Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Тень отца Игоря или Бедный Рюрик


В этой теме нет ответов

#1
Thursday_October

Thursday_October

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-
– Уж близок час,
Когда я должен возвратиться в недра
Мучительного серного огня.

– О, бедный дух!


Вложенный файл  00.jpg   93,55 КБ   4 Скачано

А.Л. Никитин, соглашаясь с высказанной еще Ф. Крузе и впоследствии развитой Н.Т. Беляевым гипотезой о том, что летописный Рюрик имеет прообразом Рёрика Дорестадского, предположил, что события, в которых участвует «Рюрик», реально происходили в землях поморских славян, предания которых и послужили основой для летописного рассказа о призвании «варяжских» князей. Не позднее середины XI века это западнославянское сказание было впервые принесено из Поморья в Новгород, свидетельством чему появление на Руси в это самое время первого князя с именем «Рюрик» (внука новгородского князя Владимира Ярославича).

Надо признать, идея эта кажется вполне здравой, позволяющей, с одной стороны, «безболезненно» отождествить не ведомого никаким другим, кроме русской летописи, источникам мифического «Рюрика Новгородского» с хорошо известным западным хроникам реальным Рёриком Дорестадским, в Восточной Европе, безусловно, никогда не бывавшим, а с другой – раз и навсегда избавить от этого порядком поднадоевшего призрака начальную русскую историю. (Во внелетописных русских источниках Рюрик впервые упоминается в памятнике XV века – «Задонщине».)

Разумеется, что бы ни думал на этот счет А.Л. Никитин, все это никак не отменяет тождества собственно «народа рос», создавшего древнерусское государство, и «народа свеонов», что удостоверено статьей Бертинских анналов за 839 год.

Однако это нисколько не влияет на основной вывод, сформулированный А.Л. Никитиным: «Раз и навсегда мы должны смириться с тем, что Рюрик ПВЛ в реальной истории Новгорода на Волхове – всего только легенда и, подобно поручику Киже, на Руси “фигуры не имеет”».

Как отмечают критики, гипотеза А.Л. Никитина в его изложении не свободна от грубых ошибок и голословных утверждений, восходящих, в том числе, к подложной «Иоакимовской летописи» В.Н. Татищева. Но, по замечанию С.Л. Николаева, «исследовательские ошибки – дело со временем поправимое».

Что ж, в биографии Рёрика Дорестадского и в самом деле был кратковременный, протяженностью в несколько лет, эпизод, когда он действительно мог покняжить у вендов.

В статье Фульдских анналов за 850 год говорится о том, что Рёрик вместе с братом Харальдом (Харальдом Клаком, по другим сведениям – его дядей) во времена Людовика Благочестивого (императоре единой Франкской империи, ум. 840) держал в качестве бенефиция Дорестад, а после смерти императора Людовика и брата Харальда, уже при короле Лотаре (правителе Срединного королевства), был ложно обвинен в измене, посажен в темницу и бежал оттуда к восточнофранкскому королю Людовику Немецкому, после чего несколько лет жил в его владениях среди северных саксов:

Цитата
«Рёрих (Roríh), из народа норманнов, который во времена императора Хлудовика (Hludowici) по бенефициарному праву (ius beneficii) получил вместе со своим братом Хериольдом деревню Дорестад (Dorestadum). После смерти брата и после смерти императора, при Хлотаре, который наследовал правление своего отца, Рёрика по ложному обвинению в преступлении, если верить слухам, арестовали и посадили под стражу. Он бежал оттуда и присягнул королю восточных франков Хлудовику (Hludowici), на службе которого провел несколько лет, проживая среди саксонцев (Saxones), которые являются соседями норманнов (Nordmannis). В это врeмя собрался значительный отряд данов-данигеров (Danigerarum) (не Danorum. — С.Н.), который занялся пиратством и стал опустошать обширные северные местности на побережье океана в королевстве Хлотаря. Он подошел через устье Рейна (Rhenum) к Дорестаду (Dorestadum), оккупировал его и присвоил. А поскольку князь (principe) Хлотарь (Hlothario) не мог изгнать их [данов] без опасности для своих владений, то по совету сената к нему [Рёриху] направили послов. К нему [Рёриху] было восстановлено доверие, на условиях, что он будет честно управлять сбором налогов и прочими делами, касающимися королевской казны, равно как противодействовать пиратским набегам данов (Danorum).» (Фульдские анналы, ст. 850; пер. С.Л. Николаева)

Отсюда ясно, что смерть брата Рёрика – Харальда (и последующее бегство Рёрика к Людовику Немецкому) произошла через несколько лет после смерти Людовика Благочестивого и относится к началу 840-х годов. А к 850 году Рёрик уже наладил отношения с Лотарем, вынудив того вернуть ему Дорестад. То есть пребывание Рорика в восточнофранкском королевстве на службе у Людовика Немецкого в качестве вассала последнего следует датировать серединой 40-х годов IX века.

Вложенный файл  01.jpg   58,35 КБ   3 Скачано
Рис. 1. Раздел Франкской империи по Верденскому договору 843 года

Меж тем, из статей Ксантенских и Фульдских анналов за 844 год известно, что как раз в это самое время Людовик Немецкий совершил карательный поход против вендов/ободритов, которые вздумали было отложиться от его (Людовика) королевства после гибели своего князя Гостомысла (короля Гестимуса/Готцомюсли). Приведя вендов/ободритов к покорности, Людовик разделил землю и народ их на «герцогства»:

Цитата
«В то же время король Людевик [Ludewicus] выдвинулся с войском на винитов (Winitos). Один из их королей (rex), по имени Гестимус (Gestimus), умер, остальные же пришли к нему [Людевику] с клятвой верности.» (Ксантенские анналы, ст. 844; пер. С.Л. Николаева)

«У aбодритов (Abodritos) был убит их король Готцомюсли (Gotzomiuzli), [поэтому] они замыслили отложение [от империи]. Тогда Хлудовик их подавил, а землю их и народ себе по воле Божией подчинил и разделил на герцогства.» (Фульдские анналы, ст. 844; пер. С.Л. Николаева)

Вложенный файл  02.JPG   70,96 КБ   4 Скачано
Рис. 2. Расширение Франкской империи в 481-814 годах

Можно предположить, что в этом походе принимал участие и новоиспеченный вассал Людовика Немецкого – Рёрик, которому тот позволил собрать под своею рукою тех данов, с коими он (Рёрик) удерживал прежде Дорестад в восточнофризской Рустрингии. Банда Рёрика с негласного разрешения Людовика терроризировала Срединное королевство Лотаря. Однако военное счастье переменчиво, на барыши от одних только пиратских вылазок в соседнее королевство не проживешь. И раз уж Людовик из политических соображений (очевидно, стремясь досадить Лотарю, а заодно и потрепать его силы) приютил у себя знатного беглеца и позволил ему создать в своих пределах разбойничью шайку, ему следовало позаботиться и о том, чтобы избежать ненужных эксцессов между пришлыми «рыцарями удачи» и местным населением, упорядочив их отношения. Первым он, таким образом, обеспечивал минимальный прокорм, а вторых ограждал от стихийного грабежа со стороны первых, чем избавлял себя от опасности мятежа податного населения в своем собственном тылу.

Это была обычная практика в Средние века. К примеру, в Московии XIV века местом традиционного «кормления» для «выезжавших» из Литвы князей-«политэмигрантов» служил Переславль-Залесский. В частности, князь Дмитрий Ольгердович, правивший до того в литовском Трубчевске, по приезде в Москву с семьей и дружиной получил в «кормление» тот же Переславль. Кaк сказано в летописи, Дмитрий Ольгердович, «выйдя из города с княгинею своею, и с детьми, и с боярами», пришел в Москву, где был «с любовью» принят великим князем и получил город Переславль-Залесский «со всеми его пошлинами»:

Цитата
«Въ лѣто 6887 […] Князь Трубьческыи, Дмитреи Олгердовичь не сталъ на бои, ни поднялъ рукы противу великаго князя, и не бьяся, но выиде изъ города съ княгинею своею и з дѣтми и съ бояры своими, пріѣха на Москву градъ къ князю великому Дмитрію Ивановичю, бивъ челомъ и рядися y него. Князь же великіи пріа его съ честью великою и съ многою любовію, и дасть ему градъ Переяславль, и съ всѣми его пошлинами.» (Симеоновская летопись. ПСРЛ, Т. 18. – СПб., 1913. С. 129)

Это означало, что он имел там свой двор, получал ранее поступавшие в казну городские платежи и вместе с тем отвечал за выполнение горожанами государственных повинностей, в том числе за экипировку и своевременное выступление городского ополчения.

Вложенный файл  03.JPG   64,19 КБ   4 Скачано
Рис. 3. Нордальбингия и Ободритский союз племен в 800-814 годы

Однако земли саксов в завоеванной франками Нордальбингии, где обосновался Рёрик после бегства от Лотаря, к тому времени давно уже были поделены и розданы франкским вельможам, ветеранам Саксонских войн, и лояльным франкскому правительству саксонским аристократам из числа немногих уцелевших, и ущемлять их права и интересы в пользу викинга-перебежчика, который, того и гляди, не сегодня-завтра вновь переметнется на сторону врага, было бы неразумно. Вполне возможно поэтому, что по результатам карательной экспедиции против вендов/ободритов Рёрику было пожаловано одно из их «герцогств» в ленное владение (иначе говоря, во временное пользование), то есть в «кормление».
Вложенный файл  04.JPG   78,12 КБ   4 Скачано
Рис. 4. Нордальбингия в Саксонии ок. 1000 года.
На север от нее – Датская Марка (Шлезвиг),
на восток – Саксонский Вал.

Вероятно, «даны-данигеры» Рёрика Дорестадского (AF, ст. 850) из «графства, которое называют Хриустри» (ARF, ст. 826) и есть та самая «русь», которую «пояша по собѣ» легендарный Рюрик с братьями, «придоша къ словѣномъ», как о том говорится в русской летописи (ПВЛ, ст. 862). Надо полагать, вендское предание о знаменитом в северных морях и хорошо известном во Франкии викинге (а Рёрик Дорестадский, безусловно, таковым являлся), который одно время (а именно, в эпоху после Гостомысла) «володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву» (ПВЛ, ст. 862) и послужило основой летописной легенды о призвании «варяжских» князей.

Чтение

1. Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. – М., 2001. – С. 148-169.
2. Николаев С.Л. Рёрик Ютландский: материалы к биографии // Повесть временных лет. – СПб., 2012. – С. 469-475.
3. Пчелов Е.В. Рюрик. – М, 2010. – С. 144, 149.
4. Пчелов Е.В. Был ли Игорь сыном Рюрика? // Україна: культурна спадщина, національна свідомість, державність. Вип. 20. - Львів, 2011. С. 582-591. – С. 590.
5. Флоря Б.Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле // Куликовская битва. Сб. статей. – М., 1980. – С. 166.



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей