Этнографический уникум Челябинского Урала — Нагайбакский район. В основном здесь и нигде более в стране компактно проживает малая народность — нагайбаки. Они стали приметны здесь среди первопоселенцев Новолинейного района. В 1840-е годы граница была передвинута на восток от Урала, земли между новой и старой границами и стали так называться. Они были переданы Оренбург-скому казачьему войску и были заселены казаками, переселенными из старых станиц войска. Среди них и были казаки-нагайбаки, компактно заселенные в основном на территории района.
Нагайбаков одни этнографы считают группой (субэтнос) крещеных татар, другие — близкими к татарам. Язык нагайбаков — говор в составе среднего диалекта татарского языка, схож с говором «кряшец». Верующие нагайбаки — православные и относятся к «старокрещеным»», то есть принявшим христианство в XVI—XVII веках, сразу после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Название этого малого народа встречается лишь с XIX века и дано по Нагайбакской крепости и одноименной станице. Однако есть и точка зрения о существовании этого этнонима еще в XVII веке.
Происхождение нагайбаков неясно, одни связывают их с крещеными ногайцами, другие — с крещеными казанскими татарами. Наиболее аргументировано мнение о первоначальном проживании предков нагайбаков в центральных районах Казанского ханства, как и о их возможных финно-угорских корнях из местных племен, входивших еще в состав Булгарского ханства. В XVIII веке в состав нагайбаков вошла группа крещеных «азиатцев» (персов, арабов, бухарцев, каракалпаков, бежавших из рабства в Средней Азии киргиз-кайсацкого плена» и позднее.
Есть сведения, что нагайбаки состояли на воинской службе чуть ли не со времен Ивана Грозного. В первой четверти XVIII века они жили в 25 деревнях Уфимского уезда. За верность царской администрации во время башкирско-татарских восстаний нагайбаки были наделены землей и определены в «казацкую службу». В 1736 году деревня Нагайбак, расположенная в 64 верстах от Мензелинска, названная, по преданиям, по имени стоявшего там кошем башкира, была перестроена в крепость. Сюда и были собраны все «крещеные татары» Уфимского уезда, которых в 1744 году насчитывалось 1359 человек, жили они в селе Бакалы и 10 деревнях на крепостных отводах, их число росло по мере обращения в православие тептярей и мещеряков.
В 1842 году казаки-нагайбаки были переведены в Зауралье — в Верхне-уральский и Оренбургский уезды на новолинейные земли Оренбургского казачьего войска в новые поселки Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия. В ряде селений вместе с нагайбаками были поселены русские казаки и крещеные калмыки. В Оренбургском уезде нагайбаки поселились в поселках с татарским казачьим населением, с которым начали быстро сближаться, приняли мусульманство и стали считаться татарами.



В составе оркестра казаки нагайбаки (фото с Остроленского краеведческого музея)
Традиционная одежда казаков-нагайбаков
К концу первой трети XX столетия традиционная одежда нагайбаков была полностью вытеснена русским городским костюмом, поэтому даже среди старожил района едва ли найдется человек способный целостно восстановить по памяти весь комплекс одежды начала века. Огромный пласт этой части культуры бесследно исчез в результате политики расказачивания и раскулачивания. Среди казаков – нагайбаков бедняцких хозяйств было крайне мало, поэтому значительна часть населения была репрессирована, семьи высланы. Одежда, вещи, документы, фотографии, напоминавшие о казачьем прошлом, уничтожались. Некоторую информацию дает небольшое количество фотографий, переданных населением в музеи.

Поскольку верхнеуральские нагайбаки входили в состав Оренбургского казачьего войска, то традиционным мужским костюмом являлась форменная одежда оренбургских казаков. О более ранних типах одежды, бытовавших до 1842г. – времени переселения в Южное Зауралье – сведений практически не сохранилось. Нижнюю одежду составляли туникообразная домотканая белая или пестрядная рубаха – косоворотка и домотканые штаны с ”широким шагом”. Верхнюю одежду шили из сукна или дубленой кожи. Сюда входили, так называемый, ЧАБУЛЫ КИЕМ – разновидность приталенного пальто с наглухо закрытым воротником и выкроенными плечиками, ТУЛПА ЧИПЕЙ – суконные чикмени, БОРЧАТКА – дубленые, приталенные, отрезные по талии, в мелкую сборку шубы. Такой тип шубы из верхней одежды получил наибольшее распространение и сохранялся продолжительное время. В п. Остроленка нами была обнаружена подобная вещь, изготовленная в 50-х годах текущего столетия. Верхняя одежда подпоясывалась широкими (15-20 см.) разноцветными кушаками ЭЗЭР, характерными для всех групп кряшен. Они либо ткались в домашних условиях из разноцветных шерстяных нитей, либо изготавливались из фабричной материи. Длина их достигала трех метров. Пояса завязывались обычным способом. Обмотав вокруг талии, концы прятались, если на концах имелись красивые кисти, их выпускали по бокам.
Полностью http://luiza-m.narod...45-nagaybak.htm
Сообщение изменено: xena, 09 Ноябрь 2012 - 15:46.