Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Сейминско-турбинский феномен


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
18 ответов в этой теме

#1
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата
Вряд ли в истории народов бронзового века северной половины Евразии удастся отыскать культурный феномен, способный сравниться по яркости, самобытности и характеру своего проявления с сейминско-турбинским. Степень его воздействия на историю этих народов была чрезвычайной. С ним связываются кардинальные инновации в сфере металлургического и металлообрабатывающего производства в культурах на обширнейших территориях. Это были племена не только металлургов, но и воинов-коневодов. Характер их оружия и военной организации оказался в середине 2 т.л. до н..э. Столь совершенным, что эти люди смогли в очень короткий отрезок времени преодолеть в своих походах-миграциях многотысячекилометровые пространства западносибирских лесостепей и тяжелой заболоченной тайги, перевалить Уральские горы и выйти на лесные равнины Восточной Европы.

Е.Н. Черных, С.В. Кузьминых
Древняя металлургия Северной Евразии
(сейминско-турбинский феномен)
М. 1989

1.jpg
Содержание:

Введение
Памятники и группы

Сейма
Турбино
Решное
Ростовка
Сатыга
Канинская пещера
Малые и условные могильники, одиночные погребения
Региональные группы памятников

Типология металлического инвентаря
Топоры-кельты
Наконечники копий и дротиков
Ножи
Кинжалы
Чеканы
Топоры втульчатые
Тесла, стамески и втульчатые долота
Шилья, поколки и рыболовные крючки
Украшения

Литейные формы и металл типа Самусь-Кижирово
Топоры-кельты
Наконечники копий

Химический состав металла и проблема рудных источников
Химико-металлургические группы
Рудная база сейминско-турбинской металлургии

Азиатская и европейская зоны металлообработки
Массивы признаков и их комбинаторика
Сейминско-турбинский и евразийский компоненты производства
Морфологические отличия
Химико-металлургические отличия
Компоненты производства и химико-металлургические группы

Система взаимосвязей в пределах сейминско-турбинской области
Географические группы памятников
Важнейшие памятники и степень их сходства
Группировка погребений на Турбинском могильнике
Связь между типологическими и химико-металлургическими признаками коллекций
Географическая удаленность памятников и степень их сходства
О металлургических и металлообрабатывающих очагах и центрах

Сейминско-турбинские памятники и европейские культуры
Западные производственные очаги Евразийской провинции
Сейминско-турбинские памятники и очаги Евразийской провинции
Металл и «закрытые» комплексы
Западные некрополи и поселения
Каменные изделия

Восточная зона: проблемы генезиса
Ростовка и западносибирские культуры
Металл восточной зоны
Слагаемые изначального импульса

Хронология
Лини «привязок»
Абсолютные даты
Относительная хронология

Сейминско-турбинский транскультурный феномен и Евразийская провинция
Позднебронзовый век и евразийская металлургическая провинция
Металлургические импульсы и инновации
Культурологическая модель и основные вехи истории


В формате djvu: https://yadi.sk/i/WvGHEauLjy7Ub


  • "Спасибо" сказали: Dodge Charger и Tora_sama
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#2
Рекуай

Рекуай

    Участник

  • Заблокированные
  • PipPip
  • 824 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Рязань
  • Национальность:русский
  • Фенотип: европеоидный
  • Вероисповедание:атеист
карта
Мы поидём другим путём!

#3
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Сейминско-турбинские бронзы из Прииртышья.

Очень красивые уникальные образцы бронзового литья сейминско-турбинских металлургов из Прииртышья.
Контекст находок неясен, т. к. все эти артефакты происходят из грабительских раскопок. Вещи находятся в частной коллекции. В научный оборот введены в 2010 г. публикацией В.И. Молодина и А.В. Нескорова, в формате pdf: https://yadi.sk/i/H5AI5sWPmLzaq
2.jpg
Бронзовые наконечники копий
3.jpg
Бронзовые наконечники копий и двусторонний кинжал
4.jpg
Бронзовый односторонний кинжал со скульптурным навершием на рукоятке, т.н. "княжеский кинжал"
5.jpg

 

6.jpg

Бронзовые кельты (рабочие топоры)
7.jpg
Бронзовое навершие в виде скульптурной головы лошади


  • "Спасибо" сказали: Tora_sama
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#4
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

С. Студзицкая, С.Кузьминых
Галичский «клад» — шаманский комплекс бронзового века
в сб. Бронзовый век. Европа без границ. Четверное-первое тысячелетия до н.э.
СПб 2013

(краткое изложение)
1.jpg
Клад был найден весной 1836 г. крестьянами села Туровское ( сейчас Галичский район Костромской области) при строительстве плотины на р. Лыкшанке, впадающей в Галичское озеро. По свидетельствам очевидцев, металлические изделия якобы находились в большом глиняном сосуде, разбившемся от удара железного лома.
Видимо клад насчитывал не менее 56 металлических предметов, значительная часть которых была утрачена, к счастью остались схематические рисунки некоторых предметов. Коллекция разрознена, ее части хранятся в ГИМе в Москве, в Эрмитаже и в Галичском краеведческом музее.

Галичский клад весьма специфичен по набору предметов. Большинство кладов Восточной, Центральной и Западной Европы эпохи бронзы являются продукцией клановых групп или общин металлургов. Для этих кладов, за редким исключением, характерен орудийный или сырьевой набор. Галичский клад совершенно иной. По словам автора это своего рода «языческая ризница».

Исследования последних десятилетий установили непосредственную связь Галичского клада с сейминско-турбинским транскультурным феноменом.
Ключевым, знаковым предметом ,определяющим культурную принадлежность клада является кинжал со змеиноголовой рукоятью и пластинчатым клинком — характерное оружие сейминскео-турбинского типа. В кинжалах с фигурными рукоятями , т. н. «княжеских кинжалах», отразилась сложная история самого формирования сейминско-турбинского феномена. Среди персонажей металлической пластики выделяются два иконографических комплекса. Генезис одного из них- алтайского ( лошадь, быки, верблюды, бараны-архары) -связан с популяциями скотоводов и металлургов, локализовавшимися в предгорных и горных областях Алтая и Тянь-Шаня. Происхождение второго- с подвижными группами охотников и рыболовов лесных и горно-лесных районов Саяно-Алтая. Персонажи байкальского иконографического комплекса ( змея и лось) присутствуют только на кинжалах с пластинчатыми клинками.
Их прототипами являются известные пластинчатые ножи глазковской культуры. И уникальный галичский кинжал — их прямое продолжение.
2.jpg
Галичский клал. Кинжал с прорезной рукояткой и навершием в виде головы змеи с раскрытой пастью и столбиком перемычкой.

В Галичском кладе была еще одна рукоять, возможно от аналогичного кинжала. Ее венчала голова змеи с открытой пастью и раздвоенным языком-жалом. Предмет утерян, сохранился только его рисунок. Образ змеи есть и на других сейминско-турбинских княжеских кинжалах, что, вероятно отражает общность мировоззренческой схемы. В идеологии охотников и рыболовов эпохи бронзы этот образ был неразрывно связан с формирующимся шаманством и входил в круг космологических представлений , ассоциированных с нижним миром. Данные этнографии также свидетельствуют о том, что в мировоззрении сибирских аборигенов образ змеи четко увязывается с представлениями о нижнем мире. Особенно ярко эта идея выражена в шаманских ритуалах и атрибутах. Тесная связь шаманских представлений с культом змеи в эпоху бронзы прослеживается в комплексах т. н. шаманских погребений Восточной и Западной Сибири. Выразительный характер этих погребений подтверждает мнение о том, что образ змеи в определенном контексте отражает и социальную структуру общества. Ведь большинство изображений змеи найдено в наиболее богатых захоронениях. Известно как опасен укус змеи и вероятно нанесение знака змеи на оружие усиливало его смертоносные качества в глазах древнего человека.
3.png

 

4.jpg

Галичские идолы

Уникальны и медные фигурки из Галичского клада. Они представляют собой блестящие образцы пластики бронзового века. По своей иконографии они довольно близки друг другу и отличаются лишь размерами ( 16,4 см и 14 см.) и деталями оформления. Фигурки сформированы в одинаковой характерной танцующей или камлающей позе.
Характер моделировки, явный аскетизм в передаче физиономических черт и непропорционально большие размеры лиц выдают в них маски, а не облик конкретного человека, тем более, что с обратной стороны они не объемные, а вогнутые.
Головной убор одного из идолов увенчан тремя отростками-лунницами, другого — тремя вертикальными отростками, у него по два аналогичных отростка отходят от висков, плеч и предплечья. Не исключено, что в обоих случаях эти отростки имитируют птичьи перья, пришитые не только к головному убору, но и к затылочной части и рукавам костюма. О сакральном назначении головных уборов галичских идолов есть немало этнографических и археологических свидетельств.

Среди предметов из Галичского клада имеются две небольшие антропоморфные маски-личины, отлитые в той же стилистической манере, что и маски идолов. В этнографии такие миниатюрные маски называются маскоидами ( т. е. уменьшенными копиями больших масок), они как правило навешивались на шаманский костюм.
5.jpg
Галичский клад. Маска-личина.

У представленного на рисунке выше маскоида головной убор венчают две миниатюрные стилизованные противостоящие фигурки медведей. Это дополнительный аргумент, указывающий на связь всего набора культово-ритуальных предметов клада с представлением о нижнем мире. У народов Сибири медведь, как и змея выступал главным помошником шамана, камлающего в нижний мир.
Вторая личина утеряна и известна только по рисунку. Головной убор этой фигурки венчает пламевидный отросток или, как полагает автор, пучок перьев. Маскоиды Галичского клада свидетельствуют о формировании шаманских представлений среди сейминско-турбинских групп. Это вполне согласуется с тем, что именно в эпоху бронзы, как показывают археологические материалы, широкое распространение получили изображения масок-личин в наскальных рисунках Северной и Центральной Азии.
По мнению этнографов, маскоиды, как и маски всегда изображались с открытым ртом и олицетворяли шамана-предка. Они занимали значительное место в культовом искусстве народов Сибири . При изготовлении металлических масок предпочитали красную медь. С эпохи раннего металла этот материал считался сакральным.

В Галичском кладе есть еще один антропоморфный предмет в виде рукоятки увенчанной маской (хранится в Галичском музее). Исходя из сибирских этнографических материалов, можно предположить, что подобный предмет мог быть рукоятью колоштушки шаманского бубна или венчал шаманский посох.
Весь этот вышеуказанный шаманский комплект по мнению автора связан с саянскими кланами охотников и рыболовов, ставших неотъемлемой частью сейминско-турбинских сообществ.

В состав клада входит уникальная полая фигурка животного с коротким толстым хвостом, широкими лапами или плавниками, тупой клювовидной мордой с открытым ртом .
6.jpg
Галичский клад. Фантастическое существо - «ящер».

В этом фантастическом существе без труда просматриваются черты «ящера» пермского звериного стиля. Среди исследователей существуют самые разноречивые мнения по интерпретации этого изображения, но все сходятся в одном: «ящер» -воплощение нижнего мира, его хозяин.

Судя по рисункам, среди предметов Галичского клада находились и другие предметы зооморфного облика, отражавшие связь с хтоническим миром и служившие, вероятно, подвесками шаманского костюма. В состав подобных украшений входили, кроме того, металлические браслеты, бляхи-подвески, шнуры с пронизками и бусами. На шаманской одежде у них была особая функция, а именно : быть шумящими. По этнографическим свидетельствам , последние очень характерны для шаманской одежды : считалось, что они отпугивают злых духов при каждом движении шамана. Помимо этого, в состав клада входили и два медных топора.

Детальный анализ всего набора предметов Галичского клада позволяет рассматривать их как шаманские атрибуты. Специфика этих предметов дает основание предположить, что клад был связан с категорией шаманов ( или людей, осуществлявших их функции), имевших среди прочих и узкую специализацию камлания в темный, нижний мир.
Мировоззренческие основы шаманизма как нельзя лучше отвечали подвижному, динамичному образу жизни сейминско-турбинских племен, их социальным интересам и были созвучны их воинственному духу.
___________________________________________

От себя лично замечу, что сам Галичский клад интерпретировали по разному : как жертвоприношение, как погребение шамана, как кенотаф в память о шамане и т. п. Есть предположение что появление этого клада можно связывать с носителями абашевской культуры ( все-таки топоры из клада относятся к абашевскому металлу). Лично мне ближе именно последняя версия. В качестве домысла, думаю что культовые предметы попали к т. н. "абашевским инкорпорантами" при некой кризисной ситуации и по той же причине вещи необходимо было спрятать. А вот забрать клад было уже некому.


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#5
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Как я понимаю, большинство погребений с СТФ - кенотафы, а истоки феномена выводят из глазковско-елунинских древностей. Вдруг стало интересно - нет было ли исследований костяков из погребений? Ведь стоит ожидать в таком случае какой-то сдвиг в сторону монголоидности, следы метисации. Может даже совсем небольшой.

#6
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Краки Нифлунг @ 22.1.2017, 19:34) (смотреть оригинал)
Вдруг стало интересно - нет было ли исследований костяков из погребений?

В смысле по дДНК? Не было.
А по антропологии вроде были работы.

#7
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
По антропологии

#8
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу
Цитата(Краки Нифлунг @ 22.1.2017, 20:34) (смотреть оригинал)
Ведь стоит ожидать в таком случае какой-то сдвиг в сторону монголоидности, следы метисации. Может даже совсем небольшой.

Ну так оно и есть.
В основном представлены два типа: европеоидный с признаками южной средиземноморской группы, а также метисный, в котором легко улавливается сильная примесь монголоидности (Е.Н. Черных, С.В. Кузьминых. Древняя металлургия Северной Евразии (сейминско-турбинский феномен),М.1989, стр.254-255). При этом авторы ссылаются на публикации В.А. Дремова ( В.А. Дремов. О родственных связях населения Среднего Прииртышья в эпоху бронзы : ( по антропологическим материалам Ростовкинского могильника)/ в сб. Проблемы этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий, Омск 1984; Дремов В.А. Антропологические материалы из могильников Усть -Иша и Иткуль: к вопросу о происхождении неолитического населения Верхнего Приобъя/ в сб. Палеоантропология Сибири, М.1980 ; В.А. Дремов. Антропология Верхнего Приобъя в эпоху неолита и бронзы. Автореферат кандидатской диссертации. М. 1981)
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#9
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

 

Раскопки уникального святилища Шайтанское озеро- II дали богатейшую коллекцию медных, бронзовых и каменных предметов, а также керамики...

Бронзы Шайтанки относятся к трем типолого-морфологическим сериям: сейминско-турбинской, самусько-кижировской и так называемой евразийской.

Святилище непосредственно связано с историей загадочного сейминско-турбинского (СТ) транскультурного феномена, его взаимодействием с аборигенными уральскими культурами и трансформацией СТ-металлообработки в т.н. самусьско-кижировскую, определившую пути развития постсейминской металлообработки в лесной зоне Урала и Западной Сибири в конце бронзового и раннем железном веке.

Материалы раскопок оперативно опубликованы, проведен их предварительный анализ в лабораториях Оксфорда и Познани. Получены первые радиоуглеродные даты (в интервале 1940-1770 гг. до н.э. - калиброванные значения при 68,2% уровне вероятности).

Обоснован культовый характер памятника.

 

С.В. Кузьминых, В.Ю. Луньков, Л.Б. Орловская. О металле культового памятника эпохи бронзы на Шайтанском озере ( Средний Урал). КСИА 

вып. 241, М., 2015, стр. 89-90

 

Ю.Б. Сериков

Шайтанское озеро-священное озеро древности.

Н.Тагил, 2013

 

В формате pdf :  https://yadi.sk/i/xmArHLemK0wgqw

1.jpg

 

2.jpg

 

3.jpg


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, lana и Karl-Franz
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#10
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

1607_2020_2.jpg?itok=44cG8XXs
В свежем выпуске «Вестника НГУ» (серия «История, филология») вышел обзор интересного комплекса артефактов (т.н. Пышминская коллекция), найденных на территории Тюменской области, причем, интересных сразу в нескольких аспектах. Подробности - в интервью с одним из авторов, профессором НГПУ, д.и.н., ведущим научным сотрудником ИАЭТ СО РАН Андреем Бородовским.

Наша справка. Пышминская коллекция - комплекс бронзовых предметов (копья, ножи, топоры-кельты, пешня и личина), недавно обнаруженных на территории Тюменской области в нижнем течении р. Пышма. В настоящее время эти артефакты находятся в частной коллекции, но ученым была предоставлена возможность их изучить.

– Андрей Павлович, в статье говорится, что предметы из Пышминской коллекции относятся к сейминско-турбинскому феномену. Расскажите, пожалуйста, что это за феномен?

– Этот культурный и технологический феномен сложился на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры и просуществовал вплоть до середины II тысячелетия до нашей эры. За эти несколько столетий на огромном пространстве от Молдавии до Северного Китая распространились однотипные изделия из бронзы – копья с характерным вильчатым очертанием пера, клиновидные топоры-кельты, ножи. Изучая такие находки, археологи пришли к выводу, что имела место крупная миграция, но не какого-то отдельного народа, а мастеров-литейщиков, носителей определенной технологии производства бронзового инвентаря. Интересные вещи удалось установить при анализе самой бронзы: изделия из металла происхождением с Рудного Алтая встречаются на территории Зауралья. Вы представляете, какие расстояния были охвачены коммуникацией в рамках этого феномена.

И, конечно, это происходило не случайным образом. Мы имеем дело с некой культурной надстройкой, представлявшей собой пик бронзолитейного производства, в которую, видимо, входили не только мастера-литейщики, но и, возможно, какая-то группа жрецов.

– Это предположение подкрепляется какими-то археологическими находками?

– Во-первых, среди находок, отнесенных к данному феномену, много статусных и ритуальных предметов. Более того, мы обнаружили ряд погребений, условно говоря, «литейщиков», в которых нашли инструменты для полного цикла литейного производства. Но это не означает, что покойный сам был мастером литья, есть версия, что это – статусные захоронения представителей элиты, а наличие в них набора разных инструментов – символ контроля над этой технологией. Возможно, согласно их верованиям, это было нужно для подтверждения своего высокого социального статуса в загробном мире (довольно частая практика в древних погребальных обрядах).

1607_2020_1.jpg?itok=NYfqwhsI– А есть понимание того, как шло распространение этой технологии и ее обладателей по Евразии?

– На сегодня выявлено сразу несколько путей распространения, один из них – Западносибирская лесостепь, которая стала своего рода «мостом» между Уралом и Северным Китаем. В результате на территории Западной Сибири сформировалось несколько центров, мест стабилизации этой традиции. Одним из них стала территория реки Пышма, протекающей с юга Урала в Притоболье, где и были найдены предметы, о которых говорилось в статье. Второй крупный центр находился в районе современного Омска, третий – на северо-западе Горного Алтая. В этих районах также отмечается большое количество и разнообразие артефактов сейминско-турбинского периода.

– Как именно была найдена Пышминская коллекция и как она оказалась доступна ученым?

– Точно сказать, кто именно и при каких обстоятельствах нашел эти предметы я не могу. Все, что нам известно, они найдены в нижнем течении реки Пышма не ранее 2017 года и в настоящее время находятся в одной частной коллекции. Ее владелец согласился предоставить археологам возможность обследовать эти предметы. Я бы никогда не взялся за ее атрибуцию, если бы не ее уникальность.

– Какова была цель Вашей работы?

– Мне надо было описать элементы коллекции и доказать, что это не случайно подобранные предметы, а именно целый комплекс. И, по результатам анализа, это было подтверждено.

1607_2020_3.jpg?itok=8nQUK2Xl– Расскажите о наиболее интересных предметах коллекции.

– Вообще, такого рода комплекты предметов (копья, кельты, топоры) находят во многих кладах, относящихся к этому феномену. Но в Пышминскую коллекцию входит еще и бронзовая маска-личина, а такие находки можно пересчитать на пальцах одной руки. И сам факт ее наличия (равно как и большое количество предметов в комплексе) говорит о том, что коллекция происходит не из какого-то разграбленного могильника, а, скорее всего, из некоего культового места, святилища, где совершались какие-то обряды. Вообще, с металлическими масками существует одна интересная история: они появляются еще в микенской Греции, а затем проявляются в разное время в разных локациях на территории Евразии. Наиболее близкая к Пышме локация находится в Центральной Азии. Но там маски более поздние, пышминский образец был изготовлен намного раньше. И, возможно, он является одним из предшественников масок, которые получили распространение среди народов Сибири. Возможно, эта маска была личиной идола, которому поклонялись, а возможно – ее надевал жрец для проведения каких-то ритуальных действий. В пользу второго предположения говорит ее точное совпадение с пропорциями человеческого лица по целому ряду параметров, таких как расстояние между глазами и т.п.

– А кроме маски, чем интересна коллекция?

–  Можно выделить набор копий. Они дополнены трехреберчатым вильчатым стержнем, переходящим во втулку изделия с одним боковым ушком. Внешне – напоминают навершия древков знамен. И это не случайное совпадение, такие копья были не просто боевыми, ушко позволяло использовать копье еще и как навершие «штандарта» с определенной ритуальной символикой. Кстати, некоторое время назад в Сузунском районе такое же копье было найдено… в местной пионерской организации. Пионеры, видимо, случайно откопали его, почистили и надели на свое знамя. Причем, оно там смотрелось довольно органично. Ну а наличие нескольких таких копий в Пышминской коллекции также говорит в пользу ее происхождения из какого-то культового места той эпохи. Что и делает этот набор артефактов уникальным и интересным для изучения.

https://academcity.o...bronzovogo-veka


  • "Спасибо" сказали: Брут и профессор Перзеев

#11
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

 

 

Этот культурный и технологический феномен сложился на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры и просуществовал вплоть до середины II тысячелетия до нашей эры. 

Тут Бородовский смешивает в одно:  существование самого СТФ-феномена, т.е сообществ первоначальных носителей феномена, которое, предполагают было не особо продолжительным и распространение сейминско-турбинской металлургии ( техника литья, типы изделий), распространявшейся в течении нескольких столетий после исчезновения самих "исконных сейминцев- турбинцев".


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#12
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

О.Н. Бадер. Древнейшие металлурги Приуралья. М.1964

3.jpg

Публикация материалов раскопок Первого Турбинского, Второго Турбинского и Усть-Гайвенского могильников Сейминско-Турбинского феномена.

 

В формате djvu : https://disk.yandex..../poBZGGrJ9S_Itg


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, Tora_sama и Austragasts
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#13
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Н.И. Шишлина, А.Ю. Лобода, Н.Г. Солошенко, В.А. Хвостиков. Копья Турбинского могильника: состав металла и технология изготовления / Археология Евразийских степей № 2, 2022

В статье предоставлены результаты определения химического и изотопного состава свинца в бронзовых и серебряных сплавах копий Турбинского могильника, а также трассологического анализа.

1.jpg

Рис.1. Копья Турбинского могильника.

 

Исследование следов литья и дефектов литья, постлитейной обработки указывают, что копья отливались по технологии, выработанной в ранний период сейминско-турбинской культуры – в двустворчатых литейных формах. Серебряные копья изготовлены из сплава серебра с мышьяковой медью; одно из практически чистой меди; три копья сделаны из оловянной бронзы, причем концентрация олова достигает 30%. Высокое содержание олова в медном сплаве копий придавало им цвет серебра.

2.jpg

Рис.2. Схема отливки копий сейминско-турбинского типа в двустворчатой форме.

 

Анализ изотопного состава свинца в серебряных сплавах позволяет предположить, что мастера могли использовать самородное серебро, к которому преднамеренно добавляли выплавленную медь разного состава. Изотопный состав свинца в копьях и других медных изделиях, а также в оловянных накладках Бородинского клада указывает, что для выплавки изделий использовалась руда разных источников Приуралья и Зауралья. Мастера сознательно экспериментировали с лигатурой и добивались серебристого цвета других копий, основу сплава которой составляла медь. Добавление в лигатуру олова, серебра – это осознанный выбор литейщика.

 

Статья полностью:  https://www.evrazste...le/view/716/749

 

 


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, Tora_sama и КОВАЛЬ ЛЮДОТА
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#14
Olegnn

Olegnn

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 89 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Ru
  • Фенотип: 50%Kivutkalns153
  • Y-ДНК:I1a1b1a1e2
  • мтДНК:U5b2
  • Вероисповедание:Vk511 vk160

А есть ли тема по чемурчекской культуре, вроде дальней предшественнице СТФ?

Интересна все-таки оценка возможности прихода чемурчекцев из Европы(западной) 



#15
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

А есть ли тема по чемурчекской культуре, вроде дальней предшественнице СТФ?

Интересна все-таки оценка возможности прихода чемурчекцев из Европы(западной) 

Вот вы нам об этом и расскажите.
 


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#16
Olegnn

Olegnn

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 89 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Ru
  • Фенотип: 50%Kivutkalns153
  • Y-ДНК:I1a1b1a1e2
  • мтДНК:U5b2
  • Вероисповедание:Vk511 vk160

Вот вы нам об этом и расскажите.
 

Так ничего и нет, кроме идей Ковалёва. 

Если его атрибуция верна, то остаётся только строить весьма шаткие догадки, как они долетели через все степи, прям путешествие капитана Гранта. 

Могу выдумать, например, что большую группу западноевропейцев (преимущественно мастеров-ремесленников и металлургов) взяли в плен ямники и отправили в ГУЛАГ - перевезли через всё степи.  Возможно ближе к уральским и каргалинским медным рудникам. А оттуда уже пленные мастера или их потомки бежали ещё восточнее, на Алтай. 

Если эти западноевропейцы были не доИЕ населением, а неким миксом праИЕ с доИЕ(отсюда мегалитические элементы культуры) , то они могли быть носителями кентумных диалектов, а при попадании на восток и стали кентумными псевдотохарами. 


Сообщение изменено: Olegnn, 03 Октябрь 2023 - 09:13.


#17
Владимир

Владимир

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 231 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: европейский
  • Y-ДНК:N-Z1936
  • мтДНК:H2a5b
  • Вероисповедание:агностик
Уважаемый профессор Перзеев!
Вы, как специалист археолог, не могли бы высказать свое мнение.
Вот у нас есть статья Шипилова о Кузькинской стоянке XVII. Я собственно её читал чтобы разобраться с Заосиновским типом керамики и в ней увидел «керамику с насечками» рисунок 4, которую автор судя по всему не смог ни к чему отнести, там же на рисуноке 5.5 есть заосиновский тип керамики.
https://cyberleninka...nologiya/viewer

Вот у нас еще одна статья Чаиркиной с керамикой карасьеозерского типа
http://uralhist.uran...kbgx76142498686

Вот статья Лыганова о том, что заосиновский тип керамики имеет сходства с коптяковской керамикой
https://academia.edu...e/work/36291348

У Чаиркиной в статье так же написано, что коптяковская культура сложилась из позднеаятской, федоровской и карасьеозерского типа керамики. Также она пишет что карасьеозерский тип керамики для Урала пришлый и появился там не раньше 2500BC, а его истоки на правом берегу Оби, то есть вообще в центральной Сибири.

Ну и есть также работы о том, что заосиновский тип керамики это основа Лугавской культуры Прикамья ну и последующих культур Атабаевской, Маклашеевской, Ананьинской.

Вообщем очень интересный сюжет объясняющий проникновение финно-угров сначала из Сибири на Урал, а потом с Урала в Поволжье.

Ну это не главное. Главное взгляните на керамику с насечками, заосиновскую керамику и карасьеозерскую керамику. На мой взгляд не профессионала это же просто один тип керамики.

#18
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Уважаемый Владимир!

Я уже давным-давно не археолог, это когда-то было в далекой молодости, можно сказать в прошлой жизни. Просто на старости лет, вдруг потянуло вспомнить молодость :)

Теперь о вашем вопросе. Не мой это круг интересов, поэтому развернутого ответа вам дать не смогу, а лишь поделюсь своими впечатлениями от просмотра выложенных вами публикаций. Для наглядности сделал сканы.

image.jpg

Это карасьеозерский тип керамики

2.jpg

А это керамика с насечками и фрагмент заосиновского сосуда.

 

Владимир! У меня сложилось впечатление, что во всех трех случаях представлен разный тип керамики (хотя один заосиновский фрагмент это мало). Если говорить о карасьеозерской керамике и керамике с насечками, то они разные по составу формовочных масс. В первом случае это примесь слюды, талька и мелкой гальки в тесте глины, во втором песка и шамота. О примеси в тесте глины в заосиновской керамике информации не увидел.

Далее, если брать карасьеозерскую и керамику с насечками то мотив, и тип орнамента совершенно разный, техника нанесения разная. Разные типы керамики. На мой взгляд, не похож на них и фрагмент заосиновской керамики, а в случае с керамикой с насечками еще и по профилю сосуды совершенно разные. Орнамент тоже не схож во всех трех случаях. Да, Лыганов ( стр.600) действительно пишет, чтокерамика заосиновского типа имеет аналогии в керамике коптяковской культуры ( стр.600). Тут по вышеуказанной причине своего комментария дать не могу, однако из публикации Чаиркиной возникло  впечатление, что карасьеозерская е керамика не особо схожа с коптевской во всяком случае угловые вдавления в первой редки.

 

Ну вот как-то так, на первый взгляд не сложилось у меня впечатление о сходстве этих типов керамики.


  • "Спасибо" сказали: leo, Владимир и Tora_sama
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#19
Tamriel

Tamriel

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 72 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Темный Эльф
  • Фенотип: Принц Персии
  • Y-ДНК:Daedra
  • Вероисповедание:Ra Свет

Не в тему но к сказанному Вами выше,про молодость,на ютубе,есть канал АНРОТУБ,и его создатели, я так понимаю студенты,сняли с разными профессурами из разных областей науки интереснейшую серию  интервью.(Опять двадцать пять).Смысл в том что интервьюеру задают вопрос,если бы он мог вернутся в прошлое когда ему было 25 лет ,выбрал ли он эту же профессию или другую.Крайне интересно наблюдать за ответами,и на чужом опыте пытаться понять может и самому сменить приоритеты в жизни.Мне больше всего понравились ответы Клейна Льва Самойловича,с высоты прожитых лет так рассуждать.И в конце по поводу его ареста и посадки, прям вообще убило,как фабриковали дело на него и его коллег.Оказывается 3 года давали за кражу газеты из библиотеки.


  • "Спасибо" сказали: Deus


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей