Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Русские песни, записанные в 1619-1620


8 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Песни были записаны для английского путешественника и дипломата Ричарда Джеймса (1582 - 1638), во время его пребывания в России и записали их либо в Москве либо на Севере страны (есть разные версии на этот счет).
Песни, по всей видимости, сложились и бытовали среди посадских людей, в торговой и служилой среде.

В сборнике шесть песен:

Песня о весновой службе — песня «воинников» о трудностях «зимовой службы» и о том, что «весновая служба» «молотцам веселье, а сердцу утеха».

Песня о смерти нашего национального героя, воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского — где говорится об чувствах народа после его отравления.

Две песни - два варианта плача царевны Ксении Борисовны Годуновой над своей горькой участью.

Песня о возвращении из литовского плена патриарха Филарета Никитича.

Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году ( кстати, говорят песня из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» про «Собаку Крымского царя», вот по мотивам этой самой записи и придумана).

Этот сборник - самая ранняя запись русской народной песни.


1.

1. Песня о весновой службе.

Бережечикъ зыблетца,
да песочикъ сыплетца,
[а] ледочикъ ломитца,
добры кони тонуть,
молотцы томятца:
Ино, Боже, Боже,
сотворилъ Ты, Боже,
да и небо-землю,
сотвори же, Боже,
весновую службу!
Не давай Ты, Боже,
зимовые службы:
зимовая служба —
молотцамъ кручинно
да сердцу надсадно;
Ино дай же, Боже,
весновую службу:
весновая служба —
молотцамъ веселье,
[а] сердцу утѣха.
А емлите, братцы,
яровы весел(ь)ца;
а садимся, братцы,
въ ветляны стружечки.
Да гренемте, братцы,
въ яровы весёл(ь)ца,
ино внизъ по Волги!
Сотворилъ намъ, Боже,
весновую службу!

2.

2. Второй плач царевны Ксении Борисовны Годуновой.

А свѣты, яхонты-серешки!
на сучье ли васъ задѣвати, —
послѣ царьсково нашего житья,
послѣ батюшкова преставленья
а свѣта Бориса Годунова?
А что ѣдетъ къ Москвѣ Рострига,
да хочетъ теремы ломати,
меня хочетъ, Царевну, поимати,
а на Устюжну на Желѣзную отослати,
меня хочетъ, Царевну, постритчи,
а въ рѣшетчатой садъ засадити.
Ино охъ-те мнѣ горевати:
«какъ мнѣ въ темну келью ступити,
у игуменьи благословитца?"

3.

3.Песня о смерти воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.

Ино что у насъ въ Москвъ учипилося:
"съ полуночи у насъ въ колоколъ звонили?
А росплачютца гости Москвичи:
А тепере наши головы загибли,
что не стало у насъ воеводы,
Васильевича князя Михаила!"
А съѣзжалися князи бояря супротиво къ нимъ,
Мьстисловской князь, Воротынской,
и межу собою они слово говорили;
а говорили слово, усмѣхнулися:
«Высоко соколъ поднялся,
и о сыру матёру землю ушибся!»
А росплачютца Свѣцкие Нѣмцы:
Что не стало у насъ воеводы,
Васильевича князя Михаила!»
Побѣжали Нѣмцы въ Новъ-городъ,
и въ Новѣ-городѣ заперлися,
и многой миръ-народъ погубили,
и въ Латынскую землю превратили

4.

4.Первый плач царевны Ксении Борисовны Годуновой.

Сплачетца мала птичка, бѣлая пелепелка:
«Ох-ти мнѣ молоды горевати!
Хотятъ сырой дубъ зажигати,
мое гнѣздышко разорити,
мои малыи дѣти побити,
меня пелепёлку поимати».
Сплачетца на Москвѣ Царевна:
«Ох-ти мнѣ молоды горевати,
что ѣдетъ къ Москвѣ измѣнникъ,
ино Гриша Отрепьевъ Рострига,
что хочетъ меня полонити,
а полонивъ меня, хочетъ постритчи,
чернеческой чинъ наложити!
Ино мнѣ постритчи ся не хочетъ,
чернеческого чину не здержати:
отворити будетъ темна келья,
на добрыхъ молотцовъ посмотрити.
Ино, охъ милыи наши переходы!
а кому будетъ по васъ да ходити
послѣ царского нашего житья
и послѣ Бориса Годунова?
Ахъ, милыи наши теремы!
а кому будетъ въ васъ да сѣдѣти
послѣ царьского нашего жития
и послѣ Бориса Годунова?»

5.

5.Песня о возвращении из литовского плена патриарха Филарета Никитича.

Зрадовалося Царство Московское
и вся земля Свято-руская:
умолилъ Государь Православной Царь,
Князь Великі(й) Михайло Ѳёдоровичъ.
А что скажутъ, вьѣхалъ батюшко
Государь Ѳиларетъ Микитичъ,
изъ невѣрной земли изъ Литовской;
съ собою онъ вывезъ много князей-бояръ,
еще онъ вывезъ государева боярина,
князя Михаила Борисовича Шеина.
Съѣзжалися многіи князи-бояря,
(Князи-бояра) и многіе власти,
ко силнему Царству Московскому:
хотятъ встрѣчать Ѳиларета Микитича.
Изъ славнаго града каменной Москвѣ,
не красное солнце катилося,
пошелъ Государь Православной Царь,
встрѣчати своего батюшка, Государя Ѳиларёта Микитича;
съ Государемъ пошелъ его дядюшка, Иванъ Микитичъ бояринъ
«Дай, Споди, здоровъ былъ Государь
мой батюшко, а батюшко Государь Филаретъ Никитичъ!»
А какъ будутъ онѣ въ каменной Москвѣ,
не пошли онѣ въ хоромы въ царьскіе,
а пошли онѣ къ Пречистой соборной,
а пѣти чесныхъ молебеновъ.
Благословлялъ своего чада милаго:
— и дай Господи, здоровъ былъ Православной Царь,
— Князь Великій Михайлъ Ѳедоровичъ,
— а ему здержати Царьство Московское
— и вся земля Свято-руская!

6.

6. Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году.

А думайте вы думу съ цѣла ума,:
кому у насъ сидѣть въ каменной Москвѣ,
а кому у насъ въ Володимерѣ,
а кому у насъ сидѣть въ Суздалѣ,
а кому у насъ держать Рѣзань старая,
а кому у насъ въ Звенигороде,
a комy у насъ сидѣть въ Новѣ-городѣ?
Выходитъ Диви-Мурзы сынъ Улановичъ:
— А еси государь нашъ, Крымской царь!
— а тобѣ, государь, у насъ сидѣть въ каменной Москвѣ,
— а сыну твоему въ Володимерѣ,
— а племнику твоему въ Суздалѣ,
— а сродичу въ Звенигородѣ,
— а боярину конюшему держать Рѣзань Старая,
— а меня, государь, пожалуй Новымъ-городомъ:
— у меня лежать тамъ свѣтъ-добры-дни батюшка,
— Диви Мурза сынъ Улановичь
Проклйчетъ съ небесъ Господень гласъ:
«Ино еси собака, Крымской царь!
то ли тобѣ царство не свѣдомо?
а еще есть на Москвѣ семьдесятъ Апостоловъ,
опришенно Трехъ Святителей;
еще есть на Москвѣ православной царь!»
Побѣжалъ еси, собака, Крымской царь,
не путемъ еси — не дорогою,
не по знамени не по чёрному!

#2
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Благодарствую, зело антиресно! ))) Наверное напевки простейшие или произвольные, так как нет "крюков".
Обычно песни записывают вот едок-


Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#3
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата(Щемилов @ 6.12.2016, 9:16) (смотреть оригинал)
Наверное напевки простейшие или произвольные, так как нет "крюков".

Не думаю, что у Ричарда Джеймса была цель и фокус на песнях, он же не хорист и не этнограф. Судя по его словарику и заметкам, он просто фиксировал в блокноте интересные ему вещи и явления, самого разнообразного характера.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#4
valerios

valerios

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 166 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:grek (urum)
  • Фенотип: ??
  • Вероисповедание:православие
Цитата(Щемилов @ 6.12.2016, 11:16) (смотреть оригинал)
Благодарствую, зело антиресно! ))) Наверное напевки простейшие или произвольные, так как нет "крюков".
Обычно песни записывают вот едок-


Крюки похожи на византийское нотное письмо. И сейчас в Греции по ним (по крюкам) поется церковная музыка.

#5
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
Цитата(valerios @ 6.12.2016, 19:28) (смотреть оригинал)
Крюки похожи на византийское нотное письмо. И сейчас в Греции по ним (по крюкам) поется церковная музыка.

На самом деле невменная нотация использовалась по всей Европе. У меня одногруппник писал по ней дипломную работу.
Но сабж не церковная музыка/пение, поэтому возможная кодификация его какой угодно нотацией остаётся под вопросом.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#6
Щемилов

Щемилов

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 191 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: русский
  • Вероисповедание:старообрядец
Цитата(valerios @ 6.12.2016, 21:28) (смотреть оригинал)
Крюки похожи на византийское нотное письмо. И сейчас в Греции по ним (по крюкам) поется церковная музыка.



Да, к нам из Византии пришли. Сейчас кроме нас (старообрядцев) ни кто не использует.
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

#7
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Кстати самые древние былины, если брать момент их письменной фиксации - это московские.
А не северные. Так то.

#8
A.Pecherskii

A.Pecherskii

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Национальность:укр
  • Фенотип: ?

> во время его пребывания в России...

-в Московии правильнее будет

песни навряд ли народные, народ тогда не общался т.н. русским языком, а угро-финскими наречиями, причем до конца 19 века местами

песни имели автора, из монахов, скорей всего

на всю Московию даже в конце 17в было всего 3 цпш и только в Москве, ествественно



#9
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Ну тогда финно-угорский бан





Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей