Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Абашевская культура


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
26 ответов в этой теме

#1
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Абашевская культура — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э. на территории европейской части России от Калужской области до южной Башкирии. Культура получила своё название от наименования села Абашево (Чувашия), где в 1925 году впервые были найдены её курганы.

Археологические объекты Абашевской культуры обнаружены на территории Чувашии (собственно село Абашево), Марий Эл, Башкирии, а также Воронежской и Липецкой областей.

По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях. Этнически абашевское население было арийским, что подтверждается многочисленными параллелями с древнеиндийскими «Ведами», данными археологии и антропологии.

В курганах открыты захоронения с орнаментированной глиняной посудой, медными и серебряными украшениями.

Важным элементом культуры абашевцев было коневодство. Они умели изготовлять колесницы. Орудия труда из камня, меди и кости домашних и диких животных свидетельствуют об охоте, скотоводстве и земледелии.

Абашевцы первыми начали разработку месторождений цветных металлов на Урале.

Места поселений абашевской культуры найдены лишь в Приуралье.

У абашевских племен был чрезвычайно развит культ огня и солнца (аналог зороастризма).

По образу жизни абашевцы были близки к племенам андроновской культуры. Абашевцы Южного Урала тесно контактировали с восточными соседями — андроновцами. Абашевцы заимствовали некоторые узоры андроновских племен для украшения глиняных сосудов. Такие сосуды найдены на раскопках Метевтамакского могильника. В то же время некоторые черты, свойственные культуре абашевцев, переходят к андроновцам. Именно этим объясняются многочисленные случаи находок абашевских металлических украшений в андроновских памятниках.

#2
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Если у кого есть материалы по абашевцам, то прошу поделиться.

#3
Folkvald

Folkvald

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 980 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Где Небес Лазурь Разрывает Сердца
  • Национальность:великорус
  • Фенотип: северный понтид
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:T1a1
  • Вероисповедание:агностик
К.В. Сальников. Очерки древней истории Южного Урала. М., "Наука". 1967.
http://www.kraeved74...ges/cat/49.html
http://folkvald.livejournal.com/

Might is Right

"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова

У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга

#4
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Могильник абашевской культуры. Реконструкция Н.Я. Мерперта.



Абашевская культура. По П.П. Ефименко и П.Н. Третьякову.




Абашевская культура. По А.Х. Халикову.


My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#5
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Пепкинский курган. Абашевская культура. Из публикации А.Х. Халикова, Г. В. Лебединской, М.М. Герасимова.




My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#6
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

А. Д. Пряхин
Погребальные абашевские памятники
Воронеж 1977

1.jpg
Содержание:
Введение
Глава 1.
Погребальные памятники доно-волжской абашевской культуры
Глава 2
Могильники средневолжской абашевской культуры
Глава 3
Могильники уральской абашевской культуры
Глава 4
Этапы развития, происхождение, дальнейшая судьба и этнос абашевцев
Глава 5
К вопросу об общественных отношениях и мировоззрении абашевского населения
Заключение

В формате pdf: https://yadi.sk/i/NTgHLysejeXB2


А. Д. Пряхин
Поселения абашевской общности
Воронеж 1976

4.jpg
Содержание:
Введение
Глава 1
Абашевские поселения в Подонье
Глава 2
Об абашевских поселениях в Поволжье
Глава 3
Абашевские поселения на Южном Урале
Глава 4
Основы хозяйства абашевских племен
Заключение

В формате pdf : https://yadi.sk/i/RJrvfQ75jeXLK

Абашевская культурно-историческая общность:
истоки, развитие, наследие
Материалы
международной научной конференции
Чебоксары 2003

5.jpg
Содержание:
Михайлов Е.П., Кузьминых С.В.
В.Ф.Смолин и Абашево (К истории археологического изучения Чувашии)
Кузьминых С.В., Михайлов Е.П., Савенко С.Н., Старостин П.Н.
Виктор Федорович Смолин: основные вехи жизненного и творческого пути
Савенко С.Н., Краснокутская Л.И.
Материалы о В.Ф.Смолине в Пятигорском краеведческом музее и вопросы крымско-северокавказского периода жизнедеятельности ученого
Мунчаев Р.М., Кузьминых С.В.
Н.Я.Мерперт и изучение бронзового века Среднего Поволжья
Мерперт Н.Я.
Абашевская проблема: несколько вводных слов слов
Пряхин А.Д.
Основные вехи изучения абашевских древностей
Фодор И.
Абашевская культура в финнской и венгерской историографии
Сафонов И.Е.
Абашевская культура в оценке В.А. Городцова
Моисеев А.В.
Соотношение средневолжских и доно-волжских абашевских древностей (к историогафии вопроса)
Кузьмина Е.Е.
Абашево, Синташта и происхождение индоиранцев
Christian Carpelan, Asko Parpola
The Abashevo culture and the earliest history of the Indo-Iranian and Uralic (Finno-Ugric)languages
Кореневский С.Н.
Ориентация археологических степных культур юга Поволжья эпох нео/энеолита,раннего и среднего бронзового века в схеме Блитта-Сернандера ( к постановке проблемы)
Кузнецов П.Ф.
К вопросу о хронологии абашевской культуры
Большов С.В.
Структурообразующие признаки средневолжской абашевской культуры
Кузьмина О.В.
К вопросу о происхождении бронзовых топоров абашевского типа
Кияшко А.В.
К вопросу о катакомбно-абашевском взаимодействии
Васильев И.Б.
Вольск-Лбище – новая культурная группа эпохи средней бронзы в Волго-Уралье
Мочалов О.Д.
«Шахматный» орнамент и культурные связи Волго-Уралья в развитом бронзовом веке
Karlene Bley
Abashevo, Indo-European, and Basal Motifs
Малов Н.М.
Заготовка дисковидного псалия с селища Баланбаш
Епимахов А.В.
Об абашевском «наследии» в культурах поздней бронзы Урала
Пятых Г.Г.
К проблеме принадлежности Потаповского могильника к «синташтинской культуре»
Отрощенко В.В.
К вопросу о наличии «абашевских» комплексов в Украине
Литвиненко Р.А.
Южно-Уральский очаг культурогенеза и культура Бабино (КМК): проблема взаимосвязи
Крамарев А.И.
Погребальные памятники срубной культуры Южного Средневолжья
Ставицкий В.В.
К вопросу о наличии абашевского компонента в материалах приказанской культуры
Усачук А.Н., Литвиненко Р.А.
Костяные орудия прядения и ткачества на Синташте
Килейников В.В.
Трасологическое исследование орудий труда Шиловского поселения доно-волжской абашевской культуры
Косинцев П.А.
Животноводство у абашевского населения Восточной Европы
Jeannine Davis-Kimball
Ritual representations of the horse as seen in petroglyphs
Михайлов Л.Н., Васильев О.А.
Ретроспективный анализ содержимого сосудов курганных могильников
Самарской области на основе агрохимических методов исследований
Большов С.В., Кузьмина О.В.
Абашевская керамика могильника Пеленгер
Соловьев Б.С.
Об абашевском компоненте Юринского могильника
Луньков В.Ю., Энговатова А.В.
Курганный могильник Орлово-1 (Абашевская культура в Волго-Окском междуречье)
Екимов Ю.Г.
Протоабашевский керамический комплекс поселения Мельгуново-3 (к
вопосу об истоках абашевских древностей)
Ставицкий В.В.
Памятники абашевской культуры на территории Пензенской области
Морозов Ю.А.
Материалы абашевской культуры на срубных памятниках Башкирского Приуралья
Ткачев В.В.
Памятники абашевской культуры в степном Приуралье
Моргунова Н.Л., Халяпин М.В.
Новые исследования памятников эпохи бронзы в Центральном Оренбуржье
Кузьмина О.В., Михайлова О.В., Фадеев В.Г.
Новые раскопки Уваровского курганного могильника
Мельников Е.Н.
Покровско-абашевские погребения кургана у с. Большая Плавица
Лопатин В.А., Филимонова С.А.
Курганный некрополь Преображенского поселения
Мельников Е.Н., Чивилёв В.А.
Проявление покровско-абашевских традиций в материалах раннесрубного
кургана 1 могильника у с.Чамлык-Никольское
Кузьмина О.В., Михайлова О.В., Субботин И.П.
Раскопки Владимировского курганного могильника эпохи бронзы

В формате pdf: https://yadi.sk/i/9tADO0cfjeXqU


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#7
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Доно-Волжская Абашевская культура
Воронеж 2002

6.jpg
Содержание:

Введение (А.Д.Пряхин)
Глава 1. К оценке абашевских погребений Подклетненского могильника (А.Д.Пряхин, В.И. Беседин)
Глава 2. Конская узда периода средней бронзы в Восточноевропейской лесостепи и степи ( А.Д. Пряхин, в.И. Беседин)
Глава 3. К оценке престижных захороенений кургана Селезни-2 (А.Д. Пряхин)
Глава 4. Металлообработка Доно-Волжских абашевцев и развитие традиций производственной деятельности в эпоху поздней бронзы ( А.Д.Пряхин, А.С. Саврасов, Е.Б. Свистова)
Глава 5. Острореберные абашевские сосудики Доно-Волжского региона ( А.Д. Пряхин, В.И. Беседин)
Глава 6. Орнаментация керамики Доно-Волжской Абашевской культуры ( по материалам погребальных памятников) ( А.Д. Пряхин, И.Е. Сафонов)
Глава 7. Сосуды со знаками Доно-Волжской Абашевской культуры ( А.Д. Пряхин, Е.Ю. Захарова)
Заключение ( А.Д. Пряхин)

В формате pdf : https://yadi.sk/i/uzT2CZ0qnZNP7


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#8
Conan

Conan

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 239 сообщений
  • Пол:мужской
Цитата(Пастор_Шлаг @ 10.7.2009, 20:00) (смотреть оригинал)
Абашевская культура — археологическая культура бронзового века второй половины II тыс. до н. э.

Это как это? Вторая половина второго тысячилетие это падение Трои! Конечно же это неверно.

Цитата(Пастор_Шлаг @ 10.7.2009, 20:00) (смотреть оригинал)
По мнению некоторых исследователей, абашевская культура, как и фатьяновская культура, по своему происхождению связана с среднеднепровской культурой и является развитием локального варианта срубной культуры. Европеоидный широколицый тип срубников хорошо представлен в абашевских погребениях.

Это как это? Абашевская культура возникла значительно раньше срубной культуры, и поэтому, в частности, не может быть локальным вариантом срубной культуры. Да и вообще это совсем разные культуры.
Да и вообще, срубная культура явилась развитием потаповского типа синташтинской культуры на всякие местные субстраты.

#9
Conan

Conan

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 239 сообщений
  • Пол:мужской

На сегодняшний день средневолжской абашевской культу-ры в системе радиоуглеродной хронологии датируется XXII–XX вв. до н. э.

 

На наш взгляд, средневолжской абашевской культуры является древнейшей культурой и в абашевской общности. Эту точку зрения последова-тельно отстаивает О. В. Кузьмина. Добавим к этому еще один аргумент. Многие исследователи (В. Ф. Смолин, А. Х. Халиков, С. В. Большов и др.) справедливо отмечают пришлый характер абашевской культуры в Среднем По-волжье. Она появляется здесь «с уже сложившимися культуроопределяющими признаками» (Большов 2003: 44; 2005: 111). Мы полагаем, что средневолжская абашевская культура сформировалась под непосредственным импульсом из Карпато-Балканского региона и южной Германии. Именно здесь в культурах европейского раннего бронзового века имеются прямые аналогии не только большей части абашевским украшениям (спиральные пронизи, очковидные подвески, сферические бляшки с двумя отверстиями), но и комбинациям их расположения в костюме (Matuschik 1996: Abb. 9, 1, 2). Такой набор соответствий вряд ли является результатом конвергентного развития. Яркий керамический комплекс средневолжской абашевской культуры, который расцветает внезапно и лишь опосредованно связан с местным предшествующим субстратом, находит поразительные аналогии как в морфологии, так и в орнаментации посуды центральноевропейских культур, в частности, группы Адлерберг (вариант унетицкой культуры) (Gebers 1978: Taf. 33, 12, 35, 5, 48, 4 и др.). Этот западный импульс выражен значительно четче у средневолжской абашевской культуры, чем у фатьяновско-балановских древностей, истоки которых традиционно связывают с Центральной и Северной Европой. Появление средне-волжской абашевской культуры, скорее всего, связано с продвижением в Поволжье европейских групп населения. Таким образом, средневолжской абашевской культуры, сохранившая в своем облике ярко выраженный центральноевропейский компонент, является первичной в абашевской общности. В производных от нее доно-волжской абашевской культуре и южноуральской абашевской культуре этот компонент уже существенно нивелирован, хотя в последних двух культурах по-прежнему сохраняется традиционный этнографический погребальный костюм, и относятся они большей частью к следующему горизонту колесничных культурных образований.

(С. В. Кузьминых, Р. А. Мимоход Радиоуглеродные даты Пепкинского кургана и некоторые вопросы хронологии средневолжской абашевской культуры // ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ СВЯЗИ СТЕПНЫХ (СКОТОВОДЧЕСКИХ) КУЛЬТУР ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ЭНЕОЛИТЕ И БРОНЗОВОМ ВЕКЕ (V–II тыс. до н. э.) Санкт-Петербург 2016)

 

Ну уж если абашевская является пришлой из центральноевропейского (германо-карпатского) региона, то и бабинская и синташтинская и подавно. Причем, для последней это доказано генетически, для средней археологически, и для всех трех антропологически.

 

 



#10
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Для Доно-Волжской АК отмечены антропологические параллели со шнуровиками.



#11
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Моисеев А. В. К историографии проблемы соотношения доно-волжских и средневолжских абашевских древностей: (относительная хронология, культурное единство) // АВЛ . - Вып. 18 . - 2004 . - С. 71-79 . 

 

https://vk.com/doc19762869_446340118
 

 

 


  • "Спасибо" сказали: профессор Перзеев

#12
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Интересный взгляд на хронологию и происхождение Абашевской культуры.

 

С. В. Кузьминых, Р. А. Мимоход

Радиоуглеродные даты Пепкинского кургана и некоторые вопросы хронологии средневолжской абашевской культуры

Внешние и внутренние связи степных (скотоводческих) культур Восточной Европы в энеолите и бронзовом веке (V–II тыс. до н. э.). Круглый стол, посвященный 80-летию со дня рождения С. Н. Братченко (Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2016 г.): Материалы. – СПб., 2016.

( стр. 39-44) 

 

( с небольшими сокращениями)

 

 

 Знаменитая братская могила Пепкинского кургана – один из опорных памятников средневолжской абашевской культуры. Закрытость комплекса и наличие датирующих вещей четко определяет его позицию на шкале относи-тельной хронологии в рамках рубежа средней – поздней бронзы. 

 Принципиальное значение имеет серия радиоуглеродных дат, полученная по образцам из Пепкинского кургана.

Из девяти дат восемь являются высокоточными AMS-датами с узким доверительным интервалом .Даты Пепкинского кургана показывают большую степень сходства. Их суммирование дает интервал в 1 сигму – 2130–1950 ВС. По всей видимости, в диапазоне XXII–XX вв. до н. э. находится реальное время сооружения пепкинской братской могилы. Данный интервал в силу его протяженности, скорее всего, может отражать период существования всей средне-волжской абашевской культуры. Это подтверждают две даты, полученные по углю из абашевского объекта ЗБС-4 в Московской обл. Более молодой возраст демонстрирует серия дат Старшего Никитинско-го могильника, который относится к поздней средневолжской абашевской культуре.Таким образом, на сегодняшний день для средневолжской абашевской культуры имеется 17 радиоуглеродных дат, причем 13 из них – AMS-даты. Суммирование всех данных средневолжской абашевской культуры дает интервал 2140–1870 ВС, т. е. XXII–XIX вв. до н. э.

Этот интервал заметно древнее колесничного горизонта. Серии синташтинских и потаповских памятников размещаются в диапазоне XX–XVIII вв. до н. э.. Для колесничных погребений доно-волжской абашевской культуры данных мало, но их даты попадают в этот же интервал.

Пока немногочисленны опубликованные радиоуглеродные определе-ния для культур с предметами сейминско-турбинских типов, которые представлены на сопредельных средневолжской абашевской культуры территориях. Результаты суммирования этих данных определяют диапазон существования восточноевропейских памятников сейминско-турбинского типа в рамках XX–XVIII вв. до н. э. Очевиден хронологический приоритет средневолжской абашевской культуры по отношению к сейминско-турбинскому феномену. Последний, как показывают радиоуглеродные даты, синхронные колесничным культурным образованиям.

Таким образом, на основании анализа данных мы можем утверждать, что средневолжская абашевская культура занимает более раннюю хронологическую позицию по отношению к колесничному горизонту и сейминско-турбинскими древностями Волго-Камья и Зауралья. На сегодняшний день средневолжской абашевской культу-ры в системе радиоуглеродной хронологии датируется XXII–XX вв. до н. э. Она синхронна ранней и развитой фазам культур посткатакомбного блока. Время колесничего горизонта и сейминско-турбинского феномена указанных территорий относится к XX–XVIII вв. до н. э. Эти культуры синхронны заключительному (третьему) периоду существования блока посткатакомбных культурных образований.

 

На наш взгляд, средневолжская абашевская культура является древнейшей культурой и в абашевской общности. Эту точку зрения последовательно отстаивает О. В. Кузьмина. Добавим к этому еще один аргумент. Многие исследователи (В. Ф. Смолин, А. Х. Халиков, С. В. Большов и др.) справедливо отмечают пришлый характер абашевской культуры в Среднем Поволжье. Она появляется здесь с уже сложившимися культуроопределяющими признаками .Мы полагаем, что средневолжская абашевская культура сформировалась под непосредственным импульсом из Карпато-Балканского региона и южной Германии. Именно здесь в культурах европейского раннего бронзового века имеются прямые аналогии не только большей части абашевским украшениям (спиральные пронизи, очковидные подвески, сферические бляшки с двумя отверстиями), но и комбинациям их расположения в костюме.Такой набор соответствий вряд ли является результатом конвергентного развития. Яркий керамический комплекс средневолжской абашевской культуры, который расцветает внезапно и лишь опосредованно связан с местным предшествующим субстратом, находит поразительные аналогии как в морфологии, так и в орнаментации посуды центральноевропейских культур, в частности, группы Адлерберг (вариант унетицкой культуры). Этот западный импульс выражен значительно четче у средневолжской абашевской культуры, чем у фатьяновско-балановских древностей, истоки которых традиционно связывают с Центральной и Северной Европой. Появление средне-волжской абашевской культуры, скорее всего, связано с продвижением в Поволжье европейских групп населения. Таким образом, средневолжской абашевской культуры, сохранившая в своем облике ярко выраженный центральноевропейский компонент, является первичной в абашевской общности. В производных от нее доно-волжской абашевской культуре и южноуральской абашевской культуре этот компонент уже существенно нивелирован, хотя в последних двух культурах по-прежнему сохраняется традиционный этнографический погребальный костюм, и относятся они большей частью к следующему горизонту колесничных культурных образований. 


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, Брут и Baeloth
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#13
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ: ИСТОКИ, РАЗВИТИЕ, НАСЛЕДИЕ. Материалы международной научной конференции. Чебоксары, 2003. 272 c.
В сборнике публикуются материалы международной научной конференции , которая состоялась в г. Чебоксары 26–30 мая 2003 года. Сборник предназначен для археологов, студентов, краеведов и всех, интересующихся древней историей Восточной Европы


http://elbib.nbchr.r...i_0_0001090.pdf



#14
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Абсолютные даты из закрытых комплексов абашевского Старшего Никитинского могильника на Средней Оке.

(По: И. Р. Ахмедов, В. Ю. Луньков, Ю. В. Лунькова. Абашевские комплексы Старшего Никитинского могильника ( по материалам исследования 2002-2004 гг.) КСИА. вып. 230, 2013)

409.jpg

Общий интервал калиброванных дат могильника ( при 68% вероятности) соответствует 1950-1740 В


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#15
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Какие памятники АК считаются наиболее старыми на данный момент? Слышал противоположные мнения.

#16
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Какие памятники АК считаются наиболее старыми на данный момент? Слышал противоположные мнения.

Тоже приходится сталкиваться с разными мнениями и аргументацией. Если честно, то сейчас не заморачиваюсь на "решении глобальных проблем". Мой интерес к АК конкретный и сосредоточен на ее появлении/проявлениями в Волго-Окском регионе,возможных контактах с фатьяновско-балановскими, чирковскими и др.сообществами, а также в контексте  общей сейминско-турбинской проблематике региона. В этом плане  мое представление о хронологии тех событий вполне укладываются в  абсолютные даты Старшего Никитинского могильника.


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#17
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

5.jpg


 

Об уровне агрессии между племенами в различные дописьменные эпохи можно судить по археологическим источникам — находкам оружия и исследованиям человеческих останков со следами травм. Статья М.Б. Медниковой (ИА РАН) демонстрирует возможности применения методов радиологии и трехмерной визуализации при исследовании антропологического материала. Микротомография черепов из Пепкинского кургана (абашевская культура) позволила выявить несквозные повреждения, трехмерные виртуальные реконструкции которых позволили определить форму ударного края, а эксперименты по использованию боевого топора абашевского типа позволили получить в пластике отпечатки ударов под разными углами. Затем были сопоставлены 3D-виртуальные изображения ударного края оружия и травм черепа. Как показало исследование, мужчины, погребенные в Пепкинском кургане, погибли под ударами абашевских боевых топоров, что говорит о существовании возможного внутриплеменного конфликта.

https://www.archaeol...taynik-i-yantar


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#18
Брут

Брут

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 299 сообщений
  • Национальность:...
  • Фенотип: ...

Интересный взгляд на хронологию и происхождение Абашевской культуры.

 

С. В. Кузьминых, Р. А. Мимоход

Радиоуглеродные даты Пепкинского кургана и некоторые вопросы хронологии средневолжской абашевской культуры

Внешние и внутренние связи степных (скотоводческих) культур Восточной Европы в энеолите и бронзовом веке (V–II тыс. до н. э.). Круглый стол, посвященный 80-летию со дня рождения С. Н. Братченко (Санкт-Петербург, 14–15 ноября 2016 г.): Материалы. – СПб., 2016.

( стр. 39-44) 

 

( с небольшими сокращениями)

 

 

 Знаменитая братская могила Пепкинского кургана – один из опорных памятников средневолжской абашевской культуры. Закрытость комплекса и наличие датирующих вещей четко определяет его позицию на шкале относи-тельной хронологии в рамках рубежа средней – поздней бронзы. 

 Принципиальное значение имеет серия радиоуглеродных дат, полученная по образцам из Пепкинского кургана.

Из девяти дат восемь являются высокоточными AMS-датами с узким доверительным интервалом .Даты Пепкинского кургана показывают большую степень сходства. Их суммирование дает интервал в 1 сигму – 2130–1950 ВС. По всей видимости, в диапазоне XXII–XX вв. до н. э. находится реальное время сооружения пепкинской братской могилы. Данный интервал в силу его протяженности, скорее всего, может отражать период существования всей средне-волжской абашевской культуры. Это подтверждают две даты, полученные по углю из абашевского объекта ЗБС-4 в Московской обл. Более молодой возраст демонстрирует серия дат Старшего Никитинско-го могильника, который относится к поздней средневолжской абашевской культуре.Таким образом, на сегодняшний день для средневолжской абашевской культуры имеется 17 радиоуглеродных дат, причем 13 из них – AMS-даты. Суммирование всех данных средневолжской абашевской культуры дает интервал 2140–1870 ВС, т. е. XXII–XIX вв. до н. э.

Этот интервал заметно древнее колесничного горизонта. Серии синташтинских и потаповских памятников размещаются в диапазоне XX–XVIII вв. до н. э.. Для колесничных погребений доно-волжской абашевской культуры данных мало, но их даты попадают в этот же интервал.

Пока немногочисленны опубликованные радиоуглеродные определе-ния для культур с предметами сейминско-турбинских типов, которые представлены на сопредельных средневолжской абашевской культуры территориях. Результаты суммирования этих данных определяют диапазон существования восточноевропейских памятников сейминско-турбинского типа в рамках XX–XVIII вв. до н. э. Очевиден хронологический приоритет средневолжской абашевской культуры по отношению к сейминско-турбинскому феномену. Последний, как показывают радиоуглеродные даты, синхронные колесничным культурным образованиям.

Таким образом, на основании анализа данных мы можем утверждать, что средневолжская абашевская культура занимает более раннюю хронологическую позицию по отношению к колесничному горизонту и сейминско-турбинскими древностями Волго-Камья и Зауралья. На сегодняшний день средневолжской абашевской культу-ры в системе радиоуглеродной хронологии датируется XXII–XX вв. до н. э. Она синхронна ранней и развитой фазам культур посткатакомбного блока. Время колесничего горизонта и сейминско-турбинского феномена указанных территорий относится к XX–XVIII вв. до н. э. Эти культуры синхронны заключительному (третьему) периоду существования блока посткатакомбных культурных образований.

 

На наш взгляд, средневолжская абашевская культура является древнейшей культурой и в абашевской общности. Эту точку зрения последовательно отстаивает О. В. Кузьмина. Добавим к этому еще один аргумент. Многие исследователи (В. Ф. Смолин, А. Х. Халиков, С. В. Большов и др.) справедливо отмечают пришлый характер абашевской культуры в Среднем Поволжье. Она появляется здесь с уже сложившимися культуроопределяющими признаками .Мы полагаем, что средневолжская абашевская культура сформировалась под непосредственным импульсом из Карпато-Балканского региона и южной Германии. Именно здесь в культурах европейского раннего бронзового века имеются прямые аналогии не только большей части абашевским украшениям (спиральные пронизи, очковидные подвески, сферические бляшки с двумя отверстиями), но и комбинациям их расположения в костюме.Такой набор соответствий вряд ли является результатом конвергентного развития. Яркий керамический комплекс средневолжской абашевской культуры, который расцветает внезапно и лишь опосредованно связан с местным предшествующим субстратом, находит поразительные аналогии как в морфологии, так и в орнаментации посуды центральноевропейских культур, в частности, группы Адлерберг (вариант унетицкой культуры). Этот западный импульс выражен значительно четче у средневолжской абашевской культуры, чем у фатьяновско-балановских древностей, истоки которых традиционно связывают с Центральной и Северной Европой. Появление средне-волжской абашевской культуры, скорее всего, связано с продвижением в Поволжье европейских групп населения. Таким образом, средневолжской абашевской культуры, сохранившая в своем облике ярко выраженный центральноевропейский компонент, является первичной в абашевской общности. В производных от нее доно-волжской абашевской культуре и южноуральской абашевской культуре этот компонент уже существенно нивелирован, хотя в последних двух культурах по-прежнему сохраняется традиционный этнографический погребальный костюм, и относятся они большей частью к следующему горизонту колесничных культурных образований. 

 

 

Можно ли  в таком случае рассматривать среднеднепровскую культуру как начальный этап в возникновении абашевской? Либо они возникли одновременно независимо одна от другой в связи с культурно-миграционными импульсами из Центральной Европы?



#19
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Дома есть один сборник, попробую перефоткать кое-что из одной статьи в нем на эту тему.



#20
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

bfL5AIddfeU.jpg?size=804x1562&quality=96


fOSBGooWk4Q.jpg?size=631x1080&quality=96

BVAa-kU540o.jpg?size=842x1091&quality=96


Из статьи Н.Б. Моисеева "Изучение древностей абашевской культурно-исторической общности в отечественной археологии (1960-1980 гг.)


Впрочем, сама статья 2005 года, а историографию более раннего времени рассматривает. Возможно, более определенные какие-то выводы появились в последнее время, я не слежу за изучением АК. 
Ну а про среднеднепровскую вам лучше Профессор Перзеев ответит.  По шнуровикам - это к нему.


  • "Спасибо" сказали: Брут

#21
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

 

Можно ли  в таком случае рассматривать среднеднепровскую культуру как начальный этап в возникновении абашевской? Либо они возникли одновременно независимо одна от другой в связи с культурно-миграционными импульсами из Центральной Европы?

 

Здесь несколько моментов. Первое. Мы до сих пор спорим о хронологическом приоритете Средневолжской Абашевской Культуры или Доно-Волжской.Пока ясности в этом нет. А это ключ к решению вопроса о генезисе Абшевской культуры. Второе. Со среднеднепровской культурой тоже не все так просто. Там несколько культурных групп. Поэтому этим термином мы пользуемся за неимением лучшего. Третье. Шнуровое или какое-то близкое начало в Абашевской культуре вполне вероятно. Но нужно помнить, что для Абашевской керамики характерна примесь толченой раковины. Характерна ли такая примесь для шнуровых, центральноевропейских и т.п. культур? Совершенно нет. А для каких сообществ она характерна? Поэтому, если и допускать происхождение Абашевской культуры от каких-то шнуровых групп, очевидно, что только их участием генезис Абашевской культуры не может ограничиваться. В нем должны принимать участие и сообщества с "раковинной керамикой".

Но это так, рассуждение на заданную тему. Мы можем что-то предполагать, допускать, рассматривать, но происхождение Абашевской культуры по-прежнему остается загадкой.


  • "Спасибо" сказали: Брут и leo
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#22
bolotich2000

bolotich2000

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 30 сообщений
  • Национальность:балт
  • Фенотип: балтийский
  • Вероисповедание:христианство

Можно ли  в таком случае рассматривать среднеднепровскую культуру как начальный этап в возникновении абашевской? Либо они возникли одновременно независимо одна от другой в связи с культурно-миграционными импульсами из Центральной Европы?

 

Однозначно нет. Абашевская это фактически локальный вариант Андроново,  колесницы там именно из андроновского очага, среднеднепровская вообще к этому отношения не имеет она намного более ранняя, считается ветвью шнуровой, и она даже не степная



#23
bolotich2000

bolotich2000

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 30 сообщений
  • Национальность:балт
  • Фенотип: балтийский
  • Вероисповедание:христианство

А Абашевские захоронения именно с колесничими находят. 

 

tumblr_pbuzaouBgE1ugzxkmo3_r1_540.jpg



#24
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Абашевская это фактически локальный вариант Андроново,  колесницы там именно из андроновского очага

Мб не стоит нести отсебятину, а что-то почитать про эти культуры? Абашевская и андроновская - это даже не синхронные культуры. Какие локальные варианты, вы о чем вообще?



#25
Владимир

Владимир

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 230 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: европейский
  • Y-ДНК:N-Z1936
  • мтДНК:H2a5b
  • Вероисповедание:агностик

СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА КОЛОКОЛОВИДНЫХ КУБКОВ: НАБРОСКИ К СЕМЕЙНОМУ ПОРТРЕТУ

© 2022 г. Р.А. Мимоход

Статья посвящена анализу механизмов формирования средневолжской абашевской культуры. Она сформировалась в условиях резкой аридизации периода 2200 CalBC. Ее возникновение имело взрывной и скоротечный характер. Большинство стандартов обрядово-инвентарного комплекса культуры не имеют местных прототипов, а появляются в регионе в уже сложившимся виде. Это касается как погребального обряда, так и материальной культуры, где новации ярче всего прослеживаются в керамике и гарнитуре украшений, которые, как известно, могут выступать в качестве этнографических индикаторов. Структурные аналогии всему комплексу средневолжских абашевских новшеств можно найти в культуре колоколовидных кубков и раннебронзовых культурах периода Bz A1, по П. Рейнеке, в Центральной Европе и карпато-дунайском регионе. На основании этого можно сделать вывод, что формирование абашевской культуры связано с дальнедистанционной миграцией отдельных групп европейского населения из указанных регионов в Среднее Поволжье. Их контакт с местными фатьяновско-балановскими социумами привел к возникновению такой яркой и самобытной культуры как средневолжская абашевская.

 

https://www.evrazste...le/view/714/747



#26
Владимир

Владимир

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 230 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: европейский
  • Y-ДНК:N-Z1936
  • мтДНК:H2a5b
  • Вероисповедание:агностик
Казарницкий выпустил прямо опровержение на теорию Мимохода

О краниологических признаках западных миграций в Восточную Европу в эпоху бронзы (на примере материалов абашевской культуры)

Краниологические материалы абашевской культуры редки. Давно известна выборка черепов из Пепкинского кургана в Чувашии. Сравнительно недавно опубликованы краниометриче- ские данные носителей абашевской культуры с территории между Волгой и Уралом. Это все доступные на сегодня выборки, не считая нескольких отдельных черепов из других памятни- ков. Происхождение абашевской культуры по археологическим данным неоднозначно: может восходить к предшествующей фатьяновской культуре Верхнего Поволжья или к некоторым локальным группам ямной культуры, либо может быть результатом западных миграций. В статье обсуждается, какая из археологических гипотез не противоречит закономерностям краниологической изменчивости европейского населения эпох неолита, энеолита и бронзы. Использованы краниометрические данные о большом количестве европейских групп с целью поиска влияния миграций на состав абашевского населения и других популяций эпохи брон- зы Восточной Европы. Утверждается наличие сходства между сериями черепов из фатьянов- ских памятников и восточных локальных групп культуры шнуровой керамики. При этом от- сутствуют какие-либо западные черты в краниометрической характеристике двух абашевских серий, ближайшие аналогии которым наблюдаются среди населения степной и лесостепной зон Восточной Европы эпох энеолита и бронзы.

https://www.academia...вской_культуры_
  • "Спасибо" сказали: профессор Перзеев

#27
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 1 991 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

 

опровержение на теорию Мимохода

Так в действительности нет у Р. Мимохода полноценной теории формирования СВАК. Нет главного - модели, описания и разбора механизма формирования СВАК. Вместо этого часто субъективная интерпретация набора данных ( кстати, не всегда корректных)."Теория", "гипотеза" в данном случае будут явным преувеличением. Я бы назвал это предположением без ответа на ряд ключевых вопросов.


  • "Спасибо" сказали: Владимир
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей