Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Ligo, Jonines, Иван Купала


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Mr.C

Mr.C

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 108 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: вполне нормальный тип
Близится праздник - Ligo, Jonines или Иван Купала!
А как он отмечатся в ваших краях? На хорошем ли уровне поют, играют?
Мы с женой, может, поехали бы посмотреть-послушать, поискать цветок папоротника. Где по вашему мнению интереснее всего?

#2
Котэ

Котэ

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 86 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Литовец
  • Фенотип: человек?
  • Вероисповедание:Язычник
В Литве часто люди едут сами к рекам или к озерам и там празднуют. Бывают попои-праздновалки, а бывают, что переодевшись в "национальные" костюмы поют, танцуют и пляшут. В моем кругу общения принято совмещать попои, ночные песни и гуляние. Самым лучшим местом, для меня, является около озера или возле реки.
Это если далеко от традиционных видов празднования. В деревнях еще есть старые люди довоенного времени (до ВВ2), которые могут вспомнить даже старые обряды.
A muona mamėkė liuob sakīs: muon če ne gondrs, mon če žuselė.

#3
Mr.C

Mr.C

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 108 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: вполне нормальный тип
Спасибо за ответ!
Может, следующим летом съездим на праздник.

#4
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Цитата(Котэ @ 7.11.2012, 22:41) (смотреть оригинал)
В Литве часто люди едут сами к рекам или к озерам и там празднуют. Бывают попои-праздновалки, а бывают, что переодевшись в "национальные" костюмы поют, танцуют и пляшут. В моем кругу общения принято совмещать попои, ночные песни и гуляние. Самым лучшим местом, для меня, является около озера или возле реки.
Это если далеко от традиционных видов празднования. В деревнях еще есть старые люди довоенного времени (до ВВ2), которые могут вспомнить даже старые обряды.


У нас есть пару официальных, спонсируемых государством праздников по этому поводу. По крайней мере были такие. Ну а кто-то празднует совершенно отдельно, так как не каждый любит праздновать с толпой народа и сасисками в киосках.

#5
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Свои впечатления, наблюдения и мнение я уже высказывал в др. темах. Тут напишу по-позже. А сейчас "запощу" некоторую информацию из сети. У меня есть некоторые оговорки, так как русские и английские версии несколько искажают или не полностью отображают положение дел, но об этом в другой раз. В любом случае я считаю что с таким размахом, всеохватывающе и разнообразно этот праздник нигде так не празднуют, как в Латвии.

#6
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Jāņi
From Wikipedia, the free encyclopedia

Jāņi (pronounced [jaːɲi]) is a Latvian festival held in the night from 23 June to 24 June to celebrate the summer solstice (Midsummer), the shortest night and longest day of the year[citation needed]. The day of Līgo ([liːɡu͡o]) (23 June) and the day of Jāņi (pronounced [jaːɲi]) (24 June) are public holidays, and people usually spend them in the countryside. The festival's eve Jāņu vakars ([jaːɲu vakars]) is held in the evening of 23 June and goes on all through the night Jāņu nakts ([jaːɲu nakts]), where people Līgo (sway) into the following day.

Jāņi is an ancient festival originally celebrated in honour a Latvian pagan deity Jānis, referred to as a "Son of God" in some ancient Latvian folksongs. Jānis is also traditionally the most common of Latvian male given names, corresponding to English name John, and everybody of the name Jānis holds a special honor on this day (Jāņi is a plural form of Jānis) and wears an oak wreath.[1] Besides John, the name of Jānis is also etymologically linked with other names of various nations, such as Aeneas, Dionysus, Jonash, Jan, Jean, Johan, João, Ian, Ivan, Huan, and Han.[2]

The festival's current date has shifted a few days from 21 June/22 June when the summer solstice actually takes place due to its somewhat incongruous association with Saint John the Baptist's feast day, which falls on 24 June. Still, traditions of Jāņi contain no reference to Christianity or any Christian symbolism.

Jāņi is thought to be the time when the forces of nature are at their most powerful, and the boundaries between the physical and spiritual worlds are thinnest. In the past, evil witches were believed to be riding around, so people decorated their houses and lands with rowan branches and thorns in order to protect themselves from evil. In modern days other traditional decorations are more popular, including birch or sometimes oak branches and flowers as well as leaves, especially ferns. Women wear wreaths made from flowers; in rural areas livestock is also decorated.

Jāņi also is thought to be the perfect time to gather herbs, because it is believed that they then have magical powers on this day. Other practices of magic in Jāņi vary from fortune-telling to ensuring productivity of crops, as well as livestock fertility. A well-known part of this celebration is searching for the mythical fern flower, though some suggest that the fern flower is a symbol of secret knowledge; today it is almost always synonymous with having sexual relationships. Young couples traditionally search for the flower and many believe there is an increase in births nine months later. (In the past, this timing was ideal for farmers.)

Another important detail is fire: A festival fire must be kept from sunset till sunrise, and various kinds of flaming light sources are used; usually these are bonfires, which traditionally people jump over to ensure prosperity and fertility. Traditional food during Jāņi is a special type of cheese with caraway seeds, made out of curd, and the traditional drink is beer. Many people make the cheese of Jāņi themselves; a few also make their own beer.

Representatives of Latvian Emergency services often warn that Jāņi can be harmful to health because of the amounts of food and alcoholic beverages consumed, as well as maltreated fires. Additionally, accounts of drinking and driving are higher on this day than of any other in the year.

http://en.wikipedia.org/wiki/Jāņi

#7
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Лиго
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) — латышский народный праздник. Отмечается обычно в ночь с 23 на 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя).

Латышские традиции

Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому день до Лиго называется не только Зелёным днём — Zaļā diena (что, вероятно, является искажением от похоже звучащего Дня Трав), но и Днём Трав (Zāļu diena). В этот день все девушки с именем Лига отмечают именины. День после — днём Яниса, как и его именины. В Латвии эти два дня являются официальными выходными. Праздник связан с культом солнца и плодородия, является праздником летнего солнцестояния, в частности, похож на Иванов день, который празднуется славянскими народами. Название праздника Лиго представляет собой припев праздничной песни. «Лиго» — возглас ликования, восклицание līgo из песен понимается учёными как повелительная форма от латыш. līgot(ies) «качать(ся), колыхать(ся)». Понимание Лиго как «божества радости» не основывается на реальных фактах и является плодом «кабинетной мифологии»: в качестве божества Лиго появляется в латышских письменных источниках лишь с рубежа XVIII — XIX веков. Название «Янов день» — от имени Иоанна Крестителя.

В выходные на Лиго латыши традиционно выезжают на природу, разводят костры, поют песни характерные только для этого праздника с припевом «Лиго-лиго» и плетут венки из дуба и полевых цветов. Венок из дуба принято дарить тем, кого зовут Янис, однако в наши дни иногда их дарят и просто мужчинам. Янис должен всю ночь Лиго ходить в дубовом венке, после чего повесить его дома на стену, где он будет висеть до следующего Лиго.

Характерны для этого праздника особые напитки и кушания. Как в древности, так и в наши дни, перед Лиго во многих усадьбах варят пиво специально для Лиго и готовят особенный сыр с тмином, имеющий достаточно резкий вкус и сильный запах, который сложно встретить в какое-либо другое время, кроме Лиго. Существует традиция поиска цветка папоротника. Ищут его парни с девушками и широко известно, что это сугубо эротическая традиция. Забавен тот факт, однако, что в современной Латвии на Лиго статистически не становится больше зачатий, а как раз наоборот. Возможно, потому что в наши дни занятие любовью в лесу не является распространённым, а большинство жителей Латвии на этот праздник выезжают на природу. Тем не менее, в Латвии и во многих окружающих территориях, в частности, в Эстонии и кое-где в Финляндии само понятие «Цветок папоротника» имеет ярко выраженный эротический контекст, подобное христианскому «запретный плод», но без негативного окраса.

Традиционно описываемая процедура поиска цветка папоротника такова, что нужно пойти в лес, вырезать рябиновую дубину и идти в поисках не оборачиваясь ни разу, что бы не слышно было за спиной, ибо это тёмные силы пытаются отвлечь. Если ищущий нашёл цветок, то нужно 6 раз махнуть дубиной вокруг себя и только тогда срывать цветок, не обращая внимания на все крики и голоса сзади, потому что в этот момент тёмные силы пытаются испугать более всего.

В некоторых регионах Латвии существует поверье, что если девушки в ночь с 23 на 24 июня ищут в лесу цветок папоротника, то нашедшая выйдет замуж в этом году. Подобные поверья могут сильно меняться от региона к региону в Латвии.

Широко известны латышские дайны (традиционные двух- или четырёхстишья) о том, что спать на Лиго категорически не рекомендуется:

Kas gulēja Jāņu nakti,
Mūžam sievas nedabūs;
Kas neguļ Jāņu nakti,
Tas dabūs šoruden.

Вольный перевод — «Кто спал на Янову ночь, тот никогда не женится; Кто не спит в Янову ночь, Женится уже этой осенью».

Для девушек существует традиция умываться утренней росой с полей, тогда лицо всегда будет белым и красивым.

Распространена традиция идти в баню утром, после гуляний.

Считается, что травы, собранные до Лиго, имеют особую силу, поэтому их особенно много собирают именно перед Лиго. Традиция сильна и в наше время, так как среди латышей очень популярно лечение травами и травяные чаи.

Также на Лиго принято зажигать огонь в бочке, поднятой на шесте на горе, украшенной дубовыми листьями и крестами Лаймы.

Крест Лаймы (Laimas krusts) — свастика, ещё называемая крестом огня (Ugunskrusts) — являлся крайне популярным символом у латышей ещё до Второй мировой войны и особенно сильным на Лиго, когда им украшались входные двери, чтобы отпугнуть нечисть; бочки на шестах и многое другое. В наше время его популярность сильно угасла[источник не указан 643 дня] из-за двусмысленности образа этого символа, возникшей после войны.

Лиго в других странах

В России «Лиго» отмечают в с. Рыжково Омской области. В советские времена деревня состояла в основном из ссыльных латышей и эстонцев, поэтому праздник появился и в с. Рыжково. Интересен тот факт что этот праздник стал общим для всего села будь то латыш, русский, эстонец или немец.

Также праздник традиционно отмечается в Башкирии на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельсоветов, в селе Архангельском Архангельского района, в селах Ауструм и Балтика Иглинского района

#8
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Нигде в мире не празднуют дни летнего солнцестояния так, как в Латвии! 23 и 24 июня – два официальных выходных, так что праздник Лиго, или Янов день, имеет государственный статус. Это один из самых любимых праздников латышей, его можно сравнить разве что с Новым годом. И, так же как и Новый год, праздник Лиго имеет древние языческие корни.

Янов день тесно связан с культом плодородия; считается, что он посвящен языческому богу плодородия Янису и, по некоторым источникам, богу веселья Лиго, который в древнелатышском пантеоне был богом песен. Поэтому праздник Лиго отмечается со множеством припевов и песнопений, когда-то имевших сакральный смысл. В земледельческом календаре праздник солнцестояния знаменовал окончание весенних работ и начало летней страды, он служил магической подготовкой к уборке урожая, богатство которого, разумеется, зависело от бога плодородия Яниса.

День перед Яновым праздником был посвящен сбору лекарственных трав и назывался Травяным днем. В этот день из трав, полевых цветов и листьев дуба вили венки, которые служили не столько головными уборами, сколько оберегами для комнат в доме и хозяйственных служб: венками украшали ульи, коровники, клети и амбары, привязывали их на шею коровам. Венки являлись символом урожая, плодородия, плодоношения, и именно в этом качестве их носили незамужние девушки, готовившие себя к роли матери и хозяйки дома.

Наступление сумерек знаменовало начало Яновой ночи, когда запевались песни, посвященные Янису – Яновы песни. В них славословили бога Яниса, воспевали усердный труд и высмеивали лентяев и тунеядцев. В песнях рефреном повторялось восклицание «Лиго! Лиго!», поэтому исполнение Яновых песен называлось «лигованием», а певцы – «лиготаями». В это время в каждом доме проводился обряд чествования «Яновой матушки» и «Янова батюшки», или хозяйки и хозяина дома: на голову хозяина возлагали венок из дубовых листьев, а хозяйку увенчивали цветочным венком. После этого с песнями обходили угодья: поля, пасеки, пастбища, сады и огороды, и везде ставили пышные ветви в честь Яниса, призывая процветание и благодать. Между тем лиготаи с песнями обходили деревню дом за домом, и везде им предлагали традиционное угощение – пиво и сыр. Затем жители деревни собирались на холме, разводили большой костер, пели и танцевали, прыгали через огонь.

В русском языческом календаре дни солнцестояния тоже были праздничными: знаменитая ночь Ивана Купалы сопровождалась сходными традициями прыжков через костры и плетения венков. Костры разжигают и в Норвегии, где этот праздник давно христианизирован и называется Jonsok в честь Иоанна Крестителя. Костер символизировал солнечный свет и должен был помочь солнцу преодолеть вершину небесного купола, чтобы затем медленно спускаться вниз. В Дании костры разжигают на морском берегу, после заката, и поддерживают их на протяжение всей ночи, называемой ночью св. Ханса. В Литве летнее солнцестояние носит название праздника Йонинеса: ночное костровое действо с прыжками и купанием заканчивается на рассвете встречей восходящего солнца. В Эстонии тоже любят разводить костры в Яанов день, на горах или у моря, но купанию голышом предпочитают сауну. Считается, что веники для парной нужно заготавливать на весь год обязательно до 24 июня, а после этого дня целительная сила растений пропадает.

И все-таки нигде в мире не встретишь такого праздничного размаха и пристрастия к национальным традициям в ночь летнего солнцестояния, как в Латвии. Сейчас Лиго – это национальный латвийский праздник, сопровождающийся веселыми гуляньями и непременными песнями, ведь латыши – один из самых поющих народов в мире. 23 июня – день именин Лиги, а 24 июня – именины Яниса. Во время празднования из присутствующих выбираются женщина по имени Лига и мужчина Янис, и они становятся центром всеобщего внимания. Если же людей с такими именами не окажется, их следует назначить – и увенчать традиционными венками: Яниса – дубовым, а Лигу – цветочным. В этот день по всей Латвии происходят народные гулянья и праздничные ярмарки, сопровождающиеся выступлениями песенных и танцевальных ансамблей в народных костюмах, цирковых артистов. Главное угощение праздника Лиго – латвийское пиво и сыр с тмином; если на язык попадается тминное зернышко, его нужно хорошенько разжевать, чтобы отвести от себя все беды и напасти.

Любимые развлечения в Янову ночь – прыжки через костер и купание голышом. Через костер юноши и девушки прыгают парами, как можно крепче взявшись за руки. Если во время прыжка руки случайно расцепятся, то такой союз считается недолговечным. Купание голышом в Янову ночь, по распространенному поверью, улучшает здоровье, и, конечно, является одним из самых забавных моментов праздника. В полночь молодежь отправляется в лес искать цветущий папоротник. Говорят, он зацветает только в эту ночь и к утру вянет; та пара, которой посчастливится найти и сорвать цветок папоротника, проживет вместе долго и счастливо. Кроме костров, на хуторах зажигают бочки на шестах: так, чтобы огонь был виден с соседнего хутора. Танцы и песни не прекращаются всю ночь.

Лиго – яркий, красочный, красивый и веселый латышский праздник, который празднуется повсеместно и любим всеми без исключения. Он настолько поражает воображение туристов, что многие из них приезжают в Латвию специально для того, чтобы поучаствовать в популярных развлечениях, посмотреть на традиционные действа, послушать национальные Яновы песни. Если вы еще не были в Латвии, то запланируйте свою поездку на конец июня, чтобы увидеть зрелищное национальное празднество!

#9
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
360° панорама>>

фтографии

звук

Традиционное празднование летнего солнцеворота в Турайде


Смена времён года имела глубокий сакральный смысл для народов, населявших эти края в древности. Летний солнцеворот – Яни – был одним из самых важных праздников в году для наших предков, чья жизнь была тесно связана с возделыванием земли и ходом солнца по небу.

До пришествия сюда христианства солнцеворот отмечали в ночь на с 21 на 22 июня. Магия самой короткой ночи в году распространялась на долгие мсяцы вперёд, поэтому считалось непременным как следует «полиговать» – отпраздновать приход лета в соответствии с целым сводом традиций. Эта ночь озарялась светом ярких костров, наполнялась яновскими песнями и танцами, окружалась обрядами, посвящёнными солнцу и земле, плодородию и благополучию.

Готовились к празднику загодя – завершали полевые работы, убирали дома и украшали дворы, варили традиционное яново пиво и тминный сыр. В день солнцеворота собирали на зиму душистые травы, которые к этому времени набирали полную силу, плели цветочные и дубовые венки, ходили в гости, пели песни… Тысячи песен латышского фольклора воспевают солнцеворот, свои слова есть для каждого момента и события праздника.

С наступлением сумерек исполняли огненные обряды, ритуальные танцы и хороводы, искали мистический цветок папоротника, по поверьям распускающийся на краткий миг в полуночный час, купались нагишом и прыгали через костры, поутру катались в волшебной утренней росе, дарящей здоровье и молодость и встречали восход солнца, получая частичку его благословления…

Стремясь укрепить своё влияние среди язычников, католическая церковь объявила 24 июня днём рождения Иоанна (Яниса) Крестителя. Так со временем массовое празднование солнцеворота сместилось на ночь с 23 на 24 июня. Тем не менее в наши дни всё больше людей стремится вернуться к «истокам», зажигая свои костры в ночь на 22 июня.

Одно из таких традиционных празднований уже четвёртый год проходит на Яновом холме в Турайде. Его устроители – фольклорная организация Марас Локс (Кольцо Мары, древней латышской богини), Данчу Клубс (Клуб народных танцев) и фольклорные организации, съехавшиеся с разных концов страны – приглашают всех желающих присоединиться к ним в эту ночь, чтобы вместе пройти через обряды, которые дошли до наших дней из седого прошлого…

http://www.virtualla...raida/?lang=ru#

#10
сторонний наблюдатель

сторонний наблюдатель

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 158 сообщений
  • Национальность:---------------
  • Фенотип: -------------------
  • Y-ДНК:---
  • мтДНК:---
  • Вероисповедание:-----------------------
Latvian Midsummer folk songs
https://www.youtube....bOk3FOUdVPGgHKj

#11
сторонний наблюдатель

сторонний наблюдатель

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 158 сообщений
  • Национальность:---------------
  • Фенотип: -------------------
  • Y-ДНК:---
  • мтДНК:---
  • Вероисповедание:-----------------------
Latvia midsummer: Songs, flowers and running around naked

#12
сторонний наблюдатель

сторонний наблюдатель

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 158 сообщений
  • Национальность:---------------
  • Фенотип: -------------------
  • Y-ДНК:---
  • мтДНК:---
  • Вероисповедание:-----------------------




Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей