Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Пасхальные традиции


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
13 ответов в этой теме

#1
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
В последнее время стали популярны всякие пасхальные деревья и веночки. Это славянская традиция? Что-то я не помню в своем детстве такого.





#2
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Современные пасхальные традиции от скандинавских дизайнеров



#3
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Так я и думала, родина пасхальных деревьев - Германия. Кстати, и обычай наряжать елку - оттуда.



#4
Ghamakh

Ghamakh

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 282 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:pantheism
Цитата(lana @ 29.3.2016, 0:25) (смотреть оригинал)
Так я и думала, родина пасхальных деревьев - Германия. Кстати, и обычай наряжать елку - оттуда.

Не у всех.Ёлка
У адыгов в частности, ель - псей переводится как "древо души".

Сообщение изменено: Ghamakh, 28 Март 2016 - 21:01.


#5
Богдан М

Богдан М

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Национальность:Украинец
  • Фенотип: ----
  • Вероисповедание:----
Цитата(lana @ 28.3.2016, 23:25) (смотреть оригинал)
Так я и думала, родина пасхальных деревьев - Германия.

А есть ли у германских народов миф, сказка наподобие этого: http://kazky.org.ua/...zky/jajce-rajce ?

#6
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Вот и дошла эта традиция до нас.
В Славянске украсили деревья тремя тысячами яиц. А убирать после Пасхи кто будет?



http://slavgorod.com...s/article/5203/

#7
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Интересная статья об истории пасхального кулича

Кулич или калач?



Приближающийся праздник Пасхи неизменно ассоциируется у нас с куличом. Высоким, сдобным, политым сверху сладкой помадкой. Именно такие куличи и носят сегодня освящать в церковь в великую субботу. Но вот вопрос: всегда ли они были такими?

Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба — не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла.

Читать полностью статью: http://www.livejourn...ne/1531845.html

#8
korvin

korvin

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 246 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: норд-атлантид
  • Y-ДНК:R1a YP335
  • мтДНК:H3a
  • Вероисповедание:католик
У нас в семье кулич называют "пасочкой". Но, справедливости ради, все эти обряды соблюдает жена, а она - из Одессы.

#9
Kavalaksala

Kavalaksala

    Чукча-читатель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 397 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:Беларусь
  • Фенотип: ЗБ
А мы называем куличи совсем просто - булки. Причем не только в семье - пожалуй, во всем регионе.

А еще есть творожная пасха (это к слову о "пасочках", очень похоже ведь) .

Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.


#10
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
В старобелорусской кухне были известны велікодная булка (кулич), велікодная баба/бабка (не путать с одноименным картофельным блюдом) и велікодная мазурка. Название кулич - это российское влияние? Или в восточных областях раньше тоже называли булку куличом?

---


Волочебный обряд - обход домов в пасхальное воскресенье, сопровождаемый исполнением песен бездомных. Известный преимущественно на территории северной, северо-западной и центральной Беларуси, а также в прилегающих районах польского Подляшья, Виленского края Литвы и других прилигающих регионов. Название обряда связано с глаголом таскать - тащиться в значении идти, брести, шататься (ср. Типичный песенный зачин: «Валачобнiчкi тащились ...»).

Участники обряда - мужские группы, состоящие из 8-10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и молодые ребята. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали вовсе. В отличие от рождественских групп, среди волочебников не было ряженых. Возглавлял дружину «зачинатель» или «запевала», который руководил всем ходом обряда, подбирал песенный репертуар, сам начинал пение, принимал награду от хозяев. Ему помогали музыканты (с волынкой и скрипкой) и «мехоноша» ( «мехоножыч»), в обязанности которого входило ношение мешка с полученными за пение продуктами. Все остальные члены дружины ( «сачки») хором исполняли припев волочебную песен

#11
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная


Празднование Пасхи в селе на Киевщине. Батюшка у них очень старенький, святит паски очень рано, 1 раз. Кто опоздал - тот не успел.

#12
Тренята

Тренята

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 291 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:----------
  • Фенотип: ----
  • Y-ДНК:-------
  • мтДНК:------
  • Вероисповедание:--------
Катание яиц — славянская и германская пасхальная игра, заключающаяся в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам.

Катание яиц — соревновательная игра, её цель — получить яйца других игроков. В этом она является органичной частью обычаев, связанных с пасхальными яйцами, которые предполагают переход крашенных яиц из одних рук в другие.

Подготовка к игре состоит в том, что устанавливается дорожка (также называемая катком или лотком), представляющая собой желоб, изготовленный из картона или дерева, в торце которого выкладывают крашеные яйца, а также игрушки и прочие безделушки. Призы могут укладываться, например, на одеяло. Дорожка может быть наклонной, а форма её варьируется. Иногда обходятся без специальной дорожки, яйца при этом катают по полу, песку или по траве. Каждый игрок катит своё яйцо по дорожке. Если он попадет в какой-то из предметов, этот предмет выигран. Если же яйцо не задевает никакой предмет, его оставляют на площадке, и оно может достаться другому игроку в качестве приза.



Катание пасхальных яиц на Псковщине.




Катание пасхальных яиц на Псковщине

Сообщение изменено: Тренята, 03 Май 2016 - 14:43.


#13
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

"Остара, или Эостра (др.-англ. Ēastreдр.-в.-нем. *Ôstara) — согласно реконструкциям мифологовдревнегерманскоебожество, предположительно связанное с приходом весны и пробуждением природы. Имя Эостры (Остары), в рамках этой концепции, носил месяц апрель в древнеанглийской и старогерманской традиции (др.-англ. Easter-mōnaþдр.-в.-нем.Ōstar-mānod). Ряд исследователей возводит её к общеевропейской богине рассвета.

Первым высказал предположение о существовании этой богини нортумбрийский монах Беда Достопочтенный (673—735). Таким образом он спекулятивно пытался объяснить английское название Пасхи (англ. Easter) (и соответствующего месяца), разительно отличающееся от названий этого праздника в европейских языках.

В Германию название Пасхи (нем. Ostern) было принесено вместе с христианством англо-саксонскими миссионерами, такими как святой Бонифаций.

Лишь в 1835 году мифолог Якоб Гримм предположил родство этих названий, но решил эту проблему не в пользу заимствования, а предположил существование древнегерманской языческой богини с индоевропейскими корнями — в рамках национал-романтического конструирования мифологии.

Единственное в средневековых источниках упоминание об Эостре обнаруживается в сочинении Беды Достопочтенного «О счёте времен» (De temporum ratione), где он пишет:

Позднее многие учёные сомневались в существовании такой богини в англосаксонском пантеоне, утверждая, что ни в одном другом источнике упоминаний о культе Эостры не встречается. Полемизируя с ними, Якоб Гримм писал в «Немецкой мифологии»:

Эостур-монат (Eosturmonath), [название которого] сегодня значит «пасхальный месяц», прежде звался так по имени их [англо-саксов] богини Эостры (Eostre), во чью честь в этом месяце устраивался праздник. Ныне они зовут её именем пасхальное время (Paschale tempus), даруя радостям нового праздника старое, привычное название.

 

Гримм считал такие пасхальные обычаи, как раскрашивание яиц, разжигание костров, специальные праздничные игры и пляски рудиментами древнего языческого культа Остары. Сравнивая имя Остары с древневерхненемецким наречием ôstar, «выражавшим движение к восходящему солнцу», он делает вывод, что Остара была богиней «сияющей зари, восходящего солнца». Современные исследования по сравнительной мифологии и лингвистики в целом подтверждают это предположение.Мы, немцы, и по сей день зовём апрель ostermonat; ôstarmânoth встречается ещё у Эйнхарда. Великий христианский праздник, который обычно празднуется в апреле или начале марта, называется в старейших древненемецких текстах ôstarâ… Должно быть, в языческой религии имя Остара, как и англосаксонское Эостра, принадлежало великому божеству, почитание которого было столь сильно, что христианские проповедними смирились с этим именем и назвали им одно из своих главных торжеств. У всех соседних народов этот праздник носит имя, производное от греческого pascha; даже Ульфила пишет paska, не áustrô, хотя он мог знать это слово

В 1859 году венгерский археолог Георг Цапперт заявил, что обнаружил рукописную запись колыбельной песни на древневерхненемецком языке, в которой упоминалась Остара. Одна из строчек песни гласила: «Остара принесёт малышу / мёду и сладких яиц». Цапперт датировал запись IX или X веком. Сегодня большинство учёных считают эту находку подделкой.

С именем Эостры связывают названия некоторых британских населённых пунктов, таких как Истри (Eastry) в Кенте, Истри (Eastrea) в Кембриджшире и Истрингтон в Ист-Райдинг-оф-Йоркшир.

В 1958 году в Германии было обнаружено около 150 вотивных табличек рубежа I-II вв. н. э., посвящённых богиням, именуемым matronae Austriahenae. Многие исследователи связывают их с Эострой.

Как уже показывалось выше, ещё в XIX веке многие учёные пытались связать народные пасхальные обычаи с дохристианскими традициями почитания Остары. Часто утверждается, что обычай красить яйца на Пасху имеет языческое происхождение и связан с культом Остары, но есть свидетельства, что эта традиция появилась у христиан ещё в Месопотамии. С Эострой связывается и образ пасхального зайца. Этнограф Чарльз Дж. Бильсон выделил в северноевропейской традиции целый ряд весенних обычаев и обрядов, в которых фигурировал заяц. «Была ли у британцев богиня Эостра или нет, — пишет он, — и какую именно роль играл заяц в её культе — неважно, но есть надёжные основания предполагать, что наделение этого животного сакральными свойствами уходит в глубь веков и, вероятно, оно был как-то связано с крупными весенними праздниками у древних обитателей британских островов». Некоторые утверждают, что зайцы, вероятно, были священными животными Эостры, подобно тому, как кошки были животными Фрейи."

https://ru.wikipedia.org/wiki/Остара


А вот статья о писанке из курганного погребения Елесеевичи
https://www.academia...поле_Елисеевичи


  • "Спасибо" сказали: Karl-Franz и Ravnur

#14
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная

6154397_1000.jpg

 

6154628_1000.jpg

 

Между тем, пасхальный обряд с яйцами на Руси не такой и древний. Первые документальные свидетельства о «катании яиц» на Пасху относятся к XIV веку, а «битье» яиц и вовсе упоминается лишь в XVII веке. При этом монастырские наказы XVII века категорически запрещали это. 

Выводы отсюда следуют, на самом деле, не столь очевидные. Понятно, что яйцо играло символическую роль у наших предков еще в дохристианские времена. И неупоминание этого в русских летописях говорит как раз о том, что языческий характер этого действа сохранялся чуть ли не до XV века. А дальше начала происходить адаптация всего этого обычая в церковный быт. Аналогичная история случилась и с блинами, которые не имели связи с Масленицей и сыропустной неделей до XVI века.

Читать полностью




Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей