Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Расчлененные погребения в бронзовом веке.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
8 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Расчлененные погребения бронзового века известны в курганных погребениях ямной и катакомбной культур. В то же время единого хронологического пласта они не образуют, часто их датировка затруднена отсутствием инвентаря. Зачастую практиковалось расчленение двух погребенных, захороненных в одной яме.

Конкретные формы проявления ритуала расчленения костяков могли различаться, что может быть объяснено разными мотивами расчленения. Но,несмотря на это, общим для всех вариантов является то, что подобная практика никогда не применялась ко всем членам общины и всегда была уникальной.

Различают два типа расчленений, за каждым из которых стоит своя мотивация:

Тип I - расчленения вызванные некрофобией. Труп расчленялся, либо ему наносились увечья, призванные "обезвредить" покойника. Можно вспомнить распространенное уже в историческую эпоху поверье о том, что вампира можно убить колом, вонзенным в сердце или отрезав голову. Оба явления имеют одну и ту же мотивацию. В эпоху бронзы подобному расчленению, вероятно, могли подвергаться душевнобольные или служители культа, жрецы, колдуны, предсказатели. Ритуал был призван лишить могущественного покойника сакральной силы.

Тип 2 - расчленения жертвы, в качестве искупления грехов устроителей погребального обряда и перенесения "гнева покойного" на расчлененную жертву. Либо это применялось, для "облегчения" страданий основного покойного или прохождения им посмертных испытаний. Типа 2 применялся не в единичных погребениях.

Какого-то особого возрастного критерия для расчлененных жертв не было, хотя, вероятно, чаще всего в жертву приносили детей, как наименее полноценную часть социума. В других случаях - какая-то часть населения, приниженного по положению, возможно патриархальные рабы.

Парное ямное погребение Тамар-Уткуль VIII.

Верхний костяк обильно посыпан охрой, нижний расчленен и помещен в ногах.


Говоря о расчленении покойников у ямных племен, следует упомянуть и чем-то сходный обычай демембрации. Обряд демембрации, в его основном понимании, означает умышленное смещение костей человеческого скелета с первоначального положения и размещение их либо в беспорядке, либо в порядке прямо противоположном первоначальной позиции, в которой находился покойный в момент погребения.Не принимая во внимание те случаи, когда расчлененные скелеты играют сопровождающую роль при ненарушенных костяках, можно достоверно судить о том, что демембрация, отмечаемая в погребениях ямной культуры региона, является признаком определенной социальной прослойки общества в период ранней бронзы.
Впрочем ,немаловажен и тот факт, что к востоку от Днестра ямные захоронения с применением реингумации встречаются гораздо реже, чем на территории Пруто-Днестровского междуречья. Это наблюдение, в определенной степени, может служить доказательством того, что демембрация и обычай укладки костей погребенного «пакетом» является для ямной культуры Днестро-Дунайского региона узко локальным признаком.

Если говорить о катакомбной культуре, по-видимому, обряд расчленения не только был унаследован от ямников, но и получил дальнейшее развитие. Так, в среде катакомбных племен получил распространение обычай декапитации (отделения головы), которые можно рассмотреть на примере среднедонской катакомной культуры.
Находки погребений с отделенными черепами фиксируются на всей территории распространения среднедонской катакомбной культуры от Северского Донца до Доно-Волжского междуречья (р. Хопер). На территории Среднего Дона среди более 400 погребений среднедонской катакомбной культуры известно пять погребений со скелетами, у которых достоверно зафиксировано отделение черепа погребенного.
Все рассмотренные погребения сопровождались охрой, находившейся как в отдельных местах захоронения, так и полностью покрывающей скелет погребенного. В каждом погребении охра как бы подчеркивает особое ритуальное значение сопровождаемых ею предметов. Данный вид «особых погребений» отличается разнообразием сопровождающего инвентаря. Набор инвентаря в каждом погребении индивидуален, но общей чертой для всех погребений является его неординарность. Почти все обезглавленные погребения сопровождались костями животных. Кроме того, особенно интересной находкой является две гадальные кости. Как считают некоторые исследователи, «игра в кости первоначально имела культовый характер, была прерогативой определенного сословия, связанного с выполнением жреческих функций. Любопытна точка зрения Ю. А. Шилова, который при анализе погребения отделенной от костяка головой, сопровождавшегося игральными костями, высказал предположение, что голова служила «закладом» в игре с потусторонними силами. К числу культовых предметов относится и флейта (Власовка 12/3).
По мнению А.Т. Синюка, все погребения, где использовался подкурганный обряд захоронения, говорят о высоком социальном статусе умершего. На захоронения под курганом могли претендовать лишь выдающиеся представители общества и их ближайшее окружение. Но даже из этого ряда погребений по особым признакам выделяются декапитированные погребения. Исследователи считают, что можно с достаточной долей уверенности утверждать, что декапитированные погребения не являются спецификой той или иной культуры катакомбной общности, а скорее всего имеют надкультурный характер, отражая сложную социальную структуру племен – носителей катакомбных традиций



Первый Власовский могильник 12/3. Погребение с декапитацией



Стоит заметить, что некоторые исследователи определяют расчлененность покойника из катакомбного погребения как один из компонентов, присущих жреческим погребениям.

Признаки жрецов по археологическим данным (по А.Т. Синюку):

1) забутовка погребальных устройств

2) наличие одновременных коллективных захоронений;

3) наличие музыкальных инструментов и костяной булавки

4) наличие в погребениях курильниц;

5) жертвоприношения голов животных;

6) неоднородность признаков обрядности, подчеркнутая архаика инвентаря;

7) искусственная деформация черепов;

8) наличие расчлененных захоронений;

9) сопровождение умерших охрой разных оттенков, астрагалами

При этом исследователь отмечает, что каждый из этих признаков в от­дельности будет малоинформативным для выделения жрецов, но в сумме они дают нам возможность жреческой интерпретации катакомбных власовских погре­бений.


Как мне кажется, распространение такого ритуала в коллективах ранней и средней бронзы говорит о достаточно организованных и развитых религиозных представлениях. Если принимать некоторую преемственность населения ямной и катакомбной культур, ( в данном случае не важно отдавать ли предпочтение миграционной гипотезе появления катакомбного обряда или культурной трансформации: взаимодействие позднеямных и ранних катакомбных коллективов бесспорно) можно предположить схожие мифологические представления у населения этих обществ. Возможно, такие представления в какой-то степени облегчали распространение этих культур. Например, судя по данным антропологов, в катакомбное время антропологический тип мало где изменился, восходя к ямному периоду. Вполне возможно, что сама мифологическая картина мира населения восточноевропейских степей периода бронзы начала складываться еще в доямное время ( если учесть появление отдельных классических ямных признаков погребальной обрядности в более древних культурах). Врочем, расчленений это мало касается. По крайней мере, данных немного, чтобы строить какие-то выводы.

Остается немного неясным как расчленение было связано с социальной структурой общества. Последние исследования отрицают значимую социальную градацию для ямной культуры, но не исключают большею ее выраженность в катакомбной. Но, данные по расчлененным погребениям указывают на существование определенного типа людей, которые и подвергались расчленению. Возможно, стоит говорить о том, что
в катакомбное время эти люди составили уже археологически и социально ощутимую прослойку населения. К тому же, об этом говорят не только данные расчленений, но я другие признаки, по которым можно увидеть идеологическую трансформацию.

P/S. В заключение хотелось бы продемонстрировать еще один частный случай некрофобии.





Слева внизу валуны закрывают погребение катакомного времени. Под ними оказалась погребена девушка-подросток. Некоторые из этих валунов мы вытягивали бульдозером с помощью тросса. Стоит задуматься - если община приложила столько усилий для закидывания могилы валунами, то насколько они не хотели гипотетического возвращения покойной.

Кому интересно, подробнее об этом погребении можно посмотреть здесь





Литература


Березуцкий В.Д. Археологические древности земли Воронежской. Край Острогожский (в соавт. с П.М. Золотаревым). М., 2007

Богданов С.В. Парные погребения древнеямной культуры с расчлененными костяками // Археология Волго-Уральских степей, Челябинск 1990.

Данченко Е. Л. Погребения особого вида среднедонской катакомбной культуры // Археологические памятники Восточной Европы, Воронеж 2002

Кайзер Э. Эгалитарное пастушеское общество versus воины-кочевники? Попытка реконструкции социальной структуры ямной и катакомбной культур // Stratum plus 2010

Попович С.С.ОБРЯД ДЕМЕМБРАЦИИ В ЯМНОЙ КУЛЬТУРЕ ПРУТО-ДНЕСТРОВСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ//Проблемы охраны и изучения памятников археологии степной зоны Восточной Европы, Луганск 2010

Попович С.С.Погребения ямной культуры с обрядом демембрации в кургане 3 у с. Талмаза//Индоевропейская история в свете новых исследований, Москва 2010

#2
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Краки Нифлунг @ 12.10.2015, 15:13) (смотреть оригинал)
Слева внизу валуны закрывают погребение катакомного времени. Под ними оказалась погребена девушка-подросток. Некоторые из этих валунов мы вытягивали бульдозером с помощью тросса. Стоит задуматься - если община приложила столько усилий для закидывания могилы валунами, то насколько они не хотели гипотетического возвращения покойной.

Кому интересно, подробнее об этом погребении можно посмотреть здесь

Ужас. Зачем они вообще выкопали её? )
Вспомнился сюжет в Вий.

Сообщение изменено: Eugene_rus, 12 Октябрь 2015 - 12:43.


#3
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

И в продолжении очень интересной темы, поднятой Краки Нифлунгом, немного о Ямной Культуре.

В Ямной Культуре прослежена следующая типология демембрации (расчленения):
1. Кости сложены в псевдоанатомическом порядке.
2. Кости сложены в определенном, но не в анатомическом порядке.
3. Кости свалены без определенной системы
4.Декапитация-обезглавливание погребенного. 5. Кефалотафия (захоронение изолированных черепов)

В целом ряде случаях можно допускать, что тело, подвергнутое демембрации, являлось разновидностью заупокойного приношения основному погребенному, находящемуся в центре погребальной камеры . К примеру, такая ситуация прослежена в комплексе Кэушень 1/18 (Пруто-Днестровское медлуречье), где при скорченном с разворотом влево, основном погребенном, в той же камере, слева «пакетом» уложены кости второго погребенного, этот «пакет» расположен между двумя сосудами с заупокойной пищей, на одной с ними оси.
1.jpg
Погребение в Кэушень и сосуды из погребения.

Не менее интересная картина получена в Градиште, где кости двух скелетов были уложены «пакетом» на уступе погребальной камеры, при скорченном с наклоном погребенном, находящимся непосредственно в погребальной камере. Антропологическое изучение костных остатков из погребения 1/18 Градиште показало, что трубчатые, длинные кости были разбиты в древности и из них удален костный мозг. Отмечено, что на глазницах и височных костях черепов имеются незначительные следы механических воздействий. Эти наблюдения доказывают присутствие факта каннибализма в ритуальных целях. Таким образом в ряде случаев, захоронение с демембрацией играет роль сопровождающего.

Видимо нельзя исключать демембрацию (расчленение) в Ямной Культуре как результат реингумации, ритуала посещения мертвых и каких-то последующих обрядоаых действий, связанных с перемещением с первоначального положения и «перемыванием» костей отдельных представителей родоплеменной верхушки, например жрецов, шаманов и колдунов.
Примером может служить комплекс 2/12 Хаджиллар, где реингумируемому скелету придана псевдоанатомическая поза не характерная ямной культуре - резко скорченная на левом боку. Но при этом на перекрытии погребальной камеры найден скелет ребенка. В данной ситуации детское погребение играет роль сопровождающего в погребальной церемонии. В детском скелете отсутствуют длинные кости рук и ног, что в определенной степени свидетельствует о демембрации и в сопровождающем захоронении.

Но тем не менее, если не принимать во внимание те случаи, когда расчлененные скелеты играют сопровождающую роль при ненарушенных костяках, то можно предположить, что демембрация, отмечаемая в погребениях ямной культуры региона, является признаком определенной социальной прослойки общества в период ранней бронзы. Но сюда никак не вписываются расчлененные детские захоронения, которые, вероятно, следует рассматривать как жертвоприношения.

Как уже отмечалось выше, в Ямной Культуре известны погребения черепов.
Обряд погребения черепов в яме под курганом (наравне с демембрацией) часто интерпретировался как средство лишения служителей культа их сакральной силы. Сейчас некоторые исследователи на основании новых материалов выдвигает иную версию, согласно которой погребения черепов представляют собой древние культовые комплексы. В пользу этого, по их мнению, свидетельствует наличие долговременных открытых площадок, сооружение помостов из глины, наличие престижного инвентаря с черепами.
2.jpg
Пример Погребения черепов. Герасимовка 2 (Волго-Уральский регион).


Открытые площадки с черепами на помостах свидетельствуют о том, что они использовались для религиозных обрядовых действий общины, а сами погребенные занимали центральную часть данного культа. Нетрадиционный для Ямной Культуры погребальный обряд и инвентарь в погребениях позволяют сделать вывод, что эти индивиды при жизни занимали в коллективе важную роль. Предположительно они могли быть представителями культоворелигиозной сферы общества.

Литература:
С.М. Агульников, С.С. Попович. Обряд демембрации в ямной культуре Пруто-Днестровского междуречья. / Проблемы охраны и изучения памятников археологии степной зоны Восточной Европы. Луганск, 2010
А.А. Файзулин. Культ черепа в погребальной практике ямной культуры Волго-Уральского междуречья. / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №3(2), 2014


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#4
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
А помимо ямников, катакомбников у кого-нибудь еще подобные ритуалы практиковали?
У шнуровиков?

#5
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата(Eugene_rus @ 5.11.2015, 23:39) (смотреть оригинал)
А помимо ямников, катакомбников у кого-нибудь еще подобные ритуалы практиковали?
У шнуровиков?

С описанием чего-либо подобного в литературе по КШК сталкиваться не приходилось.
Теперь что касается других культур.
Из территориально близких, известны случаи заведомого расчленения трупов в Абашевской Культуре, причем во во всех основных ее вариантах Доно-Волсжком, Средневолжском и Уральском. Существовала подобная практика и у сообществ Срубной Культуры.
Есть расчлененные погребения в неолите лесной полосы Восточной Европы, но это уже иной культурный мир.
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#6
Korsar

Korsar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 569 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Украинец
  • Фенотип: Западный Балтид /Понтид
  • Вероисповедание:Православный
Они расчленяли умерших или возможно это была такая казнь

#7
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата(Korsar @ 10.11.2015, 13:26) (смотреть оригинал)
Они расчленяли умерших или возможно это была такая казнь
Можно предполагать, что в большинстве случаев умерших. Хотя, если рассматривать отдельные случаи, где расчлененные костяки интерпретируются как жертва при основном захоронении, то расчленялось ли тело после ее смерти, тут дать однозначный ответ сложно. Тем не менее считать это казнью оснований нет - это действия культового, обрядного, какого-то религиозного характера.
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#8
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
К вопросу о погребениях "пакетом"


Есть и более "приземленная" версия погребений "пакетом".
"Трудно согласиться с выводами С.С. Поповича и С.М. Агульникова о том, что вторичные погребения (авторы склонны интерпретировать их как погребения с признаками “демембрации”) являются узколокальными и концентрируются в основном в Днестро- Прутском междуречье [Попович 2010, с. 135; Агульников, Попович 2011, с. 342-343]. Ямные погребения “с расчленениями” хорошо известны и в других регионах, к примеру, в Поингулье (Привольное, к. 1, п. 27); Приднепровье (Васильевка І, к. 6, п. 5; Васильевка ІІ, к. 2, п. 3; Харчевик, к. 1, п. 8); в Приазовье (Волонтеровка, к. 1, пп. 6, 9, 11) и в Крыму (Бабенково, к. 3, п. 15; к. 4, п. 7) [Шапошникова и др. 1980, с. 34; Ковалева и др. 1995,
с. 26-29; Либеров 1952, с. 77; Константинеску 1988, с. 102; Щепинский, Черепанова 1969, с. 103, 110]. Снова бросается в глаза то обстоятельство, что вторичные погребения, несмотря на свою малочисленность, встречаются в пределах одного кургана/курганной группы...

...Средний этап бронзового века – время частых военных конфликтов, о чем свидетельствуют многочисленные погребения с оружием, которое встречается чаще всего именно в катакомбных погребениях.2 Скот, являвшийся мерилом богатства, мог становиться главным объектом и военных экспедиций. Вооруженные конфликты либо заканчивались гибелью пастухов, выпасавших скот в отдалении от мест обитания основной части населения, либо провалом набега и боевыми потерями. А поскольку поиск погибших, их транспортировка, устройство могильного сооружения и другие ритуально-магические действия требовали определенного времени, то становится понятным, что в ряде случаев погребались останки в виде полуразложившихся трупов или вовсе голых костей, помещенных в мешок. Это был просто удобный способ транспортировки костей умершего соплеменника и изоляции трупной скверны. Логично и то, что хоронили павших не так далеко друг от друга – в пределах одной курганной группы или даже одного кургана. В эпоху поздней бронзы происходят значительные изменения в хозяйственно- экономической сфере, меняется характер межплеменных и межкультурных взаимоотношений. Степное население переходит к мирному оседлому образу жизни с присущим ему придомным скотоводством. Оружие встречается крайне редко в погребениях этой поры (сабатиновская и срубная культуры), что свидетельствует о наступлении некоторого “затишья”. Именно в это время практически исчезает и обряд вторичного погребения.

...Исследователи культур степной бронзы неоднократно обращали внимание на могилы, в которых останки людей находились в расчлененном виде. Речь идет о так называемых “вторичных погребениях”, когда в могилу помещались либо одни кости погребенного, либо тела, находящиеся на разных стадиях процесса разложения. При этом костные останки либо выкладывались в псевдоанатомическом порядке, имитируя традиционную позу, либо были сложены компактной кучкой (“пакетом”). Яркое проявление этого ритуала иллюстрируют материалы ИКК. Удельный вес таких комплексов невелик – всего 3,5% от общей массы известных нам ингульских катакомб. Проанализировав погребальный обряд, качественные и количественные характеристики сопутствующих вещей, можно сказать, что большинство вторичных погребений ИКК
отличаются неординарностью и отклонениями от стандартных обрядовых норм. Наиболее трудной задачей остается интерпретация этих комплексов. Причины, которые могли заставлять людей прибегать к подобной погребальной практике, могли быть разные и
носить религиозно-магический, ситуативный или социальный характер. Мы склонны считать, что помещение в могилу “расчлененных” скелетов является результатом погребения лиц, умерших вдали, во время выпаса скота или военного похода. Если не удавалось своевременно предать тело земле, хоронили кости или не до конца разложившиеся тела, упакованные в мешок."

Небрат С.Г. Вторичные погребения ингульской катакомбной культуры // Донецький археологічний збірник. — 2013. — № 17 — С. 7-23.



Исследователь, правда, допускает, что обряд демембрации и вторичных погребений в разных местах мог иметь различное семантическое значение. Как эта довольно практичная версия сочетается с данными, приведенными выше? Вероятно, не стоит исключать возможно погребения тел соплеменников, погибших на чужбине в "пакетах". Но к этому подобный обряд сводится не может. Как объяснить приниженное положение по отношению к костяку расчлененного трупа в таких погребениях как Кэушень, Тамар-Уткуль? Как объяснить наличие расчлененных скелетов в погребениях, которые могут интерпетироваться как жреческие? Кажется, что однозначного объяснения нет. Если даже допустить, что расчлененные тела принадлежали умершим на чужбине пастухам или воинам, как это соотносится со статусным погребением в кургане? Скорее речь тогда о предводителях военных походах (обладавших военной или военно-сакральной властью), трудозатраты на возврат тела которых и сооружение кургана могли быть оправданы их статусом.

#9
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

То же время, просто металла там еще не было

Интересные данные поступили недавно из Ирландии. 
12873_600.jpg
Курган в Карроукиле считался одним из самых больших неолитических курганов в Западной Европе. В 1911 г. его раскопали, а кости из погребений потерялись на сто лет, пока в 2011 не были найден в архивах Кембриджа. Всего в семи гробницах содержались погребения 40 человек. Многие останки были кремированы, а при исследовании несоженных костей ученые обнаружили в местах сочленений следы каменных инструментов. И здесь мы имеем дело с демембрацией. По словам исследователей такие ритуалы проводились для "установления духовной связи с предками". Демембрация якобы позволяла усопшим достичь новой стадии в посмертном существовании.
В целом, погребения датируются промежутком между 3500 и 2900 гг до н.э.


https://www.scienced...70803103125.htm


http://www.dailynews...kiroval_uchenyh

https://www.academia...00_3000_cal_B.C


Оригинал исследования. К сожалению, в свободном доступе нет
http://journals.upre...rticle/view/166




Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей