

http://www.mrkm.ru/?...cat=part1&sub=6

#17
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
ШОКША, Теньгушевский район

Селу Шокша -1500 лет. Результаты исследований археологов Мордовии говорят о том, что Шокша существовала уже в конце V века нашей эры как населенный пункт с развитой социально-экономической и военной инфраструктурой. В марийском языке слово «шокш» означает «рукав», поэтому предполагается, что сходное значение имеет «Шокша» - «рукав реки», то есть приток более большой реки (Мокши).
В России немало сел с названием Шокша. Они есть в Карелии, Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской и других областях, где издревле проживали финно-угры и где берет свое начало Русь. Широкое распространение названия объясняется миграцией населения, которое, передвигаясь с одного места на другое, переносило с собой название села, имеющее некий сакраментальный смысл.

Язык
В 2004 году в Шокше работала фольклорно-лингвистичекая экспедиция, участники которой пришли к выводу, что язык, на котором говорит население Шокши, - не рядовой диалект эрзянского языка. Это самостоятельный пласт в составе эрзянского языка. Шокшинские жители родной язык не забыли, говорят на нем в селе все от мала до велика и с удовольствием вступают в полемику с гостями села о самостоятельности языка шокши.
- Мы ближе к эрзе, но словарный запас наш значительно отличается. Язык мокши мы почти не понимаем, - говорит жительница села Наталья Филипповна Шиндакова. – Даже в соседнем селе Сокаево язык уже другой.

Традиции
Самобытность села просматривается практически во всем, что окружает шокшинцев – от внешности, культуры, языка до быта про который мы уже рассказывали в предыдущем материале. Удаленность от крупных городов не дает так активно проходить процессу ассимиляции. Образ жизни из крестьянского плавно перетекает в фермерский. Усадьбы шокшинцев сочетают в себе традиции, передаваемые из поколения в поколение, но трансформирующиеся под веянием времени. Так наряду с компьютером в домах забвению не придаются предметы старины: в красном углу дома стоят иконы, практически в каждом доме стоит русская печь.
Самобытность шокши подчеркивает и национальная одежда. Праздничный костюм женщины-шокши нам продемонстрировала жительница села Мария Федоровна Кабаева. Он включает в себя несколько компонентов: рубаха – панар, жилетка – шубейка богато расшитая тесьмой, блестками, отороченная мехом, головной убор – сорока. Украшение сороки – легкие стеклянные бусы. Одевали костюм по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Мария Федоровна не просто сохранила все его составные части, но и реставрировала. А для внучки Наташи сшила новый. Кстати, шокшинский костюм, в виду его уникальности, представлен в Государственном историческом музее в Москве.


Вера
Главный исторический памятник села – Михайлово-Архангельская церковь. Большая каменная церковь, построенная 180 лет назад (1830 г.), и сегодня является духовным центром села. Церковь неплохо сохранилась, но, к сожалению, действует лишь один этаж. Кстати, строительство велось силами жителей Шокши и на их средства: в те годы это было одно самых больших сел, славившееся торговой деятельностью, были развиты ремесла.
Еще одно место в Шокше, которое нельзя оставить без внимания, – шокшинский погост. На нем все еще сохранились 3-4-метровые старинные кресты. По рассказам шокшинцев, кресты достигали в высоту 5 метров (часть креста вкапывалась в землю). Это было не только традицией, но и признаком достатка умершего. В советские годы вместо креста (атеистам) устанавливали памятный знак в виде гладко выструганного бревна, заканчивающегося звездой.


Материал подготовила
Марина КЕНДЯЛОВА

http://rm.saransk.ru/article_1130.html

#18
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Типичный дом эрзи-шокша (Теньгушево)





#19
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Теньгушевские (шокша) эрзя, кроме Дарькина, он дракинский



Дракинские (шокша) эрзя





#20
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Сакаевская эрзянка (шокшанка), этой осенью был у нее в гостях.



#21
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Из статьи Рыжикова А.И. "Шокша- малый народ Мордовии", 2008 г.








My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#22
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#23
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#24
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#25
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#26
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#27
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-


#28
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм



My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#29
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Очень внимательно прочитал статью. Статья любительская и на плохом уровне. Много искаженных фактов и много фантазий. Сведений о "шокше" и так мало, а такие статьи только запутывают читателей.
Искаженные факты и фантазии:

1) Мордовское племя терюхан. Такого племени нет и не было. Терюханами называли эрзян Терюшевской волости, ныне ассимилированны.

2) Буртасы. Бурный полет фантазии.

3) "Шокши" как народа не существут, "шокша" не является самоназванием. Этот термин введен этнографами. Самосознание эрзянское.
4) Теньгушевские эрзя живут не в двух деревнях с названием Шокша, есть и другие Сакаево, Нароватово и т.д.

5) "Шокша" не жили южнее в степи, данные археологии говорят обобратном.

6) Название реки Шукша происходит от Шокша, а не наоборот.

7) Головной убор "шокшанок" не имеет ничего общего с кокошником, аналогии данного головного убора есть в могильниках Поочья.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей