Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Осетия.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
19 ответов в этой теме

#1
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ДАРГАВС.
http://www.itogi.ru/...5/47/63788.html




























#2
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
НАР.

http://www.iriston.c....php?newsid=167





































#3
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ГАЛИАТ.







Галиат - удивительный средневековый архитектурный комплекс. Дома здесь строились ярусами. Крыша одного дома служила двором для другого, поэтому галиатцы могли спокойно ходить друг к другу в гости, не покидая своего собственного двора. Вряд ли еще где-то в горах Кавказа можно увидеть жилые «многоэтажки», датируемые X веком. Каждый особняк принадлежал отдельной семье. Здесь находятся и самые высокие в Осетии родовые башни. Типичная осетинская башня - ганах - состояла из четырех этажей.

Первый этаж предназначался для скота, второй и третий отводились под жилой отсек, четвертый этаж представлял собой оборонительный отсек. В неспокойные времена члены семьи поочередно несли здесь вахту и контролировали из бойниц все подступы к башне. Еще одной достопримечательностью Галиата ученые называют петроглифы - древние рисунки-письмена. Это редкая и загадочная находка для историков. Информация, зашифрованная в рисунках, пока остается тайной. «Это изображение пахаря и животного, по мнению исследователей, представляет собой целую этнографическую картину, несостоявшуюся письменность», - рассказывает Таймураз Плиев. Галиат слыл богатым городом. Археологи утверждают, уже в X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские. Местная знать торговала скотом. Галиатские бычки и барашки славились далеко за пределами Древней Осетии. Через Уаллагкомкое ущелье, где расположен Галиат, пролегал знаменитый Шелковый путь. Вокруг Галиата, на отрогах хребта, расположены несколько культовых комплексов. Самый любопытный - святилище «Авд дзуары», или «Семь божеств». Святилище построено в VI веке. Сюда галиатцы приходили помолиться своим главным божествам: Уастырджи - покровителю мужчин, воинов и путников, Уацилла - богу плодородия, Афсати - владыке лесных просторов, Донбеттыру - повелителю водных стихий, Фалваре - хозяину домашнего скота, Тутыру - господину волков и, наконец, седьмому божеству Аларды - властелину болезней.






























Сообщение изменено: Сармат, 24 Январь 2014 - 03:31.


#4
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ЦМИ.











#5
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ЦМИТТИ.




















Сообщение изменено: Сармат, 24 Январь 2014 - 04:12.


#6
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ЛАЦ.



Дзивгиская крепость


Сообщение изменено: Сармат, 24 Январь 2014 - 04:40.


#7
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ЦАМАД.










Сообщение изменено: Сармат, 24 Январь 2014 - 04:53.


#8
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
НУЗАЛ.















#9
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
РЕКОМ.























#10
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
МАМИСОН.









Сообщение изменено: Сармат, 24 Январь 2014 - 17:59.


#11
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
Дигория, с. Ханаз, Замок-Фрегат.
























Сообщение изменено: Сармат, 25 Январь 2014 - 12:14.


#12
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
22 года прошло с того момента как Святой Уастырджи явился жителям Осетии

23 января 1992 года жители города Дигора РСО-Алании стали свидетелями явления святого "Уастырджи" (на дигорском диалекте "Уасгерги") — покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, учителя молодежи.
Этот памятный день выдался холодным, прозрачный воздух серебрил , а на небе ни единого облачка. Лёд на реке Астæу-дон хоть и схватился, но был еще не прочным. Однако в три часа пополудни, мальчишки местной школы N 1, радуясь окончанию занятий, высыпали на лед и затеяли игру в хоккей. В самый разгар матча один из хокеистов — пятиклассник Александр Шахов, после столкновения с соперником, упал на лёд. Подняв голову, мальчик вдруг увидел то, что заставило его вскрикнуть от изумления. В метрах тридцати от русла, на высоком левом берегу Астæу-дон, стоял недостроенный коттедж, на его оцинкованную крышу медленно опускался светящийся "объект".
По словам детей, ставших очевидцами этого события, "объект", совершавший посадку на заснеженную крышу дома, светился так ярко, как солнце, слепящее глаза. Наверное, поэтому, впоследствии, у очевидцев возникли расхождения в детальном описании увиденного чуда. Большинство сходилось на том, что это был огромного роста старик, с окладистой седой бородой, в белом одеянии, сидевший на белом крылатом трёхногом коне. Крылья коня были небольшого размера, и от них во все стороны летели искры. Когда конь опустился на крышу, его крылья поднялись вверх.
Дети, обернувшиеся на крик Александра, оцепенели. Первым пришёл в себя Алан Гуцаев. "Эх, мне бы сейчас ружьё!" — воскликнул он с досадой. Не найдя ничего лучшего, сковырнул ногой вмёрзший в лёд камень и бросил его в сторону белого всадника. Примеру озорника последовал было и другой мальчик, Майрам Кевросов, но тут лёд, вдруг, затрещал и Алан очутился по пояс в ледяной купели.
Свидетелем разыгравшихся событий стал ещё один человек — экономист Сергей Куцкиев. Он случайно проходил по берегу мимо дома и увидев как провалился под лёд мальчик, воздел руки к белому всаднику: "Не знаю, кто ты, о небожитель, но прости неразумное дитя!" И тут он услышал голос: "Вы перестали молиться Богу!" И затем: "Берегите свою молодёжь!"С этими словами конь расправил крылья и без взмаха медленно воспарил. Ещё через мгновение белый всадник и конь бесследно растворились в голубом безоблачном небе...
Слух о необычайном явлении распространился по городку с молниеносной быстротой. И вскоре, к дому потянулись жители с жертвоприношениями: традиционными тремя пирогами с начинкой из домашнего сыра и аракой — напитком из проросших зёрен кукурузы.
Хозяин дома был в это время в отъезде, а вернувшись вечером, забыл о жертвоприношении. В ту же ночь его посетили во сне семь ангелов. Они окружили его и один из них, самый молодой, по словам мужчины, в мелких светлых кудрях, сурово молвил: "Будем судить тебя за то, что ты не воздал должного Уастырджи!" Однако затем ангелы посовещались, и вновь вперёд выступил кудрявый светлоголовый ангел: "Мы решили простить тебя". Он назвал своё имя и ещё двоих ангелов, стоявших рядом: "За одного из нас ты поднимешь на кувде рог, наполненный аракой, за другого — ячменным пивом, за третьего — с хмельным квасом". После этих слов один из ангелов взмахнул крыльями и полетел в сторону Кабарды, другой — в сторону Южной Осетии, а кудрявый взмыл вверх, в небо...
Наутро весть о вещем сне облетела Дигору, и старейшины, собравшись на нихас, объявили о предстоящем кувде в честь пришествия Святого Уастырджи; по-дигорски — Уасгерги. Он покровительствует мужчинам, путникам, воинам и предстаёт перед Богом, дабы замолвить слово в защиту обиженных и бедных.
Десятки тысяч паломников со всей Осетии и из-за её пределов, вереницами машин запрудили окрестные улицы. С хоругвями и иконами шли священнослужители и прихожане православных церквей из Владикавказа, в голубых черкесках шествовали бравые казаки, с национальными гармошками и танцами прибыли горцы из отдалённых ущелий. Паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Средней Азии и автотуристы из Турции.
Белый снег на берегу Астæу-дон обагрился кровью жертвенных животных, закипели на кострах огромные котлы для варки мяса. К стене дома, где висела икона Святого Георгия, нельзя было протиснуться, не растеряв пуговицы пальто. Здесь собирали денежные пожертвования на строительство церкви Святого Уастырджи. Несколько миллионов рублей было собрано за короткое время. Тысячи людей сели за столы, которые протянулись по улицам на сотни метров... Люди толпились у мест, откуда хорошо были видны следы на заснеженной крыше дома: чёткие отпечатки в виде распростёртых крыльев до полутора метров в каждую сторону. И углубления, как от копыт коня. Очевидцы рассказывают, что два дня после пришествия Святого Георгия шёл сильный снег, однако он не занёс следы на крыше. И ещё через десять дней, несмотря на оттепель, они были хорошо различимы на расстоянии до десяти метров.
Каждый год в ноябре целую неделю осетины празднуют "Джеоргуыба" — праздник в его честь. И нет в горных ущельях такого места, где бы не было святилища в честь Уастырджи.





#13
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин



С началом лета начинается период паломничества в Джеры дзуар. Святилище представляет собой небольшую церковь, которая примостилась на краю горного утеса у селения Джер в Цхинвальском районе Южной Осетии. Здание церкви возведено в 1870 году, однако на этом месте издревле существовал храм, посвященный одному из главных святых осетин Уастырджы. Святилище так и называется «Джеры Дзуары Уастырджыйы кувжндон» – букв. «Джерское святилище Уастырджы».

Святое место это является почитаемым в течение многих веков. Одно из сохранившихся подробных описаний празднества в храме относится к 1855 году (газета «Кавказ»): «…С рассветом все до одного отправляются на заветную гору Геры (Джер – ред.). На вершине этой горы построена маленькая церковь без купола, она обнесена каменною оградою, которая по местам уже разрушена рукою времени. Люди проникнутые чувством благодарности к святыне, бодро с сияющими от удовольствия лицами поднимаются на высокую и крутую гору… Тут вы услышите шумный говор на осетинском, порой заглушаемый блеянием баранов, которых ведут на заклание Вашкирки (Уастырджы – ред.)… Увидите прекрасных туземок-осетинок, разодетых по отличительному вкусу, в пестрые и ситцевые платья. Между ними попадаются и молодые невесты в плащах из красного сукна, называемых по осетински згелат. Эти самые плащи означают, что носящие их девушки скоро поидут под венец.

Кое-как достигнув вершины, все эти богомольцы, прежде всего, приискивают для себя место стоянки, а потом, разделяясь на общества и развернув значки с изображением святого Георгия, открывают под сенью их очередное шествие в храм при хвалебных песнях, сложенных в честь Вашкирки. При зажженных во множестве восковых свечах, несут огромные хабизгины, на которых лежит четвертая часть зарезанного ими в жертву барана, а также пиво и арак в глиняных кувшинах, и, наконец, пучок белого шелка, на котором нанизаны гривенники и другие мелкие серебряные монеты. Они вступают в ограду через каменный свод с восточной стороны и подоидя в таком виде к наружным стенам храма, где стоят приходской священник с иконою св.Георгия и деканоз из осетин (главный церковный староста) с хоругвью, попеременно прикладываются к иконе и хоругви, причем, деканоз благословляет их громкими и звучными словами на туземном их языке, после чего они передают младшему деканозу свои доброхотные подношения.

По окончании этой церемонии одни из богомольцев заходят во храм, где ставят свечи и молятся, другие рука об руку ходят по развалинам ограды… а некоторые подходят с благоговением к священному по их понятию дубу…

Наконец отходит обедня и все общество осетин выходит на прекрасную полянку, что под церковной оградой; с восточной стороны мужчины и женщины садятся особо, впрочем, на близком друг от друга расстоянии и, раскладывая перед собой съестные припасы и напитки, приступают к своей праздничной трапезе. Но тут-то у них и начинается настоящее веселье! Один из прислуживающих, налив в огромный деревянный кубок пива, а в маленький рожок араку, подносит их старшему в обществе… По окончании молитвы он благословляет присутствующих от имени Вашкирки… и тогда начинается пир.

Нагулявшись вдоволь, добрые осетины с беспокойством замечают, что солнце уже на закате, что пора бы и по домам. Тут они, как бы нехотя, забирают своих жен и детей в церковную ограду, вторично прикладываются к наружным стенам храма и, поручая себя и свои семейства покровительству патрона своего Вашкирки, пускаются в обратный путь…».

Сообщение изменено: Сармат, 25 Январь 2014 - 14:59.


#14
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
Дзагина.









#15
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин




Афсати (осет. Æфсати) — в осетинской мифологии и нартском эпосе божество диких зверей, покровитель охотников, небожитель.

Афсати является одним из самых почитаемых божеств в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покровителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством. Несмотря на то, что Афсати был одноглазым, он бдительно следил за своими питомцами и строго наказывал тех, кто нарушал его постановления и законы. Одним из законов, установленных Афсати было то, что каждый охотник, которому он дарил животное во время охоты, должен был делиться с первым встречным из своей деревни частью туши добытого животного.

В честь Афсати сложено множество осетинских народных песен и гимнов, в которых прославляется его щедрость и доброта. В отличие от других божеств, для Афсати не строились святилища и не устраивались особых празднеств. Тем не менее, охотники прежде, чем выйти на охоту, должны были исполнить определённые действия и молитвенные прошения, прося Афсати подарить им животное из его стада.

«Афсати — владыка диких животных, в частности оленей, кабанов и горных косуль; охотники ублажают его перед выходом жертвенными хлебами, ибо удача их всецело зависит от его благоволения; однако, он требует, чтобы тот, кому на охоте оказано покровительство, щедро накормил бы затем бедняков деревни, иначе следующая вылазка в лес будет бесплодной».

В нартском эпосе Афсати был покровителем нартских героев. Он подарил нартскому богатырю Аца чудесную золотую свирель, на которой потом играл сын Аца — юный герой Ацамаз. При женитьбе Ацамаза на Агунде Афсати заплатил выкуп в количестве ста оленей. В другом нартском рассказе говорится, как небожитель Сафа, решив облагодетельствовать Сослана, приглашает на пиршество различных небожителей, в том числе и Афсати, чтобы юный Сослан, прислуживая им, смог испросить у них дары, соответствующие их специализации. В этом рассказе Сослан обращается к владыке диких животных, чтобы получить от того благоволение: «Афсати, все звери гор и долин в твоей власти».

Кроме Афсати существовали и другие менее почитаемые покровители лесов Сау дзуар и Анигол.

#16
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
Уастырджи.


#17
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
Южная Осетия.









































#18
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ЦЕЙ.






































































#19
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
ФИАГДОН.





































#20
Сармат

Сармат

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 484 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:САРМАТИЯ
  • Национальность:осетин
  • Фенотип: Понтид. Mediterranoid. Ирано - нордид.
  • Y-ДНК:J2a*
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:христианин
МИЗУР.
























Сообщение изменено: Сармат, 27 Январь 2014 - 05:56.



Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей