ИСТОКИ РУССКОГО ХАРАКТЕРА
В статье описывается русский национальный характер, как он сформировался к началу XX века. Так сложилось, что он во многом оказался сокрытым для русской литературы и публицистики. Необходимо выявить исходную природу национального характера, объективные факторы, влияющие на его формирование, а также субъективные обстоятельства, способствующие его искажению. Все это - актуальные проблемы нашего бытия: чтобы понять, кем мы являемся, мы должны вспомнить - кем были. Четыре основных фактора влияли на формирование русского национального характера:
1) Первозданный духовный образ и историческое предназначение, которыми Творец наделяет народ (духовный генотип); "Бог дает Дары Святого Духа - всем народам, но мерою различною и особливою. Почему, кому, и сколько - не разумеем. Но исповедуем, что нет народа обделенного и отвергнутого, хотя есть народы - не соблюдшие, растратившие и зарывшие талант свой в землю" (И.А.Ильин).
2) Природные генетические свойства восточно-славянского этноса (природный или этнический генотип); "Наше своеобразие от славянской крови и славянской души, не похожей ни на монгольство, ни на романство, ни на германство. Нет на свете чистых кровей и чистых рас; все давно смешалось и переплелось. Смешалась и наша славянская кровь с азиатскими и европейскими народами. Но, смешавшись, не растворилась, а дифференцировалась - и дала своеобразный уклад: темперамента, естественности, сердечности, широты, простоты и приспособимости. И эти черты мы передаем и другим народам и другим исповеданиям, живущим с нами" (И.А.Ильин).
3) Экстремальные условия выживания на просторах Евразии - климатические, географические и геополитические (исторический архетип); "Наше своеобразие от нашей природы - от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы и от растительности; и от далекого рассеяния по пространствам. Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили ее в себя. Но получили мы от нее много; и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку... Наше своеобразие было довершено нашей историей. И расселенностью по равнине; и борьбою с кочевниками; и удельно-вечевым периодом; и торговлей с греками и варягами; и Киевским расцветом; и нашествием татар, борьбою с ними насмерть, их 250-летним игом, и идеею града Китежа. И далее - и вторжением западных соседей, и собиранием Руси Москвою; борьбою с Польшею и Литвою; бесконечными войнами оборонительного характера; Грозным и опричниной; Смутою и замирением юга; присоединением Малороссии; творческою бурею Петра Великого; крепостным строением, бунтами простонародья, дворянскими переворотами, нашествием Наполеона и культурным расцветом 19 века" (И.А.Ильин).
4) Воспитание православием (духовный архетип); "Наше своеобразие - от нашей веры, от принятого нами и вскормившего нашу культуру греческого православия, по-своему нами воспринятого, по-своему нами переработанного и по-особому нас самих переработавшего. Оно дало нам больше всего: живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутолимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу; и еще: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, искание живых путей в этом единении и преодоление страха смерти через созерцание жизни и земной смерти Христа Сына Божия. Это и есть именно тот дар, который в истории христианства называется духом ап. Иоанна, который утрачен Западом и отречься от которого значило бы отречься от самого русского естества. И что еще достопримечательно, что этот Иоанновский дух пропитал всю русскую культур, - русское искусство, русскую науку, русский суд - и незаметно был впитан и инокровными и инославными русскими народами: и русскими магометанами, и русскими иудеями так, что они уже нередко чувствуют себя ближе к нам, чем к своим единокровным и единоверным братьям" (И.А.Ильин).
Русская история, русская культура и русская цивилизация - это уникальное явление духа, преодолевающего и преобразующего невиданное сопротивление мировой материи. Многие факты и факторы русской жизни, отличающиеся от других народов, особенно европейских, вопиют именно об этом. Нигде и никогда в истории не создавалась цивилизация в подобных экстремальных природно-климатических и геополитических условиях жизни на огромных пространствах. В России самая низкая в мире среднегодовая температура, годовой перепад температуры в центральной России - 50 градусов, а не 20 - как в Европе, климат которой намного смягчался теплым океанским течением Гольфстрим. Из-за долгой и холодной зимы отопительный сезон на юге России длится до шести месяцев в году, на севере - практически круглый год; в то время как в западных странах - три-четыре месяца в году. Холодный климат во все века требовал от народа гораздо больших затрат на одежду, на питание, на утепление и отапливание не только жилья, но и производственных помещений, в то время, как в западных странах многое могло существовать под открытым небом. Из-за холодных зим и резких перепадов температуры в России более чем в других странах вероятны разного рода поломки и аварии в жизненной инфрастуктуре, а любая авария чревата катастрофичностью - одна неотапливаемая зима приводит в негодность любое здание. Суровый климат Руси позволял заниматься сельскохозяйственными работами только 4-5 месяцев в году, в то время как в Европе сельскохозяйственный сезон длился 8-10 месяцев. Необычайно короткий рабочий сезон в земледелии и заготовке кормов, а также малая плодородность большинства русских почв резко ограничивали возможности развития земледелия и удорожали его продукцию. К этому добавлялась климатическая нестабильность: в центре России весенние и осенние заморозки чередовались с длительными дождливыми ненастьями, на юге страны в плодородных землях - частые засухи, уничтожавшие богатый урожай. Уровень затрат труда в таких условиях почти в шесть-десять раз превышал доход. Если учесть отсутствие выхода к теплым морям - мировым торговым путям, то хозяйствование на Руси приговорено быть экстенсивным. На такие выводы обычно возражают, что и в Канаде, и в скандинавских странах не менее суровые жизненные условия, что, однако, не вынуждало тамошних жителей к экстремальным формам жизни. Но этот миф развенчивается беспристрастным сравнением фактов. Более 90% населения и промышленного потенциала Канады сосредоточены южнее широты Москвы, а канадский юг находится на широте Сочи. Норвежский климат делает умеренно морским теплое океанское течение Гольфстрим, который согревает и другие страны Северной Европы. При этом большинство населения Норвегии, Швеции, Финляндии живет на юге страны, в то время как русский Север заселен гораздо больше. Ко всему этому нужно добавить, что западные страны всегда имели выход к морям - мировым торговым путям, а большую часть своей истории не знали вторжений иноземцев.
В России малые площади и разбросанность плодородных земель, а также разбросанность природных ископаемых - требовали хозяйственного освоения больших территорий, связь между которыми и жизнь на которых была возможна только при сильной государственной централизации. Уже при Ярославе Мудром территория Руси была больше всей Западной Европы, - дороги и все виды связи на этом пространстве могло обустраивать только сильное государство. В России природные ресурсы находятся в нескольких тысячах километров от портов и мировых рынков, в то время как нигде в мире эти расстояния не превышают тысячи километров. Естественно, что преодоление огромных пространств для транспортировки сырья резко удорожает его стоимость. В результате все, что производилось в России во все века, было наиболее энергоемким в мире, а значит с наибольшей себестоимостью и наименьшей рентабельностью. Жесткие экономические условия требовали гораздо большего, чем в Европе участия государства в хозяйственной жизни. Помимо этого, бесконечные нашествия с Запада, Юга и Востока, разрушавшие дотла русские города и наполнявшие русскими людьми средиземноморские рынки работорговли, тоже требовали расширения территорий и сильного государства для самозащиты. Вместе с тем, вытянутость страны по широте, а также сложнейший рельеф границ создавал новые трудности для защиты и неблагоприятные условия для хозяйствования. Таким образом, получая по объективным причинам гораздо меньший прибавочный продукт, русский труженик вынужден был отчуждать гораздо большую, чем в Европе, его часть на государственную защиту. Жизнь объективно требовала большей, чем на Западе, роли государства, ибо русская государственность - это форма самосохранения народа в тяжелейших условиях исторического существования. Надо сказать, что ни один цивилизованный народ в истории не выжил в подобных обстоятельствах, тем более не создал высокой культуры. Русский народ-государствообразователь создал огромное многонациональное государство, уникальную культуру и русскую православную цивилизацию.
Понятно, что выжить в беспрецедентно трудных условиях можно было только благодаря определенным компенсационным механизмам - и в общественно-политической жизни, и в национальном характере. Многие общественные и государственные институты в России не похожи на западные и поэтому всегда подвергались жесткой критике как отсталые, азиатские, рабские, в то время как это были единственно возможные формы выживания в суровейшем углу планеты. Так, "В этих условиях единственным рентабельным трудом в земледелии в течение многих столетий был крепостной (почти рабский) труд русских крестьян... Крепостное право в России было не результатом жадности и жестокости царя и помещиков, а своеобразным, хотя и жестоким, компенсационным механизмом выживания российского социума в целом" (Л.В.Милов). Конечно же, в таковых условиях единодержавная власть была единственно приемлемой для огромной многонациональной страны: "Русская монархия делала все, что могла, для защиты внешней и внутренней свободы России и людей России, - если ей это не всегда удавалось, то виною этому были не Цари, а цареубийцы... Русское самодержавие было всегда самым верным стражем русского самоуправления и русское самоуправление - почти всегда, кроме последних десятилетий - было верной опорой самодержавия" (И.Л.Солоневич). Во имя самосохранения народа и русской цивилизации в целом приходилось ужесточать некоторые формы общежития: "Такой меры личной свободы, какую имели США и Англия в начале нынешнего столетия, русский народ не будет иметь никогда. Ибо если безопасность США и Англии была гарантирована океанами и проливами, то наша - может быть гарантирована только воинской повинностью. Американская свобода - как и американское богатство, определены американской географией - наша свобода и наше богатство ограничены русской географией" (И.Л.Солоневич).
Вместе с тем, человеческая жизнь в огромной империи была возможна благодаря тому, что русскому государствообразующему народу была свойственна соборность, уживчивость, терпимость. Многие народы добровольно входили в Российскую империю, присоединялись огромные территории, не имеющие собственной государственности, и только в редких случаях завоевывались земли, которые были источником постоянной угрозы для России. При этом русский народ не уничтожил, не поработил, не перекрестил насильственно ни один народ (что совершенно беспрецедентно на фоне колониальной политики западноевропейских народов, истребивших и поработивших коренное население нескольких материков). И при этом Русь защитила христианскую цивилизацию от татаро-монгольского нашествия, Россия никогда не совершала экспансии на Европу, со стороны которой веками грозила России смертельная опасность. Русские войска были и в Берлине, и в Париже, но только при отражении агрессии. Победоносные походы русской армии в Европу не заканчивались, как это было принято в ней, присоединением каких-либо земель. Таким образом, и в отношениях с другими народами русские проявляли беспримерные качества.
Борьба за выживание в невероятно трудных условиях воспитывала в русском человеке предприимчивость, сообразительность, динамичный и разносторонний ум, непреклонную волю. За кратчайший исторический срок русский народ цивилизовал огромные пространства - вплоть до Аляски и Русской Калифорнии, территории которых русские цари подарили США. Объективные жизненные циклы воспитывали в народе привычку к чередованию периодов сверхнапряжения с необходимыми паузами расслабления. Русский мужик был просто обязан зимой лежать на печи, иначе летом у него не хватило бы сил для каторжной работы при сне не более четырех часов в сутки. Таковые циклы сверхнапряжения-расллабления были свойственны и общенациональному поведению, без чего недоступны были бы и освоение безмерных просторов, и защита от бесконечных нашествий и нескончаемых природных бедствий. Так формировался особый человеческий тип, и так характер русского народа отразился в облике государства, культуры и цивилизации. При этом таковая особость была непонятной для многих европейцев, и нередко трактовалась как "варварство", вызывающее позывы "цивилизовать" русских.
Итак, русская судьба состоит из очевидных и, вместе с тем, беспрецедентных исторических фактов. Но наиболее беспрецедентно то, что русский народ не только выжил при этом, но и создал культуру великого духа. Что подвигало народ совершать беспримерные исторические деяния и проявлять невиданные качества? О загадке русского духа, о его сущности и судьбе, о его диалектике и поидет речь.
Генетически русский человек наделен эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью, - всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам. Православие не насиловало, но окультуривало буйную языческую натуру, нивелируя одни качества, развивая другие. Первым актом национальной самоидентификации - самосознания русского народа было крещение в Православие. Поэтому принадлежность к русскому народу всегда определялась не только этнически, но, прежде всего, по религиозным и культурным признакам самоидентификации. В этот момент разные племена сложились в единый народ. Истории известна только одна аналогия: исход из Египта разных семитских племен, которых Моисей объединил верой в Единого Бога Яхве - религия явилась основанием формирования и существования еврейского народа. Выбрав Православие, народ сформировал себя, талантливая природа увидела себя в духовном зерцале православной религиозности, огранила и определила свою сущность. Вместе с церковно-славянским языком народ получил целостный космос духовных традиций: античности, платонизма и неоплатонизма, патристики, Византии, тем самым, получил прямой доступ к истокам христианства. Акт духовного рождения наделяет народ своеобразными архетипическими свойствами. Отныне в русском характере отразились православные доминанты: метафизичность, соборность, универсальность, антиномичность, которые по-разному сказывались на разных этажах культуры.
Христианство наиболее метафизическая из всех религий. На судьбе русского народа запечатлено метафизическое тяготение, своего рода метафизическое предпочтение. Это сказывалось и в философичности характера, и в наиболее натуральных, казалось бы, результатах: не мог народ освоить наибольшие в мировой истории и суровейшие пространства, если бы его не подвигал некий метафизический идеал преображения бытия. Метафизичность характера сказывалась и в некотором пренебрежении к обустройству натуральной жизни. Соборную характеристику Православия народ принял как свое родное, многое в русской жизни определялось ею, в частности принцип созидания империи - через собирание земель, соборное сожитие множества племен и религий. Христианский универсализм наделил народ умением открыться Востоку и Западу, переплавлять множество культурных влияний, воспринимать наиболее широкий спектр проблем существования. В сути своей христианство антиномично: Триединый Бог, Ипостаси Которого едины и неслиянны, Бого-человек, смертию смерть поправ, через Крест - воскресение, человек - не от мира сего, но в мире сем... Сверху антиномичность русского характера определялась религиозностью, снизу же противоречивость характера народа усиливалась уникально противоречивой судьбой его. Отсюда и склонность к крайностям при непрерывном тяготении к гармонии, и бесконечная русская вольница при сильнейшем государственном закрепощении, и сочетание жесткой централизации при обширном самоуправлении земель.
Как и люди, народы переживают молодость, зрелость и старость. Их характер вполне формируется в зрелом состоянии. Характер русского народа сложился в результате воздействия различных факторов: осознания своей исторической миссии и реальной истории, свободного самоопределения и инерции исторического процесса, национального идеала и народных эмоций, страстей, аффектов, духовных битв и реальной действительности. В русском характере запечатлена с одной стороны русская идея, как национальный идеал и духовная норма, с другой же, в нем отражаются все исторические ошибки и грехи народа, сумма обстоятельств его жизни. Если национальная идея отражает национальный дух, то национальный характер есть психея народа.
Тема русского национального характера особенно актуальна сейчас - в период глобальных преобразований на евразийском континенте. К началу XX столетия сложился специфический национальный характер, который был так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранялся в провинции и низовых сословиях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы нынешнего столетия, русский народ сохранил многие свои генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет своего возрождения, поэтому, прежде всего, необходимо реконструировать облик дореволюционного русского национального характера.
Виктор Аксючиц
Из книги "Явления русского духа".
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Русский характер
Started By
eugene-march
, сент. 15 2009 12:00
#2
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 17:31

При общении с другими народами заметил, что у русского этноса развита такая черта, как зависть( считаю, что принадлежу к русскому этносу и имею право говорить об этом). Типа в радость , что сдохла корова у соседа. это есть. Пожалуй это свойственно и украинцам, долго жил с ними. Но когда долго общался и жил с прибалтами и татарами, затем немцами, заметил, что такого у них нет.
"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II
#4
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 17:42

Что касается социально-экономического развития, и компенсационных механизмов.
Л.В.Милов. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.
http://www.infanata....o_processa.html
http://rapidshare.co...usskiyPahar.rar
http://ifolder.ru/2345570
В.О. Ключевский. Курс русской истории.
http://www.spsl.nsc....uch/kluch17.htm
ПСИХОЛОГИЯ ВЕЛИКОРОССА.
Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. В одном уверен великоросс - что надобно дорожить ясным летним рабочим днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии. С другой стороны, свойствами края определился порядок расселения великороссов. Жизнь удалёнными друг от друга, уединёнными деревнями при недостатке общения, естественно, не могла приучать великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке. То была молчаливая чёрная работа над внешней природой, над лесом или диким полем, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда ещё не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьётся некоторого успеха и привлечёт внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с. тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше великорусского общества. Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов, или типов, подобно тому как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своём сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления. Невозможность рассчитать наперёд, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать проиденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчёт искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль. Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идёт, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу. Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса.
Л.В.Милов. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 2001.
http://www.infanata....o_processa.html
http://rapidshare.co...usskiyPahar.rar
http://ifolder.ru/2345570
В.О. Ключевский. Курс русской истории.
http://www.spsl.nsc....uch/kluch17.htm
ПСИХОЛОГИЯ ВЕЛИКОРОССА.
Народные приметы великоросса своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчётами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось. В одном уверен великоросс - что надобно дорожить ясным летним рабочим днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии. С другой стороны, свойствами края определился порядок расселения великороссов. Жизнь удалёнными друг от друга, уединёнными деревнями при недостатке общения, естественно, не могла приучать великоросса действовать большими союзами, дружными массами. Великоросс работал не на открытом поле, на глазах у всех, подобно обитателю южной Руси: он боролся с природой в одиночку, в глуши леса с топором в руке. То была молчаливая чёрная работа над внешней природой, над лесом или диким полем, а не над собой и обществом, не над своими чувствами и отношениями к людям. Потому великоросс лучше работает один, когда на него никто не смотрит, и с трудом привыкает к дружному действию общими силами. Он вообще замкнут и осторожен, даже робок, вечно себе на уме, необщителен, лучше сам с собой, чем на людях, лучше в начале дела, когда ещё не уверен в себе и в успехе, и хуже в конце, когда уже добьётся некоторого успеха и привлечёт внимание: неуверенность в себе возбуждает его силы, а успех роняет их. Ему легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с. тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума. Словом, великоросс лучше великорусского общества. Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов, или типов, подобно тому как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов. Сообразно с этим и народ смотрит на окружающее и переживаемое под известным углом, отражает то и другое в своём сознании с известным преломлением. Природа страны, наверное, не без участия в степени и направлении этого преломления. Невозможность рассчитать наперёд, заранее сообразить план действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать проиденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выучился больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги насчёт искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль. Своей привычкой колебаться и лавировать между неровностями пути и случайностями жизни великоросс часто производит впечатление непрямоты, неискренности. Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, хотя часто и недостаточно обдуманной, но идёт, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают, говорят великорусские пословицы. Природа и судьба вели великоросса так, что приучили его выходить на прямую дорогу окольными путями. Великоросс мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского просёлка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу. Так сказалось действие природы Великороссии на хозяйственном быте и племенном характере великоросса.
http://folkvald.livejournal.com/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#5
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 17:45

Цитата(Lynx @ 16.9.2009, 21:31) (смотреть оригинал)
При общении с другими народами заметил, что у русского этноса развита такая черта, как зависть( считаю, что принадлежу к русскому этносу и имею право говорить об этом).
Согласен. А от зависти проистекают другие многие беды на Руси.
Еще отмечу- горе замечают, а успех, радость у других нет. Тоже от зависти.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#6
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:05

Пример любопытства русских:
В начале 90-х ездили на машине на Родину бабушки в Велижский р-он, Смоленской области. Проезжая через одну из деревень, машину остановили несколько бабулек архаичного вида. Стали расспрашивать куда едим, к кому? Мы сказали:"Какая вам разница". "Мы всю ночь спать не будем, если не скажете"- ответили они.
В начале 90-х ездили на машине на Родину бабушки в Велижский р-он, Смоленской области. Проезжая через одну из деревень, машину остановили несколько бабулек архаичного вида. Стали расспрашивать куда едим, к кому? Мы сказали:"Какая вам разница". "Мы всю ночь спать не будем, если не скажете"- ответили они.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#7
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:05

Цитата(eugene-march @ 16.9.2009, 21:45) (смотреть оригинал)
Согласен. А от зависти проистекают другие многие беды на Руси.
Еще отмечу- горе замечают, а успех, радость у других нет. Тоже от зависти.
Еще отмечу- горе замечают, а успех, радость у других нет. Тоже от зависти.
У староверов этого не было, значит черта новоприобретенная
И конечно ленность, черт ее возьми, иногда зло берет, когда вижу со стороны (работаю сам на иностранный концерн, сам готов на русских, но там профи не нужны)как наши работают, а из этого всего вытекает пьянство и коррупция
Предки по матери поволжские немцы, может от этого такой критицизм, но считаю себя этническим русским, и не могу смирится видя своих соотечественников бухих кидающих бутылки в лодки на Сене с гигиканием, ссущих в берлинском метро и тд.
Может все-таки нам креститься двумя пальцами, но что от этого изменится?
"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II
#8
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:06

Из отрицательных черт я бы отметил нашу совершенную неорганизованность. Из положительных лёгкость в беседе, понимание проблем чужих людей. Русский, имхо конечно, - отличный кухонный психолог, если можно так выразиться

Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#9
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:13

Цитата(Lynx @ 16.9.2009, 20:31) (смотреть оригинал)
При общении с другими народами заметил, что у русского этноса развита такая черта, как зависть( считаю, что принадлежу к русскому этносу и имею право говорить об этом). Типа в радость , что сдохла корова у соседа. это есть. Пожалуй это свойственно и украинцам, долго жил с ними. Но когда долго общался и жил с прибалтами и татарами, затем немцами, заметил, что такого у них нет.
Хе хе... Да эти пословицы почти "общеарийские"

#10
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:21

Положительные черты:
-открытость, прямодушие;
-естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
-несуетность;
-юмор, в большой доле; многогранно и выразительно сверкают им русские пословицы;
-великодушие; «русские — люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть» (Достоевский);
-уживчивость; лёгкость человеческих отношений; «чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» (Г. Федотов);
-отзывчивость, способность всё «понять»; размах способностей, в самом широком диапазоне; «широкий, всеоткрытый ум» (Достоевский);
-широта характера, размах решений: Чем с плачем жить, так с песнями умереть.
Некоторые русские пословицы:
-Бедность — не порок.
-Покорись беде — и беда покорится.
-Больше горя — ближе к Богу.
-Терпение лучше спасения.
-Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
-Шире себя жить — не добра нажить.
-открытость, прямодушие;
-естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости);
-несуетность;
-юмор, в большой доле; многогранно и выразительно сверкают им русские пословицы;
-великодушие; «русские — люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть» (Достоевский);
-уживчивость; лёгкость человеческих отношений; «чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» (Г. Федотов);
-отзывчивость, способность всё «понять»; размах способностей, в самом широком диапазоне; «широкий, всеоткрытый ум» (Достоевский);
-широта характера, размах решений: Чем с плачем жить, так с песнями умереть.
Некоторые русские пословицы:
-Бедность — не порок.
-Покорись беде — и беда покорится.
-Больше горя — ближе к Богу.
-Терпение лучше спасения.
-Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
-Шире себя жить — не добра нажить.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#11
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 18:31

Могу добавить к положительным
-русский никогда не предаст, если ты свой, то это до конца, он вынесет с поля боя, хотя и будет плеваться
хотя наверно все обсуждаемое, кроме славян, относится и к прибалтам конечно, генетически, языково и этнографически это один народ
просто на славян сильно повлияли скифы
-русский никогда не предаст, если ты свой, то это до конца, он вынесет с поля боя, хотя и будет плеваться
хотя наверно все обсуждаемое, кроме славян, относится и к прибалтам конечно, генетически, языково и этнографически это один народ
просто на славян сильно повлияли скифы

"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II
#12
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 19:56

имхо за исключением некоторых нюансов у Гюнтера в статье о психических качествах восточно-балтийской расы довольно точно описан русский характер. Ну меня уж почти точь в точь описали 
http://velesova-slob...ther-02.html#15

http://velesova-slob...ther-02.html#15
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#13
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 20:11

Цитата
Стали расспрашивать куда едим, к кому? Мы сказали:"Какая вам разница". "Мы всю ночь спать не будем, если не скажете"- ответили они.
Кстати, у нас на севере такого не встретишь. Всем было бы все-равно до вас, максимум - это злобно-недоверчивый взгляд (если у Вас машина хорошая). Вообще с чужаками по началу держим дистанцию, зато если барьер недоверия преодолён, то северянин становится очень открытым и общительным, иногда даже через чур общительным.
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#14
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 20:18

Рожок - голос русской души. Достаточно прислушаться к мелодиям на этом замечательном инструменте. Мелодии либо до боли в сердце тоскливо-задушевные, либо безудержно весёлые, что отражает характер русского - как правило ничего "усреднённого", гулять так гулять, печалиться так печалиться. И всё это непостоянно и переменчиво как погода на нашей Восточно-Европейской равнине.
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#15
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 20:39

Цитата
Кстати, у нас на севере такого не встретишь. Всем было бы все-равно до вас, максимум - это злобно-недоверчивый взгляд (если у Вас машина хорошая). Вообще с чужаками по началу держим дистанцию, зато если барьер недоверия преодолён, то северянин становится очень открытым и общительным, иногда даже через чур общительным.
Согласен. НА вологодщине даже соседи друг к другу в гости редко заходят(по моим наблюдениям). Пафос дистанции, так сказать.
Хотя помочь если надо всегда готовы.
Вот на юге(Рязань, Липецк) люди в этом плане несколько другие.
Что касается лени.
Лень у русских как бы не лень, а неумение систематически работать. По себе замечаю. Могу месяц ничего не делать, а потом за сутки в авральном темпе выполнять работу, которая была на этот месяц. Наши предки как бы тоже, за 150 дней делали то, что французский крестьянин за 300 дней. Остальное время на печи лежали (хотя конечно не лежали, промыслы всегда были).
http://folkvald.livejournal.com/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#16
Опубликовано 16 Сентябрь 2009 - 20:43

Цитата
НА вологодщине даже соседи друг к другу в гости редко заходят(по моим наблюдениям). Пафос дистанции, так сказать.
Моя прабабушка рассказывала, что на различные празднки приезжали к ним гости-родственники из окрестных деревнь, обычно в кол-ве +/- 20 чел. Несравнимо с южными застольями. Но её мать всё-равно говорила "Какого лешего их принесло-то?"

Цитата
Хотя помочь если надо всегда готовы.
По моим наблюдениям несмотря на бескорыстную помощь в деревнях все друг друга недолюбливают.
Цитата
Могу месяц ничего не делать, а потом за сутки в авральном темпе выполнять работу, которая была на этот месяц.
Как мне всё это знакомо...

Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#17
Опубликовано 17 Сентябрь 2009 - 12:57

Зависимость менталитета русского народа от природных факторов:
Географическое положение, обширность территории:
- Широта души
- Вольность
-Духовная свобода
-Подавленность
-Бесхозяйственность
-Безынициативность
-Лень (обломовщина)
Климат
(суровость климата, длинная зима, низкие температуры):
- Меланхоличность
- Медлительность
-Недооценка своего труда
- Гостеприимство
- Терпение
- Послушание
-Коллективизм
- Соборность
-Чувство локтя
- Противоречивость
- Безудержность
Ландшафт:
-Созерцательность
- Мечтательность
- Наблюдательность
- Вдумчивость
- Слежение за природой (смотреть в оба)
- Обсуждение проиденного пути
Географическое положение, обширность территории:
- Широта души
- Вольность
-Духовная свобода
-Подавленность
-Бесхозяйственность
-Безынициативность
-Лень (обломовщина)
Климат
(суровость климата, длинная зима, низкие температуры):
- Меланхоличность
- Медлительность
-Недооценка своего труда
- Гостеприимство
- Терпение
- Послушание
-Коллективизм
- Соборность
-Чувство локтя
- Противоречивость
- Безудержность
Ландшафт:
-Созерцательность
- Мечтательность
- Наблюдательность
- Вдумчивость
- Слежение за природой (смотреть в оба)
- Обсуждение проиденного пути
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#18
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 06:06

Завистливость у русских сильно пересекается с безразличием к другим.
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожилых.
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожилых.
#19
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 06:31

Цитата(zigen @ 20.9.2009, 10:06) (смотреть оригинал)
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожилых.
Когда были такие случаи при мне, то подходили или я сам подходил. Так что не факт.
#20
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 06:57

Цитата
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожилых.
Проблема в том, что зачастую непонятно, плохо человеку, или он, простите, обожрался.
http://folkvald.livejournal.com/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#21
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 08:18

Тема - чушь. Нет никакого русского характера. То, о чем вы все говорите, применимо ко всем, и национальность совершенно ни при чем. Например:
И почему это должно считаться чертой именно русского характера? Так во всем мире. "Добропорядочные люди всегда на стороне сильного" (К. Гамсун, "Мистерии").
Почитайте, будет интересно:
http://en.wikipedia....ystander_effect
Цитата(zigen @ 20.9.2009, 14:06) (смотреть оригинал)
Завистливость у русских сильно пересекается с безразличием к другим.
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
И почему это должно считаться чертой именно русского характера? Так во всем мире. "Добропорядочные люди всегда на стороне сильного" (К. Гамсун, "Мистерии").
Цитата(zigen @ 20.9.2009, 14:06) (смотреть оригинал)
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожилых.
Почитайте, будет интересно:
http://en.wikipedia....ystander_effect
#22
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 13:38

Цитата(Basilio @ 20.9.2009, 12:18) (смотреть оригинал)
Тема - чушь. Нет никакого русского характера.
Это всего лишь Ваше частное мнение.
Как писал В.И. Даль:"Истина-это то, что есть".
И потом, следуя Вашей логике, нет никаких характерных особенностей и у других народов, но Вы отважились написать это только в теме:"Русский характер". Отсутствие национального самосознания у народа-признак скорой беды. Размышляйте...
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#23
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 13:56

Lynx, зависть - это стимул к развитию. Другое дело, что стимул приводит в действие самые разные черты личности. У кого-то может оказаться злословие, вредительство или даже жажда крови. Зависть есть у всех народов.
Это Вы говорите о современных выкидышах матушки-природы: эмо, "защитниках природы и животных", гопниках и прочих. Молодёжь падает на духовное дно, да. Но это падение никоим образом не характерно для Русских, как этноса, это только современные краски. То же касается заметки о писающих в берлинском метро и пьяных рабочих (только вот спаивать начали раньше, при Брежневе).
eugene-march, уверен, что все эти характеристики верны лишь для определённых рас, а не этноса в целом. Русские есть сплетение из множества рас, так ведь? Вот ост балты больше ближе к Манилову, чем те же нордиды, извините за такие сравнения. К примеру, сколько знал восточных нордов, столько среди них лютых бешеных трудоголиков, прагматиков. В общем, надеюсь Вы поняли к чему я веду.
Цитата
Завистливость у русских сильно пересекается с безразличием к другим.
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожил
Если завидуют успешным и презирают менее состоятельных.
Например, если человеку станет плохо на улице, то к нему из молодежи никто не подоидет. Только лишь кто-то из взрослых или пожил
Это Вы говорите о современных выкидышах матушки-природы: эмо, "защитниках природы и животных", гопниках и прочих. Молодёжь падает на духовное дно, да. Но это падение никоим образом не характерно для Русских, как этноса, это только современные краски. То же касается заметки о писающих в берлинском метро и пьяных рабочих (только вот спаивать начали раньше, при Брежневе).
eugene-march, уверен, что все эти характеристики верны лишь для определённых рас, а не этноса в целом. Русские есть сплетение из множества рас, так ведь? Вот ост балты больше ближе к Манилову, чем те же нордиды, извините за такие сравнения. К примеру, сколько знал восточных нордов, столько среди них лютых бешеных трудоголиков, прагматиков. В общем, надеюсь Вы поняли к чему я веду.
Сообщение изменено: Vladimir_, 20 Сентябрь 2009 - 13:57.
#26
Опубликовано 20 Сентябрь 2009 - 17:54

Зависть присуща каждому человеку, независимо от его этнической принадлежности. Это одна из эгоистических черт любого индивида. Думаю, нет такого народа, в фольклорном творчестве которого не высмеивалась бы жадность и зависть. Просто некоторые люди, в силу своего неимоверно развитого эгоизма, не пытаются хоть как-то противостоять таким порокам.
#28
Опубликовано 21 Сентябрь 2009 - 14:44

Цитата
А от зависти проистекают другие многие беды на Руси.
Если препарировать лично мой национальный характер:
я могу быть обычным русским раз 3,14 здяем (и это мне в кайф)
но: если речь о работе (я выполняю некую работу для клиента), тут я сразу же превращаюсь в немца. Абсолютно невозможно сделать что-то с отклонениями от ТТХ, или плитку не так положить. Откуда это взялось - ума не приложу.
#29
Опубликовано 21 Сентябрь 2009 - 16:27

Насчет характеров довольно интересно. Не преувеличу, если скажу, что могу по форме изложения определять примерно ху ис ху. Не обязательно даже на фото смотреть. Это происходит как то спонтанно. Во всяком случае с нашими ув. форумчанами это сработало даже как то на подсознательном уровне. Например то, что Джонс не славянин я понял еще до того как об этом стало известно от него лично. То, что Волгост северный русский я тоже сразу просек. Чувствуется как то. Ну во всяком случае, где то оттуда. Кстати и ulysses мне сразу показался не русский. Но определить откуда точно я не мог поскольку с балканами не знаком. Думал, что ближе к Западной Европе. Кто еще? НУ вот, например, что танасквел южный русский тоже видно сразу ИМХО)) По форме изложения Латина и психореакциям видно, что он явно не славянин, либо славянин всю жизнь проживший за границей. Vilkas несколько спокоен и серьезен даже для северного русского. Ну вот вроде все 
Хм.. А вот что интересно. Скалагрима я бы за иностранца не принял. Даже за северного русского бы не принял. Похож на центральнополосного русского.
Еще вспомнил. Владислав17 мне тоже показался не русским, а скорее белорусом как и Дрыгавич. Но в рамках славянского характера.

Хм.. А вот что интересно. Скалагрима я бы за иностранца не принял. Даже за северного русского бы не принял. Похож на центральнополосного русского.
Еще вспомнил. Владислав17 мне тоже показался не русским, а скорее белорусом как и Дрыгавич. Но в рамках славянского характера.
Чудище зло, обло, озорно, стозевно и лаяй
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей