Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Василий Сбоев. "Заметки о чувашах".


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
1 ответов в этой теме

#1
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Господа, представляю вашему вниманию труд Василия Афанасьевича Сбоева "Заметки о чувашах".
http://www.lib.cap.r...o chuvashah.pdf

#2
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Василий Афанасьевич Сбоев
(1810-1855)
Известный русский ученый-этнограф, историк, писатель, профессор Казанского университета, автор первой научной монографии о чувашах Василий Афанасьевич Сбоев родился
21 марта 1810 г. в с. Чернуха Нижегородской губернии. Детские годы его прошли в чувашском селе Кошки Чебоксарского уезда (ныне с. Первое Чурашево Мариинско-Посадского
района) у родни по материнской линии — в семье священника И.С.Протопопова (деда Н.И.Золотницкого — видного исследователя чувашского языка). Будущий ученый успешно
окончил Казанскую духовную семинарию, Петербургскую духовную академию. Работал вначале учителем церковной истории и греческого языка в Казанской духовной семинарии, с
1841 по 1850 гг. преподавал в Казанском университете, занимая должность адъюнкт-профессора русской словесности. Как свидетельствовали слушатели, от лекций профессора Сбоева
веяло животрепещущим интересом к «местной инородческой мифологии и этнографии» (Агафонов Н.К. Из казанской истории. Казань, 1906. С.206). Постоянно живя среди чувашей в
детстве и общаясь с ними в дни приезда в отпуск уже взрослым, он вполне овладел чувашским языком. Был участником многих народных праздников и молодежных гуляний. Большой
интерес и любовь к народному быту и культуре чувашей он сохранил на всю жизнь. Поощряемый редактором «Казанских губернских ведомостей » А.И.Артемьевым, В.А.Сбоев в годы работы в университете
серьезно занялся исследовательской работой. В своих статьях В.А.Сбоев стремился к объективному описанию народной жизни. Для него был характерен широкий круг интересов:
от физического обличья до духовного облика, от языка до материальной культуры народа. Основательно изучив этнографическую литературу о чувашах, ВА.Сбоев подверг серьезной
критике работы ученых XVIII в.: Ф.И.Страленберга, Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, П.И.Рычкова, И.И.Лепехина, не забывая, однако, подчеркнуть и положительные стороны их
трудов. В.Сбоев обратил особое внимание на специфические черты материальной и духовной культуры чувашей, восходящие к истокам и традициям, проанализировал и сопоставил
опубликованные сведения и личные наблюдения, искал аналогии с соседними народами, стремясь обнаружить исторические корни, в особенности в области религиозных верований.
Выход в свет его работы «Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах» — первого серьезного научного труда о чувашском народе — оказался примечательным
явлением в этнографической науке. Первоначально «Заметки о чувашах» печатались главами порознь в «Казанских губернских ведомостях» (1840—1850). В 1851 г. они вышли отдельной
книгой в Казани, которая была переиздана уже после смерти автора (В.Сбоев умер 8 июня 1855 г.) в 1856 г., а в 1865 г. в Москве под другим названием появилось третье издание
— «Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания ».
Книга состоит из 13 глав. Отдельные главы посвящены земледелию и связанному с ним старинному земледельческому празднику — обрядовому молению в честь нового урожая и
нового пива; поселениям и жилищам; свадебным обрядам; религиозным воззрениям; народным праздникам; погребальным ритуалам; устному народному творчеству; чувашскому
языку. Ряд проблем Сбоевым поднят впервые. Никто до него не касался, например, таких вопросов, как рост двуязычия и брачных связей с русскими, проблемы взаимоотношения социальных
и этнических факторов в видоизменении бытовых особенностей чувашского народа.
«Заметки о чувашах» были встречены оживленными откликами в периодической печати. По мнению востоковеда П.С.Савельева, «Заметки» оказались «лучшим сочинением о
чувашах и во всех отношениях далеко оставили за собой пользующиеся некоторой известностью «Записки о чувашах» г-жи Фукс». Рецензент на книгу В.А.Сбоева Ф Дмитриев указывал,
что автор «обладал необходимым филологическим приготовлением и смотрел на предмет своего исследования не с одним праздным любопытством» (Русский вестник. 1856. Т.5. С.134).
Получившие большой резонанс как одна из лучших работ, «Заметки о чувашах» долгое время не подвергались критическим замечаниям. Они появились лишь с приходом в научную
литературу квалифицированных исследователей, как Н.И.Золотницкий, В.К.Магницкий и др. Однако и они оценивали труд ВАСбоева очень высоко. Так, например, Н.В.Никольский
отмечал, что «по широте охвата, красочности и увлекательности изложения представляет выдающееся явление в этнографической литературе конца 1-й половины ХЕК в. труд
проф. Казанского университета В.А.Сбоева «Заметки о чувашах ». Исследования В.А.Сбоева представляют большую научную ценность. Как авторитетный знаток чувашского быта, он нанес
чувствительный удар по утверждениям реакционеров, решительно заявив, что чуваши — отличные земледельцы, убедительно показал качественные особенности земледелия у чувашей.
Он представил наиболее полные для того времени сведения о топонимике, планировке чувашских селений, усадьбе, интерьере жилища, одежде и пище.
Предметом преобладающего внимания В.А.Сбоева было изучение народного творчества — фольклора, мифологии. Со сравнительно-исторической точки зрения он рассмотрел обширный
материал по религиозным поверьям и обрядам. К изучению религии чувашей применил теорию о деградации, основная мысль которой заключается в том, что духовная
культура современного ему чувашского народа есть итог не развития, а упадка, разложения господствовавшего некогда возвышенного мировоззрения: духовная жизнь народа шла как
бы по нисходящей линии. Приведенный пантеон чувашских богов и духов довольно подробен, происхождение их названий подвергнуто лингвистическому разбору. В результате от
установления их этимологии он перешел к проблеме влияния на верования чувашей мусульманства и православия. Внимание В.А.Сбоева привлекли отмечаемые чувашами старинные
обряды, в частности, моления в честь нового хлеба и пива, обряды ой чук (уй чукё), синзя (синее), калым кон (калйм кунё), а также трансформация ряда традиций. Скрупулезно
изучил культ предков, функцию йомзей (знахарей) в религиозной практике, общественных и семейных обрядах.
Подробно описаны в книге родильные, свадебные и погребальные обряды. Автор подчеркивает, что в жизни чувашей важное значение имела традиция, которая заставляла
строго соблюдать важнейшие церемонии со всеми их составляющими атрибутами. Любопытные сведения В.А.Сбоев собрал о чувашском календаре, приметах погоды. Умение предсказывать погоду он
объяснял «какой-то таинственной национальной особенностью » чувашей.
Собранные им материалы в большинстве случаев уникальны. Научного и познавательного интереса они не потеряли, более того, внимание к наследию В.А.Сбоева возрастает.
«Заметки о чувашах» публикуются по казанскому изданию 1856 г. Для удобства читателей орфография приближена к современной литературной норме.

Г.Б.МАТВЕЕВ,
кандидат исторических наук,
заведующий отделом этнологии
и антропологии ЧГИГН


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей