Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Восточнославянский фольклор в европейском и евразийском контексте или посчитать сказку.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Математика - царица наук, но мне как любому гуманитарию иногда непросто это принять. К статистике в истории, археологии и антропологии я давно привык, но оказывается можно посчитать и скази, выявить закономерности. На сайте кунсткамеры есть интереснейшая статья


Юрий Березкин. Восточнославянский фольклор в европейском и евразийском контексте (результаты статистической обработки данных).
Антропологический форум. 2016. №31


"Статистическая обработка данных о распределении фольклорных мотивов в пределах Европы и Кавказа подтвердила выявленное ранее наличие западного и восточного комплексов мотивов. Украинская, белорусская, прибалтийские традиции относятся к западному комплексу, башкирская, татарская и кавказские — к восточному. У волжско-пермских финно-угров западный компонент более выражен, чем у русских, занимающих промежуточное положение между двумя основными комплексами. Восточный комплекс имеет центральноазиатское происхождение. Его ареал совпадает с зоной распространения таких названий Венеры, как Чолбон и т.п. Ранее рубежа нашей эры Кавказ относился не к восточной, а к западной сфере культурного взаимодействия, о чем свидетельствует анализ распределения космологических и этиологических мотивов. В пределах Восточной Европы набор подобных мотивов у украинцев сходен с набором мотивов в кавказских традициях, у русских и белорусов — с мотивами балтских и финно-угорских традиций."


Желающие могут полностью прочесть статью по ссылке, здесь приведу заключение:

"Хотя хорошо известно, что практически любой фольклорный сюжет или образ, характерный для той или иной традиции, можно обнаружить и в других традициях, это обстоятельство редко используется для реконструкции историко-культурных процессов. Важно не то, что элементы фольклора являются «международными», а что каждый из них представлен на одних территориях и не представлен на других. Нередко такое распределение выглядит хаотичным. Убедительно объяснить конфигурацию ареала определенного сюжета или образа удается
нечасто: многие данные заведомо безвозвратно утрачены. Однако статистическая обработка массового материала позволяетпреодолеть эти ограничения и выявить наиболее важные тенденции, на которые частные лакуны в материале практически не влияют. Открывающиеся здесь перспективы необозримы, ибо постоянное пополнение базы данных позволяет замечать все новые закономерности. Среди тех закономерностей, которые удалось обнаружить на основе обработанных при подготовке статьи материалов, наиболее существенными кажутся следующие. В русском сказочном фольклоре процент «восточных» мотивов существенно выше, чем в украинском и белорусском, причем на Русскую равнину эти мотивы скорее всего проникали с юго-востока, из ногайской (а когда-то кипчакской) степи. Начался ли этот процесс еще в домонгольское время или массированное тюркское влияние относится лишь ко времени существования Золотой Орды и ханств, на которые она распалась, пока сказать трудно. Что касается мотивов, используемых в текстах космологического и этиологического содержания, то их наборы у русских и белорусов, с одной стороны, и у украинцев, с другой, несколько различаются. Наиболее вероятной причиной является влияние разного субстрата — балтского и финно-угорского на севере и алано-сарматского на юге."














#2
Sand

Sand

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 534 сообщений
  • Национальность:литвин
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:агностик
Поясните пожалуйста, легенду для рисунков. Что означают значки и цифры? Что является нулем для "изменчивости"?

#3
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Анализ проводился по базе фольклорных мотивов

Более подробно - можно тыкнуть, откроется пдф файл

Цитата(Краки Нифлунг @ 14.1.2017, 16:18) (смотреть оригинал)
На сайте кунсткамеры есть интереснейшая статья


#4
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 989 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Латвия
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: не знаю
  • Y-ДНК:R1a
Много споров было про сказки Пушкина , русские они или угро-финнские , т.к Арина Радионовна , вроде была угро-финнка и рассказывала ему свои сказки
Dziv i biezs un ķēpīgs morasts:

mazak mais, le mazak ož!

Vēlāk tiks viss vairak norasts,

senak dūran mazak kož...

Le muld cit, kas viņems muldams,

tu, drogs, dzīve ceper kuldams!

#5
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Kurš @ 14.1.2017, 21:49) (смотреть оригинал)
т.к Арина Радионовна , вроде была угро-финнка

Нет таких сведений. Есть только различные фантазии на тему её происхождения.
Русская она была - более чем очевидно из имеющихся источников.

П.С. Пушкин сам вроде чего-то фантазировал на то что она из "чухонцев", но при всем уважении к нему как к поэту, он не приводил никаких сведений. Да к тому же вполне вероятно имел сам некоторый комплекс своих ганнибальских предков, а потому хотел что-либо отыскать и в окружающих не очень популярное на тот момент.

Сообщение изменено: Eugene_rus, 14 Январь 2017 - 19:43.


#6
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 989 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Латвия
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: не знаю
  • Y-ДНК:R1a
Цитата(Eugene_rus @ 14.1.2017, 21:52) (смотреть оригинал)
Нет таких сведений. Есть только различные фантазии на тему её происхождения.
Русская она была - более чем очевидно из имеющихся источников.

П.С. Пушкин сам вроде чего-то фантазировал на то что она из "чухонцев", но при всем уважении к нему как к поэту, он не приводил никаких сведений. Да к тому же вполне вероятно имел сам некоторый комплекс своих ганнибальских предков, а потому хотел что-либо отыскать и в окружающих не очень популярное на тот момент.
Родилась 10 (21) апреля 1758 год в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии.Копо́рский уе́зд — Во́дская пяти́на (или Вотская пятина, Вотьская пятина, Вотская земля, — северо-западная пятина Новгородской земли до XVIII века. Территория расположена между реками Волхов и Луга. Получила своё название по финно-угорскому народу водь, проживавшему на этих землях
Dziv i biezs un ķēpīgs morasts:

mazak mais, le mazak ož!

Vēlāk tiks viss vairak norasts,

senak dūran mazak kož...

Le muld cit, kas viņems muldams,

tu, drogs, dzīve ceper kuldams!

#7
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Цитата(Kurš @ 17.1.2017, 10:30) (смотреть оригинал)
Родилась 10 (21) апреля 1758 год в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии.Копо́рский уе́зд — Во́дская пяти́на (или Вотская пятина, Вотьская пятина, Вотская земля, — северо-западная пятина Новгородской земли до XVIII века. Территория расположена между реками Волхов и Луга. Получила своё название по финно-угорскому народу водь, проживавшему на этих землях

И что с того откуда пошло название и кто там жил? Преемственности то нет. Кроме разве что названия, которое опять во время Пушкина уже не бытовало.
Иначе и я как петербуржец живу на водской пятине, и потому вдимо тоже фино-угр по Вашей логике.
  • "Спасибо" сказали: Tora_sama

#8
Vafthrudnir

Vafthrudnir

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 788 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сталинодар
  • Национальность:Русский
  • Вероисповедание:Агностический атеизм

Кстати, из всех славянских мифов, самый мощный след в массовой культуре оставили южнославянские мифы о вампирах. Сначала эти мифы распространились на греков, потом на румын (где вампир смешался с личностью Влада Цепеша) и дальше на Германию, а оттуда уже на остальную Европу. Несмотря на то, что мифы о мертвецах-кровососах появлялись у совсем разных народов, в массовой культуре самым популярным стало именно южнославянское их виденье.


  • "Спасибо" сказали: Bacon

#9
Bacon

Bacon

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 463 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-

Мифы о вампирах у всех славян есть, но да, ассоциируются они с Карпатами и Балканами. С детства нравится "Семья Вурдалака" А. Толстого.



#10
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Заинтересовало это русское слово "вурдалак". А это так просто российские писатели переиначили волколака:

 

Слово «вурдалак», как синоним вампира, очевидно, появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян оборотня. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» (рус. «Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х годах.


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#11
Grad

Grad

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 942 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский

 

И что с того откуда пошло название и кто там жил? Преемственности то нет. Кроме разве что названия, которое опять во время Пушкина уже не бытовало.
Иначе и я как петербуржец живу на водской пятине, и потому вдимо тоже фино-угр по Вашей логике.

 

Глупости. Суйда ижорское село. Скорее всего она ижорка.


Сообщение изменено: Grad, 09 Декабрь 2020 - 14:31.


#12
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 819 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Rīga
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: нордид
  • Y-ДНК:R-M417
  • мтДНК:HV
  • Вероисповедание:православный, лютеранин, католик




Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей