Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Шрифты и каллиграфия


10 ответов в этой теме

#1
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
Кажется, на Балто-Славике еще не было тем, посвященных истории европейских шрифтов и каллиграфии. Поэтому предлагаю этой темой восполнить недостаток. Сам я заинтересовался этим вопросом совсем недавно, после просмотра на ютубе "лекции по истории шрифта и каллиграфии" Д. Петровского, в которой он обзорно рассматривает каллиграфическую историю Европы и России, сопровождая наглядными иллюстрациями каждый из обсуждаемых шрифтов. В общем, всем заинтересовавшимся рекомендую к просмотру:



В качестве текстовой версии процитирую отрывки из этих двух статей: Методические указания с вариантами заданий по дисциплине «ШРИФТ» и Познавательная каллиграфия

Цитата
ИСТОРИЯ РУССКОГО ШРИФТА

Древнерусское письмо—кириллица. Древнерусскими называют все рукописные и первопечатные шрифты со времени их возникновения и вплоть до образования новой графики гражданского письма и гражданского шрифта (конец XVII - начало XVIII века) ( Рис.23).

Рис.23. Древнерусский шрифт-кириллица (устав 11 века)

Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (Константин) и Мефодий, уроженцы г. Солуни (Солоники) в Македонии. Славянский язык был их родным, воспитание и образование они получили греческое. В качестве миссионеров-проповедников братья были посланы в Хазарию, где им довелось, как указывает летопись, видеть у одного «русина» Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскыми писмены». Сведения о том, что славяне до принятия христианства уже имели какую-то свою систему письма для гадания и счета «чертами и резами», дошли до нас из упоминаний Черноризца Храбра - болгарского монаха, жившего на рубеже IX—X веков. Он же сообщает, что «черты и резы» были знаками фигурного письма в противоположность «книгам», или буквам, т. е. письму фонетическому. Имевшимся у восточных славян фигурным письмом, видимо, трудно было передавать понятия новой распространявшейся религии - христианства. Поэтому, по словам Храбра, славянам приходилось пользоваться знаками латинскими и греческими «без устроения», т. е. несистематизированной азбукой. Заслуга Константина Философа (имя Кирилл он принял незадолго до смерти) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Он расставил буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение. Буквами кириллицы в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры. С помощью изобретенной им азбуки он сделал первый перевод Библии на славянский язык. Несмотря на то, что письмо должно было обслуживать религию, сам факт создания Константином общеславянского алфавита на основе знания славянской фонетики и существовавшего уже тогда русского письма был явлением прогрессивным, способствовавшим развитию славянской культуры и взаимному общению между братскими народами.

Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме. Величайшее открытие XX века - новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярских и церковных кругов до простых ремесленников. Удивительное свойство новгородской почвы помогло сохранить бересту и тексты, которые писались не чернилами, а процарапывались специальным «писалом»- остроконечным стержнем из кости, металла или дерева. Такие орудия в большом количестве еще раньше были найдены при раскопках в Киеве, Пскове, Чернигове, Смоленске, Рязани и на многих городищах. Все это говорит о немалой степени грамотности русских людей так, Б. А. Рыбаков писал: «Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе.

Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных)».
Наряду с кириллицей существовала другая азбука - глаголическая. На Руси глаголица продержалась недолго и в конце концов была полностью вытеснена кирилловским письмом. В истории древнерусского шрифта выделяются такие основные каллиграфические варианты кириллицы: с XI века (по древнейшим русским рукописям, дошедшим до нас) - уставное письмо; с XIV века - полуустав, послуживший образцом для первопечатного шрифта в середине XVI века; в начале XV века получают распространение различные виды скорописи.
Эволюция графики древнерусского шрифта шла по пути упрощения буквенного состава азбуки, большего приближения ее к народному языку, поиска более скорописных вариантов. Новые виды скорописи к концу XVII века уже отличались округлостью форм букв, светлотой начертания, выделением прописных и строчных букв, но еще без определенной системы. Реформой Петра I в начале XVIII века графика русской азбуки была переведена на латинскую основу, после чего в азбуку вносились изменения, большей частью касавшиеся внешнего оформления шрифта.

УСТАВ - ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строками равно корпусу буквы или несколько больше, знаки - широкого, жирного (в стойках) начертания, за исключением нескольких узких закругленных букв (О, Е, С, Р). Буквы 3, У, Р, X, Ц, Щ имели сильные выносные элементы, которые несколько оживляли монотонность всего письма (Рис.23).

Рис.24. Древнерусский полуустав

Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Таким образом, они больше рисовались пером, чем писались. Концы стоек букв оформлялись короткими засечками, другие концевые элементы - в виде треугольных наплывов или утолщений. Дукт на примере буквы «М» (см. рис. 23) показывает угол наклона пера, менялся в процессе письма и зависел от формы той или иной буквы. Примером классического уставного письма является «Остромирово евангелие», написанное в 1056—1057 годах дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Монументальные формы устава (например, в мозаиках Софии Киевской, Михайловского собора) повторяли греческие образцы, были малоконтрастными, с едва наметившимися засечками треугольного вида.

Уставное письмо довольно рано начало переходить в более беглые почерки: появляется наклон, учащаются выступающие за пределы строки части букв, развивается система сокращений. На смену уставу приходит полуустав.
Цитата
ПОЛУУСТАВ - разновидность каллиграфического варианта кирилловского письма. Текст, выполненный полууставом, имеет более светлую общую картину, буквы округлее и мельче, слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется много сокращений под титлами, различных надстрочных знаков, ударений (сил) и целая система знаков препинания (Рис.24). Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Контраст штрихов меньше, перо затачивается острее. Пользуются исключительно гусиными перьями (раньше применялись преимущественно тростниковые). У некоторых букв несколько видоизменился дукт. Под влиянием стабилизировавшегося положения пера улучшилась ритмичность строк. Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как бы помогает общей ритмической направленности вправо. Засечки встречаются редко, концевые элементы у ряда букв оформляются штрихами, по толщине равными основным. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг.

СКОРОПИСЬ (Рис.25). Почти одновременно с образованием полуустава в деловом письме развивается скоропись, которая быстро проникает и в книги. Скоропись XIV века очень близка к полууставу, в XV веке она становится более свободной, получает значительное распространение, ею пишутся различные грамоты, книги. Если полуустав в XV - веках в основном применялся только в книжном письме, то скоропись проникает во все области. Она оказалась одним из самых подвижных видов кирилловского письма. В XVII веке скоропись, отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное, способностью к дальнейшему развитию. По значению именно в скорописи, близкой к обычному письму, могла развиваться минускульная форма. Уже в конце XVII века образовались такие формы букв а, б, в, е, з, и, т, о, с, которые и в дальнейшем почти не претерпели изменений. Развитие скорописи в XVII веке предопределило петровскую реформу азбуки в начале XVIII века.

ИМХО если готические шрифты можно считать верхом декоративности латинской каллиграфии, то аналогичной вершиной каллиграфии кириллической без сомнения будет русская вязь.
Цитата
ВИДЫ ВЯЗИ. Русская вязь (Рис.26) - особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV века главным образом для выделения заглавий, иногда – для утилитарных целей (например, первые шрифтовые экслибрисы, почти на столетие опередившие появление книжных знаков в Западной Европе). Различают два вида вязи: круглую и угловатую (штамбованную). В русских рукописях преимущественно развивалась штамбованная (угловатая) вязь, в украинских круглая вязь. Один из основных приемов вязи - мачтовая лигатура, в которой два соседних штриха (штамба) двух соседних букв превращались в один. Этому подчинялись и округлые элементы, принимая форму вертикальных штрихов (полуштамбов). С основными штрихами полуштамбы соединялись тонкими наклонными линиями. Пустоты, образующиеся при этом, заполнялись либо сильно уменьшенными и овальными или миндалевидными формами букв О, Е, С, или полумачтами (полуштамбами) соседних букв, а иногда декоративными элементами.

Некоторые из этих приемов были известны еще в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Codex Чудовского собр. № 13).

Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. В этом, нередко трудно читаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.

Орнаментальная вязь сложилась в Византии еще в половине XI в., но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приемами. Византийская вязь легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих ее частей.

В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Центрами распространения искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.

На Руси в продолжение XV—XVI вв. орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII в. московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.

Цитата
ГРАЖДАНСКИЙ ПЕТРОВСКИЙ ШРИФТ. В XVII веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо, а его курсивный вариант - скоропись в гражданскую скоропись. В это время появляются книги образцов письма «Азбука славянского языка» 1653 год), буквари Кариона Истомина (1694-1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи. Русское письмо к началу XVIII века уже сильно отличалось от предшествующих видов письма. Но в печатных книгах еще преобладал полуустав. Реформа алфавита и шрифта, проведенная Петром I в начале XVIII века, способствовала распространению грамотности и просвещения. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По форме пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок к старинной антикве.

Рис. 25. Древнерусская скоропись.


Рис. 26. Декоративное древнерусское письмо – вязь

Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Удобочитаемость его намного повысилась. Формы букв Б, У, Ь, Ъ, «ять», которые по высоте были больше остальных прописных, являют собой характерную особенность петровского шрифта. Стали употребляться латинские формы «S» и «i». В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование азбуки и шрифта. В середине XVIII века были упразднены буквы «зело», «кси», «пси», введена буква «ё» вместо «io». Появились новые рисунки шрифтов с большим контрастом штрихов, так называемый переходный тип (шрифты типографий Петербургской академии наук и Московского университета) Конец XVIII-первая половина XIX века ознаменовались появлением шрифтов классицистического типа (Бодони, Дидо, типографии Селивановского, Семена, Ревильона).
Начиная с XIX века графика русских шрифтов развивалась параллельно с латинскими, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах. В области обычного письма русские буквы получили форму латинской каллиграфии.

Оформленное в «прописях» остроконечным пером, русское каллиграфическое письмо XIX века представляло собой подлинный шедевр рукописного искусства. Буквы каллиграфии значительно дифференцировались, упростились, обрели красивые пропорции, естественный для пера ритмический строй. Среди рисованных и типографских шрифтов появились русские модификации гротесков (рубленых), египетских (брусковых) и декоративных шрифтов. Вместе с латинским русский шрифт в конце XIX - начале XX века пережил и упаднический период - стиль модерн.

Шрифты 20-х годов интересны свободной манерой исполнения, своеобразной, графической динамикой, индивидуальностью и новаторством рисунка. С конца 30-х годов искусство шрифта характеризуется разработкой и созданием рисунков типографских шрифтов на гуманистических и классических принципах. Над созданием новых шрифтовых гарнитур, рисованных титульных, шрифтов оригинальных рисунков работали такие художники, как Н. Кудряшев, Г. Банникова, Е. Глущенко и др. История русского шрифта наглядно показывает, что лучшие его образцы создавались на классической основе и на проверенных временем рисованных и других шрифтах, достоинством которых являются удобочитаемость, ясный рисунок, простота графики.

Рис. 27. Григорианский петровский шрифт и курсив 1749 года (ширококонечное перо)


28. Русский классистический шрифт (по мотивам шрифтаД. Бодони 1818 г. и парагон -курсива 1826 г.)


#2
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
И немного картинок. Образцы шрифтов:

1. Устав:

Греческий устав



Кирилловский устав

2. Полуустав:


3. Скоропись:

4. Вязь:


5. Гражданский шрифт и письмо:

Эволюция древнерусских шрифтов:



#3
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
ПИСЬМО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Цитата
Первый алфавит появился в Финикии около 1200 г. до н. э. В VIII в. до н. э. он был приспособлен греками для передачи букв греческого языка и с некоторыми изменениями и добавлениями составил греческую архаическую азбуку. Через греков переработанные знаки финикийского алфавита переходят к этрускам и, наконец, к римлянам. Все последующие западные шрифты произошли от римских оригиналов. История западноевропейского рукописного письма, предшествовавшего эпохе полиграфии, а частично и сосуществовавшего параллельно ей, может быть представлена 6 этапами:

1. Римские и позднеримские шрифты.
2. Местные шрифты эпохи варварских королевств, в частности
так называемые меровингские, вестготские, лангобардские, «островные».
3. Каролингские и раннеготические шрифты.
4. Готические шрифты.
5. Гуманистические шрифты.
6. Постренессансные шрифты (эпохи барокко и классицизма и современные)...

...Римские и позднеримские шрифты

Отправной вехой истории западноевропейского шрифта было восприятие римлянами прототирренского и этрусского алфавитов. Прототирренский состоял из 26 букв. Этрусский — из 21 буквы. Древнейший латинский также включал 21 букву. В позднеримские времена латинский алфавит имел 23 буквы — 2 добавочные буквы Y и Z были взяты из греческого (ипсилон и зета). Все эти буквы сохранились до сих пор, а в средние века к ним были добавлены J, U и W. К I веку до н. э. римляне разработали несколько пошибов (рукописных шрифтов). Одним из них был скорописный курсивный шрифт (римский курсив), используемый для корреспонденции, который процарапывали на восковых дощечках или которым писали тростниковым пером на папирусе. Этот почерк в своём позднеримском варианте воздействовал на развитие минускульного, или строчного, письма.
Другим ключевым шрифтом была рустика, используемая в манускриптах и настенных надписях, выполненных кистью. Пропорции и рисунок букв, по сравнению с монументальным шрифтом, которым в камне увековечивались официальные надписи государства или подписывались надгробия, сильно изменились под влиянием быстроты письма и использования ширококонечного тростникового пера с прямым срезом, поставленного под углом 45—90 градусов к линии письма, или же ширококонечного пера со срезом налево. В течение своего бытования в качестве текстового шрифта с I по V—VI вв. рустика претерпела почти двойное сужение большинства знаков, сохранив свои главные особенности: чрезвычайно узкие, почти волосяные вертикальные штрихи и широкие горизонтальные штрихи и засечки. Горизонтальные штрихи и засечки, особенно нижние, слегка изгибаются, напоминая тильду. Нижние засечки, особенно в более поздней рустике, наклонены вниз.


Римский маюскульный и минускульный курсив, рустика

Цитата
Самый известный римский шрифт, появившийся в I в. до н. э. и ныне известный как римский капитальный (Capitalis Monumentalis), использовался и для надписей, выбитых в камне, и для настенных надписей, исполненных ширококонечной кистью. Более чем двумя тысячами лет позже буквы этого шрифта составляют базис современных заглавных букв. В четвертом столетии в качестве модификации роскошного книжного почерка появляется капиталис квадрата. До нас дошли всего лишь 2 памятника, относящихся только к V в., а быть может, даже ко второй его половине. Квадрата во многом следует широкой форме римского монументального письма. Однако она представляет собой изощрённый по своей сложности и совершенный по впечатлению вариант рукописного письма, подчиненный особенностям тростникового пера, пишущего по пергаменту, и не является прямым копированием монументального шрифта.


Капиталис квадрата

Цитата
В обиходном письме грамотные римляне использовали восковые таблички. Памятники, исполненные на них слегка наклонённым вправо и небрежно написанным шрифтом, найдены на восковых табличках и на стенах в Геркулануме, Помпеях, Риме. Этот шрифт называют классическим, или ранним римским курсивом. Во II—IV вв. на основе его более округлых и удобных для письма форм и под несомненным влиянием греческого унциала, существовавшего уже несколько веков, постепенно формируется римский унциал, являвшийся ещё маюскульным, т. е. заглавным письмом, но носивший уже все характерные черты так называемого первоначального минускула, или строчного шрифта. Начинается постепенное, растянувшееся на полтысячелетия, формирование строчных букв, составляющих ныне львиную долю любого развернутого текстового материала. Так уж случилось, что именно унциал стал первым книжным шрифтом христианского Запада. В течение VI—VII вв. ранний вариант унциала эволюционировал в сторону всё большего увеличения выносных элементов. Приблизительно в VI в. возникает форма унциала с вертикальной осью овальных элементов и сильным контрастом вертикальных и горизонтальных штрихов. Это свидетельствует об изменении положения пишущего инструмента, располагаемого параллельно линии строки (у старого этот угол составлял 20—30 градусов). Новый унциал обзаводится засечками и превращается в изощрённый каллиграфический шрифт.
Уже в IV—V вв. в обыденном письме развивается новый римский курсив, всё более приобретающий формы строчного письма. Буквы, чаще всего слегка наклонённые вправо, начинают отчётливо напоминать обычную современную деловую скоропись. В каллиграфии около V—VI вв. появляется римский полуунциал, представляющий собой как бы смесь унциала с некоторыми буквенными формами, почерпнутыми из курсива. Большинство букв полуунциала уже напоминает современные строчные знаки, однако он ещё не знает устойчивого разделения на прописные и строчные.


Римский унициал, Римский полуунциал. Эволюция буквы «А». Каролингский минускл

Цитата
Местные шрифты эпохи варварских королевств. «Толкин»

После падения Римской империи, в эпоху великого переселения народов (IV—VII вв.) на бывших окраинах империи образуется несколько молодых «варварских» государств, в которых возникают свои местные, национальные виды письма, базирующиеся на римском унциале и, более того, — полуунциале. Основными разновидностями были меровингское письмо во Франции, ирландско-англосаксонское («островное»), вестготское в Испании и лангобардское (беневентское, или монте-кассинское) в Южной Италии, на территории так называемого Беневентского принципата.
Случилось так, что новый римский курсив оказался почти неизвестным на Британских островах, поэтому и ирландское, и англосаксонское письмо долго оставалось полуунциальным и при этом приобрело самобытные черты, которые и позволяют выделить эти виды письма в так называемое «островное», Insular. Нынче это письмо накрепко связано с фэнтези Толкина. Так назван и один из компьютерных шрифтов.


Ирландский полуунциал, Англосаксонский полуунциал, Меровингское письмо, Вестготское письмо

Цитата
Каролингский минускул

Новый расцвет и вершина могущества объединённой Западной Европы связаны с именем Карла Великого (742—814 гг.), который стал управлять франками с 768 г. Ему удалось создать огромное государство, почти совпадавшее границами с территорией Западной Римской империи. С именами Карла и его ближайшего советника, ученого монаха из Йорка Флакка Альбина Алкуина (ок. 735—804 гг.), связано возникновение прямой предтечи современного латинского строчного письма — минускула, называемого в палеографии «каролингским». Разработку нового почерка часто связывают с декретом 789 г. Admonitio generalis, в котором от имени Карла предписывалось всем духовным и монашествующим переписывать священные тексты с величайшим вниманием и отчётливостью в письме во избежание всякого искажения. Ранний каролингский минускул повлиял на письмо других монастырских скрипториев, и довольно быстро, уже в начале IX века, зрелый каролингский минускул стал универсальной формой книжного письма в границах Каролингской империи. Со временем каролингский минускул принимал всё более узкие, сжатые, вытянутые и угловатые формы, свидетельствующие о постепенном переходе к ранней готике. Такой почерк и называют поздним каролингским минускулом или раннеготическим шрифтом.


Каролингский минускл

Цитата
Готические шрифты

Приблизительно в конце XII в. по всей Европе развивается система так называемых готических шрифтов. В самом общем виде эти шрифты часто делят на 2 группы:
— высококачественные, роскошные каллиграфические почерки (шрифты), которые использовались и в религиозных, и в светских книгах;
— курсивные, скорописные почерки, использовавшиеся для написания документов и со второй половины XIII в. — для общеупотребительной, народной книжной продукции.
Наиболее важными каллиграфическими книжными шрифтами были текстура квадрата и её двойник — текстура пресцизус (особо тщательная), отличавшиеся, в основном, нижним завершением вертикальных штрихов: ромбовидной засечкой у квадраты и горизонтальным срезом у её двойника. В качестве заглавных букв и инициалов первоначально для разных групп готики использовали декоративную разновидность унциала, которую называют ломбардскими версалами. К XIV—XV вв. каждая разновидность готических шрифтов обзаводится своей формой заглавных букв, хотя ломбардские версалы продолжают употребляться как инициалы в течение почти всего времени господства готики (поздняя немецкая готика пользуется заглавными буквами в составе гарнитуры, хотя и в XIX веке возможны декоративные шрифты по ломбардским мотивам).

Готические шрифты в Италии

В Италии классический готический шрифт в форме текстуры с его тёмной, несколько тяжеловесной визуальной структурой текста так и не смог прочно укорениться. Итальянские шрифты эпохи Средневековья носят название ротунды, или круглоготического шрифта. Кроме Италии ротунда также была распространена в Испании. Ротунда круглее и светлее своих готических современников. Так же, как и текстура, в XIV в. ротунда обзавелась своими готическими капиталами (весьма сходными с капиталами текстуры), однако чаще всего в качестве заглавных букв и инициалов использовались так называемые ломбардские версалы.


Виды готического письма: ротунда, текстура, швабское письмо, фрактура

Цитата
Бастардные шрифты (готическая бастарда)

Готические скорописные, или курсивные, шрифты известны как бастарды. Они использовались вплоть до XVIII в., когда были вытеснены английской каллиграфией остроконечного пера, восходящей к гравюре на меди, т. е. уже через 2 века после исчезновения каллиграфических вариантов готических шрифтов. Бастардные почерки трудно точно определить, т. к. они отличаются в разных странах, в разных городах, у разных писцов. Однако общие характерные отличия позволяют довольно легко отличить английскую, французскую, германскую модели. От собственно германской модели довольно ясно отличается изысканно каллиграфическая чешская бастарда.


Бастарда

Цитата
Гуманистическое письмо

С середины XIV в. в среде ранних гуманистов развивается интерес к изучению античной культуры, которая документально смогла дойти до них только в форме манускриптов эпохи каролингского возрождения или же руин античной цивилизации. История происхождения памятников времен Алкуина была уже основательно подзабыта, и их, вероятно, посчитали античными оригиналами. Светлый и ясный каролингский минускул с римскими капиталами в качестве заглавных букв прекрасно отвечал формирующемуся новому ренессансному понятию красоты. Рукописный шрифт, практически являвшийся возрождённой версией каролингского минускула, мы называем гуманистическим минускулом, и он является основным почерком времён Ренессанса.

А весь шрифтовой комплекс гуманистического минускула и античных капиталов ещё его изобретатели окрестили антиквой, указывая на его античное, по их мнению, происхождение.
Приспособление гуманистической антиквы для полиграфии в качестве типографского шрифта во второй половине XV в. делает форму её букв наиболее распространённой в Европе. Шрифты типа ренессансной антиквы успешно применяются и по сей день. Вариантом гуманистического минускула, также широко используемым сегодня, является гуманистический курсив, или, как его называют за рубежом, Italic. Появившись как рукописный почерк около 1420 г., он был приспособлен для типографского воспроизведения в 1500—1501 гг.


Гуманистический минускул. Прямое начертание и курсив

Цитата
Современная каллиграфия

Возрождение современной каллиграфии в начале XX в. связано с пионерскими работами великого англичанина Эдварда Джонстона, которого все каллиграфы XX в. числят во главе своих учителей. В Германии возрождение каллиграфии связано с именами Рудольфа фон Лариша и Рудольфа Коха. С 50-х годов интерес к каллиграфии проявляется во многих странах, чьи шрифты базируются и на латинской, и на кириллической, и на других основах. К концу XX в. каллиграфами разработаны самые разнообразные и изощрённые формы рукописи, превратившие каллиграфию во вполне самостоятельный и высокий по своему уровню вид изобразительного искусства. В Советском Союзе ведущая школа каллиграфии в её европейском понимании развивалась в Прибалтике, и в особенности в Эстонии. Её становление в советское время связано с именами Виллу Тоотса, Феликса Валдвере, Пауля Лухтейна, Пауля Реевеера, Сильвии Лийберг, Хейно Керсна, Виллу Ярмута и многих других. Хотя замечательные мастера письма, такие как С. Б. Телингатер, Е. И. Коган, И. Т. Богдеско, И. А. Гусева, П. А. Семченко, Л. И. Проненко, П. П. Чобитько и многие другие, работали и продолжают работать и в других городах бывшего СССР.


#4
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
Эволюция западноевропейского письма:


#5
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
Образцы шрифтов:
1. Римские и позднеримские шрифты

Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме



Капитальный квадратный шрифт без засечек и с засечками



Рустика (исторический образец)



Образец перевода капитального рустического письма на русскую основу



Римский унциал (исторический образец)



Образцы перевода старого и нового унциала на русскую основу



Римское полуунциальное письмо


#6
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
2. ШРИФТЫ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Островной пошиб


#7
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
3. Каролингский минускл

Фрейзингенские отрывки из Словении — один из первых славянских письменных памятников. Выполнен каролингским минускулом



Текст, выполненный каролингским минускулом, переведенным на русскую основу

Сообщение изменено: qwertovich, 21 Октябрь 2013 - 20:43.


#8
qwertovich

qwertovich

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 55 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Сев. понтид
  • Вероисповедание:Православие
3. Готическое письмо. Немного фактов.
Несмотря на то, что готическое письмо, как и готическая архитектура в своем сформировавшемся виде появились во Франции, в народном сознании и то, и другое скорее ассоциируется с Германией. Возможно потому, что многие виды поздней готики сформировались именно в Германии. Готическое письмо появилось впервые в северной Франции, причем почти за столетие до соответствующего архитектурного стиля. Так что первоосновой готической эстетики, возможно, следует считать не готический собор, а готический манускрипт.
Готический шрифт внес некоторое новшество и в эстетику письма. Можно сказать, что фокус сместился с образа отдельной буквы на образ целого слова. Буквы выступали сжатыми последовательностями, буквально сплетаясь друг с другом.
Цитата
Само название (от «варварского» народа готов, в действительности не имевшего никакого отношения к этому шрифту) было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такие шрифты «варварскими» и противопоставлявшими их древнеримской письменности. В романских и восточноевропейских западнохристианских странах, антиква была принята сразу, однако у германских народов (а также у народов, находящимся под культурным доминированием последних — финнов, эстонцев, латышей и т. д.) по тем же причинам стала применяться фрактура (разновидность готического письма), при этом фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности и никогда не использовалась для письма на языках, где готическое письмо не было принято (например, немецко-латинские, немецко-французские или немецко-чешские тексты (словари, билингвы или глоссы) писались фрактурой для немецкого и антиквой для латинского, французского или чешского). В дальнейшем отказ от фрактуры был связан отчасти с буржуазными революциями — голландцы отказались от фрактуры во время нидерландской революции, англичане и шотландцы во время английской революции, шведы во время «эры свобод» в середине XVIII века, в Норвегии и Дании фрактура до конца XIX века, в Германии до середины XX века, хотя антиква активно использовалась с конца XIX века.

С XVI века готическое письмо постепенно вытеснялось шрифтами на основе антиквы, близкими к современным; дольше всего (до 1918 и отчасти до 1945) готический шрифт сохранялся в Германии и в Латвии (латышский язык официально был переведён с готического шрифта на антикву в 1926 году, а немецкие издания в Латвии и Эстонии продолжали печататься готическим шрифтом и после этого). Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала XX века, но были запрещены во времена Третьего рейха в 1941 году. Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.


Основные разновидности готического письма:

Текстура (лат. tехtuга — ткань, тканье, набивка) появилась в конце XII в. в монастырских скрипториях на севере Франции. Первопечатные книги Гутенберга набирались именно этим шрифтом.


Наборный шрифт текстура, литеры которого полностью соответствуют рукописным образцам XV в


Швабахер, швабах (нем. Schwabacher) - шрифт крестьянского движения и Реформации, зародился в середине XV в. в Германии под непосредственным влиянием и на основе текстуры и бастардных видов письма. В этом шрифте уже отсутствует строгость штрихов, присущая текстуре.


Швабахер, переведенный на русскую основу


Фрактура (нем. Fraktur — надлом) — шрифт немецкого Ренессанса, возникший в XVII—XVIII вв., производный от текстуры и швабахера. Определенное влияние оказала на этот шрифт чешская готическая бастарда. От текстуры фрактура переняла высокие буквы, надлом, темную картину письма, от швабахера и чешской бастарды — одностороннее закругление. Особенностью фрактуры является наличие украшений — завитков («слоновых хоботков») и росчерков, что свидетельствует о влиянии стиля барокко. Картина письма строчных букв фрактуры узкая, что обусловлено заостренным рисунком букв. Прописные буквы схожи с прописными буквами швабахера, однако они более богатые и утонченные.

Фрактурный шрифт в своих живописных и графических работах часто использовал немецкий художник Альбрехт Дюрер. Под его руководством и наблюдением были созданы несколько вариантов фрактурного наборного шрифта.

В гитлеровской Германии фрактуры использовались как элемент нацистской пропаганды. Предполагалось, что фрактуры олицетворяют основательность, серьёзность и глубину, тогда как повсеместно распространённая в то время в Европе антиква свидетельствует о лёгкости, несерьёзности и поверхностности, чуждых немецкому духу. Но в 1941 году использование фрактуры в Третьем рейхе было запрещено. Запрет был связан якобы с возможным влиянием на гарнитуру литер еврейского квадратного письма, распространённого, в частности, среди евреев Швабии. Однако, более убедительная теория такова: запрет был связан с тем, что жители оккупированных территорий и ввезённые в страну иностранные рабочие зачастую не могли свободно читать тексты, написанные с использованием фрактуры. Особенно трудными для восприятия были, например, строчные s, k и многие прописные. Кроме того есть мнение, что Гитлер имел предубеждение против фрактур задолго до запрета.


Швабахер и фрактура

Образец перевода шрифта фрактура на русскую основу


Ротунда (итал. rotonda — круглая). В Италии и Испании готика с ее угловатыми формами так и не прижилась, но под ее влиянием в конце XIV в. появился полуготический шрифт - ротунда, отличавшийся округлённостью и отсутствием надломов.


Образец перевода шрифта ротунда на русскую основу


Бастарда (ст.-франц. bastard — "смесь") - разновидность готического шрифта, возникшая в XIV веке в результате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива.


#9
exorcio

exorcio

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 623 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Berlin
  • Национальность:немец
  • Фенотип: Nordocromagnid
  • Вероисповедание:лютеранство
Deutsche Kurrentschrift (немецкий готический курсив). Использовался вплоть до первой половины 20-го века.
Моя бабушка в переписке с родственниками пользовалась всегда только им


Образец ( страница из метрической книги 1866 года):
http://img822.images...2/5273/6yth.jpg

#10
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Фрактура использовалась и литовскими изданиями в Восточной Пруссии. Правда от немецкого стандарта ее отличали некоторые дополнительные знаки.
Использование фрактуры в Центральной Европе.



#11
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Ресурс, где можно перевести надпись в глаголицу.  Вот, к примеру, Балтославика - Ⰱⰰⰾⱅⱁⱄⰾⰰⰲⰻⰽⰰ

http://www.konorama....rvisy/glagolica


  • "Спасибо" сказали: von Koren и Digenis



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей