Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Нечистая сила в православной иконописи


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
63 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Попалась на глаза такая подборка. Решил поделиться. Надеюсь, в сговоре с нечистой силой меня из-за этого не обвинят.

Примечательно, что в православной иконописи у чертей нет копыт и рога нечасты, что разительно отличается от католических изображений. Бесы обычно ниже человека, черны как эфиопы, волосы их всклокочены. Интересно было бы узнать, откуда растут ноги (или копыта?) у такого образа? Мб стоит погуглить изображения Аида или Тартара вообще в поздней римской живописи или мозаике.





















  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala

#2
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.


#3
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
А у греков и болгар что с этим делом? Может традиция?
Потому что если брать XIX век и этнографию, то есть образы и с когтями и с копытами, но с копытами гораздо больше. По крайней мере у нас.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#4
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Не могу сейчас найти, но на греческих иконах такой же образ

#5
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Вот для примера - фрагмент фрески из Торчелло


#6
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
У нас, у староверцев, ну и до раскола- без копыт )))
На иконах, бесов, крайне редко изображают, скорее на росписях и в книжных житийных миниатюрах.

Вот вам современный лубок, от моего большого товарища, Председателя Общины староверов Эстонии Павла Варунина.


Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#7
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Образы ети идут из еврейской мифологии и из Апокалипсиса.
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#8
valerios

valerios

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 166 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:grek (urum)
  • Фенотип: ??
  • Вероисповедание:православие



#9
valerios

valerios

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 166 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:grek (urum)
  • Фенотип: ??
  • Вероисповедание:православие
Оба изображение - картины второго пришествия Иисуса Христа:1 изображение - фреска в монастыре св Стефана на Метеорах. На всю стенку - жуткое впечатление. Вторая - триптих 16 века (в реале не видел).
Нечисть у староверцев - вполне такой весёленький получился..

#10
Sand

Sand

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 534 сообщений
  • Национальность:литвин
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:агностик


Явный мотив мирового древа.

#11
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Цитата(valerios @ 18.11.2016, 18:34) (смотреть оригинал)
Нечисть у староверцев - вполне такой весёленький получился..


Енто шутейно всё... из местных апокрифов. В каждой деревне, свои прибаутки.


Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#12
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Рога и копыта енто ладно, ето от козлищ идет, а вот кто сможет определить- к какой группе или фенотипу относятся изображения бесов? Ну уж не к славянской точно ))).

Сообщение изменено: Щемилов, 18 Ноябрь 2016 - 16:03.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#13
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
У меня есть смутное предположение, что это может быть перефразирование образов языческих богов с дополненными хтоническими чертами, типа птичьих ног, крыл и т.д.



Нептун





Эон


#14
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Надо бы прочитать на досуге



Тема загробного воздаяния — один из лейтмотивов средневековой иконографии и средневековой культуры в целом. Однако это визуальное наследие до сих пор не только плохо изучено, но и мало доступно читателю. Древнерусская книжная миниатюра публикуется не часто, а при издании икон и фресок демонологические и инфернальные образы редко заслуживают особого комментария.
«Анатомия ада» — первый визуальный «путеводитель» по основным сюжетам древнерусской демонологии и иконографии преисподней. Авторы показывают, как иконописцы средневековой Руси и старообрядческие мастера XVIII — начала XX в. представляли демонов и как демонизировали грешников; как они изображали дьявольские искушения и призрачные иллюзии; как визуализировали невидимое: исход души из тела, спор ангелов и бесов за душу умершего, ее странствия по мытарствам и пеструю череду загробных мук.
В альбом вошло около 300 изображений, большинство из которых ранее не публиковалось


Скачать, читать



P.S. я был прав, нашел в книге момент, где указывается, что такой образ произошел от живописи поздней античности

#15
lucifer

lucifer

  • Пользователи
  • PipPip
  • 414 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:нахская
Цитата(Щемилов @ 18.11.2016, 17:53) (смотреть оригинал)
У нас, у староверцев, ну и до раскола- без копыт )))
На иконах, бесов, крайне редко изображают, скорее на росписях и в книжных житийных миниатюрах.

Вот вам современный лубок, от моего большого товарища, Председателя Общины староверов Эстонии Павла Варунина.







у нас точно тоже самое, еду и питье нужно обязательно покрывать чем-нибудь

#16
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Цитата(lucifer @ 19.11.2016, 16:04) (смотреть оригинал)
у нас точно тоже самое...


Пардон за назойливость, а Вы како веруете?
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#17
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Демоны и грешники в древнерусской иконографии



Антонов Д.И., Майзульс М.Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. — М.: Издательство «Индрик», 2011. — 384 с, ил.


Эта книга посвящена древнерусской иконографии врага. Многочисленные образы бесов, грешников и демонических монстров пронизывают и православное, и католическое средневековое искусство. Несмотря на огромное разнообразие, они подчиняются особым правилам «визуальной грамматики» и опознаются благодаря специальным маркерам демонического. Авторы прослеживают, как с XII по XVIII вв. древнерусские мастера представляли ангелов сатаны. С помощью каких знаков дьявольские иллюзии отличались на изображении от реальных людей, а грешники — от нейтральных персонажей. Как из словесных метафор в разное время рождались новые демонические фигуры (Смерть или Ад) и начинали свое шествие по иконам, фрескам и лицевым рукописям. Исследование затрагивает не только визуальную традицию, но и ее возможное восприятие средневековыми зрителями. Почему на множестве миниатюр читатели затирали или выскабливали изображения негативных, а иногда и положительных героев? Казались ли им смешными образы, которые сегодня нередко относят к разряду гротеска? Как пересекались и влияли друг на друга иконография, книжность и народная культура? Эти вопросы окружают до сих пор малоизвестную область — древнерусскую визуальную демонологию.

Увидеть невидимое
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
А.С. Пушкин. «Бесы»
Эта книга появилась почти случайно. Ее замысел возник во время работы над другой монографией, посвященной древнерусской книжной и народной демонологии, средневековым представлениям о дьяволе, его действии в мире и борьбе, которую ведут с ним ангелы и люди.
Однако, как только мы подступились к этому проекту, стало ясно, что одними текстами ограничиться нам не удастся. Слишком велика в Средневековье была роль визуального. Одним из основных каналов трансляции демонических образов служили разнообразные изображения: от амулетов-змеевиков и литых образков до икон, от книжных миниатюр до фресок. Невозможно было двигаться дальше, не разобравшись в том, как визуальная демонология соотносится с книжной, существуют ли мотивы, которые известны только в иконографии и не имеют точных аналогов в письменных источниках, по каким принципам текст претворяется в изображение и как часто изображения сами влияют на тексты, и т.д. Поставить все эти вопросы было намного проще, чем найти на них хотя бы частичный ответ, поскольку древнерусская визуальная демонология, в отличие от европейской[1], до сих пор практически не изучена.
Если прямая «аудитория» большинства книжных памятников ограничивалась духовенством и светской элитой, то мир визуальных образов, во всем их разнообразии, имел более широкий социальный отклик. Хотя мы далеко не всегда можем поставить знак равенства между тем, что изображение было призвано донести, и тем, что могли «считать» из него те или иные зрители, символический язык древнерусской иконографии связывал воедино мир богословия, «высокой» книжной традиции и мир народной религиозности.
Ни в средневековом православии, ни в средневековом католицизме демонология не сводится к концептуальным схемам, объясняющим истоки зла. Если христианский сатана бестелесен, а его воздействие на человека чаще всего незримо, в культуре он все равно обретает «плоть», а его деяния визуализируются. Без такой наглядной и образной опоры концепт дьявола, вероятно, не имел бы в средневековом обществе столь глубокого проникновения и вряд ли оказался бы столь «эффективен» в социальном плане.
Визуализация не обязательно означает создание материальных изображений. Словесные описания демонов, их облика, трансформаций, черноты или уродства выполняют аналогичную функцию. Однако материальные образы, трехмерные и плоскостные, само собой, играют здесь особую роль. Фигуры демонов, помещенные на синкретических амулетах или храмовых иконах, не только транслируют уже сложившиеся представления, но и формируют у верующих ментальный образ невидимого. Привычное клише, представляющее церковную иконографию как «Библию для неграмотных», несколько упрощает суть дела, но в нем есть немалая доля истины[2]. Различные типы изображений не просто переколируют рассказ с языка книжного на язык визуального богословия. Они создают новое смысловое пространство и, порой эмансипируясь от текстов, порождают собственные сюжеты и идеи. Сакральные образы предлагают людям эталоны того, как следует видеть невидимое, и на этом уровне сплачивают сообщество зрителей/молящихся.
В древнерусской иконографии фигуры бесов далеко не редкость — они встречаются во множестве композиций. По мере погружения в материал мы все
больше удивлялись его разнообразию и оригинальности. Оставалось понять, как визуальная демонология зарождалась и развивалась, как она была связана с текстами и каковы были функции различных демонических образов[3].
Очень скоро мы убедились, что иконография падших ангелов — отнюдь не замкнутая система. Она множеством нитей связана с изображениями других персонажей. Образы сатаны и бесов стоят в длинном ряду различных «врагов» — реальных и мифологических героев: завоевателей, язычников, иноверцев[4], олицетворений ада, смерти и т.д., — как будто выстроенных вокруг центральной фигуры дьявола. Визуальные параллели между ними образуются с помощью особого набора знаков, «маркеров демонического». Их значение двояко. Прежде всего, они позволяют иконописцу демонизировать разных персонажей и создавать новые персонификации сил зла. Кроме того, на уровне восприятия образа они помогают зрителям «считывать» смысл изображения — даже в том случае, если они не знакомы с иллюстрируемым сюжетом[5]. Визуальные маркеры формируют особую семиотическую систему. Ее контуры нам еще предстояло определить.
Интересно, что именно при изображении негативных (а также нейтральных) персонажей древнерусский живописец был максимально свободен от предписаний традиции. Если в том, что касалось сакральных фигур, иконографическое предание и иконописные Подлинники задавали относительно четкие рамки дозволенного, то образы демонических персонажей или грешников оставляли больший простор для поиска и инноваций. Тем не менее, здесь, безусловно, действовали свои нормы и существовала своя грамматика демонического.
Система, которую мы принялись изучать, отнюдь не была неизменной: она трансформировалась со временем, а в XVII столетии достигла пика своего развития. К XVI в. русские иконописцы стали все дальше отходить от византийских моделей. Во многом ориентируясь на европейские образцы, во многом руководствуясь собственной изобретательностью, авторы икон, фресок и миниатюр начали конструировать фигуры экзотических монстров и звероподобных демонов. В XVII в. в культуре Московской Руси, как в XIV-XV вв. на Западе, происходит резкий поворот к теме смерти и как никогда ранее грозно начинает звучать проповедь страха, призывающая к покаянию через образы загробных мучений. Удельный вес «адских» сюжетов в пространстве всего древнерусского искусства устойчиво идет вверх. На закате русского Средневековья фигуры бесов, грешников и апокалиптических чудовищ заполняют пространство икон, фресок и лицевых рукописей. При этом изображения не только воспроизводят, иллюстрируют и развивают мотивы, заложенные в текстах, но и оказывают на них обратное влияние: зачастую тексты сами «цитируют» или обыгрывают известные иконографические типы.
Тем удивительнее, что историки и искусствоведы редко обращались к древнерусской визуальной демонологии и не изучали ее единую как систему сюжетов и образов[6]. Если иконография ангелов подробно описана и на византийском, и на древнерусском материале, то традиция изображения демонов и, шире, негативных персонажей, известна несравнимо хуже.
Св. Николай, спасая тонущий корабль от неминуемой гибели, прогоняет из снастей засевших там бесов. Их крошечные черные фигурки с тонкими, словно палочки, руками и ногами нелепо раскачиваются на мачте вниз головой[7]. Св. Никита, прозванный Бесогоном, замахивается цепом на темного демона с огромными крыльями: крепко схватив нечистого духа за голову, он пригвождает его к земле ударом ноги[8]. Звероподобный бес, покрытый шерстью, с крыльями летучей мыши и вторым лицом посреди живота, убегает от ангела-хранителя, который оберегает спящего христианина[9]. Другой бес, оборотившись мертвецом-гермафродитом с висящими женскими грудями и огромным фаллосом, положил руку на плечо иноку[10]… Смешение человеческих и звериных черт, утрированное уродство, глаза и пасти, покрывающие все тело, непристойная перекличка между языком и фаллосом дьявола, его выставленный напоказ зад — сегодня эти образы неприятно шокируют или вызывают улыбку, воспринимаются как экзотизм или курьез, но редко пугают. Дело здесь не в том, верит ли конкретный нынешний зритель в существование бесов. В современной культуре страшное приобрело иные обличья.
Средневековые формулы устрашающего в основном перестали быть актуальными. Звероподобный рогатый дьявол превратился в клише и пародию, а мотивы, связанные с телесным низом, воспринимаются не как символы сатанинского антипорядка, а как непристойность или пошлая шутка. Значение древних образов часто не понятно и требует кропотливой расшифровки. Из-за этого другие изображения, в которых нет явных загадок, кажутся вполне ясными, и мы легко забываем о том, что несколько столетий назад они могли вызывать принципиально иной отклик и считываться не так, как сегодня.
Большинство средневековых предметов и изображений, которые мы воспринимаем как произведения искусства (вне зависимости от того, насколько они искусны), создавалось для выполнения какой-либо функции или множества взаимосвязанных функций[11]. Если использовать этот термин в самом широком смысле, средневековый образ должен был быть эффективен. Он обращен не только к восприятию, но и к чувству. Изображения не только служат моленными образами, транслируют истины веры, демонстрируют библейские и исторические сюжеты, но зачастую вызывают сильнейший эмоциональный отклик (или, по крайней мере, призваны его вызывать). В случае изображений демонических сил — это страх, отвращение или ненависть, а порой насмешка (ведь дьявол смешон и ничтожен), надежда и упование (святые побеждают дьявола, на Страшном суде он низвергается в геенну).
С изображением вступают в контакт. Причем не только визуальный или эмоциональный, но и физический. К иконе прикладываются. Читатель рукописи, опасаясь вреда, испытывая отвращение или страх, выскабливает добела или зачеркивает лица демонов и грешников на книжной миниатюре. Не это ли ярчайшее свидетельство эффективности демонических образов?
Изучение конкретных произведений или знаковых систем в идеале должно представлять историю их рецепции. Для понимания того, как функционировал в культуре и социуме тот или иной образ, крайне важен взгляд зрителей: современников, ближайших потомков и самого исследователя, который тоже является зрителем, пусть и особого рода[12]. Если то, что когда-то пугало, сейчас забавляет, если то, что вызывало смех, сегодня оставляет равнодушным, а привычное начинает шокировать или возмущать, следует задуматься, когда и почему произошла эта перенастройка взгляда[13]. (Илл. 1).
В 1898 г. известный французский историк искусства Эмиль Маль, описывая рельефы фасада Лионского собора, остановился перед полустертым медальоном, на котором до сих пор видны контуры тел двух любовников. Эта сцена, созданная около 1310 г., представляет инцест Лота и одной из его дочерей (Быт. 19:30-38). «Эротическое» изображение было методично стесано, однако контуры были сохранены так, чтобы сюжет оставался понятным и «читаемым». Тем не менее, историк делает вид, что ничего там не видит: «Чудовищные непристойности, которые так любят отыскивать в наших соборах, на самом деле существуют лишь в воображении нескольких предвзятых археологов. Искусство XIII в. чрезвычайно целомудренно и удивительно чисто. В Лионском соборе художник, которому было поручено изобразить первые времена, доидя до истории Лота и его дочерей, оставил медальон пустым»[14]. На самом деле медальон заключает в себе много информации. Историк просто не готов заметить ее[15].
Взгляд исследователя часто пристрастен и избирателен. Нередко над историком довлеют те или иные табу, которые он впитал из современной ему культуры или научной традиции (при этом некоторые из них могут восходить к той культуре, которую он изучает). Непристойные сцены или детали изображения обходятся благонравным молчанием. Для того, чтобы их описать, в ученом труде часто просто не находится слов[16]. Аналогичную реакцию порой вызывают изображения демонических сил.
Если посмотреть на каталожные описания многих древнерусских икон, где фигурируют сатана, демоны и грешники, или пристальнее взглянуть на многие специальные работы, посвященные композициям Страшного суда, Сошествия во ад и др., мы легко убедимся, что исследователи зачастую не обращают внимания на негативные фигуры и образы. Они скорее упоминают их, чем описывают или комментируют — так, словно их визуальная трактовка была исторически неизменна и не важна для реконструкции общего смысла композиции[17]. Однако визуальная демонология на Руси была не менее разнообразна и изменчива, чем книжная, которая изучена уже сравнительно хорошо[18]. Образы бесов и грешников включают массу символичных и значимых деталей, которые влияют на прочтение всего визуального повествования.
Иконография дьявола и сегодня нередко воспринимается как «скользкая» тема. Если историки, антропологи или искусствоведы уже привыкли к широте (а порой и причудливости) интересов своих коллег, у людей, не связанных с гуманитарными науками, «изучение чертей» часто вызывает ухмылку, а порой и опаску[19].
Итак, мы взялись за маргинальный (в научном плане) и «странный» (в современном понимании) сюжет. Как и следовало ожидать, это быстро принесло свои плоды. Через год работы нам стало ясно, что объем и новизна материала уже не позволяют ограничиться тесными рамками статьи. Так родилась эта книга, посвященная «образу врага» в древнерусской иконографии.
* * *
Завершая вступление, хотим выразить признательность людям, которые помогли этой книге появиться на свет: А.Л. Юрганову, чьи исследования по демонологии подвигли нас к выбору этой темы, К.А. Ваху, с самого начала поддержавшему наш проект, сотрудникам отделов рукописей БАН, РНБ, РГБ, ГИМ и ИРЛИ за помощь в подборе и копировании материалов, В.Г Подковыровой, О.Б. Христофоровой и И.К. Мироненко-Маренковой за советы, замечания и материалы, которые мы использовали при подготовке этой рукописи. Кроме того, благодарим Российский гуманитарный научный фонд и Российский государственный гуманитарный университет за финансовое содействие нашему исследованию.
Цитаты источников передаются в книге с упрощением орфографии, пропуски в рамках предложения обозначены многоточием, более предложения — многоточием в угловых скобках. Курсив в цитатах наш.

https://www.academia...s_of_the_Image_

#18
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Цитата(Щемилов @ 18.11.2016, 22:02) (смотреть оригинал)
к какой группе или фенотипу относятся изображения бесов? Ну уж не к славянской точно ))).


В литературе облик бесов авторы пытались описать как "эфиопский". На Руси всех чернокожих людей называли эфиопами. Бесы имеют в глазах людей способных их увидеть черный/ темный облик. Такова воля Бога. Такой облик должен оттолкнуть человека от попытки контакта с ними.
”In hoc signo vinces”

#19
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Это легенды и, наверное, никто никогда не узнает откуда они появились. Много версий существует и я уверен, все версии выдумали сами люди.
Хотя один автор предполагал, что все европейские сказочные существа появились благодаря жившим когда-то людям, которые были похожи на таких же страшных и странных внешне и темпераментных и чудных внутри существ. Например, гномы, по его мнению, появились благодаря людям-карликам, вернее очень невысоким племенам, которые пришли с востока, именуемые финнами, отличающиеся злобностью, презрением и трудолюбием. Автор по крайней мере пытался это связать с археологией, лингвистикой и историей, чтобы имелось основания предполагать. Пусть это своего рода мистификация, но это всё же лучше, чем какие-то непонятные предположения.

Как по мне, так люди сначала придумывают сказки и всякие истории для развлечений, а потом это превращается в серьёзные слухи о существовании всяких вампиров и фей. А всё потому что люди через поколения не запоминают или забывают как на самом деле появилась информация об этих существах. Им приятнее ссылаться на магию, чем на авторство человека.

Сообщение изменено: Павел, 21 Ноябрь 2016 - 09:22.


#20
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Цитата(Павел @ 21.11.2016, 14:13) (смотреть оригинал)
Например, гномы, по его мнению, появились благодаря людям-карликам,


Во Франции слово "кретин" обозначает человека похожего на легендарных карликов древности которых люди звали кретьенами. Эти карлики считались абсолютно глупыми существами ( французского не понимали) предпочитающими жить в лесах и в горах. Население было убеждено в их иноплеменном происхождении. Кретьен - вероятный прообраз гнома.
”In hoc signo vinces”

#21
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Цитата(ВИТ @ 21.11.2016, 13:21) (смотреть оригинал)
Во Франции слово "кретин" обозначает человека похожего на легендарных карликов древности которых люди звали кретьенами. Эти карлики считались абсолютно глупыми существами ( французского не понимали) предпочитающими жить в лесах и в горах. Население было убеждено в их иноплеменном происхождении. Кретьен - вероятный прообраз сказочного гнома.

Лингвистикой надо заниматься очень осторожно, очень много хитростей она в себе содержит, ловушки на каждом шагу. Дилетанты точно с ней не справятся, не говоря о новичках и проходимцах, потому не стоит так серьёзно углубляться в такие предположения. Тот же автор тоже приводил свой лингвистический ряд, у него тоже всё замечательно складывалось и вроде сомнений не должно быть, но и там критики по-любому находили несоответствия и дыры, тем более если этим автором является Жозеф Артюр де Гобино, живший в 19 веке.

Вот различные отрывки из его труда. Обратите внимание, на такой ряд: pigmee->pit+guma->gan->gnome (gen->genius), пигмей-гном-гений получается у него, но кто, чем и как подтвердит подлинность этих фактов?
:
Цитата
В Европе карлики известны под четырьмя главными именами, такими же древними, как и пребывание белых народов на нашем континенте. Корни их принадлежат к фонду самого древнего языка благородной расы. Если отбросить в сторону незначительные изменения в форме, речь идет о следующих словах: «pigmee», «fad», «gen» и «nar».
Первое мы встречаем в «Илиаде», где поэт, описывая крик и шум в стане троянцев, готовящихся к битве, пишет: «Точно так же поднимаются в небо крики журавлей, когда, спасаясь от зимы и непрестанных дождей, они летят, курлыча, к реке Океан и несут смерть и погибель пигмеям».
---
Слово «пигмей» означает расстояние от ладони до локтя. Таков должен был быть рост маленького человечка, но нетрудно представить, как искажалось в легендах все, что связано с величиной и количеством. Даже самая точная история не обходится без преувеличений и ошибок такого рода. «Пигмей» - это мальчик-с-пальчик французских сказок и «Daumling» немецкого фольклора. Первобытная утраченная форма слова «пигмей» восходит к санскритскому «pit» (в женском роде «pa»), что значит«желтый», и к местоименным формам санскритского, зендского и греческого языков - «aham», «azem», выражающим абстрактное понятие «существо», от которого происходит готское «guma», т. е. «человек»). Итак, «пигмей» - это значит всего-навсего «желтый человек».

Стоит отметить, что местоименный корень слова «guma» в славянских языках сближается с санскритским «gan», что сохранилось в немецком в виде «gnome». Т. е. «пюм» - это то же самое, что «пигмей» и по названию и по сути.

Разберем слово «fad» в кельтском языке. Галлы так называли людей - мужчин и женщин - одержимых. Это то же самое, что «vates» у италийских народов оккультная способность проникать в тайну, т. е. в «fatum». И сегодня во многих французских диалектах так называют человека, обладающего сверхъестественными способностями, но потерявшего рассудок. «Fada», «fadet» - одновременно и колдун и идиот, т. е. в любом случае существо фатального порядка.

Следуя этой логике рассуждения, мы находим те же самые обобщенные понятия в другой лексикологической форме - у белых аборигенов Италии. Это «faunus» или «fauna» женского рода. Издавна ученые отмечали любопытный факт: эти низшие божества-супруги зовутся одним и тем же именем, чему нет второго такого примера в классической мифологии. Единственное объяснение в том, что речь идет не о людях, а о народностях. Греческая параллель слова «фавн») - это «Пан», или народность «эгипаны», то же самое, что «фавны». Замена «п» на «ф» часто встречается в этих языках.
---
Обе формы - «faunus» и «pan» - этимологически родственны таким словам, как «knorrigan» и «knoridwen» так армориканские крестьяне называют магов-карликов в своих странах [Иногда корриганов называют «duz», т. е. «боги», что происходит от арийского «дэвы».]. Галлы называют их «gwrachan»). У латинян это «genius», у французов «genie».

В этих гениях, низших духах, нетрудно распознать финнов. Древность этого понятия, его обобщенный характер и повсеместное распространение во всех европейских землях - «faunus», «pan», «gen», «genius», «fee», «knorrigan», «fairy» - не оставляют никаких сомнений в том, что оно опирается на достоверные исторические факты.

Сообщение изменено: Павел, 21 Ноябрь 2016 - 11:30.


#22
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Цитата(ВИТ @ 21.11.2016, 10:25) (смотреть оригинал)
В литературе облик бесов авторы пытались описать как "эфиопский". На Руси всех чернокожих людей называли эфиопами. Бесы имеют в глазах людей способных их увидеть черный/ темный облик. Такова воля Бога. Такой облик должен оттолкнуть человека от попытки контакта с ними.



))) )))
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#23
Sand

Sand

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 534 сообщений
  • Национальность:литвин
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:агностик
Цитата(Павел @ 21.11.2016, 12:13) (смотреть оригинал)
Например, гномы, по его мнению, появились благодаря людям-карликам, вернее очень невысоким племенам, которые пришли с востока


Неандертальцы пересекались с кроманьонцами и какое-то время сосуществовали вместе. Даже скрещивались. Лучше кандидатов на роль гномов не найти.

#24
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Цитата(Sand @ 21.11.2016, 20:31) (смотреть оригинал)
Неандертальцы пересекались с кроманьонцами и какое-то время сосуществовали вместе. Даже скрещивались. Лучше кандидатов на роль гномов не найти.

Я имел ввиду, когда писал, что гномы появились не от браков между низкорослыми племенами, а представители племён сами были подобием сказочных гномов по облику, психическим качествам и образу жизни, потому эти особенности были взяты за основу для рассказов о гномах.

Сообщение изменено: Павел, 21 Ноябрь 2016 - 18:57.


#25
Sand

Sand

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 534 сообщений
  • Национальность:литвин
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:агностик
Цитата(Павел @ 21.11.2016, 21:56) (смотреть оригинал)
Я имел ввиду, когда писал, что гномы появились не от браков между низкорослыми племенами, а представители племён сами были подобием сказочных гномов по облику, психическим качествам и образу жизни, потому эти особенности были взяты за основу для рассказов о гномах.


А речь вовсе не о браках. Был хороший фильм-реконструкция BBC. Поищите, не пожалеете.
Неандерталец был раза в полтора-два ниже кроманьонца и при этом сильнее его физически. Был менее социальным (читай злобным и нелюдимым), и не менее искусным в изготовлении орудий труда. Чем не кандидат на гнома.

#26
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Гномы это не общечеловеческий и даже не общеиндоевропейский персонаж.

#27
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Цитата(Sand @ 21.11.2016, 23:00) (смотреть оригинал)
А речь вовсе не о браках. Был хороший фильм-реконструкция BBC. Поищите, не пожалеете.
Неандерталец был раза в полтора-два ниже кроманьонца и при этом сильнее его физически. Был менее социальным (читай злобным и нелюдимым), и не менее искусным в изготовлении орудий труда. Чем не кандидат на гнома.

А неандерталец не убивал или не похищал детей? А то Гобино пишет, что гномы(карлики) похищали детей европейских народов и воспитывали как своих, а своих убивали из-за презрения к своему природному безобразию.)

#28
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Цитата(Краки Нифлунг @ 21.11.2016, 23:06) (смотреть оригинал)
Гномы это не общечеловеческий и даже не общеиндоевропейский персонаж.

Не исключено, что те гномы, о которых веками говорили в Европе, территориально тоже были продуктом европейского представления. Другими словами, европейцы теоретически могли взять за основу персонажа из неиндоевропеоидных культур, но гномы, как я думаю, слишком изменились под наш климат и европейскую культуру. Кстати, чей был персонаж изначально предположительно?

Сообщение изменено: Павел, 23 Ноябрь 2016 - 09:05.


#29
Sand

Sand

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 534 сообщений
  • Национальность:литвин
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:агностик
Цитата(Павел @ 21.11.2016, 23:15) (смотреть оригинал)
А неандерталец не убивал или не похищал детей?


Вот откуда же мне знать за всех неандертальцев? Нашли что спросить.

Цитата
Гномы это не общечеловеческий и даже не общеиндоевропейский персонаж.


А откуда нам это известно?

Ачуч-Пачуч - в мифах армян карлики, проживающие на краю света
Ацаны - народ карликов абхазской мифологии
Коробокуру - в японском фольклоре гномы-карлики с длинными руками и кривыми ногами
Сихиртя - подземные карлики самодийской (ненецкой) мифологии

http://www.bestiary.us/karliki

Цитата
Не исключено, что те гномы, о которых веках говорили в Европе, территориально тоже были продуктом европейского представления.


Представление тоже не стояло на месте, а видоизменялось с ходом времени.

Сообщение изменено: Sand, 21 Ноябрь 2016 - 20:43.


#30
Павел

Павел

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 578 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Северный палеоевропеоид + Понтид
  • Вероисповедание:Апатеизм
Цитата(Sand @ 21.11.2016, 23:32) (смотреть оригинал)
Вот откуда же мне знать за всех неандертальцев? Нашли что спросить.

Я по фильму спрашивал.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей