Доброго всем времени суток.
Заинтересовал вопрос, какие различия в способах ношения платков были в разных частях России. Грубо говоря, как где повязывали?
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Русский платок
Started By
duusk
, янв. 15 2014 14:20
#2
Опубликовано 16 Январь 2014 - 10:46

"Г.С.Маслова в своей книге "Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX-начале XXв." приводит описание разнообразных способов ношения платков.
По Г.С.Масловой, достаточно древним является способ ношения платка "на покромку": развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архаргельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался "по-богородицкому", "на покромку", т.е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы.
Одним из древнейших способов ношения платка - это набрасывание платка на голову "внакидку", т.е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.
Далее у Г.С.Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла - спереди или сзади.
Первый способ имеет две разновидности:
а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;
б) концы завязываются под подбородком.
Способов завязывания сзади три:
а) конце платка, сложенного треугольником, скрещиваются под подбородком и завязываются сзади на шее;
б) концы, обвивая голову, завязываются сзади, сверху заднего косячка или же под ним;
в) платок, свернутый жгутом, повязывается по очелью головного убора (повойника) и завязывается концами сзади (рис. 4,5,6).
Г.С.Маслова не затрагивала вопроса социовозрастных различий в ношении платков и способов их повязывания. Дополним её описание в этом ракурсе. Так, можно утверждать, что различными были способы повязывания платков в девичьей и в женской группах. В первой группе различались будничные и праздничные повязывания девочкой и совершеннолетней девушкой; особым было ношение платка невестой - от накидки (во время плача - причитаний) до скрепления под подбородком. Различались повязывания платков у молодухи, пожилой женщины и старухи в будни, воскресенья, праздники и т.п. Кроме того, учитывались и погодные условия.
Во Владимирской губернии девушки в будни ходили с открытой головой или повязывали платок, сложенный в виде повязки, под косу, оставляя затылок открытым. В праздники они надевали поднизь из жемчуга, а сверху платок, который завязывали под подбородком. В Вологодской губернии девушки в будни также ходили по улице без платков, а женщины - обязательно в платках, бумажных или из холста в мелкий узор. В Казанской губернии девушки-"невесты" ходили с открытой головой и платком на шее, а женщины - в платках. (В Заонежье парень, который стал женихом, также начинал носить на шее косынку красного или белого цвета.)
Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка - "Гуляй, покуда голова (т.е. темы) не покрыта!" У девушки-"невесты" платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин."
Из статьи Л.С.Лаврентьевой "О платке" :
Стоит, пожалуй, еще добавить со слов знатоков в основном из Нижегородской области, что когда платок закалывают под подбородком на булавку такой способ ношения платка ещё называют "на растоту", "в роспуск", "на распустинку"."
А вообще головной убор и способ завязки зависел от возраста и социального статуса. В Брянской области носилась намитка, причем по способу её завязывания можно было определить даже село.
По Г.С.Масловой, достаточно древним является способ ношения платка "на покромку": развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архаргельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался "по-богородицкому", "на покромку", т.е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы.
Одним из древнейших способов ношения платка - это набрасывание платка на голову "внакидку", т.е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.
Далее у Г.С.Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла - спереди или сзади.
Первый способ имеет две разновидности:
а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;
б) концы завязываются под подбородком.
Способов завязывания сзади три:
а) конце платка, сложенного треугольником, скрещиваются под подбородком и завязываются сзади на шее;
б) концы, обвивая голову, завязываются сзади, сверху заднего косячка или же под ним;
в) платок, свернутый жгутом, повязывается по очелью головного убора (повойника) и завязывается концами сзади (рис. 4,5,6).
Г.С.Маслова не затрагивала вопроса социовозрастных различий в ношении платков и способов их повязывания. Дополним её описание в этом ракурсе. Так, можно утверждать, что различными были способы повязывания платков в девичьей и в женской группах. В первой группе различались будничные и праздничные повязывания девочкой и совершеннолетней девушкой; особым было ношение платка невестой - от накидки (во время плача - причитаний) до скрепления под подбородком. Различались повязывания платков у молодухи, пожилой женщины и старухи в будни, воскресенья, праздники и т.п. Кроме того, учитывались и погодные условия.
Во Владимирской губернии девушки в будни ходили с открытой головой или повязывали платок, сложенный в виде повязки, под косу, оставляя затылок открытым. В праздники они надевали поднизь из жемчуга, а сверху платок, который завязывали под подбородком. В Вологодской губернии девушки в будни также ходили по улице без платков, а женщины - обязательно в платках, бумажных или из холста в мелкий узор. В Казанской губернии девушки-"невесты" ходили с открытой головой и платком на шее, а женщины - в платках. (В Заонежье парень, который стал женихом, также начинал носить на шее косынку красного или белого цвета.)
Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка - "Гуляй, покуда голова (т.е. темы) не покрыта!" У девушки-"невесты" платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин."
Из статьи Л.С.Лаврентьевой "О платке" :
Стоит, пожалуй, еще добавить со слов знатоков в основном из Нижегородской области, что когда платок закалывают под подбородком на булавку такой способ ношения платка ещё называют "на растоту", "в роспуск", "на распустинку"."
А вообще головной убор и способ завязки зависел от возраста и социального статуса. В Брянской области носилась намитка, причем по способу её завязывания можно было определить даже село.
Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.
#3
Опубликовано 16 Январь 2014 - 10:48

Вот, кстати, соответствующая цитата из статьи Смирновой И.Ю. "Женские головные уборы Гомельско-Брянскогго пограничья. (Неглюбский регион)":
"Платок данного региона является головным уборам полотенечного типа. Ткать платки перестали в 1930-40-е гг., активно носили до н. 1960-х гг. Платок представляет собой цельное домотканое полотнище размером 100 х 87 см. Края и центральное поле платка затканы полосами и геометрическими орнаментами браного, закладного и переборного ткачества. Композиция и оформление платка напоминает рушник – выделено центральное поле, густо затканы края, углы обшиты бахромой.
Краевые полосы платка расположены по двум противоположным краям. Их ширина колеблется от 5 до 20 см. Композиция заполнения краевых полос разнообразна - от нескольких тонких полосок до сложной композиции из орнаментированных полос в обрамлении сложных бордюров.
Центральное поле платков также имеет разное заполнение – остается белым, имеет отдельные орнаментальные элементы, но чаще всего заполнено ткаными полосами. На центральном поле платка может быть от 15 до 50 полос разной ширины (0,5 - 3,5см), с гладкими или зубчатыми краями. Иногда пространство между полосами заполнено несложными геометрическими элементами, расположенными в шахматном порядке. [4, с.122]
Способ завязывания платка в общих чертах сходен в различных селах. Сложенным по диагонали платком покрывали голову, каждый из концов поочередно обводили вокруг головы и завязывали спереди, надо лбом. Способ завязывания платка был одной из основных примет костюма каждого из сел данного региона. Например, в ближайших к д. Неглюбка поселках спереди оставляли торчащие «рожками» завязанные уголки, расправленным сзади углом платка закрывали шею. Концы платка при завязывании образовывали высокий тканевый обруч. В д. Яловка завязывали платок в виде аккуратной круглой шапочки, спрятав все концы и углы и т.д. Естественно, «свой» способ завязывания платка считался самым красивым.
Намитка («нямётка») как головной убор и способ ее завязывания были зафиксированы нами в 1990-х гг.
Местная намитка – цельное полотнище размером 260 х 83 см, вытканое из очень тонких льняных нитей по прореженой основе. По обеим концам расположены узкие полосы тканого или вышитого геометрического орнамента, по краям пришита узкая бахрома из красных и белых нитей. При завязывании намитку складывали пополам вдоль, средней частью покрывали голову, уравнивали концы. Поочередно (сначала правый, затем левый) концы намитки плотно обводили вокруг шеи и опускали свободно на грудь. Еще в 1930-е гг. пожилые женщины в Неглюбке носили намитку, покрыв ее сверху платком фабричного производства. "
"Платок данного региона является головным уборам полотенечного типа. Ткать платки перестали в 1930-40-е гг., активно носили до н. 1960-х гг. Платок представляет собой цельное домотканое полотнище размером 100 х 87 см. Края и центральное поле платка затканы полосами и геометрическими орнаментами браного, закладного и переборного ткачества. Композиция и оформление платка напоминает рушник – выделено центральное поле, густо затканы края, углы обшиты бахромой.
Краевые полосы платка расположены по двум противоположным краям. Их ширина колеблется от 5 до 20 см. Композиция заполнения краевых полос разнообразна - от нескольких тонких полосок до сложной композиции из орнаментированных полос в обрамлении сложных бордюров.
Центральное поле платков также имеет разное заполнение – остается белым, имеет отдельные орнаментальные элементы, но чаще всего заполнено ткаными полосами. На центральном поле платка может быть от 15 до 50 полос разной ширины (0,5 - 3,5см), с гладкими или зубчатыми краями. Иногда пространство между полосами заполнено несложными геометрическими элементами, расположенными в шахматном порядке. [4, с.122]
Способ завязывания платка в общих чертах сходен в различных селах. Сложенным по диагонали платком покрывали голову, каждый из концов поочередно обводили вокруг головы и завязывали спереди, надо лбом. Способ завязывания платка был одной из основных примет костюма каждого из сел данного региона. Например, в ближайших к д. Неглюбка поселках спереди оставляли торчащие «рожками» завязанные уголки, расправленным сзади углом платка закрывали шею. Концы платка при завязывании образовывали высокий тканевый обруч. В д. Яловка завязывали платок в виде аккуратной круглой шапочки, спрятав все концы и углы и т.д. Естественно, «свой» способ завязывания платка считался самым красивым.
Намитка («нямётка») как головной убор и способ ее завязывания были зафиксированы нами в 1990-х гг.
Местная намитка – цельное полотнище размером 260 х 83 см, вытканое из очень тонких льняных нитей по прореженой основе. По обеим концам расположены узкие полосы тканого или вышитого геометрического орнамента, по краям пришита узкая бахрома из красных и белых нитей. При завязывании намитку складывали пополам вдоль, средней частью покрывали голову, уравнивали концы. Поочередно (сначала правый, затем левый) концы намитки плотно обводили вокруг шеи и опускали свободно на грудь. Еще в 1930-е гг. пожилые женщины в Неглюбке носили намитку, покрыв ее сверху платком фабричного производства. "
Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.
Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей