Суть космологии Адваиты-Веданты
кратко, простым языком и без пафосных санскритских терминов
кратко, простым языком и без пафосных санскритских терминов
Адваита значит «недвойственность». В основе этого учения – крайне странная для западного ума идея, что Бог не является другим существом, с которым можно строить какие-то отношения. Но, в отличие от любых авраамических теологий, адваита построена от начала до конца на железной логике. В ней никогда не бывает такого, чтобы какой-либо кирпич опирался на воздух.
Если мы признаём, что Бог всемогущ, то из этого непременно следует вывод, что ему никто не может противостоять. Если Бог может и хочет сделать так, чтобы мы Ему не сопротивлялись, то он сделает так, если нужно, верно? А если Он может хоть раз подчинить себе нашу волю, то может быть, наша воля – и всегда есть Его воля? Может, Он и всемогущ-то именно потому, что делает всё нашими руками? Всевидящ – потому, что видит всё нашими глазами? Всезнающ – потому, что думает и осознаёт всё нашими мозгами? Всепроникающ – потому, что находится в каждом живом существе!
Если мы признаём, что Бог сотворил этот мир, то возникает вопрос: а что же было до этого? Если ничего, то каким же образом Он сделал мир из ничего? Так может быть, никакого Творения и не было? Может быть, весь этот материальный мир, включая наши тела – просто Его фантазия? Но почему бы Его фантазии не быть для нас, осознающих себя в качестве вот этих материальных тел, самой твёрдой реальностью?! На то ведь он и Бог, правда?
Если мы признаём, что Бог во Вселенной– един, то это значит, что Ему не с кем себя сравнивать. Все наши свойства внешности, характера и так далее – мы замечаем лишь потому, что вокруг нас есть существа, отличающиеся от нас по этим качествам. Следовательно, у Бога нет черт характера. Нет внешности. И вообще никаких свойств. Он ведь включает в себя все качества и свойства, существующие в этой Вселенной, а других-то и нет!
Кроме того, и наше осознание своего «я» существует постольку, поскольку в мире помимо нас есть «другие»: люди и вещи, с которыми мы можем взаимодействовать. Они могут приносить нам удовольствие, или вред. Но для Бога не существует никакого «внешнего мира», так как Он сам – и есть всё. Следовательно, Он не осознаёт себя как целое.
Зато, когда Он появляется в нашем мире в теле Ксении Собчак, он приобретает свойства Ксении Собчак, и осознаёт себя как Ксения Собчак. Когда он в теле муравья, он имеет свойства муравья. Когда Он в теле цветка, Он осознаёт себя цветком. Когда Он в теле дуба, Он чувствует себя дубом. Это – единственный способ, каким Бог может осознать себя, будучи одиноким во Вселенной. Осознать себя каждой живой душой, в ней обитающей, прожить в ней квазиллионы жизней, видя всё как бы со стороны и взаимодействуя с самим собой в дециллионах форм.
Итак, согласно Адваите, наш Создатель – шизофреник, имеющий
Чем, спросите вы, такое переживание себя как Бога отличается от мании величия в терминальной стадии? Последнее – это раздувание своего «я» до размеров Вселенной. Адваита – это, напротив, помещение всей Вселенной внутрь своего «я».
У многих народов мира есть поверье, что каждый младенец, появляясь на свет, ощущает себя всемогущим божеством. И только когда к нему приходит подозрение, будто это не так, он начинает плакать…