ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ
СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.
МНОГОМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ
Рукопись, депонированная в ВИНИТИ
No 2714 – В2001
от 29.12.2001
Антропологических варианты белорусов
(фрагмент из 3 главы).
При изучении современного белорусского населения мы использовали главным образом данные трех авторов: Р.Я.Денисовой (1958); В.Д.Дяченко (1965) и М.В.Витова (Алексееу и др., 1994). Общее количество выборок белорусов равно 31. Наиболее подробно в этих данных охарактеризовано население северной, центральной и западной территорий Белоруссии (рис.97), наименее - юго-восточная ее зона.

Рисунок 97. Географическое распределение средних значений первой канонической переменной, найденной для выборок белорусов. Обозначения величин: 1 - малые, 2 - средние, 3 - большие
В связи с возможными несовпадениями в методике оценки антропоскопических показателей, используемыми этими авторами, для анализа применялся набор только 15 признаков. Для устранения этих несовпадений применялась коннексия средних баллов и частот встречаемости описательных показателей к стандарту Русской антропологической экспедиции. Для материалов Р.Я.Денисовой и В.Д.Дяченко использовались поправочные коэффициенты, полученные Т.И.Алексеевой (1965, 1973). Данные М.В.Витова пересчитывались с применением наших коннексионных коэффициентов.
Первая каноническая переменная, полученная для 31 выборки белорусов, имеет наибольшие (равные или превышающие по абсолютной величине условный уровень 0.2) коэффициенты (табл. 45) у продольного и поперечного диаметров головы, наименьшей ширины лба, скулового и нижнечелюстного диаметров и положения кончика носа.
Малые значения первого дискриминатора соответствуют комплексу усиления брахикефалии, увеличения лобного и нижнечелюстного диаметров по сравнению со скуловой шириной и более опущенного кончика носа. Большие величины первой канонической переменной описывают обратную комбинацию уменьшения брахикефалии, уменьшения лобного и нижнечелюстного диаметров по отношению к скуловой ширине и более поднятого кончика носа.
Как видно по карте географического распределения значений первой канонической переменной (рис.97), большие ее величины сосредоточены в северной зоне Белоруссии - в бассейне Западной Двины, а также - на северо-западе в среднем течении Немана. Малые значения первого дискриминатора располагаются в южной зоне Белоруссии в бассейне Припяти и Ясельды, а также - в центральной территории страны в течении Днепра и Березины.
На графике сочетания значений первых двух канонических переменных можно видеть два относительно дискретных кластера, различающихся по значениям первой из них. Первый из них включает белорусов, живущих на севере и в центральной зоне страны. Этот кластер располагается в верхней части графика - в зоне средних и больших величин первого дискриминатора.
Второе объединение включает группы, живущие на юге Белоруссии - в Полесье. Этот кластер располагается в нижней части графика - в области малых величин первой канонической переменной. Разумеется, невозможно представить себе, чтобы на сравнительно небольшой территории Белоруссии, практически лишенной естественных географических преград, существовали бы два отчетливо различающихся антропологических варианта. На графике можно видеть, что зоны двух кластеров заметно пересекаются, то есть - выделенные различия представлены в виде тенденции. Но все же северные белорусы по своему антропологическому составу заметно отличаются от жителей Полесья.
Границу между территориями расселения антропологических вариантов северных и южных белорусов можно провести примерно так. Начинается она несколько севернее Бреста, далее идет чуть южнее Барановичей, продолжается между Могилевым и Быховым и завершается в районе Кричева. Нетрудно видеть (рис.99), что в западной и центральной своей части эта граница идет примерно по водоразделу бассейнов рек, текущих в Балтийское море (Неман и Западная Двина), и бассейна Припяти, впадающей в Днепр и далее - в Черное море. В восточной части граница двух антропологических вариантов белорусов примерно разделяет верховья Днепра и Березины от зоны среднего течения этих рек. Таким образом, северо-белорусское антропологическое подразделение локализовано в Поозерье, Понеманье и в северных зонах Центральной Белоруссии и белорусского Поднепровья. Южно-белорусское объединение выборок имеет в качестве ареала Западное и Восточное Полесье, а также - южные территории Центральной Белоруссии и Поднепровья.

Рисунок 99. Географические ареалы антропологических типов, выделенных для белорусов. Обозначения типов: 1 - валдайский, 2 – полесский
Какие комплексы антропологических признаков свойственны двум выделенным вариантам? Северные белорусы (табл.46) отличаются от - южных значительно меньшими брахикефалией и эурипрозопностью, меньшими лобным, скуловым и нижнечелюстным диаметрами, более высоким лицом, более светлой пигментацией волос, несколько меньшим ростом бороды и несколько более часто встречающимся вогнутым профилем спинки и поднятым кончиком носа.
Таблица 46. Средние величины исходных признаков для антропологических вариантов, выделенных среди белорусов

Для белорусов северной и центральной территорий Белоруссии неоднократно (Происхождение и этническая история русского народа, 1965, Алексеева, 1973) констатировалось значительное сходство с русскими валдайского типа. Это сходство отчетливо проявляется и в наших результатах, что можно видеть при сопоставлении таблиц 7 и 46. Некоторые различия в цвете волос в значительной степени связаны с тем, что в ходе Русской антропологической экспедиции использовалась шкала В.В.Бунака, тогда как в рассматриваемых данных по белорусам - шкала Е.Фишера, которая дает систематически большие на несколько десятых единиц (0.1 - 0.2) оценки среднего балла.
Итак, русские зоны верховий Волги, Днепра и Западной Двины и белорусы севера и центральной зоны Белоруссии принадлежат к одному и тому же антропологическому варианту - валдайскому типу. Следует заметить, что границы, разделяющие валдайский и верхнеокский типы русских и северный и южный типы белорусов, сходятся в районе государственной границы Белоруссии и России примерно в одной и той же точке. Вопрос о северной границе распространения валдайского типа рассмотрен ниже в главе 4.