ОТНОШЕНИЕ АДЫГА К ПРИРОДЕ. ТРАДИЦИИ,
Отношение человека к природе, к окружающему миру, является частью Хабзэ.
Природа является творением, проявлением, и живым храмом Бога. Картина Природы - самая священная и просветляющая человека.
Хабзэ требует почитать Природу, уважать её, и беречь.
Охотиться разрешается только с последней декады октября (после 20-го числа) - начало месяца ЩакIуэгъуэ, по февраль.
Выходя на охоту, человек имеет право подстрелить одного бегущего по земле, одного летающего по воздуху и одного плавающего по воде представителя животного мира. Поэтому черкес брал с собой на охоту только три стрелы.
Запрещается убивать самок, детенышей, и особо красивые, крупные экземпляры животных.
Каждый человек, выходя в лес весной, должен брать с собой черенки лучших сортов плодовых культур, чтобы привить их на дичку.
Деревья можно рубить только после завершения периода сокодвижения.
Человек, идя в лес с топором, должен завернуть его в чехол.
По завершении строительства дома нужно вернуть природе свой долг: посадить столько же деревьев, сколько было использовано для постройки жилища.
Собирать ягоды, фрукты надо осторожно, аккуратно. Нельзя при этом ломать ветки деревьев, а тем более рубить сами деревья.
При сборе фруктов и ягод на деревьях, кустарниках, и под ними, нужно оставить не менее одной трети фруктов и ягод для диких животных и птиц.
В лесных местностях, рощах, где проводится ТхьэлъэIу (ТхьэлъэIупэ, ТхьэщIагъ мэз) нельзя рубить ни ветки, ни деревья. Отсюда второе название этих рощ - Чийзыхэмыбз (Лес, где ничего не срубают).
Нельзя рвать траву руками.
Реки и ручьи являются артериями Земли. Поэтому человек должен содержать их в чистоте и уходе.
Ключи, колодцы, минеральные источники нужно благоустраивать и тщательно оберегать.
Хабзэ требует помнить, что каждое поколение людей находится на земле только временно. Поэтому Природа является не только нашей, но и тех, кто придет после нас.
Согласно Хабзэ, нужно относиться к Природе так, чтобы передать её другим поколениям сохраненной и приумноженной.
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Духовная культура адыгов
Started By
Ghamakh
, нояб. 21 2014 10:04
#2
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:00

Цитата(Ghamakh @ 21.11.2014, 14:04) (смотреть оригинал)
Согласно Хабзэ, нужно относиться к Природе так, чтобы передать её другим поколениям сохраненной и приумноженной.
Хорошее правило. Но оно противоречит капиталистическим отношениям.
А то что им протевирочеит сегодня автоматически не прогрессивно.
Хорошо это или плохо - другой вопрос.
#3
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:07

Цитата(Eugene_rus @ 21.11.2014, 13:00) (смотреть оригинал)
Хорошее правило. Но оно противоречит капиталистическим отношениям.
А то что им протевирочеит сегодня автоматически не прогрессивно.
Хорошо это или плохо - другой вопрос.
А то что им протевирочеит сегодня автоматически не прогрессивно.
Хорошо это или плохо - другой вопрос.
А каким отношениям не противоречит? Мало где ещё так эксплуатировалась и загрязналась природа, как в некапиталистическом Китае и СССР. Капиталисты тоже грешили, но одумались вперёд "некапиталистов"
#4
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:22

Цитата(Skalagrim @ 21.11.2014, 15:07) (смотреть оригинал)
А каким отношениям не противоречит? Мало где ещё так эксплуатировалась и загрязналась природа, как в некапиталистическом Китае и СССР. Капиталисты тоже грешили, но одумались вперёд "некапиталистов"
Но Земля то общая

В Китае заводы перенесли во многом сами же капиталисты. Это все продолжении той же линии производственно-капиталистических отношений, только с небольшими рокировками.
#5
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:24

Цитата(Eugene_rus @ 21.11.2014, 13:22) (смотреть оригинал)
Но Земля то общая 
В Китае заводы перенесли во многом сами же капиталисты. Это все продолжении той же линии производственно-капиталистических отношений, только с небольшими рокировками.

В Китае заводы перенесли во многом сами же капиталисты. Это все продолжении той же линии производственно-капиталистических отношений, только с небольшими рокировками.
но по сути, то вы не ответили. Вы какбы хотели капиталистам кого-то противопоставить. Ну и где?
#6
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:31

Цитата(Skalagrim @ 21.11.2014, 15:24) (смотреть оригинал)
но по сути, то вы не ответили. Вы какбы хотели капиталистам кого-то противопоставить. Ну и где?
Ничего конкретного не хотел противопоставлять. Капитализм не точто не избежен - он фактически господствует в мире (я нисколько не возражаю).
Но наверно имел ввиду доклассовое общество ...
#7
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:38

Цитата(Eugene_rus @ 21.11.2014, 13:31) (смотреть оригинал)
Ничего конкретного не хотел противопоставлять. Капитализм не точто не избежен - он фактически господствует в мире (я нисколько не возражаю).
Но наверно имел ввиду доклассовое общество ...
Но наверно имел ввиду доклассовое общество ...
всё таки с годов 70ых существует такое понятие как "защита окружающей среды" и защита эта, конечно тоже вызвана меркантильностью капитализма. Рациональное, направленное на "защиту окружающей среды" хозяйствование в конце концов выгодно. Оно очевидно выгодно в долгосрочной перспективе, но и в краткосрочной перспективе чаще всего выгодно беречь среду, природу и ресурсы.
#8
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 11:41

Цитата(Skalagrim @ 21.11.2014, 15:38) (смотреть оригинал)
всё таки с годов 70ых существует такое понятие как "защита окружающей среды" и защита эта, конечно тоже вызвана меркантильностью капитализма. Рациональное, направленное на "защиту окружающей среды" хозяйствование в конце концов выгодно. Оно очевидно выгодно в долгосрочной перспективе, но и в краткосрочной перспективе чаще всего выгодно беречь среду, природу и ресурсы.
Это выгодно, когда капитал уже нажит.
Если же он только аккумулируется - то для достижения цели все средства хороши.
#9
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 12:57

Капиталисты или не капиталисты, но количество людей по сравнению с началом 20-го века в 4 раза больше... больще людей = больше потребностей = больше производства = больше вреда природе. Уничтожение природы неизбежно, и чем больше людей, тем быстрее и сильнее будет этот процесс ))
#10
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 13:33

Цитата(Hay @ 21.11.2014, 16:57) (смотреть оригинал)
Капиталисты или не капиталисты, но количество людей по сравнению с началом 20-го века в 4 раза больше... больще людей = больше потребностей = больше производства = больше вреда природе. Уничтожение природы неизбежно, и чем больше людей, тем быстрее и сильнее будет этот процесс ))
Я думаю это просто переходный момент, жизнь приведет все в гармонию. Либо сократится количество людей, либо расширится жизненное пространство. Причем сокращение произоидет за счет тех культур, что чрезмерно отошли от природы, а таких все больше и больше. Саморегуляция.
#11
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 13:37

Религиозно-философская система адыгов- Хабзэ определяет Мир принципом Мирового Единства, и принципом Изменчивости и Постоянства Мира.
Псори Зыщ.
Псори Хыщ.
Хым и бзэр - Зыбзэщ.
Хым и бзэр - Хабзэщ.
Перевод:
Всё - Едино.
Всё - Хы (Хы - Безграничное, Вселенная, Космос).
Хы язык - Единый язык.
Хы язык - Хабзэ.
Принцип Мирового Единства
Человек создал отдельные науки, изучающие различные Законы и явления Мира - физику, химию, биологию, математику, и т.д. Науки разделяют явления природы, изучают их закономерности по отдельности.
Но существование отдельных наук не означает, что мир является наслоением отдельных, не связанных между собой явлений природы. Изучаемые различными науками явления, как и различные взаимодействия в природе - это только разные проявления Единого Мира - Мира, Единого по своей сути.
Принцип Изменчивости и Постоянства Мира.
Структура мира, представляющая комбинацию духовной и материальной основы, изменчива и подвижна. Мир меняется. Меняется всё вокруг нас, и кажется, что нет ничего постоянного в мире. Подвижен весь Мир, он вечно находится в движении, вечно изменчив.
Но вместе с тем, есть в Мире какая-то основа, что-то неизменное, что остается постоянным при любых изменениях. Это - Основа Мира, в том числе его Законы.
Изменчивый Мир и его основу сравнивают с вращающимся колесом (Хыр шэрхъщи, мэкlэрахъуэ): хоть колесо и постоянно вращается (изменяется), но есть его ось (Основа) вокруг которой оно вращается, и которая остается неизменной.
В меняющемся Мире меняется и Хабзэ. Поэтому оно всегда остается современным, всегда остается актуальным.
В Хабзэ, как и в Мире, есть базовая, фундаментальная основа, которая при всех изменениях остается неизменной, непоколебимой. И в этом сила Хабзэ.
Псори Зыщ.
Псори Хыщ.
Хым и бзэр - Зыбзэщ.
Хым и бзэр - Хабзэщ.
Перевод:
Всё - Едино.
Всё - Хы (Хы - Безграничное, Вселенная, Космос).
Хы язык - Единый язык.
Хы язык - Хабзэ.
Принцип Мирового Единства
Человек создал отдельные науки, изучающие различные Законы и явления Мира - физику, химию, биологию, математику, и т.д. Науки разделяют явления природы, изучают их закономерности по отдельности.
Но существование отдельных наук не означает, что мир является наслоением отдельных, не связанных между собой явлений природы. Изучаемые различными науками явления, как и различные взаимодействия в природе - это только разные проявления Единого Мира - Мира, Единого по своей сути.
Принцип Изменчивости и Постоянства Мира.
Структура мира, представляющая комбинацию духовной и материальной основы, изменчива и подвижна. Мир меняется. Меняется всё вокруг нас, и кажется, что нет ничего постоянного в мире. Подвижен весь Мир, он вечно находится в движении, вечно изменчив.
Но вместе с тем, есть в Мире какая-то основа, что-то неизменное, что остается постоянным при любых изменениях. Это - Основа Мира, в том числе его Законы.
Изменчивый Мир и его основу сравнивают с вращающимся колесом (Хыр шэрхъщи, мэкlэрахъуэ): хоть колесо и постоянно вращается (изменяется), но есть его ось (Основа) вокруг которой оно вращается, и которая остается неизменной.
В меняющемся Мире меняется и Хабзэ. Поэтому оно всегда остается современным, всегда остается актуальным.
В Хабзэ, как и в Мире, есть базовая, фундаментальная основа, которая при всех изменениях остается неизменной, непоколебимой. И в этом сила Хабзэ.
#12
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 13:39

можно ещё надеятся на то что человек существо разумное (как минимум). Технологии, в том числе в сфере защиты окружающей среды, развиваются, развитые ("капиталистические") страны всыдвигают себе высокие стандарты производства, технологий, законодательства (в том числе охраны среды), возможно что на страны третьего мира будет распространятся не только потребительство, но и технологии и жизненный стандарт, требования.
Конечно с этой защитой среды много перегибов и это знамя, как и многие другие и всякие -измы, часто используют не по назначенияу , а часто и прямо против.
Конечно с этой защитой среды много перегибов и это знамя, как и многие другие и всякие -измы, часто используют не по назначенияу , а часто и прямо против.
#13
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 14:00

Цитата(Skalagrim @ 21.11.2014, 17:39) (смотреть оригинал)
можно ещё надеятся на то что человек существо разумное (как минимум). Технологии, в том числе в сфере защиты окружающей среды, развиваются, развитые ("капиталистические") страны всыдвигают себе высокие стандарты производства, технологий, законодательства (в том числе охраны среды), возможно что на страны третьего мира будет распространятся не только потребительство, но и технологии и жизненный стандарт, требования.
Конечно с этой защитой среды много перегибов и это знамя, как и многие другие и всякие -измы, часто используют не по назначенияу , а часто и прямо против.
Конечно с этой защитой среды много перегибов и это знамя, как и многие другие и всякие -измы, часто используют не по назначенияу , а часто и прямо против.
Надеяться лишь на разум, считаю бесполезно. Лишь сознание близкое сознанию подлинного художника исследует целостность, связи и творит гармоничный мир.
#14
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 15:13

Т – символ черкесского монотеизма. Устанавливается в места проведения Тхьэлъэlу(Молитвы). Сам Т-символ не является объектом поклонения.
Значение Т-символа:
Верхняя горизонтальная черта символизирует самый высший, божественный уровень, который везде и над всем, и над которым нет ничего.
Единственная вертикальная черта символизирует Мир, который Един - Псори Зыщ.
Источники о Т-символе:
Европейские исследователи, встречавшие Т-символы на территории Черкесии, называли их "крестами", но отмечали, что черкесские «кресты» совершенно необычной формы – "в виде буквы Т".
Т-символ не является наследием христианства в Черкесии. Т-символ намного древнее христианства. В период христианства в Черкесии устанавливались и христианские кресты, которые существенно отличаются от древнего Т-символа. Человек, хоть раз видевший крест, никогда не изобразит его в виде Т-символа.
Жан-Батист Тавернье в своем описании религиозных обрядов Черкесии в XVII в. описывал Т-символ как "крест в форме молотка": "раз в год в каждом доме делается крест в форме молотка". (Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. АБКИЕА. С. 78.)
Джордж Лонгворт в середине XIX века описал Т-символ, установленный в обрядовой роще. (Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. Н., - Эль-Фа, 2002. С. 426).
Леонтий Люлье в 40-е годы XIX в. отмечал: "Единственный символ предмета поклонения их есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". (Люлье Л. Я. Верования ... С. 122).
Эдмонд Спенсер в 1836 г. писал: "я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней". (Спенсер Э. Путешествия в Черкесию, 1839. С. 109).
Значение Т-символа:
Верхняя горизонтальная черта символизирует самый высший, божественный уровень, который везде и над всем, и над которым нет ничего.
Единственная вертикальная черта символизирует Мир, который Един - Псори Зыщ.
Источники о Т-символе:
Европейские исследователи, встречавшие Т-символы на территории Черкесии, называли их "крестами", но отмечали, что черкесские «кресты» совершенно необычной формы – "в виде буквы Т".
Т-символ не является наследием христианства в Черкесии. Т-символ намного древнее христианства. В период христианства в Черкесии устанавливались и христианские кресты, которые существенно отличаются от древнего Т-символа. Человек, хоть раз видевший крест, никогда не изобразит его в виде Т-символа.
Жан-Батист Тавернье в своем описании религиозных обрядов Черкесии в XVII в. описывал Т-символ как "крест в форме молотка": "раз в год в каждом доме делается крест в форме молотка". (Тавернье Ж.-Б. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. АБКИЕА. С. 78.)
Джордж Лонгворт в середине XIX века описал Т-символ, установленный в обрядовой роще. (Лонгворт Дж. А. Год среди черкесов. Н., - Эль-Фа, 2002. С. 426).
Леонтий Люлье в 40-е годы XIX в. отмечал: "Единственный символ предмета поклонения их есть деревянный крест особой формы, в виде буквы Т, прислоненный к дереву". (Люлье Л. Я. Верования ... С. 122).
Эдмонд Спенсер в 1836 г. писал: "я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней". (Спенсер Э. Путешествия в Черкесию, 1839. С. 109).
Сообщение изменено: Ghamakh, 23 Ноябрь 2014 - 08:31.
#15
Опубликовано 21 Ноябрь 2014 - 16:10

В средние века к природе относились гораздо хуже, чем при капитализме.
В Европе вырубили все леса, истребили диких животных, а реки превратили в канализацию.
И это, несмотря на то, что плотность населения была на порядок ниже.
При социализме к природе тоже ужасно относились.
В Европе вырубили все леса, истребили диких животных, а реки превратили в канализацию.
И это, несмотря на то, что плотность населения была на порядок ниже.
При социализме к природе тоже ужасно относились.
#16
Опубликовано 22 Ноябрь 2014 - 12:36

Цитата(Corwin @ 21.11.2014, 20:10) (смотреть оригинал)
В средние века к природе относились гораздо хуже, чем при капитализме.
В Европе вырубили все леса, истребили диких животных, а реки превратили в канализацию.
И это, несмотря на то, что плотность населения была на порядок ниже.
При социализме к природе тоже ужасно относились.
В Европе вырубили все леса, истребили диких животных, а реки превратили в канализацию.
И это, несмотря на то, что плотность населения была на порядок ниже.
При социализме к природе тоже ужасно относились.
Это характеризует бездуховность упомянутых культур или точнее бескультурье тех событий.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей