Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

"Каменные бабы" пруссов


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
4 ответов в этой теме

#1
Eligvara

Eligvara

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 447 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Москва
  • Национальность:русская
  • Фенотип: нордид+понтид
  • Вероисповедание:____________
http://pregel.me/his...e_baby_prussov/

До прихода крестоносцев в Пруссию в 1233 г. было два ярких периода, когда местное население возводило массивные каменные конструкции. В Бронзовом веке это были курганные камеры из массивных каменных плит и валунов, позже выродившиеся в каменные кладки прусских погребений. А позже, в Раннем Средневековье, пруссы, единственные из всех балтов, стали возводить на южных границах своих земель антропоморфные каменные скульптуры, часто называемые «бабами». О них то здесь и поидёт речь.

Тюркское «баба;» некоторые переводят как «отец, папа», «предок». Польское Baby kamienne близко немецкому их названию Steinbaben, отсюда и русскоязычное «каменные бабы».


Новости из Германии

В фондах Музея пра-и-древнейшей истории в Берлине (MVF) была обнаружена довоенная гипсовая копия прусской каменной «бабы» – культового изваяния, стоявшего до 1891 года в поле на границе деревень Husehnen-Rossiten-Wackern (примерный район между поселками Пограничное и Долгоруково). В этот год профессор Адальберт Бецценбергер (тогда директор музея «Пруссия») вывез антропоморфную скульптуру, предположительно датируемую XI-XIII веками, в музей, где она и была установлена с другими древними каменными конструкциями, а позже – бесследно исчезла.

Музей пра-и-древнейшей истории во многом является наследником кёнигсбергского музея «Пруссия», поскольку в нем находится значительная часть его «учебной» коллекции, вывезенной в конце 1944 г.)



Оригинал, скорее всего, был уничтожен в горниле многолетней каменоломни Кёнигсбергского замка. Хотя, это всего лишь предположение. А копия нашлась и теперь она явно лучше оригинала, которого больше нет. По ночам, «Окаменелый человек» из Хусенена или как ещё именовали скульптуру «Гнусная девчонка из Скирвитена» изучает спасённые экспонаты Prussia-Sammlung. Скорее всего, копия этой скульптуры была вывезена в Берлин вместе с так называемой «учебной» частью коллекции в 1944 г. и хранилась в одном из ящиков в закромах Музея пра-и-древнейшей истории, пока на неё не обратили внимание немецкие исследователи коллекции «Пруссия».


Каменная баба из Хусенена-Росситена

Каменная баба из Хусенена-Росситена (Багратионовский р-н). 1. Гипсовая копия скульптуры, обнаруженная в фондах Берлинского музея до-и-праистории. Фото Кристофа Яна, 2015 г. 2. Скульптура во время нахождения во дворе музея «Пруссия» в Кёнигсбргском замке. Фото из статьи Вольфганга Ля Бома, 1927 г. 3. «Гнусная девчонка из Скирвитена» in situ в поле между тремя посёлками, до вывоза в музей «Пруссия». Фото из статьи Адальберта Бецценбергера, 1891 г.



Всего прусских каменных изваяний с «человеческим лицом» насчитывается более 20, включая пропавшие еще в XVIII-XIX в., о которых остались лишь устные упоминания. Подлинными признаны как минимум 14-15, остальные считаются новоделами Нового и Новейшего времени. Все они концентрируются в южной части прусских земель: юг Натангии и Бартия (упомянутая «баба», а также 2 из Бартошиц и самая знаменитая с Бартян, о которой ниже), Галиндия (одна из скульптур сохранилась в Калининградском историко-художественном музее), Помезания и Сасиния (южнее Эльблонга, на стыке со славянами, здесь их больше всего). Не буду упоминать все скульптуры по названиям и местами их расположения, об этом достаточно польских публикаций. Например, замечательный сборник статей «Прусские каменные бабы», вышедший у наших соседей по итогам научной конференции 2007 г., со статьями археологов и историков Мирослава Хоффманна, Северина Шчепаньского и Ежи Лаппо, некоторые из которых можно найти в Интернете.


О происхождении каменных «баб»

При первом беглом взгляде на каменные изваяния, найденные в прусских землях, проносятся образы тюркских, скифских и полоцких средневековых «баб» из предгорий Алтая или украинских степей.



Раннесредневековые каменные бабы степняков

Раннесредневековые каменные бабы степняков. Фото из собрания автора.



Согласитесь, далеко от пруссов. Хотя известно, что время – не расстояние для любых, даже самых смелых и, казалось бы, радикальных мыслей и образов. Можно отметить, что все указанные образцы могут иметь общие истоки, которые лежат в области искусства каменного века. Поскольку долгое время наша территория была покрыта ледником, едва ли каменные изваяния как пруссов, так и кочевников, имеют прямое отношение к палеолитическим Венерам (вспомним т.н. «Лоссельскую Венеру» с «рогом изобилия»).



Лоссельская Венера

Лоссельская Венера, верхний Палеолит. Фото из собрания автора.



При этом идеи, мифы и мистерии мезолита путешествовали во времени и пространстве и примерно 10 000-12 000 лет назад вместе с охотниками на северного оленя вполне могли достичь берегов только что образовавшейся Балтики. Гораздо позже, в эпоху неолита, примерно 5000 лет до н.э. на территории юго-восточной Балтики появляются образцы местного ритуального «искусства», издалека напоминающие монументальные изображения предков, духов, богов или героев на прусских средневековых скульптурах. Прежде всего, это янтарные фигурки клада из Шварцорта-Йодкранте, входившего некогда в знаменитую коллекцию «Пруссия», хранившуюся до 1944 г. в Кёнигсберге.



Янтарные фигурки клада из Шварцорта-Йодкранте

Неолитические янтарные фигурки из клада, найденного в карьере у Шварцорт-Йодкранте. Рисунок второй половины XIX в. из книги Аудроне Блюене 2007 г.



Монументальность и минималистичность выразительных форм на долгие тысячелетия определили развитие искусства Балтийского региона. То, что мы видим сегодня на суровых лицах прусских изваяний, могло возникнуть задолго до появления самих пруссов, точнее – их формирования и осознания себя таковыми.


Что объединяет изваяния из разных регионов исторической Пруссии?

Прежде всего, схожие размеры и форма, а также материал – гранитоидные камни. Многие из скульптур явно изображают мужчин-воинов, вождей или вождей-жрецов (баба из Мозгово-Ласечно) и снабжены ритонами – рогами для возлияний, а в некоторых случаях – мечами, шлемами и даже щитами. Иногда руки скульптур скрещены на груди, напоминая позу «оранты». Обращает на себя внимание общность пластики, выразительность и ясность форм, достигнутая аскетичными средствами. В основном это резьба по лицевой части камня, когда при помощи линий разной глубины достигается максимальная выразительность при помощи игры света и тени. Обычно хорошо проработаны голова, руки сложенные на груди или в районе пояса, иногда детали одежды и убранства. Тыльная сторона скульптуры обычно проработана минимально, просто сглажена.



Каменная баба из Мозгово-Ласечно

Каменная баба из Мозгово-Ласечно. 1. Фото В. Ля Бома из архива Хреберта Янкуна, Шлезвиг. 2. До реставрации, 2006 г. Фото автора.
3. После реставрации/отчистки, 2009 г. Фото автора.


Когда появились каменные «бабы» на территории пруссов?

Что же могло повлиять на появление у пруссов такого нехарактерного для других балтов феномена? Некоторые авторы считали, что возведение пруссами монументальных каменных изваяний является такой же реминисценцией степной или кочевнической культуры, как погребение с лошадьми, питье кумыса, использование стремян и др., в частности традиций авар. Последние появились на границах Европы в VI в. и в VIII-IX веках растворились в империи Карла Великого и среди мадьяр. Загвоздка в том, что конские погребения-жертвоприношения появляются у эстиев – предков пруссов – уже на рубеже I-II веков. А питьё кобыльего молока характерно для всех народов с особой ролью лошади в повседневной жизни и ритуалах. В этом случае каменные «бабы» должны были появиться у пруссов в конце Периода Великого переселения народов. Но это происходит несколькими столетиями позже.

Откуда нам известно время создания каменных «баб» пруссов? Прежде всего, исходя из относительной датировки некоторых типов археологических артефактов, изображенных камнетёсами. Например, меч на боку у «бабы» из Мозгово, появление которого датируется концом XII – первой половиной XIII в. (см. предыдущий рисунок). Остроконечный и овальный шлемы скульптур из Бартошиц и Броново могут относиться к более широкому периоду – XI – началу XIII вв.



Скульптуры из Бартошиц

Скульптуры из Бартошиц («Бартель») (1, 2) и Броново (3, 4), увенчанные предполагаемыми шлемами. Фото автора.



А многовитковые шейные гривны, вероятно изображенные на упомянутых «бабах» из Бронова и Мозгово, распространяются у пруссов в XIII веке и позже. Каменная «баба» из Бартян, возможно, держит внизу так называемую павезу, известную также, как «прусский щит», появившийся на рубеже XII-XIII вв.



Каменная баба из Бартян

Каменная баба из Бартян во дворе Ольштынского замка и ее детали: ритон и предполагаемый щит-павеза. Фото автора.



Правда, возможно, последняя могла быть выбита позже – на рубеже XIII-XIV в. Таким образом, общую условную датировку XI-XIII в., можно сузить до периода со второй половины XII – до первой половины XIII в. – времени интенсивного столкновения пруссов с польскими и датскими феодалами и с 1230-х годов – с рыцарями Тевтонского ордена.


Другие, схожие с «бабами», образы

Итак, строгие образы предков и богов существуют тысячелетиями в архетипах подсознания. Возможно, источник образного вдохновения для прусских камнерезов был где-то рядом. Ближе, чем нам кажется. Мы знаем, что пруссы много путешествовали. Новгород и Гданьск, Готланд и Ютланд и многие другие города и веси Северной Европы, Древней Польши и Руси. Наиболее близкими и синхронными прусским изваяниям образцами монументального искусства являются барельефы с изображением жрецов и богов западных славян на о. Рюген и в Померании. И в первую очередь – это так называемый «Камень Свантевита/Святовита» в церкви г. Альтенкирхен неподалёку от знаменитой Арконы на острове Рюген, вмурованный в стену церкви XII-XIII вв. и изображающий бога или жреца (?) с ритоном или рогом изобилия. На него также похож камень, вмурованный в городскую стену г. Берген на Рюгене, который связывается обычно либо со Святовитом, либо с рюгенским князем Яромаром.



Каменные изваяния западно-славянских богов или жрецов

Каменные изваяния западно-славянских богов или жрецов XI-XII вв. 1. Камень, вмурованный в стену церкви Альтенкирхен. 2. Камень в стене города Берген. Фото Дениса Давыдова.



А также некоторые другие камни, интерпретируемые как языческие, обнаруженные в лужицских землях (часть современных Саксонии и Бранденбурга) на территории Северной Германии. Близки прусским «бабам» и деревянные «идолы» первого тысячелетия нашей эры, обнаруженные на территории Померании и Шлезвига-Гольштейна. Интересно, что по меньшей мере одно из прусских изваяний также было вмонтировано в стену Орденской церкви XIV в. в Пратнице.



Прусский идол вмурованный в стену церкви в Пратнице

Прусский идол (?), вмурованный в стену церкви XIV в. в Пратнице, Польша. Фото Северин Шчепаньски.



Таким образом служители нового культа подчеркивали подчиненное положение старой религии, возводя церкви на месте старых святилищ и частично используя языческие атрибуты и праздники для привлечения неофитов. Но речь здесь о другом. Мастерство западно-славянских камнерезов XI-XII вв. испытало немалое воздействие монументального романского стиля, влияние которого особенно ощущалось в религиозной архитектуре и пластике Европы этого периода.

Сами пруссы, известные путешественники, также могли находиться под большим впечатлением убранства ранних каменных соборов Гнезно, Гданьска, Дании, Готланда, Северной Германии и частично перенять строгую экспрессию романского образа. И конечно, предметом вдохновения могли послужить более ранние рунические камни Скандинавии. Особенно готландские расписные стелы V-XII вв. не могли не обращать на себя внимания прусских торговцев.



Готландские расписные стелы

Готландские расписные стелы IX-XI вв. в ландшафте. Фото Музей Готланда, Висбю.



Таким образом, древние архетипы, геометричность прусского стиля и внешние влияния воплотились в примитивных, но выразительных скульптурах предков, вождей, богов или героев, вставших на южных границах балтийского языкового пространства.


Функциональное значение каменных «баб»

Одной из проблем интерпретации каменных скульптур пруссов является то, что ни одна из них уже к XVIII-XIX не находилась на своем исходном месте. И можно только догадываться о первоначальном положении и значении «баб». Судя по периоду их создания и визуальному ряду, они должны были иметь культовое значение. Но какое? Вероятной подсказкой может быть находка камня, похожего на антропоморфное изваяние, вместе с контекстной керамикой XI-XII/XIII вв. во время раскопок Марюша Вычулковского у подножья городища-святилища пруссов-бартов Поганово (р-н г. Кентшин).



Каменное изваяние из городища Поганово

Предполагаемое каменное изваяние, найденное у подножья прусского городища Поганово, р-н. г. Кентшин. Фото Марюш Вычулковский.



Сам камень, правда, едва напоминает хорошо проработанные образы прусских скульптур, а больше походит на «стелы» эпохи Бронзы из Причерноморья и Крыма. Вероятно, мы имеем дело с природным камнем, имеющим некоторые «человеческие» черты, и поэтому размещенным пруссами на территории жертвенника. Возможно, часть каменных «баб» пруссов действительно могла находиться на территории известных культовых центров, поскольку подобная скульптура в южной части Пруссии упоминается в одном из орденских документов как сакральный объект.

Существует также предположение ольштынского исследователя прусских древностей Роберта Климка о том, что каменные «бабы» пруссов могли находиться на перекрестках важнейших дорог, торговых путей и других коммуникаций, в том числе, связанных с паломничеством в святые места до прихода крестоносцев. Интересно и то, что самая большая концентрация каменных «баб» пруссов относится к региону Помезании-Сасинии, находящемуся близко к балто-славянскому пограничью. Может быть, эти монументальные скульптуры были своеобразными маркерами границы прусских земель по мере продвижения пруссов на юг.



Карта распространения погребений

Карта распространения погребений с рогами для питья – ритонами – у куршей и пруссов в X-XIII вв. В нижнем левом углу – зона основной концентрации наиболее выразительных скульптур пруссов. Рисунок из диссертации автора, 2012 г.



Известно, что отношения пруссов с польскими феодалами в XI-XIII вв. были далеко не мирными, хотя и не исключали участия прусских дружин в братских междоусобицах поляков.

В Средневековье и Новое время появляются новые интерпретации образов прусских скульптур, первоначальное значение становится все менее понятым по прошествии времени. Отсюда появляются неглубокие, но не лишенные очарования и отчасти исторического контекста, легенды о «Бартеле и Густабалде» («бабы» из Бартошиц), «Гнусной девчонке из Скирвиттена» и о других людях, окаменевших за свои проступки и грехи. Бартель, благодаря коническому шлему, успел исполнить роль скульптуры епископа, будучи украшенным настоящей золотой тиарой в XVIII-XIX в. (поэтому сбоку головы скульптуры появились отверстия для ее крепления). Многие из скульптур к концу XIX в. были вывезены с мест своего тогдашнего расположения и размещены в открытых экспозициях музеев Данцига и Кёнигсберга. Небольшой антропоморфный камень из Елиткена/Елиты, изображающий бородатого мужчину в шапке (?), из старой коллекции музея «Пруссия» был найден в развалинах Кёнигсбергского замка и хранится сейчас в Калининградском историко-художественном музее.



Антропоморфное изваяние из Елиткен

Антропоморфное изваяние из Елиткен (Елиты) в старой археологической экспозиции Калининградского областного историко-художественного музея. Фото автора, 2008 г.


Каменные «бабы» на территории Калининградской области

Судя по историческим источникам и археологическим данным, на территории Калининградской области каменные «бабы», за исключением камня из Хусенена, речь о котором шла выше, сегодня не известны. Существует, правда, упоминание «культового камня» у п. Прибрежное Зеленоградского р-на, будто бы имеющего изображение человеческого лица. Камень был найден в ходе археологических разведок, проводимых Владимиром Кулаковым в 1977. Поскольку сам камень, по более поздним упоминаниям этого автора, не сохранился, трудно по приведённым рисункам и фотографии понять его аутентичность.

Можно лишь добавить, что работниками Самбийской Археологической Экспедиции РАН летом 2005 года без особого труда по рисунку из книги В. Кулакова 2003 г. была создана копия этого замечательного псевдо-прусского изваяния, получившая прозвище «Пикачу» и ставшая неотъемлемым праздничным атрибутом во время раскопок сезона 2005-2006 г. Дальнейшая судьба изваяния, как и его прототипа, не известна.



Камень из поселка Прибрежное

Камень из пос. Прибрежное Зеленоградского р-на. Рисунки и фото из отчёта В. Кулакова, 1977 г.



С другой стороны, в одном из исторических путеводителей по Калининградской области Владимиром Кулаковым упомянут другой любопытный камень, находящийся сегодня неподалёку от г. Светлогорска в п. Сальское/St. Lorenz у руин кирхи, разрушенной в послевоенные годы. Он представляет собой продолговатую, приплюснутую с боков «стелу», издалека напоминающую по форме каменные «бабы» пруссов. При этом камень меньше по размерам и не имеет явных антропоморфных черт и других деталей, свойственных упомянутым скульптурам. На животе и спине камня вытесаны кресты в щите, а также латинские литеры A.H., что может указывать на использование камня в качестве межевого, расположенного на границах орденских и церковных земель или старых наделов, что остаётся под вопросом. Не известно, правда, кем и когда на камне были выбиты эти символы, и когда он оказался у церкви. Владимир Кулаков интерпретирует камень как незаконченную прусскую каменную «бабу», на что могут указывать рудиментарные «руки» по бокам «статуи», а также «сбитая» и сглаженная фронтальная часть, «украшенная» орденским (?) крестом в щите, с округлым выступом в верхней части. В общем, как и сами каменные «бабы» пруссов, камень из Санкт Лоренца оставляет больше загадок, нежели реальных фактов.

Сообщение изменено: Eligvara, 02 Сентябрь 2016 - 18:34.


#2
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 989 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Латвия
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: не знаю
  • Y-ДНК:R1a
"каменная голова", её называют Саласпилсской. Найдена была здесь же при археологических раскопках. Происхождение и время изготовления скульптуры точно неизвестны, но латвийские археологи относят её к уникальным находкам. "Каменная голова" причислена к языческим идолам, которые также были известны в Пруссии, древней Руси и некоторых других стран: она являлась объектом поклонения. Ценность данной "головы" в тщательной и впечатляющей обработке: борозды по камню нанесены железным инструментом. Ни один из известных на территории Латвии идолов не был так выразительно обработан. Высота так называемой скульптуры - около 93 см, вес - примерно 780 кг. Первые упоминание о поклонение идолам и их изготовление из камня обнаружили в письменных источниках XVI-XVII веков. http://perexilandia....domskogo-sobora
Dziv i biezs un ķēpīgs morasts:

mazak mais, le mazak ož!

Vēlāk tiks viss vairak norasts,

senak dūran mazak kož...

Le muld cit, kas viņems muldams,

tu, drogs, dzīve ceper kuldams!

#3
Vognejar

Vognejar

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 254 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:українець
  • Фенотип: западный балтид
  • Y-ДНК:J-Y167175
  • мтДНК:J1c5a1
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Kurš @ 2.9.2016, 7:58) (смотреть оригинал)
"каменная голова", её называют Саласпилсской. Найдена была здесь же при археологических раскопках. Происхождение и время изготовления скульптуры точно неизвестны, но латвийские археологи относят её к уникальным находкам. "Каменная голова" причислена к языческим идолам, которые также были известны в Пруссии, древней Руси и некоторых других стран: она являлась объектом поклонения. Ценность данной "головы" в тщательной и впечатляющей обработке: борозды по камню нанесены железным инструментом. Ни один из известных на территории Латвии идолов не был так выразительно обработан. Высота так называемой скульптуры - около 93 см, вес - примерно 780 кг. Первые упоминание о поклонение идолам и их изготовление из камня обнаружили в письменных источниках XVI-XVII веков. http://perexilandia....domskogo-sobora

Довольно любопытные сходства между "бабами" пруссов и западных славян. Интересна датировка. Хотя, Аркона и Ромува появились практически в одно время. Ещё находил схожесть "каменных яиц" захоронений на Хортице, которые очень похожи на прусские по иллюстрациям в одной из книг Кулакова, но какой именно - непомню, увы...
Могу лишь предположить, что славяне 6 века н.э. пришедшие на земли пруссов от Днепра и Дуная, через земли сорбов, затем Аркону могли что то с собой и привнести из степей.
Ещё одно сходство - Святой Вит в Арконе, Видевут у пруссов - и все в одном и том же 6 веке!

Могу добавить и збручский идол (9-13 век):


Один из четырех образов также держит рог...
Ориентировочно на тех землях жили болоховцы, чья славянская принадлежность надежно доказана и предположительно они потомки уличей.

Описание Святовита:

"В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две — со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали."

"а следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния."

"Статую этого бога, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы „Древний Вит”"

https://ru.wikipedia...iki/Ар%...83рг)

Божеств с рогом много, например и у кельтов:

"Общими для всех кельтов были женские божества-матроны, культ которых был очень распространен на всей территории, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Эти матроны изображались в виде трех сидящих женских фигур, которые кормят младенцев либо держат в руках рог изобилия, корзины с фруктами – символы богатства, плодородия, насыщения.
"Имена матрон связывали с названием территории расселения племени, покровительницами которого они являлись."
Эпона, Epona – богиня, связанная с лошадьми. Ее часто изображали стоящей рядом с лошадью или сидящей на ней. Одета богиня в длинные одежды, иногда и с теми же атрибутами, что и у матрон – рог изобилия, корзина. Встречается несколько богинь, которые были воплощением Эпоны – это Росмерта (Розмерта), предположительно богиня смерти и уничтожения, являющаяся супругой бога Смертиуса (Смертулоса), считающегося богом смерти и плодородия. Иногда воплощением Эпоны считают Нергаллению."

И у греков:
"Эпона, Epona – богиня, связанная с лошадьми. Ее часто изображали стоящей рядом с лошадью или сидящей на ней. Одета богиня в длинные одежды, иногда и с теми же атрибутами, что и у матрон – рог изобилия, корзина. Встречается несколько богинь, которые были воплощением Эпоны – это Росмерта (Розмерта), предположительно богиня смерти и уничтожения, являющаяся супругой бога Смертиуса (Смертулоса), считающегося богом смерти и плодородия. Иногда воплощением Эпоны считают Нергаллению."

Сообщение изменено: Vognejar, 02 Сентябрь 2016 - 18:25.

G25:

Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155

 


#4
Eligvara

Eligvara

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 447 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Москва
  • Национальность:русская
  • Фенотип: нордид+понтид
  • Вероисповедание:____________
Не совсем правильно вставила фотки, ну по ссылке в статье всё в верном порядке.
Меня заинтересовало сходство со степными "бабами". Хотя оно явно связано не с общим истоком, а чисто с самой обработкой камня.

Сообщение изменено: Eligvara, 02 Сентябрь 2016 - 19:00.


#5
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Трогал одну такую в Ольштыне. Там ещё уйма сувенирной продукции с ней было.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.


Посетителей, читающих эту тему: 3

0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных пользователей