текст будет редактироваться
Цитата
Илона Вашкявичюте
ЗЕМГАЛЫ V–XII ВЕКОВ
РЕЗЮМЕ
Вступление
Исследования археологических памятников Литвы, древнейшей культуры и истории ее жителей ведутсяв течение почти двух столетий. Известно, что до образования государства и литовской народности на территории современной Литвы жили курши, скалвы, селы, судувы, литовцы и другие племена. Данная работа посвящена изучению культуры земгалов V–XII веков.
Территории проживания земгалов в XIII–XIV вв. в бассейне рек Муша–Лелупе оказались в двух государствах–южная часть в Великом Княжестве Литовском, а северная – в Ливонии. Эта политическая граница, разделившая места проживания земгалов, продержалась несколько столетий и в 1918–1920 гг. вновь утвердилась границей между Литвой и Латвией. В Литве остался только южный край территории проживания земгалов. Археологические исследования этой части Литвы исчерпываются изучен ием лишь нескольких более или менее изученных могильников. Значительная часть исследованных материалов относится к V–XII вв. Этот факт и определил объем данной работы. Таким образом, работа опирается на результаты изучения находок могильников, поскольку на Земгальской части, относящейся к Литве, нету исследованных поселений и городищь.
Полученные данные дают возможность изучить обычай хоронить умерших земгалов V–XI вв., культуу украшений и оружия. Эти данные мы можем сравнить с данными изучения могильников куршей, жямайтов, аукштайтов и латгалов. Это также позволяет уточнить границы территории проживания земгалов, их отношения с соседними племенами. Рассмотрению этих вопросов уделено основное внимание. Также ощущается нехватка археологического материала, относящегося к XIII–XIV вв. этой территории не обнаружено изученных могильников этого периода. Поэтому сейчас еще трудно сказать, в какой степени южная часть Земгалы пострадала от Ливонского ордена, архиепископа Риги и от войск феодалов. Неизвестно, превратилась ли она в сплошную пустошь, остались ли здесь древние жители, а также когда началась колонизация этой территории. Можно добавить, что до сих пор археологам не удалось обнаружить поселений, относящихся к XIV–XV вв., и могил земгалов, переселившихся в Литву в конце XIII века.
Обзор исследований
Земгала и ее жители с конца XIX века оказалась в центре внимания языковедов, историков и археологов Литвы и Латвии. Поэтому литература о земгалах достаточно обширна. Обратимся к некоторым важнейшим штудиям. В конце XIX века немецкий исследователь А. Биленштейн, опираясьна Г. Латвиса и на акты XII–XIV в. и другие письменные источники, установил приблизительные границы Земгалы. Наименее четкими для автора остались южная и восточная границы. Впервые интерес к Земгале в Литве проявился как картографирование ее археологических памятников (Покровский, 1989, Elisonas, 1925). В 1928 г. была опубликована книга П.Тарасенко «Материалы литовской археологии» (Tarasenka, 1928), в которой было представлено развитие археологической науки в Литве, а также обзор существовавших здесь культур. В 1926 г. в Риге вышла книга «Археология Латвии» (Latvijas, 1926), в одном из разделов которой было дано описание племен балтов, живших на территории Латвии. Территория проживания земгалов совпадает с установленной А.Биленштейном. В книге также представлены черты, характерные для культуры земгалов. В 1938 г. в Риге опубликована «История Латвии» (Latviesu, 1938). На карте обозначены племена балтов. Согласно этой карте, в I–IV в н.э. земгалы проживали на несколько большей территории, чем когда бы то ни было, однако интересующая нас южная граница этой территории обозначена традиционно – Муша (Latviesu, 1938,р.106). В V–IX в.в. н.э. территория проживания земгалов уменьшилась. В IX–XIII в.в. эта территория еще больше сократилась и в начале второго тысячелетия охватила почти такую же площадь, какую наметил А.Биленштейн. В первом научном обзоре Й.Пузинаса (Puzinas, 1938) был представлен систематизированный материал со всей территории Литвы. Автор выделил Земгалу – бассейн Муши – Акмяне – Шяуляй – Розалимас – Пумпенай – Биржяй (Puzinas, 1938, р. 275). Книга М.Альсейкайте «Балты в доисторические времена» (Alseikaite, 1944) была одной из первых работ, в которой рассматривалась столь обширная теория происхождения балтов. Для земгалов в Литве автор отвела территорию до Таурагнай – Сведасай. Вместе с тем, западная граница проживания земгалов, то есть граница с куршами, совсем не указана. В связи с некоторым оживлением работ по изучению памятников в 60-е годы было накоплено больше материалов для решения вопросов этнической истории. В книге эстонского археолога Х.Мооры, вышедшей в 1952 г. и посвященной балтийским племенам в Латвии (Mooрa, 1952), указано, что уже во II в. н. э. выкристаллизовались особые культурные области – территория между Вентой и Даугувой отводилась земгалам. В изданной в 1961 г. книге «Черты археологии Литвы» (LAB, 1961) достаточно полно представлена предыстория Литвы вплоть до образования государства. Книга содержит немало данных и о могильниках на севере Литвы, объединенных в отдельную группу. Более полно культуру земгалов представила Р.Волкайте-Куликаускене в книге «Литовцы в IX–XII в.в.» (Volkaite-Kulikauskiene, 1970). По мнению автора, земгалы в начале II тысячелетия н.э. двигались более к северу, а их территорию на юге заняли аукштайты и жямайты. А.Таутавичюс в статье о манжетообразных браслетах (Таутавичюс, 1970, с. 197–202) также коснулся вопроса о локализации земгалов. В работе представлена карта распространения этих браслетов, что указывает и на племенные границы земгалов. Важным шагом вперед в исследовании этнической истории балтийских племен было создание археологических атласов Литвы (LAA, 1974, 1975, 1977, 1978). На основании могильников выделена территория проживания земгалов – бассейн рек Муша – Левуо. На западе она доходила до реки Вента, на югозападе – до района Шяуляй, на юговостоке – до северной окраины Панявежиса, восточная граница так и остается неясной, поскольку есть нехватка изученных памятников V– XII в. в. в районах Купишкис, Рокишкис и Биржай (LAA, 1975, p. 18). Земгалам отводится несколько более обширная территория, чембыла прежде. А.Таутавичюс в статьях «Балтийские племена в I тысячелетии н.э. на территории Литвы» (Таутавичюс, 1980) и «Этногенез жямайтов» (Tautavicius, 1981) рассуждал о выделении племени земгалов из общего образования, то есть из области культуры курганов северной и западной Литвы. Отмечая территорию проживания этого племени, автор подчеркнул родственность культур жямайтов и земгалов. В изданной в 1985 г. книге М.Гимбутене «Балты в доисторические времена» (Gimbutiene, 1985) уделено значительное место процессу формирования племен. Автор отвела земгалам часть центральной Латвии и северную часть Литвы, находящуюся в бассейне Муши. Вместе с тем, южную границу Земгалы исследовательница подробнее не представила. М.Михелбертас в книге «Древний железный век в Литве» (Michelbertas, 1986) рассматривал весьма важный период формирования культуры всех племен. Уделив немало места курганам с каменными венками на Севере Литвы, автор констатировал, что культура земгалов развилась из культуры курганов северо-восточной области около 350– 450 г. г. (Michelbertas, 1986, p. 240). Книга В.Седова «Фино-угры и балты в средние века» (Седов, 1987) посвящена истории всех балтских племен. Автор опирался на данные археологии Литвы и Латвии, и, тем не менее, он поделил племена на «латышей» и «литовцев» согласно исторически сложившимся государственным границам. По мнению автора, такие племена, как земгалы и селы, – это латышские племена, тем самым словно подтверждая мнение А.Биленштейна о том, что земгалы и латгалы говорили на латышском языке. Остается добавить, что в монографии В.Казакявичюса об оружии II–VII в.в. (Казакявичюс, 1988) немало места уделено вооружению земгалов. В книге «Этногенез литовцев» (Lietuviu etnogeneze, 1987) специалисты из нескольких областей предприняли попытку выяснить процесс формирования литовской нации. Большое место в этой работе уделено дифференциировавшимся племенам балтов, в том числе и земгалам. За последние десятилетия среди археологов Латвии наибольшее внимание к могильникам Земгалы проявил М.Атгазис. Фундаментальная работа по этому вопросу опубликована в сборнике статей, посвященному этнической истории (Атгазис, 1980, с. 89–101). Автор выводит происхождение земгалов из культуры курганов с каменными венками, расположенными на севере Литвы и на юге Латвии. Также было установлено, что на севере эта область достигала реки Лиелстраупе, на западе – Занте и Ежяре, а границы с Латгалой все еще не ясны. Южная граница
племени земгалов, по мнению автора, совпадает с той, которую провел А.Таутавичюс. Изучению связей между земгалами и куршами посвящена статья автора данной работы(Vaskeviciute, 1989, p.55– 67), в которой использован материал могильника Павирвите. Помимо упомянутых важных и значительных работ по вопросам культуры земгалов и этнической истории, имеется немало других статей и работ, в которых эта территория и ее жители рассмотрены в том или ином аспекте. Прежде всего, это статьи, в которых представлены материалы из раскопок памятников, а также отдельные находки или группы находок. В 1943 г. Р.Волкайте-Куликаускене опубликовала статью о найденных в могильнике Стачюнай шейных гривнах (Volkaite-Kulikauskiene, 1943, р.80–95), а в 1954 г. – о результатах раскопок могильника Линксмучяй в 1948 г. (Volkaite- Kulikauskiene, 1951, р.279–314). О.Навицкайте исследовала остатки разрушенного могильника Диржяй и написала об этом памятнике статью (Navickaite, 1959, р.151–158), а позже в работе «Исследования грунтовых могильников в Литве в 1948–1958 г.г.» (Navickaite, 1961, р.66–100) подробно рассказала об изучении могильников Диржяй, Дегесяй, Линксмучяй, Папиле.
В работе «Торговые связи жителей
Литвы во II–XII в.в.» (Lietuvos gyventoju…,
1972) разные авторы упоминают о
найденных в Земгале импортных
изделиях, сплавах серебра. В книге
«Материальная культура Литвы в IX–
XII в.в.» (Lietuviu, 1978;1981) многие
вопросы по этой тематике решаются на
основе земгальских материалов.
В двух книгах о серебряных
украшениях (Tautaviciene, 1981; Vaitkunskiene,
1981) опубликованы данные и о
многочисленных находках в Земгале.
Автор данной работы писала о головных
украшениях, булавках, которые носили
женщины южной Земгалы, о мужских
фибулах, о начале животнообразного
орнамента и использовавшися
формочках для литья (Vaskeviciute, 1978,
р.24–30, 1980, р.101–104, 1982, р.56–
61, 1982а, р.93–95, 1984, р.112–114).
Кроме того, опубликована серия статей
об изучении могильника Яунейкяй (Vaskeviciute,
1985; 1986; 1987; 1987а; 1987в).
В 1990–2000 г. г. появилось немало
работ, в которых Земгала рассматривалась
в том или ином аспекте. Так,
И.Вашкявичюте опубликовала статью о
спиральных венках IV–XI в.в., в том
числе и о найденных в южной Земгале
(Vaskeviciute, 1992, р.128–134).
Погребальному обряду земгалов
посвящена статья И.Вашкявичюте «Burial
practices in one of the Baltic tribes-Semigallians
» (Vaskeviciute, 1992а, р. 91–
98). Статья тогоже автора о проблемах
южной границы Земгалы опубликована
в журнале «Ziemgala» (Vaskeviciute,
1999а, р.2–7). Также опубликованы
материалы раскопок двух земгальских
могильников – Шукёняй и Стунгяй (Vaskeviciute,
2001а, р.159–224; Vaskeviciute,
2001в, р. 225–262).
А.Таутавичюс в своей книге о среднем
железном веке (Tautavicius, 1996)
Земгале уделил немало места. Автор
рассмотрел процесс образования
этнической области Земгалы, охарактеризовал
важнейшие погребенияпамятники
того периода, черты обряда
захоронения, комплект инвентаря,
подчеркивая мысль том, что культура
этой области не была однородной. В
южной части ареала она ближе культуре
жямайтов, а в восточной – ощутимо большее влияние культуры селов и
латгалов. Данная область охватывает
бассейн Муши с запада и на юго-западе
достигает реку Вента, на севере – бассейн
Лелупе до Даугавы. Говоря об инвентаре,
автор указывает хронологию, границы
распространения. Также указаны орудия
труда, оружие и украшения, характерные
для земгалов.
Статья В.Казакявичюса «Шлем из
могильника Павирвите-Гудай» посвящена
шлему, найденному с трупосожжением
в погребении №65 могильника
Павирвите (Казакявичюс, 1998, с.129–
135). Другая статья того же автора
рассказывает о найденной в погребении
№5 могильника Линкува наконечнике
ножен меча, изготовленном местными
мастерами, но по скандинавскому
образцу (Kazakevicius, 2000, p. 19–24).
А.Симнишките, рассказывая в своей
работе о питьевых рогах в Литве,
упоминает и о найденных в Земгале – в
Яунейкяй, Линкайчяй, Линксмучяй,
Павирвите, Стунгяй, Шукёняй (Simniskyte,
1998, p. 185–245). Е.Василяускас
написал статью о торговых путях и
центрах Земгалы (Vasiliauskas, 1999, p. 79–
99). Историческому периоду Земгалы
XII–XIII в.в. посвящена статья
Р.Яроцкиса «Semigala 1100–1400. A review
of archaeological and historical sources
» (Jarockis, 1998, p. 45–53).
Обзор представленной литературы
свидетельствует о том, что исследованиям
культуры и истории земгалов
уделяется большое внимание как в Литве,
так и в Латвии, на чьей территории
осталась несколько большая часть
территорий, на которых жили земгалы,
а также большинство их археологических
памятников.
Исследования археологических памятников
Исследования в Литве
Сколько-нибудь обширные исследования
на протяжении всего XIX в. так не
были начаты. Лишь в 40-е годы
Шяуляйское Краеведческое общество
под руководством Б.Тарвидаса провело
незначительные раскопки нескольких
могильников. В 1992 г. музей Культуры
Витаутаса Великого исследовал
могильник Мельдиняй (рук. П. Балелюнас).
В 1943 г. исследова-тельские
работы продолжил П. Куликаускас. Им
же в 1948 г. были начаты раскопки
могильника Линксмучяй, которые в
1949 г. продолжила Р.ВолкайтеКуликаускене.
В 1949 г. П.Куликаускас
изучал могильник Дягесяй, который в
1999 г. исследовала Е. Стришкене.
В 1955 г. Шяуляйский музей «Аушра»
(рук. И.Наудужас) провел раскопки частично разрушенного могильника
Папиле и Валдамай. Остатки этого
памятника в 1968 г. изучал А.Таутавичюс
и в 1989 г. Шяуляйский музей «Аушра»
(руководитель работ Б. Салаткене).
В 1956 г. этот же музей предпринял
попытку раскопок городища Жвелгайчяй.
В 1996 г. Б. Яроцкис на площадке
городище сделал несколько скважин, были
начаты раскопки городища Рактуве.
В 1957 г. О. Навицкайте и В.Урбанавичюс
вели раскопки могильника Диржяй,
в 1996–1999 г. г. эти работы продолжила
Е. Стришкене.
В 1973 г. Б. Таутавичене изучала
могильник Памишкяй. В 1974 г.
Е.Бутенене продолжила начатые в 1939 г.
П.Балелюнасом раскопки могильника
Мельдиняй.
В 1975–1976 г. г. А Таутавичюс и Б. Таутавичене вели раскопки
могильника Яунейкяй. Благодаря своему
географическому положению, объему
исследований и обилию собранного
материала этот памятник стал одним из
важнейших источников изучения
культуры жителей южной части
Земгалы.
В 1977 г. А. Холодинскене начала
раскопки могильника Павирвите-Гудай,
которые были продолжены и в 1978–
1979 г. г., затем в 1982 г. В 1983–1984 г. г.
этот могильник изучала И. Вашкявичюте.
В 1985 г. Б. Даканис и в 1986 г.
И.Вашкявичюте вели раскопки
могильника Стунгяй (Йонишкский р-н).
В 1988 г. В. Шименас начал раскопки
могильника Шукёняй (Пакруойский рн),
в 1989 г. и в 1990 г. их продолжила
И.Вашкявичюте.
За последние десятилетия археологический
материал Земгалы пополнился
благодаря еще нескольким исследованиям
меньшего объема.
Исследования в Латвии
Земгальские памятники, находящиеся
в Латвии, дождались внимания
исследователей гораздо раньше, чем в
Литве. Уже в 1886 г. К. Бой,
Т. Кайзерлинг и Е. Шмидт начали
раскопки могильника возле Вецсауле
Чепанай, которые в 1892 г. продолжил
Ф. Браун, а К Бой – могильник Цемалде.
Большое значение имели исследования
могильника V–VII в. в. КатлакалнсПлавниккалнс.
В свое время
существовали предположения о том, что
в Земгале могли находиться бывшие
германские колонии, однако раcкопки
упомянутого могильника их опровергли.
Р. Хаусманн изучал городище Тервете
(вместе с А. Биленштейном).
После Первой мировой войны, с
образованием Латвийской Республики,
археологией занимались такие известные
люди, как Ф. Балодис, А. Карнупс,
Р. Шноре, Е. Шноре, Х. Риекстинш,
Е. Штурмс и др.
Большое внимание уделялось
изучению городищь. В тот период велись
раскопки в главных центрах Земгалы –
Даугмале, Межотне. В годы войны
раскопки археологических памятников
прервалось, полученные результаты
почти не публиковались.
В послевоенное время в связи с
оживлением хозяйственной деятельности,
возросли объем и масштаб
раскопок памятников. На территории
Земгалы работали археологи В. Уртанс,
Е. Бривкалне, А. Стубавс, Й. Дайга,
М. Атгазис и др.
Была проведена тщательная
регистрация памятников, в результате
чего выяснилось, что в латвийской части
Земгалы находится 25 городищь и почти
50 могильников. Значительная часть этих
памятников остается неисследованной.
Сразу же после войны начались
раскопки самых известных городищь
Земгалы или были продолжены ранее
начатые. Е. Бривкалне вела раскопки
городища Тервете, а позднее эти работы
продолжил Ф. Загорскис. Й. Дайга вела
раскопки городища и поселения Добеле
(в 1952, 1956, 1959, 1977 г.г.), а также
городища Камарде. В. Уртанс изучал
городище Даугмале в 1966–1970 г. г., а
М. Атгазис – городище Межотне
(1969 г.).
Тем не менее, изучение городищь
Земгалы не привело к созданию
монографий и исчерпывающих
публикаций.
Интенсивно исследовались и
могильники. Так, в 1959 г. Я. Граудонис
вел раскопки могильника Аграриеши,
И. Цимермане – в 1964 г. могильник
Кайюкрог, М. Атгазис – ДолесЛеяскивути,
в 1976 г. – могильник Кури.
В 1976 г. Я. Граудонис изучал могильник
Циемалде, и в это же время А. Цауне – могильник Силини, М. Атгазис –
могильник Терветес Аншкини.
Я. Граудонис в 1977–79 г. г. – могильник
Какужени (гора Миклас), в 1979 г. и в
1981 г. М.Атгазис вел раскопки
могильника Балас-Шкерстайни. В 1982
г. были окончены раскопки могильника
Добеле. В течение целых 17 сезонов
М. Атгазис и В. Бебре вели раскопки
могильника Дренгери-Чункани, который
до сих пор остается наиболее изученным
могильником во всей Земгале.
В 1984–1985 г. г. Я. Асарис проводил
раскопки могильника Приедиши. В
1991 г. А. Вилка изучал могильник
Русиши-Дебеши, а Я Уртанс в 1992–
94 г. г. – могильник Гайдяли – Видучи.
Обобщая все сказанное и сравнивая
результаты исследования с аналогичными
исследованиями памятников в части
Земгалы, находящейся на территории
Литвы, необходимо отметить, что о
городищах и поселениях в Латвии
известно несравнимо больше, чем в
Литве. В Латвии изучены все 5 самых
крупных городищь, а в Литве ни одного.
Могильники на территории Земгалы
изучены почти одинаково. Полученные
материалы свидетельствуют, что в
Латвии наиболее изученными являются
V–VII в. в., поскольку больше всего
изученных погребений относится к этому
периоду. В Литве же более всего
изучались захоронения IX–XI в. в. Как
видим, материалы археологических
исследований в Латвии до сих пор ждут
монографического обобщения. О
большинстве изученных могильников
опубликована лишь краткая
информация. В работах латвийских
археологов остаются не рассмотренными
отношения между культурами земгалов
и куршей, земгалов и ливов. Остается
неопубликованным обширный материал
о могильниках XIV–XVII в. в., который
мог бы дополнить зафиксированные в
письменных источниках факты
опустошения Земгалы в XIII в. и слияния
ее жителей с формирующейся нацией
латышей.
ЗЕМГАЛЫ V–XII ВЕКОВ
РЕЗЮМЕ
Вступление
Исследования археологических памятников Литвы, древнейшей культуры и истории ее жителей ведутсяв течение почти двух столетий. Известно, что до образования государства и литовской народности на территории современной Литвы жили курши, скалвы, селы, судувы, литовцы и другие племена. Данная работа посвящена изучению культуры земгалов V–XII веков.
Территории проживания земгалов в XIII–XIV вв. в бассейне рек Муша–Лелупе оказались в двух государствах–южная часть в Великом Княжестве Литовском, а северная – в Ливонии. Эта политическая граница, разделившая места проживания земгалов, продержалась несколько столетий и в 1918–1920 гг. вновь утвердилась границей между Литвой и Латвией. В Литве остался только южный край территории проживания земгалов. Археологические исследования этой части Литвы исчерпываются изучен ием лишь нескольких более или менее изученных могильников. Значительная часть исследованных материалов относится к V–XII вв. Этот факт и определил объем данной работы. Таким образом, работа опирается на результаты изучения находок могильников, поскольку на Земгальской части, относящейся к Литве, нету исследованных поселений и городищь.
Полученные данные дают возможность изучить обычай хоронить умерших земгалов V–XI вв., культуу украшений и оружия. Эти данные мы можем сравнить с данными изучения могильников куршей, жямайтов, аукштайтов и латгалов. Это также позволяет уточнить границы территории проживания земгалов, их отношения с соседними племенами. Рассмотрению этих вопросов уделено основное внимание. Также ощущается нехватка археологического материала, относящегося к XIII–XIV вв. этой территории не обнаружено изученных могильников этого периода. Поэтому сейчас еще трудно сказать, в какой степени южная часть Земгалы пострадала от Ливонского ордена, архиепископа Риги и от войск феодалов. Неизвестно, превратилась ли она в сплошную пустошь, остались ли здесь древние жители, а также когда началась колонизация этой территории. Можно добавить, что до сих пор археологам не удалось обнаружить поселений, относящихся к XIV–XV вв., и могил земгалов, переселившихся в Литву в конце XIII века.
Обзор исследований
Земгала и ее жители с конца XIX века оказалась в центре внимания языковедов, историков и археологов Литвы и Латвии. Поэтому литература о земгалах достаточно обширна. Обратимся к некоторым важнейшим штудиям. В конце XIX века немецкий исследователь А. Биленштейн, опираясьна Г. Латвиса и на акты XII–XIV в. и другие письменные источники, установил приблизительные границы Земгалы. Наименее четкими для автора остались южная и восточная границы. Впервые интерес к Земгале в Литве проявился как картографирование ее археологических памятников (Покровский, 1989, Elisonas, 1925). В 1928 г. была опубликована книга П.Тарасенко «Материалы литовской археологии» (Tarasenka, 1928), в которой было представлено развитие археологической науки в Литве, а также обзор существовавших здесь культур. В 1926 г. в Риге вышла книга «Археология Латвии» (Latvijas, 1926), в одном из разделов которой было дано описание племен балтов, живших на территории Латвии. Территория проживания земгалов совпадает с установленной А.Биленштейном. В книге также представлены черты, характерные для культуры земгалов. В 1938 г. в Риге опубликована «История Латвии» (Latviesu, 1938). На карте обозначены племена балтов. Согласно этой карте, в I–IV в н.э. земгалы проживали на несколько большей территории, чем когда бы то ни было, однако интересующая нас южная граница этой территории обозначена традиционно – Муша (Latviesu, 1938,р.106). В V–IX в.в. н.э. территория проживания земгалов уменьшилась. В IX–XIII в.в. эта территория еще больше сократилась и в начале второго тысячелетия охватила почти такую же площадь, какую наметил А.Биленштейн. В первом научном обзоре Й.Пузинаса (Puzinas, 1938) был представлен систематизированный материал со всей территории Литвы. Автор выделил Земгалу – бассейн Муши – Акмяне – Шяуляй – Розалимас – Пумпенай – Биржяй (Puzinas, 1938, р. 275). Книга М.Альсейкайте «Балты в доисторические времена» (Alseikaite, 1944) была одной из первых работ, в которой рассматривалась столь обширная теория происхождения балтов. Для земгалов в Литве автор отвела территорию до Таурагнай – Сведасай. Вместе с тем, западная граница проживания земгалов, то есть граница с куршами, совсем не указана. В связи с некоторым оживлением работ по изучению памятников в 60-е годы было накоплено больше материалов для решения вопросов этнической истории. В книге эстонского археолога Х.Мооры, вышедшей в 1952 г. и посвященной балтийским племенам в Латвии (Mooрa, 1952), указано, что уже во II в. н. э. выкристаллизовались особые культурные области – территория между Вентой и Даугувой отводилась земгалам. В изданной в 1961 г. книге «Черты археологии Литвы» (LAB, 1961) достаточно полно представлена предыстория Литвы вплоть до образования государства. Книга содержит немало данных и о могильниках на севере Литвы, объединенных в отдельную группу. Более полно культуру земгалов представила Р.Волкайте-Куликаускене в книге «Литовцы в IX–XII в.в.» (Volkaite-Kulikauskiene, 1970). По мнению автора, земгалы в начале II тысячелетия н.э. двигались более к северу, а их территорию на юге заняли аукштайты и жямайты. А.Таутавичюс в статье о манжетообразных браслетах (Таутавичюс, 1970, с. 197–202) также коснулся вопроса о локализации земгалов. В работе представлена карта распространения этих браслетов, что указывает и на племенные границы земгалов. Важным шагом вперед в исследовании этнической истории балтийских племен было создание археологических атласов Литвы (LAA, 1974, 1975, 1977, 1978). На основании могильников выделена территория проживания земгалов – бассейн рек Муша – Левуо. На западе она доходила до реки Вента, на югозападе – до района Шяуляй, на юговостоке – до северной окраины Панявежиса, восточная граница так и остается неясной, поскольку есть нехватка изученных памятников V– XII в. в. в районах Купишкис, Рокишкис и Биржай (LAA, 1975, p. 18). Земгалам отводится несколько более обширная территория, чембыла прежде. А.Таутавичюс в статьях «Балтийские племена в I тысячелетии н.э. на территории Литвы» (Таутавичюс, 1980) и «Этногенез жямайтов» (Tautavicius, 1981) рассуждал о выделении племени земгалов из общего образования, то есть из области культуры курганов северной и западной Литвы. Отмечая территорию проживания этого племени, автор подчеркнул родственность культур жямайтов и земгалов. В изданной в 1985 г. книге М.Гимбутене «Балты в доисторические времена» (Gimbutiene, 1985) уделено значительное место процессу формирования племен. Автор отвела земгалам часть центральной Латвии и северную часть Литвы, находящуюся в бассейне Муши. Вместе с тем, южную границу Земгалы исследовательница подробнее не представила. М.Михелбертас в книге «Древний железный век в Литве» (Michelbertas, 1986) рассматривал весьма важный период формирования культуры всех племен. Уделив немало места курганам с каменными венками на Севере Литвы, автор констатировал, что культура земгалов развилась из культуры курганов северо-восточной области около 350– 450 г. г. (Michelbertas, 1986, p. 240). Книга В.Седова «Фино-угры и балты в средние века» (Седов, 1987) посвящена истории всех балтских племен. Автор опирался на данные археологии Литвы и Латвии, и, тем не менее, он поделил племена на «латышей» и «литовцев» согласно исторически сложившимся государственным границам. По мнению автора, такие племена, как земгалы и селы, – это латышские племена, тем самым словно подтверждая мнение А.Биленштейна о том, что земгалы и латгалы говорили на латышском языке. Остается добавить, что в монографии В.Казакявичюса об оружии II–VII в.в. (Казакявичюс, 1988) немало места уделено вооружению земгалов. В книге «Этногенез литовцев» (Lietuviu etnogeneze, 1987) специалисты из нескольких областей предприняли попытку выяснить процесс формирования литовской нации. Большое место в этой работе уделено дифференциировавшимся племенам балтов, в том числе и земгалам. За последние десятилетия среди археологов Латвии наибольшее внимание к могильникам Земгалы проявил М.Атгазис. Фундаментальная работа по этому вопросу опубликована в сборнике статей, посвященному этнической истории (Атгазис, 1980, с. 89–101). Автор выводит происхождение земгалов из культуры курганов с каменными венками, расположенными на севере Литвы и на юге Латвии. Также было установлено, что на севере эта область достигала реки Лиелстраупе, на западе – Занте и Ежяре, а границы с Латгалой все еще не ясны. Южная граница
племени земгалов, по мнению автора, совпадает с той, которую провел А.Таутавичюс. Изучению связей между земгалами и куршами посвящена статья автора данной работы(Vaskeviciute, 1989, p.55– 67), в которой использован материал могильника Павирвите. Помимо упомянутых важных и значительных работ по вопросам культуры земгалов и этнической истории, имеется немало других статей и работ, в которых эта территория и ее жители рассмотрены в том или ином аспекте. Прежде всего, это статьи, в которых представлены материалы из раскопок памятников, а также отдельные находки или группы находок. В 1943 г. Р.Волкайте-Куликаускене опубликовала статью о найденных в могильнике Стачюнай шейных гривнах (Volkaite-Kulikauskiene, 1943, р.80–95), а в 1954 г. – о результатах раскопок могильника Линксмучяй в 1948 г. (Volkaite- Kulikauskiene, 1951, р.279–314). О.Навицкайте исследовала остатки разрушенного могильника Диржяй и написала об этом памятнике статью (Navickaite, 1959, р.151–158), а позже в работе «Исследования грунтовых могильников в Литве в 1948–1958 г.г.» (Navickaite, 1961, р.66–100) подробно рассказала об изучении могильников Диржяй, Дегесяй, Линксмучяй, Папиле.
В работе «Торговые связи жителей
Литвы во II–XII в.в.» (Lietuvos gyventoju…,
1972) разные авторы упоминают о
найденных в Земгале импортных
изделиях, сплавах серебра. В книге
«Материальная культура Литвы в IX–
XII в.в.» (Lietuviu, 1978;1981) многие
вопросы по этой тематике решаются на
основе земгальских материалов.
В двух книгах о серебряных
украшениях (Tautaviciene, 1981; Vaitkunskiene,
1981) опубликованы данные и о
многочисленных находках в Земгале.
Автор данной работы писала о головных
украшениях, булавках, которые носили
женщины южной Земгалы, о мужских
фибулах, о начале животнообразного
орнамента и использовавшися
формочках для литья (Vaskeviciute, 1978,
р.24–30, 1980, р.101–104, 1982, р.56–
61, 1982а, р.93–95, 1984, р.112–114).
Кроме того, опубликована серия статей
об изучении могильника Яунейкяй (Vaskeviciute,
1985; 1986; 1987; 1987а; 1987в).
В 1990–2000 г. г. появилось немало
работ, в которых Земгала рассматривалась
в том или ином аспекте. Так,
И.Вашкявичюте опубликовала статью о
спиральных венках IV–XI в.в., в том
числе и о найденных в южной Земгале
(Vaskeviciute, 1992, р.128–134).
Погребальному обряду земгалов
посвящена статья И.Вашкявичюте «Burial
practices in one of the Baltic tribes-Semigallians
» (Vaskeviciute, 1992а, р. 91–
98). Статья тогоже автора о проблемах
южной границы Земгалы опубликована
в журнале «Ziemgala» (Vaskeviciute,
1999а, р.2–7). Также опубликованы
материалы раскопок двух земгальских
могильников – Шукёняй и Стунгяй (Vaskeviciute,
2001а, р.159–224; Vaskeviciute,
2001в, р. 225–262).
А.Таутавичюс в своей книге о среднем
железном веке (Tautavicius, 1996)
Земгале уделил немало места. Автор
рассмотрел процесс образования
этнической области Земгалы, охарактеризовал
важнейшие погребенияпамятники
того периода, черты обряда
захоронения, комплект инвентаря,
подчеркивая мысль том, что культура
этой области не была однородной. В
южной части ареала она ближе культуре
жямайтов, а в восточной – ощутимо большее влияние культуры селов и
латгалов. Данная область охватывает
бассейн Муши с запада и на юго-западе
достигает реку Вента, на севере – бассейн
Лелупе до Даугавы. Говоря об инвентаре,
автор указывает хронологию, границы
распространения. Также указаны орудия
труда, оружие и украшения, характерные
для земгалов.
Статья В.Казакявичюса «Шлем из
могильника Павирвите-Гудай» посвящена
шлему, найденному с трупосожжением
в погребении №65 могильника
Павирвите (Казакявичюс, 1998, с.129–
135). Другая статья того же автора
рассказывает о найденной в погребении
№5 могильника Линкува наконечнике
ножен меча, изготовленном местными
мастерами, но по скандинавскому
образцу (Kazakevicius, 2000, p. 19–24).
А.Симнишките, рассказывая в своей
работе о питьевых рогах в Литве,
упоминает и о найденных в Земгале – в
Яунейкяй, Линкайчяй, Линксмучяй,
Павирвите, Стунгяй, Шукёняй (Simniskyte,
1998, p. 185–245). Е.Василяускас
написал статью о торговых путях и
центрах Земгалы (Vasiliauskas, 1999, p. 79–
99). Историческому периоду Земгалы
XII–XIII в.в. посвящена статья
Р.Яроцкиса «Semigala 1100–1400. A review
of archaeological and historical sources
» (Jarockis, 1998, p. 45–53).
Обзор представленной литературы
свидетельствует о том, что исследованиям
культуры и истории земгалов
уделяется большое внимание как в Литве,
так и в Латвии, на чьей территории
осталась несколько большая часть
территорий, на которых жили земгалы,
а также большинство их археологических
памятников.
Исследования археологических памятников
Исследования в Литве
Сколько-нибудь обширные исследования
на протяжении всего XIX в. так не
были начаты. Лишь в 40-е годы
Шяуляйское Краеведческое общество
под руководством Б.Тарвидаса провело
незначительные раскопки нескольких
могильников. В 1992 г. музей Культуры
Витаутаса Великого исследовал
могильник Мельдиняй (рук. П. Балелюнас).
В 1943 г. исследова-тельские
работы продолжил П. Куликаускас. Им
же в 1948 г. были начаты раскопки
могильника Линксмучяй, которые в
1949 г. продолжила Р.ВолкайтеКуликаускене.
В 1949 г. П.Куликаускас
изучал могильник Дягесяй, который в
1999 г. исследовала Е. Стришкене.
В 1955 г. Шяуляйский музей «Аушра»
(рук. И.Наудужас) провел раскопки частично разрушенного могильника
Папиле и Валдамай. Остатки этого
памятника в 1968 г. изучал А.Таутавичюс
и в 1989 г. Шяуляйский музей «Аушра»
(руководитель работ Б. Салаткене).
В 1956 г. этот же музей предпринял
попытку раскопок городища Жвелгайчяй.
В 1996 г. Б. Яроцкис на площадке
городище сделал несколько скважин, были
начаты раскопки городища Рактуве.
В 1957 г. О. Навицкайте и В.Урбанавичюс
вели раскопки могильника Диржяй,
в 1996–1999 г. г. эти работы продолжила
Е. Стришкене.
В 1973 г. Б. Таутавичене изучала
могильник Памишкяй. В 1974 г.
Е.Бутенене продолжила начатые в 1939 г.
П.Балелюнасом раскопки могильника
Мельдиняй.
В 1975–1976 г. г. А Таутавичюс и Б. Таутавичене вели раскопки
могильника Яунейкяй. Благодаря своему
географическому положению, объему
исследований и обилию собранного
материала этот памятник стал одним из
важнейших источников изучения
культуры жителей южной части
Земгалы.
В 1977 г. А. Холодинскене начала
раскопки могильника Павирвите-Гудай,
которые были продолжены и в 1978–
1979 г. г., затем в 1982 г. В 1983–1984 г. г.
этот могильник изучала И. Вашкявичюте.
В 1985 г. Б. Даканис и в 1986 г.
И.Вашкявичюте вели раскопки
могильника Стунгяй (Йонишкский р-н).
В 1988 г. В. Шименас начал раскопки
могильника Шукёняй (Пакруойский рн),
в 1989 г. и в 1990 г. их продолжила
И.Вашкявичюте.
За последние десятилетия археологический
материал Земгалы пополнился
благодаря еще нескольким исследованиям
меньшего объема.
Исследования в Латвии
Земгальские памятники, находящиеся
в Латвии, дождались внимания
исследователей гораздо раньше, чем в
Литве. Уже в 1886 г. К. Бой,
Т. Кайзерлинг и Е. Шмидт начали
раскопки могильника возле Вецсауле
Чепанай, которые в 1892 г. продолжил
Ф. Браун, а К Бой – могильник Цемалде.
Большое значение имели исследования
могильника V–VII в. в. КатлакалнсПлавниккалнс.
В свое время
существовали предположения о том, что
в Земгале могли находиться бывшие
германские колонии, однако раcкопки
упомянутого могильника их опровергли.
Р. Хаусманн изучал городище Тервете
(вместе с А. Биленштейном).
После Первой мировой войны, с
образованием Латвийской Республики,
археологией занимались такие известные
люди, как Ф. Балодис, А. Карнупс,
Р. Шноре, Е. Шноре, Х. Риекстинш,
Е. Штурмс и др.
Большое внимание уделялось
изучению городищь. В тот период велись
раскопки в главных центрах Земгалы –
Даугмале, Межотне. В годы войны
раскопки археологических памятников
прервалось, полученные результаты
почти не публиковались.
В послевоенное время в связи с
оживлением хозяйственной деятельности,
возросли объем и масштаб
раскопок памятников. На территории
Земгалы работали археологи В. Уртанс,
Е. Бривкалне, А. Стубавс, Й. Дайга,
М. Атгазис и др.
Была проведена тщательная
регистрация памятников, в результате
чего выяснилось, что в латвийской части
Земгалы находится 25 городищь и почти
50 могильников. Значительная часть этих
памятников остается неисследованной.
Сразу же после войны начались
раскопки самых известных городищь
Земгалы или были продолжены ранее
начатые. Е. Бривкалне вела раскопки
городища Тервете, а позднее эти работы
продолжил Ф. Загорскис. Й. Дайга вела
раскопки городища и поселения Добеле
(в 1952, 1956, 1959, 1977 г.г.), а также
городища Камарде. В. Уртанс изучал
городище Даугмале в 1966–1970 г. г., а
М. Атгазис – городище Межотне
(1969 г.).
Тем не менее, изучение городищь
Земгалы не привело к созданию
монографий и исчерпывающих
публикаций.
Интенсивно исследовались и
могильники. Так, в 1959 г. Я. Граудонис
вел раскопки могильника Аграриеши,
И. Цимермане – в 1964 г. могильник
Кайюкрог, М. Атгазис – ДолесЛеяскивути,
в 1976 г. – могильник Кури.
В 1976 г. Я. Граудонис изучал могильник
Циемалде, и в это же время А. Цауне – могильник Силини, М. Атгазис –
могильник Терветес Аншкини.
Я. Граудонис в 1977–79 г. г. – могильник
Какужени (гора Миклас), в 1979 г. и в
1981 г. М.Атгазис вел раскопки
могильника Балас-Шкерстайни. В 1982
г. были окончены раскопки могильника
Добеле. В течение целых 17 сезонов
М. Атгазис и В. Бебре вели раскопки
могильника Дренгери-Чункани, который
до сих пор остается наиболее изученным
могильником во всей Земгале.
В 1984–1985 г. г. Я. Асарис проводил
раскопки могильника Приедиши. В
1991 г. А. Вилка изучал могильник
Русиши-Дебеши, а Я Уртанс в 1992–
94 г. г. – могильник Гайдяли – Видучи.
Обобщая все сказанное и сравнивая
результаты исследования с аналогичными
исследованиями памятников в части
Земгалы, находящейся на территории
Литвы, необходимо отметить, что о
городищах и поселениях в Латвии
известно несравнимо больше, чем в
Литве. В Латвии изучены все 5 самых
крупных городищь, а в Литве ни одного.
Могильники на территории Земгалы
изучены почти одинаково. Полученные
материалы свидетельствуют, что в
Латвии наиболее изученными являются
V–VII в. в., поскольку больше всего
изученных погребений относится к этому
периоду. В Литве же более всего
изучались захоронения IX–XI в. в. Как
видим, материалы археологических
исследований в Латвии до сих пор ждут
монографического обобщения. О
большинстве изученных могильников
опубликована лишь краткая
информация. В работах латвийских
археологов остаются не рассмотренными
отношения между культурами земгалов
и куршей, земгалов и ливов. Остается
неопубликованным обширный материал
о могильниках XIV–XVII в. в., который
мог бы дополнить зафиксированные в
письменных источниках факты
опустошения Земгалы в XIII в. и слияния
ее жителей с формирующейся нацией
латышей.