Войти Создать учётную запись

"Скифо-сарматские" наречия и "скифский" словарь В.И. Абаева
#4
Опубликовано 17 Июнь 2010 - 16:56

Согласен, преинтересный источник( принимая во внимание авторитет исследований Абаева).
Первое, что бросается в глаза, это фонетика.
Отсутствие l и замена его на r. Кроме того, неясно, был ли у народов, разумеемых под "скифами", твердый b (это ведь довольно поздний звук и вполне возможно, что читалось p, ph, bh)
Так, например, "Bala" - "военная дружина" в эллинских источниках Παλοι (вполне узнаваемо наше латышское pūles и pulks в смысле "толпа" "круг", разумеется и славянский "полк" тоже).Кстати, в этой связи, возможно, что и "скифский" Banu - "день, свет" имеет отношение к древне-прусскому pannu - "огонь" ( в первую очередь, священный).
А "волк" Varka - это наш vilks, то бишь "волк".
Прямых соответствий с балтийскими языками не так много , надо отметить.
Первое очень редкое совпадение) Suxra - "красный" (базовый цвет) вполне возможно общий источник с sarkans "красный" в современном латышском. Можно сравнить с surakta - "насыщенный красный" и sarAga - "рдеющий , красноватый" в санскрите.
Очень любопытна "скифская" "голова" Sara. Поскольку в том же санскрите это либо что-то омываемое, отдельное, отделенное ( водой), например, "остров" - sala - в латышском, saar - в финских языках - Saaremaa - буквально "островная земля", либо нечто "надстроечное" находящееся "над".
Кстати, и наша латышская "слеза" asara - сродни "омовению" и древнегреческому κάθαρσις - очищение (путем омовения) и "возвышение"!!, а равно и "катарсис" в современном, "пост-аристотелевском" смысле.
Кроме итого , прямые (или почти прямые) совпадения "скифских" слов
Dvara - "ворота, дверь" - dwarris - "ворота" у пруссов, в то время как "двор" в прусском dwars
Gau - "корова" - govs - корова в латышском
Nava - "новый" naws - новый у пруссов
Spar- "наступать" - SPАRTS - "сила, сильный, очень" у пруссов
Pathaka - "вождь" и Pati - "господин"
оба слова соотносятся с обще- балтийским pat(s) - "сам", именем бога Patols ( "старейший") а равно patnis - "господин, хозяин, самостоятельный, отделившийся" в языке пруссов- Кстати, вполне возможно, отсюда и "пан" в смысле "господин", вопреки Фасмеру.
Pant(i) путь - PINTS - "путь" у пруссов
Возможно, это далеко не все аллюзии, но эти - очевидны.
Что касается "скифского" sturs" - то здесь прямое совпадение со stor "большой" в скандинавских и финских языках. Что же до латышского sturis "угол", то гадательно.
А вот что удивило, что у "скифов" maz - большой, в то время как в языках балтийских , наоборот" малый" ( хотя , если не ошибаюсь, в армянском Арарат - "Масис", нет ли тут связи с этим "скифским" корнем?)
С уважением,
Bhalu
Сообщение изменено: Bhalu, 17 Июнь 2010 - 17:44.

#5
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 08:15

Однако, здесь есть тонкость. Если рассмотреть использование этой лексeмы в балтийских языках, то у тех же пруссов alu - это "мед" в смысле хмельной напиток. А "пиво" - piws.
Однако, некоторые исследователи считают, что латыши переняли термин alus из языка готского, в котором есть рефлект aluþ.
Присутствие же этого корня в яыках ираноязычных народов Причерноморья придает действию новый поворот винта. Если в латышский слово попало из готского, то где и когда готы, например, могли общаться со "скифами", коих Геродот описывал в 5 веке BC? В то время как балты в указанный период собственно жили по Днепру и могли с оными "скифами" контактировать. А позже, "реэмигрировав" на свою этническую родину, в Балтию, передать это богатое слово "балтийским балтам". ( Так, кстати, можно объяснить и расхождение с "пивом" латышей и пруссов).
Сообщение изменено: Bhalu, 18 Июнь 2010 - 08:19.

#6
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 08:47

Но как объяснить, что в балтийских языках mazais - это "малый"?
Сообщение изменено: Bhalu, 18 Июнь 2010 - 08:53.

#8
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 17:14

Atar- ватра(западноукр. костер)
Baga – Бог
Bazu –плече- укр. пазуха
Brata – брат
Brin- брить
Dar- держать, владеть -даровать
Dasa-десять
Garu- тяжелый -гарувати(тяжело работать)
Gasti-гость
Gauna –шерсть -укр. Вовна
Madu – мед
Mar-убивать-мор (укр. Морити)
Masta –гневный –месть
Mizda – вознаграждение –мзда
Nava – новый
Paisa – облик – писок (западноукр. лицо)
Pant – путь
Sata – сто
Stana – стоянка
Vara – баран
Zevak – ленивый - зевака
#10
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 18:27

Конечно. Причем, "Бага" - бог - у всех иранцев ( отсюда и "богат"), от bhaga - "благо" в древнеиндийском, имя Баграт - тоже.
А Stana – стоянка, это от авестийского mаestana - "стан", отсюда и "место", "място", "мисто" ( "город" в ряде языков). и maja(s) - "дом, жилище" в латышском sеeta - "селение"

#11
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 18:50

А Stana – стоянка, это от авестийского mаestana - "стан", отсюда и "место", "място", "мисто" ( "город" в ряде языков). и maja(s) - "дом, жилище" в латышском sеeta - "селение"
Миестс - по латышски
mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#12
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 19:27

У козаков был "козачий стан" - "козачья стоянка"...
В укр. "становыть" - "находится"... например в фразе "он находится на достаточно высоком урвоне по определенным покзателям" будет: "вин становить достатньо высокый ривень за видповиднымы показныкамы" ,
"встановыты" - "установить"...
В укр. "мисто" - "город"
Сообщение изменено: Vognejar, 18 Июнь 2010 - 19:27.
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#13
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 19:46

У козаков был "козачий стан" - "козачья стоянка"...
В укр. "становыть" - "находится"... например в фразе "он находится на достаточно высоком урвоне по определенным покзателям" будет: "вин становить достатньо высокый ривень за видповиднымы показныкамы" ,
"встановыты" - "установить"...
В укр. "мисто" - "город"
Да и в прусском "город" - mestan ( и в литовском, забыл только как точно mestas, кажется).

#14
Опубликовано 18 Июнь 2010 - 21:35

Вообще, Черняховская культура - это разные черепки, пальчатые фибулы и височные кольца, наденные в земле.
Дело в том, что ко 2-ому веку нашей эры от скифов даже имени не осталось.
Сарматы - были.
Но ведь готы один раз туда прошли - из Балтии через Полесье по территории современной Украины до Крыма и дальше - на Балканы.
А обратно-то не вернулись. Как бы тогда термин "алус" попал бы (минуя пруссов) к восточным балтам - латышам и литовцам от готов?
Другое дело, что в скандинавских ( и древнегерманском) "пиво" - öl, al- .øl
Можно было бы предположить, что это вообще древнегерманский или скандинавский термин.
Но у них этого окончания -th (s), как в словаре Абаева.

#15
Опубликовано 19 Июнь 2010 - 07:56

Ну как же не вернулись? Гунны в 375г. погнали большинство германцев из Украины сначала на Балканы, а потом оттуда - назад в Европу.
Сообщение изменено: galychanyn, 19 Июнь 2010 - 07:57.
#16
Опубликовано 19 Июнь 2010 - 19:35

Rauka, Rauxsna - свет, светлый - райко, райчо=солнце (диал. болг.)
Suxra - красный - охра (особий красний цвет) ?
Suxra - красный - охра (особий красний цвет) ? Sārta , sārts -красная , красный , по латышски. Еше красный - sarkans
mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#17
Опубликовано 20 Июнь 2010 - 09:51

Rauka, Rauxsna - свет, светлый - райко, райчо=солнце (диал. болг.)
Suxra - красный - охра (особий красний цвет) ?
Kuti - собака - куче (болг.) Kuce - сука(собака) , kucēns - щенок по латышски.
mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#18
Опубликовано 20 Июнь 2010 - 16:06

В Европу - да. В Южную Европу.
Я о том, что они не имели возможности передать летто-литовцам слово alus.
Впрочем, Бог с ним, и пивом.
Меня, например, больше волнует, почему только у балтов maz - это "малый, маленький", в то время как у всех других индоевропейцев это "большой".
В современном английском "много" -much.
А в приснопамятном готском - "mais" - "больше". В армянском - "мец" - "большой , старший".
И лишь у балтов (у всех!) maz (masais) означает "малый, меньший, маленький".[
Единственным утешением служит свидетельство Фасмера, который утверждает, что русский "мизинец" пошел от балтийского maz.
Да, вот, еще в ирландском mac означает "мальчик", в смысле "малый, малыш". i] А также - "сын"[/i]
Кельты в этом смысле солидарны с балтами.
Ну, очень гадательно, но все же возможна связь с mezzo , medio, meitat, moitiй - "половина" в романских языках.
Хотя, логично было бы предположить, что например, латышское слово meita ("дочь") может означать как раз "часть", "половина". Так например, "сын" dēls - именно означает "часть (себя)". И "теленок" в русском языке - тоже. То есть , "маленький бык". Часть "быка". Сравн. "часть" по-латышски daļa ( ну, "доля" в славянских языках).
Так и латышская māsa - "сестра" может , наверно означать "меньшая" ( по отношению к брату)
И та же самая заморочка с латышским словом "большой" - liels.
Ни в одном другом языке ничего подобного нет, а в шведском, например, lil - значит "маленький".
Единственная известная мне сслыка на возможную этимологию латышского liels , это комментарий Соловьева:
«По древански «дед» - lgцlga, т.е . ljola, отсюда бог называется nos lgolga, т.е. «наш дед».
По- литовски didlis, или didelis, что по-латышски значит «великий».
Кроме божества эпитетом «великий» вероятно означался и родоначальник, с литовским didlis и латышским lels (на самом деле liels - Bhalu.) – «большой» совпадают славянские слова : дед, дядя, леля – у полабцев «отец», «лела» по- церковнославянски «тетка»)»
С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» Т I , стр. 279.
А вот Фасмер говорит, что "дед" никак с литовско-латышским "диджиолис", "диж" не соотносится .
Хотя сам же Фасмер и признает , что например, слово "ветхий" ( старый) может означать и "больший"
А в ряде языков, "дед" - именно grandfather, то есть "большой отец".
Но едва ли это все дает ответ на вопрос: откуда у латышей liels - "большой"?
( а что касается древанского lgцlga, то единственные соответсвия ему найдены мной лишь ...в тюркских языках - улу, олы, улуйу, улуйы - все это значит "старший". А оглы, оглу, огул, оул - наоборот, значит "сын", то есть "меньшой". Джуниор.)
Да, в готском "старший" - alюeis.
Сообщение изменено: Bhalu, 20 Июнь 2010 - 16:07.

#19
Опубликовано 21 Июнь 2010 - 21:44

O.E. mæden, mægden, dim. of mægð, mægeð "maid," from P.Gmc. *magadinom "young womanhood, sexually inexperienced female" (cf. O.S. magath, O.Fris. maged, O.H.G. magad, Ger. Magd "maid, maidservant," Ger. Mädchen "girl, maid," from Mägdchen "little maid"), fem. variant of PIE base *maghu- "youngster of either sex, unmarried person" (cf. O.E. magu "child, son," Avestan magava- "unmarried," O.Ir. maug "slave").

#20
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 01:06

mis- (1)
prefix meaning "bad, wrong," from O.E. mis-, from P.Gmc. *missa- "divergent, astray" (cf. O.Fris. mis-, M.Du. misse-, O.H.G. missa-, Ger. miß-, O.N. mis-, Goth. missa-), perhaps with a root sense of "difference, change" (cf. Goth. misso "mutually"), and thus from PIE *mit-to-, from base *mei- "to change" (see mutable). Others see in P.Gmc. *missa- the stem of an ancient pp., related to O.E. missan "fail to hit" (see miss (v.)), which is from the same PIE base. Used both with sense of "incorrect" (mistake) and "bad" (mishap);

#21
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 16:22

Я о том, что они не имели возможности передать летто-литовцам слово alus.
Но они же брали дань с айстиев-древних балтов, да и вообще начали свой путь с Балтики, с южного побережья правда, но вроде в те времена балты были распрастранены до Нижней Вислы, да и на Готланде имелись несколько позже поселения куршей, Вайстор писал об этом. Есть основания считать, что у славян выхода к морю в эпоху праславянского языка не было и гарманцы с балтами контактировали напрямую.
#22
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 18:00

Rauka, Rauxsna - свет, светлый - райко, райчо=солнце (диал. болг.)
Suxra - красный - охра (особий красний цвет) ?
Kuti-"собака" на венгерском.
Охра- не красный цвет.
#23
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 18:05

В укр. "становыть" - "находится"... например в фразе "он находится на достаточно высоком урвоне по определенным покзателям" будет: "вин становить достатньо высокый ривень за видповиднымы показныкамы" ,
Уважаемый Вогнеяр, Вы уверены в том что написали?

#24
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 18:41

Охра- не красный цвет.
http://ru.wikipedia....a.org/wiki/Охра
Принципно - не красний цвет, да.
Красная охра готовится большей частью обжиганием жёлтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как краска, а также в ситцепечатании.
Я имел предвид точно красная охра - она имеет место в праистории, при похоронения. Имела явно "магические свойства".
#25
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 18:44

прикинул, Ухова про балтские гидронимы до Вятки и дальше выложил уже в 4-й раз.
https://www.balto-sl...p...40&start=40
#26
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 19:02

Конечно! Нет никакого сомнения, что так. Более того, готы, ведь, как известно, разделились на два потока. И в Причерноморье ушли Амалы ( вернее, первый Амал появился уже в Причерноморье).
А в Западную Европу ( совр. Испанию и Португалию) ушел клан Балтов ( визиготы). Причем, нет никакой связи с позднейшим термином "балты". Скорее всего "балт" в данном случае - это скандинавское "прямой" -соответсвия находим в английском bolt и современном латышком bulta -это "стрела".
Так вот, эти готы увлекли с собой и балтов. А в Испании до сих пор здравствует род Галиндо, они сами себя считают потомками древних галиндов ( они же голядь).
А топоним Гробиня в Курземе - это древнеейше скандинавское поселение ( возможно, один из первых "виков"), называемый ГРЁНБЕН, что-то вроде "зеленой рощи". Кстати, по-моему вообще одно из первых известных поселений на территории Балтии. Притом, есть основания полагать, что несколько тысячелетий назад берег Балтийского моря был не там, где сейчас.
Ваш покорный слуга несколько лет назал своими глазами видел ( как раз под Гробиней) выдающийся кусок (пласт) породы посреди суши, который. как полагают специалисты, и был некогда древним балтийским берегом. ( То есть, море было шире, чем сейчас, и нынешняя Лиепая была морским дном или островом).
Да и первое упоминание о земгалах и Земгале находим в виде рунической надписи на территорри Швеции ( но очень ранней, чуть ли не 7 века) оно обзначено "семикала".
Да, и надо сказать, что в современном латышском полно готской лексики ( хотя ее немло и в русском), но в ряде случаев не удается безошибочно сказать - было это слово в балтийских языках до готов или нет.
Вот пример: готское слово "гостепреимство" выглядело вот так: gastigodei.
В латышском gods - это "честь, слава, почести, почетный".
Однако, произошло ли это слово от готского goþs - "добро" или было уже у балтов , как было и у других индоевропйецев , например, в том же словаре Абаева, как мы видим, Hu- "хороший, добрый", сказать трудно.
Да, это так. Однако, в 1-м тысячелетии BC между балтами и германцами на территории Южной Балтии где-то между Вислой и Одером очевидно вклинился какой-то южный ( возможно фрако-иллирийский) субстрат, который может быть отождествлен с Лужицкой археологической культурой.
И вот этот -то клин и вышибли готы. Причем после этого все этнонимы малость перепутались и тех, кого раньше называли как-то еще, получили имя своих соседей, к которым сами отношения не имели.
Например, пруссы почему-то готов готами не называли. А называли wukki (вуки), в то время как сегодня литовцы и латыши называют немцев - "вокиеши" "ваациеши". ( опять же в словаре Абаева видим что у иранцев Vac- "слово", это не новая мысль, у эллинов то же самое называлось "эпос"). То есть, вроде как тоже своего рода "славяне". Ан нет, немцы!
А вот словом guddi пруссы звали ...Русь и русских. ( в у литовцев это сохранилось в виде старого названия белорусов)
Хотя есть основания думать, что первоначально и пруссы могли так называть скандинавов, ибо Гданьск по прусски "Гудданис", а это ведь самая что ни на есть легендарная Скандза, или "Гътский Брегъ" новогородских источников.
В языке самих же готов haiþno - "язычник"( откуда и пошло heathen в английском, например), а haiþi - "обитающий в чащах" - ну, также можно истолковать, как "поклоняющийся в рощах своим богам - тот же "язычник". У пруссов guddi тоже имело второе значение "чаща, заросли".
А собствено немцев пруссы звали "микса" - в прусском это "косноязычный, неправильно говорящий", но в других языках (в том числе , в санскрите) "микса" - это именно "немой".
А у пруссов "немой" - "мимс" , река Неман же - "Мимели".
То есть, некая терминологическая путанница.
Сообщение изменено: Bhalu, 22 Июнь 2010 - 19:05.

#27
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 19:17

Сообщение изменено: Kurš, 22 Июнь 2010 - 19:22.
mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#28
Опубликовано 22 Июнь 2010 - 19:23

С таким немного темно-синим или даже фиолетовым оттенком? Да, это очень, очень древний янтарь, на самом деле.
балтийский янтарь из Музея Янтаря в Паланге
обнаружено в раскопках в Южной Италии. Культуру относят к 7 веку до н.э.
http://i074.radikal....8b0183a360b.jpg
http://i052.radikal....ccee596dfb3.jpg
Сообщение изменено: Bhalu, 22 Июнь 2010 - 20:04.

#29
Опубликовано 24 Июнь 2010 - 13:42

Однако, здесь есть тонкость. Если рассмотреть использование этой лексeмы в балтийских языках, то у тех же пруссов alu - это "мед" в смысле хмельной напиток. А "пиво" - piws.
Однако, некоторые исследователи считают, что латыши переняли термин alus из языка готского, в котором есть рефлект aluþ.
Присутствие же этого корня в яыках ираноязычных народов Причерноморья придает действию новый поворот винта. Если в латышский слово попало из готского, то где и когда готы, например, могли общаться со "скифами", коих Геродот описывал в 5 веке BC? В то время как балты в указанный период собственно жили по Днепру и могли с оными "скифами" контактировать. А позже, "реэмигрировав" на свою этническую родину, в Балтию, передать это богатое слово "балтийским балтам". ( Так, кстати, можно объяснить и расхождение с "пивом" латышей и пруссов).
Kur ir mans olus ( Где моё пиво ? ) на латгальском языке


mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
#30
Опубликовано 29 Июнь 2010 - 18:39

Rauka, Rauxsna - свет, светлый - райко, райчо=солнце (диал. болг.)
Suxra - красный - охра (особий красний цвет) ?
По болгарски Я - аз , если не путаю.По латгальски ( диалект латышского ) - As.По литовски - Aš. По латышски - Es , как и по армянски - Es

mazak mais, le mazak ož!
Vēlāk tiks viss vairak norasts,
senak dūran mazak kož...
Le muld cit, kas viņems muldams,
tu, drogs, dzīve ceper kuldams!
Ответить в эту тему

Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей