Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Лошадь в жизни германских племен.


18 ответов в этой теме

#1
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Лошадь в жизни германских племен.

«Враг, опасный конем и далеко летящей стрелою» — так образно характеризовал римский поэт Овидий (43 г. до н. э. — 18 г. н. э.) варварские племена Центральной и Юго-Восточной Европы, часто нападавшие на римские границы. Смерть, угон в рабство, разрушения — вот чем грозили их стремительные набеги мирным жителям. Наиболее многочисленным противником Рима были германские племена. Они проживали на землях к востоку от Рейна и к северу от верховьев Дуная.

Известный римский полководец и общественный деятель Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.), совершивший два похода на территорию проживания германцев, сообщал: «Германцы не пользуются даже привозными лошадьми... а используют своих местных лошадей, низкорослых и невзрачных, и доводят их ежедневными упражнениями до величайшей выносливости. Во время конных боев они часто соскакивают с коней и сражаются пешие; коней же они приучили оставаться на том же месте, а в случае надобности они вновь быстро садятся на них; по их понятиям, нет ничего более постыдного, чем пользоваться седлами. Поэтому они осмеливаются — даже будучи в незначительном количестве — делать нападения на какое угодно число всадников, употребляющих седла.

В жизни германца конь занимал важное место. При заключении брака жених был обязан дарить родителям невесты взнузданного коня. По ржанию и фырканью священных белых коней жрецы пытались предсказывать волю богов. Лошадь у германцев применялась исключительно в военном деле.

Успехи в коневодстве позволили германцам создать маневренную конницу, ставшую главной ударной силой, способствующей набегам на римские земли. Так, в частности, алеманнов римляне характеризовали как «удивительно сражающееся на конях племя». У квадов практиковалось выхолащивание жеребцов, чтобы те, по словам римского историка Аммиана Марцеллина (ок. 330—400 гг.), «не бросались при виде кобыл и, когда тихо приходится засесть в засаду, не бесились, выдавая всадников усиленным ржанием».

С середины III века Римская империя столкнулась с массовыми набегами конных германских дружин. Передвигаясь по хорошо вымощенным римским дорогам, эти дружины представляли собой в высшей степени серьезную угрозу для мирного населения. Прорывая римскую оборону на Рейне и Верхнем Дунае, германцы совершали набеги до юга современной Франции и севера Италии. Римские императоры были вынуждены реорганизовать римскую кавалерию для более эффективного отпора набегам.

В последней четверти IV века у римских границ появились кочевые народы аланов и гуннов. И те и другие проявляли наибольшую заботу об уходе за лошадьми и считали позором ходить пешком. Аммиан Марцеллин так описывал гуннов: «Как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все обычные свои дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном положении».

Гунны в IV—V веках буквально терроризировали римлян. Впечатления, произведенные их молниеносными набегами, привели к тому, что все последующие набеги кочевников рисовались летописцами по стереотипу описания гуннов. С падением Западной Римской империи в 476 году цепь на- шествий не прекратилась. Вслед за гуннами вплоть до Х века из степных просторов Северного Причерноморья на европейские народы выплескивались волны новых нашествий. За гуннами шли авары, болгары, венгры...


В. ДРЯХЛОВ, кандидат исторических наук
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#2
Vetus

Vetus

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 106 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санкт-Ленинград
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид-скифоид
  • Вероисповедание:верящий во взаимосвязь всех явлений
Отмеченное при историч. зафиксированном периоде жизни германцев - слабое владение верховой ездой и конем в жизни этих племен может оказаться не исконной, а утраченной. У индоевропейцев роль коня и колесниц (и жерв конями) была очень высока, считается, что их доминирование в этом вопросе и дало им возможность расселиться в древнейшие времена (задолго до периода тюркско-монгол. степняков) на такой обширной территории.
След значения коня отражен во многих ИЕ мифологиях в том числе и германской, в частности кони-близнецы Хорса и Хергирст (равные инд. коням-зорям Ашвинам, сл.Авсеню, тк колесницу Солнца по небу несут алые кони зорь), считающиеся прародителями англо-саксов. Также германской образ мироздания - мировое древо Игдрассиль связано с конем, даже самим названием букв. "конь бога".
---------------

ПС. Нашел свой старый конспект по истории индоевропейцев и решил кое-что добавить.
Среди ИЕ-цев именно у германцев и кельтов было два обозначения коня, как тягловой, упряжной силы для повозок и как ездового животного в отличии от ИЕ языка, где общеИЕ eqwos -означало то и другое. У германцев и кельтов название ездовой лошади mark (отсюда -marshall, маршрут) появляется как заимствование от тюрк.-монгол morin (и позднерус.заим.- мерин). Т.ч. возможно, германо-кельсткий ареал ИЕ племен не имел в принципе навыков верховой езды до прихода степняков, тк сначала одомашненную лошадь древние использовали только в упряжке.
Вообще же одомашнивание лошади произошло в 5 тыс. до н.э. в причерноморских степях (до Волги), самая древняя такая лошадь найдена в саратов. обл. В 4 т.до н.э домаш. лошадь в Иране, в 3 т. до н.э на Балканах, в целом маршрут распостранения совпадает с распостранением ИЕ-цев, в этом и видят многие исследователи победоносное шествие расселения этой яз. семьи.

Сообщение изменено: Vetus, 12 Февраль 2013 - 11:38.


#3
doors

doors

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 507 сообщений
  • Национальность:полешук
  • Фенотип: hz
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:atheist
у балтов тоже была развита конница. Я думаю, благодаря коннице они и вытеснили финнов из Прибалтики.

Так же есть подозрение на родство балтов с ранними германцами.

#4
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата
у балтов тоже была развита конница. Я думаю, благодаря коннице они и вытеснили финнов из Прибалтики.


Каким образом? На чём основываются ваши заключения? Конница стала ударной силой в Европе только появлением стремян, а это середина первого тысячелетия. До этого варварская конница доставляла головную боль римлянам лишь в виду своей мобильности по сравнению с войсками империи, особенно с учётом климата, ландшафта и хороших римских дорог.

Сражались практически всегда пешими, потому что без стремян можно легко улететь с лошади не то что из-за стрелы, копья или дротика, а даже из-за камня или собственного замаха. Я не понимаю какое боевое преимущество могла дать лошадь в условиях лесисто-болотистого ландшафта северо-восточной Европы со снежными зимами. Есть много предполагаемых причин и процессов, которые позволили индоевропейцам потеснить финно-угорские племена и лошадь может быть одна, но никак не главная и не единственная из них.

Сообщение изменено: Ravnur, 24 Май 2014 - 18:12.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#5
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Ravnur @ 24.5.2014, 21:45) (смотреть оригинал)
Есть много предполагаемых причин и процессов, которые позволили индоевропейцам потеснить финно-угорские племена и лошадь может быть одна, но никак не главная и не единственная из них.

Ага. Есть много причин почему ностраты потеснили сино-кавказцев ag.gif
Давайте уж поконкретнее как-то.

#6
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Идите проспитесь, это вы должны поконкретнее. И пожалуйста без ваших стандартных фантазий "мыслию по древу". Ждём ваших исследований о том как убер-конница древних балтов громила угро-финнские племена.

Сообщение изменено: Ravnur, 25 Май 2014 - 02:58.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#7
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Думется мне что все эти "оттеснения" и "отступления" по большей части были флюктациями культурного и лингвистического порядка, а не реальные перемещения народов "на колесницах" smile.gif И это уже как бы к теме не относится. Но то что значение лошади в экономике, быту, мифологии и этнографии балтов имело очень важное место - это так. Так же было и у славян, я думаю что и западные ф-у с эпохи металла не сильно отличались от лесных и-е. С/х , хоз-во и мифология были схожими.

#8
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Ravnur @ 25.5.2014, 6:52) (смотреть оригинал)
Идите проспитесь, это вы должны поконкретнее. И пожалуйста без ваших стандартных фантазий "мыслию по древу". Ждём ваших исследований о том как убер-конница древних балтов громила угро-финнские племена.

Что у Вас за комплексы такие патологические, что любой мой пост воспринимаете в штыки и отвечаете откровенным хамством.

#9
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата(Eugene_rus @ 25.5.2014, 10:22) (смотреть оригинал)
Что у Вас за комплексы такие патологические, что любой мой пост воспринимаете в штыки и отвечаете откровенным хамством.



Хамство это зайти в топик и ляпнуть что-нибудь "ниочём" с умным видом. Повторюсь, если у вас есть какие-то сведения касательно ключевой роли лошади в "вытеснении балтами финнов из Прибалтики", то озвучьте их. Всем будет интересно.

Сообщение изменено: Ravnur, 25 Май 2014 - 10:30.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#10
doors

doors

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 507 сообщений
  • Национальность:полешук
  • Фенотип: hz
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:atheist
dolf_ru_182.gif забавная у вас тут "своя атмосфера". Стоит сделать какую то догадку, как начинается какой то нездоровый срач.

Конная традиция у балтов - прослеживается. Конечно, нет задокументированных данных, о том, как балты верхом гнали финнов из Прибалтики (по тому периоду - нет вообще ничего, кроме смутной памяти), но высказать некоторые предположения, сведя "концы с концами", можно.

Конь, а именно жеребец (тут - явно ради верховой езды, а не для хозяйственных нужд), довольно распространен в латышском фольклоре. Балтские боги изображаются верхом. Погоня например. Именно так изображается Перконс, верхом и с мечом.
У пруссов есть имена с конем "йа" (Якуне - всадник).

От сюда можно предположить, что финнов вытеснили с помощью конницы. А то что их турнули, это - стабильно. Об конфликте латышей и эстонцев, смутно помнится, как о начавшемся с незапамятных времен. Так же, название эстонцев - "игауни" (от глагола "ганит"), означает - "изгнанники".

Так же возвращусь к немелкому подозрению на родство балтов и ранних германцев. Тоже конечно смутно. Но все же...

Термин "балты", мне кажется не таким уж "кабинетным". А довольно древним названием. Для региона Балтики, по крайней мере, не с потолка взявшемся. Этот термин есть в названии Балтийского моря, уже в 12 веке, имевшегося. В названии готского рода Бальт. И в балтских языках - означающий "белый". Такие связи, частенько означают одно происхождение.

В общем - бомбанули Прибалтику ранние ИЕ, на конях, отогнав и чатсью - ассимилировав автохтонов... одни германцы - пошли западнее... гото-германцы - на север. А балты остались в центральной Балтии. Это всего лишь мое ИМХО, попрошу не биться в истерике.

#11
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Простите, но это всё фантазии какие-то. Причём тут вообще латышский фольклор, балтские боги из источников первой половины второго тысячелетия и средневековая геральдика?
Обозначьте сначала датировки, территории чтоль.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#12
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Цитата(doors @ 25.5.2014, 14:53) (смотреть оригинал)
Погоня например.


Вообще то Погоня не такой уж, как говорится, оригинальный символ. Своих "погонь" в средневековой Европе было множество. Вообще то изобржение война на коне в той же сфрагистике, это знаете, - классика.

Цитата(doors @ 25.5.2014, 14:53) (смотреть оригинал)
Именно так изображается Перконс, верхом и с мечом.


Где изображается?

#13
doors

doors

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 507 сообщений
  • Национальность:полешук
  • Фенотип: hz
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:atheist
Цитата(Weissthorr @ 26.5.2014, 18:42) (смотреть оригинал)
Где изображается?


сам не видел, но:

Цитата
PĒRKONS


Taisnības, auglības un kara dievs, liels Velna ienaidnieks. Kā bargs dārdinātājs un zibeņu metējs, viņš soda ļaunumu, dod lietu zemnieku laukiem un palīdz karavīriem kara laukā. Attēlots kā bargs bārdains vīrs, jājot uz melna zirga ar kara cirvi vai zobenu rokā.


#14
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Латышского не знаю.
Вообще то читал, что по крайней мере в Литве, исходя из фольклорного материала, в подавляющем большинстве случаев Перкунас (Перкунс) представлялся в колеснице. И грохот в небе от этих колес.

#15
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Перконс, конечно не изображался или егом изображения до нас не дошли, но все персонажи, их вид и их функции ещё более красочно и точно отображены в фолклёре. Например в латышских народных песнях, дайнах. Вот о Перконсе: http://latviandainas...id=latv11_s2ss2

#16
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Перконс может описываться хоть верхом на серебристом единороге, но по сути "лошадиного" предположения пока ещё ничего "вменяемого" озвучено не было. Если уж фантазировать, то лодка была гораздо более значимым инструментом в истории колонизации ВЕ.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#17
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
Что в принципе характерно для индоевропейского образа громовника.

#18
doors

doors

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 507 сообщений
  • Национальность:полешук
  • Фенотип: hz
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:atheist
Цитата(Ravnur @ 1.6.2014, 14:40) (смотреть оригинал)
Перконс может описываться хоть верхом на серебристом единороге, но по сути "лошадиного" предположения пока ещё ничего "вменяемого" озвучено не было. Если уж фантазировать, то лодка была гораздо более значимым инструментом в истории колонизации ВЕ.


cумлеваюсь. Если колесница бронзового века была найдена даже в Скандинавии.

П.с. не думал что возникнут проблемы с пониманием общего смысла цитаты, исходя из таких слов, как: "jāt", "zirgs", "zobens".

#19
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Давайте вернёмся к этому:

Цитата
Обозначьте сначала датировки, территории чтоль.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей