Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Росомоны


4 ответов в этой теме

#1
Vognejar

Vognejar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 254 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:українець
  • Фенотип: западный балтид
  • Y-ДНК:J-Y167175
  • мтДНК:J1c5a1
  • Вероисповедание:агностицизм
для начала, немного из Вики:

"Росомоны — народ, племя или род, упомянутый готским историком Иорданом (VI век) в Восточной Европе в связи с событиями около 375 года:

«Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов (Rosomonorum gens infida), которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного.»"

Толкования:

"Начиная с М. В. Ломоносова существует мнение, отождествляющее росомонов с роксоланами и позднейшими русами-россами[2], по мнению ряда историков — одно из первых сообщений о предках русов. Другие авторы считают эти сближения совершенно беспочвенными и полагают, что слово gens у Иордана нужно понимать как «род, клан», а не «народ».

Сюжет в сообщении Иордана имеет эпические черты, позднее сохранился в Старшей Эдде в песне «Подстрекательство Гудрун», но без упоминания росомонов. В Старшей Эдде Сёрли и Хамдир сыновья Гудрун и конунга Йонакра, а Сванхильд — дочь Гудрун и Сигурда. Сванхильд была отдана замуж за самого престарелого конунга Йормунрикка, который казнил её за измену. Гудрун, удручённая смертью любимой дочери, подстрекает сыновей отомстить за сестру. Эддический сюжет заканчивется гибелью всех героев.

Есть различные версии о происхождении росомонов. По мнению одних, они происходят от ираноязычных роксоланов, по мнению других — от германцев ругов (рогов).

Имя Сунильда признаётся германским, в начале V века хорошо известен гот Сар на службе римского императора Гонория. Его нападение на войско вождя Алариха привело к захвату Рима готами в 410 году."

Этимология:

"Существует множество попыток этимологии самого слова Rosomoni, преимущественно при помощи германского (готского) или иранского (осетинского) языков.

Сторонники североиранской этимологии считают, что корню -moni ближе осет. mojnae, а ros- объясняется упрощением rohs- — «светлый», то есть «светлые люди», и таким образом сближают с этнонимом роксоланы («светлые аланы»).

Германская этимология, как правило, предполагает наличие в названии ros- — «рыжий», «красный» или «конь» и man — «человек», «люди», готск. mana, то есть «рыжие/красные люди» или «конники» .

И. В. Зиньковская предлагает трактовать слово росомоны из готского языка как «люди двора» (rohsns «двор», manna «муж»). Поэтому росомоны были не племенем (этносом), а придворными, слугами короля Эрманариха[5].

Д. А. Мачинский полагал, что rosomoni/rosomani — это передача известного по скандинавским источникам этносоциального термина roþmaen («гребцы, мореходы»), от древнесеверогерманского roþ («гребля, гребной поход») и *man («человек»). Того же корня, по мнению большинства норманистов, и слово «русь»."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Росомоны

затем, вот ещё инфа:

Покоренные Германрихом племена у того же Иордана:

Цитата
«После того как король готов Геберих отошёл от дел человеческих, через некоторое время наследовал королевство Эрманарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало Древних писателей сравнивали его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов (Golthescytha), тиудов (Thiudos), инаунксов (Inaunxis), васинабронков (Vasinabroncas), меренс (Merens), морденс (Mordens), имнискаров (Imniscaris), рогов (Rogas), тадзанс (Tadzans), атаул (Athaul), навего (Navego), бубегенов (Bubegenas), колдов (Coldas)».


"«Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остготы; от них вестготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились. Между тем Эрманарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остготами»"

http://ru.wikipedia.org/wiki/Германрих

Хочется так же обратить внимание на некую тождественность Герман-рих и Рю-рик.

"Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:
Hrodric — старо-германский язык
Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
Hrœrekr — западный старо-норманский язык
rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):
Hreðric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
Рорик — датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира
Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии."


Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рюрик

"Происхождение этнонима «русь» возводится к древнеисландскому слову Róþsmenn или Róþskarlar — «гребцы, мореходы» и к слову «руотси/роотси» у финнов и эстонцев, означающее на их языках Швецию, и которое, как утверждают лингвисты, должно было превратиться именно в «русь» при заимствовании этого слова в славянские языки"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Русы

Но есть и опровержения против "росомонов" - русов:

"Аль-Масуди в 1-й половине X века пояснял смысл названия: «Византийцы нарекают их [русов] русийа, смысл этого [слова] — „красные, рыжие“»"

Но в тоже время:

"О том, что именно византийцы прозвали варягов росами, свидетельствует Лиутпранд Кремонский, посол итальянского короля Беренгария в Византию в 949 году:

XV. В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют Rousios, мы же по их месту жительства зовём «норманнами». Ведь на тевтонском языке «норд» означает «север», а «ман» — «человек»; отсюда — «норманны», то есть «северные люди». Королём этого народа был [тогда] Ингер [ Игорь Рюрикович ]"

"Финское Ruotsi обозначает шведы, на эстонском шведы называются Rootsi. Считается, что древнее финно-угорское население называло так, по крайней мере с VIII века, скандинавов, собирающих дань. А в финском языке, как предполагают, слово ruotsi возникло на основе древнескандинавского корня rotp-, связанного с понятием гребли, судоходства, жителями шхер. Славяне, соседствующие и живущие вместе с финно-угорскими племенами, могли перенять ruotsi в форме русь для названия скандинавских викингов, приходящих из Финляндии, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы].» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (собирательное название ряда финских племён) стоит на первом месте после варягов и перед славянами."

"Писатель XII века Саксон Грамматик в своём описании деяний легендарных датских и шведских королей VIII—IX веков упоминает неоднократно Русию (Russia), а жителей называет русинами (ruthenians). В его былинном изложении Русия находилась на побережье Балтики где-то за Курляндией и Эстонией (Esthonia), имела много вождей и обладала сильным морским флотом на Балтике (см. статью русь (народ)). Русины всегда чётко отличались от славян. Географическое положение Русии указывает на её близость к Финляндии. Дальше Русии на восток была только так называемая Пермская земля (Permland), край снегов, видимо населённый пермью.

Среди западных историков существует версия, что под Русией подразумевалось свеаландское побережье Балтийского моря — район Руслаген к северу от Стокгольма и Упсалы. Считается обоснованной версия о том, что Швеция называлась финнами Ruotsi именно из-за жителей Рослагена, часто посещавших их. Но существовало зафиксированное в XIX веке (1832 г.) самоназвание шведских саамов — Ruothi и Ruotteladz, которые самих шведов звали Taro и Tarolats («торговцы»), в связи с чем Гедеонов С. А. высказывал мнение, что финское название Швеции (Ruotsi), восходит к самоназванию дошведского населения — саамов. О широком распространении древних саамов, именующих себя Ruothi, возможно свидетельствует то, что коми называют русских словом «Роч»(rot᾽śε)."

http://ru.wikipedia....Русь_(название)

Из всего этого, можно сделать выводы, что:

1. Росомоны ("roþmaen") - "гребцы, мореходы", относится к остготам, которые вероятно появились на востоке от Днестра в 4 веке н.э. вместе с остальными остготами. Примечательно, что второе имя остготов - гревтунги. Но все же, гевтунги упоминаются касательно 4 века и в 5-6 вв. становятся просто остготами.

""Greuthungi" may mean "steppe dwellers" or "people of the pebbly coasts".[1] The root greut- is probably related to the Old English greot, meaning "gravel, grit, earth".[2] This is supported by evidence that geographic descriptors were commonly used to distinguish people living north of the Black Sea both before and after Gothic settlement there and by the lack of evidence for an earlier date for the name pair Tervingi-Greuthungi than the late third century.[3] It is also possible that the name "Greuthungi" has pre-Pontic Scandinavian origins.[3] It may mean "rock people", to distinguish the Ostrogoths from the Gauts (in what is today Sweden).[3] Jordanes does refer to an Evagreotingi (Greuthung island) in Scandza, but this may be legend. It has also been suggested that it may be related to certain place names in Poland, but this has met with little support"
http://en.wikipedia....wiki/Greuthungi

Т.е., их имя вполне могло бы иметь аналогичное значение имени "поляне". А первыми в ПВЛ Русью, как известно прозвались поляне. Да и готские/росские названия порогов Днепра тоже локализуются в том же месте. Что говорит нам о том, что если росы от росомонов, то от Днестра они заняли вместе с остготами земли до Днепра включительно. И далее они вливаются в состав антских племен под протекторатом гуннов. Вероятно с нач. 6 века н.э. эры они начинают славянизироватся антами и 4 века им вполне бы хватило для славянизации. Ещё нужно и учесть то, что они будучи готами не могли не повлиять позитивно в цивилизованном плане на славян. Так же, они приняли христианство и могли поспособствовать созданию цивилизованного имиджа христиан, так как черняховская культура была образцом цивилизованности для наших восточноевропейских земель на те времена.

Так же, стоит упомянуть, что имя гревтунги перешло на Верхние Трояновые валы:
"It may also have been called Greuthungian Wall in later Roman accounts, but this is uncertain owing to a single polysemic manuscript occurrence in the works of Ammianus Marcellinus.[2]"
http://en.wikipedia....Greuthungi_Wall

А это указывает на то, что гревтунги вполне могли ходить в походы вместе с антами, а не сидеть на месте между Днестром и Днепром.

Примечательно и то, что первые мифические славяне-христиане как раз упоминаются недалеко от туда под именем "рахманы-фисониты", вероятно христианизированные готами, а позже - славянизированные антами фракийцы принявшие христианство, но перед этим входившие в государство готов Ойум (по археологическим источникам).

Версию происхождения от "роксоланов" я категорически отвергаю, так как на тот момент от них практически ничего не осталось и они не могли играть никакой особой роли на те времена. К тому же, они были ираноязычными, у нас же все указывает на то, что росомоны были готами и говорили на готском языке.

2. Позднее, вероятно произошла и славянизация самого имени росомонов =>росы и переосмысление в "русы", что и у греков отражено в их понимании "росов" в значении "красных" - т.е. "русых-рудых", иногда даже путая в переводе от древнегреческого в текстах эти корни. Кстати, стоит упомянуть, что это у скандинавов росомонов этимолизируют ,как гребцов и мореходов, а вот в германских языках есть и другая этимология от "ros- — «рыжий», «красный»", что сближает эту этимологию с греческим пониманием этого слова.
Есть ещё и третье понимание росомонов, как "из готского языка как «люди двора» (rohsns «двор», manna «муж»)", где мы видем некую аналогию с пониманием термина "варяги", если от -wārjōz «жители»:
"Этимологически слово видиварии относится к разряду германских композитов со вторым элементом *-wārjōz «жители», обозначающих население определенной территории, характеристика которой (топоним или географический апеллятив) содержится в первом элементе, например: Rip(u)arii, Baiouarii, Chasuarii [Wenskus.Stammesbildung, 61; ср.: Bach. Namenkunde, I, T. 1, 108; Solmsen,
Fraenkel. Eigennamen, 109]."
Ист.: svod_drevneishih_pis_mennyyh_svedenii_o_slavyanah_t_1_1_6_vv - с. 139
Так же есть "варяги" и в к кельтской интерпретации:
"Современник Кекавмена и Пселла, хронист Скилица, вообще идентифицировал варягов как кельтов: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков»"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Варяги

3. «Руотси/роотси» по фински - "шведы", дошведское самоназвание местных саамов, как выяснилось, т.е. оно должно было бы быть первично по отношению к росомонам. Следовательно, эту аналогию можно считать, как отголоски далекого прошлого, когда финнов Скандинавии захватили шведы.

"Roden, или Roslagen — этимологический источник для финского и эстонского названий Швеции — Ruotsi и Rootsi. Существуют гипотезы о происхождении от этого же названия дружин, посещавших восточных славян и прозванных русами (русью), от именования которых, согласно норманской теории, происходит название государства Русь и, впоследствии, Россия."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Руслаген

"The name Roslagen comes from the word “rodzlag” which in coastal Uppland is an old word for a rowing crew of warrior oarsmen"
http://en.wikipedia.org/wiki/Roslagen
Тут мы имеем значение "воины-гребцы", что аналогично одной из версий происхождения слова "росомоны".

Возможно, наши росомоны берут начало от сюда, но эту версию нужно ещё уточнять.

Был бы рад узнать об этих росомонах больше информации, если она существует, где либо.

G25:

Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155

 


#2
Vognejar

Vognejar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 254 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:українець
  • Фенотип: западный балтид
  • Y-ДНК:J-Y167175
  • мтДНК:J1c5a1
  • Вероисповедание:агностицизм
В дополнение инфа:

1. Rossomanorum:
Цитата
По самой древней рукописи Иордана, которая хранится в библиотеке Амброзиа в Милане, роксоланы называются россоманорум.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Роксоланы

Rossomanorum - весьма интересный топоним и было бы интересно узнать, в каком контексте он там употреблен.

2. О предположительных связях ругов/рогов/росомонов:

Цитата
Собственно, что мы имеем из ранней истории ругов?

1. Тацит - руги живут на южном берегу Балтики.
2. Иордан: в I-II вв. готы нападают на ругов и "вытесняют их с их поселений".
3. Однако Веронский документ нач. IV в. числит ругов по-прежнему в Балтийском регионе.
4. Иордан упоминает среди подданных Германариха рогов (стало быть, речь о второй пол. IV в.).
5. Он же - об измене росомонов (370-е гг.).
6. Он же упоминает о том, что руги были в составе войск Аттилы.
7. Житие св. Северина - руги в Норике, отсюда Ругиланд и проч.

http://oldrus.livejo...com/212668.html

3. По топонимам, есть такие:

Цитата
Ро́соман (макед. Росоман) — село в центральной части Республики Македония, центр общины Росоман.


Цитата
Росоман (болг. Росоман) — село в Болгарии. Находится в Софийской области, входит в общину Божуриште. Население составляет 31 человек.


http://en.wikipedia.org/wiki/Rosoman

4. Есть любопытные финнские фамилии образованные от нашего "руотси":
Цитата
Ruotsalainen is a Finnish surname (meaning "a Swede"). People with this surname include:
Aatu Ruotsalainen (1859–1917), politician
Heli Ruotsalainen (born 1979), schlager singer
Paavo Ruotsalainen (1777–1852), farmer and lay preacher
Paavo Ruotsalainen (1887–1968), writer and politician
Pirjo Ruotsalainen, orienteering competitor
Reijo Ruotsalainen (born 1960), ice hockey defenceman
Reino Ruotsalainen (1941–2004), ice hockey coach
Topi Ruotsalainen (born 1979), painter
Satu Ruotsalainen (born 1966 ), heptathlete
Seppo Ruotsalainen, architect
Veikko Ruotsalainen (born 1908), skier

In addition, the word ruotsalainen appears as a place name in Finland.

http://en.wikipedia....ki/Ruotsalainen

А так же близкие по звучанию:
The name Rosamund (also spelt Rosamond and Rosamunde) is a girls' name and can also be a family name (surname). Originally it combined the Germanic elements hros, meaning horse, and mund, meaning "protection". Later it was influenced by the Latin phrases rosa munda, meaning "pure rose",[1] and rosa mundi, meaning "rose of the world".[2] "Rosemonde" is the French form of the name.
http://en.wikipedia....disambiguation)

5. Есть ещё топоним в англ. Вики, который приводят как альтернативный Рослагену:

"Rьstringen or Rustringen was an old Frisian gau which lay between the modern district Friesland and the Weser river in modern Lower Saxony. Nowadays, only a small part of the original territory remains, namely the Butjadingen peninsula. The largest part of historical Rьstringen has been lost to the sea in the Middle Ages due to various storm surges and now forms the Jadebusen bay.

Butjadingen and Rьstringen"
http://en.wikipedia....wiki/Rьstringen

6. Кельтский топоним:
Ross (Ros in Scottish Gaelic) is a region of Scotland and a former mormaerdom, earldom, sheriffdom and county. The name Ross allegedly derives from a Gaelic word meaning a headland - perhaps a reference to the Black Isle. The Norse word for Orkney - Hrossay meaning horse island - is another possible origin. The area once belonged to the Norse earldom of Orkney. Ross is a historical comital region, perhaps predating the Mormaerdom of Ross.
http://en.wikipedia.org/wiki/Ross

А встречается и в качестве имени:
Ross can be used as a given name, typically for males, but is also a typical family name for people of Scottish descent (Clan Ross). In this case the name is of Scottish origin. The family name can also be of German origin (German Ross or RoЯ = horse). Ross is the name of many people, such as:
http://en.wikipedia....iki/Ross_(name)

7. Ругии в Норвегии тоже оставили топоним:
"Ryfylke is a traditional district in Norway, located northeast of Stavanger and east of Haugesund. In the east it borders Setesdal and Sirdal.

Ryfylke comprises the contemporary municipalities of Sauda, Suldal, Finnшy, Hjelmeland, Forsand, Strand, Kvitsшy and Rennesшy. There are no big cities in Ryfylke, but there are two major towns, Sauda and Jшrpeland

Scenic attractions include the world famous attractions of Lysefjord with Preikestolen (Pulpit Rock) and Kjerag.

Ryfylke is one of the 15 districts in Western Norway.

The name

The Norse form of the name was Rygjafylki. The first element is the genitive plural of rygr 'person from Rogaland', the last element is fylke. (See also the name Rogaland.)"
http://en.wikipedia.org/wiki/Ryfylke

Сообщение изменено: Vognejar, 14 Март 2012 - 09:45.

G25:

Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155

 


#3
Рус14

Рус14

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 222 сообщений
  • Город:Сибирь
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: балтид с нордической примесью
  • Вероисповедание:Православный
Скорее всего это иранцы-роксаланы - этноним и место проживания указывают именно на это, ругов Иордан знает достаточно хорошо и никогда не отождествляет их с росомонами.
Россия превыше всего!

#4
Vognejar

Vognejar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 254 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:українець
  • Фенотип: западный балтид
  • Y-ДНК:J-Y167175
  • мтДНК:J1c5a1
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Рус14 @ 14.3.2012, 6:59) (смотреть оригинал)
Скорее всего это иранцы-роксаланы - этноним и место проживания указывают именно на это, ругов Иордан знает достаточно хорошо и никогда не отождествляет их с росомонами.

Есть несколько разных интерпретаций и связей.
Имя ругов в средневековых источниках переходит на русов. Возможно это переосмысление, а возможно и изначальное значение. И эта идея была популярна не только в средневековье, но и при Б.Хмельницком даже считали, что русы с отрова Рюген.

Я нашел тут некоторые связки:

1. Можно ли связать шведско-финнское название с иранским?
Roslagen=>лат. Roxolani, др.-греч. Ροξολάνοι (?) - тут видно, что в др.греч. звучало, как "rosolanoi". Другой вопрос, а возможен ли такой переход? Вот финнская фамилия обозначающая "швед" - Ruotsalainen. Где и звучание немного иное - Ruotteladz, вместо - roюmaen.

"Согласно данным учёного Мальте-Брюн и других, роксоланы выделились из суроматских племён, переселившись из Азии в Европу двумя путями: северным — сухим и южным — морским. Южная ветвь роксолан двигалась с востока на запад в Малую Азию и Северное Причерноморье. Малоазиатскую часть роксолан после разорения Трои стали называть венетами или венедами. А Чёрное море, окружённое в те времена со всех сторон землями русов-венедов-славян, уже, по Нестору «слывёт Русским»."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Роксаланы

Любопытно, что это за "северный - сухой путь" роксолан?

Но в науке такая связь считается безперспективной:
"Против отождествления роксоланов и росомонов, на наш взгляд, явственно свидетельствует еще один, незамеченный исследо-вателями факт. Иордан, хорошо знавший сочинения Страбона (Get., 12), Помпония Мелы (Get., 16),Корнелия Тацита (Get., 12), Помпея Трога (Get., 48,61), Клавдия Птолемея (Get., 16–19) и других античных авторов первых веков н. э., не мог не обратить внимание на часто встречавшийся у них этноним «роксоланы». Более того, он его знает в форме «aroxolani» и указывает, что последние тогда обитали к востоку от Дакии (Get., 74). Из этого факта можно сделать заключение, что в отличие от современных исследователей имя роксоланов («араксоланов») не вызывало у Иордана никаких ассоциаций с росомонами. Между тем, хорошо известно, сколь важную роль в «творческой кухне» готского историка играли сопоставления, основанные на созвучии, как правило, далеко не полном различных этнонимов. Достаточно вспомнить хрестоматийный факт – подмену Иорданом (или его предшественниками) древнего имени гетов его соотечественниками-готами.
Росомоны – «славяне-росы"
(РОСОМОНЫ ИОРДАНА В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЭТИМОЛОГИИ И.В. Зиньковская, 2008 г.)

Однако, в тоже время:

2. Наиболее четкая, но в тоже время и наиболее загадочная связь:
Aroxolani=>Rossomanorum или Rossomanorum=>Aroxolani, поскольку, все же в первых текстах Иорадана были лишь росомоны и никаких роксолан. Т.е., здесь уже более древнее имя накладывается на более новое (иранское на готское).
"По самой древней рукописи Иордана, которая хранится в библиотеке Амброзиа в Милане, роксоланы называются россоманорум. Сирийский ритор Захарий (555 год) сообщает о народе росс, жившем к западу от р. Дон и занимавшем огромную территорию."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Роксаланы

Т.е., выходит, что в самой древней рукописи разницы между роксоланами и росомонами не было, а были лишь - росомоны!
Можно предположить, что Иордан приравнивая готов и гетов, мог бы и с роксаланами-росомонами тоже самое сделать, но вероятно, никаких роксолан на момент написания им его труда уже не было, а вот росомоны - были.

"В рукописях сочинения Иордана оно чаще всего читается как rosomonorum gens (Gen. pl. от rosomoni). рукопись «Гетики» Hs.V дает rosomonarum, а рукопись Z – rosimanorum. Один раз встречающаяся форма rosomorum в Hs. L., вне сомнения, является результатом ошибки переписчика" (РОСОМОНЫ ИОРДАНА В СВЕТЕ ГЕРМАНСКОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЭТИМОЛОГИИ И.В. Зиньковская, 2008 г.)

3. Rugii, also Rugians, Rygir, Ulmerugi, or Holmrygir (Norwegian: Rugiere, German: Rugier)/Rakousko=>Roden=>Ruotsi=>Rossomanorum

"Руги-германцы упоминаются Прокопием Кесарийским при событиях 541 года[7]:

Эти руги являются одним из готских племен, но издревле они жили самостоятельно. Когда первоначально Теодорих объединил их с другими племенами, то они стали числиться в среде готов и вместе с ними во всем действовали против врагов. Они никогда не вступали в браки с чужеземными женщинами и благодаря этому несмешанному потомству они сохраняли в своей среде подлинную чистоту своего рода."

"В чешском языке современное название Австрийской Республики — Rakousko, что можно перевести как земля ругов."

"В «Видсиде», древнейшем памятнике германской поэзии (IV—VI вв.), в списке наиболее известных племён Европы упоминаются руги и островные руги (хольмрюгги) без их географической локализации[9].

Историк Беда Достопочтенный упомянул в своей «Церковной истории народа англов» (начало VIII века) ругиев на побережье Балтики, причислив их к германским племенам."

"В X веке этноним руги был перенесён западноевропейцами на жителей Киевской Руси. Есть частные предположения, что в IX веке племя русь с Рюриком пришло в Приильменье с острова Рюген, или из мест, где жили руги.

Самое раннее упоминание о ругах-славянах содержится в «Раффельштеттенском таможенном уставе», изданном около 905 года для взимания торговых пошлин с купцов от ругов и богемов (чехов), желающих торговать в Баварской Восточной марке на Дунае. Современный историк и филолог А. В. Назаренко считает, что ругами именовались купцы из Киевской Руси[10].

Продолжатель Регинона, рассказывая о миссии епископа Адальберта в 961—962 годах в Киев, называет княгиню Ольгу королевой ругов (reginae Rugorum) и неоднократно именует русских ругами. Английский священник Роджер в своей «Хронике» конца XII века, описывая события в Англии в 1-й половине XI века, пишет об одном знатном изгнаннике: «бежал из этой земли в землю ругов, которую мы называем Руссией»[11].

Сведения о ругах (киевских русах) проникли также во Францию в связи с женитьбой французского короля Генриха I на Анне (1051 г.), дочери Ярослава Мудрого. Сообщая об этой свадьбе, Гийом Жюмьезский, автор истории норманнов, писал, что Генрих женился на дочери короля ругов. Некоторые авторы (Г. Ловмяньский) предполагают, что эти сведения были получены им из окружения Анны.

В современной популярной литературе под влиянием сочинений XIX века [12] ругами называют также полабских славян, населявших в средние века остров Рюген и прибалтийское славянское Поморье от Эльбы до Одера. В синхронных источниках жителей Рюгена называли ранами или руянами, а все отождествления славян-руян с ругами делаются в рамках частных предположений без документальных подтверждений."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Руги

"Roden, или Roslagen — этимологический источник для финского и эстонского названий Швеции — Ruotsi и Rootsi"

Здесь, вроде бы все связывается, так как руги/роги упоминаются в числе племен подвластных Германриху, затем были среди остготов и далее - гуннов.

4. "Regnum Dogorum"/(?)"regum Rugorum"=>Rugii=>"Russiam"
"Законы Эдуарда Исповедника", кодифицированных при Вильгельме Завоевателе и сохранившихся в составе "Хроники" Роджера из Ховедена (ум. в 1201 г.), изданную Либерманном[10].: "У этого вышеназванного Эадмунда имелся некий сын Эадуардом именованный, который вскоре после смерти отца, опасаясь короля Кнута, бежал в королевство Догов[11], которое мы правильнее называем Русью. Когда король земли, Малескольдом[12] называемый, узнал, кто такой есть, гостепреимно принял". Адам Бременский[13] (оши­бочно именуя Эдмунда братом, а не сыном Эдельрада и выразительно называя его отчего-то виром, то есть, откровенно говоря, самцом, под королевством Догов он имеет в виду восточную Данию), замечает: "Брат Эдельрада Эмунд, вир воинственный, в угоду победителю ядом отравлен был; сыновья его в Русь[14] изгнанию осуждены"[15]. А вот как изображает дело Жоффрей Гаймар[16] в своей "Истории англов", написанной в стихах около 1135/1140 г. на старофранцузском языке[17]. По рассказу Жоффрея, гибель сыновьям покойного короля Эдмунда в Англии грозила не со стороны Кнута, а со стороны его жены Иммы, но воспитатель принцев датчанин Валгарь (!) спасся вместе с ними бегством: "Добрый не стал так медлить: / свою землю своим трем сыновьям оставил. / Лишь с тремя кораблями так пустился в море; / да, завершил свое путешествие, / смог всего за пять дней пройти Сусию, / и прибыл на землю Хунгриев[18]"

"The so-called Laws of Edward the Confessor, actually dating from Norman times, 1115Ч50 (probably 1130Ч5), state that Eadweard took refuge in Russia, that he was decently retained there by the Russian king Malesclodus, and that he was married there to a wife of noble descent ["Iste supradictus Eadmundus habuit filium quendam, qui uocatus est Eadwardus. Qui, mortuo patre, timore regis Cnuti aufugit de ista terra usque ad terram Rugorum, quam nos uocamus Russeiam. Quem rex ipsius terre, Malesclodus nomine, ut audiuit et intellexit, quis et unde esset, honeste retinuit eum. Et ipse Жdwardus accepit ibi uxorem ex nobili genere, de qua ortus est ei Eadgarus aрeling et Margareta regina Scotie et Cristina soror eius." Laws Edw. Conf., c. 35-35.1 (p. 664)]. This passage was also contained in the chronicle of Roger de Hoveden, where some manuscripts read "... ad regnum Dogorum, quod nos melius vocamus Russiam. Quem rex terrж Malescoldus nomine, ..." [Rog. Hoveden, Legal Appendix to Chronica, 2: 236]. The identity of Malesclodus is discussed in Appendix 6. An interpolation following "Cristina soror eius" in the above passage, dated about 1210 [Liebermann (1903), xxxiv], states that Margaret's mother was in origin and blood of the kings of the Russians ["Fuitque predicta Margareta generosa ualde et optima, scilicet ex parte patris ex nobili genere et sanguine regum Anglorum-Britonum, ex parte uero matris ex genere et sanguine regum Rugorum; ..." Laws Edw. Conf., c. 35.1*** (p. 664)]. This is apparently intended to imply that Margaret's mother was a daughter of Malesclodus, although that is not explicitly stated. This interpolation does not occur in Roger de Hoveden's work."
http://sbaldw.home.m...ov/agath000.htm

Вероятно Догорум была опиской и речь идет все же о Ругорум. Но сведетельство все же аж 12 века.

Но возьмем более ранние времена, а именно у того же Иордана:
Roduulf (rex Rugorum) (Getica)
http://window.edu.ru...x...21&p_page=7

Подроюнее о титулах:
укр.:
"Титули великих князів Київської Руси [9, с. 31; 10, с. 10 – 11, 86 – 87; 11, с. 15 – 16]: Ольга – Regina Ruscia gentis, а також Helenae regionae Rugorum; Володимир – Russorum Magnus Regno; Ярослав – Rex Sanctus Ruzzia Regnum, також: Rex Magnificus Jarcellanus. Трактовки титулів є такими: 1) Ольга – ”королева (у праослав’ї не було королівств, значить, цариця) руського народу”. З другим титулом ясності немає. Мається трактовка як ”королева ругів”. ”Королева” – Regina, а в титулі – ”regionae”. Ольга, вважається, в хрещенні отримала ім’я Олена. Але, можливо, тут маємо її церковний титул, і Ольга отримала ім’я Олена після висвячення її Головою Руської церкви? Церква звалася Соборною (Вселенською, що забезпечувалося культом Климента Римського), мала резиденцію Владики на місці майбутньої Софії Київської (аналогу якої ні в якому ”Новому Римі” немає [12, с. 42]). Темою невідомою науці є таке становище жінки-правительниці в ранній Руській церкві. 2) Володимир – ”Руський Великий (могучий) цар". Але термін ”Magnus” свідчить про те, що був і Головою церкви також. 3) Ярослав – Цесар Священної Руззійської імперії (наша трактовка, адже ”Святий король королівства Руси”, за І.Кузичем- Березовським, по-перше, не підходить до православ’я, а по-друге, не враховує поняття ”Ruzzia”, яке сполучає Russorum і Rugorum у одне. Другий титул сполучає Rex + Pontificus Magn і є, на нашу думку, церковним титулом князя Ярослава."

"Після 1169 р. київських князів західноєвропейські історики титулують вже «дукс де Київ», а князівства – ”Рутенорум Прінціпес”[10, с. 106]. Отож, зниження рівня титулу Київського правителя автоматично потягло за собою зниження рівня титулу руських князів.
І князям Московським було вже дуже важко претендувати на той титул, якоговони прагнули, бо були не Рюриковичами (Rex-ами), а Мономаховичами (dux-ами), але знаходилися у приниженому стані princeps-ів."

"У Х ст. Л.Кремонський записав:
”Греки звуть Russos той народ, який ми звемо Nordmannos – за місцем
проживання” і помістив русів поруч з печенігами на півдні Київської Руси
[Цит.: 18, с. 32]. Норманська теорія, як бачимо, є правильною: ”норд-мани”–
”північні люди” й були руси. Це нам підтверджує арабський учений Х ст. ал-
Мас’уді: ”Руси складаються з численних племен різного роду. Серед них
знаходяться урмани (нормани), які більш багаточисельні”[Цит.: 20, с. 261]. То ж
русів-норманів була більшість серед них. Цікаво, що автори "Єврейського атласу
України" р.Й. Каневський і Б.Стругацький теж звертаються до цієї фрази ал-
Мас'уді, але тонко змінюють зміст, подаючи: "Руси – багаточисельні народи" [21].
Вони твердять, що русів як національної одиниці не існувало, була Русь як
об'єднання міст з мішаниною народів і віросповідань. І акуратно подають, що
Таматарху ("форпост русів" за К.Багрянородним – О.Б.) араби звали Самкарч аль-
Яхуд (єврейське місто). Ал-Мас'уді неодноразово оперує в своїх роботах терміном
"народ", але саме тут пише "племена різного роду". То ж Русь – не конгломерат
народів, яких нічого не об'єднує, крім вигоди торгівлі й грабунку, не
позанаціональна, екстериторіальна спільність, а суперетнос, міський, з
переважаючим військовим характером занять."

"До інформації про русів (Nordmannos) на Півдні України додамо ромейське
джерело, за яким ”народ ”рос” – скіфський, живе біля Північного Тавра, ”грубий і
дикий” [18, с. 161]. "Новому Риму" дуже хотілося того ж, що й іншим, і само собою,
що ті, хто не віддавав, мусили бути грубими й дуже некультурними. З цього нам
необхідний Північний Тавр і походження русів (скіфське). Титул кагана ”скіфів-
гунів” за Феофілактом Симокаттою (VI ст.): включав вираз ”повелитель семи
кліматів всесвіту” [24, с. 157]. Його пояснення: ”Сім кліматів” – то, власне, всі
зони землі. Отже, каган іменувався володарем всієї планети" [25, с. 188]. ”Сім
кліматів”, які є головними темами робіт середньовічних арабських географів, – не
просто всі зони Землі, а космографічне розуміння географічних зон. Але й тут
видно, що Каган був володарем світового масштабу. ”Цар царів”. Тому слушно
зазначила Є.Галкіна, що Каган не міг бути васалом [19, с. 189]. Так ми виходимо на
природу титулу Кагана."

(Борисова О.В. "ПРОБЛЕМА ТИТУЛУ REX В ГЕОПОЛІТИЦІ СЕРЕДНЬОВІЧЧЯ")

Короли ругиев:
"Короли Ругиев

Теовэйн - Король Ругиев Orig.Gent.Langob., 3 ("Illo tempore exivit rex audoachari de ravenna cum exercitu alanorum, et venit in rugilanda et inpugnavit rugos, et occidit theuvane regem rugorum") Hist.Lang.Cod.Gothani, 3 ("et pugnavit cum rugiis, et occidit fewane rege rugorum");
Флаккитий - Король Ругиев(?-475), в браке с Гизой(ум.487) Упоминается Евгиппием в "Житии святого Северина"
1.Фелетей (Фева) - Король Ругиев(475-487) Eugippii, Vita s.Severini, 5 ("Rugorum siquidem rex, nomine Flaccitheus"), 22 ("ad Febanum, Rugorum principem"), 31 ("Feletheus, Rugorum rex, qui et Feva"), 40 ("Rugorum regem Fevam cum uxore eius crudelissima nomine Giso"), 42 ("Ferderuchus a fratre suo Rugorum rege Feva"); Paul.Diacon, Hist.Lang., I, 19 ("Feletheum, qui et Feba dictus est, Rugorum regem");
1.1.Фридерих, безуспешно пытался в 488 отвоевать у короля Италии Одоакра королевство своего отца, но был разбит Хунульфом, братом Одоакра, и бежал к Теодериху Великому, убит в 493 г. в битве с Туфой Eugippii, Vita s.Severini, 44 ("Ferderuchus autem immemor contestationis et presagii sancti viri abrasis omnibus monasterii rebus parietes tantum, quos Danuvio non potuit transferre, dimisit. Sed mox in eum ultio denuntiata pervenit: nam intra mensis spatium a Frederico, fratris filio, interfectus praedam pariter amisit et vitam");
2.Фредерих
3.Фердерух Eugippii, Vita s.Severini, 42 ("Ferderuchus a fratre suo Rugorum rege Feva"), 44 ("Ferderuchus vero beati Severini morte comperta, pauper et impius, barbara cupiditate semper immanior, vestes pauperibus deputatas et alia nonnulla credidit auferenda");
4.N
4.1.2.1. (?)Туфа, полководец Одоакра Anonymus Valesianus, 11 (51) ("Tufa magister militum"), 11 (52) ("veniens Faventiam Tufa"); Cassiodor, Variae, V, 32 ("res Tufae");"
http://bigbeast-kd.l....com/59338.html

Есть так же и следы ославанивания ругов:
""Руги или Ружане не есть собственное имя, явствует из того, что эти Руги, напрмер на острове Рюгене, назывались вместе с тем и Руссами (и Рутенами): Ruzzi, Russe, Rutheni, Ruthae. Должно полагать, что это были Руссы ружные, т.е. земледельческие. В русском языке сохранилось до сих пор слово «руга», означающее отпуск зернового хлеба кому либо на содержание. Кроме того, мы встречаем в некоторых летописях ружан у придунайских Сербов, под названием: Rugi, Rugiani и Rugioni. Последние должны быть по нашим соображениям, руги-Унны, т.е. ружные Унны» (Е. Классен, Стр. 218-219)

«Что Руги-Унны (Rugi, Rugiani), жившие на острове, называемом ныне Rugen (Рюген) славяне, явствует из того, что главное божество их называлось Святовидом, а князья их носили славянские имена, как например Теслава (Teslaw в 1260г), Яромира (Eromar, Iromar, в 1268), Стойслава (Stoislaw, в 1274) Вышеслава (Wisislaw, в- -1315) и проч. Руги или ружане в Венгрии, принадлежат так же к славянскому племени и сохранили родовой славянский язык свой"(Е.Классен Стр. 243-244)."

"По карте, приведенной Тацитом в "Германии...", Ругии жили на побережье Балтийского моря между заливом Коданус (омывающим Кимврский полуостров) и устьем Одера (Виадулы) , "в виду" острова Рюген (Тацит, т.1, Стр. 368, вклейка).

В самом тексте "Германии .." Тацит лишь коротко упоминает о ругиях: "Далее, у самого Океана, - ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен – круглые щиты, короткие мечи и покорность царям.

За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны так же флотом. Их суда замечательны тем, что могут подходить к месту причала любою из своих оконечностей, так как и та, и другая имеют у них форму носа. Парусами свионы не пользуются и весел вдоль бортов не закрепляют в ряд одно за другим; они у них, как принято на некоторых реках, съемные, и они гребут ими по мере надобности то в ту, то в другую сторону. Им свойственно почитание власти,- -и поэтому ими единолично, ... безо всяких ограничений повелевает царь" (Тацит, "О происхождении Германцев и местоположении Германии", т.1. & 44, Стр. 371). Из прилагаемой к этой книге карты, можно с большой степенью определенности сказать, что Свионы обитали на острове Рюген, находящимся прямо за обозначенными Тацитом землями Ругов."
http://boyan.narod.r...sonov/rugi.html

Из всего этого можно сделать вывод, что "росомоны" - возможно готское переосмысление термина "роксаланы", так или иначе эти два слова взаимосвязанны. Ругии же выделяются в самом начале своей самостоятельностью от остальных готов. Они четко фиксируются в ареале вельбарской культуре, а позднее вероятно присоеденяются к черняховцам и входят в число остготов. Вместе с остготами руги покоряют Италию. Но можно ли связать росомонов и ругиев? Вероятно приписывание русов, как потомков ругов было более подзним явлением, за 6-8 веков после упоминания росомонов и ругиев.
Есть много свидетельств о славянизации ругов и превращении в средневековья их уже в ранов. "Руяне" - это ругии-славяне, а откуда там упоминания о ругах-русах непонятно.
Тем не менее, можно построить условную цепочку:
Rugorum/Rogorum* (изначально не готы (а теснимые готами с их земель) в 1-2 вв. н.э., позже - готы бывшие под властью Германриха, а позднее стали остготами и воевали на стороне Аттилы согласно Иордану, позже - в Норике появляется Ругиланд) => Roюmaen/Rossomanorum/Roxolani (часть остготов/гревтунгов перешедших на сторону гуннов - 4 в.н.э. упоминается в 6 в.н.э. Иорданом) => Ruotsi (изначально название дошведского населения саамов, потом - шведы собирающие дань у финнов-8 в.н.э.) => "Русы" (в ед.ч. "русин") (варяжский народ, упоминания в 9 в.н.э. У греков отождествлялись с норманами, а ранее - кельтами (варягами), в самых ранних упоминаниях вели свое происхождения с севера, хотя греки отождествляли их с скифами/тавроскифами, вероятно локализируя их в Крыму, хотя восновном свидетельства указывают на Днепр, причисляются даже названия порогов-росов на готском языке)
прим. "ругии" являются связывающим термином, поскольку упоминаются с античности вплоть до средневековья.
"роксоланы" же по отношению к тем временам не могли играть большой роли, ввиду их малочисленности. Но они все же являются кандидатам на первое имя "росов", хотя и очень аловероятными.
Вс же, мне видится, что росомоны, это скорее удревнение здешних росов за счет истории роксолан. Так же, Иордан готов удревнял гетами. Т.е., мы видем накладывание готских/германских имен росомонов на ираноязычных роксоланов и германских "готов" на фракийцев-гетов. Т.е., цель автора - удревнить и вероятно сделать эти готские имена автохтонными, ведь сам он то происхождению был готом, что немаловажно.

Сообщение изменено: Vognejar, 14 Март 2012 - 09:41.

G25:

Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155

 


#5
Vognejar

Vognejar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 254 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:українець
  • Фенотип: западный балтид
  • Y-ДНК:J-Y167175
  • мтДНК:J1c5a1
  • Вероисповедание:агностицизм
Стоит добавить сюда и славянские имена, такие, как:

1. "Русла́н — мужское имя тюрко-иранского происхождения. В переводе означает «лев». Популярное имя в России и на Украине."

"Этимология имени является спорной, но наиболее обоснованной версией является идея его происхождения из героического иранского эпоса о Рустаме, сыне Залазара (поэма Фирдоуси «Шахнамэ»).

Образ этого богатыря впоследствии был воспринят тюркскими народами, где Рустам Залазар превратился в Арслана Зальзара (арслан означает лев), а затем в XVII веке попал в русский сказочный фольклор в образе уже русского богатыря Еруслана Залазаровича, или Лазаревича[1]. Другую версию предлагает писатель Михаил Казовский в своей романтической, полуисторической поэме "Буковая роща": он считает, что русланы - древнее племя, прародители русов (сравним: роксоланы, русколаны), а также трактует название города Бугуруслан как город "Буга-у-руслан" - т. е. царя Буга (Буса, Божа)."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Руслан

2. Роксолана

"Sixteenth-century sources are silent as to her maiden name, but much later traditions, for example Ukrainian folk traditions first recorded in the 19th century, give it as "Anastasia" (diminutive: "Nastia"), and Polish traditions give it as "Aleksandra Lisowska".

She was known mainly as Haseki Hürrem Sultan or Hürrem "balsaq" Haseki Sultan; in European languages as Roxolena, transliterated as "Roksolana" Roxolana, Roxelane, Rossa, Ruzica; in Turkish as Hürrem (from Persian: خرم‎ – Khurram, "the cheerful one"); and in Arabic as Karima (Arabic: كريمة‎, "the noble one"). "Roxelana" or "Roksolana" might be not a proper name but a nickname, referring to her Ukrainian heritage (cf. the common contemporary name Ruslana); "Roxolany" or "Roxelany" was one of the names of East Slavs, inhabitants of the present Ukraine, up to the 15th century. Thus her name would literally mean "The Ruthenian One"."
http://en.wikipedia.org/wiki/Roxelana

3. Имена царей роксолан (укр.):

"Тасій (Τάσιος) - династ (у Страбона - ἡγεμόν - правитель) роксоланів, відомий лише з повідомлення Страбона стосовно скіфо-понтійської війни 113-111 р. до н.е. Роксолани під приводом Тасія прийшли на допомогу Палаку, династу Тавроскіфії. Були розбиті полководцем царя Мітрідата Діофантом.[1].
Єдина запропонована етимологія імені гр. Τάσιος < авест. *tašya- - "більший (?)"[2]."
http://uk.wikipedia.org/wiki/Тасій

"Распараган, Публій Елій (лат. Publius Aelius Rasparaganus) — династ роксолан, відомий лише з тексту епітафії, знайденої біля міста Пула (півострів Істрія)[1][2]. Судячи з імені, отримав римське громадянство, ймовірно від імператора Адріана (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus). Вірогідно, що саме Распараган і був тим царем, з яким Адріан обугоджував відносини на початку свого правління (Spart. Hadr. 6, 6—8[3]).
Існує думка, що Распараган утримувався на півострові Істрія як полонений чи заручник (?).[4] Але, враховуючи особливі стосунки саме цього династа з Адріаном, можливо припустити, що Распараган перебував на теренах імперії скоріше як втікач.
Наразі відома і епітафія сина Распарагана Перегріна[5].
Запропонована етимологія імені: лат. Rasparagano < ір. *fra-spara-ka-na- - "наступаючий"[6]."
http://uk.wikipedia....wiki/Распараган

"Распараган (Fra-spara-ka-na, «Наступающий», по др. версии «честный, справедливый») - царь роксоланов и сарматов (языгов), во II веке.
Обычно отождествляется с царём роксоланов, упомянутым Элием Спартианам в связи с событиями 117 года:
"Услышав о восстании сарматов и роксоланов, он отправился в Мезию, выслав вперед войска... С царем роксоланским, который жаловался на уменьшение дани, по разбору дела заключил мир."[1]
Остаток жизни провёл в Римской империи, где и был похоронен. Имя известно по двум латинским надписям, где именуется «царь роксоланов» и «царь сарматов»."
http://ru.wikipedia....wiki/Распараган

В укр. Вики есть и своя этимология "роксаланы":
"Етимологія назви роксолани.
Наразі можна вважати загальновизнаним наступне:
ал.*roxs-allyana < авест.*raoxšna-*aryāna - "сяючі/світлі арії/алани".
Інший варіант етноніму "роксолани" - "реуксінали" (грец. Ῥευξιναλῶν IosPE I² 352)[21] має ту саму етимологію:
скіф.*reuksin-al < авест.*raoxšna- - "світлий, сяючий"."
http://uk.wikipedia.org/wiki/Роксолани

Так же, стоит упомянуть, что в старорусск. "аланы" назывались "ясы".

"Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — «Осети». В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин — «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети».
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы». Также армянское название алан — «осы», русское название алан — «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы».
Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира."

"У осетин нет единого самоназвания, однако, в фольклоре сохранилось самоназвание «аллон»"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Осетины

Так же, нашел довольно интересные факты (по черняховской культуре):

1. "По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Трояновы валы."
http://ru.wikipedia....овская_культура

2. "Зми́евы валы́ — народное название древних (предположительно со II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева. Их остатки сохранились и сегодня по рекам Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др. Валы по времени создания соответствуют Зарубенецкой, Черняховской и Пеньковской археологическим культурам."

3. С границами этих валов многие исследователи связывают "Землю Трояна" описанную в СоПИ.
Кроме СоПИ, Троян упоминается и в других источниках:
"Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»
Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются»."
(Хождение Богородицы по мукам)
http://www.bibliotekar.ru/rus/48.htm

Так же есть Троян и у сербов:

"Тројан
Јужнословенски машеријал. Са основой шројан-: Тројан, Тројанов град,
Тројане, Тројановићи, Тројани, Тројиновац; са основом шрајан-: Трајан,
Трајанов шопур, Трајанов кмн., Трајанова ч., Трајанова маала; са основом
шрој- / шро-: Тројеглава, Тројврх, Троврх, Троврха, Троја, Тровро, Тров-
ра; са основом шри-: Трибошић. У Бугарској: Троянъ, Трянь, Трајан, Гра-
детъ Трояновъ, Трояново, Трояновы ворота, Троица.
Ешимологија . 1. "Тројан м (Вук) = Тројан, ген. - ана (Космет) '1°
лично име (1766), у фолклору (У цара Тројана козје уши), 2° зидине на
Церу више Дворишта, у којима je по народном приповједању био нека-
кав краљ Тројан (одатле Тројанов Град)'. Упор, презиме Тројановић и
хипокористик Tpöja, ген. Tpöje (Космет), у Дубровнику и Tpoja Черва
(1660). У рум. je troian [...]. Изводи се од Trojänus" (Skok, III, 1971: 505).
2. А. Лома je, полазећи од доступног му фолклорног и митолошког
материјала, установио како "рушевине старог града Тројан на Церу раз-
вијено народно предање везује за троглаву митолошку личност истог
имена, под којим се у староруским изворима јавља једно паганско божан-
ство". С тим у вези наводи обичајну праксу "ритуалног клања овна о
Ђурђеву дне на обали језера под старим градом Тројан на Пештери (при
чему се за то место везује једна варијанта светођурђевске легенде), или
'коњски сабор' у Велешевцу на Сави". И сам наводи како "у селу Божда-
ревцу у шумадијској Колубари има извор Тројан, а на атару села постоји
локалитет по имену Свешоиоље или Свешииоље. Налаз римског каменог
жртвеника у овом селу указује на култни карактер места у предсловен-
ско доба", закључујући како je у том смислу индикативан "Тројан на Це-
ру, на Пештери и у Бождаревцу за два потока истог имена у Драгачеву,
или за градину код Невесиња" (Лома, 1987: 39, 40-41, 49)."
(СРЕТЕН ПЕТРОВИЋ. СРПСКА МИТОЛОГИЈА)

"VIII ТРОЈАН
Божанство доњега света о коме је у овоме раду реч — било је, као што смо видели и као
што ћемо још имати прилике да видимо (у глави 13), најпре териоморфно; у току времена, по
уобичајеном процесу, оно је антропоморфизирано. Међутим, тај процес антропоморфизирања
није потпуно завршен ни до данашњег дана, и ми ћемо, и у традицији и у култу, наилазити још
на потпуно животињске облике, или на хибридне облике тога божанства, при чему је на
људском телу заостао још по који животињски атрибут (в. о овоме уопште Е. Samter, Die
Religion der Griechen. Leipzig, 1914, 7 ид). Али, осим у овим примитивним облицима, ми имамо
разлога за претпоставку да је то божанство могло бити замишљено и у потенцираном људском
облику, то јест, могло је представљати eidoV poluguion, биће код кога се поједини делови тела
јављају у множини.
Таква бића позната су у религији и у умотворинама многих народа. „Es wird kaum ein
Volk geben, das nicht einmal in der Schaffung mehrköpfiger und vielgliediger Göttergestalten eine
befriedigende Form für seine metaphysischen Ideen gefunden hat"* (B. Schweitzer, Herakles,
Tübingen, 1922, 59). Ми, према овоме, имамо права да поставимо питање да ли је овакав
феномен постојао и у нашем паганизму. При том, као пола-зна тачка за испитивање могу нам
послужити позната бића са више глава, више слојева ребара, више срцâ1), у нашим народним
веровањима и умотворинама.
* „Једва да ће бити народа који у стварању божанских прилика са више глава и много удова није
некад нашао задовољавајуће облике за своје метафизичке идеје."
Глава, удови и поједини органи најчешће се, у религији и митологији, умножавају три
пута, утројавају. Један од најлепших примера за то јесте грчка Хеката са три тела
(trimorjoV), или са три главе на једном телу (triproswpoV). Она се у овом облику тако често
јавља да је Паузанија говорећи о Мироновој Хекати у егинском храму, сматрао за потребно да
нарочито напомене како је она (изузетно) omoiwV en proswpon te kai to loipon swma**
(Pausan., 2, 30, 2; упор. и Hermann Usener, Dreiheit, Bonn, 1903, Rhein. Mus., NF, 58). Нема, може
се рећи, ниједног археолошког музеја у коме се не би налазила Хеката са три главе или три тела
(Usener, 163). Троглав је, најчешће, и Кербер; такво схватање је и најстарије (упор. O. Immisch
у W. H. Roscher, Ausführl. Lex., 2, 1126) и, с обзиром на то да се је, упркос многим другим
варијантама, увек одржало (Immisch, 1.с.; Н. Usener, Dreiheit, 169), оно је и најаутентичније. Код
Грка, најзад, три главе може имати и Хермес, који због тога има и епитет trikejaloV
(в. места у Usener, 1. с., 167; и P. Raingeard, Hermes psychagogue, Paris, 1935, 376 ид).
** са једним лицем и осталим [тј. једним] телом.
Остали многобројни примери, у другим религијама, за божанства и демоне са три главе,
и са повећаним бројем органа и удова, побројани су у Usener, 1. с., 162 идд, и Schweitzer,
Herakles, 59 идд. такође и Paul Sarasin, Helios und Keraunos, Innsbruck, 1924, 80 идд. Овде треба
истаћи само још два за нас важна примера. Из материјала, углавном, археолошког утврђено је
да је троглави бог постојао и у галској (S. Reinach, Cultes, mythes et religions, 3, 160 идд; Sarasin,
170 ид), и у германској религији (Schweitzer, o.с., 67 ид). Из целог материјала, међутим (о
галском и германском троглавом богу в. мало доцније), даје се извести закључак да је
троглавост по правилу (тако и Дилс и Висова; о евентуалним изузецима упор. О. Gruppe,
Bericht, 281) особина божанстава доњега cвeтa, и то оних божанстава која одговарају старом
српском Диспатеру1а).
Хермес, према резултатима Б. Швајцера, има три главе баш зато што је хтонично
божанство (Hermes ist zweifellos als der yucopompoV, als der Totengott, mehrköpfig" —
Schweitzer, 85) — a Хермес је, као што смо толико пута видели, са нашим богом доњега света
потпуно сродан. Исто тако, сасвим је сродан са нашим богом мртвих и Кербер: њима је
заједничка не само функција него и (псећи) облик (в. горе, глава 2). Што је врло важно, и
троглави галски бог није нико други него галски Хермес — Меркур (в. S. Reinach, 1. с.
Ренакова расправа о томе богу и зове се Mercure tricephale)2), а германски троглави бог по свој
прилици је Водан (Schveitzer, 67) — дакле, све божанства која одговарају нашем старинском
богу доњега света. Да ли је, према томе, и тај наш старински бог могао бити замишљен
са три главе?
У М. Ђ. Милићевића (Кнежевина Србија, 423) имамо једну занимљиву етиолошку
скаску, која покушава да објасни извесна топографска имена у шабачком крају; са њом се слаже
и оно што је испричао Вук у Рјечнику, s. v. Тројан. Према тој скаски, у граду на Церу, од кога и
данас стоје развалине, живео је некада некакав цар Тројан. Он је имао три главе, од којих је
једна јела људе, друга стоку, а трећа рибу2а). Дане је проводио у своме граду на Церу, а ноћи у
граду Ширину, на Сави, и ту љубио жене и девојке. Ноћу је ишао због тога што се бојао сунца,
„да га не растопи"; када га је једном свети Димитрије запитао да ли се ичега боји, он је
одговорио да се само боји сунца, „и никога више под небом". Када би дошао својој љубазници,
слуга би натакао коњма зобнице, па када би коњи зоб појели и петли запевали, кренули би они
натраг и пре сунца стигли у Тројанов град. Али једном муж (или брат његове љубазнице, којима
се ствар досадила; или неверни слуга) метне у зобнице песак а петловима повади језике. И тако
Тројан задоцни, у путу га стигне сунце, и он погине. — Што овој српској скаски даје нарочиту
вредност, то је чињеница да је она позната и Пољацима, код којих је забележена у почетку
прошлог века (в. Vojcicki, Polnische Volkssagen und Märchen, deutsch von F. H. Lewestam, Berlin,
1839, стр. 3, по Bolte—Polivka, Anmerkungen, 3, 892) — значи да је она доиста старинска и
аутентична. Из српске скаске, међутим, види се јасно да је Тројан имао три главе и да је био
ноћно божанство (за његов страх од сунца упор. понашање сродног грчког бога Хадеса у
Homer. II., 20, 54 идд) — и, према томе, по тим најглавнијим својим особинама, потпуно
одговара старинском српском богу мртвих, о коме је у целом овом раду реч.
Ми, уосталом, знамо да је божанство са оваквим обликом и карактером, и чак са
оваквим истим именом, било познато и другим Словенима. Триглава, бога са три главе,
спомињу, чак и са прилично детаља, латински извори из ХII и XIII века — [Херборд (Dial. de
vita Ottonis episc. Babenberg., II, 32 = Fontes historiae religionis Slavicae, coll. C. H. Meyer, Berol.
1931, 26), Ебо (Vita Ottonis episc. Babenberg., II, 13 = Fontes, 33; III, 1 == Fontes, 35), и Monachus
Prieflingensis (II, 11 = Fontes, 41), такође и Fragmentum genealogiae ducum Brunsvicensium et
Luneburgensium, из XIII века (Fontes, 61)]; o њему постоји и читава мала литература (в. Krek,
Einleitung2, 395; Machal, Nakres, 30 ид; Niederle, 150 идд)3). За хтоничну природу тога
словенског Триглава говори не само његова очевидна сродност са Хермесом, Воданом и
галским Меркуром, већ и чињеница да је он (како нас обавештава Моnachus Prieflingensis, 2, 11
= Fontes, 41, који доста детаљно описује коња Триглавовог и гатања у вези с њим) бог
коњаник: коњ је, међутим, и код Словена, као и код Германаца и Грка, животиња која стоји у
вези са доњим светом4), а коњаник, у митском језику и символици, како је лепо показао Малтен,
често значи или мртвачког бога или демона. (који су првобитно имали коњски облик), или
самог мртваца (в. L. Malten, о. с.).
Наша претпоставка, међутим, показаће се као потпуно основана када додамо да је
Триглав, по свој прилици, ноћни коњаник, исто онако као и српски Тројан (в. горе), или као
арконски Световид5), који је са Тројаном у основи идентичан. Према томе, Триглав би био
сродан са германским Воданом, који је такође ноћни коњаник (у најновије време о томе је
опширно писао Walter Steller, Zum Wodansglauben, Mitt. d. schles. Ges. (.Volksk., 26, 1925, 89
ид); у словенским скаскама, где се ове ствари спомињу (в. нпр. I. V. Grohmann, Sagen aus
Böhmen, Prag, 1863, 75 идд; 93 идд; Edm. Veckenstedt, Wendische Sagen, Märchen und
abergläubische Gebräuche. Graz, 1880, индекс s. v. Nachtjäger; доста и y Kühnau, Schlesische
Sagen), има, додуше и германског утицаја (упор. нпр. још Grohmann, о. с., 74; Kühnau, o. c.,. II,
XXXI), али основицу чине, наравно, чисто словенска веровања. Поред хтоничног карактера
Триглавовог, важно је овде, ради идентификовања нашег Тројана, споменути и Триглавов ранг.
Он је, наиме, по јасном сведочанству монаха Ебо (III, 1 == Fontes, 35) summus paganorum deus,
врховни словенски бог. Све, дакле. говори за то да Тројан из наших скаски, који је и у
суштини и у форми једнак са општим словенским6) Триглавом, доиста није нико други него наш
Диспатер, који. је био и бог доњега света (тако и Нодило, Rad, 79, 1886, 205),. и у исто време
summus deus (в. доле, главу 19).
У веровањима нашег народа и у његовим умотворинама има још доста разбацаних
података и фрагмената који би се, са мање или више вероватноће, могли везати за старинског
троглавог бога. У том погледу занимљиве су скаске о демону са људским телом а животињском
главом, или са животињском и човечјом главом, или са атрибутима разних животиња на глави.
Код Срба, оне се често везују за име Дукљаниново или Диоклецијаново, или за име цара
Тројана (в. литературу у М. Ј. Мајзнер, СЕЗ, 50 1934, 143). понекад за име „Атулино" (М.
Карановић у Политици од 21. новембра 1928; в. Мајзнер, 1. с.), или је то краљ од, Норина (==
Неретве, в. СЕЗ, 1. с., 195), или краљ Пасоглав (Грчић, Народне пјесме и приче, 1, 1920, 196),
или некакав „цар", који се (што ће нарочито занимати нас који тражимо везу са српским
врховним богом) у једној босанској скаски (СЕЗ, 1. с., 97) назива царем свих људи и
животиња, или чак, такође у једној босанској скаски (БВ, 12, 1897, 186 = Ћоровић, II, 2) свети
Паво, који нас, већ и по томе што је у тој скаски противник Божји, и господар мрачне земље,
подсећа на нашег старинског врховног бога.
Али овакве скаске нису само српске, него су општебалканске.7) На њихово формирање
било је двојаког утицаја. Један култни, према представи о троглавом божанству, какав је био и
троглави „Трачки коњаник"8), а можда и Мида, који је имао пола људску пола животињску
главу, и за кога се и старији и новији истраживачи слажу да је био не личност из митова и
приповедака, него божанство (упор. Emrnst Kuhnert у Roscher, Ausführl. Lex., 2, 2957 идд; S.
Reinach, Cultes, mythes et religions, 4, 38; Otto Schroeder, Die Hyperboreer, ARW, 8, 1905, 79)9).
Други утицај долазио је од неоманихејских скаски: наиме, скаске о Ариману—
Сатанаилу показале су се као особито подесне да се са изворним балканско-словенским
скаскама о троглавом богу, кога је хришћанство спустило на степен злога демона, амалгамишу
у једну целину10). — Тамну успомену на некадашњег троглавог бога имамо, свакако, и у
троглавом Арапину из народних песама, који, као што ћеmo мало доцније видети, има чак и
свој култ (упор. чланак у Политици од 27 августа 1939, стр. 14); такође и у троглавом Балачку,
из песме о женидби цара Стефана (Вук, 2, 28, 602 идд), кога је још Узенер (Dreiheit, 178)
упоредио са словенским Триглавом10а). Да у троглавом Арапину имамо доиста демона доњега
света.10б), даје се закључити већ из тога што је он црне боје, а демони и уопште становници
доњега света црни су (в. ГНЧ, 41, 1932, 195 ид, и горе — главу 7).
При томе је важно напоменути да се код многих народа демони доњега света доиста
замишљају као Арапи: поред примера које наводи Гоншињец у Pauly—Wissowa, 10, s. v.
Katabasis, нарочито јe важно истакнути да се Арапи, баш код балканских народа јављају у
својству хтоничних демона, упор. нпр., за Грке, В, Schmidt, Das Volksleben der Neugriechen, 184
и 188; за Арнауте Lambertz, Albanische Märchen, Wien, 1922, 44 и 46; за Бугаре, Грке, Цинцаре
има много лепих примера у Арнаудовъ, Кукери и русалки, Сборникъ, 34, 1920, 17; 20;
30; 37; 40; 58 идд, са објашњењима која сам дао у ГНЧ, 1. с., 179 идд. Да су Арапи у нашим
народним песмама хтонични демони, то, у основи, мисли и Натко Нодило (Religija Srba i Hrvata,
Rad, 79, 1886, 196 идд).
Полазећи од народне традиције, можда би се могло рећи нешто и о култу старинског
српског божанства које се манифестовало у троглавом Тројану.
У херцеговачкој10в) песми „Анђели благо дијеле" (Петрановић, 2, 1), која има митски
карактер и есхатолошку садржину (в. мој рад у Прилозима за књижевност, 18, 1938, 475 идд),
описује се, живим бојама, један град чији су се становници тобоже отпадили од хришћанске
вере и морално потпуно посрнули. Град се зове Тројан, а главна кривица његових становника у
томе је што се
„не моле Богу истиноме,
Нег' од сребра бога саковали,
Па се моле богу сребрноме
(стих 56 ид; упор. и 261 ид).
Исту традицију забележио је М. Ђ. Милићевић, у шабачком округу: ту је она везана за
град Ширин на Сави, у коме је, како се прича, живео „неки народ који се молио богу
сребрноме" (Кнежевина Србија, 424) — у Ширину, међутим, живео је баш онај исти троглави
Тројан, који се бојао сунца и о коме је раније речено да је у ствари старинско наше божанство.
Лако је, дакле, могуће да ми овде имамо тамну успомену на сребрни култни лик некадашњег
нашег бога доњега света11).
Словенски богови радо су били представљани у ликовима од сребра12), упор., на пример,
Несторову хронику уз годину 980: „и постави [Володимеръ] кумиры на холму внъ двора
теремнаго: Перуна древ#на, а главу его сребрену, а оусъ златъ", итд. (в. Kpek, Einleitung2, 384).
Јасмундски „Црноглав", (Tiarnaglofus, о коме в. горе, главу 7) имао је сребрну браду (Fontes
hist. rel. Slav., 86), a штетински Триглав три сребрне главе (Monach. Priefl., 2, 13; Нидерле, 1981).
Занимљиво је да су у нашим народним приповеткама многе ствари у доњем свету од сребра:
душе прелазе на онај свет преко сребрне ћуприје (Вук, Прип., 17: „Очина заклетва"), или преко
сребрне жице (СЕЗ, 41, 1927, 168: „Ко је најсрећнији на свијету"), а жене у доњем свету одевене
су у сребро и играју по сребру (ibid„ 10: „Краварић Марко"); сребрна ћуприја налази се и пред
дворима Арап-аге (Вук, Пјесме, 2, 96, 65), који се, извесно, замишљају у доњем свету (тако, с
пуним правом, мисли Нодило, Rad, 79, 1886, 205) — дакле би сребрни лик бога доњега света
био сасвим разумљив.
Најзад, има још једно веровање у нашем народу које је за решавање овог питања од
велике важности — то је веровање о демону рудника. Тај демон назива се различито (земски
или земаљски дух, рударски цар, рударски чувар, дивљи човек, итд.. в. Мил. С. Филиповић у
ГЕМ, 8, 1933, 93 ид; и В. В. Вукасовић, СЕЗ, 50, 1934, 177); у источној Србији назива се он
Сребрни цар. Тај „сребрни цар" (о коме је дао доста података Тих. Р. Ђорђевић у ГЕМ. 7, 1932,
106 идд) има — што је, уосталом, сасвим природно — карактеристичне ознаке хтоничног
божанства13); по својој главној функцији подсећа нас он на Хермеса, који је такође божанство
рудника (упор. Eitrem у Pauly— Wissowa, 8, 784); на њега нас подсећа и по томе што је и он у
пуном смислу ploutodothV!14). Према Милићевићевом опису, он је замишљан да је сав од
сребра15).
Од важности је, међутим, да, према податку у Тих. Р. Ђрђевића (о с., 107), сребрни цар
живи у једном брду код Старе Кучајне које се зове Дајбог, а ово је име, као што ћемо доцније
видети, главна епиклеза старинског нашег хтоничног бога. Видимо. дакле, да је старински бог
доњега света доиста у непосредној вези са сребром. Што народна традиција локализује
„сребрног бога" баш у граду троглавога Тројана, не може бити без неке унутрашње везе, и ми
смемо тврдити да у Петрановићевој песми и Милићевићевој скаски имамо доиста тамну
успомену на култ нашег старинског хтоничног бога16)."
(ВЕСЕЛИН ЧАЈКАНОВИЋ.МИТ И РЕЛИГИЈА У СРБА)

Кстати, Трояна некоторые сравнивают с Таргитаем, прародителем скифов, также называемым Скифом. Однако, в иных интерпретациях, Таргитай оказывается намного старше нашего Трояна.

Далее ещё стоит упомянуть имена животных с корнем "рос":

1. "росомаха
Этимология не установлена. Заслуживает внимания объяснение слова как метатезной формы табуистического характера из соромаха (в укр. диал. отмечается) < *sormacha, того же корня, что нем. Hermelin «горностай»."
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа. Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.

Здесь можно подчерпнуть иназв. животного в других языках:
Болгарский: росомаха
Венгерский: rozsomák
Польскийpl: rosomak
Украинский: росомаха
Чешский: rosomák
В иных славянских языках другие названия...
http://ru.wiktionary.org/wiki/росомаха

2. "Рысь
Общеслав. Суф. производное от той же основы, что рыжий, руда, русый. Исходное *rydsъ > рысь после упрощения ds в с. Рысь буквально — «рыжая»."
http://ru.wiktionary.org/wiki/рысь
http://ru.wiktionary.org/wiki/росомаха

"В скандинавской традиции рысь была священным животным богини Фрейи. Считалось, что рыси впряжены в ее колесницу. Древние греки верили, что острый взор рыси способен пронзать насквозь непрозрачные предметы. Свое научное название это животное получило от др.-греч. λύγξ, рысь."
http://ru.wikipedia....

И топонимы:

1. Рось
"Рось — река на территории Украины, правый приток Днепра.
По мнению некоторых историков, с Росью связано происхождение названия Русь и опосредованно — Россия. В бассейн Роси впадают реки с названиями Роська, Росава, Раставица. На берегах Роси проживало племя полян."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рось

А так же очень важные сведения разных народов об Аланах:
http://www.alanica.ru/news/1.htm

Вот немного из тех списков:
"Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то всё-таки грозен; они очень подвижны, вследствие лёгкости вооружения, во всём похожи на гуннов, но несколько мягче их нравами и образом жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотийского моря и Киммерийского Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии с другой. Как для людей мирных и тихих приятно спокойствие, так они находят наслаждение в войнах и опасностях. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, называются выродками и трусами. Ничем они так не гордятся, как убийством человека, и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых. Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнажённый меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют...
Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, держатся около кибиток и заняты домашними работами, а молодёжь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считают позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся вследствие многообразных упражнений великолепными воинами. Поэтому-то и персы, будучи скифского происхождения, весьма опытны в военном деле..."
Воткнутый в землю меч - это точный признак в их религии культа скифского Арея.

Так же нужно упомянуть, что: "В 916 году Алания приняла христианство"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алания

А у готов:
"Христианизация германских племен началась в IV веке с обращения готов и продолжалась на протяжении всего периода раннего Средневековья."
http://ru.wikipedia....е_Средневековье

"Арианские церкви после Константинопольского собора сохранились вне пределов Римской империи — в первую очередь у германцев (готов, вандалов, бургундов); так, например, готское население Остготского королевства, основанного в Италии Теодорихом, и вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании в VI в. придерживалось арианства. Историк А. Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» выдвинул версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер"
http://ru.wikipedia.org/wiki/Арианство

Так что, вполне роксаланы и росомоны - имя одного и того же племени, с одним и тем же значением "русые", только с приставкой "люди" (man) или "аланы (асы, возможно в значении "благородные")". Если считать, что "русы" от роксалан. А если от ругов, то там получается другая ситуация.
Вообще, судя по всему готы практически полностью разбили аланов, где это было возможно, поэтому и появление росомонов, вероятно вытесняет имя роксолан из истории.

G25:

Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155

 




Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей