Песни, по всей видимости, сложились и бытовали среди посадских людей, в торговой и служилой среде.
В сборнике шесть песен:
Песня о весновой службе — песня «воинников» о трудностях «зимовой службы» и о том, что «весновая служба» «молотцам веселье, а сердцу утеха».
Песня о смерти нашего национального героя, воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского — где говорится об чувствах народа после его отравления.
Две песни - два варианта плача царевны Ксении Борисовны Годуновой над своей горькой участью.
Песня о возвращении из литовского плена патриарха Филарета Никитича.
Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году ( кстати, говорят песня из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» про «Собаку Крымского царя», вот по мотивам этой самой записи и придумана).
Этот сборник - самая ранняя запись русской народной песни.
1.

1. Песня о весновой службе.
Бережечикъ зыблетца,
да песочикъ сыплетца,
[а] ледочикъ ломитца,
добры кони тонуть,
молотцы томятца:
Ино, Боже, Боже,
сотворилъ Ты, Боже,
да и небо-землю,
сотвори же, Боже,
весновую службу!
Не давай Ты, Боже,
зимовые службы:
зимовая служба —
молотцамъ кручинно
да сердцу надсадно;
Ино дай же, Боже,
весновую службу:
весновая служба —
молотцамъ веселье,
[а] сердцу утѣха.
А емлите, братцы,
яровы весел(ь)ца;
а садимся, братцы,
въ ветляны стружечки.
Да гренемте, братцы,
въ яровы весёл(ь)ца,
ино внизъ по Волги!
Сотворилъ намъ, Боже,
весновую службу!
2.

2. Второй плач царевны Ксении Борисовны Годуновой.
А свѣты, яхонты-серешки!
на сучье ли васъ задѣвати, —
послѣ царьсково нашего житья,
послѣ батюшкова преставленья
а свѣта Бориса Годунова?
А что ѣдетъ къ Москвѣ Рострига,
да хочетъ теремы ломати,
меня хочетъ, Царевну, поимати,
а на Устюжну на Желѣзную отослати,
меня хочетъ, Царевну, постритчи,
а въ рѣшетчатой садъ засадити.
Ино охъ-те мнѣ горевати:
«какъ мнѣ въ темну келью ступити,
у игуменьи благословитца?"
3.

3.Песня о смерти воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.
Ино что у насъ въ Москвъ учипилося:
"съ полуночи у насъ въ колоколъ звонили?
А росплачютца гости Москвичи:
А тепере наши головы загибли,
что не стало у насъ воеводы,
Васильевича князя Михаила!"
А съѣзжалися князи бояря супротиво къ нимъ,
Мьстисловской князь, Воротынской,
и межу собою они слово говорили;
а говорили слово, усмѣхнулися:
«Высоко соколъ поднялся,
и о сыру матёру землю ушибся!»
А росплачютца Свѣцкие Нѣмцы:
Что не стало у насъ воеводы,
Васильевича князя Михаила!»
Побѣжали Нѣмцы въ Новъ-городъ,
и въ Новѣ-городѣ заперлися,
и многой миръ-народъ погубили,
и въ Латынскую землю превратили
4.

4.Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой.
Сплачетца мала птичка, бѣлая пелепелка:
«Ох-ти мнѣ молоды горевати!
Хотятъ сырой дубъ зажигати,
мое гнѣздышко разорити,
мои малыи дѣти побити,
меня пелепёлку поимати».
Сплачетца на Москвѣ Царевна:
«Ох-ти мнѣ молоды горевати,
что ѣдетъ къ Москвѣ измѣнникъ,
ино Гриша Отрепьевъ Рострига,
что хочетъ меня полонити,
а полонивъ меня, хочетъ постритчи,
чернеческой чинъ наложити!
Ино мнѣ постритчи ся не хочетъ,
чернеческого чину не здержати:
отворити будетъ темна келья,
на добрыхъ молотцовъ посмотрити.
Ино, охъ милыи наши переходы!
а кому будетъ по васъ да ходити
послѣ царского нашего житья
и послѣ Бориса Годунова?
Ахъ, милыи наши теремы!
а кому будетъ въ васъ да сѣдѣти
послѣ царьского нашего жития
и послѣ Бориса Годунова?»
5.

5.Песня о возвращении из литовского плена патриарха Филарета Никитича.
Зрадовалося Царство Московское
и вся земля Свято-руская:
умолилъ Государь Православной Царь,
Князь Великі(й) Михайло Ѳёдоровичъ.
А что скажутъ, вьѣхалъ батюшко
Государь Ѳиларетъ Микитичъ,
изъ невѣрной земли изъ Литовской;
съ собою онъ вывезъ много князей-бояръ,
еще онъ вывезъ государева боярина,
князя Михаила Борисовича Шеина.
Съѣзжалися многіи князи-бояря,
(Князи-бояра) и многіе власти,
ко силнему Царству Московскому:
хотятъ встрѣчать Ѳиларета Микитича.
Изъ славнаго града каменной Москвѣ,
не красное солнце катилося,
пошелъ Государь Православной Царь,
встрѣчати своего батюшка, Государя Ѳиларёта Микитича;
съ Государемъ пошелъ его дядюшка, Иванъ Микитичъ бояринъ
«Дай, Споди, здоровъ былъ Государь
мой батюшко, а батюшко Государь Филаретъ Никитичъ!»
А какъ будутъ онѣ въ каменной Москвѣ,
не пошли онѣ въ хоромы въ царьскіе,
а пошли онѣ къ Пречистой соборной,
а пѣти чесныхъ молебеновъ.
Благословлялъ своего чада милаго:
— и дай Господи, здоровъ былъ Православной Царь,
— Князь Великій Михайлъ Ѳедоровичъ,
— а ему здержати Царьство Московское
— и вся земля Свято-руская!
6.

6. Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году.
А думайте вы думу съ цѣла ума,:
кому у насъ сидѣть въ каменной Москвѣ,
а кому у насъ въ Володимерѣ,
а кому у насъ сидѣть въ Суздалѣ,
а кому у насъ держать Рѣзань старая,
а кому у насъ въ Звенигороде,
a комy у насъ сидѣть въ Новѣ-городѣ?
Выходитъ Диви-Мурзы сынъ Улановичъ:
— А еси государь нашъ, Крымской царь!
— а тобѣ, государь, у насъ сидѣть въ каменной Москвѣ,
— а сыну твоему въ Володимерѣ,
— а племнику твоему въ Суздалѣ,
— а сродичу въ Звенигородѣ,
— а боярину конюшему держать Рѣзань Старая,
— а меня, государь, пожалуй Новымъ-городомъ:
— у меня лежать тамъ свѣтъ-добры-дни батюшка,
— Диви Мурза сынъ Улановичь
Проклйчетъ съ небесъ Господень гласъ:
«Ино еси собака, Крымской царь!
то ли тобѣ царство не свѣдомо?
а еще есть на Москвѣ семьдесятъ Апостоловъ,
опришенно Трехъ Святителей;
еще есть на Москвѣ православной царь!»
Побѣжалъ еси, собака, Крымской царь,
не путемъ еси — не дорогою,
не по знамени не по чёрному!