Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Червлёный Яр


14 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
В монографии методами исторической географии исследуется район Среднего Подонья в
XIV—XVI вв. Показано наличие на хоперско-донском междуречье автономного объединения
общин под названием Червленый Яр. Предложена новая классификация хозяйственно-бытовых
укладов. Для географов, историков.
Ответственный редактор В. С. ЖЕКУЛИН
Рецензенты: Л. Н.ГУМИЛЕВ, А. Н. КИРПИЧНИКОВ


http://www.cossackdo...ikov_chryar.pdf

Цитата
Заключение

Итак, па хоперско-донском междуречье в золотоордынскую эпоху существовало сложившееся, по-видимому, еще раньше при половцах, объединение татарских (бывших половецких), восточнославянских и, вероятно, также мордовских территориальных общин, получившее общее название Червленый Яр. Его хозяйственной основой было обоюдовыгодное сотрудничество полукочевников-скотоводов, кочевавших по степным междуречьям, и обитавшего в приречных лесных полосах населения, хозяйство которого восполняло недостаточно развитые у скотоводов-полукочевников отрасли, в частности заготовку сена и, видимо, некоторые виды ремесленного производства. На этой хозяйственной основе выросло своеобразное общество без феодалов с военно-демократическим общинным управлением, подобное будущим казачьим обществам.

После падения Золотой Орды червленоярский союз общин в течение первой половины XVI в. существовал самостоятельно, а затем, с приближением московских войск превратился отчасти в хоперскую группу донских казаков, отчасти в группу «служилых людей», впоследствии крестьян-однодворцев, живших восточнее Воронежа. Несколько групп червленоярцев и их потомков в разное время и по разным причинам эмигрировали или были выселены в различные места. В частности, из них образовалось в конце XV в. первоначальное ядро гребепских казаков на Тереке,

Имеются основания считать, что развитие подобных полиэтнических групп на основе хозяйственного симбиоза между обита­телями степных междуречий и лесных полос было характерно для всей средневековой юго-восточной Руси, о чем свидетельствуют имеющиеся данные, требующие еще дальнейшего изучения, о севрюках, о княжестве потомков Мамая, о «Яголдаевой тьме» и об Елецком княжестве. Политическое оформление всех этих групп было различным, в одних случаях во главе с татарскими или русскими феодалами, в других вовсе без феодалов, но хозяйствен­ная подоплека, объясняющая сосуществование славян с татарами, была везде одна и та же. Специфические природные условия с мозаичным расположением участков степи и леса, с невозмож­ностью обойтись без подкормки скота сеном в зимнее время и при малой плотности населения, при которой преимущественно скотоводческое хозяйство было рентабельнее, чем хозяйство с преобладанием земледелия, диктовали необходимость образования единой системы хозяйства с общественным разделением труда между степными и лесными группами населения, жившими черес-полосно, в тесном контакте друг с другом.

В ходе исследования упорядочена вся система общих понятий и терминов, связанных с хозяйственно-бытовыми укладами. Показано, что в разработке этого круга вопросов номадисты сравнительно ближе, чем другие исследователи, подошли к правильным решениям, а слависты-медиевисты непозволительно отстали, придерживаясь устаревших представлений, давно отвергнутых другими специалистами. К сожалению, для большинства славистов все еще характерно недостаточное знакомство с результатами исследований номадистов и вообще востоковедов. Отсюда непони­мание хозяйственной сущности неоседлости. До сих пор не изжиты представления о том, что все неоседлые — это кочевники, а все кочевники — бродяги, грабители, паразитический элемент без достаточного собственного хозяйства (необоснованно распространяют на всех неоседлых тюркоязычных соседей средневековой Руси некоторые особенности, характерные в XV—XVIII вв. лишь для крымских татар, которые были как раз большей частью оседлы). В тех случаях, когда все же признают наличие у кочевников хозяйства, считают его чисто скотоводческим, противопоставляют его якобы чисто земледельческому хозяйству славян, а отсюда выводят представления о непреодолимом антагонизме русских и татар, славян и тюрок, земледельцев и скотоводов, оседлых и неоседлых, европейцев и азиатов и т. д. Они не понимают и не учитывают ни принципиальной невозможности одноотраслевых хозяйств вообще, ни столь же принципиальной невозможности нерегулярного кочевания, ни невозможности кочевничества (но не полукочевничества!) в природных условиях почти всей Восточной Европы, считают всех славян искони и абсолютно оседлыми вопреки многочисленным и давно известным фактам.

Отсюда же принятые у славистов представления о «запустении» юго-восточной Руси или о славянах, прятавшихся от татар в лесах лесостепной зоны, представления, нашей работой опровергаемые. В представлениях о «запустении» единственное рацио­нальное зерно — это сведения об отсутствии постоянного населе­ния в полосе, непосредственно примыкавшей с юга и юго-востока к московским «засечным чертам», Вот эта-то полоса, если смот­реть на нее с московской стороны, и воспринималась как край некоего безграничного «запустевшего» пространства. Но на самом деле узкую пустую полосу, постепенно перемещавшуюся на юг впереди московских «черт», создавали сами московские войска, и не ранее чем со второй половины XVI в., причем старожильческое население при их приближении не полностью отходило на юг, но частично оставалось на местах или лишь немного перемещалось и перегруппировывалось.

Как это ни странно, очень многие слависты-медиевистыдо сих пор смотрят на средневековую историю юго-восточной Руси вообще и на взаимоотношения между русскими и татарами в частности не глазами современных историков, а глазами москви чей первой половины XVI в., для которых даже Казань еще была чуждой и враждебной и которые южнее среднего течения Оки не видели ничего кроме «дикого поля», заполненного аморфной и безликой массой «кочевников»-татар или даже каких-то беспорядочно бродящих татар. Точнее, так представляли себе ситуацию конечно ие все москвичи первой половины XVI в., а обыватели дезинформированные хорошо организованной правительственной пропагандой. Правительству в этот период было выгодно подогревать антитатарские настроения.

Мы полагаем, что современному советскому историку более подобает смотреть на историю средневековой Руси как на часть истории народов СССР, помня, что одну из многих других частей этой же истории составляет история неславянских народов Золотоордынского государства. Вся бывшая территория этого государства со всеми разноименными и разноязычными потомками его населения сейчас лежит в пределах СССР, и потому история Золотой Орды отнюдь не представляет собой чего-либо внешнего и чуждого, это часть нашей общей истории.

Современный советский историк обязан помнить и о том, что неславянское население Золотоордынского государства, так же как и славянское, представляло собой не аморфную однородную массу, а классовое общество с очень непростой социальной структурой, которая еще осложнялась неравномерностью развития отдельных групп и их этнической пестротой. История основной массы неславянского золотоордынского населения — улусных людей отличается от истории ханов и их орд примерно так же, как история восточнославянских крестьян от истории князей с дружи­нами. Там, где на уровне князей и ханов отношения могли быть если не постоянно антагонистическими, то часто враждебными, отношения на уровне народных масс, занятых в сельском хозяйстве, могли быть совсем иными: для вражды, выходящей за пределы обычных местных конфликтов между мелкими группами, ие было оснований, а для хозяйственного симбиоза со всеми его следствиями имелась настоятельная потребность.

Недопустимо забывать и о том, что ставшее общепринятым понятие «золотоордыиская эпоха» — это не какое-то неизменное состояние, тяготевшее над Восточной Европой в течение двух с по­ловиной веков, а эпоха сложной, динамичной эволюции в хозяйстве, экономике, политике, культуре, этническом самосознании отдельных групп населения, входивших в состав Золотоордынского государства и находившихся по соседству с ним. В частности, это и эпоха эволюции во взаимоотношениях между Ордой и Русью не только на уровне ханов и великих князей, но и на уровне тех самых трудовых масс, о которых только в 1980 г., в юбилей Куликовской битвы, наконец-то начали вспоминать.

В ходе нашего исследования внесен еще ряд поправок в традиционные представления по некоторым частным вопросам средневековой истории Восточной Европы и Северного Кавказа. Так, существенно меняются и уточняются представления о ранней истории казаков вообще и об истории донских и гребенских казаков в частности. Изменяется источниковедческая характеристика ряда памятников средневековой русской письменности — «Хождения Пименова», летописных повестей о взятии Ельца Тимуром и о «стоянии на Угре» и т. д.

Существенным методическим результатом нашей работы является, по нашему мнению, успешный опыт использования для исторического исследования сведений об эволюции физико-географических ландшафтов и способов их хозяйственной эксплуатации. По существу только благодаря применению этой историко-географической методики наше исследование и оказалось возможным. Думаем, что в этой методике кроются еще большие неиспользованные резервы для исторической науки, и не только применительно к данному региону.

Конечно историю Червленого Яра мы пока еще только наме­тили в самых общих контурах, со многими пробелами. Полагаем, что тут открывается перспектива для исследований, требующих усилий более чем одного человека. Особенно большой задел создается для археологов. Еще явно не исчерпаны и письменные источники. Даже среди краеведческой литературы XIX и начала XX в., по-видимому, мы нашли еще далеко не все за отсутствием удовлетворительной библиографии. А за этой литературой стоят на очереди еще почти не затронутые нами архивы и музейные собрания, в которых, не говоря уже о подлинных древних документах, могут быть весьма интересными для нашей темы даже такие относительно поздние материалы, как разные записи легенд и преданий XVIII и XIX вв. вроде пропавшей рукописи виленскогс профессора.

Сказанное вполне относится и к другим районам, подобным Червленому Яру, которые мы лишь кратко перечислили. И не следует медлить с изучением этих объектов, учитывая, что, например, по «Яголдаевой тьме» археологи и этнографы уже вряд ли смогут много добавить к тому, что известно на сегодняшний день, ибо район занят железорудными карьерами.

Остается заметить, что поучительна не только история, но и историография Червленого Яра — объекта, на который несколько раз натыкались независимо друг от друга разные исследователи и который, несмотря на это, в конце концов оказался все-таки забыт. Это свидетельствует о явном неблагополучии в научной информации и библиографической службе, а также о незаслуженно пренебрежительном отношении некоторых столичных исследователей к работам их периферийных коллег.

В наше время не принято снабжать научные труды посвящениями. Если бы сохранялась эта добрая старая традиция, автор посвятил бы свою книгу памяти тех скромных местных краеведов-историков, которые по существу открыли Червленый Яр.


#2
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Ух ты, как интересно. Недаром мой свекор был похож на президента Татарстана.

#3
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
А откуда ваш свекор?

#4
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Из Орловской области, но рядом Курская. Рядом Железногорск, Курская магнитная аномалия.

У свекра и отец, и мать были чернявые. И чернота эта передалась его сыновьям. Но черты лица у них вполне русские.
Завтра выложу, протипируем.

#5
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
К ЧЯ эта местность не имеет отношения.

#6
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Все равно лесостепь, так что процессы там протекали сходные

#7
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Цитата(lana @ 23.12.2016, 20:03) (смотреть оригинал)
Все равно лесостепь, так что процессы там протекали сходные


скорее всего - нет

Особенно если местность находилась западнее Кром.

Привязывать возможную этничность в РФ в частности к какому то периоду - это не правильно
нужно пытаться копать родословную - никаких обобщений тут быть не может
тем более на пограничной территории.

#8
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Понятно.

#9
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Цитата(lana @ 23.12.2016, 23:13) (смотреть оригинал)
Понятно.

я не умничаю
просто смотрите к примеру площадь Латвии - 64,5 тыс кв км
в ней определяют 5 культурно-исторических областей
Орловская область это 24,5 тыс кв км - и ее нельзя "впихивать" в соседнюю Воронежскую - тем более что Орловская очень разнородна
ее западная часть входит в старинную историческую область - Камарицкую волость - со своей историей населением традициями и тп
Восточные районы тяготеют и к Воронежским землям. Орловская область - древний центр Вятичей со знаменитым урочищем Девяти Дубов, и часть земель Верховских княжеств - разные слои, разные истории, разное население.

#10
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
"Хочу вновь вернуться к теме Червленого Яра.В своей книге А.А.Шенников прослеживает судьбу жителей Червленого Яра в последний период его существования и позднее , после того, как Червленый Яр перестал существовать.
Так, куда же делись свободолюбивые и непокорные червленоярцы?
Автор приводит различные версии историков И.Попко, В.Потто, Г.Ткачева о переселении части червленоярцев на Терек, примерно, в 1520-1530 годах, пытается проследить дальнейшую судьбу оставшейся большей части червленоярцев – ордынских татар и казаков.
Ниже, я привожу выдержки из книги А.А. Шенникова в хронологическом порядке:
"В 1549 г. заволжский ногайский мурза Юсуф в письме Ивану IV жаловался: «Холопи твои некто Сары Азман словет на Дону в трех и в четырех местех городы поделали...» и грабят ногайских купцов и послов на пути в Москву и из Москвы. В частности, ограбили возвращавшихся из Москвы купцов где-то «на Ворониже». На то же жаловались и два других мурзы
В свете всего, что нам теперь известно о Червленом Яре, вряд ли можно сомневаться, что Юсуф писал о червленоярцах, которых в середине XVI в., вероятно, начали называть казаками, точно так же как запорожцев и других подобных свободных общинников за пределами московских и польско-литовских границ.
Сары-Азман, – видимо, атаман данной группы казаков был, судя по имени, конечно, татарин, но не касимовский, а битюгский,т. е. свой, червленоярский.
Вероятно, в эти годы должна была кончиться относительная оторванность, изолированность Червленого Яра от остальной Руси, начавшей уже превращаться в Россию. А в связи с этим должно было начаться разрушение того специфического русско-татарско-мордовского культурного комплекса, который несомненно существовал до этого в Червленом Яру, и постепенное нивелирование червленоярцев сначала под общедонской казачий культурный стандарт, а затем и под стандарт общероссийский.
В последней трети XVI в. почти все хоперско-донское междуречье оказалось под контролем Московского государства.
Очевидно, червленоярской автономии был положен конец почти на всей территории хоперско-донского междуречья, включая и поселения на Хопре выше устья Савалы.
Имеются основания думать, что в начале XVII в. бывшие червленоярцы, удержались здесь под названием хоперских казаков.
После весьма активного участия хоперских казаков в восстании Булавина в 1708 г. много казаков погибло, три верхних городка – Пристанский, Беляевский и Григорьевский были уничтожены. Уцелевшие после разгрома казаки были оттеснены вниз по Хопру, частично выселены в Нижнее Подонье. Видимо, немалая часть хоперцев ушла с атаманом Некрасовым на Кубань и затем эмигрировала в Турцию, откуда их потомки лишь недавно репатриировались снова на Кубань.
Но, даже после, этого катастрофического разгрома, еще оказался возможным последний всплеск стремления к сохранению обособленной группы потомков червленоярцев. Часть выселенных казаков, не участвовавшая непосредственно в булавинском восстании, вскоре добилась разрешения вернуться и образовала в районе Новохоперска особую группу казаков, отдельную от хоперской группы донских. Из нее позже был создан Хоперский полк. В 1777 г. он был переселен в полном составе на Северный Кавказ, на «Кубанскую линию».
Остается выяснить судьбу битюгских татар. Куда же исчезли татары?
Еще в 1594 г. в одном документе мелькнуло сообщение о том, что при формировании военного служилого населения в районе Воронежа были набраны в состав городовых казаков не только переселенцы из более северных и западных мест, но и какие-то неизвестные лица, названные «донскими и волоскими (волжскими. – А. Ш.) казаками» (9, с. 402). Понять это буквально – довольно трудно. В 1594 г. под донскими казаками могло подразумеваться уже только Войско Донское, с червленоярцами или еще без них. Видимо, составители документа почему-то не хотели называть истинное происхождение вновь набранных городовых казаков.
Подобные случаи известны и в других районах московской «военной колонизации» XVI – XVII вв. Среди наделяемого землей военно-служилого населения оказывались наряду с явными переселенцами из точно указанных мест люди неизвестного происхождения, иногда в немалых количествах.
Московское правительство было заинтересовано в том, чтобы не отражать в документах наличие каких-либо старожилов на землях, занятых в ходе «военной колонизации».
Вот почему, можно предполагать, что в районе Воронежа под видом «донских и волоских казаков» записали в городовые казаки группу каких-то старожилов. В XVIII и XIX вв. потомки этих «служилых людей» оставались на своих местах в качестве крестьян-однодворцев, позже государственных крестьян, а потомки последних и сейчас живут там. И, именно у них, при этнографических обследованиях в середине XIX в. и даже в середине нынешнего столетия обнаружены характерные тюркизмы в языке – фамилии, прозвища и другие слова тюркского происхождения – и полукочевничьи пережитки в быту . Тут явно сохранилась группа обрусевших татар.
Полагаем, что произошло следующее. Если прихоперская, преимущественно русская часть червленоярцев при приближении московских войск и «сторож» подалась на юг и превратилась в хоперскую группу донских казаков, то битюгская часть червленоярцев, по происхождению татарская, наоборот, сместилась к северу и пополнила ряды московских «служилых людей». Вряд ли это было затруднительно для битюгских татар, которые давно жили среди русских, к концу XVI в., вероятно, уже основательно обрусели и среди которых, возможно, уже не осталось мусульман.
Впрочем, вообще в XVI – XVII вв. мусульманство не считалось препятствием для поступления в число московских «служилых людей» с соответствующим наделением землей – принуждение их к крещению началось лишь позже, в XVIII в. В связи с этим интересно, что даже в середине XIX в. автор этнографического описания, местный священник, назвал этих воронежско-усманских однодворцев «новичками» в христианстве.
Таким образом, хотя самостоятельное существование червленоярского общинного объединения прекратилось не позже чем в 1570-х гг., но потомки червленоярцев сохранились, судя по всему, и среди казаков Хоперского округа Войска Донского, и среди воронежских, и усманских однодворцев, вероятно, и среди русско-мордовского населения северо-восточной части хоперско-донского междуречья, а также, и в удаленных от прежней червленоярской территории местах – в станице Трехостровянской в излучине Дона, среди гребенских казаков на Тереке, среди русских казаков-«линейцев» на Кубани, а может быть, и среди потомков некрасовцев. Но, конечно, во всех этих случаях на старую червленоярскую основу еще много раз наслаивались разные другие переселенцы, русские и украинцы".
По книге А.А.Шенникова «Червленный Яр».

http://synchasvetlan....com/64951.html

#11
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Ну, в общем, был некий кочевой или полукочевой народ, который жил между Доном и Хопром с давних времен (еще с доскифских), в процессе развития он несколько раз (возможно) поменял свой язык, что для степей не удивительно, и теперь какие-то следы этого народа смутно просматриваются.

#12
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
очень вольные фантазии

в верховьях Дона в 5-6 веке (примерно) фиксируется славянская культура - Ромено-Борщевская
Как раз Борщево это рядом с Воронежом, и ее предтеча Волынская.
Считается что носители некое не известное летописям племя родственное северянам (по Седову)

#13
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Ага, оставшиеся безымянными донские славяне. С доскифских времен это слишком далеко.

#14
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Цитата(Краки Нифлунг @ 25.12.2016, 1:35) (смотреть оригинал)
Ага, оставшиеся безымянными донские славяне. С доскифских времен это слишком далеко.

да и эти славяне и 14-15 век - очень и очень сомнительно

в каком то значимом объеме

#15
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Да, в 10 веке они уходят. Но уже в 11 снова фиксируется славянское население, расселенное чересполосно с кочевниками. Возможно те самые бродники.



Ответить в эту тему



  

Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей