Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Кобанская культура. Новые находки в КЧР


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
khanmode

khanmode

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 401 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:карачаевец
  • Фенотип: кавкасион
  • Y-ДНК:G2a1a
  • Вероисповедание:мусульманин
Цитата
Сенсационное археологическое открытие в Карачаево-Черкесии

03.08.2012
В Карачаево-Черкесии обнаружено поселение бронзового века. Этот археологический объект зафиксировал космический спутник. По снимкам из космоса было определено место древнего поселения - Карачаевский район, перевал Гум-Баши. Здесь найдены довольно мощный фундамент, большое количество керамики, останков животных и древесного угля.
Обнаруженные остатки древнего городища общей площадью 150 м на 50 м, по мнению ученых, содержат предметы древней эпохи расцвета Кобанской культуры. Археологи относят поселение к 17-18 векам до нашей эры.
В настоящее время ведется первый этап археологических раскопок древнего городища. В исследовательскую археологическую группу вошли директор ГУП «Наследие», кандидат исторических наук Андрей Белинский, доктор исторических наук, сотрудница Германского археологического института евразийского отдела г. Берлин Сабина Райнхольд, научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Татьяна Мишина и другие известные исследователи.
Как рассказал sk-news.ru директор Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея - заповедника Умар Эльканов, в результате анализа аэрофотоснимков было выявлено более 200 древних поселений, расположенных на территории Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. Он также сообщил, что все найденные предметы старины планируется передать в археологический музей, который будет создан неподалеку от места обнаруженного древнего городища.

ссылка

#2
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Козенкова В.А.
Биритуализм в погребальном обряде древних «кобанцев». Могильник Терезе конца XII—VIII вв. до н. э. (Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. V). — М., 2004.

Глава пятая

МЕСТО МОГИЛЬНИКА ТЕРЕЗЕ В СИСТЕМЕ ДРЕВНОСТЕЙ КАВКАЗА И ЕВРОПЫ


"Обилие, морфологическое разнообразие и выразительность материалов Терезинского могильника дают возможность для объективного и фундированного вывода об историческом месте памятника среди синхронных объектов на весьма широком географическом пространстве. Сравнительно-типологический анализ погребального обряда и похоронного ритуала, а также массового погребального инвентаря из гробниц, позволил достаточно доказательно, на мой взгляд, найти для него культурную и хронологическую нишу в череде соседних и территориально более отдаленных археологических объектов.
Несомненно, большая роль здесь принадлежит накопленной и упорядоченной базе данных, которая собрана на протяжении многих десятков лет и проанализирована не менее чем тремя поколениями археологов-кавказоведов.
Предпринятое предметное сопоставление форм и орнаментации керамики показало по большинству признаков несомненную принадлежность этой категории материальной культуры из гробниц к северокавказской группе кобанской культуры. В подавляющем большинстве все сосуды, особенно круглодонные кубки, находят прямые аналогии в памятниках конца II - начала I тыс. до н.э. в западной зоне распространения культуры от Баксана до верхних притоков Кубани, включая бассейн р. Уруп в Закубанье.
В формах наиболее многочисленной категории посуды - кубков - почти нет признаков саморазвития, если не считать отдельные сосуды с очевидно архаичными орнаментами. Например, это кубки, украшенные не нарезным геометрическим орнаментом, а тычковым, нанесенным пальцевыми углублениями. Истоки круглодонных форм кубков прослеживаются в местной культуре уже в протокобанском периоде. А несомненное сходство их с подобными кубками из памятников периода НаА и НаВ Крыма, Западного и Северного Причерноморья отражает, скорее всего, эпохальное мощное воздействие на весь европейский регион (в том числе и на северо-запад кавказских предгорий) ранней фазы культуры полей погребальных урн. Подобная ретрансляция опыта взаимодействия между кобанской и центральноевропейскими культурами галыптатского облика демонстрируют и некоторые металлические украшения. Особенно наглядным примером является одна из форм височных подвесок, а именно, бронзовые кольцевидные подвески из узкой продольно-ребристой пластины, с узким перехватом и заходящими друг за друга концами. Прямая аналогия этой форме, как указывалось выше, имелась в материалах второй половины XI - первой половины X в. до н.э. в Подунавье. Наиболее восточные находки их относятся к важным хроноиндикаторам конца X в. до н.э. культуры Козия-Сахарна в Днестро-Прутском междуречье, являясь показателем процесса «гальштатизации» местных культур.
Что касается подавляющего числа металлического погребального инвентаря из Терезе, то все ведущие категории изделий еще более, чем керамика, показывают безусловную связь могильника с кобанской культурой. Особенно это относится к наиболее узнаваемой части предметов, таких как великолепная бронзовая посуда из гробницы 3, бронзовые топоры и украшения. В гробницах с кремационным ритуалом оказались наиболее ранние разновидности пластинчатых манжетовидных браслетов с завитками на концах. Они более чем другие являются индикаторами кобанской культуры до самого позднего периода ее развития. Не менее важным показателем данной культуры первой половины I тыс. до н.э. являются и сложно-лопастные височные подвески с крупными завитками на концах (VI тип), хорошо известные в эпонимных памятниках, в первую очередь в Кобанском. В гробницах Терезе эта форма не только представляет ранний вариант, но свидетельствует о сложном процессе формирования культуры, в котором приняли участие центральноевропейские элементы, а в широком смысле -элементы культур Средиземноморья начала эпохи бронзы.
Ряд украшений, например, бронзовые стержневидные булавки с навершием в виде трубочки, свидетельствует об определенной культурной общности в эпоху поздней бронзы и раннем железном веке с населением Закавказья. На это указывает и присутствие в погребальном инвентаре Терезе парадных и, видимо, сакральных конусовидных булавок, Ф-образных фаянсовых бусин, т.е. предметов, подтверждающих существование межкультурных контактов с населением, обитавшим в древности на современных территориях Грузии и Армении. Наиболее близкими к Терезинскому могильнику по погребальному обряду и вещам являются Эшкаконский и Инжиччукунский могильники, расположенные тоже в зоне западного варианта, а также захоронения в районе станицы Исправной, от которых сохранились лишь некоторые предметы. Особенно близка терезинским и эшкаконским хорошо сохранившаяся булавка с лопатовидным навершием из Исправной. Фактически, на основе существования тесной культурной близости многих форм из перечисленных памятников можно предполагать узкорегиональную (локальную) специфику культуры близкородственного коллектива внутри общего ареала Кобан. В свою очередь, материальные корни этого коллектива несомненно первоначально находились на южном склоне Большого Кавказа в бассейне Большой Лиахвы. Именно отсюда начался процесс проникновения, возможно, физического исхода какой-то группы населения в Кобанское и Дигорское ущелья и далее на запад в предгорья северо-западной части Центрального Кавказа. В Терезинском могильнике как раз засвидетельствован наиболее ранний облик древностей XII-XI вв. до н.э. носителей этого сообщества, а затем дальнейшее развитие здесь его культуры, позднейшие следы которой как будто просматриваются в Западной Грузии в VII-VI вв. до н.э.
Вносят свой вклад материалы могильника Терезе и в рассмотрение остродискуссионной проблемы т.н. древностей новочеркасского типа, в первую очередь, в вопросы об истоках этого комплекса, его зарождения, саморазвития и исчезновения, а точнее качественной трансформации с середины - начала второй половины VII в. до н.э. В контексте предложенного мной варианта атрибуции данной группы археологических источников как проявления разновременных фаз межкультурных контактов кобанской культуры на юге и юго-западе Европы и частично в ее центре (Альпийская зона) важность материалов из Терезе несомненна. Ведь некоторые предметы из ранних гробниц как раз демонстрируют факт саморазвития отдельных компонентов - слагаемых древностей новочеркасского типа. Здесь в одних и тех же погребальных сооружениях находились в тесном соседстве такие изделия, которые в памятниках юго-восточной полосы Европы маркировали бы белозерский, черногоровский и новочеркасский периоды поздней бронзы - раннего железа. Так, материалы из гробниц 1 и 2 позволяют наблюдать, как на протяжении длительного периода происходило появление некоторых качественно новых элементов, которые позднее развиваются в предметы-маркеры наиболее показательного позднего этапа древностей новочеркасского типа VIII -первой половины VII в. до н.э. Особенно ярко это демонстрируют находки из кремационной гробницы 2. Архаические формы раннекобанских украшений и керамики сочетались здесь с бронзовой рукояткой с грибовидным навершием от биметаллического меча, с ажурными колесовидными привесками с крестом в центре той модификации, которая известна по матрице литейной формы из Кардашинки I. Здесь же присутствовали роговые овальные бляшки от конской сбруи, характерные для раннечерногоровского периода. Находились здесь и бронзовые биконические пронизи, и крестовидная с 4-мя выступами бусина, т.е. формы вещей, которые позднее стали типичными показателями кобанской культуры не только в ее ареале, но и далеко за его пределами. В гробнице I также имелись предметы, по морфологии тесно связанные с древностями новочеркасского типа VIII - начала VII в. до н.э., но датирующиеся более ранним временем, концом IX - началом VIII в. до н.э., не позднее его середины (крупные бронзовые бляхи от узды, бронзовая лунница с приливами, овальные роговые или костяные бляшки). Верхний предел им определяется присутствием ранних бронзовых лопастных наконечников стрел степного типа доскифского периода. Особенно важен больших размеров двулопастной втульчатый наконечник стрелы, близкий по абрису некоторым стрелам на матрице литейной формы Новочеркасского клада, который я отношу ко второй фазе межкультурных контактов кобанской культуры с окружающим миром и датирую концом первой половины VIII в. до н.э., самым началом его второй половины.
Эталонным памятником для новочеркасских древностей третьей фазы, которая может быть датирована второй половиной VIII в. до н.э., ближе к его концу, безусловно являются предметы погребального инвентаря гробницы 3 Терезинского могильника, где покойники захоронены уже по обряду ингумации. Они относятся к тем, что составляют, вкупе с другими известными ранее, фактологическую базу для подтверждения существования активных взаимосвязей «кобанцев» с инокультурными областями севернее Кавказа. В общем плане они во все времена, судя по имеющимся данным, играли значительно большую роль, чем области, расположенные далеко на юге Закавказья, даже включая такой мощный культурный очаг, как территория Армении.
Более активные контакты населения северных склонов с Альпийским и Карпато-Дунайским регионами, через Западное и Северное Причерноморье обусловили, на мой взгляд, и появление в северо-западной части Центрального Кавказа обряда кремации в той форме, которую фиксируют памятники типа Верхней Рутхи, Эшкакона и Терезе. Анализ данных по этому вопросу представляется мне достаточно обоснованным.
Поиски ареала, откуда идея кремации могла быть занесена в центральные районы Северного Кавказа и заимствована племенами кобанской культуры, заставляют обратиться к двум возможным направлениям: в Закавказье и к широкой степной территории к северу и северо-востоку от Кавказа.
В Закавказье самые ранние случаи известны в памятниках второй половины III тыс. до н.э. Разжигание огня над покойником (Мели-геле), остатки сожженных костяков (Тетрицкаро, Тквиави, Хачанагет), наличие пепла в сосуде в бревенчатой подкурганной гробнице в Самгори (Кохлах-гора) - это все, что известно для районов Грузии. В культуре III тыс. до н.э. Армянского нагорья, как и территории Азербайджана, сведения не отчетливы. В целом обряд этот для эпохи ранней бронзы Закавказья не только не характерен, но встречается как редчайшее исключение. В эпоху средней бронзы, в основном первой половины II тыс. до н.э., случаи трупосожжений зафиксированы на территории Армении, в Кировакане, Лчашене и в Кирги. Предположение об обряде кремации в Триалети остается дискуссионным, поскольку основано лишь на факте отсутствия костей человека в могилах. В среднебронзовый период трупосожжения в Закавказье представляли эпизодические редкие включения среди погребений с ингумацией. Более заметен обряд трупосожжения в памятниках эпохи поздней бронзы, причем, в основном, конца II - начала I тыс. до н.э. на территории Восточного Закавказья в группе курганов с комплексами вещей т.н. ходжалы-ке-дабекского типа. Эти памятники, по мнению М. Н. Погребовой, отличались «сложным и необычным» погребальным ритуалом, для которого характерны бревенчатые деревянные конструкции внутри могилы, конские захоронения и обычай сжигания камеры, в результате чего происходила частичная кремация покойников. Согласно гипотезе М. Н. Погребовой, все эти особенности могут свидетельствовать «о возможности проникновения одной из групп населения в конце II тыс. из Нижнего Поволжья в Восточное Закавказье, где она, очевидно, осела, прочно смешалась с местным населением и в основном восприняла его материальную культуру». Ситуация, по мнению М. Н. Погребовой, отражала процесс расселения иранских племен и медленного, поэтапного движения индоевропейцев в районы Передней Азии. Наиболее ранние курганы датированы концом XIII - XII в. до н.э., но основная группа - XI-VIII вв. до н.э. В VIII—VII вв. до н.э. в восточном и центральных районах Закавказья обряд кремации встречен лишь спорадически: сооружение № 58 близ Ханлара, «колумбарий» у селения Малаклю, захоронение в Дигоми. Особо выделяется группа памятников Западной Грузии с обрядом, аналогичным варианту, встреченному в кобанской культуре. Наиболее близки дигорским могильники в селении Брили (Рача). Каменный склеп отсюда по конструкции, обряду и погребальному инвентарю аналогичен верхнерутхинским. Но кроме того, здесь открыта специальная площадка для кремации, окруженная рвом, для сжигания покойников вместе с сопровождающими вещами. Площадка датирована Г. Ф. Гобеджишвили началом I тыс. до н.э. - VII-IV вв. до н.э. Кремационные площадки со рвами, заполненными человеческими костями вместе с обгоревшими предметами VIII-V вв. до н.э., а также могилы с кремациями VIII-VI вв. до н.э. довольно многочисленны в ареале колхидской культуры: Хуцубани, Палури, Мерхеули, Мухурча, Ниг-взиани, Сухумская гора, Гуадиху, Ларилари. По мнению М. М. Трапша, в Западном Закавказье обряд кремации появился в VIII в. до н.э., но «поиски на месте зарождения этого обряда захоронения пока не дали положительного результата». Не может быть принята и гипотеза о греческом происхождении этого обряда у древних колхидцев, поскольку по ней не получают удовлетворительного объяснения кремации VIII-VII вв. до н.э. в горной зоне.
Итак, материалы из Закавказья документируют существование здесь в эпоху ранней и средней бронзы единичных, разрозненных, изолированных случаев трупосожжений. Материалы конца II, но преимущественно начала I тыс. до н.э. из Восточного Закавказья синхронны, а может быть, даже позднее центральнокавказских. Могильники с кремациями из районов Западной Грузии чрезвычайно близки кобанским, но все без исключения более поздние и соответствуют в основном группе VII-VI вв. до н.э. Из всего сказанного следует, что закавказский исходный им¬пульс появления кремационного обряда в кобанской культуре кажется мне маловероятным, поскольку для ранних эпох он не имел системного характера. Все вышесказанное не позволяет рассматривать Закавказье в качестве исходной территории раннего распространения обряда трупосожжения в кобанской культуре. Не исключен как раз обратный процесс. Из района Рутхи он мог распространиться в соседнюю Рачу, а оттуда позднее - в низменные районы Колхиды.
К северу от Кавказского хребта обряд трупосожжения зафиксирован также в ареале сруб-ной историко-культурной общности. Известны десятки пунктов, свидетельствующих об обряде кремаций у «срубников» примерно с XVI-XIV вв. до н.э. Перспективны для поиска истоков обряда кремации в кобанской культуре западные связи населения срубной историко-культурной общности. Действительно, только для западноевропейских культур отмечены древнейшие погребения с кремациями. К V-IV вв. до н.э. относится появление этого обряда в культурах линейно-ленточной керамики. Существуя непрерывно в эпоху средней бронзы, он получает все более широкое распространение и в ряде областей полностью вытесняет способ ингумации. Таковы по обряду культура шнуровой керамики юго-восточной Польши, ранняя лужицкая культура, культура кишпоштач, культура витенберг на севере Трансильвании, частично тшинецко-комаровская культура и т.п. В первой четверти II тыс. до н.э. обряд этот зафиксирован в могильниках среднеднепровской культуры. В эпоху поздней бронзы примерно с 1200 года до н.э. трупосожжения стали господствующими и «единственными на большей части Европы от Карпат на во¬стоке и до Англии на западе». К рубежу II-I тыс. до н.э. наиболее восточные районы его распространения - среднее правобережное Поднепровье и бассейн Северского Донца, т.е. территории, традиционно связанные с Северным Кавказом. Учитывая предметно выявленную глубокую традиционность и постоянство многосторонних связей носителей северокавказских культур со степным северным Причерноморьем, наиболее вероятной представляется возможность заимствования «кобанцами» обряда кремаций из областей Средней Европы, скорее всего, из Подунавья, но не прямо, а через посредство сабатиновской культуры. Некоторым основанием для этого служат отдельные сходные черты ритуала. Например, в культуре Гырла-Маре (конец II тыс. до н.э.) отмечены одиночные, двойные и тройные погребения. Умерших клали на погребальный костер вместе с оружием, украшениями и орудиями труда. Воинственные племена культуры Отомани (северо-западная Румыния) сочетали в погребальном обряде кремацию и ингумацию. Трупосожжения под бревенчатыми помостами в яме известны в лужицкой культуре. Обычаи окружать погребения каменными конструкциями, разжигать погребальные костры внутри камеры, перекрывать могилы накатом из бревен известны в могильниках комаровской культуры.
Все эти разрозненные факты сходства деталей ритуала не имели бы решающего значения сами по себе, если бы не существовало других доказательств существования особых глубинных контактов между Карпато-Дунайским бассейном и областью распространения кобанской культуры. В данном аспекте особого внимания заслуживает заметная в кобанских древностях группа предметов, представляющая или прямой импорт конца II тыс. до н.э., или позднюю модификацию западных типов вещей ХШ-ХП вв. до н.э. В. А. Сафронов и за ним вслед С. Л. Дударев выделили бронзовые кинжальные клинки с необычным для кобанского оружия способом крепления рукоятки на 5-6 заклепках. Западные по происхождению типы кобанских украшений оружия и керамики выделены и проанализированы мною. Большинство точных прототипов для этих вещей находились в древностях Венгрии и Румынии ступени BIV, особенно группы Опай (вторая половина XIII - первая половина XII в. до н.э.). Напомним, что это бронзовые пластинчатые («манжетовидные») браслеты с обрубленными или закругленными концами (Кобань, Рутха, Заюково, Сержень-Юрт, Аллерой, Ахкинчу-барзой, Майртуп), браслеты с концами в виде двух плоских завитков (Рутха, Былым, Ачикулак), пластинчатые браслеты, украшенные тремя рядами выпуклых шишечек на лицевой стороне (Сержень-Юрт, Зандак, Майртуп), височные подвески, овальные, с закрученными в плоскую спираль концами (Кобань, Тли, Эшкакон, Терезе), привески в виде двух волют, закрученных внутрь (Рутха), бронзовые наконечники копий с конусовидной втулкой и небольшим пером, иногда с двумя выпуклыми ребрышками вдоль него (Сержень-Юрт), желобчатые долота (Сержень-Юрт), биконические глиняные корчаги (Сержень-Юрт, Зандак, Ахкинчу-барзой). Кроме того, о связях Северного Кавказа с Карпато-Дунайским бассейном в конце II тыс. до н.э. свидетельствуют две бронзовые крестовидные («антропоморфные») привески культуры Ноа из Беахне-куп, широкие пластинчатые браслеты с гравированным орнаментом на лицевой стороне и заостренными концами из Фаскау и Верхней Рутхи, чрезвычайно близкие браслетам ступени Опай и десяток узких браслетов с тремя острыми ребрами на лицевой стороне из Рутхи («Хоргон») и Верхнерутхинского могильника, имеющие также близкие соответствия в материалах Венгрии.
Конечно, как писал в свое время М. Гёрнес, «нельзя всякое замеченное культурное сходство тотчас объяснять занесением из одной культурной области в другую, в особенности если дело идет о формах жилых строений и могил». Но в данном случае, как мы видим, обряд трупосожжения в кобанской культуре выступает как одно из слагаемых целого конгломерата явлений, трудно объяснимых лишь случайными опосредованными связями между двумя областями. В то же время мы далеки от возрождения старой гипотезы о широкой миграции народа металлургов из Средней Европы и о признании области Кавказа за что-либо иное, кроме своего рода фокуса, в котором «скрещивались и соединялись разнородные, извне приливавшиеся течения». Скорее всего, речь может идти о кратком, единовременном импульсе в один из периодов активного взаимовлияния и взаимопроникновения западных и восточных культурных элементов, в эпоху, совпавшую с формированием культуры Ноа, или, может быть, несколько позже. Состав кладов, вещевой комплекс могил, отдельные предметы в слоях поселений отчетливо фикси¬уют проникновение восточного «срубного» элемента в районы Трансильвании, Венгерской долины, южных областей Польши. И в свою очередь, сравнительное изучение Е. Н. Черных в металлургическом аспекте кладов из степной части Причерноморья и Подунавья показало довольно глубокое проникновение карпато-трансильванской группы металла на восток до Приазовья (Райковецкий клад), т.е. в район, непосредственно примыкавший к Кавказу. Механизм обмена культурными элементами остается во многом не разгаданным. Точнее, он мог быть многовариантным (эстафетная передача, миграции и т.п.). Возможно, как полагает Е. Н. Черных, распространение было связано с деятельностью групп (кланов) мастеров-металлургов, которые «нередко были культурно обособленными от окружающего их населения» и даже «этнически чужеродными», особенно в среде степных племен. От ориентации и направления их многосторонних контактов могло зависеть проникновение тех или иных типов вещей и, вероятно, культурных явлений. Пути связей культур Подунавья и Северного Кавказа в конце II тыс. до н.э. по Нижнему Поднепровыо и Приазовью и активную посредническую роль очагов металлообработки срубной культуры в поддержании этих связей подтверждает состав импортов металлических предметов срубной культуры и подражания им из памятников Северного Кавказа и даже Закавказья (Удобная, Уруп, Рутха, Ново-Ивановское, Чегемский мост, Нижний Курп, Беахне-Куп, Тхмори, Опшквити, Цоиси, Ахмата). Все категории бронзовых вещей отсюда - подвески ноаского типа, ножи, кинжалы, двуушковые кельты, серпы разряда С-2 и С-4-относятся к вариантам и типам срубных предметов, которые характерны преимущественно для зоны распространения карпато-трансильванской металлургической группы в ареале культур Ноа и Сабатиновка.
Следовательно, процесс проникновения обряда трупосожжения на Северный Кавказ может быть, по моему мнению, моделирован как диффузия одного из компонентов в едином комплексе культурных элементов из области Подунавья на восток в рамках передвижений западно-срубных групп населения в общем процессе расселения индоевропейцев во второй половине II тыс. до н.э. Проникнув на северные склоны Центрального Кавказа непосредственно в предкобанский период, обряд кремации вкупе с нижнедунайскими типами оружия и украшений первоначально механически наслоился на местную культуру самого конца II тыс. до н.э., представленную комплексами типа Беахне-куп, Рутхи и Терезе. Не получив дальнейшего развития в чуждой среде, где глубоко традиционным был обряд ингумации, трупосожжение длительное время сохранялось как локальная особенность дигорской и близкородственных ей групп населения кобанской культуры. На раннем этапе, который условно можно именовать протокобанским, обряд кремации скорее всего отражал присутствие чужеродного этноса, позднее растворившегося в среде аборигенов. В начальный период он выступает как одно из слагаемых новой культуры -кобанской, первоначально эпохи поздней бронзы. Позднее, после формирования и стабилизации основных черт этой культуры, в эпоху раннего железа в погребальном обряде исконный обычай ингумации оказался победителем, а обряд трупосожжения продолжал оставаться специфической особенностью лишь определенной группы ее населения на западе ареала. В устойчиво повторяющемся сочетании с другими признаками, свойственными кобанской культуре (посуда, украшения, орудия труда, оружие), обряд частичной и полной кремации выступал не только этническим показателем этой группы, но и отражал направление ее миграций в течение более чем 600 лет по обе стороны Большого Кавказского хребта.
Таким образом, Терезинский могильник является еще одним полноценным археологиче¬ским объектом, подтверждающим отсутствие изолированности Северного Кавказа от общего европейского процесса формирования наиболее ярких культур эпохи поздней бронзы и раннего железного века. Многогранные черты его материальной культуры отражают сложный процесс внедрения инноваций в коренную автохтонную культуру и постепенное превращение некоторых чуждых «новоделов» в традиционные для местного быта и погребального обычая.
Биритуализм в погребальном обряде могильника Терезе - это отзвук сложного процесса формирования и кристаллизации основополагающих признаков кобанской культуры, не всегда одинаковый в разных частях ее ареала"

Сообщение изменено: альбинос в черном, 29 Май 2013 - 18:14.

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#3
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Козенкова В.И. Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт как исторический источник (Северный Кавказ). — М.: «Наука», 2001.

Заключение (С. 87-93).

В предыдущих разделах работы мы попытались на основе характеристики чрезвычайно информативных материалов полностью раскопанного холма-убежища поселения Сержень-Юрт специально осветить древнюю историю населения предгорий Чечни в конце II, но главным образом первой половине I тыс. до н.э. В результате выявилась интересная хозяйственная и этнографическая картина прочно оседлого быта той группы населения, материальная культура которой носит условное название восточного варианта кобанской культуры [Козенкова В.И., 1977; Козенков В.И., 1978. С. 154-166; Козенкова В.И., 1982].
Основу хозяйства населения предгорий Чечено-Ингушетии в конце II - начале I тыс. до н.э. составляли скотоводство и земледелие. Развитие именно этих основных производств стимулировало рост экономики в целом и определенным образом влияло на совершенствование остальных домашних производств, еще не выделившихся в самостоятельные ремесла.
Характер скотоводства позволил определить остатки костей домашних животных, в изобилии обнаруженные в слое и, особенно, в многочисленных ямах. Основными составляющими в скотоводстве были свиноводство и разведение крупного рогатого скота. Мелкий рогатый скот (овцы и козы) занимал устойчивое третье место. Остальные виды, судя по количеству находок костей, имели вспомогательный характер. Коли¬чественное соотношение видов свидетельствует о том, что скотоводство в предгорьях Чечни не было в классической форме яйлажным, оно носило, скорее, придомный характер, возможно, с сезонными перегонами скота в пределах изучаемого района. Именно так можно объяснить преобладание в стаде домашних свиней, животных, не приспособленных для перегонов.
Занятия населения Серженьюртовского поселка земледелием документируют многочисленные находки кремневых вкладышей для деревянных и костяных серпов, позднее смененных на железные. О земледелии свидетельствуют также куски и целые каменные ладьевидные зернотерки. Однако важнейшим аргументом в пользу занятий земледелием стали находки остатков зерен, анализ которых был проведен в лаборатории естественных методов И А РАН А.В. Кирьяновым и Н.А. Кирьяновой. Так, в яме № 45 (раскоп 5, 1963 г.) в помещении XI оказались остатки зерен мягкой пшеницы (Friticium vul-gare) и много зерна магары (итальянское просо - Setaria italica). В основном слое (раскоп 3, 1964 г.) была найдена глиняная миска с остатками каши и зерен мягкой пшеницы, ржи (Secale cereale Z.) и магары сорта Panicum italicum Z. Близ помещения VII, в яме № 22 (раскоп 5, 1964 г.) были найдены остатки соломы вместе с зернами мягкой и твердой пшеницы (Triticium durum Desf.), ячменя (Hordeum vulgare), ржи и магары. По мнению специалистов, эта находка особенно интересна, поскольку вместе с остатками культурных злаков находились и семена сорняков: мары белой, вьюнка полевого, гречишки вьюнковой, подмаренника цепкого, куколя обыкновенного и костра полевого. Такое соседство - верный признак долгого использования поля, что подтверждает глубокую традицию земледелия пашенного типа. Находки разных злаков вместе с соломой в одной и той же яме говорят, однако, о том, что культура обработки зерна и его хранения была у жителей Сержень-Юрта невысока. Иногда в пищу шли и некоторые плоды дикорастущих растений, о чем свидетельствуют вместе с находками культурных растений находки кизиловых косточек, желудей и косточек дикого винограда (Vitis vinifera ssp. silvestrus).
Таким образом, специфику основных видов хозяйства жителей Серженьюртовского поселения составляли придомный характер скотоводства и земледелия пашенного типа.
Дополнительные средства существования приносили жителям поселения охота и, в меньшей степени, рыболовство. Кости диких животных занимают не менее 20% от общего числа костей, найденных в слое поселения. Главным объектом охоты являлся благородный олень, кости которого преобладают среди остальных. Интенсивно охотились также на косулю, медведя и кабана.
Специфическая черта материалов Серженьюртовского поселения - наличие среди них первоклассных источников для характеристики домашних производств у древнего населения на территории Чечено-Ингушетии. Эти источники обусловили возможность более доказательного, чем в других бытовых памятниках, специального анализа отдельных видов домашнего ремесла. Из всех видов домашних производств археология может изучать в первую очередь те из них, которые создавали, как говорится, "нетленную" продукцию. К ним относились металлообработка, гончарство, обработка камня, косторезное дело.
Наибольшего развития достигли, как свидетельствуют имеющиеся данные, два первых. По своим особенностям, уровню организации труда и признакам специализации они стояли уже на пороге выделения в самостоятельные отрасли труда. Выявление на поселении Сержень-Юрт специальных кварталов, где прослежены занятия металлообработкой, поражает разнообразием специализированных орудий труда, применявшихся при работе с металлом (литейные формы, тигли, льячки, орудия для отделки предметов). Все это служит убедительной демонстрацией технических предпосылок перехода к более прогрессивному железоделательному производству. Местные мастера знали железо и железные предметы, судя по находкам ножей, уже в начале I тыс. до н.э., однако о развитом местном железоделательном производстве для этого пе¬риода у нас нет данных.
Важность материалов Серженьюртовского поселения в том, что ощутимо предстает процесс постепенного становления в специализации ремесла родовых металлургов, литейщиков и кузнецов. На раннем этапе металлопроизводства эта специализация сказывалась в появлении в комплексе жилых сооружений на поселении специального помещения для вы¬плавки и обработки металла, расположенного бок о бок с жильем. Позднее она проявилась в территориальном обособлении такого помещения в виде мастерской, уже отдельно от жилищ. На определенную ступень специализации металлообработки в условиях характер¬ного для изучаемого памятника натурального хозяйства указывают также факты дифференцированного использования отдельных орудий труда. Например, наличие разных типов плавильных тиглей в мастерских Серженьюртовского поселения свидетельствуют о существовании ряда сложных операций и некой последовательности в процессе литья. Но в то же время такой факт, как находка пуансонов для орнаментации вещей вместе с тиглями и литейными формами, указывает на незавершенность процесса выделения металлопроизводства в самостоятельное ремесло. В отличие от ремесла эпохи товарного производства здесь нет еще разделения между изготовлением предметов и их отделкой, ювелирное дело еще не выделилось в самостоятельное. Об этом же свидетельствует и наличие в работе мастеров ряда универсальных орудий, таких как песты, ножи, пинцеты, применявшиеся не только в металлообработке, но и в других отраслях домашнего ремесла. Такие, казалось бы, мелкие детали, но они являются ярким показателем отсутствия полной дифференциации производственного процесса и примитивности методов производства в условиях первобытно-общинного строя. Литейщик, и он же кузнец, еще тесно связан с основными формами хозяйства, земледелием и скотоводством, хотя значительная доля его труда направлена на изготовление особой продукции, требующей специфического навыка, усовершенствования технологии и мастерства.
Фиксируя примерно одинаковый с территорией Закавказья технической уровень металлообработки, материалы с поселения Сер-жень-Юрт указывают все же на некоторые
черты консерватизма технологии, выражавшиеся, например, в большем количестве медно-мышьяковистых предметов, в постоянном применении техники ковки для изготовления украшений, что было совершенно не характерно в это время для Закавказья, где господствовала техника литья [Тавадзе Ф., Сакварелидзе Т., 1959. С. 52].
Материалы, с одной стороны, показывают, несомненно, ведущую роль центральнокавказского очага металлургии и металлообработки, но с другой - допускают предположение о существовании собственных традиций в производстве и обработке изделий.
Для гончарства признаки специализации прослеживаются, как и у металлургов, в наличии специальных помещений и орудий труда. Мастера-горшечники обладали большим опытом в изготовлении сосудов, но все это было еще в рамках натурального хозяйства. Отсутствие гончарного круга, малый объем продукции, отсутствие стандартизации в производстве - все эти признаки свидетельствуют, что производство керамических изделий на поселении было рассчитано в основном на собственные нужды. Исключение, кажется, составляли лишь статуэтки. Их лепили, как представляется, значительно больше, чем было необходимо для одного поселка. Не исключено, что часть предметов культа отсюда, и в первую очередь глиняные фигурки, могли быть предметом обмена с соседними селениями, где их находки единичны (Моздокское поселение).
Меньшее значение имела обработка кости, рога и камня, хотя и она достигала высокого уровня. В отличие от металлообработки и гончарства эти производства не обнаруживали признаков специализации и оставались в рамках кустарничества отдельных лиц.
Особо следует подчеркнуть, что четыре вида домашнего ремесла (гончарство, обработка металла, кости и камня) фактически раскрывают более широкий круг подсобных занятий жителей Серженьюртовского поселения. Это и прядение, и ткачество, и шитье. Отпечатки деревянных досок на кусках обожженной обмазки говорят об умении обращаться с деревом. Костяные и каменные скребла напоминают о таком тяжелом труде, как обработка шкур животных.
Основные виды домашнего ремесла, прослеженные по наличию археологических артефактов, образуя органически взаимосвязанную систему хозяйствования, были направлены на изготовление орудий труда для обработки сельскохозяйственной продукции и оружия для защиты основного богатства местного населения - скота и земли, поскольку только эти ценности, в конечном счете, позволяли людям иметь все необходимое для жизни - от одежды и украшений до деревянного топорища. При этом примитивная организация труда не снижала разнообразие и высокое качество обработки изделий. Простота орудий труда дополнялась великолепной сноровкой, ловкостью рук и удивительным мастерством, передававшимся из поколения в поколение.
Но объективно горные условия, способствовавшие замкнутости общины, не стимулировали повышение уровня организации труда. Отсюда наблюдаемое на примере вещей автоматическое повторение усвоенных приемов, что волей-неволей замедляло общий темп развития производительных сил общества. Такое положение дел сохранялось веками, поскольку даже в конце XX в. исследователи северокавказских ремесел отмечали это явление.
Замедленное развитие домашних производств объяснялось замкнутостью натурального хозяйства родовой общины, обусловленного тем, что для занятий ремеслом отводилось лишь время, свободное от основного производства. При этом речь идет не о внешней замкнутости жизни общины, она как раз была невелика, если учитывать факты постоянного взаимного обмена материальными ценностями как внутри ареала одной культуры, так и вне его. Речь идет о внутренней замкнутости, порожденной всей системой хозяйственных, социальных и идеологических представлений общества, отражение которых можно видеть и в поныне существующих адатах - неписаных, но строго выполняемых правилах поведения в труде и повседневной жизни кавказских горцев.
Сравнивая продукцию домашнего производства предгорной полосы Чечни и Ингушетии первой половины I тыс. до н.э. с изделиями этого же времени из Закавказья, следует отметить, что по индивидуальному мастерству, творческой смекалке, по тонкому ощущению пропорций и стиля вещи северокавказских мастеров не уступали закавказским. Но общий уровень развития и организация труда в домашнем производстве здесь была, несомненно, ниже по сравнению с Закавказьем, где рано созрели экономические (богатство природных ресурсов, интенсивный обмен с южными областями) и социальные (образование первых го¬сударств) предпосылки для выделения ремесел в самостоятельные отрасли труда.
По сравнению же с экономикой соседей на северном склоне Кавказа экономика поселения Стержень-Юрта, по имеющимся данным, не выглядит отсталой.
Картина экономической жизни свидетельствует о том, что в социальном отношении древние обитатели поселения находились на стадии разложения патриархально-родовых отношений. Квартальное разделение поселка-убежища, остатки многокомнатных помещений показывают, что основной хозяйственной единицей в это время являлась большая патриархальная семья, еще тесно связанная родовыми узами. Об этом говорят и социально ранжированные захоронения Серженьюртовского могильника с его семейно-клановыми участками [Kozenkova V.I., 1992. S. 6-66. Abb. 15. S. 73-75].
Вопрос о том, кем были древние жители изучаемого поселения и в какой степени их можно считать предками современного населения предгорий Северо-Восточного Кавказа, чеченцев и ингушей, требует специального исследования. Остановимся на этом лишь вкратце.
На современном этапе наших знаний мнение ученых (Е.И. Крупнов, Г.А. Меликишвили, В.М. Гамрекели, Р.Л. Харадзе, А.И. Робакидзе, Ю.Д. Дешериев, В.Б. Виноградов, К.З. Чокаев и др.) о древнем происхождении вайнахских и нахских племен почти не дискутируется. Анализируя письменные источники. Е.И. Крупнов не только предположил локализацию древнего племени гаргареев, упоминаемых Страбоном, в предгорьях современных Чечни и Ингушетии, но и считал возможным отождествлять их с галгаями - предками ингушей. Существование этих древних вайнахских племен Е.И. Крупнов относил уже к I тыс. до н.э. и связывал с ними археологические памятники Ассинского ущелья (Алхасте, Луговой и Нестеровский могильники). Он даже усматривал некоторую преемственность в древних украшениях VI-V вв. до н.э. с украшениями ингушских женщин XV-XVI вв. [Крупнов Е.И 1971. С. 23, 43-51, 56]. По его мнению, в районах нынешнего расселения чеченцев жили древние племена исадиков и хамекитов, а Серженьюртовское поселение представляло собой одно из поселений этих племен [Крупнов Е.И., 1961. С. 41-43].
В.Б. Виноградов и К.З. Чокаев в специальном исследовании о топонимике вайнахских племен несколько иначе размещали вышеперечисленные древние этнические группы. Ссылаясь на лингвистические работы Ю.Д. Дешериева, оба автора не считали возможным отождествление гаргареев с галгаями. Хамекитов они локализовали в горной Ингушетии и высказали гипотезу, что от этого названия получил свое имя ингушский род (тайп) Хамкоевых, занимавших когда-то верховья Ассинского ущелья - селения Хамхи, Таргим и Эгикал [Виноградов В.Б., Чокаев К.З., 1966. С. 49, 56, 64-65]. Территорией же обитания исадиков (исодоны, соды?) В.Б. Виноградов и К.З. Чокаев считают горные районы Восточной Чечни [Виноградов В.Б Чокаев К.З., 1966. С. 62].
Более убедительной нам представляется гипотеза Е.И. Крупнова, поскольку из текста источника [Страбон, XI. V, 7-8] достаточно ясно, что речь идет не о горных районах, а о предгорной полосе. Но как бы то ни было, и B.Б. Виноградов и К.З. Чокаев, вслед за Е.И. Крупновым, относят памятники восточного варианта кобанской культуры I тыс. до н.э. к вышеназванным племенам, а последние недвусмысленно связывают с вайнахским этносом [Виноградов В.Б., Чокаев КЗ.. 1966.
C. 86-88].
К более древнему времени относит формирование вайнахского этноса Г. А. Меликишвили. Привлекая в качестве аргумента древнейших топоним Zurzukka, встреченный к приурмийской области и близко перекликающийся с этнонином Дзурдзуки, которым средневековые грузинские историки называли вайнахов, Г.А. Меликишвили высказал предположение о наличии нахских элементов на южном склоне уже во II—I тыс. до н.э., не исключая, вместе с тем, их локализацию в более северных и восточных районах Кавказа [Меликишвили ГЛ., 1959. С. 120-121]. По мнению Г.А. Меликашвили, в древности вайнахские племена занимали более обширную территорию не только к северу от Главного Кавказского хребта, но, видимо, и к югу от него, в Закавказье. В целом благосклонно относятся к этой гипотезе и Р.Л. Харадзе и А.И. Робакидзе [Харадзе PJI., Робакидзе А.И., 1968. С. 25-27]. Для нас гипотеза Г.А. Меликишвили кажется интересной постольку, поскольку, в свете всего вышесказанного о происхождении всех вайнахов, могла бы послужить ключом к загадочному, на первый взгляд, близкому сходству некоторых элементов материальной культуры таких отдаленных территориально друг от друга памятников, каковыми являются серженьюртовский комплекс и некоторые древние памятники на территории Грузии [Козенкова ВН., 1966. С. 132-136].
В настоящее время нам остается только присоединиться к высказанным ранее предположениям о принадлежности этих памятников вайнахскому этносу. Черты преемственности в культуре древних племен и культуре исторически известных чеченцев и ингушей, отмеченные ранее Е.И. Крупновым в украшениях, можно дополнить новыми материалами, например по домостроительству (способы выкладки наземных фундаментов из булыжника, элементы планировки домов). Имеют перспективы такие малоизученные признаки культуры фенотипического характера, как восприятие и избирательность нескольких поколений родственной группы по отношению к формам предметов личного пользования (иногда и пришлым, но укоренившимся в роду), устойчивость вкусов к форме, цвету или конфигурации и орнаментике бытовых вещей [Козенкова В.И., 1999. С. 185-194].
Культура населения, о которой можно судить по Серженьюртовскому поселению и одноименному могильнику, исследованным нами, представляет собой по подавляющему числу признаков (материальная культура, погребальные обряды и обычаи) восточный вариант кобанской культуры. Общая характеристика этого варианта уже получила освещение в ряде публикаций и монографических исследований. Специальное обращение к материалам Серженьюртовского поселения подводит итог полному научному анализу выдающегося памятника древности на территории Чечни, устраняет некоторые фактические неточности, допущенные в предварительных публикациях.
Исследование полностью подтвердило ранее высказанную точку зрения об ареале восточного варианта. На востоке и юге население этой группы тесно соприкасалось с племенами горных районов Чечни и Дагестана (каякентско-хорочоевская культура). На западе намечалась менее ощутимая граница с материалами предгорной и горной зон центрального Северного Кавказа (Змейское и Моздокское поселения. Моздокский могильник, Кобанский, Тлийский. Кумбултский могильники и т.д.), имеющих условное название "центральный вариант кобанской культуры". В зоне стыка между двумя культурами в конце II - начале I тыс. до н.э. имелась группа смешанных памятников типа Зандакского могильника и Курчалоевского зольника, в материальной культуре которых органически сплелись кобанские и хорочоевские черты.

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#4
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
"Заключительный период первого основного этапа существования Серженьюртовского поселения свидетельствует о трагических событиях в жизни людей на протяжении конца первой и начала второй половины VII в. до н.э. Следы этих событий, завершившихся, видимо, разгромом поселка металлургов и гончаров, достаточно красноречивы. Они в наличии обилия угля, сажи, горелой земли.
На месте помещений VIII, X, XI зафиксированы следы больших пожаров. Куски от рухнувших обуглившихся балок помещений вместе с кусками обожженной обмазки заполняли мостовые 2 и 3. На обочине мостовой 3 земля от сильного жара оплавилась и покрылась стекловидной коркой. Обильно усыпаны каменными шариками-пулями от пращи пространство вокруг построек и сами мостовые. В ямах-ледниках остались несъеденными туши баранов и козлят, а в домах нетронутыми спрятанные предметы (клад украшений, набор инструментов и тиглей мастера-металлурга). Все это свидетельствует о внезапном нападении, жестокой осаде и стремительном захвате холма-убежища. Видимо, с этими же событиями связаны и человеческие захоронения в слое поселения. Открыто пять одиночных и коллективных могил, располагавшихся в основном по краям холма-убежища. Захороненные в них визуально имеют насильственный характер кончины. А очевидная спешка при захоронении не оставляет сомнений в драматичности происходивших здесь событий. Остановимся подробнее на описании погребений.
Погребение № 1. Скелет принадлежал взрослому человеку, по некоторым признакам женщине, положенной в неглубокую овальную яму скорченно на правом боку, головой на северо-запад. Около головы, перед лицом, лежало массивное керамическое ядро.
Видимо, погребена была женщина-горшечница, так как положенный в могилу предмет - обожженный комок глины - символизирует либо род ее занятий, либо предмет обороны.
Погребение № 2. Захоронение принадлежало ребенку, положенному на левый бок, скорченно, головой на восток. Рядом со скелетом с северной стороны находились каменное ядрище от пращи и костяная проколка. Около скелета - остатки небольшого ритуального кострища.
Погребение № 3. Детский скелет лежал на левом боку, скорченно, головой на северо-запад.
Погребение № 4. После расчистки открылась трогательная картина одновременной смерти матери и ребенка. Женщина лежала на левом боку, скорченно, головой на северо-восток. Левая ее рука, чуть согнутая в локте, была откинута в сторону. На ней покоилась голова ребенка, лежавшего лицом к матери на правом боку. Погребенные были посыпаны угольками. Около головы женщины были поставлены две глиняные кружки.
Погребение № 5. Обнаружено на дне разрушенной хозяйственной ямы за восточной стеной помещения X, почти на краю холма. Оно выглядело не менее трагично, чем погребение № 4, поскольку принадлежало целой семье. В спешке в яму были втиснуты двое взрослых и ребенок. Взрослые погребены на боку в слегка скорченном положении, лицом друг к другу, головой на северо-восток. С западной стороны, за спиной одного из скелетов, вплотную к нему, лежал на левом боку в скорченной позе ребенок, также ориентированный головой на северо восток. Так же как и погребении № 4, похороненные были посыпаны угольками. В руках взрослых были зажаты головешки. Никакого инвентаря при них не было, но в засыпи ямы обнаружен крупный бронзовый наконечник стрелы раннескифского типа, двулопастной, с ромбической головкой и шипом на короткой втулке. На лопасти имелась сквозная прорезь в форме запятой.
Погребения в слое поселения принадлежали жертвам нападения, т.е. местным жителям. При одинаковом в общих чертах погребальном обряде (скорченная поза на боку, ритуальное осыпание углем, ориентировка погребенных головой к центру поселения), все же отмечены признаки его незавершенности. Главным образом это касается такого важного элемента как погребальный инвентарь. Во всех могилах, открытых в слое поселения, он почти полностью отсутствует. Лишь в отдельных случаях положено основное орудие защитников - праща с ядром.
Находки наконечников стрел раннескифского типа на северной окраине холма, а также вблизи единственного входа в поселок резонно позволяют прослеженную картину разгрома поселка и завершение истории первого этапа его жизни связать с штурмом поселения одним из забредших сюда рекогносцировочных скифских или савроматских отрядов, в самом начале их исторически засвидетельствованных походов в Переднюю Азию через Кавказ в начале VII в. до н.э. Картина разрушения Серженьюртовского поселка-убежища - яркая иллюстрация к скупым словам древних авторов о дальних странствиях скифских вождей. Она - удивительно яркое свидетельство трудностей далекого пути, жестоких военных стычек, во время которых проявлялись главные черты характера горца: неистовость и безрассудная храбрость в защите родных мест от врагов, будь то соседи или "чужаки".

Там же. С. 82-83

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#5
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Козенкова В.И. Большой Кавказ в XIV-IV вв. до н. э.: (Кобанская культура: модель тысячелетия развития): автореферат дис. ... доктора исторических наук. - Москва, 1989


Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#6
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Козенкова В.И. Кобанская культура. Восточный вариант. М., 1977. С. 44-48.










Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#7
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
В 1869 г. в селении Уаллаг-Кобан на землях тагаурского алдара Хабоша Канукова были найдены бронзовые предметы удивительной красоты. Оружие и украшения из древних могил, размытых весенним паводком, познакомили науку с неизвестной прежде культурой. По месту первых находок эту культуру эпохи поздней бронзы и раннего железа назвали кобанской. С тех пор изучены десятки поселений и могильников, обнаружены тысячи вещей из бронзы, железа, камня, глины, кости. Кобанская культура признана выдающимся явлением европейской цивилизации, одной из мировых художественных вершин своей эпохи.


История. Кобанские племена занимали горные ущелья и предгорные долины Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта. Историю кобанцев можно разделить на четыре этапа. ХIV-ХIII в.в. до н.э. - ранний период, когда на основе достижений бронзового века Кавказа, Юго-Восточной Европы и Передней Азии формировапась новая самобытная культура. Время с XII по X в. до н.э. считается периодом расцвета кобанской культуры, когда она приобрела свои классические формы. Период с IX по VII в. до н.э. - этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцвв со скифами. В позднекобанский период с VI по IV в. до н.э. происходило тесное сотрудничестао и смешение кобанцев со скифами.


Язык, на котором говорили кобанцы, неизвестен. Существует предпопожение, что они были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев (и прежде всего индоиранцев) на Кавказе хорошо прослеживается по географическим названиям. Имена крупнейших горных вершин и рек, как и само слово "Кавказ", объясняются из индоевропейских языков.


Именно в кобанскую эпоху произошпи очень важные изменения в устройстве общества. В начале I тысячелетия до н.э. на смену родовой организации пришла территориально-общинная (соседская). Укрепилась малая семья, у которой появилось право владения скотом и землей, Для семьи, ведущей отдельное хозяйство, основой благосостояния становятся не «ровнородственные, а соседские общинные связи. Различие между родовой и соседской общинами вовсе не в наличии или отсугствии родства между ее членами. Родовая община превращается в соседскую, когда род перестает быть хозяйственной организацией. На низком уровне производящего хозяйства возможен только колпективный труд всего рода с уравнитепьным распределением продуктов между сородичами. Совер-шенные орудия труда, развитые земледепие и скотоводство позволяют каждой семье выделить и вести собственное хозяйство. Новую общину называют соседской или территориальной. Она остается верховным соб-ственником земпи, но только земли, а не орудий труда, скота и урожая. Общинники-соседи по-прежнему являются родичами, но теперь уже только в смысле родственных связей, а не хозяйственной деятельности.


С переходом от родовой к соседской общине зародилось имущественное расслоение, укрепилась впасть вождей. Ученые считают, что кобанцы делились на три крупных союза племен - центральный (он занимал нынешнюю террйторию Осетии), западный и восточный. Им соответствуют три варианта кобанской купьтуры, которые различают археологи, Во главе племен и союзов, особенно в скифское время, стояла военная аристократия - прослойка профессиональных воинов во главе с вождями.


Кобанцы никогда не жили замкнуто. Находки кобанских вещей подтверждают постоянное общение и обмен не только с кавказскими соседями, но и с племенами Крыма, Северного Причерноморья, Передней Азии. Особенно интересны и важны связи кобанской культуры с другими высокоразвитыми центрами бронзовой металлургии - Луристанским {Западный Иран) и Карпато-Дунайским (Австрия, Богемия, Бавария).

Поселения и хозяйство. Посепки кобанцев располагались на холмах или высоких берегах рек, на отрогах гор у выхода из ущелий или в горных долинах. Иногда кобанские поселения защищали валом и рвом, но чаще никаких укреплений не было. Кварталы, состоявшие из жилых домов, хозяйственных построек, ремесленных мастерских и святилищ, разделялись узкими улицами. Дома строили из камня или на каменном основании возводили турпучные стены (плетеный каркас, обмазанный глиной). Внутри домов сооружались открытые каменные очаги для приготовления пищи и обогрева. Полы в помещениях посыпали гпиной или клали из плоских каменных ппит. Двускатные крыши опирались на деревянные столбы. Упицы своих поселков кобанцы мостили бупыжником.

Главной отраслью хозяйства было скотоводство. В кобанское время окончательно сложилась отгонно-пастбищная система, еще и сегодня характерная дпя Центрапьного Кавказа. Летом скот содержапи на горных пастбищах, зимой перегоняпи на равнину - в места с достаточно теплым климатом. Жители гор предпочитали разводить овец. В стадах равнинных жителей преобладал крупный рогатый скот. Кроме овец и коров, кобанцы имели буйволов и волов дпя упряжки, а на равнине держали еще свиней и домашнюю птицу. Важное место отводилось в хозяйстве лошадям двух пород: верховым и тяжеловозам.


Пашенным земледелием занимались как на равнине, так и в горных долинах. Пахали деревянной сохой. Сеяли ячмень, пшеницу, просо, рожь, гречиху. При сборе урожая попьзовапись бронзовыми, а в поздмекобанский период- железными серпами. Молотили широкими досками со вбитыми в них кремневыми стержнями. Собранный урожай ссыпали в ямы-хранилища. Муку приготовпяли на каменных зернотерках.


Хорошим подспорьем в хозяйстве кобанцев быпи сбор диких плодов, охота и рыболовство. Охотипись на благородного оленя, косулю, медведя, кабана, дикую козу, волка, лисицу, куницу, выдру, на лесных и полевых птиц. Сцены охоты (нередко - с участием охотничьих собак) были популярным сюжетом кобанского искусства. Применяя бронзовые рыболовные крючки, каменные грузила, а еще, возможно, запруды, сети и другие приспособления, кобанцы ловили сома и красную рыбу, севрюгу, сазана, форель.


Кобанские ремесленники достигли больших успехов в производстве металлических изделий, а также в гончарном и ткацком деле, в обработке кости и камня. Ткани из шерсти и льна имепи грубое плетение, их ткали на станке. Одежду шили из ткани, кожи и войлока бронзовыми или костяными иглами.


Кобанские гончары лепили посуду на вращающейся подставке или пользовапись гончарным кругом. Лощеную поверхноств керамики часто украшает орнамент. Археологи обнаруживают сосуды разного размера и назначения: горшки, кувшины, большие корчаги, миски, кружки. Известны фигурные сосуды - например, в форме маленького сапога.


Камнерезы обслуживали мастеров по металлу, делая для них тигли, песты и литейные формы. Из камня изготовляли некоторые необходимые в хозяйстве вещи - зернотерки, рыболовные грузила, детали молотильных досок.


Мастера-косторезы владели такими сложными приемами, как мягчение кости и рога, резание и строгание, шлифовка и полировка, сверление и художественная резьба. Из коста и рога делапи инструменты для ткачества, обработки кожи и керамики, гребенки для расчесывания шерсти, иглы, украшения.

Металлургия. Кобанская бронза отличалась высоким качеством, потому что содержала достаточное количество олова. Этот металп, который сплавляли с медью, добывался и на территории Осетии - в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лиахвы. Бронза была не только материалом дпя метаплических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не быпо. «Деньгами» бронзового века служипи массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки.


При раскопках кобанских поселений найдены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями и ковшжами для жидкого металла, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанским мастерам были известны разнообразные методы обработки бронзы. Они владели секретами литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы. До наших дней дошло множество кобанских вещей, сделанных из бронзы. Среди них- орудия труда (мотыги, толоры, серпы, иглы), оружие (боевые гопоры, наконечники копий, кинжапы, булавы), украшения (пояса и пряжки, булавки, браслеты, ножные кольца, бусы, подвески, фибулы), литые фигурки людей и животных. Из листовой бронзы ковали посуду - большие и малые тазы, миски, кружки, чаши, котпы, черпаки.


В кобанскую эпоху произошло освоение нового металла - железа, которое произвело подлинную революцию в хозяйстве и военном деле. Кобанцы знали железо уже за тысячу лет до н.э., но поначалу использовали его для инкрустации по бронзе. Только в позднекобанский период большинство металлических предметов стали делать из железа.

Военное дело. Большое количество оружия, обнаруженкого при раскопках кобанских могильников, ученые объясняют существованием военных дружин во главе с племенными вождями. Военная активность кобанцев в скифскуго эпоху, их участие в азиатских походах скифов так-же указывают на высокий уровень военного дела. Оружием кобанских воинов были кинжалы, мечи, боевые топоры, луки и стрелы, копья и дротики, булавы и молоты. К защитному снаряжению относятся широкие бронзовые пояса, многовитковые боевые браслеты, бронзовые шлемы, кожаные панцири с бронзовыми ппастинами. Кобанцы быпи пешими и конными воинами. На поясах из знаменитого Тпийского могильника встречаются изображения боевых колесниц, но конской упряжи от них пока не найдено. Зато хорошо сохранились детали уздечек, бляшки, подвески и даже колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Религия. Религиозные представления кобанцев ученые пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим ритуальное ипи магическое значение. Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник - это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для питья бронзы, а также статуэтки людей и животных.


На самом труднодоступном для врага месте в каждом посепеиии строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущепье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта - космического символа движения сопнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком - одно из наибопее известных и почитаемых осетинских святилищ.


Религиозно-магическое знанение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» - благодати, благополучия и мира. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.



Искусство. Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира.


Излюбленный орнамент кобанских художников - геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев.


Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Голоеной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носипи обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.


Традиции кобанского искусства были продолжены в скифскую эпоху. Кобанское наследие хорошо прослеживается в культуре средневековой Алании и до сих пор развивается в осетинском прикладном искусстве.

#8
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин


Поясная пряжка

Первая половина I тыс. до н. э.

Бронза

Длина 16,5 см

Кобанский могильник (Северная Осетия)

Поясная пряжка в виде узкой прямоугольной пластины украшена изображениями оленя, которые помещены на предмете вертикально одно под другим на фоне геометрического орнамента.
Подобные пряжки, иногда с закруглёнными углами и чуть вогнутыми боковыми краями, были широко распространены. Длина большинства изделий около 20 см. Украшались они вставками из железа, скульптурными и рельефными композициями. По технике исполнения нанесенные на них рисунки весьма отличаются друг от друга.



Поясная пряжка в виде лошадки

Около середины I тыс. до н. э.

Бронза

Длина 12,9 см

Кобанская культура.

Рельефные фигурки скачущих лошадок служили поясными пряжками (на оборотной стороне имеются крючки). Это яркие образцы кобанского звериного стиля. Предельно схематизированные, фигурки сохраняют ощущение стремительного бега и характерные приметы облика животного.
По краю гривы и на хвосте коня - косые насечки, на туловище и голове параллельные и пересекающиеся линии.
Бронзовые пряжки крепились к металлическим ремням.



Булавка

I тыс. до н. э.

Бронза

Длина 28 см

Северная Осетия, Кобанский могильник

Булавка с секирообразной верхней частью, украшенной тремя скульптурными звериными головками и изображениям животных в обрамлении геометрического орнамента (гравировка).
По виду булавка напоминает изящный топорик, только вместо обушка - две симметричные, смотрящие в противоположные стороны скульптурные головки зверей с разинутыми пастями. Третья такая же головка хищника, продолжая стержень, венчает предмет. Поверхность "топорика" покрыта резным орнаментом, обрамляющим изображение двух хищных зверей.
Булавки были весьма распространенной категорией украшений и принадлежностей костюма. Они чрезвычайно разнообразны по виду верхних частей - вершин, или головок, от которых шел стержень. Кобанские булавки поражают своими размерами и удивительными формами, похожестью на предметы совсем иного назначения.



Топорик

VIII-VII вв. до н. э.

Бронза

Длина 16,3 см

Кобанская культура.

Боевой бронзовый топорик - типичное изделие кобанских мастеров. Характерны его изысканные очертания, тонкая гравировка. Поверхность топорика украшена трижды повторенным грациозным изображением фигурки собаки и геометрическим орнаментом.
Топорик имеет овальный обушок, выступающие продольные ребра по обеим сторонам отверстия для рукояти, округлую широкую лопасть.
Кобанские топорики - боевые секиры. Украшение предметов изображениями животных имело религиозный смысл, вытекало из почитания сил природы.

#9
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
Бронзовое шейное ожерелье. Кобанская культура.









Витой браслет на руку. Кобанская культура.



Зарамаг. Северная Осетия. Кобанская культура.







#10
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Козенкова В.И., Мошинский А.П. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования (третья четверть II тыс. до н.э.) // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея), вып. 1. Армавир-Москва. 1995. С. 48–52

Цитата
За столетие, прошедшее со времени выделения кобанской культуры, неизмеримо возросла её источниковедческая база. В последнее время особенно остро встала проблема происхождения культуры и тесно связанная с этим проблема выделения её наиболее ранних памятников. Накопление новых материалов эпохи бронзы на Северном Кавказе и в окружающих регионах (Закавказье, Причерноморье, Средней Европе), новый, более высокий уровень систематизации их разными исследователями диктовали необходимость пересмотра атрибуции некоторых памятников "докобанского периода", а с другой – необходимость выделения в собственно кобанских материалах той наиболее ранней группы, которая из-за ущербности состояния источников как бы растворилась среди массовых находок развитой ступени культуры рубежа II-I тыс. В результате анализа всего комплекса новых данных мы пришли к мысли о необходимости разделить протокобанский период на два этапа – соответственно Кобан 1а и Кобан 1б. Главной задачей данной работы является выделение основных черт, присущих первому, наиболее раннему этапу протокобанского периода.
В погребальном обряде, наряду с традиционным для местных культур обрядом трупоположения, именно в эту эпоху заметно прослеживается новый компонент – кремация. Она отмечена главным образом в западной части ареала. Вопрос о происхождении обычая трупосожжения на Северном Кавказе весьма сложен. В.И. Козенкова предположила, что кремация появляется здесь в результате импульса из Средней Европы через посредство сабатиновской культуры независимо от закавказских обрядов.
Для керамики данного времени характерна особая эклектичность. Особенно показателен в этом плане керамический комплекс в погребении 3 Верхней Рутхи. В комплекс входили 5-ть сосудов. Один из них, крупный, корчаговидной формы со спускающимися от шейки по плечикам фестонами из ряда штампованных треугольников. У завершения фестонов располагаются горизонтальные ручки-налепы с вертикальными прорезями. Аналогичные налепы характерны для каякентско-хорочоевской культуры Северо-Восточного Кавказа. Сосуды близкой формы с аналогичными налепами происходят из комплекса Урух 1/1, который по наличию в нём характерной каменной булавы может быть датирован серединой II тыс. до н. э. Лощёный горшок из этого же Рухтинского комплекса, украшенный фризом из врезанных заштрихованных треугольников, расположенных вершинами вверх, очень близок сосуду из катакомбного погребения в комплексе 5/3 могильника Чикола II. Этот комплекс отнесён В.А. Сафроновым к III группе (позднейшей) катакомбных памятников. Два горшка из рухтинского комплекса как по характерной форме, так и по грубо заглаженной поверхности напоминают сосуды каякентско-хорочоевской культуры. И, наконец, пятый сосуд – кружка с горизонтальными каннелюрами и сосцевидными налепами, чернолощёная, с характерным графитным блеском. Прямых аналогий ей нет, но она, вероятно, является позднейшей репликой на керамику беденской культуры Закавказья. Для ранней керамики из могильников Фаскау, Верхняя Рухта, Догуй Хунта отмечается большое сходство с материалами из окресностей Нальчика; это приземистые сосуды баночной формы. Близкая керамика широко встречается в памятниках предкавказской катакомбной культуры. Для дигорских могильников характерны небольшие горшочки с выделенной шейкой и петлевидной ручкой, которые находят очевидные аналогии в предкавказской катакомбной культуре. В связи с аналогиями в катакомбной культуре интересно отметить наблюдение Н.А. Николаевой и В.А. Сафронова о сходстве чернолощёных катакомбных сосудов с кобанской керамикой. Крайне пёстрый набор несомненно синхронной керамики дигорских могильников однозначно указывает на неустойчивость облика культуры на этом этапе её развития.
С металлическим инвентарём дело обстоит столь же непросто. Наряду с широко распространёнными на Северном Кавказе подвесками в полтора оборота для Верхней Рутхи типичными являются сурьмяные изделия, характерные для каякентско-хорочоевской культуры: подвески в виде гусиных лапок, кувшинообразные подвески, ромбические подвески, плоские нашивные бляхи-пуговицы. В то же время изредка встречаются подвески, украшенные шнуровым орнаментом, несомненно восходящие к катакомбным. По крупным бронзовым изделиям прослеживается чёткая связь с южными регионами Большого Кавказа, точнее, с высокогорной Рачей. Здесь распространены одни и те же типы боевых топоров. Несомненно, к этой же эпохе относятся присутствующие как в дигорских могильниках, так и в Брильском могильнике в Раче птицевидные бляхи с головой барана. Форма крыльев у этих «птиц» идентична форме лезвий топоров типа Фаскау 7 (по Кореневскому), что даёт основание говорить о них как об изображении двойной секиры. Двойная секира, как известно, является символом, с древнейших времён присущих передневосточному миру. Бронзовые ножи Верхней Рутхи перекликаются с экземплярами, найденными в Верхнем Прикубанье в погребениях северокавказской культуры.
В результате общего обзора инвентаря перед нами встаёт очень пёстрая картина, которая заставляет предполагать изменение этнокультурной ситуации по сравнению с эпохой средней бронзы и неустойчивое состояние культурного облика. В это время активно протекал процесс сращивания элементов различных северокавказских и закавказских культур и выработка качественно новых синкретических форм материальной культуры. Несомненно, здесь мы имеем дело с переходным этапом, во время которого в результате резких перемещений больших групп населения в горные районы образуется совершенно новый субстрат, который послужил основой для образования племён – носителей кобанской культуры

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#11
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Махортых С.В. Скифы на Северном Кавказе. Киев, 1991. С. 102-111.




















Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.


#12
альбинос в черном

альбинос в черном

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 747 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Ставрополь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: балтид + понтид
  • Y-ДНК:E-V13
  • мтДНК:Н
  • Вероисповедание:чань-буддист
Ю.А. Прокопенко. Скифы, сарматы и племена кобанской культуры в Центральном Предкавказье во второй половине I тыс. до н.э.

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.



Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей