Карты и схемы основных походов и битв, планы городских укреплений и схемы, отображающие структуру войска.























Разин Евгений Андреевич "История военного искусства"
http://militera.lib....ience/razin_ea/
Побывал на белорусском реконструкторском фестивале у руин Гольшанского замка, посвященного годовщине брака родоначальников Ягеллонов: Ягайло и Софьи Гольшанской. Крылатые гусары, конечно, внешне смотрятся шикарно. Особенно на скаку с копьём на перевес или саблей в руках. Правда, массовая реконструкция их дело затратное, во многом из-за лошадей. Хоругвь гусар, наверное, нереально собрать, если только не тяп-ляп для кино с постобработкой.
Настенная гравюра на меди Матиаса Цюндта "Настоящее описание города Гродно в Литве" (Vera designatio urbis in Littavia Grodnae) выполненная по рисунку Йоханесса Адельгаузера в 1568 году.
Сюжет гравюры - встреча в Гродно в июле 1567 года московского посольства во главе с Фёдором Умным-Колычевым с маршелком надворным литовским Я. Воловичем, урядником короля польского и великого князя литовского Сигизмунда Августа.
Кроме московского на гравюре зафиксированы ещё три посольства, которые находились в тот момент в Гродно - крымское, турецкое и валашское.
По клику крупный размер (4.2Mb).
Армия Речи Посполитой:
На III квартал 1676 г.: 30285 ставок жалованья (12735 кавалерии, 13453 пехоты, 4097 драгун). Для сравнения: в мирное время (III квартал 1677 г.) в армии состояло всего 12193 ставок (5956 кавалерии, 6237 пехоты и драгун).
Реальная численность армии была процентов на 8–12 меньше заявленной в штате.
Постоянная армия Габсбургов:
На 1677 г.: 77621 чел.
После подписания мира с Францией, численность армии сокращается вдвое (36160 чел. в 1679 г.).
Постоянная армия Франции:
На январь 1678 г.: 279610 чел. (219250 пехоты и 60360 кавалерии), включая гарнизоны (116370 чел.).
Однако, после подписания Нимвегенского мира, армия сокращается в 1679 г. всего до 146980 чел. (не считая офицеров).
Армия Англии:
В 1678 г.: около 37000 чел.
Речь о штате военного времени (и то - случай уникальный, обычно не больше 20 тыс. чел.), т.к. в мирное время английская армия 1670-х гг. насчитывала менее 9000 чел.
Армия Испании:
До 100 тыс. чел. во всех владениях испанских Габсбургов в 1675 г.
Армия Голландии:
В 1675–1678 гг. - 10 тыс. конницы и драгун и 60 тыс. пехоты, итого 70000 (хотя по армейским штатам 88588 чел.).
Для сравнения:
Российское государство: на 1680/1681 г. 163,7 тыс. ратных людей «полковой службы» (т.е. полевых войск), не считая гарнизонов.
Османская империя: около 1670 г. - 80 тыс. чел. в постоянной армии и, в теории, примерно 130 тыс. чел. в провинциальных формированиях (не считая местные войска в гарнизонах).
Отсюда
https://maxnechitayl....com/72260.html
Весьма наглядно по ссылке
Мы обычно смотрим на древние сражения сверху – правый фланг атакует левый, в центре король возглавляет строй… Красивые прямоугольники на картинки, где стрелочками показано кто и где на кого напал, но что творилось непосредственно в месте столкновения солдат? В рамках этой популярной статьи хочу рассказать про ранения и те способы, которыми они наносились. Тема эта мало популярная в отечественной историографии, как, в общем-то, и другие вопросы, рассматривающие «лицо войны». С другой стороны, на Западе накоплен неплохой объем работ, в которых анализируются костные останки древних воинов. Современные методы криминалистической экспертизы позволяют понять по зарубкам на костях, как был нанесен удар, с какой стороны, можно восстановить даже очередность атак, поняв картину боя. Меня иногда просят привести перечень литературы по вопросу, поэтому в этой статье в конце есть перечень источников информации, я достаточно свободно подошел к их оформлению, это все-таки научпоп, но проблем с поиском не должно быть. Впрочем, если не хотите глубоко зарываться в вопрос, можете просто игнорировать все ссылки в квадратных скобках. Выводы для ЛЛ в конце.
Наиболее известной битвой в этом смысле является сражение при Висбю (1361) между готландским ополчением и датскими войсками. Примечательной она является из-за найденного массового захоронения воинов, которое смогли соотнести с самим сражением. Это собственно наиболее крупное захоронение на сегодня, включающее в себя около 1185 трупов (есть еще одна не раскопанная братская могила, предположительно на 400 плюс-минус человек). Вместе с тем, это захоронение не является единственным, и рассматривать изнанку войны нужно с учетом и других битв – это сражение при Таутоне (1461), стычка в Страстную пятницу (1520), битва при Алджубарроте (1381), кроме того могилы отдельных воинов, погибших в бою, также дают хороший материал для анализа.
Начнем с Висбю, я не буду подробно останавливаться собственно на предыстории сражения, нас в большей степени интересуют полученные в ней ранения. Да и в общем-то предыстория у него, как и у множества сражений до предельна проста – бабло, и кто его будет получать. Битва при Висбю наглядно демонстрирует столкновение военной организации, основанной на всеобщем призыве (готландские крестьяне) и собственно профессиональными солдатами (датские войска). Результат печальный для готландцев – их просто вырезали и побросали в братскую могилу. Причем, местами прямо в доспехах, а для средневековья это картина прямо скажем нетипичная (обычно с поле боя выносили все железное). Доспехи нас пока не интересуют, а вот на ранения посмотрим, вот собственно статистика травм по всем найденным скелетам:
https://pikabu.ru/st...Hl054mqonf519jA
Про Висбю пару лет назад смотрел фильм BBC. Там был характерный паттерн в виде поражения в левую, реже в правую, ногу и потом уже добивание в голову и другие критические места.
Ещё говорилось, что проникающие колющие кинжальные и мечевые ранения в брюшную полость сложно проследить по следам на костях, а такие ранения характеризуются высокой вероятностью летальности и полной неспособностью продолжать бой.
Я кажется где-то видел сводку по травмам детей боярских (а может и шляхты). Основная часть ранений - тоже конечности, лицо, голова.
Вроде Лобин(?) что-то про это говорил. Но это ранения, т.к. после чего выжили. Понятно, что ранение в плечо или скользящее по голове это ещё пол-беды. А вот статистику по летальным ранам я бы почитал.
Интересно, что при повальной распространенности лучного боя, щит в Восточной Европе быстро оказался ненужным.
К XVII веку, когда ещё спасал от стрелы, а от огнестрела с близкой дистанции мог уже и не спасти. Как те же панцирные казаки. Поэтому, либо ты "танк" с толстой кирасой, из "вязкого", а не калёного металла, вроде гусара/кирасира/рейтара, либо зачем тебе вообще надо всё это лишнее барахло сомнительной полезности.
Я абсолютно согласен, что поражения в конечности и голову были основными. Но вот процент поражений в живот, 5, 10 там или 15 процентов, в "допластинчатую" эпоху вычислить уже сложнее. То, что все, кто мог, начали навешивать себе на пузо железо должно что-то означать. Может быть даже не относительно высокий процент поражений, а просто боязнь такой мучительной раны, при появившейся технологической возможности это делать. Но без причины усилять корпус точно бы не стали, особенно если щит практически наверняка выручает.
Хорошая статья о рейтарском огнестрельном и холодном оружии
https://andrewbek-19...com/241626.html
Читал тут заметку
https://oleggg888.li....com/37537.html
и узнал, что в ВКЛ было распространено такое оружие как корд (не путать с кордом-ножом). Короче, однолезвийный меч.
https://zbroevy-falv...sednix-stranax/
Занятный текст
Появление в середине XVI века особого вида кавалерии — рейтаров, ставших эффективным средством борьбы как с рыцарской конницей, так и с глубокими колоннами пикинеров, изменило весь расклад сил на полях сражений Нового времени. Успехи этих немецких всадников, необычная тактика, которую они использовали, дисциплинированность и стойкость в бою сделали рейтаров главной силой католических армий Испании и Священной Римской империи в борьбе со своими противниками.
Впрочем, протестанты не слишком отставали от своих визави — оценив всю полезность рейтарской организации оппозиционные императору немецкие князья начали насыщать свои армии регулярной конницей. Вскоре рейтары распространились по всей Европе, став к концу XVI века неотъемлемой частью любой современной армии. Исключением не были ни войска гугенотов во Франции, ни боровшиеся за независимость вооружённые силы молодой Республики Соединённых провинций. Более того, именно полководцы протестантов сумели изменить и приспособить тактику рейтаров к изменившимся условиям войны XVII века.
Генрих Наваррский — протестантский ответ «чёрным дьяволам»Первым реформатором тактики рейтар был Генрих Наваррский — один из претендентов на французский престол во время Религиозных войн и лидер партии гугенотов. Именно победы на поле боя позволили ему стать Генрихом IV и занять Париж. Конница традиционно являлась важным компонентом армий во время гражданских войн вплоть до Гражданской войны в России, а в более широком смысле манёвренные и подвижные соединения имеют исключительное значение и сегодня.
Противоборствующие армии имели в своём составе внушительные контингенты рейтар, как набранные за границей (преимущественно в Германии), так и сформированные в самой Франции, однако, именно Генрих Наваррский сумел преобразовать тактику рейтар так, что они гарантировали ему превосходство над неприятельской кавалерией. Он первым придумал строить эскадроны сравнительно неглубоко — всего шесть шеренг в глубину, а пистолет употреблять не для перестрелки с противником, а только перед рукопашной.
Гугенотские рейтары рысью приближались к неприятелю, давали залп в упор и врубались в ряды противника обнажив мечи. Это было большим шагом вперёд по сравнению с караколированием времён Карла V и Шмакальденских войн. Будучи полководцем-практиком, а не военным теоретиком Генрих изобрёл новую тактику рейтар, но её систематизация, усовершенствование и укоренение стало плодом трудов другого великого протестанта.
Мориц Оранский — штатгальтер и великий реформаторШтатгальтер Нидерландов и великий военный реформатор Мориц Оранский преобразил облик армий Нового времени. Его свершения приблизили ренессансные армии к современным больше чем мушкеты и кулеврины — основы военной организации, почерпнутые из трудов античных авторов и личного опыта, сохраняются в армиях по сей день. Он создал эффективную и устойчивую машину, придав всем аспектам вооружённых сил новую организацию. Разумеется, своим вниманием штатгальтер не обошёл и конницу. К началу его свершений голландская кавалерия на 75% состояла из пистольеров-рейтаров, сведённых в эскадроны по 150 всадников. При Морице из армии окончательно исчезают конные копейщики — 11 эскадронов ударной конницы были превращены в рейтар, увеличив ещё более их удельный вес в кавалерии.
Теперь под командой полководца было всего два вида конницы: рейтары и конные аркебузиры или карабинеры. В отличие от классических рейтаров, Мориц меняет их организацию подобно гугенотской: рейтары больше не используют глубоко эшелонированные построения в 12−16 шеренг, придававших немецким наёмникам устойчивость. Всадники строятся в 5−6 шеренг — следствие применения Морицем линейной тактики и возросшей обученности и дисциплинированности личного состава. Вместо четырёх, пяти и даже шести пистолетов всадники принца Оранского ограничиваются двумя пистолями и мечом, который не гнушаются применять против стрелков и всадников неприятеля.
Свою боеспособность голландские рейтары продемонстрировали на деле во время сражения при Тюрнхауте в 1597 году и битве при Дюнах (Ньюпорте) в 1600, одержав верх над могущественными испанцами. При Тюрнхауте подготовленная продуманными стратегическими действиями Морица победа была одержана преимущественно рейтарами, заставшими врасплох неприятеля. В тактике конницы произошёл важный скачок вперёд по сравнению со временами Карла V и Генриха Наваррского.
Устойчивость боевого порядка конницы теперь обеспечивалось не глубиной построения, не корпоративной этикой и религиозным пылом, а муштрой, обучением, тренировкой в мирное время, что качественно отличало голландцев от других армий того времени. Но и это ещё не было вершиной развития тактики кавалерии. Для превращения рейтар в настоящую ударную конницу потребовались годы трудов ещё одного великого преобразователя и полководца и, кстати, тоже протестанта — короля Густава II Адольфа.
Густав Адольф — «Лев севера» и реформатор кавалерииШестой король из династии Ваза, названный в честь своего деда — основателя династии, вывел Швецию в число великих европейских держав и был одним из величайших полководцев в истории. Не стоит удивляться, что причиной возвышения Швеции были не столько развитая торговля и промышленность, сколько пики и палаши шведских солдат. Активная внешняя политика короля позволила превратить Балтику во внутреннее море Швеции, захватив торговые узлы и стратегически важные крепости.
Король, взяв за основу систему созданную Морицем Оранским, развил и углубил его принципы. Шведская армия в начале XVII века не особенно отличалась от других армий Северной Европы — её основой были наёмные воинские контингенты, главной ударной силой были ландскнехты и рейтары, сражавшиеся по правилам середины XVI века. Неудачная осада Пскова, заключение мира с Русским Царством и успехи в борьбе с Речью Посполитой — не только оплотом католичества на востоке, но и одной из могущественных держав Европы убедили Густава Адольфа в необходимости преобразования армии в духе голландской школы с учётом особенностей шведского государства и возможностей короля.
Одной из важных реформ Густава Адольфа была реорганизация шведской кавалерии, ставшей законодательницей мод в коннице на несколько десятилетий. Шведские рейтары вооружались ещё легче своих коллег по цеху, сохранив лишь кирасу, шлем, пару пистолетов и палаш или шпагу. Это позволило придать рейтарам максимальную подвижность, одновременно с этим сэкономив на лошадях — с коневодством в Швеции было куда хуже чем в Германии или Франции. В тактике применения кавалерии Густав Адольф пошёл ещё дальше: его рейтары строились в 2−3 шеренги, атаковали сомкнутым строем и предпочтительно холодным оружием.
Атакующий порыв конницы отныне использовался куда как более эффективно, так как в рукопашной участвовало максимум всадников. Это было возрождение роли конницы, естественное следствие изменения тактики того времени — обилие мушкетёров, приданных пикинерным баталиям, больше не позволяли рейтарам расстреливать их безнаказанно, а развитие полевой артиллерии исключало эффективное использование глубоких колонн всадников.
С 1623 года в Швеции был введён рекрутский набор рейтарской конницы — каждая провинция выставляла определённое число всадников с нескольких хозяйств-мыз, сведённых в эскадроны и полки. Владельцы или арендаторы земли были обязаны выставить вооружённого всадника — взамен владелец освобождался от повинностей и не платил податей Более того, крестьянин выставивший рейтара был защищён государством от передачи его земли в поместное владение, а для младших сыновей служба в кавалерии была хорошей возможностью выбиться в люди. В отличие от пехотной рекрутчины многие добровольно верстались в рейтары. Такой способ набора конницы во многом был вынужденной мерой — у Швеции попросту не было средств, чтобы нанять достаточный контингент войск за границей. Как только ситуация изменилась, шведская армия стремительно теряет национальный облик и становится такой же наёмной как голландская, французская или армии германских князей и императора.
Финские рейтары — «казаки Густава Адольфа»Однако был в шведской армии уникальный род войск, прославившийся во время Тридцатилетней войны на всю Европу. Эти всадники отличались неизменно высоким боевым духом, стремительным атакующим порывом, стойкостью, выносливостью и фанатичной преданностью королю. Воинственность воинов заключена даже в их прозвище — хаккапелиты, что в переводе с финского означает «Бей его!» или «Руби сверху!» В чём же был их секрет?
Хаккапелиты, как нетрудно догадаться, набирались из финляндских провинций Швеции, которые наравне с метрополией поставляли в армию рекрут и рейтар. И именно финские рейтары стали самым ценным приобретением в кавалерии Густава Адольфа. Набираемые из выносливых и привыкших к лишениям финнов хаккапелиты на своих неказистых, но выносливых лошадках великолепно подошли на роль рейтар. Ещё во время экспедиции Делагарди в России хаккапелиты проявили себя как стойкие и отважные кавалеристы, не гнушавшиеся, однако, грабежами и насилием. Они, например, участвовали в деблокаде Троице-Сергиева монастыря, удачных боях с войсками Лжедмитрия II и поляками. Впрочем, под Клушиным большинство из них изменило нанимателям и переметнулось на сторону неприятеля.
Во время осады Пскова в 1615 году, финские рейтары составляли значительную часть шведского осадного корпуса. Густав Адольф проникся симпатией к этим выносливым и простым людям, выучил финский и нередко использовался эскадроны хаккапелитов в качестве эскорта. В ходе войн с Польшей хаккапелиты составляли большую часть рейтарской конницы — к 1629 году из 4 000 рейтар 3 000 были финнами. Большинство из них были вооружены бедно — у половины не было стальных кирас, многие не имели пистолетов, но это не помешало им громить польско-литовские хоругви нередко превосходившие финнов числом.
Шведский потоп. И в Германии тожеФинских рейтар за ловкость и скорость, умения совершать рейды по неприятельским тылам и вести разведку даже прозвали «шведскими татарами». С 1630 года финны участвуют в экспедиции Густава в Германии — в составе десанта, высадившегося в Померании было более тысячи хаккапелитов. На полях сражений Тридцатилетней войны всадники снискали славу отчаянных рубак и отважных воинов, но вот среди местного населения они пользовались не менее заслуженной славой грабителей и убийц. Любопытно, что в протестантских землях аналогично относились к венгерским кроатам — их, как и хаккапелитов, в плен не брали ни при каких условиях.
Не было ни одного значительного эпизода шведского периода Тридцатилетней войны, в котором бы не поучаствовали финны. При Брейтенфельде финны выдержали несколько массированных атак конницы Паппенхайма, в том числе его знаменитых кирасир. Осенью 1631 года они неожиданным приступом взяли замок Мариенбург на Рейне — важную католическую твердыню, считавшуюся неприступной. В битве при реке Лех в 1632 году хаккапелиты решили исход сражения, в котором был смертельно ранен великий Тилли — один из прославленных полководцев католиков.
При Лютцене финны сражались не менее яростно — в схватке с ними погиб тот самый Паппенхайм, а шведская армия одержала победу, несмотря на гибель Густава Адольфа. После смерти своего кумира хаккапелиты продолжали сражаться за шведскую корону вплоть до самого присоединения Финляндии к России в 1809 году.
Из ЖЖ крымского историка Шейхумерова
Недавно наткнулся на один старый (1995 года) комикс про казака Буйветра и злых татар. Все как положено — образ врага, дегуманизация крымских татар.
Крымские воины по мнению автора комикса выглядят как какие-то средневековые арабы.В дополнение к данным по ранениям казаков
https://www.balto-sl...=16144&p=365088
Данные по ранениям русских при Конотопе. Дают представление о вооружении и характере столкновений
Довольно интересные комментарии от историка Олега Комарова к этой записи. Думаю, будет интересно всем, кого интересует военная тактика этого периода. Про использование огнестрельного оружия конницей. Не только русской.
Довольно интересная заметка про столкновения восточноевропейской и западноевропейской типов пехоты Нового времени. Есть смысл обратить внимание на комментарии, там как раз про отличия двух этих типов.
https://oleggg888.li...mments#comments
Взято из журнала oleggg888
https://oleggg888.livejournal.com/52563.html
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей