Войти Создать учётную запись

Арсания - "третья Русь" восточных источников
#1
Опубликовано 18 Октябрь 2015 - 05:07

При всём разнообразии точек зрений разных авторов (см. А.П.Новосельцев. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. http://apnovoselcev....03.html#part41), можно выделить две основные группы мнений относительно местонахождения «третьей группы русов», а именно: северную - от Белоозера до Оки и Приуралья, и южную – Северное Причерноморье, Приазовье и Среднее Поднепровье. Сразу отметим, что «южная» версия представляется несостоятельной, хотя бы потому, что в период к которому относится информация об Арсании, в IX – первой половине X вв., Причерноморско-приазовский регион, и Среднее Поднепровье (до второй половины IXв.), находились под властью Хазарского каганата и различных кочевых орд, а между тем, рассматриваемые восточные источники, ясно дают понять, что Арсания была вполне самостоятельным государственным образованием, независимым как от остальных русов, так и от иных соседних государств и народов. Кроме того, «южная» версия также противоречит и сведениям, содержащимся в арабских источниках, о расположении Арсании между Куйавой и Славией: "...Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня. И доходят мусульманские купцы из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы". (ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак" http://apnovoselcev....03.html#part41).
Таким образом, при всём противоречии и ограниченности сведений арабских авторов о русах, всё-таки можно выделить определённый ориентир, указывающий на географическое положение Арсании относительно остальных «групп русов». Однако, возникает вопрос, где конкретно следует искать этих самых «третьих русов». Вряд-ли Арсания, как предполагал А.П. Новосельцев, располагалась в районе Ростова и Белоозера. Во-первых, это противоречит вышеуказанным сведениям ал-Идриси о расположении Арсы «между Славой и Куйабой». И как уже было сказано, Арсания представлена в источниках как независимое политическое образование во главе с собственным «царём», однако же и Ростовская и Белозёрская земли с самого начала формирования Древнерусского государства, со времён Рюрика (а если верить Иоакимовской летописи, то ещё раньше – при Гостомысле) и позднее, были неотъемлемой частью Новгородско-киевского государства, т.е. фактически являлись частью «ас-Славии», а не отдельной «группой русов».
Остаётся территория от Мурома и Рязани и земель мордвы (А.А.Шахматов, Т.Левицкий, В.Ф.Минорский и др.) до Среднего Поволжья и возможно Приуралья (В.В. Седов). В пользу данной версии свидетельствуют как, уже упомянутое указание на местонахождение Арсании «между Славой и Куйабой», так и иные данные. Так, в западной части указанной территории, присутствуют вероятно производные от АРСании, географические и этнические названия, а именно: город РЯЗань и самоназвание части мордвы – ЭРЗяне; восточнее – на территории бывших Волжской Булгарии и Казанского ханства, более поздними источниками зафиксированы некая АРСкая земля и её административный центр - АРСкий городок. Что касается Рязани, то можно ещё сравнить то, как назван этот город в сочинении другого, более позднего восточного автора Рашид-ад-дина: «Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войной на русских. Бату, Орда, Гуюк-хан, Менгу-каан, Кулькан, Кадан и Бури совокупно осадили город АРПАН и в три дня взяли (его)». (http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_6/frametext.htm). Как видно, имеется некоторое сходство между терминами X в. - «Артан(ия)/Артаб» и XIV в. - «Арпан». Также, в пользу версии о проживании русов Арсании в районе расселения мордовских племён, могут свидетельствовать и данные антропологи, в частности, тот факт, что антропологический тип всё тех же эрзян, в отличии от других финно-угорских народов, является в целом североевропейским, сходным со славянским (великорусским). Кроме того, как показали исследования генетиков, опять же у эрзян, значительно распространена, преобладающая и у славян, гаплогруппа R1a.
Конечно, названия географических объектов, так же как и результаты исследований генетиков и антропологов, могут только косвенно подтвердить версию о связях Рязани и мордвы-эрзи с арсанийскими русами. Так, например, гаплогруппа R1a, могла достаться эрзянам и, от обитавших примерно в тех же местах в IV-VIIвв., славян-именьковцев и/или от более древних южных соседей протомордовских племён – скифов и сарматов, и от них же мог произойти и этноним «эрзя»... Однако, есть и прямые сведения источников, которые на наш взгляд, могут являться доказательством факта пребывания русов Арсании именно на отмеченной территории от района Рязани до Среднего Поволжья, и в частности в мордовских землях. Речь идёт об информации русских летописей о войнах Владимирского княжества с мордвой в 1228-1229 гг., где при описании этих событий, среди мордовских племён упоминается некая Пургасова РУСЬ: «В лето 6736. (1228г.) Тоя же зимы генваря 14 князь велики Юрьи, и Ярославъ. И Костянтиновичи Василько и Всеволод, идоша на Мордву, и Муромскыи князь Юрьи Юрьи Давыдович, и вшедше в землю Мордовъскую в Пургасову волость и жита пожгоша и потравиша, а скоты избиша, а полонъ послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы въ тверди свое, а которыи не убегоша, тех избиша»… «В лето 6737. (1229г.) Приидоша Мордва с Пургасомъ Новугороду Нижнему, и биша ихъ Новогородци. Они же зажгъше монастырь Святыя Богородица вне града, бежаша прочь. Победи Пургаса Пурешевъ сынъ с Половци и изби Моръдву всю и РУСЬ Пургасову, а Пургасъ утече в мале.» (Московский летописный свод XVв. http://michael-engel.../album513479_6). Итак, мы видим, что с одной стороны, «Русь Пургасова» не является частью Владимирской Руси и иных русских княжеств того времени, а политически связана с мордвой. И в то же время летопись отличает подданных Пургаса от остальной мордвы и прямо называет их «РУСЬЮ», что явно свидетельствует об этнической связи Пургасовой руси с древнерусским этносом.
Таким образом, совокупность данных топонимики вышеуказанных территорий (Рязань, Арская земля), результаты исследования генетики и антропологии части местного населения (мордвы-эрзи) и его самоназвание, а также прямых сведений письменных источников (сообщения ал-Идриси о локализации Арсании между Киевом и Новгородом и летописные данные о Пургасовой Руси), позволяет с высокой степенью вероятности предположить о том, что «третья группа русов» - Арса/Арсания (Артания, Уртаб, Арпан) располагалась именно в регионе Нижней Оки – Среднего Поволжья.
Теперь попробуем восстановить в общих чертах политическую историю Арсании. Начнём с того, что русов Арсании, так же как и русов Славии и Куявии, можно уверенно связать с русами-варягами Рюрика, и определить время возникновения этих «групп» серединой IX-го века, так как это хорошо согласуется с данными русских летописей и восточных источников. Так, по мнению почти всех исследователей, информация арабских авторов о «трёх группах русов» относится ко второй половине IX-го – началу Xв. И русские летописи относят переселение варягов Рюрика в Приильменье к середине IX века, где они возглавили уже существовавшее там протогосударственное образование включавшее в себя славянские союзы племён словен ильменских и кривичей, а также финнских племён чуди, веси и мери (которая, кстати к моменту призвания варягов была уже значительно славянизирована). И именно это раннегосударственное образование во главе с варягами-русами, известно в арабских источниках как «группа русов ас-Славия». Что касается Куйабы, то согласно данным русских летописей и сведениям иностранных источников, до середины IX в., Среднее Поднепровье находилось под властью Хазарского каганата, а освобождение Киева и полянского союза племён от хазарского ига, относится к середине – второй половине IX в., и связывается всё с теми же русами-варягами – Аскольдом и Диром, соответственно и распространение в этом регионе этнонима «русь» связано с прибалтийскими варягами-русами, утвердившимися в Киеве и обозначенными в восточных источниках как «группа русов Куйаба».
По всей вероятности и возникновение Арсании, также связано с миграцией южнобалтийских варягов-русов в Восточную Европу. В связи с этим надо отметить, что версию о происхождении Пургасовой Руси от русов-варягов, хорошо обосновал В.В. Фомин, однако этот исследователь весьма осторожно изложил свои выводы и допустил «двойное» происхождение Пургасовой Руси как от варягов, так и от иранцев-алан: «…"Пургасова Русь" могла представлять собою остаток тех варягов (варяжской руси), которые, давно оторвавшись от своих сородичей, влившихся в состав населения Древнерусского государства, жили в соседстве с Волжской Болгарией и мордвой, имея давние и теснейшие связи с ними, в том числе политические... Но есть еще одно объяснение "Пургасовой Руси". В 1998 г. Е.С. Галкина и А.Г. Кузьмин высказали предположение, что она являет собой реликт русов-алан Подонья». «…археологический и антропологический материал противоречит как этой версии (о финноугорском происхождении русов Пургаса), так и точке зрения, что ее население состояло из переселенцев-славян, вышедших из русских пределов в привычном понимании (Муромских, Черниговских, Владимирских, Рязанских). И этот же материал позволяет говорить о двух истоках "Пургасовой Руси" - северо-западной (или южно- и восточнобалтийской) и южной (аланской)». (В.С. Фомин Пургасова Русь http://www.portal-sl...p...6&PAGEN_1=2 ). Но учитывая, что в рассматриваемый период аланы, в отличии от южнобалтийско-приильменских русов, уже не представляли из себя значительной политической силы, и соответственно вряд ли могли распространить своё влияние на мордву, версия о варяжском происхождении русов Пургаса выглядит намного более убедительной.
Косвенным подтверждением версии о происхождении «арсанской группы русов» от варягов Рюрика, могут быть всё те же восточные источники, в частности те фрагменты, где ас-Славийа названа «высшей» и «лучшей» по отношению и к Киеву-Куйабе (что кстати подтверждает и ПВЛ, называя Аскольда и Дира боярами Рюрика), и к Арсании: "И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их» (Ибн Хаукаль "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик"); "Русов три группы. Одна группа близко к Булгару, и царь их находится в городе, называемом Ку.а.на, и он (город) больше Булгара. (Другую) группу называют Аусани, и царь их находится в месте, именуемом Арта. (Третья) группа, лучшая из всех, называется Джалаба (Джлба)» ("Книга - перевод (книги) путей и стран, (составленная) Абу-л-Хасаном бин Са 'ад бин Мухаммед ал-Надживани, (известным) как ал-Саведжи").
Также, если допустить, что изначально частью Арсании был район Рязани и проследить летописные сведения о ближайшем к Рязани городе - Муроме, то это может как подтвердить варяжское происхождение арсанийских русов, так и кое что прояснить в последующей истории «Третьей Руси». Итак, Муром назван в числе городов, где согласно ПВЛ, в 862-864гг. власть приняли варяги-русы: «В год 6370 (862). … И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик». (ПВЛ http://www.hrono.ru/...ok/povest1.php), однако уже в 907 г., в летописном рассказе о походе Олега на Византию, при перечислении племён и городов Руси, ни племя мурома, ни город Муром, не упоминаются. Сведения о Муроме вновь появляются в летописи только под 988 годом, когда Св. Владимир Креститель посадил на княжение в этом городе своего сына Бориса. И если предположение о том, что г. Муром был частью Арсании, то можно сделать вывод, и о том, что возникновение Арсании изначально было связано с варягами Рюрика, но вскоре, так же как и Куявия Аскольда и Дира, она отделилась от «лучшей и главной» Славии, и уже в качестве самостоятельного политического образования стала известна восточным авторам.
Следует также рассмотреть и точку зрения тех исследователей, которые отождествляют Арсанию/Артанию с Южной Прибалтикой, в частности с Арконой. Действительно, значительное сходство названий как будто бы дают основание для подобного отождествления, но при этом, размещение Арсании в Южной Прибалтике противоречит большинству восточных источников о русах (за исключением информации об «острове русов», который вполне может быть признан за Рюген/Руян), которые, при всей их отрывочности и неопределённости, всё-таки определённо указывают на Восточную Европу. Вопрос может быть разрешён следующим образом: если русы Арсании это какая-то группа варягов – выходцев из Южной Прибалтики, то вполне логично будет предположить, что основанному ими на новой территории городу, они дали название в честь рюгенской Арконы – политического и религиозного центра своей прародины, которая дошла до нас в арабских источниках как Арса/Арта.
Однако, если о ранней истории Куйабы-Киева, вплоть до его подчинения князем "Славии" Олегом в 882г., достаточно хорошо известно из летописей, то об Арсании летописные известия отсутствуют. Связано это с тем, что уже в X в. арсанийские русы утратили своё политическое единство и оказались в сфере влияния соседних государств и народов. «Восточная Артания» (в последующие века известная как Арская земля) оказалась сначала в составе Волжской Булгарии, затем Золотой Орды и Казанского ханства. «Западная Арсания» - Муромо-Рязанская земля, примерно через сотню лет после возникновения Арсании-Артании, вновь стала частью Русского государства (как уже было отмечено, после 988г. в Муроме княжил русский князь Борис), а после его распада сначала подчинялась черниговским князьям, а потом стала основой Рязанского княжества, просуществовавшего как независимое великое княжество до 1456г., история которого хорошо известна из летописей. Вероятно, возвращение под власть государства Рюриковичей Мурома и прилегающей местности произошло либо в 964-966гг., в результате походов Святослава на вятичей, хазар и волжских булгар, либо в 985 г. – в результате похода Владимира на волжских болгар. Другая часть русов Арты, известная в летописях как «Пургасова Русь», оказалась интегрированной с мордовскими племенами, сохраняя при этом, как видно из летописного сообщения, ещё в XIII в. свою этническую самобытность и политическую самостоятельность, и впоследствии ассимилировалась, передав части мордовского народа, свою кровь и самоназвание. После нашествия Батыя «мордовская» и «булгарская» части бывшей Арсании были включены непосредственно в состав Золотой Орды, а после её распада оказались в составе Казанского ханства. Видимо в этот период и произошло окончательное растворение среди местного булгарского и мордовского населения, оказавшихся вне Русского государства, последних потомков русов бывшей Арсании.
#2
Опубликовано 22 Сентябрь 2016 - 04:16

В арабских списках первой (ок. 930-933 гг.) редакции труда ал-Истахри третий город русов именуется либо Артса, либо Арта. Арабский оригинал второй (ок. 951 г.) редакции ал-Истахри не сохранился, но его использовал Ибн Хаукаль при написании своей работы (в двух редакциях: до 967 г. и ок. 977 г.). У Ибн Хаукаля третий город также именуется либо Артса, либо Арта. Формы Арса нет ни в одном – ни в одном – арабском списке ал-Истахри, Ибн Хаукаля и других писавших по-арабски авторов, основывавшихся на их работах.
Две имеющиеся в наличии формы – Артса и Арта – при написании отличаются всего-то одной диакритической точкой. Ставим точку – и Арта превращается в Артсу, не ставим – Артса становится Артой. Ясно, что одна из этих форм правильная, а другая – нет, остается лишь выяснить, какая из них какая. В большинстве арабских списков ал-Истахри и Ибн Хаукаля стоит Артса, но это еще ничего не значит: труды этих писателей дошли до нас в позднейших списках, а всего-то один из ранних списков ал-Истахри, выполненный небрежным копиистом (с ошибочным написанием искомого слова), мог послужить образцом для десятков других.
Что касается формы Арса, то она присутствует только в персидских переводах второй редакции ал-Истахри, восходящих к XI-XII векам (там же имеется и Арта), являясь закономерным искажением арабской формы Артса в персидском языке. Т.Н. Калинина в своих переводах ал-Истахри и Ибн Хаукаля приводит название третьего города русов в форме Арса, некоторым образом вводя в заблуждение читателя. Почему? Видимо потому, что подобное полагал верным А.П. Новосельцев (и полагал совершенно безосновательно, надо сказать).
Если говорить о том, какая форма правильная, – Артса или Арта, – то можно сказать, что никакая, хотя Арта, видимо, все-таки ближе к оригиналу. Правильной же, судя по всему, следует признать форму, содержавшуюся в протографе сюжета о трех городах русов (в сочинении ал-Балхи), – Артаб (как в «Худуд ал-Алам»), что косвенно следует из изысканий В.В. Бартольда и В.Ф. Минорского.
Сообщение изменено: Thursday_October, 22 Сентябрь 2016 - 04:34.
#3
Опубликовано 08 Октябрь 2016 - 16:52

arte
Происходит от лат. ars (ген. artis) «ремесло, занятие; искусство, наука» (восходит к праиндоевр. *ar-ti-).
https://ru.wiktionary.org/wiki/arte
арт
"толк, лад, смысл, уменье", пермск. (Даль). Объяснение Шёгрена в связи с коми art-alny "думать, размышлять" ненадежно; ср. Калима, FUF 18, 14,
http://www.classes.r...er-term-357.htm
Некоторые указания источника (Балхи) ведут нас при определении местоположения Артании к Причерноморью, к Гаврии. Мы допускаем, что само название «Артания» иранского происхождения. Для южнорусской полосы, где вплоть до половецких времен наряду с потомками славян обитало население иранского происхождения, такое происхождение термина «Артания» объяснимо. Обращаем внимание на то, что в географической номенклатуре Хорезма часто встречаются слова сложные с древнеперсидским прилагательным «арта» — хороший, превосходный (ср.: Бартольд В. В. Орошение... С. 86).
http://litopys.org.ua/rizne/nason.htm
З.Ы.:
На кавказе упоминается некая страна "Ардоз"
https://ru.wikipedia....org/wiki/Аланы
Сообщение изменено: Vognejar, 08 Октябрь 2016 - 17:15.
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#5
Опубликовано 08 Октябрь 2016 - 17:11

Чего то я уже совсем запутался. Причем тут арийская идентичность, эрзя, голядь и финский язык? ))
#6
Опубликовано 08 Октябрь 2016 - 17:20

Вы запутались, это правда.
#7
Опубликовано 08 Октябрь 2016 - 17:29

"Артур " - происходит от неустановленной формы. По одной версии — из лат. Artōrius, по другой — из кельтск., ср.: бриттск. *arto-rīg- «король-медведь», валлийск. arth «медведь».
https://ru.wiktionar...
И вообщем то по осет. "арс" тоже "медведь".
Может быть "Арта/Артания" - просто "земля медведей"?
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#8
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 06:24

arte
Происходит от лат. ars (ген. artis) «ремесло, занятие; искусство, наука» (восходит к праиндоевр. *ar-ti-).
https://ru.wiktionary.org/wiki/arte
арт
"толк, лад, смысл, уменье", пермск. (Даль). Объяснение Шёгрена в связи с коми art-alny "думать, размышлять" ненадежно; ср. Калима, FUF 18, 14,
http://www.classes.r...er-term-357.htm
Некоторые указания источника (Балхи) ведут нас при определении местоположения Артании к Причерноморью, к Гаврии. Мы допускаем, что само название «Артания» иранского происхождения. Для южнорусской полосы, где вплоть до половецких времен наряду с потомками славян обитало население иранского происхождения, такое происхождение термина «Артания» объяснимо. Обращаем внимание на то, что в географической номенклатуре Хорезма часто встречаются слова сложные с древнеперсидским прилагательным «арта» — хороший, превосходный (ср.: Бартольд В. В. Орошение... С. 86).
http://litopys.org.ua/rizne/nason.htm
З.Ы.:
На кавказе упоминается некая страна "Ардоз"
https://ru.wikipedia....org/wiki/Аланы
По латышски АRT- пахать.Арайс- пахарь, арклс- плуг
mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#9
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 08:26

Искал возможные аналогичные топонимы. Нашел реку "Артанию" в Вифинии - туда переселяли славян перешедших на сторону Византии (в Своде известий о славянах встречается в двух местах).
В странах с иранским влиянием такой топоним широко распространен, например:
Ardabil (Азербайджан)
https://en.wikipedia.org/wiki/Ardabil
Ardakan (Иран)
https://en.wikipedia.org/wiki/Ardakan
Mashhad-e Ardahal (Иран)
https://en.wikipedia...shhad-e_Ardahal
Ardestan (Иран)
https://en.wikipedia.org/wiki/Ardestan
Все эти топонимы восходят к зороастрийскому термину "Аша" ("Арта") - "правда/истина":
It is unclear whether the Avestan variation between aša and arta is merely orthographical. Benveniste suggested š was only a convenient way of writing rt and should not be considered phonetically relevant.[7] According to Gray, š is a misreading, representing – not /ʃ/ - but /rr/, of uncertain phonetic value but "probably" representing a voiceless r.[8] Miller suggested that rt was restored when a scribe was aware of the morpheme boundary between the /r/ and /t/ (that is, whether the writer maintained the –ta suffix).[9][h]
Avestan druj, like its Vedic Sanskrit cousin druh, appears to derive from the PIE root *dhreugh, also continued in Persian دروغ / d[o]rūġ "lie", German Trug "fraud, deception". Old Norse draugr and Middle Irish airddrach mean "spectre, spook". The Sanskrit cognate druh means "affliction, afflicting demon".
https://en.wikipedia.org/wiki/Asha
В Византии топонимы с корнем "арта" в большинстве случаев возникают там, где жили албанцы и фракийцы.
Думаю, что раз топоним "Артания" скорее всего имеет происхождение от антов и алан в Северном Причерноморье (ориентировочно). Но есть одно НО:
Полотно было некой валютой:
Как денежная единица Древней Руси куна составляла 1/25 гривны в X—XI веках, 1/50 гривны до начала XV века."
Рискну предположить, что соболей и лисиц использовали вместо валюты для торговли (что кстати свойственно именно восточным славянам)
Что касается "олово":
У славян тоже был свинец, необходимо только больше информации по пеньковской культуре и свинце, например.
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#10
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 08:43

Вообще-то наименование хорватской валюты - "куна". Новодел, но все остальные варианты в их истории были уж слишком нехорватскими и неподходящими для названия национальных денег.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#11
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 08:45

arte
Происходит от лат. ars (ген. artis) «ремесло, занятие; искусство, наука» (восходит к праиндоевр. *ar-ti-).
https://ru.wiktionary.org/wiki/arte
арт
"толк, лад, смысл, уменье", пермск. (Даль). Объяснение Шёгрена в связи с коми art-alny "думать, размышлять" ненадежно; ср. Калима, FUF 18, 14,
http://www.classes.r...er-term-357.htm
Ещё большее соответствие это латышское слово arods ародс - профессия, ремесло и тоже слово - отделёное в амбаре (клети) отделение для хранения зерна.
тут ещё надо посмотреть какая этимология в русского слова артель (наверное это заимствование, скорее из латыни (?))
Продолжая родственные и однокоренные слова к слову art пахать , надо отметить что все они восходят к слову ārs арс - буквально наружа, и которое в латышском используется по отношению к возделаной культивированной земле, противопоставлая её земле невозделанной (лесной, болотной). Пахарь значит, это работник культуры

Да , и в славянских тоже глагол орати и орало - плуг.
#12
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 11:00

тут ещё надо посмотреть какая этимология в русского слова артель (наверное это заимствование, скорее из латыни (?))
Продолжая родственные и однокоренные слова к слову art пахать , надо отметить что все они восходят к слову ārs арс - буквально наружа, и которое в латышском используется по отношению к возделаной культивированной земле, противопоставлая её земле невозделанной (лесной, болотной). Пахарь значит, это работник культуры

Да , и в славянских тоже глагол орати и орало - плуг.
Вроде как глагол "орати" довольно удачен, однако в описании этой самой Артании не говорится о пшенице или экспорте хлеба местными славянами.
Вот нашел немного об олове (свинце):
http://dic.academic....
Следует еще упомянуть о самом западном на территории СНГ древнем медном руднике, обнаруженном в 1865г. в 11км от г.Артемовска, в районе Клиновских хуторов.
Здесь обнаружены следы двух древних шахт и остатки древних медеплавилен с отвалами шлака и промывальни медной руды. Особенно многочисленны на территории Украины остатки древних меднолитейных мастерских, которые группируются на Левобережье. Из них можно назвать: Клиновские хутора в районе Артемовского древнего медного рудника, Колонтаевку (литейная форма), Аксютинцы, Крымское, озеро Черкецкое и др.
Еще больше древних литейных мастерских обнаружено в бассейне р.Днепра, причем выяснилось, что много литейных мастерских было расположено по самому Днепру - от Херсона до Киева (Херсон, Берислав, Никополь, Днепропетровск, Канев, Киев) И на побережье Черного моря, к западу от Херсона до Одессы.
Древние рудокопы вскрывали очень часто исключительно богатые золотые и медные месторождения и только на незначительную глубину - до уровня грунтовых вод, оставляя совершенно нетронутыми запасы полезных ископаемых, зачастую превышающие запасы руд, добытых в древности, в сотни и тысячи раз.
Древние рудокопы, по существу, выполнили в огромных размерах поисковые и геологоразведочные работы.
http://universe-tss....ki-evrazii.html
На современной карте свинцовые руды есть только в Закарпатье:

G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#13
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 14:07

Ал-Масуди (кон. X в.)
И можно подытожить сведения об Артании тезисно:
- Артания — третья земля Русов после Куйябы (Киева) и Славии (Великого Новгорода).
- Правит Артанией «царь», который имеет некую столицу.
- Столица Артании (Арта) географически расположена между Куйябой и Славией. Как до Славии, так и до Куйябы четыре дня пути.
- Путь до Кукийяны (Куйябы) идёт вниз по течению реки.
- Арта расположена между Булгаром и Хазарией.
- Артания окружена водой и имеет одинаковое расстояние в три дня пути, как в длину, так и в ширину.
- Климат — сырой, местность покрыта густой растительностью.
- Столица Артании расположена на возвышенном месте.
- Артания занимается интенсивной торговлей, экспортирует пушнину (чёрного соболя и лисицу, «чёрного леопарда»), цветные металлы (свинец или олово) и рабов. При этом купцы не отличаются особым многословием ни о себе, ни о своей стране. Так как…
- … Артания полностью закрыта от проникновения иностранцев, которых в случае нарушения границы ждёт смерть.
- Особые качества экспортируемого оружия: «Артанские клинки можно сгибать пополам, и они потом распрямляются.»
http://nordman75.liv...com/710298.html
А. А. Шахматов и Д. Щеглов – Рязань;
Ж. Т. Рено и Д. А. Хвольсон – Пермь;
В. А. Пархоменко, Д. И. Иловайский, С. В. Юшков, В. В. Мавродин, А. Н. Насонов, В. Мошин, Г. В. Вернадский – Тмутаракань;
А. И. Соболевский – город в Крыму;
П. Смирнов – город на Волге выше устья Оки;
Л. Нидерле, Б. А. Рыбаков – анты; позже Б. А. Рыбаков отождествил Арту с Черниговом;
Р. Хенниг – Чердынь в районе северо-западного Урала;
И. Хрбек – остров Рюген [89].
http://artania-fest....o...2&Itemid=16
По моим подсчетам при 12 часах ходьбы в день со скоростью 4 км/ч за четыре дня можно пройти 192 км, это примерно расстояние от Киева до Черкасс (190 км)
Расстояние между Новгородом (условной Славией) и Киевом (условной Куявией) - 1300 км - а это как то не вписывается в описание.
Единстенное, может они на лодках передвигались, тогда цифры будут другие - скорость передвежения шнеккера от 12 км/ч (на веслах) до 21 км/ч (с попутным ветром) или на конях - 30-40 км в день
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#14
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 14:26

Куявия, вообще-то это одна из древнепрусских земель. Сейчас в составе Польши. Её локализация вполне известна и отражена в документах раздела прусских земель
https://ru.wikipedia...
Сообщение изменено: сторонний наблюдатель, 09 Октябрь 2016 - 14:34.
#15
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 16:31

Уверены, что древне-?

Точно не путаете древнюю Пруссию и немецкую Пруссию?
#16
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 16:39

Точно не путаете древнюю Пруссию и немецкую Пруссию?
Куявия вошла в состав Польского государства еще в 960-х гг. при князе Мешко I. Куявия, Мазовия и Поморье до того (по археологическому и топономическому материалу) была территорией западных балтов. Ваша карта относится к более позднему времени. Территории прусов между собой разделили немцы и поляки, кстати это поляки призвали немцев на крестовые походы.
В любом случае Куявия это не Киев.
Сообщение изменено: сторонний наблюдатель, 09 Октябрь 2016 - 16:40.
#17
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 17:00

И какие основания считать западных балтов Куявии, Мазовии и Поморья древними пруссами?
#18
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 17:04

а что Мешко 1. Присоеденял чьи земли?
p.s. и в контексте вопроса, ведь разобрались? Или Куявия это Киев?
Сообщение изменено: сторонний наблюдатель, 09 Октябрь 2016 - 17:06.
#19
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 17:15


это из польского ресурса, что бы вам спокойней было. Польский гонор не даст занизить ляхские земли

http://www.mpov.uw.e...-peoples/balts-

Kultury bałtyjskie epoki żelaza
https://pl.wikipedia...ho...obałtyjska
Сообщение изменено: сторонний наблюдатель, 09 Октябрь 2016 - 19:21.
#20
Опубликовано 09 Октябрь 2016 - 21:56

В любом случае Куявия это не Киев.
Причем здесь польская Куявия?
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#21
Опубликовано 10 Октябрь 2016 - 09:28

G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#22
Опубликовано 03 Февраль 2020 - 19:28

"...Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня...(ал-Идриси "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак")
Это текст автора XII в., позаимствованный из предыдущих работ, и видимо уже весьма искажённый касательно расстояний.
Есть более ранние сведения:
"От Булгара до Куйабы — около 20 переходов"(Ал-Истархи)
"от булгар в Куйабу — около двадцати переходов."(ибн Хаукал)
Один караванный переход - где-то 30-40 км в среднем.
Т.е. расстояние от Булгара до Куйабы примерно 800 км.
Понятно что речь о западном направлении, а не о северном или южном.
Итак, запад от Булгара - это земля муромы, а северо-запад - земля мери.
Мурома точно укладывается в приведённое расстояние, а до Мери немножко побольше.
Отсюда вполне можно допустить предположение. что город Куйаба находился на землях либо муромы, либо мери.
Притом отметим, что Куйаба также иной раз упоминается отдельно от русов:
"И то, что вывозится от них (хазар) из меда и воска, это то самое, что вывозится ими из страны русов и булгар, точно так же и шкуры бобра, которые везут во все концы света, - и их нет нигде, кроме тех рек, что в стране булгар, русов и Куйабы"(ал-Истахри).
Это может означать, что например в Куйабе правила местная династия, хотя данное "государство" также считалось и "страной русов".
В варианте с локализацией Куйабы на территориях муромы или мери такая ситуация вполне возможна, и не противоречит археологическим данным Сарского городища например, где присутствуют богатые захоронения мерянской знати.
Сообщение изменено: Mukaffa, 03 Февраль 2020 - 19:37.
Ответить в эту тему

Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей