Войти Создать учётную запись

Дьяковская культура
#2
Опубликовано 01 Сентябрь 2009 - 18:06

Поищите на археологии.ру. Наберите в разделе "библиотека" в поиске дьяковская культура.
http://www.archeologia.ru/Library/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#4
Опубликовано 30 Июль 2019 - 18:57

Тут кратко в печатном виде
Тлен дьяковцевЗавтра мы начнём публиковать цикл лекций ведущих современных исследователей Дьяковской археологической культуры – народа, жившего на территории современной Центральной России с VII века до н. э. до VII века н. э. В преддверии этого события главный редактор журнала Proshloe Михаил Родин побывал в экспедиции директора Коломенского археологического центра Александра Сыроватко, чтобы понять, как добываются знания о дьяковцах.
Ёжащиеся от утреннего холода и ветра археологи торопятся накрыть раскоп большими палатками. Моросящий дождь с минуты на минуту грозит превратиться в ливень, который вмиг размоет погребения – главную цель этой экспедиции.
Пока сверху устанавливают каркасы и натягивают на них тенты, я спускаюсь в раскоп глубиной около двух метров, чтобы рассмотреть, что же ребята так старательно пытаются спасти… И ничего не вижу. Пять лет подряд, пока учился в университете, я ездил в археологические экспедиции, копал и курганы, и грунтовые могильники. Поэтому знаю, как должно выглядеть погребение, но здесь ничего похожего я не вижу. Просто пятно жирной почвы, по которому разбросаны миллиметровые обломки косточек и кусочки угля. В археологии старые ямы проявляются как пятна в почве более тёмного цвета. Их видно на срезе и в горизонтальной, и в вертикальной проекции. Так вот, здесь передо мной – просто яма с мутными краями, заполненная каким-то мусором.
-
Тёмное пятно слева на плоской поверхности – след ямы с погребением
-
Расчистка погребения
-
Расчистка погребения
Так же, видимо, думали многие поколения археологов, натыкаясь на этот тип погребения. Его содержимое просто выкидывали в отвал. Поэтому мы до недавнего времени так мало знали о погребальном обряде дьяковцев. Казалось, что этот народ в течение тысячи лет не хоронил своих мертвецов.
Рядом со мной на бровке сыплет шутками и бесконечными байками Александр Сыроватко – один из тех людей, кто прямо сейчас восстанавливает для нас судьбу целого народа, которого совсем недавно просто не было на исторической карте России.

Настоящее название дьяковцев мы не узнаем, по-видимому, никогда. Этот народ не упоминается в письменных источниках своего времени (хотя Рыбаков связывал их с иирками Геродота). Впервые «городища дьяковского типа» выделил Александр Спицын в 1903 году. Это название они получили в честь Дьякова городища, найденного на территории современной Москвы, в музее-заповеднике «Коломенское». До этого момента дьяковские памятники часто путали с более поздними славянскими поселениями. И только в двадцатом веке стало понятно, что задолго до славян в Подмосковье обитал этот загадочный народ, говоривший, скорее всего, на финно-угорском языке. Он существовал больше тысячи лет. С VII века до нашей эры до VII века нашей эры. В Средиземноморье в это время расцветала греческая цивилизация, совершал подвиги Александр Македонский, возникла и погибла Римская империя.
За последние 150 лет археологи неплохо изучили быт и хозяйство дьяковцев, но очень мало могли рассказать об их погребальном обряде. Куда они девали своих мертвецов, оставалось загадкой: могил просто не было. За весь двадцатый век археологам удалось найти всего несколько пятен золы вперемешку с косточками, которые интерпретировались как погребения. Но в последние годы всё изменилось. Накопив громадный опыт и поняв, как должны выглядеть погребения дьяковцев, археологи начали находить их одно за другим. Ювелирная точность при расчистке, скрупулёзная фиксация находок и новые антропологические методы при анализе микроскопических косточек позволили реконструировать обряд.
По гипотезе одного из ведущих современных исследователей дьяковской культуры Николая Кренке, они хоронили своих мертвецов следующим образом. Труп прикапывали в землю до тех пор, пока кости не отчистятся от мяса, затем их собирали и сжигали на погребальном костре, и только после этого окончательно захоранивали. Причём хоронили или просто поставив сосуд с костями на землю, или едва его прикопав, оставляя прах практически на поверхности. Современному человеку такой обряд кажется неоправданно сложным и немного жутковатым. Однако эта версия объясняет, почему от погребений почти ничего не остаётся.
Перед обедом Александр Сыроватко ведёт меня на полянку неподалёку от лагеря – туда, где они проводили эксперимент, повторив погребальный обряд дьяковцев. «Хочет испытать мой желудок на прочность», – думаю я. Но нет, оказалось, что, вопреки описанному выше жуткому ритуалу, погребение выглядит… его опять не видно. После эксперимента прошло буквально несколько лет, но «земля уже взяла своё»: органические «сосуды» (это могли быть кожаные или тканевые мешки, туески из бересты) разваливаются, а само погребение быстро зарастает травой и покрывается дёрном. Если по этому месту пройтись пару раз плугом, который растащит кости на несколько десятков сантиметров, мы получим именно ту картину, что археологи видят в раскопе.
-
Процесс «археологизации» погребения (изображение из презентации А. Сыроватко)
-
Вид на «экспериментальный могильник»
После этого «впечатляющего зрелища» абсолютно пустой поляны «экспериментального могильника» с новой силой встаёт вопрос: как же Сыроватко и его команде удаётся выудить столько информации из этих крох тлена дьяковцев?! На лекциях он рассказывает массу подробностей о погребальном обряде этой культуры – вплоть до того, на каких дровах и при какой температуре сжигали покойников. Поэтому после обеда я возвращаюсь на раскоп, чтобы присмотреться к методам, которые здесь применяются.
В первую очередь в глаза, конечно, бросаются тахеометры. Этот прибор изобрели в 80-х годах прошлого века, чтобы упростить работу геодезистов и строителей, но для археологов он открыл новый мир. Его применяют на многих раскопах, однако здесь дело в скрупулёзности подхода. При помощи лазера археологи с точностью до миллиметра фиксируют координаты каждой мельчайшей косточки. Тахеометр запоминает их и позволяет создавать на компьютере трёхмерную модель погребения. Позже, изучая в лаборатории эту картинку, можно восстановить судьбу многострадальной горстки костей: как она располагалась изначально, как её растащил плуг средневекового земледельца и так далее.
-
Археолог показывает на косточку, координаты которой нужно зафиксировать. Красная точка – это лазер тахеометра, который помогает прицеливаться
-
Оператор тахеометра «стреляет» в указанную косточку, фиксируя её координаты
-
3D-модель погребения, полученная с помощью тахеометра
Но это чисто археологические методы. Все материалы на раскопе тщательно упаковываются для того, чтобы передать их на анализ специалистам естественнонаучных отраслей. Кости изучаются антропологами, которые могут выдать массу информации даже из мельчайших образцов. Например, по цвету и характеру растрескивания определить – горела эта кость в составе ещё свежего трупа или уже разложившегося, лишившегося плоти.
Но это ещё не самое интересное. Современные учёные способны получать информацию буквально из пустой земли. В тот день, когда я оказался на раскопе, там работала Татьяна Романис – специалист из Почвенного института. Она отбирала пробы почвы для того, чтобы провести микроморфологический анализ. На границе погребения могут сохраниться остатки разложившегося «сосуда», в котором были захоронены кости – крохотные фрагменты мешковины, кожи или бересты. Почвоведы способны разглядеть их в пробах. Для этого почва пропитывается специальной смолой, затем делается тонкий срез (шлиф), который можно изучать под микроскопом.
Работая со шлифами, почвоведы способны понять, в какое время года было совершено погребение, как долго оно находилось на поверхности земли, в каком состоянии были кости в момент захоронения и так далее.
-
Татьяна Романис фиксирует цветовые характеристики почвы с помощью цветового атласа Манселла
-
Отбор пробы почвы
-
Шлифы в шлифотеке Почвенного института им. В. В. Докучаева
-
Снимок шлифа (из археологического слоя) в проходящем поляризованном свете
Александр Сыроватко демонстрирует ещё одно своё ноу-хау – как получить максимум информации из минимума находок. Практически в любой археологической экспедиции керамика считается массовым материалом. Её находят очень много. Даже из «бедных» раскопов её вывозят ящиками. Но здесь ситуация другая – тут радуются каждому черепку. В одном из погребений найден развал сосуда-приставки – горшка, который в ритуальных целях ставили рядом с захоронением. Александр аккуратно поднимает осколок сосуда и тут же берёт пробу почвы из-под него. Эту землю отправят на споро-пыльцевой анализ. В тот момент, когда осколок керамики упал на землю, он мог накрыть пыльцу цветущих растений. Анализируя её, специалисты многое расскажут о климате эпохи, в которую произошло погребение. А пульс изменения климата, в свою очередь, поможет лучше узнать быт и хозяйство дьяковцев.
-
Отбор пробы на споро-пыльцевой анализ
-
Тот самый кусочек керамики, который, возможно, позволит многое рассказать о природе, окружавшей дьяковцев
Эта культура существовала больше тысячи лет. Эти люди жили одновременно с Геродотом и Тацитом. Дьяковцы застали и Александра Македонского, и Цезаря, пережили и расцвет скифов, и закат сарматской культуры. Но им не повезло: они жили вдалеке от центров цивилизации того времени, поэтому никто не рассказал нам об их судьбе; нам неизвестно даже то, как называл себя этот народ. Но благодаря археологии с каждым днём мы узнаём всё больше и больше об их быте и культуре. И это удивительное достижение современной науки – мы можем воскрешать историю народов, которая, казалось бы, была потеряна навсегда.
- профессор Перзеев, Karl-Franz, Eugene_rus и 2 других пользователя сказали "Спасибо"
#5
Опубликовано 20 Ноябрь 2019 - 08:18

Здесь наверное уместней будет, хотя не только про дьяковскую
защита диссертации Ислановой И.В. "Культурно-исторические процессы во II–VIII вв. н.э. в бассейнах Верхней Волги и Верхней Мсты"
диссертация
автореферат
- "Спасибо" сказали: профессор Перзеев и Karl-Franz
#6
Опубликовано 13 Сентябрь 2021 - 13:13

«Домик мертвых» на Ратьковском могильнике.
( по Т.Н. Новоселова, В.И. Вишневский. Погребальное сооружение – «домик мертвых» Ратьковского финно-угорского могильника VI-VII веков ( по материалам раскопок 2018-2019 годов) // Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. Выпуск 17, М.2021, стр. 66-79).
В 2018-2019 гг. на могильнике Ратьково, относящемся к поздней Дьяковской культуре было открыть и исследовано погребальное сооружение – домик мертвых. Сам памятник расположен у д. Ратьково Александровского р-на Владимирской области, на мысу при впадении р. Рассоловки в р. Дубну. Следов культурного слоя не выявлено. Это могильник. Мыс имеет две черты, делающие его непригодным к устройству укрепленного поселения: изрезанные очертания и неровную покатую поверхность.
Рис.1. Ратьковский могильник. План памятника.
Топография могильника имела гнездовую структуру: участки, заполненные погребальными комплексами отделены друг от друга пространствами, практически не содержащими вещей, а лишь единичные обугленные зерна и фрагменты кремированных костей. Учитывая, что находки инвентаря и остатки погребений находятся главным образом на глубине 0,1-0,3 м., можно допускать, что захоронения совершались в наземных сооружениях.
Рис.2. План раскопов 2018 и 2019 гг. с остатками погребального сооружения: 1-скопление бронзовых находок; 2-развал сосуда.
В 2018-2019 гг., в юго-восточной части могильника, на самом южном краю мыса, у «входа на кладбище», за оврагом найдены остатки небольшого обугленного сруба, размерами 2,8 х 1,7 м., из бревен, диаметром 14-20 см., лежавших на материке. В одном месте зафиксировано их соединение в «чашу». Рядом со срубом и частично под ним обнаружена яма ( 2,6 х 4 м.), глубиной 0,6 м. На ее дне в непотревоженном состоянии находился развал лепного красноглиняного сосуда около 40 фрагментов кремированных костей и шесть обугленных зерен. В непотревоженном состоянии были еще два сосуда: один в восточном углу конструкции ( рис.), другой к северу от нее.
Рис.3. Обугленные остатки погребального сооружения: 1-раскопки 2018 г.; 2- раскопки 2019 г.
В ходе реконструкции восстановлены формы четырех сосудов. Небольшой горшочек с почти сферическим туловом и отогнутым наружу венчиком имеет тонкие стенки, поверхность заглажена и подлощена. Такой тип керамики распространен на Дьяковских городищах. Два других горшка сделаны из глины с примесью крупного песка и дресвы, плохого обжига с бугристой трещиноватой поверхностью. Горшки имеют высокую степень сходства с сосудами из «домика мертвых» на Саввино-Сторожевском городище. Форма ближе всего к серии 3 керамики рязано-окских могильников.
Рис.4. Ратьковский могильник 2018 г. Сосуды из «домика мертвых».
В 2019 г. к востоку от раскопа 2018 г. обнаружено еще одно скопление обугленных бревен диаметром 15-20 см, общей протяженностью по линии С-Ю около 7 м. Здесь удалось выявить два отдельных сруба размерами 2,6 х 2,4 м. и 2,4 х 3,6 м. В двух местах зафиксировано соединение бревен «в чашу». Эти срубы были углублены в материк на глубину 30-50 см., столбовых ям не найдено.
Под деревянными обугленными бревнами находилось скопление обожженных, сильно коррозированных бронзовых предметов, по-видимому остатки головного убора, перемешанные с углем и фрагментами ткани простого полотняного плетения, к которой они были пришиты.
В 2018 г. из обугленных бревен взяты четыре образца для радиоуглеродного датирования. Вот его результаты:
Конструкция датируется серединой 6- серединой 7 века, что сопоставимо с большей частью дат вещей небольшого хронологического диапазона и не противоречит датировкам долго бытовавших вещей:
Радиоуглеродный анализ бревен обугленной конструкции позволяет сузить дату могильника, ранее определенную как 6-9 вв., до 6-7 вв. Погребальные комплексы, вскрытые на противоположном, северном краю площадки могильника включают находку крестовидной фибулы типа AI4, датируемую второй четвертью 5 в., что может свидетельствовать о более ранней начальной стадии функционирования могильника.
Рис.6. Фрагменты головного украшения из домика мертвых: бляшки скорлупки, фрагменты трапецевидных привесок, пронизки -спирали, пронизки- трубочки, бусины-колечки.
Среди находок, относящихся к могильнику обнаружены железные наконечники стрел с жалом и трехгранным туловом треугольного продольного сечения, они датируются 7-9 вв. и встречаются на мерянских поселениях. Найдены пластинчатое кресало, пряжка кольцевидной уплощенной формы с остатками закрепленной иглы и фрагмент плоского кольца, возможно часть пряжки. Шилья, в т.ч. четырехгранные квадратного сечения, с перевитой схожи с найденными исключительно на позднедьяковских поселениях. Фрагменты литейных форм изготовлены из песчаника с глиняным цементом. Из песчаника изготовлен и точильный камень оселок. Фигурная поясная накладка имеет аналогии на позднедьяковских городищах и рязано-окских могильниках и датируются 6 и 7 веками. Также найдены обломок лезвия топора ( или кресало ?) керамическое пряслице подцилиндрической формы со сглаженными ребрами и пр.
Рис.7 : 1-3 наконечникки стрел; 4,11-13-шилья; 5-фрагмент лезвия топора ( кресало?); 6-поясная накладка; 7-фрагмент литейной формы; 8-9-пряслица; 10-кресало; 14-кольцо; 15-16 – пряжки; 17-фрагмент шумящей подвески; 18 – оселок ( 1-6,10-16 – железо; 7,18 – камень; 8-9-керамика; 17-бронза).
Ратьковский могильник – не первая находка погребальных сооружений в Волго-Окском междуречье, относящихся к поздней Дьяковской культуре, но первый такой исследованный могильник, занимавший всю площадь мысового холма. Отмечено, что в двух случаях ( Ратьковский могильник и погребение на Саввино-Сторожевском городище) площадь мыса не превышала 1000 кв. м., кладбища были устроены не на существовавшем поселении, а на пустом месте ( в Ратькове поселенческий культурный слой отсутствовал, а на Саввино-Сторожевском городище период существования датируется концом 1 т.л. до н.э. – началом 1 т.л. н.э. , т.е. до появления захоронений мыс был заброшен). Оба этих примера подтверждают предположение, что «домики мертвых» обычно располагались вне поселений. «Домик мертвых» на городище Березняки противоречит указанным закономерностям. Однако тут было высказано сомнение в том, что данная постройка являлась местом захоронения, а не местом большого пожара с жертвами.
Находясь на значительном расстоянии от другого подобного памятника Дьяковской культуры – «домика мертвых» на Савино-Сторожевском городище, в инвентаре обеих наблюдаются прямые аналогии. В тоже время в инвентаре Ратьковского могильника существенны аналогии другим группам могильников: рязано-окским и мерянским. Сходство с инвентарем мордовских могильников значительно меньше. Эти элементы Ратьковских погребальных комплексов видимо свидетельствуют о культурной инфильтрации в позднедьяковскую среду населения с соседних территорий.
- "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, Брут и Tora_sama
#10
Опубликовано 04 Апрель 2025 - 15:21

Кстати о Дьяковом городище. Недавно вышла статья под авторством И.Р. Ахмедова, Н.А. Биркиной, В .Г. Черненко. Клад Дьякова городища. Новый взгляд на классические находки ( КСИА Вып. 276, 2024 ).
Клад широко известен, неоднократно фигурировал в литературе, предлагались разные интерпретации и т.д. По мнению авторов указанной статьи вероятное время депонирования клада середина 5 в. н.э. Значительная часть вещей связана по происхождению с Рязанским Поочьем. данный комплекс тесно связан с Рязанским Поочьем и, вероятно, представляет собой лом цветного металла для ювелирного производства. Возможно эти вещи могли попасть на Дьяковское городище в результате обмена, но авторы не исключают и других вариантов, например разграбление захоронений рязано-окцев во время военных конфликтов или в другой ситуации.
КСИА № 276 ( стр. 192-209): https://archaeolog.r...ia/ksia-276.pdf
- "Спасибо" сказали: Tora_sama
#11
Опубликовано 04 Апрель 2025 - 20:05

Кстати о Дьяковом городище. Недавно вышла статья под авторством И.Р. Ахмедова, Н.А. Биркиной, В .Г. Черненко. Клад Дьякова городища. Новый взгляд на классические находки ( КСИА Вып. 276, 2024 ).
Клад широко известен, неоднократно фигурировал в литературе, предлагались разные интерпретации и т.д. По мнению авторов указанной статьи вероятное время депонирования клада середина 5 в. н.э. Значительная часть вещей связана по происхождению с Рязанским Поочьем. данный комплекс тесно связан с Рязанским Поочьем и, вероятно, представляет собой лом цветного металла для ювелирного производства. Возможно эти вещи могли попасть на Дьяковское городище в результате обмена, но авторы не исключают и других вариантов, например разграбление захоронений рязано-окцев во время военных конфликтов или в другой ситуации.
КСИА № 276 ( стр. 192-209): https://archaeolog.r...ia/ksia-276.pdf
Интересно конечно, может торговля была?
#12
Опубликовано 05 Апрель 2025 - 10:28

Интересно конечно, может торговля была?
Давайте попробуем порассуждать. Рассматривать этот клад как некий полноценный комплекс нельзя и вот почему. Как известно этот клад был найден случайно местными крестьянами, большая часть предметов распродана, до нас дошла только его малая часть. Его дальнейшая «научная» обработка в конце 19 века оставляет желать лучшего. Среди артефактов есть более древние вещи, например акозинская гривна. Как отмечают сами авторы, они могли быть связаны с древнем культурным слоем Дьякова городища, т.е. не вообще относиться к данному комплексу. Обстоятельства находки вполне позволят сделать такие предположения, тут с авторами можно согласиться.
Авторы считают основную часть клада ( а это бронзовые украшения рязанских финнов) ломом цветного металла, поскольку многие предметы преднамеренно сломаны на несколько фрагментов. Представляется вполне правдоподобным, а в нашем контексте важно, что новые обладатели скорее всего не собирались их использовать в качестве уже готовых украшений.
Среди вещей из клада есть целый ряд украшений, характерных для «престижных» захоронений рязано-окских финнов. Например, различные специфические шейные гривны – основной тип шейных украшений- помимо рязано-окцев, некоторые типы встречаются у родственного последним населения Верхнего Посурья и Примокшанья, а вот сведений о таких украшениях у носителей Дьяковской культуры авторы не приводят, видимо их нет. Или различные спиральные многовитковые браслеты, их основное бытование в культуре рязано-окских финнов и они всегда входят в состав «престижных» погребальных наборов украшений. Находки спиральных браслетов из проволоки сегментовидного и подтреугольного сечения на дьяковских городищах Щербинка и Подмоклово рассматриваются как попытки воспроизвести инокультурные . Вывод здесь такой: скорее всего эти «престижные» вещи не являлись предметами широкого обмена/торговли.
Каким образом все это могло попасть к жителям Дьякова городища? Авторы допускают что предметы могли быть получены в результате обмена/ торговли. Но здесь важно отметить, что для дьяковцев это был лом цветного металла, т.е. сырье для дальнейшей переработки. Так что, дьяковцы выменяли/приобрели эти несомненно очень дорогие и ценные вещи у рязано-окцев, чтобы превратить их в лом, как сырье ? Честно говоря, выглядит сомнительно. Выражаясь современным языком, можно было приобрести и менее дорогостоящее сырье аналогичного качества (бронза). На мой взгляд, здесь есть какая-то аказия, какой-то неожиданный случай. Можно например пофантазировать, что вещи были получены дьяковцами как сырье в результате обмена непосредственно или опосредованно от какой-то группы рязанских финнов, оказавшихся в крайне затруднительном положении, отдавших их «дешево». Лично мне более вероятным представляется другое. Украшения изначально происходят из разграбленных могил рязано-окцев либо во время военных конфликтов, либо в другой ситуации. В этом случае ценность представлял только металл. Происходить это могло быть как непосредственно, так и опосредованно. Сами авторы статьи также не исключают и такой вариант, тем более что случаи древнего разграбления могил рязано-окцев известны. Вот такое у меня сложилось впечатление по материалам публикации, возможно у кого-то оно будет другое.
- "Спасибо" сказали: leo, parastais и Tora_sama
#16
Опубликовано 13 Апрель 2025 - 10:17

Еще раз о погребениях у дьяковцев.
Любопытная статья опубликована авторами А.С. Сыроватко, В.П. Гксева, Н.Г. Свиркина, Е.А. Клещенко.Погребения Соколовой пустыни из исследований 2019 г: парадоксы новых открытий / Тверской Археологический Сборник № 12, 2021 ( стр. 150-162).
В статье представлены результаты раскопок 2019 года на поселении и могильнике Соколова Пустынь (Ступинский район Московской области). В раскопе исследованы две кремации, изначально они были размещены в небольших ямах или на древней дневной поверхности. Захоронения датируются эпохой викингов. Под слоем кремации впервые на древнем памятнике обнаружено трупоположение. Согласно радиоуглеродному датированию захоронение можно отнести к Дьяковской культуре - к 1 в. н.э. Найденный вместе с покойником железный нож не противоречит этой датировке. В статье анализируются возможные аналогии обнаруженному захоронению. Основная идея авторов в том, что в среднем течении Оки от Коломны до Серпухова в финале РЖВ -эпохи ВПН наблюдается необычайное разнообразие погребений: известны поля захоронений, курганы с кремациями и ингумациями. Такое разнообразие погребальных традиций авторы связывают с тем, что данная территория стала пограничной зоной между культурой КРОМ, Мощинской и поздней Дьяковской культурами, где проживали многие группы людей не связанные ни с одной из этих культур.
ТАС № 12:
https://www.old.arch...1TAS12.pdf/view
- "Спасибо" сказали: Tora_sama
#17
Опубликовано 13 Апрель 2025 - 13:28

Еще раз о погребениях у дьяковцев.
Любопытная статья опубликована авторами А.С. Сыроватко, В.П. Гксева, Н.Г. Свиркина, Е.А. Клещенко.Погребения Соколовой пустыни из исследований 2019 г: парадоксы новых открытий / Тверской Археологический Сборник № 12, 2021 ( стр. 150-162).
В статье представлены результаты раскопок 2019 года на поселении и могильнике Соколова Пустынь (Ступинский район Московской области). В раскопе исследованы две кремации, изначально они были размещены в небольших ямах или на древней дневной поверхности. Захоронения датируются эпохой викингов. Под слоем кремации впервые на древнем памятнике обнаружено трупоположение. Согласно радиоуглеродному датированию захоронение можно отнести к Дьяковской культуре - к 1 в. н.э. Найденный вместе с покойником железный нож не противоречит этой датировке. В статье анализируются возможные аналогии обнаруженному захоронению. Основная идея авторов в том, что в среднем течении Оки от Коломны до Серпухова в финале РЖВ -эпохи ВПН наблюдается необычайное разнообразие погребений: известны поля захоронений, курганы с кремациями и ингумациями. Такое разнообразие погребальных традиций авторы связывают с тем, что данная территория стала пограничной зоной между культурой КРОМ, Мощинской и поздней Дьяковской культурами, где проживали многие группы людей не связанные ни с одной из этих культур.
ТАС № 12:
Там само месте весьма удобное для проживания, не раз там бывал. Другой вопрос, что за Окой уже степь практически, а на высоком берегу Оки и дальше на север в сторону Москвы были сплошь леса по картам. Получается Ока в районе Ступино/Старой Каширы отделяла лесную зону от степной. Видимо разные группы разных культур торговали или обменивались по реке.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей