Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Белорусская символика


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
28 ответов в этой теме

#1
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Грядет праздник летнего солнцестояния. Рассматривая фотографии заснятые на Купалле в Беларуси увидел знакомую конструкцию. Колесо украшенное листьями и цветами, символизирующее солнце, я видел неоднократно, а конструкция напоминающая Юмиса встречается редко. Это не новодел? Или возрождение забытого?


http://triath88.live....com/45432.html







На реке Бобр (2012)




#2
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Ну по-белорусски это называется "спарыш". Про Беларусь не скажу, но в Литве в оформлении купальских ворот встречается довольно часто (можете загуглить изображения по запросу "Joninių vartai").
За версту чую Дзерманта (̶к̶о̶т̶о̶р̶ы̶й̶ ̶у̶ж̶е̶ ̶д̶а̶в̶н̶о̶ ̶н̶е̶ ̶т̶о̶р̶т̶), но традиция вполне может быть аутентичной и в Беларуси, т.к. этот символ достаточно популярен (самый простой пример это орнамент на официальном постсовковом флаге).

Вопрос интересный, но к сожалению нету времени разбираться.

Сообщение изменено: Ravnur, 16 Июнь 2014 - 13:47.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#3
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
В Литве и Латвии их много, а в Беларуси я не встречал не считая отдельных случаев. Поэтому интересуюсь насколько широко представлен спарыш на Купалле. Об орнаменте "восходящее солнце" на государственном флаге вытканной крестьянкой из Витебщины я гдео-то читал. Спасибо за ответ.

#4
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Тут нужен кто-то более просвещённый в этом вопросе. Просто я не уверен насчёт аутентичности такого оформления купальских ворот и в Литве и Латвии. Символ спарыша в Беларуси встречается наверное практически повсеместно, с максимальной концентрацией на севере (Витебская область).

Но основное "внимание" спарышу уделяется в конце лета и осенью, во время уборки урожая, осенние дожинки и т.п. Что в принципе и не удивительно. Тут скорее больше осеннее равноденствие подходит. Не думаю, что в Литве и Латвии что-то кардинально отличалось.

Какое значение это могло иметь на Купальле/Joninės/Līgo мне как этнологу, но не специалисту в данном вопросе, лично не ясно. Моё предположение, что это просто красивый новодел, но я ни в чём не уверен, т.к. надо сперва проштудировать тему.

Сообщение изменено: Ravnur, 17 Июнь 2014 - 02:31.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#5
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Купальские ворота со спарышем напоминают фасад крестьянского дома с двуглавым коньком, которым крестьяне украшали свои дома в странх в южно-балтийского региона. От северо-востока Германии до северо-запада России.

Погонный двор 1924 года постройки из д. Садовичи, Копыльского района, центральной Беларуси.




#6
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
Насколько я смог понять, это Купалле организовано Студэнцкім Этнаграфічным таварыствам. А они вроде бы новоделом не занимаются.

#7
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
В замечательной книге искусствоведа Михаила Сергеевича Кацара «Белорусский орнамент: Ткатство, вышивка» нашел параграф о Купалле с узорами и рассказами бабулек родившихся в 19-ом веке. На двух узорах Купалинки (см. страницы 86-92) обозначены фигуры похожие на спарыш. С рассказа селянки Н. Мацко Сененнского района Витебской области снизу Купалинки находится "месяц в образе двойного ромба. А это означает, что Купалле празднуют в полночь." Рядом с ромбами эти самые фигуры похожие на символ спарыша.


Параграф о Купалле из книги Белрорусский Орнамент : http://www.dropbox.c...bqd/kupalle.pdf

#8
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата(Агнявіт @ 17.6.2014, 8:57) (смотреть оригинал)
Насколько я смог понять, это Купалле организовано Студэнцкім Этнаграфічным таварыствам. А они вроде бы новоделом не занимаются.



Ну под новоделом я имел не столько прямую "отсебятину", сколько какой-либо единичный локальный зафиксированный случай впоследствии получивший широкое распространение именно благодаря этнографам-рекострукторам. Это не негативная оценка, мне вообще нравятся эти ворота smile.gif
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#9
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
О символе Юмис из монографии Светланы Рыжаковой : «Язык орнамента в латышской культуре» (2002).

Присутствуют параллели между белорусским спарышем и латышским юмисом. Вырастание спарыша/юмиса из ромба символизирует «два месяца» в латышской и белорусской символике. Смотрите книгу Кацара "Белорусский Орнамент", страница 86. Юмис и спарыш — это плодородие, колос-двойчатка. Двойной колос играет важную роль в латышских народных представлениях о плодородии.

Параграф о Юмисе на русском языке : http://www.dropbox.c...37j9r/jumis.pdf

Сообщение изменено: Тренята, 17 Июнь 2014 - 12:52.


#10
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата
Параграф о Юмисе на русском языке


Всё практически абсолютно идентично белорусским традициям.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#11
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Ravnur @ 17.6.2014, 16:02) (смотреть оригинал)
Всё практически абсолютно идентично белорусским традициям.


Согласно Рыжаковой символ Юмиса встречается в Латвии с эпохи позднего неолита. Смею предположить в Литве и Беларуси символ известен с того же периода времени.


А вот восьмиконечная звезда в археологических материалах балтийских и финно-угорских народов не встречается. Эстонские ученые полагают, что восьмиконечная звезда появилась в Балтии в средние века под влиянием европейского искусства. Восьмиконечная звезда широко распространена в западноевропейском романском, готическом декоративно-прикладном искусстве, в том числе в средневековом текстиле Европы,Средней и Малой Азии, а также на Кавказе и в Сибири. В Латвии восьмиконечная звезда впервые фиксируется в
XVI—XVIII вв. как элемент украшения металлических изделий. Устойчивое название Auseklis звезда получила в 1930-ые.

Ravnur. У вас нет информации о восьмиконечной звезде в белорусском фольклоре?

#12
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Ну вот нашёл то лі статью то лі отрывок із кнігі "Таямніцы беларускай хаты" Ленсу Я.Ю.
http://by-ethno.live....com/36033.html еслі вы чітаете по-белорусскі
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#13
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата
А вот восьмиконечная звезда в археологических материалах балтийских и финно-угорских народов не встречается.



Я. Г. ЗВЯРУГА
БЕЛАРУСКАЕ ПАВІЛЛЕ
У ЖАЛЕЗНЫМ ВЕКУ І РАННІМ СЯРЭДНЕВЯКОЎІ

ГЛАВА ІІІ. ПОМНІКІ БАНЦАРАЎСКАЙ КУЛЬТУРЫ

Сярод мікольскіх вырабаў з гліны ёсць рэчы, якія, відавочна, не мелі практычнага прызначэння. Гэта перш за ўсё акуратна загладжаныя пліткі з добра адмучанай гліны. Адна ў выглядзе васьміканцовай зоркі, другая круглая з дзесяццю рамбічнымі паглыбленнямі на адным баку, трэцяя авальнай формы з дзвюма разеткамі на адным баку і дзевяццю мініяцюрнымі акружнасцямі, размешчанымі ў выглядзе квадрата (адна ў цэнтры квадрата) на другім баку (мал. 77: 2, 5, 6).


http://www.arheolog-...05_Zviaruha.pdf

Банцеровская культура однозначно балтская и предшествующая кривичам. Другое дело это преемственность и тождественность этих символов, которые совсем не очевидны. Я сам не помню уже где встречал мнение, что это просто совпадение и восьмиконечная звезда в современном его варианте это продукт уже христианской эпохи.

Сообщение изменено: Ravnur, 17 Июнь 2014 - 14:01.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#14
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Ravnur @ 17.6.2014, 17:43) (смотреть оригинал)
Ну вот нашёл то лі статью то лі отрывок із кнігі "Таямніцы беларускай хаты" Ленсу Я.Ю.
http://by-ethno.live....com/36033.html еслі вы чітаете по-белорусскі


Не немецкий или китайский. Прочту потихоньку. smile.gif Спсибо!

#15
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Ravnur @ 17.6.2014, 17:49) (смотреть оригинал)
Другое дело это преемственность и тождественность этих символов, которые совсем не очевидны. Я сам не помню уже где встречал мнение, что это просто совпадение и восьмиконечная звезда в современном его варианте это продукт уже христианской эпохи.


Поглядел на рисунок восьмиконечной звезды из банцеровской археологической культуры и мне тоже показалось, что глиняная фигура в форме восьмиконечной звезды могла быть совпадением.

Прочитал статью Якова Ленсу о восьмиконечной звезде в белорусском фольклоре. Автор высказывает мнение, что восьмиконечная звезда была заимствована предками литовцев, латышей и белорусов у финно-угорских народов у которых восьмиконечная звезда символизировала луну. У всех ли финно-угорских народов восьмиконечная звезда символизоровала луны? Не ясно. И параллель между белорусской восьмиконечной звездой в образе матери, человеке, урожая и финно-угорской восьмиконечной звездой во образе луны не убедительная на мой взгляд. Мнение автора конечно интересное. smile.gif

Если восьмиконечная звезда действительно существовала в древности в восточной Балтике, то наверняка этот символ сохранился в археологических материалах выцарапанный на глиняной посуде или скалах как некоторые древние символы. Рыжакова в своей монографии пишет, что восьмиконечная звезда была широко распространена в западноевропейском романском, готическом декаративно-прекладном искусстве со ссылкой на «мазурскую звезду» - разноцветную звезду с квадратом и кругом в центре - в ковровом искусстве Восточной Пруссии. Я где-то читал, что безрукавки в женских народных костюмах Литвы и Беларуси могли быть восточнопрусским влиянием. Народные костюмы — мода 18-го и начала 19-го века, если я не ошибаюсь, за исключением некоторых элементов. В то время европейское считалось престижным. Наверно поэтому в белорусских и литовских женских костюмах имеются безрукавки, а в русских — сарафаны. Может восьмиконечная звезда пришла в Прибалтику и Беларусь из восточной Пруссии или Швеции? Германское и шведское влияние в Прибалтике имело место.

#16
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Похоже ни в одной славянском фольклоре не встречает обилие восьмиконечных звезд, как в белорусском.

На одном форуме девушка из Беларуси открыла тему о славянской символики со ссылкой на книгу белорусского искусствоведа Михаила Кацара. В теме приводят выборочные символы и переводы текстов и описанием из книги М. Кацара. Краткое ознакомление для тех кто не читает по-белорусски : http://runirusnarod....2.ru/t164-topic



Символы земли-кормилицы








Вышитая золотом икона 17-ый век.



#17
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Тренята @ 18.6.2014, 9:20) (смотреть оригинал)
Вышитая золотом икона 17-ый век.





На вышитой иконе золотом видны ужики. Давайте обсудим культ ужа в Беларуси. Может кто посоветует литературу по теме. smile.gif
Параграф об ужике из работы Рыжаковой: https://www.dropbox....b0l/zalktis.pdf

#18
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Да много всего, просто оно раскидано как-то по капле по работам и этнографическим сборникам.

http://schyrik.livej....com/52121.html
http://www.slounik.org/149708.html
http://pawet.net/lib...ні_Дракона.html
http://mifijslavyan....tories2/101.htm


Вот тут если что находится одно из старых изданий Энциклопедического словаря по белорусской мифологии http://kamunikat.fon...ohija/index.htm
Только смотрите на букву В, а не У (вуж) smile.gif Да и в других статьях тоже много чего интересного смежного есть.

Сообщение изменено: Ravnur, 19 Июнь 2014 - 14:54.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#19
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
От себя замечу, что читал в этом году читал про случай про ксендза(!) который в костёле прикармливает ужей smile.gif Так и живём.

Сообщение изменено: Ravnur, 19 Июнь 2014 - 15:23.

Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#20
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Ravnur @ 19.6.2014, 17:53) (смотреть оригинал)
Да много всего, просто оно раскидано как-то по капле по работам и этнографическим сборникам...
Только смотрите на букву В, а не У (вуж) smile.gif Да и в других статьях тоже много чего интересного смежного есть.


Спасибо большое. Про (в)ожыка и (в)ужыка я знал. smile.gif

#21
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Да не за что smile.gif
Кстати, мне тут подсказал форумчанин, что по-латышски SPĀRES - стропила , конёк крыши. Очень интересно.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#22
Виктор

Виктор

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 782 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Средняя Литва
  • Национальность:полоно-русо-литовец
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
Цитата(Ravnur @ 19.6.2014, 17:50) (смотреть оригинал)
Да не за что smile.gif
Кстати, мне тут подсказал форумчанин, что по-латышски SPĀRES - стропила , конёк крыши. Очень интересно.

А что в этом интересного?До кучи,по-литовски стропила sparai.

#23
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Интересно лично мне, потому что я об этом даже не догадывался.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#24
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Встречается ли в белорусском фольклоре свастика из четырех змей? Вот такая.


Сообщение изменено: Тренята, 01 Июль 2014 - 22:51.


#25
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
То что уж пьет молоко я может поверю, но чтобы он хлеб ел... dolf_ru_325.gif


Как свидетельствуют данные И. Боричевского: «любит ужа литвин (белорус – прим. авт.), по старой памяти дает ему в доме под печкой убежище, кормит хлебом и молоком наравне с детьми; а если захочет угостить на славу, накормить до отвала, то [дает] ужу гладыш козьего молока. Мирно живет с литвином уж. Не кусает никого в доме, ползает по хате, как семьянин, и если дети возьмутся за ложки, сразу же подлезает к ним и протягивает морду к миске»

4. Боричевский, И. Народные славянские рассказы. СПб., 1844. С. 121-123.

Сообщение изменено: Тренята, 01 Июль 2014 - 23:58.


#26
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
За совсем древний не знаю, но я такую подвесочку на шее таскаю smile.gif

#27
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Цитата(Агнявіт @ 3.7.2014, 15:41) (смотреть оригинал)
За совсем древний не знаю, но я такую подвесочку на шее таскаю smile.gif



Подвесочка красивая. Мне интересно встречается сей символ в Беларуси в древнее время. smile.gif

#28
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Сегодня на открытии Вторых Европейских Игр вовсю мелькали Колюмны Гедимина (забавно, что в ложе сидели Медведев и Кадыров):

 

64886531-444126563090685-123561219999157

 

rycary-hqmvz.jpg

 

vitaut-4alrh.jpg


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг и varang
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#29
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

На надгробии создателя бело-красного-белого флага Клавдия Дуж-Душевского, кроме его жены и единственного сына, есть имя Марины Расицкене. Во время войны, рискуя жизнью, он спас ее из Каунасского гетто и воспитал как собственную дочь, сообщает «Радыё Свабода».

Клавдий Дуж-Душевский похоронен в Литве. Эту страну он называл своей второй родиной, а себя — «романтиком белорусско-литовского сближения». Большую часть жизни он прожил в Каунасе. Именно там произошла эта история.

До осени 1939 года Каунас все еще был столицей Литвы. Клавдий Дуж-Душевский живет там вместе с семьей. Это уважаемый в Литве инженер, работает в Министерстве связи. Ему – 48, его жене Елене – на 7 лет меньше, а сыну Степану – 8. Бело-красно-белому флагу, который он создал во время учебы в петербургском Горном институте, уже более 20 лет.



1.jpg

Изображение бело-красно-белого флага на сером картоне, найденное при реконструкции Купаловского театра в 2013 году. Эксперты не исключают, что такие карточки использовались при голосовании делегатов Первого Всебелорусского съезда в декабре 1917 года.

 

Переезд Клавдия Дуж-Душевского в Литву был во многом случайным. Не сумев из-за революции окончить институт в Петербурге, он сначала на короткое время попадает в контролируемый большевиками Минск. Там начинает работу губернским геологом и в апреле 1919 года едет в командировку в Вильно. Как раз в это время город занимают польские войска.

В Минск Дуж-Душевский больше не вернулся. В Вильно он становится дипломатическим представителем БНР в странах Балтии. Некоторое время статус города остается неопределенным. Только в 1922 году Вильно присоединяют к Польше. Дуж-Душевский протестует. Он критикует разделение Беларуси и за это на несколько недель попадает в печально известную Лукишскую тюрьму.

После освобождения он принимает решение покинуть город. Причина была не только в политике. Вскоре после рождения здесь умирает первый ребенок Клавдия и Елены. Вильно стало для него местом травмы.

Даже позже, когда он был столицей Советской Литвы, в которую у Дуж-Душевского было множество возможностей перебраться, он остался в Каунасе.

Спокойная жизнь семьи Дуж-Душевских продолжается до лета 1940 года. В июне Литву присоединяют к СССР.

Тогдашний период жизни Дуж-Душевского до мелочей знает историк из Университета Витовта Великого в Каунасе Томаш Блащак, который работает над биографической книгой о создателе белорусского флага.

«Уже после присоединения Вильно к Литве, осенью 1939 года, Дуж-Душевский передает все свои белорусские дела ксендзу Адаму Станкевичу. Эти дела – созданный им же в Каунасе «Центр белорусской деятельности в Литве». По сути, это была формальная должность. Я не встретил ни одного следа, чтобы он как-то ангажировался в белорусское дело последние годы перед оккупацией», – рассказывает Блащак.

Дуж-Душевшский был уверен, что большевики не простят ему деятельности в белорусских организациях и в БНР. В августе его арестовывают и обвиняют в «антисоветской деятельности».

Гинтарасу Расицкасу сегодня 60 лет, он живет в Лондоне, но родом из Каунаса. Клавдия Дуж-Душевского он не мог помнить, так как родился через год после его смерти. Но создателя белорусского национального флага хорошо знала его мама Марина Расицкене. Дуж-Душевский считал ее своей дочерью. Они похоронены рядом на на Пятрушанском кладбище в Каунасе.

«Моего родного деда звали Моше Ландау. В 1940 году он, как и Клавдий Дуж-Душевский, был арестован большевиками и попал в Каунасскую тюрьму. Маме было тогда 11 лет. Дед Моше сидел в одной камере вместе с Клавдием, и они очень подружились.

И не только они. Пока Клавдий и мой дедушка сидели в тюрьме, жена Клавдия Елена Дуж-Душевская и моя бабушка Либе стояли в очереди, чтобы передать еду своим супругам. И они тоже подружились. Клавдий и Мойше поклялись друг другу, что если кто-то из них не выживет, то другой позаботится о его семье
».

Следствие шло год, но не успело завершиться. В июне 1941 года Германия нападает на оккупированную большевиками Литву. Клавдий Дуж-Душевский убегает из тюрьмы. Министерство связи, в котором он работал до сих пор, больше не существовало. Дуж-Душевский устраивается инженером на фабрике резиновых сапог Inkaras, а позже становится ее директором.

Судьба еврейской семьи Ландау была другой. Когда началась немецкая оккупация, вся семья с тремя детьми попала в гетто Виллиамполь (Каунас).

«Немцы привели моего деда Моше работать на фабрику Inkaras, где Клавдий работал уже директором. Поскольку они были друзьями со времен тюрьмы, было решено, что моя мать Марина тайно выйдет из гетто, а Клавдий скроет ее дома. Некоторое время Клавдий помогал прятаться и брату моей матери, дядю Давида».

Прятать евреев в доме Дуж-Душевскому удается несколько месяцев. В августе 1943 года его и жену Елену арестовывает за это гестапо. Сначала их помещают в ту самую тюрьму, где Дуж-Душевский сидел и ждал суда при большевиках.

Позже Клавдия и Елену высылают в концлагерь Правенишки. Там Дуж-Душевские просидели более 4 месяцев. Их освободили с помощью знакомых из торфяного треста, куда потом устраивается Клавдий. Марину все это время удается скрывать от немцев

«Когда Красная Армия подошла под Каунас, немцы уничтожили многих евреев из гетто. Но мои дедушка и бабушка Моше, Либе, тетя Мира и дядя Давид не были в этой группе. Остаток евреев вывезли из гетто в концлагерь Дахау. Поездка была очень сложной. Пришлось много ходить. Мужчины и женщины были разделены. Бабушка и тетя Мира пошли вместе. Как-то так случилось, что бабушка ранила ногу и началось сильное кровотечение. Она умерла на глазах у тети».

После освобождения американцами концлагеря Дахау, Мойше Ландау и сын Давид остались в Германии. Брат Марины закончил там университет. Позже он вместе с отцом уехал в США. Марина все это время была с Дуж-Душевскими в Каунасе.

«Тетя Мира вернулась в Литву. Полагаю, что первое время она жила вместе с Дуж-Душевскими. Все ужасы войны сильно затронули ее психику. Мама заботилась о ней всю жизнь. Клавдий удочерил мою маму.

После войны она окончила среднюю школу, получила квалификацию инженера машин и оборудования легкой промышленности в Ковенском политехническом институте. Мой отец, Чесловас Росицкас, учился в той самой группе. Они поженились, получили назначение в Клайпеде. Там в 1958 году родился мой брат Эдвардас, а в 1960 году я.

Моя мама умерла 29 декабря 1977 года. Ее похоронили на Пятрашунском кладбище вместе с семьей Клавдия
»

Юлиюсу Душаускасу-Дуж 60 лет, он живет в Вильнюсе. Юлиус – единственный внук создателя белорусского национального флага. Он бывший моряк, отплавал 25 лет в Тихом океане и Атлантике. С 1994 года – на «Большой земле». Его отец Степан был единственным сыном у Клавдия и Елены.

Гинтараса и Эдвардаса Росицкасов он называет двоюродными братьями, хотя между ними нет кровного родства.

«Марина выросла вместе с моим отцом, и он считал ее своей сестрой. К деду она попала через друга. Он попросил приютить его дочь, когда они были в тюрьме. Дед Клавдий, благодаря каким-то махинациям, дав кому-то взятку, забрал эту девочку из гетто. По легенде, ее сначала выдавали за горничную в доме деда».

За спасение евреев Клавдий и Елена Дуж-Душевские посмертно получили награду от президента Литвы. Это произошло по просьбе еврейской общины в Литве.

«Понемногу про деда рассказывала бабушка, как она вышла в Санкт-Петербурге замуж за него, как переехали в Литву, как пришли Советы – посадили, пришли немцы – и посадили, пришли опять советы – снова посадили.

После смерти деда бабушка уже не выходила замуж, жила в Вильнюсе. Во время войны и после, чтобы прокормить семью, она преподавала испанский, португальский, немецкий языки. Дожила до 1990 года и умерла в 92 года в нашем доме в Вильнюсе»

Отец Юлиуса родился в 1931 году в Каунасе, но всю жизнь прожил в Вильнюсе. Он был химиком, доктором наук, участвовал в белорусской жизни города.

Сначала он ничего не рассказывал про деда. Впервые я узнал, что мой дед был белорусским деятелем и автором национального флага, когда мне было 16 лет. Позже, когда мне было 20, папа снова мне об этом напомнил. Но долгих разговоров об этом не было. В то время все боялись «большого брата», который все знает, все слышит и все видит.

Когда я вижу сегодня море бело-красно-белых флагов в Беларуси, то рад, что наша семья чем-то поспособствовала движению за независимость.

Когда слышу заявления, что это фашистский флаг, то всегда говорю сам себе: каждый высказывается по мере своего образования. Я поддерживаю людей в Беларуси. Все это рано или поздно должно было закончиться. Я очень надеюсь, что бело-красно-белый флаг будет снова государственным в Беларуси
».

Своим прадедом гордится и Мариус Душаускас-Дуж. О том, что тот был активным белорусским деятелем, он знал давно. А о том, что прадед создал бело-красно-белый флаг, узнал 6 лет назад. В этом году он вместе с женой и сыновьями участвовал в «Балтийском пути солидарности с Беларусью» под бело-красно-белым флагом.

«Мы поддерживаем революцию в Беларуси и верим в белорусскую свободу. Люди имеют право на свободу и справедливые выборы. Мне очень больно видеть, как силовые структуры, предназначенные защищать людей, избивают, пытают и убивают их. Поэтому заявления Лукашенко, что бело-красно-белый флаг – фашистский, особенно затрагивают»

Белорусский национальный флаг рядом с литовским и надписью по-английски «вместе» размещен на профиле в соцсетях и внучки Марины Расицкене Кристины, которая живет в Лондоне. О роли Дуж-Душевского в жизни ее бабушки она знала и раньше, а вот о том, что он еще и создатель флага, который она в начале протестов в Беларуси поместила в своем Фейсбуке, женщина узнала от «Рыдыё Свабода».

«Действительно? Я об этом не знала. Большое вам спасибо. Я сильно тронута. Я очень поддерживаю белорусов. Я знала из рассказов папы, что Клавдий спас мою бабушку, удочерив ее. Наша семья будет всегда благодарна ему за это. Он был великим человеком».


  • "Спасибо" сказали: daster
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей