Nycticorax провел очень интересный анализ по антропологии черняховской культуры.
На основе работ:
Антропологический материал черняховской культуры
Т.М. Рудич, Киев-2010 г.
https://www.balto-sl...?showtopic=9361
Черняховский ареал на антропологической карте Восточной Европы II-V вв.
"Восточные славяне.Антропология и этническая история"
https://www.balto-sl...?showtopic=6756
Сарматы в составе черняховской культуры
Т.А. Рудич
https://www.balto-sl...?showtopic=6711
Население Черняховской культуры Украины по материалам антропологии
Т.А. Рудич
https://www.balto-sl...?showtopic=3867
Перепост с MolGen.org:
Попробую сформулировать результирующую картину. Если что не так, поправьте, пожалуйста.
Итак в рамках Черняховской культуры мы видим следующие типы:
1. "Старокельтский" - восходящий к культурам бронзы Центральной Европы (Унетицкая), широко представленный у античных кельтов и исчезающий позднее. У славянского средневекового населения Украины отсутствует. Преобладает на Западной Украине.
У черняховцев он представлен почти исключительно в мужских сериях, что позволяет видеть в его носителях мужчин-мигрантов из более западных регионов, позднее полностью растворившихся в иноэтничной массе населения и не оставивших заметных следов в составе славян.
2. "Скифский" - восходит к скифам и населению античных причерноморских полисов. Представлен как в мужских, так и в женских серия. Преобладает в Поднестровье и на Центральной Украине. В более позднее время сохраняется в женских сериях Центральной Украины.
Это скорее всего доготское скифское население (более или менее эллинизированное в городах) в Черняховскую эпоху распространяющееся на север. Судя по его представленности почти исключительно в женских сериях славянской эпохи, для славян это население послужило субстратным, воидя в состав полян.
3. "Южнобалтийский" - имеет ближайшие параллели на южном побережье Балтики и в юго-западной Прибалтике. Он также сближается с раннесредневековыми германскими и западнобалтскими сериями, включая вестготов. Встречается как в мужских, так и в женских сериях. Преобладает на центральной Украине (смешанно со вторым) и на днепровском левобережье (где характерен больше для женских серий), а также на нижнем Днепре. Среди славянского населения эпохи средневековья практически не представлен.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов. В формировании современного славянского населения этот тип, видимо, существенного влияния не принимал. Судя по его преобладанию в женских сериях левобережья при доминировании "скифского" компонента в мужских, начал размываться ещё в черняховскую эпоху.
4. "Масломенчский" - представлен исключительно в женских сериях преимущественно Западной Украины и Молдавии. Несколько уклоняется от западных типов за счёт слегка подуплощённого лица. Истоки его можно видеть только на нижней Висле в вельбаркских могильниках. В славянскую эпоху данный тип получает широкое распространение, начинает появляться в мужских сериях и становится обычным среди женских славянских групп на Западной Украине и в смежных районах Польши. Среди мужчин славянской эпохи он тоже встречается, но реже, чем у женщин.
Судя по всему это какое-то местное доготское население захваченное миграцией и в дальнейшем послужившее субстратом для славянского (в женских славянских сериях он представлен сильнее, чем в мужских). Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.
5. "Балтский" - имеет аналогии в восточнобалтских погребениях. Встречается в женских сериях центральной Украины. Дальнейшая судьба непонятна.
В целом по сравнению с черняховским славянское население демонстрирует существенное отличие большинства мужских серий при сохранении преемственности женских серий Западной Украины/Восточной Польши ("масломенчский" тип) и Центральной Украины ("скифский" тип).
В целом на Западной Украине черняховское население сохраняется существенно лучше, в то время как на Левобережье как мужские, так и женские славянские серии существенно отличны от черняховских.
Выводы и имхи:
1. Из пяти типов черняховского населения три однозначно не имеют местных корней в лесостепной зоне ("старокельтский", "скифский" и "южнобалтийский") и привнесены миграциями. Один - "масломенчский" имеет неясное происхождение и один "балтский" может соотносится с культурами лесной зоны.
2. Потенциально аборигенные типы (исключая "скифский") представлены чаще или исключительно в женских сериях. В то время как пришлые - в мужских или и там, и там.
3. Мужские серии не имеют преемственности с последующим славянским населением, в отличие от женских.
Соответственно можно предполагать, что население Черняховской культуры в очень большой степени (мужчины возможно почти поголовно) является пришлым и это либо готы и захваченные их движением кельты либо центральноевропейские германцы с одной стороны, потомки скифского/эллинизированного населения (возможно и гетов) с другой.
Аборигенное население могло сохраниться в основном среди женщин, но и здесь есть вопрос. Наличие "масломенчского" типа в памятниках вельбарской культуры позволяет предположить, что включение этого типа в состав готов могло иметь место и достаточно далеко от мест формирования черняховской культуры ещё на территории Польши.
Для последующего славянского населения черняховское послужило преимущественно субстратом, лучше сохранившимся в западных районах.
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Антропология черняховской культуры
Started By
eugene-march
, янв. 27 2012 17:53
#2
Опубликовано 27 Январь 2012 - 18:15

Цитата(eugene-march @ 27.1.2012, 21:53) (смотреть оригинал)
[b3. "Южнобалтийский" - имеет ближайшие параллели на южном побережье Балтики и в юго-западной Прибалтике. Он также сближается с раннесредневековыми германскими и западнобалтскими сериями, включая вестготов. .
Довольно странно,учитывая,что германцы и балты довольно отчетливо различались
Цитата
"Старокельтский" - восходящий к культурам бронзы Центральной Европы (Унетицкая), широко представленный у античных кельтов и исчезающий позднее
Интересная информация.Меня заинтересовало слово "широко".Интересно,насколько широко?Я считал это особенностью лишь центральноевропейских кельтов
P/S: на последнее ответ нашел,повнимательней почитав статью
Цитата
Антропологически продолжает эту морфологическую линию в Центральной Европе целый ряд могильников : это серии Унетицкой культуры Северо-Западной и Средней Богемии, Силезии, серии Кновизерской(?) культуры Чехии. Долихокранные с высокой черепной коробкой и узким невысоким лицом типы определяют сборную серию Латенской культуры Австрии, Чехии и Венгрии, которую датируют IV - I ст. до н. э. и связывают с кельтскими группами. Морфотип в чистом виде исчезает с антропологической карты Европы немного позже исторических материковых кельтов, после бурных событий, связанных с Переселением народов и достаточно существенного механического смешения.
#3
Опубликовано 27 Январь 2012 - 18:22

Цитата(Краки Нифлунг @ 27.1.2012, 21:15) (смотреть оригинал)
Довольно странно,учитывая,что германцы и балты довольно отчетливо различались
Здесь, скорее, больше географический аспект.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов.
(С)
Надо посмотреть. Может, западнобалтские серии имеют свою специфику с доп. компонентом.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#4
Опубликовано 27 Январь 2012 - 18:24

Цитата(eugene-march @ 27.1.2012, 22:22) (смотреть оригинал)
Здесь, скорее, больше географический аспект.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов.
(С)
Надо посмотреть. Может, западнобалтские серии имеют свою специфику с доп. компонентом.
Это скорее всего собственно готы - мигранты с южного побережья Балтики и смежных регионов.
(С)
Надо посмотреть. Может, западнобалтские серии имеют свою специфику с доп. компонентом.
Я уже посмотрел.Тип пруссов не слишком отличен от типа остальных балтов
#5
Опубликовано 29 Январь 2012 - 08:38

Цитата(eugene-march @ 27.1.2012, 20:53) (смотреть оригинал)
2. "Скифский" - восходит к скифам и населению античных причерноморских полисов. Представлен как в мужских, так и в женских серия.
«Сарматский тип» по-разному представлен на разных территориях черняховской культуры. На могильниках черняховской культуры фиксируется небольшой «сарматский след». Племена сарматского круга представляют массив населения, с которым в степной части Восточной Европы распространился новый для этой территории суббрахикранный, широколицый европеоидный комплекс с несколько ослабленной горизонтальной профилировкой лица.
А.В. Симоненко фиксирует пять волн сарматских миграций на территорию Украины:
1. 2-1 вв. до н.э.- степная зона между Доном и Днепром, Днепровское Левобережье.
2. Первая половина 1 в. н.э.- Прутско-Днестровское междуречье.
3. Вторая половина 1 в. н.э.- правобережье Среднего Поднепровья.
4. Вторая половина 2 в. н.э.- причерноморские степи- выходцы с Нижней Волги.
5. Середина 3- первая половина 4 вв. н.э.- Северное Причерноморье- выходцы с Нижнего Дона- (носители катакомбного обряда).
Локальные особенности:
1. Среднее Поднепровье- в «сарматский сектор» входят 4,69% женских и 7,6 % мужских черепов.
2. Левобережная Украина- 12,5 % женских и 15 % мужских.
3. Западная Украина- 10 % и 16%, соответственно.
4. Молдова- 9,5 и 11,7 %.
5. Северное Причерноморье- 5,5 и 14,2 %.
В среднем, "сарматский вклад" в антропологический состав населения ЧернхК можно оценить как 8,4% у женщин и 12,9% у мужчин.
Серии скифов Северного Причерноморья не попадают в один кластер с черняховцами и сериями "готского круга":

My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#6
Опубликовано 29 Январь 2012 - 09:14

Цитата
"Масломенчский" - представлен исключительно в женских сериях преимущественно Западной Украины и Молдавии. Несколько уклоняется от западных типов за счёт слегка подуплощённого лица. Истоки его можно видеть только на нижней Висле в вельбаркских могильниках. В славянскую эпоху данный тип получает широкое распространение, начинает появляться в мужских сериях и становится обычным среди женских славянских групп на Западной Украине и в смежных районах Польши. Среди мужчин славянской эпохи он тоже встречается, но реже, чем у женщин.
Судя по всему это какое-то местное доготское население захваченное миграцией и в дальнейшем послужившее субстратом для славянского (в женских славянских сериях он представлен сильнее, чем в мужских). Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.
Судя по всему это какое-то местное доготское население захваченное миграцией и в дальнейшем послужившее субстратом для славянского (в женских славянских сериях он представлен сильнее, чем в мужских). Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.
Широколицый мезокефал - ключевой тип Праги. Думаю, здесь и зарыт M458. Скорее всего корни этого антропологического типа нужно искать в поморской культуре.
#7
Опубликовано 29 Январь 2012 - 09:37

Цитата
"Масломенчский" - представлен исключительно в женских сериях преимущественно Западной Украины и Молдавии.
Т.М. Рудич:
"Существенно отличаются между собой по составу мужская и женская серии Масломенческой группы. Мужская серия состоит, главным образом, из носителей средиземноморского антропологического типа, а в женской серии доминирующим является лапоноидный тип (W. Kozak-Zychman).Интересно, что в средневековых сериях с территории Любельщины (Грудек Надбужный) лапоноидный тип доминирует как в мужской, так и в женской сериях. Это дает основание утверждать, что по крайней мере женская часть населения, похороненного на могильниках вельбарськой культуры Грудека и Масломенча, может быть генетически связана с населением этого региона эпохи средневековья".
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#8
Опубликовано 29 Январь 2012 - 09:42

Цитата(galychanyn @ 29.1.2012, 13:14) (смотреть оригинал)
Широколицый мезокефал - ключевой тип Праги. Думаю, здесь и зарыт M458. Скорее всего корни этого антропологического типа нужно искать в поморской культуре.
Но ранние славяне не характеризовались никакой уплощенностью
#9
Опубликовано 29 Январь 2012 - 10:54

Цитата
Но ранние славяне не характеризовались никакой уплощенностью
Уплощенность минимальна, на фоне западных типов. Может есть данные для сравнения по средневековым германцам и славянам Праги?
Цитата
Несколько уклоняется от западных типов за счёт слегка подуплощённого лица. Истоки его можно видеть только на нижней Висле в вельбаркских могильниках. В славянскую эпоху данный тип получает широкое распространение, начинает появляться в мужских сериях и становится обычным среди женских славянских групп на Западной Украине и в смежных районах Польши. Среди мужчин славянской эпохи он тоже встречается, но реже, чем у женщин.
#10
Опубликовано 29 Январь 2012 - 11:03

Цитата(galychanyn @ 29.1.2012, 14:54) (смотреть оригинал)
Может есть данные для сравнения по средневековым германцам и славянам Праги?
Данных о профилировке германцев и западных славяне вроде нет.В тексте говорится
Цитата
Особо интересна его некоторая "лапоноидность" выражающаяся в снижении горизонтальной профилировки и увеличении ширины лица.
Но если посмотреть данные о средневековых чехах,то их врядли можно назвать широколицыми.Скуловая ширина (131) находится в пределах куда как средних величин
P/S: если уплощенность минимальна,то выглядит странным именование этого типа лаппоноидным
#11
Опубликовано 29 Январь 2012 - 15:06

Цитата
то выглядит странным именование этого типа лаппоноидным
По типологии Чекановского лаппоноид представляет все редуцированные европейские брахицефалы, включая альпинида и лаппида. Сама Рудич пишет об умеренной профилировке на верхнем уровне и резкой на зигомаксилярном для западной Украины, Масломенча и нижней Вислы.
Цитата
данные о средневековых чехах
Я имел ввиду Пражскую культуру.
Сообщение изменено: galychanyn, 29 Январь 2012 - 15:33.
#12
Опубликовано 30 Январь 2012 - 06:45

Алексеева пишет,что типичная для восточных славян комбинация-долихомезокрания,средняя ширина лица,сильная горизонтальная профилировка и среднее или слабое выступание носа и далее...
Цитата
Таким образом,на основе антропологических данных можно сделать предположение,что носители пражско-корчакской,роменской и пеньковской культур обладали более или менее сходными чертами
#13
Опубликовано 30 Январь 2012 - 07:55

Цитата(eugene-march @ 27.1.2012, 21:53) (смотреть оригинал)
1. "Старокельтский" - восходящий к культурам бронзы Центральной Европы (Унетицкая), широко представленный у античных кельтов и исчезающий позднее. У славянского средневекового населения Украины отсутствует. Преобладает на Западной Украине.
У черняховцев он представлен почти исключительно в мужских сериях, что позволяет видеть в его носителях мужчин-мигрантов из более западных регионов, позднее полностью растворившихся в иноэтничной массе населения и не оставивших заметных следов в составе славян.
У черняховцев он представлен почти исключительно в мужских сериях, что позволяет видеть в его носителях мужчин-мигрантов из более западных регионов, позднее полностью растворившихся в иноэтничной массе населения и не оставивших заметных следов в составе славян.
Вполне возможно,что он стал одним из компонентов центрально-западноевропейской группы популяций
Цитата
«Субадриатический тип, по Деникеру, – брахикефальный, узколицый, сравнительно высокорослый, с преобладанием светлых оттенков радужины и темных оттенков волос. Локализация типа, по Деникеру, – Центральная Европа по обоим берегам Рейна. Впоследствии этот ареал был расширен включением прилегающих провинций Австрии, Швейцарии. В настоящее, время можно утверждать, что субадриатический комплекс – «норический», по Лейбцельтру, простирается до южных склонов Центральных Альп, а на востоке – до долины Заале, а может быть, и до Богемского леса.
Этот широко распространенный и в целом близкий общему среднеевропейскому варианту тип получил название «центрально-европейская раса». Исходной формой центральноевропейского комплекса, по всей вероятности, был комплекс, представленный в энеолите у племен «боевых топоров» и «шнуровой керамики»
...Физические характеристики ЦЗЕ группы популяций:
· Цвет волос – русый или тёмный
· Цвет глаз – серый или светло-карий
· Рост волос на груди у мужчин – сильный
· Длина тела – большая
· Форма головы – брахикефальная
· Ширина лица – малая или средняя
· Форма носа – прямая или выпуклая
Этот широко распространенный и в целом близкий общему среднеевропейскому варианту тип получил название «центрально-европейская раса». Исходной формой центральноевропейского комплекса, по всей вероятности, был комплекс, представленный в энеолите у племен «боевых топоров» и «шнуровой керамики»
...Физические характеристики ЦЗЕ группы популяций:
· Цвет волос – русый или тёмный
· Цвет глаз – серый или светло-карий
· Рост волос на груди у мужчин – сильный
· Длина тела – большая
· Форма головы – брахикефальная
· Ширина лица – малая или средняя
· Форма носа – прямая или выпуклая
Брахицефалия как результат эпохальной изменчивости+возможные смешения.
Латенская серия характеризуется уже мезокранией
#14
Опубликовано 01 Февраль 2012 - 13:46

Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Среднего Поднепровья по материалам антропологии.
В статье представлен анализ антропологического состава черняховского населения в Среднем Поднепровье. Предметом исследования являются краниологические материалы из могильников Черняхов, Маслово, Дедовщина, Журавка, Телешовка, Ромашки, Деревяна, Черкассы-Центр. Измерения, описание и анализ материалов проводились на основе методов, принятых национальной антропологической школой.
Внутригрупповой анализ суммарной серии черняховской культуры Среднего Поднепровья говорит о её неоднородности. Результаты факторного анализа группы мужских черепов позволяют выделить 4 основных морфологических типа.
Тип А. Мезоморфный, мезо-долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип является характерным для черняховской культуры Северного Причерноморья, «позднескифских» памятников: могильников Николаевка-Козацкое, Золотая Балка (Нижнее Поднепровье), Неаполь Скифский (Крым) и античных некрополей Северного Причерноморья.
Тип Б. Субгиперморфный, долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип находит ближайшие аналогии в ряде серий из могильников Прибалтики: грунтовые могильники Литвы II–V вв., курганы Литвы II–V вв., ранние могильники Жемайтии. Данный тип характерен и для более поздних прибалтийских серий — V–XIII вв., ему присущи пропорции черепа и лица, типичные для балтов.
Тип В. Гиперморфный, резко долихокранный, с узким, средневысоким лицом, средними размерами элементов лица. Лицо хорошо профилированное. Тип имеет очень архаичные черты и морфологически близок группам шнуровой керамики Чехии и Саксо-Тюрингии.
Тип Г. Мезоморфный, мезобрахикранный. Характеризуется среднешироким и низким лицом, низкими орбитами, среднешироким носом. Лицо хорошо профилированное. Это тип, обладая чертами славян, балтов и германцев, демонстрирует значительную близость к восточнославянским группам X–XIII вв. В исторической перспективе близкие морфологические формы будут характерны для полянских серий. Данный тип представлен небольшим количеством черепов из различных могильников.
В результате внутригруппового анализа серии черняховской культуры Среднего Поднепровья определились различные направления антропологических связей носителей — северо-западное, западное и южное. Материалы из черняховских могильников сравнивались с довольно широким кругом групп III в. до н.э. — V в.н.э.
Северо-западное и западное направления антропологических связей представлены следующим образом: 1) серия черепов из могильников Маслово и Деревяна статистически близка народу, оставившему могильники на территории Прибалтики во II–V вв.; 2) черепа из могильника Черкассы-Центр оказываются наиболее близкими группе вельбарской культуры Нижней Вислы, а также группам Масломенч и Грудек; 3) выборка из могильника Ромашки оказывается наиболее статистически близкой к серии IV в. из Силезии, которую немецкие антропологи считают гото-гепидской.
Южное направление антропологических связей черняховского населения представлено могильником Журавка. Черепа отсюда показали наибольшее сходство с серией Северного Причерноморья, а также рядом позднескифских групп.
Таким образом, черняховское население Среднего Поднепровья не является однородным. Здесь присутствуют типы, имеющие генетическую основу в культурах Украины более раннего времени. Однако наблюдается и приток нового населения, антропологически довольно неоднородного (германцы и их соседи), из западных и северо-западных территорий.
Население черняховской культуры Среднего Поднепровья по материалам антропологии.
В статье представлен анализ антропологического состава черняховского населения в Среднем Поднепровье. Предметом исследования являются краниологические материалы из могильников Черняхов, Маслово, Дедовщина, Журавка, Телешовка, Ромашки, Деревяна, Черкассы-Центр. Измерения, описание и анализ материалов проводились на основе методов, принятых национальной антропологической школой.
Внутригрупповой анализ суммарной серии черняховской культуры Среднего Поднепровья говорит о её неоднородности. Результаты факторного анализа группы мужских черепов позволяют выделить 4 основных морфологических типа.
Тип А. Мезоморфный, мезо-долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип является характерным для черняховской культуры Северного Причерноморья, «позднескифских» памятников: могильников Николаевка-Козацкое, Золотая Балка (Нижнее Поднепровье), Неаполь Скифский (Крым) и античных некрополей Северного Причерноморья.
Тип Б. Субгиперморфный, долихокранный. Характеризуется средними размерами лица и его элементов. Лицо хорошо профилированное. Этот тип находит ближайшие аналогии в ряде серий из могильников Прибалтики: грунтовые могильники Литвы II–V вв., курганы Литвы II–V вв., ранние могильники Жемайтии. Данный тип характерен и для более поздних прибалтийских серий — V–XIII вв., ему присущи пропорции черепа и лица, типичные для балтов.
Тип В. Гиперморфный, резко долихокранный, с узким, средневысоким лицом, средними размерами элементов лица. Лицо хорошо профилированное. Тип имеет очень архаичные черты и морфологически близок группам шнуровой керамики Чехии и Саксо-Тюрингии.
Тип Г. Мезоморфный, мезобрахикранный. Характеризуется среднешироким и низким лицом, низкими орбитами, среднешироким носом. Лицо хорошо профилированное. Это тип, обладая чертами славян, балтов и германцев, демонстрирует значительную близость к восточнославянским группам X–XIII вв. В исторической перспективе близкие морфологические формы будут характерны для полянских серий. Данный тип представлен небольшим количеством черепов из различных могильников.
В результате внутригруппового анализа серии черняховской культуры Среднего Поднепровья определились различные направления антропологических связей носителей — северо-западное, западное и южное. Материалы из черняховских могильников сравнивались с довольно широким кругом групп III в. до н.э. — V в.н.э.
Северо-западное и западное направления антропологических связей представлены следующим образом: 1) серия черепов из могильников Маслово и Деревяна статистически близка народу, оставившему могильники на территории Прибалтики во II–V вв.; 2) черепа из могильника Черкассы-Центр оказываются наиболее близкими группе вельбарской культуры Нижней Вислы, а также группам Масломенч и Грудек; 3) выборка из могильника Ромашки оказывается наиболее статистически близкой к серии IV в. из Силезии, которую немецкие антропологи считают гото-гепидской.
Южное направление антропологических связей черняховского населения представлено могильником Журавка. Черепа отсюда показали наибольшее сходство с серией Северного Причерноморья, а также рядом позднескифских групп.
Таким образом, черняховское население Среднего Поднепровья не является однородным. Здесь присутствуют типы, имеющие генетическую основу в культурах Украины более раннего времени. Однако наблюдается и приток нового населения, антропологически довольно неоднородного (германцы и их соседи), из западных и северо-западных территорий.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#16
Опубликовано 01 Февраль 2012 - 16:25

Цитата(Краки Нифлунг @ 1.2.2012, 17:24) (смотреть оригинал)
Интересно,есть ли табличные данные по этим элементам?
Аннотацию нашел здесь.
Там же про Дунайско-Днестровское междуречье.
Т. А. Рудич (Киев, Украина)
Население черняховской культуры Дунайско-Днестровского междуречья по материалам антропологии
Статья посвящена анализу антропологического состава населения черняховской культуры Дунайско-Днестровского региона. Краниологические серии из могильников черняховской культуры сравниваются с европейскими группами III в. до н. э.— V в. н. э. Межгрупповой анализ показал смешанный характер антропологического состава черняховского населения и определил, что основными направлениями его генетических связей были: западное (масломенчская группа вельбаркской культуры, латенские группы Центральной Европы); северо-западное (группы балтов II—V вв., готские серии, серии вельбаркской культуры Северной Польши); южное (поздние скифы, население античних городов, фракийские группы). Мезокранный тип, характерный для женщин Западной Украины, будет характерным для восточных славян эпохи Киевской Руси.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#17
Опубликовано 03 Февраль 2012 - 09:44

Еще одна работа по антропологии черняховской культуры:
Сегеда С. П. , АНТРОПОЛОГІЧНИ Й СКЛАД НАСЕЛЕННЯ ЧЕРНЯХІВСЬКО Ї КУЛЬТУРИ : ОДОНТОЛОГІЧНИЙ АСПЕКТ
Стаття присвячена питанням антропологічного складу та етнічної історії населення
черняхівської культури. Ha підставі антрополого-одонтологічних даних виділено три регіональних
комплекси, що склались на різній етнічній основі.

Segeda-Chernyahov.pdf
Кто возьмется за перевод?
Сегеда С. П. , АНТРОПОЛОГІЧНИ Й СКЛАД НАСЕЛЕННЯ ЧЕРНЯХІВСЬКО Ї КУЛЬТУРИ : ОДОНТОЛОГІЧНИЙ АСПЕКТ
Стаття присвячена питанням антропологічного складу та етнічної історії населення
черняхівської культури. Ha підставі антрополого-одонтологічних даних виділено три регіональних
комплекси, що склались на різній етнічній основі.

Segeda-Chernyahov.pdf
Кто возьмется за перевод?
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#18
Опубликовано 03 Февраль 2012 - 10:18

Цитата(eugene-march @ 3.2.2012, 16:44) (смотреть оригинал)
Кто возьмется за перевод?
Начал. Проблем пока не вижу. Если вдруг будут-попрошу помощи.
#19
Опубликовано 03 Февраль 2012 - 14:11

СЕГЕДА С.П., АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕРНЯХОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОДОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Статья посвящена вопросам антропологического состава и этнической истории населения черняховской культуры. Ha оновании антрополого-одонтологических данных выделены три региональных комплекса, сложившихся на разной этнической основе.
Черняховская культура - одно из самых ярких культурно-исторических образований первой половины I тыс. н.э. на Юго-Востоке Европы. B период своего расцвета, который приходится на III-IV вв., Она занимала большую часть современных украинских и молдавских земель и смежные с ними районы Польши, Румынии, России. По особенностям погребального обряда, керамики, домостроения среди Черняховских памятников выделяются три локальные группы, связанные с определенными регионами, а именно: Северо-Западным Причерноморьем, междуречьем Днестра, Прута и Дуная, лесостепной зоной Украины[1]. Наличие этих региональных различий в определенной мере связано с неоднородностью этнического состава носителей черняховской культуры, в создании которой, по мнению большинства исследователей, принимали участие скифы, сарматы, геты, восточные славяне и готы. Что же касается вопроса о роли отдельных этносов в формировании, то он до сих пор вызывает достаточно острые дискуссии в историко-археологической литературе.
Определенное участие в его обсуждении принимали и специалисты-антропологи. Так, по мнению Т.Кондукторовой, в антропологическом составе населения черняховской культуры выделяется два основных компонента: умеренно долихокранный, со средним по ширине лицом и четко очерченным носом, связанный с поздними скифами, и более долихокранный, высокоголовый, с несколько более широким носом и низкими орбитами [2]. Последний, по наблюдениям Т.Рудич, сложился на основе физического типа племен культур шнуровой керамики, характеризуясь северо-западными и западными направлениями антропологических связей[3]. Определенные аналогии ему прослеживаются среди синхронных групп Южной Балтии.
Сегеда С.П.
Наряду с "традиционными" краниологическими признаками для освещения этногенетической проблематики ныне широко применяются данные этнической одонтологии - отдельного раздела антропологии, который изучает особенности строения зубов древних и современных популяций человечества. Это объясняется тем, что, согласно исследованиям последних десятилетий, одонтологические маркеры достаточно четко различают представителей крупных расовых групп человечества, образуя крупные территориальные группировки - одонтологические типы[4]. Анализ взаимоотношений этих типов существенно дополняет информацию, полученную на основании других морфологических и физиологических систем - своеобразных биологических "меток", которые дают возможность получить информацию исторического характера.
Предлагаемое исследование посвящено итогам антрополого-одонтологических исследований девяти краниологических серий из могильников черняховской культуры (Журавского, Черняховского, Переяслав-Хмельницкого, Боромлянского, Успенского, Садовского, Гавриловского, Холмского и Коблевского), хранящихся в фондах Института археологии HAH Украины и Музея и НИИ антропологии Московского университета им. М.В.Ломоносова (Россия). Материалы обработаны автором по методике О.О.Зубова [5]. Привлечены также данные латвийской исследовательницы Р.Гравере, которая обследовала сборную серию черепов из черняховских некрополей Молдовы - Будештского и Малаештского[6]. Местонахождение могильников черняховской культуры показано на рисунке.
Для межгруппового анализа были использованы следующие признаки: лопатообразные формы верхних медиальных резцов, бугорок Карабелли, форма первого и второго нижних моляров, дистальный гребень тригонида, коленчатая складка метаконида, вариант II впадения первой борозды метаконида на Ml. Именно эти характеристики строения зубов имеют высокую расово-диагностическую ценность и лежат в основе антрополого-одонтологической типологии народов Восточной Европы[7].
Степень различий между обследованными выборками оценивалась на основании величин "среднего таксономического расстояния" (CTР) между ними, которые высчитывались на основе критерия Фишера[8]. Если величина CTР <0,30, то это свидетельствует о близости антрополого-одонтологических комплексов, при CTР 0,31-0,61 расстояние между ними считается средним, а при CTР> 0,61 - большим [9].
Анализ вариаций ведущих одонтологических признаков в обследованных выборках показал, что в целом они не выходят за пределы, присущие представителям большой европеоидной расы[10]. В то же время им присущ довольно широкий диапазон изменчивости и наличие некоторых закономерностей географического распределения (табл. 1-2). Это позволяет выделить среди черняховского населения Восточной Европы три региональных комплекса, а именно: поднепровский, левобережный и дунайско-днестровский.
Поднепровский комплекс выделен на материалах черняховской и переяслав-хмельницкой серий, охватывающих 49 черепов. Он характеризуется средним уровнем редукции первого нижнего моляра, умеренным присутствием признаков "восточной" ориентации - лопатовидных резцов, коленчатой складки метаконида и дистального гребня тригонида, среднему проценту бугорка Карабелли и середненизким - варианта 2 (II) med. (табл. 3). Приведенное сочетание признаков известно под названием "среднеевропейский одонтологический тип", различные модификации которого встречаются как среди старого, так и современного населения Восточной Европы[11]. Левобережный комплекс выделен на материалах близких между собой боромлянской, успенской и садовской серий (50 черепов). Он характеризуется средневысоким уровнем редукций первого нижнего моляра, очень высокой частотой бугорка Карабелли, несколько повышенной (в европеоидной масштабе) концентрацией некоторых "восточных" признаков, слишком коленчатой складкой метаконида и 4-6 баллами межкорневого затекания эмали, очень низким процентом варианта 2 (II) med. Данное сочетание признаков свойственное представителям восточной ветви так называемого южного грацильного типа, издавна распространенного в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Средней Азии и др.[12]. Что касается территорий Украины, то черты данного типа впервые были обнаружены здесь среди носителей позднетрипольской усатовской культуры эпохи энеолита. В дальнейшем они характеризовали отдельные группы населения ямной культуры эпохи энеолита и племен белозерской культуры Северо-Западного Причерноморья, скифов и сарматов степной зоны Украины[13].
Дунайско-Днепровский комплекс выделен по итогам изучения холмской, будештской и малаештской серий (около 70 черепов).*[* В работе Р.Гравере отсутствуют точные данные о численности обследованной ею будештско-малаештской краниологической серии.] Его определяющие черты: повышенный уровень редукции верхних моляров, отсутствие "восточных" признаков, низкое значение бугорка Карабелли и, наоборот, очень высокое-варианта II впадение второй борозды метаконида. По некоторым характеристикам к группам этого комплекса тяготеет также Коблевская выборка.
Основу данного комплекса составляет грацильный одонтологический компонент. Однако аналогии ему среди синхронных групп - носителей черт грацильных одонтологических типов - пока неизвестны. Подобное сочетание признаков характеризует современных украинцев карпатской зоны[14], где, как известно, был издавна присутствующий фракийский морфологический компонент[15]. Последний, по М.Великановой, сыграл существенную роль в формировании физического типа черняховских племен прутско-днестровского междуречья[16]. Это дает основания предполагать, что в основе дунайско-днестровского одонтологического комплекса лежит фракийский (гетской) субстрат. Однако для окончательных выводов о его генетических истоках нужно обследовать краниологические серии из гетских могильников.
Весьма своеобразным сочетанием одонтологических признаков (отсутствие лопатовидных резцов, высокий процент четырехбугровых нижних моляров и коленчатой складки метаконида, низкий процент бугорка Карабелли др.) характеризуется гавриловская серия, которую невозможно отнести ни к одному из намеченных комплексов.
В целом правомерность выделения среди черняховского населения региональных комплексов не вызывает сомнений. Вместе с тем следует иметь в виду, что различия между отдельными выборками, а, следовательно, и самими комплексами имеют умеренный характер. Об этом свидетельствует величина CTР, рядовое значение которой для всей совокупности выборок черняховской культуры составляет лишь 0,44(табл. 4).
Вскоре после открытия первой черняховской достопримечательности - могильника вблизи с.Черняхов Киевской Обл., сделанного В. Хвойкой в 1899 г., в историко-археологической литературе развернулись острые дискуссии по поводу роли готов в политической и этнокультурной истории Восточной Европы первой половины I тыс. н.э., которые продолжаются и поныне. Мнения, высказанные в процессе обсуждения этого вопроса, имеют крайне противоречивый характер, а именно: от признания готов едва ли не единственными создателями черняховской культуры до почти полного отрицания их вклада в формирование данного историко-культурного образования. Для его освещения прибегали и к попыткам привлечь антропологические данные, однако этому препятствовало отсутствие материалов, связанных с готами.
Применение антрополого-одонтологической методики для освещения данной проблематики стало возможным благодаря содействию польских коллег - сотрудников кафедры польской археологии Люблинского университета им. М.Складовской-Кюри, которые предоставили нам возможность обследовать две краниологические серии из могильников т.н. масломенчской группы (70 черепов), расположенных вблизи сс.Масломенч и Грудек на юго-востоке Польши.
По мнению А.Коковского, выделившего эту локальную группу черняховско-вельбарских памятников Побужья, в ее создании, очевидно, участвовали готы и местные племена, ассимилированные готами во время их передвижения в направлении Мазовья, Подляшья, Полесья и Boлыни[17].
Анализ одонтологических признаков объединенной серии черепов масломенчской группы показывает, что ей присущи высокий уровень редукции нижних моляров, высокая частота бугорка Kapaбелли, средневысокое значение варианта II метаконида, несколько повышенная частота "восточных" признаков, причем коленчатая складка встречается значительно чаще, чем дистальный гребень тригонида. Приведенное сочетание характеристик присуще носителям т.н. северного грацильного типа, черты которого распространены среди древнего и современного населения Скандинавии, Юго-Восточной Прибалтики, Северо-Запада Российской Федерации[18].
Сравнения объединенной масломенчской серии с черняховскими выборками свидетельствуют о том, что различия между ними в основном имеют довольно принципиальный характер, обусловленный всем комплексом признаков, которые лежат в основе антрополого-одонтологической типологии древних и современных популяций Восточной Европы. Исключение составляет лишь гавриловская серия, где обнаружены некоторые определяющие черты северного грацильного типа (например, сочетание высокого уровня редукции первого нижнего моляра с высокой частотой коленчатой складки метаконида). Последнее хорошо согласуется с итогами краниологических исследований [19]. Следует также отметить и сходство одонтологических комплексов краниологических серий с Масломенчского, Боромлянского и Успенского могильников. Правда, оно может объясняться влиянием сарматского компонента, наличие которого было зафиксировано нами во всех трех выборках[20].
В целом антрополого-одонтологические данные не отрицают определенного взноса готов в формирование физического типа людей черняховской культуры на территории современной Украины. Возможно, именно с ними связан долихокранный высокоголовый, относительно Широконосый и низкоорбитний морфологический компонент, выявленный в погребениях с северной ориентацией. Однако полученные нами данные указывают на преобладание в черняховских сериях черт, присущих населению скифского времени. Отчасти это можно объяснить тем, что: а) по своей численности готы, безусловно, значительно уступали местным племенам, которые унаследовали морфологические признаки своих предшественников б) среди готских племен был распространен обряд кремации покойников, что значительно ограничивает возможности антропологического анализа.
Актуальным, как и раньше, остается вопрос об участии славянских племен в формировании черняховской культуры. Отметим, что его решение затруднено ограниченностью источниковой базы, что объясняется распространением обряда кремации среди носителей "праславянских" культур конца I тыс. до н.э. и летописных восточнославянских племен вплоть до введения христианства на Руси. Кроме того, в нашем распоряжении нет материалов с территории Верхнего Приднестровья, где, по археологическим данным, в наиболее отчетливой форме прослеживается генетическая связь между черняховскими и поздними славянскими древностями. При таких обстоятельствах для освещения данной проблематики приходится обращаться к итогам сравнительного анализа краниологических серий с черняховских и древнерусских могильников лесостепной зоны Украины, хронологический разрыв между которыми составляет 6-9 веков. Это не так много, учитывая консервативность антропологических признаков, которые сами по себе очень мало изменяются во времени.
Сопоставление журавской и древнерусской григорьевско-бучанской серий, которые происходят из могильников Днепровского Правобережья, свидетельствует о схожести их одонтологических комплексов, основу которых составляет умеренный уровень редукции нижних моляров, средневысокий процент бугорка Карабелли и невысокая концентрация признаков "восточной" ориентации. Это сходство подтверждается статистическими критериями - величина CTР между упомянутыми сериями составляет всего 0,38.
Близость антрополого-одонтологических характеристик черняховского и древнерусского населения Правобережья Среднего Поднепровья является важным аргументом в пользу их генетического родства.Это означает, что славяне или ассимилировали часть черняховцев, приобретя черты своих предшественников, или входили в конгломерат племен - создателей черняховской культуры. Вопрос остается открытым, поскольку присущий журавской и григорьевско-бучацкой сериям среднеевропейский одонтологический тип, как известно, был издавна распространен как среди славянских так и неславянских групп Восточной Европы. Что касается территорий современной Украины, то впервые он был представлен здесь еще среди племен Днепровско-донецкой культуры эпохи неолита (VI-IV тыс. до н.э.), в дальнейшем встречаясь в отдельных группах носителей ямной культуры эпохи энеолита территории Среднего Приднепровья, белозерской культуры эпохи поздней бронзы территории Нижнего Поднепровья, скифских племен лесостепной зоны Украины[21].
Отмеченная нами близость одонтологических комплексов черняховского и древнерусского населения Правобережья хорошо согласуется с итогами краниологических исследований. Ссылаясь на их сходство с диаметром скул - одного из определяющих признаков физического типа восточных славян, - М.Великанова указала на то, что это "позволяет предположить определенную роль Черняховского элемента в формировании антропологического типа полян"[22]. Еще категоричнее по этому поводу высказалась Т.И.Алексеева: "... поляне по сути являются непосредственными потомками черняховцев" [23], хотя это, безусловно, преувеличение: физический тип потомков летописных полян сформировался при участии нескольких компонентов - относительно высоко-узколицего, высокоорбитного, присущего черняховскому населению, и массивного, довольно широконосого, относительно низколицего и низкоорбитного, что он преобладал у потомков летописных восточнославянских племен.
Некоторые общие черты (повышенные проценты лопатовидных резцов, шестибугровых первых нижних моляров, коленчатой складки и т.п.) наблюдаются и при сопоставлении одонтологических комплексов черняховского и древнерусского населения Левобережного Приднепровья, которые, однако, существенно различаются между собой по двум ключевым признакам - частотой четырехбугровых первых нижних моляров и бугорка Карабелли. Наличие этих различий все же не противоречит выводу об участии Черняховского морфологического компонента в формировании антропологического состава восточнославянского населения данного региона Украины, что подтверждают и краниологические данные. Показательной в этом отношении является серия черепов из некрополя XI-XII вв. у с.Каменное на правом берегу среднего течения реки Псел, которая по многим признакам отчетливо тяготеет к краниологическим сериям из черняховских могильников Среднего Приднепровья[24]. Одновременно, как и древнерусские серии Правобережья, она массивнее, чем черняховские, что свидетельствует о наличии присущего всем восточным славянам массивного компонента.
Дальнейшие исследования, несмотря на значительные трудности, связанные с ограниченностью источников, все же позволят четко определить роль славян в формировании морфологических черт населения черняховской культуры. Что касается вклада самих черняховцев в генотип их наследников на территории Украины, то он является бесспорным.
Статья посвящена вопросам антропологического состава и этнической истории населения черняховской культуры. Ha оновании антрополого-одонтологических данных выделены три региональных комплекса, сложившихся на разной этнической основе.
Черняховская культура - одно из самых ярких культурно-исторических образований первой половины I тыс. н.э. на Юго-Востоке Европы. B период своего расцвета, который приходится на III-IV вв., Она занимала большую часть современных украинских и молдавских земель и смежные с ними районы Польши, Румынии, России. По особенностям погребального обряда, керамики, домостроения среди Черняховских памятников выделяются три локальные группы, связанные с определенными регионами, а именно: Северо-Западным Причерноморьем, междуречьем Днестра, Прута и Дуная, лесостепной зоной Украины[1]. Наличие этих региональных различий в определенной мере связано с неоднородностью этнического состава носителей черняховской культуры, в создании которой, по мнению большинства исследователей, принимали участие скифы, сарматы, геты, восточные славяне и готы. Что же касается вопроса о роли отдельных этносов в формировании, то он до сих пор вызывает достаточно острые дискуссии в историко-археологической литературе.
Определенное участие в его обсуждении принимали и специалисты-антропологи. Так, по мнению Т.Кондукторовой, в антропологическом составе населения черняховской культуры выделяется два основных компонента: умеренно долихокранный, со средним по ширине лицом и четко очерченным носом, связанный с поздними скифами, и более долихокранный, высокоголовый, с несколько более широким носом и низкими орбитами [2]. Последний, по наблюдениям Т.Рудич, сложился на основе физического типа племен культур шнуровой керамики, характеризуясь северо-западными и западными направлениями антропологических связей[3]. Определенные аналогии ему прослеживаются среди синхронных групп Южной Балтии.
Сегеда С.П.
Наряду с "традиционными" краниологическими признаками для освещения этногенетической проблематики ныне широко применяются данные этнической одонтологии - отдельного раздела антропологии, который изучает особенности строения зубов древних и современных популяций человечества. Это объясняется тем, что, согласно исследованиям последних десятилетий, одонтологические маркеры достаточно четко различают представителей крупных расовых групп человечества, образуя крупные территориальные группировки - одонтологические типы[4]. Анализ взаимоотношений этих типов существенно дополняет информацию, полученную на основании других морфологических и физиологических систем - своеобразных биологических "меток", которые дают возможность получить информацию исторического характера.
Предлагаемое исследование посвящено итогам антрополого-одонтологических исследований девяти краниологических серий из могильников черняховской культуры (Журавского, Черняховского, Переяслав-Хмельницкого, Боромлянского, Успенского, Садовского, Гавриловского, Холмского и Коблевского), хранящихся в фондах Института археологии HAH Украины и Музея и НИИ антропологии Московского университета им. М.В.Ломоносова (Россия). Материалы обработаны автором по методике О.О.Зубова [5]. Привлечены также данные латвийской исследовательницы Р.Гравере, которая обследовала сборную серию черепов из черняховских некрополей Молдовы - Будештского и Малаештского[6]. Местонахождение могильников черняховской культуры показано на рисунке.
Для межгруппового анализа были использованы следующие признаки: лопатообразные формы верхних медиальных резцов, бугорок Карабелли, форма первого и второго нижних моляров, дистальный гребень тригонида, коленчатая складка метаконида, вариант II впадения первой борозды метаконида на Ml. Именно эти характеристики строения зубов имеют высокую расово-диагностическую ценность и лежат в основе антрополого-одонтологической типологии народов Восточной Европы[7].
Степень различий между обследованными выборками оценивалась на основании величин "среднего таксономического расстояния" (CTР) между ними, которые высчитывались на основе критерия Фишера[8]. Если величина CTР <0,30, то это свидетельствует о близости антрополого-одонтологических комплексов, при CTР 0,31-0,61 расстояние между ними считается средним, а при CTР> 0,61 - большим [9].
Анализ вариаций ведущих одонтологических признаков в обследованных выборках показал, что в целом они не выходят за пределы, присущие представителям большой европеоидной расы[10]. В то же время им присущ довольно широкий диапазон изменчивости и наличие некоторых закономерностей географического распределения (табл. 1-2). Это позволяет выделить среди черняховского населения Восточной Европы три региональных комплекса, а именно: поднепровский, левобережный и дунайско-днестровский.
Поднепровский комплекс выделен на материалах черняховской и переяслав-хмельницкой серий, охватывающих 49 черепов. Он характеризуется средним уровнем редукции первого нижнего моляра, умеренным присутствием признаков "восточной" ориентации - лопатовидных резцов, коленчатой складки метаконида и дистального гребня тригонида, среднему проценту бугорка Карабелли и середненизким - варианта 2 (II) med. (табл. 3). Приведенное сочетание признаков известно под названием "среднеевропейский одонтологический тип", различные модификации которого встречаются как среди старого, так и современного населения Восточной Европы[11]. Левобережный комплекс выделен на материалах близких между собой боромлянской, успенской и садовской серий (50 черепов). Он характеризуется средневысоким уровнем редукций первого нижнего моляра, очень высокой частотой бугорка Карабелли, несколько повышенной (в европеоидной масштабе) концентрацией некоторых "восточных" признаков, слишком коленчатой складкой метаконида и 4-6 баллами межкорневого затекания эмали, очень низким процентом варианта 2 (II) med. Данное сочетание признаков свойственное представителям восточной ветви так называемого южного грацильного типа, издавна распространенного в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Средней Азии и др.[12]. Что касается территорий Украины, то черты данного типа впервые были обнаружены здесь среди носителей позднетрипольской усатовской культуры эпохи энеолита. В дальнейшем они характеризовали отдельные группы населения ямной культуры эпохи энеолита и племен белозерской культуры Северо-Западного Причерноморья, скифов и сарматов степной зоны Украины[13].
Дунайско-Днепровский комплекс выделен по итогам изучения холмской, будештской и малаештской серий (около 70 черепов).*[* В работе Р.Гравере отсутствуют точные данные о численности обследованной ею будештско-малаештской краниологической серии.] Его определяющие черты: повышенный уровень редукции верхних моляров, отсутствие "восточных" признаков, низкое значение бугорка Карабелли и, наоборот, очень высокое-варианта II впадение второй борозды метаконида. По некоторым характеристикам к группам этого комплекса тяготеет также Коблевская выборка.
Основу данного комплекса составляет грацильный одонтологический компонент. Однако аналогии ему среди синхронных групп - носителей черт грацильных одонтологических типов - пока неизвестны. Подобное сочетание признаков характеризует современных украинцев карпатской зоны[14], где, как известно, был издавна присутствующий фракийский морфологический компонент[15]. Последний, по М.Великановой, сыграл существенную роль в формировании физического типа черняховских племен прутско-днестровского междуречья[16]. Это дает основания предполагать, что в основе дунайско-днестровского одонтологического комплекса лежит фракийский (гетской) субстрат. Однако для окончательных выводов о его генетических истоках нужно обследовать краниологические серии из гетских могильников.
Весьма своеобразным сочетанием одонтологических признаков (отсутствие лопатовидных резцов, высокий процент четырехбугровых нижних моляров и коленчатой складки метаконида, низкий процент бугорка Карабелли др.) характеризуется гавриловская серия, которую невозможно отнести ни к одному из намеченных комплексов.
В целом правомерность выделения среди черняховского населения региональных комплексов не вызывает сомнений. Вместе с тем следует иметь в виду, что различия между отдельными выборками, а, следовательно, и самими комплексами имеют умеренный характер. Об этом свидетельствует величина CTР, рядовое значение которой для всей совокупности выборок черняховской культуры составляет лишь 0,44(табл. 4).
Вскоре после открытия первой черняховской достопримечательности - могильника вблизи с.Черняхов Киевской Обл., сделанного В. Хвойкой в 1899 г., в историко-археологической литературе развернулись острые дискуссии по поводу роли готов в политической и этнокультурной истории Восточной Европы первой половины I тыс. н.э., которые продолжаются и поныне. Мнения, высказанные в процессе обсуждения этого вопроса, имеют крайне противоречивый характер, а именно: от признания готов едва ли не единственными создателями черняховской культуры до почти полного отрицания их вклада в формирование данного историко-культурного образования. Для его освещения прибегали и к попыткам привлечь антропологические данные, однако этому препятствовало отсутствие материалов, связанных с готами.
Применение антрополого-одонтологической методики для освещения данной проблематики стало возможным благодаря содействию польских коллег - сотрудников кафедры польской археологии Люблинского университета им. М.Складовской-Кюри, которые предоставили нам возможность обследовать две краниологические серии из могильников т.н. масломенчской группы (70 черепов), расположенных вблизи сс.Масломенч и Грудек на юго-востоке Польши.
По мнению А.Коковского, выделившего эту локальную группу черняховско-вельбарских памятников Побужья, в ее создании, очевидно, участвовали готы и местные племена, ассимилированные готами во время их передвижения в направлении Мазовья, Подляшья, Полесья и Boлыни[17].
Анализ одонтологических признаков объединенной серии черепов масломенчской группы показывает, что ей присущи высокий уровень редукции нижних моляров, высокая частота бугорка Kapaбелли, средневысокое значение варианта II метаконида, несколько повышенная частота "восточных" признаков, причем коленчатая складка встречается значительно чаще, чем дистальный гребень тригонида. Приведенное сочетание характеристик присуще носителям т.н. северного грацильного типа, черты которого распространены среди древнего и современного населения Скандинавии, Юго-Восточной Прибалтики, Северо-Запада Российской Федерации[18].
Сравнения объединенной масломенчской серии с черняховскими выборками свидетельствуют о том, что различия между ними в основном имеют довольно принципиальный характер, обусловленный всем комплексом признаков, которые лежат в основе антрополого-одонтологической типологии древних и современных популяций Восточной Европы. Исключение составляет лишь гавриловская серия, где обнаружены некоторые определяющие черты северного грацильного типа (например, сочетание высокого уровня редукции первого нижнего моляра с высокой частотой коленчатой складки метаконида). Последнее хорошо согласуется с итогами краниологических исследований [19]. Следует также отметить и сходство одонтологических комплексов краниологических серий с Масломенчского, Боромлянского и Успенского могильников. Правда, оно может объясняться влиянием сарматского компонента, наличие которого было зафиксировано нами во всех трех выборках[20].
В целом антрополого-одонтологические данные не отрицают определенного взноса готов в формирование физического типа людей черняховской культуры на территории современной Украины. Возможно, именно с ними связан долихокранный высокоголовый, относительно Широконосый и низкоорбитний морфологический компонент, выявленный в погребениях с северной ориентацией. Однако полученные нами данные указывают на преобладание в черняховских сериях черт, присущих населению скифского времени. Отчасти это можно объяснить тем, что: а) по своей численности готы, безусловно, значительно уступали местным племенам, которые унаследовали морфологические признаки своих предшественников б) среди готских племен был распространен обряд кремации покойников, что значительно ограничивает возможности антропологического анализа.
Актуальным, как и раньше, остается вопрос об участии славянских племен в формировании черняховской культуры. Отметим, что его решение затруднено ограниченностью источниковой базы, что объясняется распространением обряда кремации среди носителей "праславянских" культур конца I тыс. до н.э. и летописных восточнославянских племен вплоть до введения христианства на Руси. Кроме того, в нашем распоряжении нет материалов с территории Верхнего Приднестровья, где, по археологическим данным, в наиболее отчетливой форме прослеживается генетическая связь между черняховскими и поздними славянскими древностями. При таких обстоятельствах для освещения данной проблематики приходится обращаться к итогам сравнительного анализа краниологических серий с черняховских и древнерусских могильников лесостепной зоны Украины, хронологический разрыв между которыми составляет 6-9 веков. Это не так много, учитывая консервативность антропологических признаков, которые сами по себе очень мало изменяются во времени.
Сопоставление журавской и древнерусской григорьевско-бучанской серий, которые происходят из могильников Днепровского Правобережья, свидетельствует о схожести их одонтологических комплексов, основу которых составляет умеренный уровень редукции нижних моляров, средневысокий процент бугорка Карабелли и невысокая концентрация признаков "восточной" ориентации. Это сходство подтверждается статистическими критериями - величина CTР между упомянутыми сериями составляет всего 0,38.
Близость антрополого-одонтологических характеристик черняховского и древнерусского населения Правобережья Среднего Поднепровья является важным аргументом в пользу их генетического родства.Это означает, что славяне или ассимилировали часть черняховцев, приобретя черты своих предшественников, или входили в конгломерат племен - создателей черняховской культуры. Вопрос остается открытым, поскольку присущий журавской и григорьевско-бучацкой сериям среднеевропейский одонтологический тип, как известно, был издавна распространен как среди славянских так и неславянских групп Восточной Европы. Что касается территорий современной Украины, то впервые он был представлен здесь еще среди племен Днепровско-донецкой культуры эпохи неолита (VI-IV тыс. до н.э.), в дальнейшем встречаясь в отдельных группах носителей ямной культуры эпохи энеолита территории Среднего Приднепровья, белозерской культуры эпохи поздней бронзы территории Нижнего Поднепровья, скифских племен лесостепной зоны Украины[21].
Отмеченная нами близость одонтологических комплексов черняховского и древнерусского населения Правобережья хорошо согласуется с итогами краниологических исследований. Ссылаясь на их сходство с диаметром скул - одного из определяющих признаков физического типа восточных славян, - М.Великанова указала на то, что это "позволяет предположить определенную роль Черняховского элемента в формировании антропологического типа полян"[22]. Еще категоричнее по этому поводу высказалась Т.И.Алексеева: "... поляне по сути являются непосредственными потомками черняховцев" [23], хотя это, безусловно, преувеличение: физический тип потомков летописных полян сформировался при участии нескольких компонентов - относительно высоко-узколицего, высокоорбитного, присущего черняховскому населению, и массивного, довольно широконосого, относительно низколицего и низкоорбитного, что он преобладал у потомков летописных восточнославянских племен.
Некоторые общие черты (повышенные проценты лопатовидных резцов, шестибугровых первых нижних моляров, коленчатой складки и т.п.) наблюдаются и при сопоставлении одонтологических комплексов черняховского и древнерусского населения Левобережного Приднепровья, которые, однако, существенно различаются между собой по двум ключевым признакам - частотой четырехбугровых первых нижних моляров и бугорка Карабелли. Наличие этих различий все же не противоречит выводу об участии Черняховского морфологического компонента в формировании антропологического состава восточнославянского населения данного региона Украины, что подтверждают и краниологические данные. Показательной в этом отношении является серия черепов из некрополя XI-XII вв. у с.Каменное на правом берегу среднего течения реки Псел, которая по многим признакам отчетливо тяготеет к краниологическим сериям из черняховских могильников Среднего Приднепровья[24]. Одновременно, как и древнерусские серии Правобережья, она массивнее, чем черняховские, что свидетельствует о наличии присущего всем восточным славянам массивного компонента.
Дальнейшие исследования, несмотря на значительные трудности, связанные с ограниченностью источников, все же позволят четко определить роль славян в формировании морфологических черт населения черняховской культуры. Что касается вклада самих черняховцев в генотип их наследников на территории Украины, то он является бесспорным.
Сообщение изменено: makc, 04 Февраль 2012 - 18:21.
#20
Опубликовано 03 Февраль 2012 - 16:33

Спасибо!
Итак, Сегеда по данным одонтологии выделяет среди населения черняховской культуры 3 региональных комплекса:
1. Поднепровский (49 черепов)- среднеевропейский тип, характерен как для древнего, так и для современного населения Восточной Европы.
2. Левобережный (50 черепов)- восточная ветвь южного грацильного типа- характерен для скифов и сарматов степной зоны Украины, населения Северного Кавказа и Средней Азии.
3. Дунайско-днестровский (70 черепов)- грацильный тип, не имеющий аналогов среди синхронных групп- в основе фракийский (гетский) субстрат.
I.«Масломенчский» тип (70 черепов)- северный грацильный тип, оставленный готами и ассимилированными ими племенами во время передвижения в направлении Мазовья, Подляшья, Полесья и Волыни не характерен для черняховцев, за исключением гавриловской серии. Этот тип характерен для древнего и современного населения Скандинавии, Юго-Восточной Прибалтики, Северо-Запада России.
II. Сарматский компонент выявлен во всех трех первых вариантах.
Итак, Сегеда по данным одонтологии выделяет среди населения черняховской культуры 3 региональных комплекса:
1. Поднепровский (49 черепов)- среднеевропейский тип, характерен как для древнего, так и для современного населения Восточной Европы.
2. Левобережный (50 черепов)- восточная ветвь южного грацильного типа- характерен для скифов и сарматов степной зоны Украины, населения Северного Кавказа и Средней Азии.
3. Дунайско-днестровский (70 черепов)- грацильный тип, не имеющий аналогов среди синхронных групп- в основе фракийский (гетский) субстрат.
I.«Масломенчский» тип (70 черепов)- северный грацильный тип, оставленный готами и ассимилированными ими племенами во время передвижения в направлении Мазовья, Подляшья, Полесья и Волыни не характерен для черняховцев, за исключением гавриловской серии. Этот тип характерен для древнего и современного населения Скандинавии, Юго-Восточной Прибалтики, Северо-Запада России.
II. Сарматский компонент выявлен во всех трех первых вариантах.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#22
Опубликовано 04 Февраль 2012 - 19:08

Цитата(galychanyn @ 4.2.2012, 21:40) (смотреть оригинал)
Из первых трех групп "восточный" компонент отсутствует в 3 группе.
Согласен, замечание принято.
Цитата:
"Следует также отметить и сходство одонтологических комплексов краниологических серий с Масломенчского, Боромлянского и Успенского могильников. Правда, оно может объясняться влиянием сарматского компонента, наличие которого было зафиксировано нами во всех трех выборках".
Т.е. сарматский компонент зафиксирован в Масломенчской и Левобережной группах.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#23
Опубликовано 04 Февраль 2012 - 19:19

Цитата(eugene-march @ 5.2.2012, 2:08) (смотреть оригинал)
Согласен, замечание принято.
Цитата:
"Следует также отметить и сходство одонтологических комплексов краниологических серий с Масломенчского, Боромлянского и Успенского могильников. Правда, оно может объясняться влиянием сарматского компонента, наличие которого было зафиксировано нами во всех трех выборках".
Т.е. сарматский компонент зафиксирован в Масломенчской и Левобережной группах.
Цитата:
"Следует также отметить и сходство одонтологических комплексов краниологических серий с Масломенчского, Боромлянского и Успенского могильников. Правда, оно может объясняться влиянием сарматского компонента, наличие которого было зафиксировано нами во всех трех выборках".
Т.е. сарматский компонент зафиксирован в Масломенчской и Левобережной группах.
Нелогичность из того, что сарматский компонент отождествляется с наличием "восточного" компонента. Но, быть может, это не обязательное условие? Нужно смотреть одонтологию сарматов.
#24
Опубликовано 04 Февраль 2012 - 19:24

Цитата(makc @ 4.2.2012, 22:19) (смотреть оригинал)
Нелогичность из того, что сарматский компонент отождествляется с наличием "восточного" компонента. Но, быть может, это не обязательное условие? Нужно смотреть одонтологию сарматов.
Так Сегеда и пишет:
"Концентрацией некоторых "восточных" признаков, слишком коленчатой складкой метаконида и 4-6 баллами межкорневого затекания эмали, очень низким процентом варианта 2 (II) med. Данное сочетание признаков свойственное представителям восточной ветви так называемого южного грацильного типа, издавна распространенного в степной зоне Восточной Европы, на Северном Кавказе, в Средней Азии и др.[12]. Что касается территорий Украины, то черты данного типа впервые были обнаружены здесь среди носителей позднетрипольской усатовской культуры эпохи энеолита. В дальнейшем они характеризовали отдельные группы населения ямной культуры эпохи энеолита и племен белозерской культуры Северо-Западного Причерноморья, скифов и сарматов степной зоны Украины[13]".
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#27
Опубликовано 02 Сентябрь 2012 - 20:14

Цитата(eugene-march @ 27.1.2012, 21:53) (смотреть оригинал)
Население Черняховской культуры Украины по материалам антропологии
Т.А. Рудич
https://www.balto-sl...?showtopic=3867
Т.А. Рудич
https://www.balto-sl...?showtopic=3867
Аннотация на русском языке.
Диссертация посвящена анализу антропологического состава населения черняховской культуры Украины. Ее источниковую базу составляют 409 черепов, часть которых (126 ) введен в научный оборот автором диссертации.
В работе представлены краниологические характеристики населения черняховской культуры отдельных могильников и регионов. Краниологические серии черняховской культуры рассмотрены на широком фоне материалов, характеризующих хронологически и территориально близкие культуры и этнические группы.
В результате исследования складывается картина генезиса черняховской культуры, вырисовываются истоки антропологического состава ее населения, рассматривается вопрос о преемственности между черняховцами и населением древнерусского времени.
Антропологический анализ позволяет говорить о принадлежности населения культуры к большой европеоидной расе и значительной его неоднородности. Представлены антропологические типы, которые принадлежат и к северному, и к южному кругу европеоидов. Сложную антропологическую структуру имеет население каждого из регионов, фиксируется наличие разных генетических линий, одни из которых связаны с населением Украины дочерняховского времени, а другие - с мигрантами из центральных и северо-западных районов Европы. Несмотря на неоднородность, в каждом регионе можно выделить доминирующие морфологические типы, которые обеспечивают разное направление антропологических связей.
Черняховское население западного региона Украины проявляет значительную близость с населением масломенчской группы вельбарской культуры Польши. Это касается как мужчин, так и женщин, хотя они имеют разную доминирующую основу. У мужчин доминирует долихокранный, гиперморфный с маленькими размерами лица тип, имеющий истоки в культурах Западной и Центральной Европы (от шнуровой до латенской), и может представлять выходцев из кельтской среды. Истоки мезокранного со среднешироким лицом, низкими орбитами типа, характерного для женской группы, выявить сложно, но в исторической перспективе он будет характерен для славянских групп средневековья.
Население Центральной Украины является наиболее смешанным. Выделяются три направления антропологических связей. Мезокранные мезоморфные со средней шириной лица формы близки населению позднескифских памятников. Резко долихокранный гиперморфный со среднешироким лицом морфотип – балтским могильникам I-V вв. Долихокранный с небольшими размерами лица тип – населению вельбарской культуры Польши. Близкая ситуация наблюдается на Левобережье. У мужчин преобладает южный характер антропологических связей, а у женщин - северо-западный (с группами из Прибалтики).
Существенно смешанным является население Северного Причерноморья. Черняховцы Буго-Тилигульского междуречья сформировались на основе выходцев из позднескифской и античной среды. На североевропейской основе сложилось население Нижнего Днепра (параллели с вестготскими сериями, могильниками Прибалтики I-V вв., германцами VI-XI вв.). В западной части Причерноморья (Буджаке) население наиболее смешанное. Позднескифская линия доминирует в мужской группе, а женщины составляют единый антропологический массив с черняховками Западной Украины и вельбарками Польши.
Таким образом, население черняховской культуры демонстрирует антропологическое разнообразие. Наряду с населением, имеющим местное происхождение, фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы.
В постчерняховскую эпоху антропологический состав населения существенно изменился на всей территории Украины. Наиболее реально в славянских группах разных территорий эпохи Киевской Руси прослеживаются генетические линии, которые ведут от женских сборных серий черняховской культуры Западной Украины и Буджака.
На картину антропологического состава населения черняховской культуры существенно влияет биритуализм погребального обряда. Очевидно люди, которые являлись выходцами из культурных групп, практиковавших обряд трупоположения (поздних скифов, носителей латенской и, частично вельбарской, культуры, балтских групп I-V вв.), отдавали предпочтение этому погребальному обычаю и в рамках черняховской культуры. А большая часть германцев и славян, которые, по мнению археологов, являлись доминирующими среди носителей культуры, более тяготели к кремации.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей