Цитата
Эссе рассматривает христианскую историю Иерусалима концентрируясь на одном из малоизвестных ее эпизодов - окончательной потере города христианами в 1244 году. Автор подвергает критике “официальную” версию произошедших тогда событий и выдвигает собственную гипотезу, которая, на его взгляд, объясняет все недомолвки, противоречия и искажения фактов.
Иерусалим, Святой Град, ради “освобождения” которого отправились на Восток крестоносцы, был отвоеван у Фатимидов в 1099 году и сразу же стал столицей новообразованного Иерусалимского королевства. Христиане были изгнаны из Восточного Средиземноморья через двести лет после вторжения, точнее через через сто девяносто два года, однако Иерусалим перестал быть христианской столицей гораздо раньше - в 1187 году. После того, как город был сдан легендарному Саладину, он несколько раз переходил из рук в руки и был окончательно оставлен в 1244 году.
Про обстоятельства утери Святого Града современники событий говорят глухо, историки повествуют между делом. И тех и других можно понять - ведь цель Священной войны - освобождение и защита Святого Гроба невзирая на реки пролитой крови, по сути крестоносным движением достигнута не была. Последние же дни пребывания города во владении у христиан и вовсе покрыты мраком - хронисты, описывая то, как город разорили и уничтожили хорезмийцы откровенно лгут и “путаются в показаниях”, а историки, принимая на веру сказанное, выстраивают свои, удобные и не противоречащие академическим концепциям версии.
Принимаясь за роман “Третий рыцарь” я знал, что завершаться он будет именно тем днем, когда христиане оставляют Святой Град, на этот раз уже навсегда. Казалось бы -любая монография, посвященная той эпохt, содержит рассказ о произошедших событиях, однако попытка превратить исторический нарратив в сценарий, который должен лечь в основу последней главы романа, потребовала полного переосмысления “официальной” версии произошедших событий.
Латинский Восток тринадцатого столетия - эпоха, малоизвестная неподготовленному читателю, потому, я решил начать с начала. То есть рассказать всю историю христианского Иерусалима.
Под знаком Звезды Давида (2000 г. до н.э - 70 г н.э.)
Твердые упоминания о городе Шалем относятся еще к девятнадцатому - двадцатому векам до Новой эры, тогда этот город принадлежал хеттскому племени ивусеев. Еврейский период Иерусалима , описанный в Ветхом Завете, в целом подтверждается археологическими исследованиями - предположительно в 1000 г. до н.э. город был захвачен иудеями под предводительством царя Давида и стал столицей Иудейского царства. Сын Давида, Соломон, выстроил Храм, на протяжении многих веков бывший главной святыней иудаизма. В 598 г. до н.э. Иерусалим был захвачен и разорен вавилонским царем Навуходоносором. в 538 г. до н.э. персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил иудеям восстановить разрушенный храм.
Примерно в 333 г. н.э. Иудея, а вместе с ней и Иерусалим были покорены Александром Македонским. После этого Иерусалим принадлежал династии правопреемников Македонского, Птолемеев, затем, после иудейского восстания династии Маккавеев, а в 63 г. до н.э. Помпей Великий установил над Иудееей римский протекторат.
В 66 г. н.э. усиливающиеся антиримские выступления переросли в масштабную Иудейскую войну. В 70 г. н.э. регулярные войска Римской империи во главе сыном императора Веспасиана, будущим императором Титом захватила и полностью уничтожила Иерусалим. С тех многолюдный некогда город пребывал в запустении и забвении.
Под сенью Честного креста (135-1244)
В 135 г. н.э. римский император Адриан полностью разрушил старый иудейский город и основал на его месте колонию, получившую имя Капитолина. С развалом Римской Империи оккупированная ромеями Иудея по наследству досталась Византийской империи.
С провозглашением христианства государственной религией империя озаботилась тем, чтобы верующие имели места для поклонения и надлежащие святыни. В 335 году в правление императора Константина под патронатом его матери Елены на холмах Капитолины были проведены раскопки, по результатом которых одно из возвышений, находящихся в черте старого города, было объявлен "той самой" библейской Голгофой. На предполагаемом месте распятия Христа возвели базилику Воскресения Господнего, которая быстро стала объектом паломничества.
В 614 году Иерусалим был захвачен и разорен персидским царём Хосроем. Христианское население города при содействии галилейских иудеев было полностью вырезано. В 628 году византийский император Ираклий возвратил Иерусалим и , несмотря на обещание амнистии устроил ответную резню иудеев.
В тени зеленых знамен Ислама
Византия, истощённая войной с Ираном, была не в состоянии контролировать Сирию и Палестину, и в 636 ходу Иерусалим был сдан без боя халифу Омару аль-Хаттабу. На Храмовой горе бывшей иудейской столицы, там где согласно преданию, начал свой небесный путь пророк Магомет, была возведена мечеть аль-Акса, а рядом с ней еще одна большая мечеть Омара. Таким образом Иерусалим стал святым городом одновременно трех существовавших тогда монорелигий - иудаизма, христианства и ислама.
С 798 г. за городом прочно закрепилось арабское название аль-Кудс, но в отличие от общепринятого мнения, средневековые мусульмане не были кровожадными религиозными фанатиками - христианские церкви и монастыри Иерусалима во времена мусульманского владычества продолжали проводить службы и принимать паломников. Вначале это были в основном христиане из Сирии, Малой Азии и Греции, но уже в Каролингскую эпоху Иерусалим начали посещать и богомольцы из Западной Европы.
С одиннадцатого столетия Иерусалим становится объектом массового "религиозного туризма", так что хронисты оценивают полученный от него доход в 15 000 - 20 000 тысяч безантов в год, что сопоставимо с бюджетом среднего европейского короля.
Нетвердое владычество крестоносцев (1099-1244)
Нет смысла останавливаться на истории Первого крестового похода. В 1099 году город был после недолгой осады взят штурмом и ограблен, а его мусульманское население жестоко терроризировано.
Обживаясь на новом месте, крестоносцы укрепили городскую фортификацию, а на месте базилики выстроили внушительную церковь Святого Гроба. Христианские владыки, в отличие от мусульман, не стали проявлять веротерпимость, мечети на Храмовой горе они превратили в христианские храмы. Аль-Акса, третья по значимости мусульманская святыня, стала "домашней" церковью тамплиеров, а мечеть Омара была переименована в Храм Господень или "Храм на скале" и стала приходской церковью Святого Града.
В 1178 году султан Сирии и Египта Саладин, наголову разгромив крестоносную армию в Хаттинском сражении, подошел к стенам города и вынудил его немногочисленных защитников к капитуляции. Мечетям ал-Акса и Омара был возвращен статус мусульманских храмов, а церковь святого Гроба Саладин передал в совместное упровление четырем "конкурирующим" христианским конфессиям - православным, коптам, армянам и маронитам и разрешил христианам продолжать “коммерческие” паломничества.
Номинально Иерусалим был возвращен христианам в 1229 году. Германский император Фридрих Гогенштауфен, женившись на наследнице иерусалимской короны, после того, как она родила ему сына, объявил себя правителем Иерусалимского королевства. Фридрих заключил мирный логовор с султаном Египта аль-Камилом, по которому Святой град а также и Вифлеем передавались ему сроком на десять лет. Но этот договор никого не устроил: мусульмане считали сдачу города временной уступкой и оставили за собой комплекс мечетей на Храмовой горе, папа Григорий был недоволен тем, что Иерусалим был не отвоеван, а передан на мирных условиях, бароны Леванта, по большей части франкского происхождения, не желали видеть своим королем германского императора, не признавали его своим сюзереном. Фридрих, подвергнутый церковному отлучению, тем не менее добрался до Иерусалима и провел там церемонию коронации. Горькая ирония здесь заключалась в том, что город, где был распят и воскрес Спаситель, после посещения опального императора был также подвергнут церковному интердикту и оставался "отлученным" до 1231 года, пока папа и император не помирились.
У ослабленного внутренними раздорами королевства не отыскалось денег на укрепление своей номинальной столицы. Единственной реальной силой, которая могла бы защитить Святой град, на то время являлись лишь тамплиеры, однако, как уже было сказано, согласно мирному договору их штаб-квартира расположенная в комплексе мечети аль-Акса , была оставлена в руках мусульман, и рыцари военно-монашеских орденов отказались возвратиться в город.
Патриарший клир и королевский двор также не торопились перебираться из хорошо укрепленной Акры в номинальную столицу. С 1229 по 1239 год гарнизон, который содержали за счет императорского наместника-бальи составляли 20 рыцарей и 70 пехотинцев, которые размещались в цитадели, носящей название «Башня Давида».
Осенью 1239 года на Восток прибыло крестоносное войско, вошедшее в историю как «Крестовый поход баронов». Не принимая во внимание мнения местных христианских военачальников, не владея обстановкой и не имея единого руководства, герцог Бретонский Моклерк и граф Анри Бар ле-Дюк начали действовать на свой страх и риск, в результате чего потерпели сокрушительное поражение. Воспользовавшись ситуацией, ан-Насир Давуд, правитель Трансиордании, заявив свои права на город по истечении срока мирного договора, изгнал христианский гарнизон и захватил Иерусалим. Защитникам башни Давида, единственного городского укрепления оказавшего сопротивление, после недолгой осады он позволил свободно уйти, после чего приказал разрушить и саму цитадель (так поступали мусульмане со всеми христианскими крепостями еще со времен Саладина).
В следующем 1240 году на восток прибыла армия крестоносцев Англии, которую возглавлял брат короля Генриха III граф Ричард Коруэлльский. Пребывая в Святой Земле всего один год, он проведя ряд энергичных военных рейдов и дипломатических переговоров, возвратил Иерусалим христианам. Однако с его убытием, крестоносные земли снова охватили раздоры.
Священная война в союзе с неверными - кризис 1244 года.
Двадцать пятого апреля 1243 года Конрад Гогенштауфен, сын императора Фридриха и титульной королевы Иерусалимской Марии-Иоланты (которая умерла при его рождении), достиг совершеннолетия и стал полноправным престолонаследиком Иерусалимского королевства. Фридрих Гогенштауфен лишился своих регентских прав, что привело к очередному внутриполитическому кризису христианских партий Святой Земли. В Акру прибыл новый имперский бальи, Томмазо д'Арчерра, который был назначен императором и должен был от его имени принять присягу местной знати, однако совет нобилей королевства единодушно отказался ему присягать и потребовал личного присутствия в королевстве пятнадцатилетнего Конрада.
Воспользовавшись ситуацией, партия местных баронов, во главе с домом Ибелинов Бейрутских, выставила свою кандидатуру на прирачный иерусалимский трон - Алису Кипрскую. Баронов поддержали тамплиеры, а госпитальеры выступили на стороне имперского бальи, при этом венецианцы традиционно поддержали Храм, а генуэзцы — Госпиталь. Страна стояла на пороге междоусобной войны, однако в подобном же положении, к счастью оказались и мусульманские правители. Айюбиды, унаследовавшие империю Саладина, разделились на две враждующих партии, которые возглавил с одной стороны султан Каира ал-Салих Айюб, с другой стороны его дядя ал-Салих Исмаил, султан Дамаска, к которому присоединился и ан-Насир Дауд Трансиорданский.
Тамплиеры, выторговавшие в свое время право вести самостоятельную внешнюю политику, вступили в сепаратные переговоры с Дамаском и заключили с султаном Измаилом соглашение, по которому тот в обмен на военную помощь ордена против Каира обязался вернуть ордену иерусалимскую резиденцию на Храмовой горе. Окрыленные дипломатическим успехом, тамплиеры, заручившись поддержкой папы Иннокентия IV и патриарха предложили всем христианским силам Святой Земли присоединиться к этому пакту. Перспектива быстрой и победоносной войны, результатом которой должны были стать богатые трофеи и возвращенные земли, враждующие партии на время позабыли о разногласиях, заключили соглашение и начали мобилизовывать силы.
Весной 1244 года к антиегипетской коалиции присоединился и правитель Хомса, аль-Мансур Ибрагим, который лично прибыл в Акру для переговоров с баронами. Теперь объединенные силы ближневосточных мусульман и христиан в несколько раз превосходили армию египтян, и победа казалась всем очевидной. Однако аль-Салих Аюб Каирский, оставшийся в одиночестве перед лицом врага, сумел найти себе союзников, которые не только переломили ход этой войны, но и самым трагическим образом повлияли на дальнейшую судьбу Иерусалима. Это были наемники, вошедшие в историю под именем хорезмийцев.
После того как Чингисхан в 1223 году разгромил Хорезмийскую державу, сын Мохаммед-шаха, Джалал-ад-Дин, сумел собрать вокруг себя уцелевшую служивую знать, в основном кипчаков и туркменов-огузов и на протяжении нескольких лет довольно успешно сопротивлялся завоевателям. С укреплением власти монголов на завоеванных землях Джалал-ад-Дин был вытеснен к границам Азербайджана , где попытался объединить вокруг себя мусульманских правителей Закавказья и Ближнего Востока. Не получив существенной поддержки от местных эмиров, он потерпел ряд поражений в стычках с монгольскими передовыми отрядами, а в 1231 году, спасаясь от погони, был убит курдскими разбойниками, которые даже не знали, кто оказался их жертвой.
После смерти Джалал ад-Дина остатки его армии распылились по близлежащим землям. Часть возвратилась в Туркестан и признала власть монголов, около пятиста семей во главе с эмиром Егортулом ушла в Малую Азию, присягнула Конийскому султану и получила земли близ Сугута, во Фригии, на границе с Никейской империей византийцев. Впоследствии сын Егортула, Осман, стал основателем правящей династии Османской империи. Самая крупная группа кипчакских воинов двинулась в Северный Ирак и стала предлагать услуги местным правителям в качестве наемных воинов, не имея единого руководства и "государственной идеи" , они активно занималась грабежами и разбоями во всем регионе. Именно они и стали известны в истории под именем "хорезмийцы". Это была настоящая кочевническая орда, которая перемещалась в пределах Передней Азии и принимала участие практически во всех региональных конфликтах тридцатых-сороковых годов тринадцатого столетия. Общая их численность достигала 12 000 человек, а во главе этого образования стояли эмиры Хусам ад-Дин, Баракат-хан, Ханберди, Сару-хан и Кушлу-хан.
После того, как хорезмийцев пригласил на службу султан Египта, их войско под командой кипчакского эмира Барракат-хан ибн Даулат-Малика , находившееся до этого в Северном Ираке, переправилось через Тигр и, вторгнувшись в пределы Сирии, начало двигаться на юг вдоль Иордана на соединение с египетской армией. Общую численность армии хорезмийцев современные исследователи оценивают в 5000-6000 воинов, что для описываемой эпохи и региона было более чем серьезной силой.
Последнее разорение Иерусалима
Христиане и их союзники начали готовиться к войне с египтянами. Сбор франко-дамасской армии был назначен на лето 1244 года в окрестностях Акры. Пока войска христиан и мусульман вели подготовку к войне, хорезмийцы, оставив земли Дамаска, миновали Химс и оказались на территории Галилеи. Узнав о разграблении Тивериады и Наблуса, патриарх Иерусалимский Роберт ( который до1241 года был епископом бретонского Нанта, в местных делах разбирался, похоже, слабо и полностью находился под влиянием тамплиеров), в сопровождении великого магистра тамплиеров Армана де Перигора и Гийома де Шатенефа, великого магистра госпитальеров , поспешили в Иерусалим. Усилив гарнизон(кем и чем неизвестно), патриарх и магистры покинули город незадолго до того, как к нему подошли хорезмийцы.
О дальнейших событиях нам известно из письма, приведенного в хрониках Метью Периса, которое великий магистр госпитальеров отправил в Англию.
Одиннадцатого июля 1244 года хорезмийцы вторглись в город. На улицах прошли некоторые стычки, в хрониках отмечена резня в армянском монастыре св. Иакова, однако цитадель, башня Давида оставалась под контролем христианского гарнизона. Не дождавшись помощи из Акры (там все были поглощены подготовкой к сражению с армией Бейбарса) , гарнизон попросил поддержки у бывшего врага аль-Насира, так как правитель Керака находился ближе всех к осажденным. Аль-Насир выделил в помощь Иерусалиму небольшой отряд который, впрочем, уже не смог ничего решить.
Через пять недель гарнизон Башни Давида при посредничесиве султана Трансиордании согласились капитулировать в обмен на беспрепятственный проход для всех находящихся в городе христиан до Яффы. Двадцать третьего августа Башня Давида была сдана хорезмийцам и франкское население города - около 6 000 мужчин, женщин и детей, двинулись по дороге к морю.
Собственно, произошедшие дальше события и являются главным предметом рассмотрения в этом эссе, потому приведем дословно выдержку из письма.
На совете, состоявшемся в Иерусалиме, было признано, что в городе недостаточно сил для его защиты, а потому будет разумно всех христиан , живущих в Святом Граде отправить в Яффу в сопровождении рыцарской баталии, где они будут в безопасности. Той же ночтю, сделав все необходимые приготовления, мы осторожно вывели всех людей из города и преодолели почти половину пути, когда в дело вмешался старый и коварный враг, дьявол. Покинувше город люди увидели вывешенными на стенах Иерусалима несколько хоругвей, которые были забыты при уходе из города. Решив, что эти хоругви вывесили на стены оставшиеся в городе защитники, отразили врага и призывают остальных защищать город.
Все мы возликовали и многие решили тут же вернуться в город -кто из желания присоединиться к защитникам, кто из боязни за сохранность своих домов и имущества. Опасаясь ловушки, мы пытались отговорить этих людей, но были не в силах это сделать и продолжили идти в Яффу.
Вскоре после этого вероломные хорезмийцы пришли в город с большими силами, окружили христиан , перекрыв все пути отхода и начали нападать на них каждый день, так что эти люди, не находя пути к спасению и опасаясь смерти и плена, пришли в отчаянье. Попытавшись покинуть город ночью, христиане бродили по горам, пока не обнаружили узкий проход, где попали в засаду. Окружив их со всех сторон, враги избивали людей саблями, стрелами камнями и прочим оружием, убив и изрезав на куски, по верному счету около семи тысяч верующих, чья кров потекла с гор, словно вода. Юноши и девушки, сдавшиеся в плен, были приведены в Святой Град и перерезаны там, словно овцы. Над монахинями, стариками и калеками, которые укрылись в Церкви Святого Гроба и Кувуклии, где пролилась кровь Господа нашего, были совершены такие надругательства , каких не видели со дня сотворения мира.
Не в силах вынести эти зверства мы решили собравшись с силами, с Господней помощью, дать бой этим предателям. Мы напали на них и воевали без передышки с раннего утра и до конца дня, когда в темноте невозможно стало отличить своих людей от врагов. Мы понесли большие потери, но как выяснилось по завершению боя, враги потяряли вчетверо больше.
Хорезмийцы полностью разграбили город. Сожгли все церкви, включая и церковь Святого Гроба, разорив гробницы иерусалимских королей, и убили священников, которые пытались их образумить. Уничтожив город, хорезмийцы пошли на соединение с армией Каирского султаната к Газе.
Семнадцатого октября в битве при ла-Форби селении расположенном к северу от современной Газы, армия египтян при поддержке хорезмийцев, возглавляемая молодым эмиром Бейбарсом, наголову разгромила франко-сирийскую армию, после чего окончательно изгнание христиан с Ближнего Востока стало вопросом времени.
Уничтожив силы христиан, войска Египта и хорезмийцы осадили Дамаск, который через год сдался. Не получив от аль-Салиха обещанных им в Сирии земель, хорезмийцы вышли из подчинения, но в мае 1246 г. были разбиты войсками египетского султана и правителей Халеба и Химса. Немногие уцелевшие поступили на службу к сирийским правителям, а Иерусалим, окончательно разоренный и обезлюдевший снова и окончательно стал мусульманским городом, каким и оставался вплоть до 1947 года.
Неудобные вопросы
При попытке реконструировать описанные события как реальные, начали проявляться несоответствия и нестыковки.
Если верить Шатонефу, то хорезмийцы осаждали иерусалимскую цитадель пять недель. Армия крестоносцев находилась в это время где-то между Акрой и Аскалоном, откуда даже в походном строю можно добраться за пять -шесть дней.
Почему крестоносцы не отправились на выручку гарнизона Иерусалима? Ведь, помимо прочего, это был шанс разбить противника по частям.
Башня Давида была небольшой крепостью и определенно не могла разместить шесть тысяч горожан. Их месячное пребывание внутри ее стен представляется совершенно невозможным делом.
Где во время осады находились все шесть тысяч христиан? Если они были в оккупированном городе, то почему хорезмийцы не перебили их еще тогда, а затеяли такую сложную провокацию?
Знамена, которые якобы вывесили на стенах крепости хорезмийцы не могли быть абстрактными флагами. К середине тринадцатого столетия геральдика стала точной наукой, а умение распознать герб командира или хоругвь того или иного подразделения было одним из важнейших умений военно-феодальной прослойки.
Чьи знамена были вывешены на стенах крепости? Каким образом они достались мусульманам, если цитатель сдалась им без боя
Шатонеф пишет, что после возвращения христиан и стычки с ними хорезмийцы буквально озверели и начали разорять город, оскверняя гробницы и церкви и разрубая людей на куски.
Почему хорезмийцы, которым город был сдан без боя, устроили бессмысленную кровавую резню, причем сделали это не сразу, а по прошествии месяца?
Если верить дословно историкам и хронистам, получается, что все участники произошедшей трагедии были полными кретинами. Христиане побросали в спешке знамена, а потом , завидев их вывешенными на стены, ринулись назад, словно бабочки на свечу. Хорезмийцы вначале лениво грабили город, затем отпустили из него всех христиан, а потом спровоцировали их на возвращение, вдруг озверели и перебили.
Возможно, в цитадели укрывались самые богатые горожане, которых они хотели ограбить, но зачем потребовалась провокация со знаменами, если можно было просто напасть на них по выходу из крепости.
Забытые защитники цитадели
Все составляющие этой головоломки становятся на места лишь в одном единственном случае. Если предположить, что в цитатели действительно остались какие-то воины, которые решили ее защищать до конца.
Почему об этих защитниках не упоминает ни один из хронистов, тем более великий магистр Госпитальеров Гийом де Шатонеф? Для того , чтобы найти этому объяснение, нужно оценить обстоятельства появления этого письма.
Великий магистр Госпитальеров был пленен в битве при ла-Форби, состоявшейся после разорения хорезмийцами Иерусалима. В своем письме он подробно описывает ход битвы, а это в свою очередь означает, что письмо было написано после его возвращения из плена. От всего ордена госпитальеров в Святой Земле после битвы осталось только шестнадцать рыцарей, великому магистру для восстановления ордена практически с нуля требовалась поддержка могущественных европейских монархов, в том числе и ангийского короля Генриха. Письмо Шатонефа оказалось у придворного хрониста , Метью Периса, что говорит о его официальном, политически важном характере. Великий магистр пытался сформировать у монарха определенное мнение, мог ли он написать о том, что Иерусалим, который был возвращен христианам стараниями королевского брата, был потерян при обстоятельствах столь бесславных?
Кем были эти неведомые защитники, мы не знаем и не узнаем уже никогда. Скорее всего они погибли на стенах Башни Давида, однако могли и уцелеть, ведь хорезмийцы не могли оставаться дальше в разграбленном городе их ждал египетский военачальник эмир Бейбарс ...
Как же могло все происходить на самом деле? Итак, политики сбежали из города, оставив его на произвол судьбы. Хорезмийцы начали грабежи и осадили цитадель. Через некоторое время к стенам города прибыли люди, посланные правителем Керака, которые и провели переговоры о капитуляции. Вместе с этими людьми или одновременно с ними в Иерусалим прибывает какой-то христианский отряд, который собирается защищать крепость. Однако начальники местного гарнизона принимают решение сдать Святой Град. Объявив об этом горожанам они, невзирая на возмущение вновь прибывших, формируют колонну и уходят их города. Дождавшись их убытия, оставшиеся защитники поднимают знамена как свидетельство того, что цитадель продолжает борьбу. Хорезмийцы, сочтя подобные действия нарушением соглашения, бросаются на беженцев. Конвой вступает с ними в жестокую схватку, после чего захватчики, потеряв много людей звереют и начинают кровавый погром.
Действия высших христианских военачальников, которые не пришли на помощь разоренному городу можно, в принципе , объяснить - существовавшая в Европе стратегии предполагала проведение войны путем главного сражения, в котором участвуют все боеспособные силы противоборствующих сторон, потому отказ от нападения на хорезмийцев в принципе объясним. Можно объяснить и то, что имя последних защитников города стало предметом всеобщего умолчания, ведь их подвиг представлял действия остальных в крайне невыгодном свете.
Можно также предположить, что если бы хорезмийцев разгромили под стенами Башни Давида, то сражение при ла-Форби завершилось совсем иначе, и Каирский султанат был бы побежден. Однако история, в отличие от литературы, сослагательного наклонения, увы, не имеет.
Использованная литература.
Bulst-Thiele Marie Luise . Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani magistri Untersuchungen z. Geschichte d. Templerordens 1118/19-1314. Göttingen, Vandenhoeck und Ruprecht, 1974.
Marshall Christopher. Warfare in the Latin East 1192-1291. Cambridge University Press, 1994.
Runciman Steven. A History of the Crusades vol.2. Cambridge University Press, 1951.
Setton Kennet (ed.) History of Crusades vol.2 The Later Crusades, The University Of Wisconsin Press, 1969.
Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов. М., 1986.
Вернадский Г.В. История России т.3. Монголы и Русь. Тверь—М.: «Леан»; «Аграф», 1997.
Попов Александр. Иерусалимская латинская патриархия эпохи крестоносцев. С-Пб, 1903.
Стасюлевич М.М. История средних веков т. 3 , Полигон, М., 2001.
Иерусалим, Святой Град, ради “освобождения” которого отправились на Восток крестоносцы, был отвоеван у Фатимидов в 1099 году и сразу же стал столицей новообразованного Иерусалимского королевства. Христиане были изгнаны из Восточного Средиземноморья через двести лет после вторжения, точнее через через сто девяносто два года, однако Иерусалим перестал быть христианской столицей гораздо раньше - в 1187 году. После того, как город был сдан легендарному Саладину, он несколько раз переходил из рук в руки и был окончательно оставлен в 1244 году.
Про обстоятельства утери Святого Града современники событий говорят глухо, историки повествуют между делом. И тех и других можно понять - ведь цель Священной войны - освобождение и защита Святого Гроба невзирая на реки пролитой крови, по сути крестоносным движением достигнута не была. Последние же дни пребывания города во владении у христиан и вовсе покрыты мраком - хронисты, описывая то, как город разорили и уничтожили хорезмийцы откровенно лгут и “путаются в показаниях”, а историки, принимая на веру сказанное, выстраивают свои, удобные и не противоречащие академическим концепциям версии.
Принимаясь за роман “Третий рыцарь” я знал, что завершаться он будет именно тем днем, когда христиане оставляют Святой Град, на этот раз уже навсегда. Казалось бы -любая монография, посвященная той эпохt, содержит рассказ о произошедших событиях, однако попытка превратить исторический нарратив в сценарий, который должен лечь в основу последней главы романа, потребовала полного переосмысления “официальной” версии произошедших событий.
Латинский Восток тринадцатого столетия - эпоха, малоизвестная неподготовленному читателю, потому, я решил начать с начала. То есть рассказать всю историю христианского Иерусалима.
Под знаком Звезды Давида (2000 г. до н.э - 70 г н.э.)
Твердые упоминания о городе Шалем относятся еще к девятнадцатому - двадцатому векам до Новой эры, тогда этот город принадлежал хеттскому племени ивусеев. Еврейский период Иерусалима , описанный в Ветхом Завете, в целом подтверждается археологическими исследованиями - предположительно в 1000 г. до н.э. город был захвачен иудеями под предводительством царя Давида и стал столицей Иудейского царства. Сын Давида, Соломон, выстроил Храм, на протяжении многих веков бывший главной святыней иудаизма. В 598 г. до н.э. Иерусалим был захвачен и разорен вавилонским царем Навуходоносором. в 538 г. до н.э. персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил иудеям восстановить разрушенный храм.
Примерно в 333 г. н.э. Иудея, а вместе с ней и Иерусалим были покорены Александром Македонским. После этого Иерусалим принадлежал династии правопреемников Македонского, Птолемеев, затем, после иудейского восстания династии Маккавеев, а в 63 г. до н.э. Помпей Великий установил над Иудееей римский протекторат.
В 66 г. н.э. усиливающиеся антиримские выступления переросли в масштабную Иудейскую войну. В 70 г. н.э. регулярные войска Римской империи во главе сыном императора Веспасиана, будущим императором Титом захватила и полностью уничтожила Иерусалим. С тех многолюдный некогда город пребывал в запустении и забвении.
Под сенью Честного креста (135-1244)
В 135 г. н.э. римский император Адриан полностью разрушил старый иудейский город и основал на его месте колонию, получившую имя Капитолина. С развалом Римской Империи оккупированная ромеями Иудея по наследству досталась Византийской империи.
С провозглашением христианства государственной религией империя озаботилась тем, чтобы верующие имели места для поклонения и надлежащие святыни. В 335 году в правление императора Константина под патронатом его матери Елены на холмах Капитолины были проведены раскопки, по результатом которых одно из возвышений, находящихся в черте старого города, было объявлен "той самой" библейской Голгофой. На предполагаемом месте распятия Христа возвели базилику Воскресения Господнего, которая быстро стала объектом паломничества.
В 614 году Иерусалим был захвачен и разорен персидским царём Хосроем. Христианское население города при содействии галилейских иудеев было полностью вырезано. В 628 году византийский император Ираклий возвратил Иерусалим и , несмотря на обещание амнистии устроил ответную резню иудеев.
В тени зеленых знамен Ислама
Византия, истощённая войной с Ираном, была не в состоянии контролировать Сирию и Палестину, и в 636 ходу Иерусалим был сдан без боя халифу Омару аль-Хаттабу. На Храмовой горе бывшей иудейской столицы, там где согласно преданию, начал свой небесный путь пророк Магомет, была возведена мечеть аль-Акса, а рядом с ней еще одна большая мечеть Омара. Таким образом Иерусалим стал святым городом одновременно трех существовавших тогда монорелигий - иудаизма, христианства и ислама.
С 798 г. за городом прочно закрепилось арабское название аль-Кудс, но в отличие от общепринятого мнения, средневековые мусульмане не были кровожадными религиозными фанатиками - христианские церкви и монастыри Иерусалима во времена мусульманского владычества продолжали проводить службы и принимать паломников. Вначале это были в основном христиане из Сирии, Малой Азии и Греции, но уже в Каролингскую эпоху Иерусалим начали посещать и богомольцы из Западной Европы.
С одиннадцатого столетия Иерусалим становится объектом массового "религиозного туризма", так что хронисты оценивают полученный от него доход в 15 000 - 20 000 тысяч безантов в год, что сопоставимо с бюджетом среднего европейского короля.
Нетвердое владычество крестоносцев (1099-1244)
Нет смысла останавливаться на истории Первого крестового похода. В 1099 году город был после недолгой осады взят штурмом и ограблен, а его мусульманское население жестоко терроризировано.
Обживаясь на новом месте, крестоносцы укрепили городскую фортификацию, а на месте базилики выстроили внушительную церковь Святого Гроба. Христианские владыки, в отличие от мусульман, не стали проявлять веротерпимость, мечети на Храмовой горе они превратили в христианские храмы. Аль-Акса, третья по значимости мусульманская святыня, стала "домашней" церковью тамплиеров, а мечеть Омара была переименована в Храм Господень или "Храм на скале" и стала приходской церковью Святого Града.
В 1178 году султан Сирии и Египта Саладин, наголову разгромив крестоносную армию в Хаттинском сражении, подошел к стенам города и вынудил его немногочисленных защитников к капитуляции. Мечетям ал-Акса и Омара был возвращен статус мусульманских храмов, а церковь святого Гроба Саладин передал в совместное упровление четырем "конкурирующим" христианским конфессиям - православным, коптам, армянам и маронитам и разрешил христианам продолжать “коммерческие” паломничества.
Номинально Иерусалим был возвращен христианам в 1229 году. Германский император Фридрих Гогенштауфен, женившись на наследнице иерусалимской короны, после того, как она родила ему сына, объявил себя правителем Иерусалимского королевства. Фридрих заключил мирный логовор с султаном Египта аль-Камилом, по которому Святой град а также и Вифлеем передавались ему сроком на десять лет. Но этот договор никого не устроил: мусульмане считали сдачу города временной уступкой и оставили за собой комплекс мечетей на Храмовой горе, папа Григорий был недоволен тем, что Иерусалим был не отвоеван, а передан на мирных условиях, бароны Леванта, по большей части франкского происхождения, не желали видеть своим королем германского императора, не признавали его своим сюзереном. Фридрих, подвергнутый церковному отлучению, тем не менее добрался до Иерусалима и провел там церемонию коронации. Горькая ирония здесь заключалась в том, что город, где был распят и воскрес Спаситель, после посещения опального императора был также подвергнут церковному интердикту и оставался "отлученным" до 1231 года, пока папа и император не помирились.
У ослабленного внутренними раздорами королевства не отыскалось денег на укрепление своей номинальной столицы. Единственной реальной силой, которая могла бы защитить Святой град, на то время являлись лишь тамплиеры, однако, как уже было сказано, согласно мирному договору их штаб-квартира расположенная в комплексе мечети аль-Акса , была оставлена в руках мусульман, и рыцари военно-монашеских орденов отказались возвратиться в город.
Патриарший клир и королевский двор также не торопились перебираться из хорошо укрепленной Акры в номинальную столицу. С 1229 по 1239 год гарнизон, который содержали за счет императорского наместника-бальи составляли 20 рыцарей и 70 пехотинцев, которые размещались в цитадели, носящей название «Башня Давида».
Осенью 1239 года на Восток прибыло крестоносное войско, вошедшее в историю как «Крестовый поход баронов». Не принимая во внимание мнения местных христианских военачальников, не владея обстановкой и не имея единого руководства, герцог Бретонский Моклерк и граф Анри Бар ле-Дюк начали действовать на свой страх и риск, в результате чего потерпели сокрушительное поражение. Воспользовавшись ситуацией, ан-Насир Давуд, правитель Трансиордании, заявив свои права на город по истечении срока мирного договора, изгнал христианский гарнизон и захватил Иерусалим. Защитникам башни Давида, единственного городского укрепления оказавшего сопротивление, после недолгой осады он позволил свободно уйти, после чего приказал разрушить и саму цитадель (так поступали мусульмане со всеми христианскими крепостями еще со времен Саладина).
В следующем 1240 году на восток прибыла армия крестоносцев Англии, которую возглавлял брат короля Генриха III граф Ричард Коруэлльский. Пребывая в Святой Земле всего один год, он проведя ряд энергичных военных рейдов и дипломатических переговоров, возвратил Иерусалим христианам. Однако с его убытием, крестоносные земли снова охватили раздоры.
Священная война в союзе с неверными - кризис 1244 года.
Двадцать пятого апреля 1243 года Конрад Гогенштауфен, сын императора Фридриха и титульной королевы Иерусалимской Марии-Иоланты (которая умерла при его рождении), достиг совершеннолетия и стал полноправным престолонаследиком Иерусалимского королевства. Фридрих Гогенштауфен лишился своих регентских прав, что привело к очередному внутриполитическому кризису христианских партий Святой Земли. В Акру прибыл новый имперский бальи, Томмазо д'Арчерра, который был назначен императором и должен был от его имени принять присягу местной знати, однако совет нобилей королевства единодушно отказался ему присягать и потребовал личного присутствия в королевстве пятнадцатилетнего Конрада.
Воспользовавшись ситуацией, партия местных баронов, во главе с домом Ибелинов Бейрутских, выставила свою кандидатуру на прирачный иерусалимский трон - Алису Кипрскую. Баронов поддержали тамплиеры, а госпитальеры выступили на стороне имперского бальи, при этом венецианцы традиционно поддержали Храм, а генуэзцы — Госпиталь. Страна стояла на пороге междоусобной войны, однако в подобном же положении, к счастью оказались и мусульманские правители. Айюбиды, унаследовавшие империю Саладина, разделились на две враждующих партии, которые возглавил с одной стороны султан Каира ал-Салих Айюб, с другой стороны его дядя ал-Салих Исмаил, султан Дамаска, к которому присоединился и ан-Насир Дауд Трансиорданский.
Тамплиеры, выторговавшие в свое время право вести самостоятельную внешнюю политику, вступили в сепаратные переговоры с Дамаском и заключили с султаном Измаилом соглашение, по которому тот в обмен на военную помощь ордена против Каира обязался вернуть ордену иерусалимскую резиденцию на Храмовой горе. Окрыленные дипломатическим успехом, тамплиеры, заручившись поддержкой папы Иннокентия IV и патриарха предложили всем христианским силам Святой Земли присоединиться к этому пакту. Перспектива быстрой и победоносной войны, результатом которой должны были стать богатые трофеи и возвращенные земли, враждующие партии на время позабыли о разногласиях, заключили соглашение и начали мобилизовывать силы.
Весной 1244 года к антиегипетской коалиции присоединился и правитель Хомса, аль-Мансур Ибрагим, который лично прибыл в Акру для переговоров с баронами. Теперь объединенные силы ближневосточных мусульман и христиан в несколько раз превосходили армию египтян, и победа казалась всем очевидной. Однако аль-Салих Аюб Каирский, оставшийся в одиночестве перед лицом врага, сумел найти себе союзников, которые не только переломили ход этой войны, но и самым трагическим образом повлияли на дальнейшую судьбу Иерусалима. Это были наемники, вошедшие в историю под именем хорезмийцев.
После того как Чингисхан в 1223 году разгромил Хорезмийскую державу, сын Мохаммед-шаха, Джалал-ад-Дин, сумел собрать вокруг себя уцелевшую служивую знать, в основном кипчаков и туркменов-огузов и на протяжении нескольких лет довольно успешно сопротивлялся завоевателям. С укреплением власти монголов на завоеванных землях Джалал-ад-Дин был вытеснен к границам Азербайджана , где попытался объединить вокруг себя мусульманских правителей Закавказья и Ближнего Востока. Не получив существенной поддержки от местных эмиров, он потерпел ряд поражений в стычках с монгольскими передовыми отрядами, а в 1231 году, спасаясь от погони, был убит курдскими разбойниками, которые даже не знали, кто оказался их жертвой.
После смерти Джалал ад-Дина остатки его армии распылились по близлежащим землям. Часть возвратилась в Туркестан и признала власть монголов, около пятиста семей во главе с эмиром Егортулом ушла в Малую Азию, присягнула Конийскому султану и получила земли близ Сугута, во Фригии, на границе с Никейской империей византийцев. Впоследствии сын Егортула, Осман, стал основателем правящей династии Османской империи. Самая крупная группа кипчакских воинов двинулась в Северный Ирак и стала предлагать услуги местным правителям в качестве наемных воинов, не имея единого руководства и "государственной идеи" , они активно занималась грабежами и разбоями во всем регионе. Именно они и стали известны в истории под именем "хорезмийцы". Это была настоящая кочевническая орда, которая перемещалась в пределах Передней Азии и принимала участие практически во всех региональных конфликтах тридцатых-сороковых годов тринадцатого столетия. Общая их численность достигала 12 000 человек, а во главе этого образования стояли эмиры Хусам ад-Дин, Баракат-хан, Ханберди, Сару-хан и Кушлу-хан.
После того, как хорезмийцев пригласил на службу султан Египта, их войско под командой кипчакского эмира Барракат-хан ибн Даулат-Малика , находившееся до этого в Северном Ираке, переправилось через Тигр и, вторгнувшись в пределы Сирии, начало двигаться на юг вдоль Иордана на соединение с египетской армией. Общую численность армии хорезмийцев современные исследователи оценивают в 5000-6000 воинов, что для описываемой эпохи и региона было более чем серьезной силой.
Последнее разорение Иерусалима
Христиане и их союзники начали готовиться к войне с египтянами. Сбор франко-дамасской армии был назначен на лето 1244 года в окрестностях Акры. Пока войска христиан и мусульман вели подготовку к войне, хорезмийцы, оставив земли Дамаска, миновали Химс и оказались на территории Галилеи. Узнав о разграблении Тивериады и Наблуса, патриарх Иерусалимский Роберт ( который до1241 года был епископом бретонского Нанта, в местных делах разбирался, похоже, слабо и полностью находился под влиянием тамплиеров), в сопровождении великого магистра тамплиеров Армана де Перигора и Гийома де Шатенефа, великого магистра госпитальеров , поспешили в Иерусалим. Усилив гарнизон(кем и чем неизвестно), патриарх и магистры покинули город незадолго до того, как к нему подошли хорезмийцы.
О дальнейших событиях нам известно из письма, приведенного в хрониках Метью Периса, которое великий магистр госпитальеров отправил в Англию.
Одиннадцатого июля 1244 года хорезмийцы вторглись в город. На улицах прошли некоторые стычки, в хрониках отмечена резня в армянском монастыре св. Иакова, однако цитадель, башня Давида оставалась под контролем христианского гарнизона. Не дождавшись помощи из Акры (там все были поглощены подготовкой к сражению с армией Бейбарса) , гарнизон попросил поддержки у бывшего врага аль-Насира, так как правитель Керака находился ближе всех к осажденным. Аль-Насир выделил в помощь Иерусалиму небольшой отряд который, впрочем, уже не смог ничего решить.
Через пять недель гарнизон Башни Давида при посредничесиве султана Трансиордании согласились капитулировать в обмен на беспрепятственный проход для всех находящихся в городе христиан до Яффы. Двадцать третьего августа Башня Давида была сдана хорезмийцам и франкское население города - около 6 000 мужчин, женщин и детей, двинулись по дороге к морю.
Собственно, произошедшие дальше события и являются главным предметом рассмотрения в этом эссе, потому приведем дословно выдержку из письма.
На совете, состоявшемся в Иерусалиме, было признано, что в городе недостаточно сил для его защиты, а потому будет разумно всех христиан , живущих в Святом Граде отправить в Яффу в сопровождении рыцарской баталии, где они будут в безопасности. Той же ночтю, сделав все необходимые приготовления, мы осторожно вывели всех людей из города и преодолели почти половину пути, когда в дело вмешался старый и коварный враг, дьявол. Покинувше город люди увидели вывешенными на стенах Иерусалима несколько хоругвей, которые были забыты при уходе из города. Решив, что эти хоругви вывесили на стены оставшиеся в городе защитники, отразили врага и призывают остальных защищать город.
Все мы возликовали и многие решили тут же вернуться в город -кто из желания присоединиться к защитникам, кто из боязни за сохранность своих домов и имущества. Опасаясь ловушки, мы пытались отговорить этих людей, но были не в силах это сделать и продолжили идти в Яффу.
Вскоре после этого вероломные хорезмийцы пришли в город с большими силами, окружили христиан , перекрыв все пути отхода и начали нападать на них каждый день, так что эти люди, не находя пути к спасению и опасаясь смерти и плена, пришли в отчаянье. Попытавшись покинуть город ночью, христиане бродили по горам, пока не обнаружили узкий проход, где попали в засаду. Окружив их со всех сторон, враги избивали людей саблями, стрелами камнями и прочим оружием, убив и изрезав на куски, по верному счету около семи тысяч верующих, чья кров потекла с гор, словно вода. Юноши и девушки, сдавшиеся в плен, были приведены в Святой Град и перерезаны там, словно овцы. Над монахинями, стариками и калеками, которые укрылись в Церкви Святого Гроба и Кувуклии, где пролилась кровь Господа нашего, были совершены такие надругательства , каких не видели со дня сотворения мира.
Не в силах вынести эти зверства мы решили собравшись с силами, с Господней помощью, дать бой этим предателям. Мы напали на них и воевали без передышки с раннего утра и до конца дня, когда в темноте невозможно стало отличить своих людей от врагов. Мы понесли большие потери, но как выяснилось по завершению боя, враги потяряли вчетверо больше.
Хорезмийцы полностью разграбили город. Сожгли все церкви, включая и церковь Святого Гроба, разорив гробницы иерусалимских королей, и убили священников, которые пытались их образумить. Уничтожив город, хорезмийцы пошли на соединение с армией Каирского султаната к Газе.
Семнадцатого октября в битве при ла-Форби селении расположенном к северу от современной Газы, армия египтян при поддержке хорезмийцев, возглавляемая молодым эмиром Бейбарсом, наголову разгромила франко-сирийскую армию, после чего окончательно изгнание христиан с Ближнего Востока стало вопросом времени.
Уничтожив силы христиан, войска Египта и хорезмийцы осадили Дамаск, который через год сдался. Не получив от аль-Салиха обещанных им в Сирии земель, хорезмийцы вышли из подчинения, но в мае 1246 г. были разбиты войсками египетского султана и правителей Халеба и Химса. Немногие уцелевшие поступили на службу к сирийским правителям, а Иерусалим, окончательно разоренный и обезлюдевший снова и окончательно стал мусульманским городом, каким и оставался вплоть до 1947 года.
Неудобные вопросы
При попытке реконструировать описанные события как реальные, начали проявляться несоответствия и нестыковки.
Если верить Шатонефу, то хорезмийцы осаждали иерусалимскую цитадель пять недель. Армия крестоносцев находилась в это время где-то между Акрой и Аскалоном, откуда даже в походном строю можно добраться за пять -шесть дней.
Почему крестоносцы не отправились на выручку гарнизона Иерусалима? Ведь, помимо прочего, это был шанс разбить противника по частям.
Башня Давида была небольшой крепостью и определенно не могла разместить шесть тысяч горожан. Их месячное пребывание внутри ее стен представляется совершенно невозможным делом.
Где во время осады находились все шесть тысяч христиан? Если они были в оккупированном городе, то почему хорезмийцы не перебили их еще тогда, а затеяли такую сложную провокацию?
Знамена, которые якобы вывесили на стенах крепости хорезмийцы не могли быть абстрактными флагами. К середине тринадцатого столетия геральдика стала точной наукой, а умение распознать герб командира или хоругвь того или иного подразделения было одним из важнейших умений военно-феодальной прослойки.
Чьи знамена были вывешены на стенах крепости? Каким образом они достались мусульманам, если цитатель сдалась им без боя
Шатонеф пишет, что после возвращения христиан и стычки с ними хорезмийцы буквально озверели и начали разорять город, оскверняя гробницы и церкви и разрубая людей на куски.
Почему хорезмийцы, которым город был сдан без боя, устроили бессмысленную кровавую резню, причем сделали это не сразу, а по прошествии месяца?
Если верить дословно историкам и хронистам, получается, что все участники произошедшей трагедии были полными кретинами. Христиане побросали в спешке знамена, а потом , завидев их вывешенными на стены, ринулись назад, словно бабочки на свечу. Хорезмийцы вначале лениво грабили город, затем отпустили из него всех христиан, а потом спровоцировали их на возвращение, вдруг озверели и перебили.
Возможно, в цитадели укрывались самые богатые горожане, которых они хотели ограбить, но зачем потребовалась провокация со знаменами, если можно было просто напасть на них по выходу из крепости.
Забытые защитники цитадели
Все составляющие этой головоломки становятся на места лишь в одном единственном случае. Если предположить, что в цитатели действительно остались какие-то воины, которые решили ее защищать до конца.
Почему об этих защитниках не упоминает ни один из хронистов, тем более великий магистр Госпитальеров Гийом де Шатонеф? Для того , чтобы найти этому объяснение, нужно оценить обстоятельства появления этого письма.
Великий магистр Госпитальеров был пленен в битве при ла-Форби, состоявшейся после разорения хорезмийцами Иерусалима. В своем письме он подробно описывает ход битвы, а это в свою очередь означает, что письмо было написано после его возвращения из плена. От всего ордена госпитальеров в Святой Земле после битвы осталось только шестнадцать рыцарей, великому магистру для восстановления ордена практически с нуля требовалась поддержка могущественных европейских монархов, в том числе и ангийского короля Генриха. Письмо Шатонефа оказалось у придворного хрониста , Метью Периса, что говорит о его официальном, политически важном характере. Великий магистр пытался сформировать у монарха определенное мнение, мог ли он написать о том, что Иерусалим, который был возвращен христианам стараниями королевского брата, был потерян при обстоятельствах столь бесславных?
Кем были эти неведомые защитники, мы не знаем и не узнаем уже никогда. Скорее всего они погибли на стенах Башни Давида, однако могли и уцелеть, ведь хорезмийцы не могли оставаться дальше в разграбленном городе их ждал египетский военачальник эмир Бейбарс ...
Как же могло все происходить на самом деле? Итак, политики сбежали из города, оставив его на произвол судьбы. Хорезмийцы начали грабежи и осадили цитадель. Через некоторое время к стенам города прибыли люди, посланные правителем Керака, которые и провели переговоры о капитуляции. Вместе с этими людьми или одновременно с ними в Иерусалим прибывает какой-то христианский отряд, который собирается защищать крепость. Однако начальники местного гарнизона принимают решение сдать Святой Град. Объявив об этом горожанам они, невзирая на возмущение вновь прибывших, формируют колонну и уходят их города. Дождавшись их убытия, оставшиеся защитники поднимают знамена как свидетельство того, что цитадель продолжает борьбу. Хорезмийцы, сочтя подобные действия нарушением соглашения, бросаются на беженцев. Конвой вступает с ними в жестокую схватку, после чего захватчики, потеряв много людей звереют и начинают кровавый погром.
Действия высших христианских военачальников, которые не пришли на помощь разоренному городу можно, в принципе , объяснить - существовавшая в Европе стратегии предполагала проведение войны путем главного сражения, в котором участвуют все боеспособные силы противоборствующих сторон, потому отказ от нападения на хорезмийцев в принципе объясним. Можно объяснить и то, что имя последних защитников города стало предметом всеобщего умолчания, ведь их подвиг представлял действия остальных в крайне невыгодном свете.
Можно также предположить, что если бы хорезмийцев разгромили под стенами Башни Давида, то сражение при ла-Форби завершилось совсем иначе, и Каирский султанат был бы побежден. Однако история, в отличие от литературы, сослагательного наклонения, увы, не имеет.
Использованная литература.
Bulst-Thiele Marie Luise . Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani magistri Untersuchungen z. Geschichte d. Templerordens 1118/19-1314. Göttingen, Vandenhoeck und Ruprecht, 1974.
Marshall Christopher. Warfare in the Latin East 1192-1291. Cambridge University Press, 1994.
Runciman Steven. A History of the Crusades vol.2. Cambridge University Press, 1951.
Setton Kennet (ed.) History of Crusades vol.2 The Later Crusades, The University Of Wisconsin Press, 1969.
Буниятов З.М. Государство хорезмшахов-Ануштегинидов. М., 1986.
Вернадский Г.В. История России т.3. Монголы и Русь. Тверь—М.: «Леан»; «Аграф», 1997.
Попов Александр. Иерусалимская латинская патриархия эпохи крестоносцев. С-Пб, 1903.
Стасюлевич М.М. История средних веков т. 3 , Полигон, М., 2001.
(с) Александр Трубников
http://works.atrubni...-jerusalem.html